Синтез и анализ механизма двигателя внутреннего сгорания
Синтез и анализ механизма двигателя внутреннего сгорания
Содержание
Введение
1 Постановка задач проекта
2 Синтез кинематической схемы механизма
3 Синтез рычажного механизма
4 Синтез кулачкового механизма
5 Синтез зубчатого механизма
6 Кинематический анализ механизма
7 Динамический анализ механизма
8 Оптимизация параметров механизма
Заключение
Список использованных источников
Введение
На современном этапе развития науки и техники большая роль отводится машиностроению, в рамках которого изучаются общие методы исследования свойств механизмов и проектирования их схем независимо от конкретного назначения машины. Это необходимо для того, чтобы повысить надежность машин и оборудования. Данная проблема рассматривается в курсе теории механизмов и машин.
Изучение дисциплины «Теория механизмов и машин» проводится с широким применением ЭВМ, а также математического и программного обеспечения.
Задачи теории механизмов и машин разнообразны. Важнейшие из них это:
- анализ механизмов;
- синтез механизмов;
- теория машин-автоматов.
Анализ механизма состоит в исследовании кинематических и динамических свойств механизма по заданной схеме.
Синтез механизма состоит в проектировании схемы механизма по заданным его свойствам.
Разделение теории механизмов на анализ и синтез носит условный характер, так как часто схему механизма и его параметры определяют путем сравнительного анализа различных механизмов, воспроизводящих одни и те же движения. Этот сравнительный анализ возможных вариантов механизма составляет теперь основу методов синтеза с использованием ЭВМ. Также в процессе синтеза механизма приходится выполнять проверочные расчеты, используя методы анализа.
Значение курса теории механизмов и машин для подготовки инженеров, проектирующих новые машины и механизмы, очевидно, так как общие методы синтеза механизмов, излагаемые в этом курсе, дают возможность находить параметры механизмов с заданными кинематическими и динамическими свойствами.
1 Постановка задач проекта
Задачи курсового проекта:
-освоение методов синтеза механизмов и определение их основных параметров;
-освоение методов кинематического и динамического анализа синтезированного механизма;
-приобретение навыков оптимизации параметров механизма методом перебора.
Исходные данные:
Тип двигателя -V-образный.
Кривошипно - шатунный механизм:
H= 120?10-3м - ход поршня;
D= 120?10-3м - диаметр поршня;
= 0.35 - отношение длины кривошипа к длине шатуна;
mп= 3.5кг - масса поршня;
mш=9кг - масса шатуна;
1= 250 рад/с - угловая скорость кривошипа;
?max = 300 - максимальный угол давления.
Кулачковый механизм:
h= 10?10-3 м - высота подъема толкателя;
y= 840- угол удаления;
тип толкателя - плоский;
закон движения - синусоидальный.
Зубчатый механизм:
u=8 - передаточное число механизма.
Требуется:
-синтезировать кривошипно-шатунный, кулачковый и зубчатый механизмы;
-произвести динамический анализ кривошипно - шатунного механизма;
-определить оптимальные параметры механизма, чтобы обеспечивался заданный закон изменения скорости поршня.
2 Синтез кинематической схемы механизма
Кинематическая схема механизма включает основные подсистемы автомобиля: кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы.
Кривошипно-шатунный механизм включает кривошип, шатун, поршень.
Схема кривошипно - шатунного механизма представлена на рисунке 2.1.
Синтез рычажного механизма предусматривает определение основных параметров кривошипно-шатунного механизма - длины кривошипа, хода поршня, а также определение зависимости перемещения, скорости и ускорения поршня от угла поворота коленчатого вала.
Для определения основных параметров кривошипно-шатунного механизма рассмотрим рисунок 3.1.
Рисунок 3.1 - Схема кривошипно - шатунного механизма V - образного двигателя с углом развала 900
Оси координат удобнее всего направить вдоль цилиндров, а для упрощения расчетов по определению параметров КШМ отбросим второй цилиндр и дальнейшие рассуждения, будем вести относительно одного цилиндра (рисунок 3.2) .
Рисунок 3.2 - Схема одного цилиндра КШМ
Определим неизвестные параметры r и l КШМ, используя формулы:
r=0.5H (3.1)
l=r/? (3.2)
где r - длина кривошипа;
l - длина шатуна.
Численные значения параметров r и l определим, записав формулы 3.1 и 3.2 в программе MathCAD. Получаем:
r = 0.03 м;
l = 0.171 м.
Необходимое условие проворачиваемости звеньев выполняется при угле давления ?max равным 30 градусам.
Параметры кривошипно - шатунного механизма заносим в таблицу 3.1.
Основными геометрическими параметрами кулачкового механизма с поступательно движущимся толкателем являются радиус кулачка и эксцентриситет.
Определение радиуса кулачка, а также дальнейшие вычисления будем производить, используя программу MаthCAD.
Определим радиус кулачка по формуле (4.1):
r0=la(?1)-S(?1)l (4.1)
где a(?1) - минимальное значение функции ускорения толкателя по углу поворота кулачка ?1;
S(?1) - значение перемещения толкателя при угле поворота кулачка ?1.
Значение эксцентриситета, в случае с плоским толкателем, не влияет на определение профиля кулачка, поэтому его находить не будем.
В механизме с плоским толкателем координаты конца радиус - вектора r1 определяются по формулам:
xА=V() (4.2)
yА=r0+ S() (4.3)
где V() - значение скорости толкателя при угле поворота ?1.
Величину радиус - вектора r1 определим по формуле:
r1(1)=(xА ()2 + уА ()2)1/2 (4.5)
С учетом формул 4.2 и 4.3 получаем выражение для радиус - вектора r1
r1() (V()2+ (r0 + S())2)1/2 (4.6)
Для определения координат профиля кулачка необходимо спроецировать радиус - вектор на оси координат при повороте его на угл равный 360 градусов. Следовательно координаты профиля кулачка xК и уК будут равны:
xК()=r1()cos() (4.7)
yК()=r1) cos() (4.8)
Построение профиля кулачка будем проводить в среде MathCAD. Для написания программы по построению профиля сначала введем переменные, которые заданы по условию:
h = 10?10-3 м
у = 840
Для построения графиков зависимостей ускорения, скорости и перемещения толкателя от угла поворота кулачка зададим угол и его шаг:
=0,?/100..2?
Далее с помощью программы опишем закон изменения ускорения толкателя от угла поворота :
a()= (h?2?/у2 )?sin(2??/ у) if у
- (h?2?/у2 )?sin(2??/ у) if у ??2 у
0 otherwise
Для определения значения угла ?1 , в котором значение функции ускорения минимальное воспользуемся функцией Minimise, начальное значение угла ?1 примем равное нулю:
?1 = 0 ?1 = Minimise(а, ?1 )
Функцию скорости толкателя от угла поворота V() найдем с помощью интегрирования функции ускорения a(). Затем проинтегрировав функцию скорости найдем функцию перемещения S(). Интегрирование проводим в пределах от 0 до 2у. Для этого cоставляем программы:
V()= ? a()d if ?2у
0 otherwise
S()= ? V()d if ?2у
0 otherwise
Определив значения угла ?1 , а также функции скорости и перемещения толкателя и последовательно подставляя эти значения в выражения 4.1, 4.2, 4.3, 4.6 ,4.7 и 4.8 получаем координаты профиля кулачка.
Профиль кулачка найдем, построив график функции Pr() от угла :
Pr() = (xК()2 + yК()2)1/2
Все вычисления и графики приведены в приложении А.
5 Синтез зубчатого механизма
Зубчатый механизм включает в себя планетарную и вальную передачи. Синтез зубчатого механизма заключается в определении чисел зубьев всех колес и передаточного числа планетарного механизма.
Схема зубчатого редуктора представлена на рисунке 5.1.
Рисунок 5.1 - Схема зубчатого механизма
По условию задано передаточное число всего механизма, равное произведению передаточного числа планетарной и вальной передачи:
U = Uпм? Uвп U = 8
Выразим передаточное число всего механизма через числа зубьев с применением формулы Виллиса:
U= 1 - ( - z2/z1)?(z4/z3))?z6/z5 (5.1)
Примем передаточное число планетарного механизма равным Uпм = 4, а вальной передачи Uвп = 2. Тогда:
1-(z2/z1)?(z4/z3) = 4 (5.2)
где (z2/z1)?(z4/z3) = р - передаточное число механизма при остановленном водиле h.
Выбираем числа зубьев z4 и z3 равными соответственно 51 и 17. Используя условие соосности: z4 - z3 = z2 + z1 ; и выражение 5.2 найдем оставшиеся z2 и z1. Решив систему с двумя неизвестными получаем : z1 = 17 ,
z2 = 17
Для определения числа зубьев колес вальной передачи примем z5 = 17 и определим число зубьев шестого колеса по выражению 5.1. Решив уравнение получаем z6 = 34.
Проверим правильность подбора зубьев по условиям соосности и сборки.
Условие соосности:
z4 - z3 = z2 + z1
51 - 17 = 17+17 = 34
Следовательно, условие соосности выполняется.
Условие сборки:
(z4 ?z2+z3 ?z1) / kc = n
где kc = 2 - число саттелитов;
n - любое целое число.
(51?17 + 17?17)/1 = 1156
Условие сборки выполняется.
В результате проверки по условиям соосности и сборки видно, что числа зубьев подобраны верно.
Определим параметры эвольвентного зацепления зубчатых колес 1 и 2.
Рассчитаем параметры зацепления для колёс с модулями m=3, для зацепления с нулевым смещением.
Результаты занесем в таблицу.
Таблица 5.1 - Параметры зубчатого зацепления
№ колеса
di , мм
dbi, мм
dai, мм
dfi, мм
Si, мм
ai,град.
xi, мм
1
51
47.924
57
43.5
4.712
20
0
2
51
47.924
57
43.5
4.712
20
0
где di - диаметр делительной окружности;
dbi - диаметр основной окружности;
dai -диаметр окружности вершин;
dfi - диаметр окружности впадин;
Si - толщина зуба по делительной окружности;
ai - угол зацепления;
xi - смещение.
По данным параметрам строим зубчатое зацепление.
Все вычисления и эвольвентное зацепление представлены в приложении Б.
6 Кинематический анализ механизма
Для выполнения кинематического анализа необходимо решить его основные задачи: определение зависимости положений, линейных и угловых скоростей и ускорений звеньев от обобщенной координаты, в качестве которой выбираем угол поворота коленчатого вала.
Кинематический анализ рычажного механизма заключается в определении кинематических параметров поршня и шатуна, то есть их линейных и угловых перемещений, скоростей и ускорений.
Кинематический анализ кривошипно-шатунного механизма заключается в определении линейных перемещений, скорости и ускорения поршня. Перемещение поршня Sb в зависимости от угла поворота кривошипа ?1 для механизма, изображенного на рисунке 3.2, описывается формулой:
Sb(?1) = rcos(?1) + lcos(?2)
где ?2(?1) = arccos?(1 - (r/l)?sin(?1)2)1/2 - угол поворота шатуна.
Определим зависимость скорости поршня от угла поворота коленчатого вала. График зависимости скорости поршня от угла поворота кривошипа ?1 Vb(1) получим дифференцированием функции перемещения поршня Sb(?1):
Vb(1) = (d Sb(?1)/d ?1 )??1
График зависимости ускорения поршня от угла поворота кривошипа ?1 ab(1) получим дифференцированием полученной функции скорости Vb(1):
ab(1) = (d V(1)/d ?1 )??1
Полученные зависимости перемещения,скорости и ускорения поршня от угла поворота кривошипа ?1 и их вычисления представлены в приложении В.
7 Динамический анализ механизма
Задачей динамического анализа механизма является определение нагруженности в звеньях механизма и передаваемых моментов в процессе его функционирования.
В данной работе динамическая модель представляет собой простейшую математическую модель с одной степенью свободы. Составляем динамическую модель кривошипно-шатунного механизма. Для определения Мд используем формулу:
Мд??1 = ? Мi??i + ?Pi?Vi?cos(Pi^Vi)
где Мi - момент, приложенный к i - му звену;
Pi - сила, приложенная к i - му звену;
Vi - скорость i - го звена;
?i - угловая скорость i - го звена.
Тогда выражение для момента, действующего от одного поршня, можно записать в следующем виде:
М(?1) = P1(?1)?V1(?1)/?1
Затем разложим момент, действующий от одного поршня, на две составляющие: момент движущих сил и момент сил сопротивления. Момент движущих сил определим на промежутках от 00 до 1800 градусов и от 3600 до 4050 градусов, а момент сил сопротивления на промежутках от 1800 до 3600 и от 4050 до 7200 градусов .
Для этого запишем программы:
Mд(?1) = M(?1) if (0?1??) and (2??1?9?/4)
0 otherwise
Mc(?1) = 0.7M(?1) if (??1?2?) and (9?/4?1?4?)
1000 otherwise
Момент сил сопротивления определяем с учетом потерь на трение внутри цилиндра.
Далее определим угловое ускорение кривошипа:
?1(?1) = (Mд(?1) - Mc(?1))/(J1(?1)+Jм)
где J1(?1) - приведенный момент инерции;
Jм - момент инерции маховика.
Приведенный момент инерции вычисляется по формуле:
Характеристикой неравномерности установившегося движения является коэффициент неравномерности движения механизма:
? = (?imax - ?imin)/?iср
где ?imax - максимальная угловая скорость i - го звена приведения;
?imin - минимальная угловая скорость i - го звена приведения;
?iср - средняя угловая скорость i - го звена приведения.
Допустимую величину коэффициента неравномерности доп для автомобильных двигателей примем 0.085.
Среднюю угловую скорость определим по формуле:
?ср = (?max + ?min)/2
Для этого в программе MаthCAD используем функцию Minner.
После определения характеристики неравномерности ? подбираем момент инерции маховика таким образом, чтобы выполнялось неравенство ??доп .
Вычисления и графики представлены в приложении В.
8 Оптимизация параметров механизма
Параметрическая оптимизация механизма заключается в поиске оптимальной совокупности значений его внутренних параметров с учетом технических требований. Поиск оптимальных параметров может осуществляться методами оптимизации либо методом перебора. Для этого критерии оптимальности выражают целевыми функциями, в основе которых лежат математические модели механизмов, представленные таким образом, что при оптимальной совокупности внутренних параметров механизмов, соответствующей наилучшему значению выходных параметров, целевые функции имеют экстремальное значение. В качестве целевой функции выступает зависимость, отражающая полноту удовлетворения предъявляемых к механизму требований.
В качестве критериев оптимальности наиболее часто используют отклонение между желаемыми кинематическими или динамическими характеристиками выходного звена и реально реализуемыми механизмом, точность воспроизведения заданной функции или траектории, максимальное ускорение выходного звена, к.п.д. и производительность механизма и т.д.
В качестве параметров оптимизации, т.е. параметров, варьируя которыми стремятся к минимизации целевой функции, выступают геометрические размеры механизма: длины звеньев, углы, расстояния между стойками и т.д.
В кривошипно-шатунном механизме в качестве критериев оптимальности выберем длину кривошипа r и длину шатуна l. Оптимизацию будем выполнять методом перебора: оставляя постоянным значение длины шатуна l, варьируем значением длины кривошипа r и находим значение целевой функции F для каждого значения r, затем, фиксируя оптимальное значение r, перебираем значение l, и также находим значение целевой функции F. Выражение для целевой функции получим определив среднее отклонение закона изменения скорости поршня от требуемого закона движения. Требуемый закон изменения скорости:
Vт(?1) = -14?sin(?1)+1.5
Тогда значение целевой функции равно:
F = V1(?1) - Vт(?1)
Среднее отклонение закона изменения скорости поршня от требуемого закона движения найдем непосредственно в программе с использованием функции mean.
Далее составляем программы для определения отклонения в зависимости от длины кривошипа r и шатуна l. Длину кривошипа r выберем, изменяющуюся в пределах от 0.03 до 0.082, а длину шатуна l от 0.082 до 0.171.
В качестве ограничения максимального угла давления ?max используем следующее выражение: sin(?max) = r/l.
Затем строим графики зависимости отклонений законов изменения скоростей поршня от требуемого закона движения от длины кривошипа r и шатуна l.
Для получения оптимальных значений длины шатуна l и кривошипа r составляем программы в среде MathCAD.
Вычисления, программы и графики представлены в приложении Г.
Заключение
Выполняя курсовой проект, были проведены следующие работы: синтез и анализ механизма двигателя внутреннего сгорания, оптимизация кривошипно - шатунного механизма, определены основные параметры зубчатого механизма и построено эвольвентное зубчатое зацепление.В результате синтеза и анализа механизма двигателя внутреннего сгорания были определены основные параметры механизмов и получены законы их изменения.При оптимизации кривошипно - шатунного механизма получены значения оптимальной длины кривошипа 0.03 и оптимальной длины шатуна 0.0171.Для зубчатого механизма получены значения чисел зубьев колес: z1=17; z2=17;z3=17;z4=51;z5=17;z6=34.Список использованных источниковК.И. Заблонский и др. Теория механизмов и машин. Учебник. -- Киев: Вища школа. 1989. -- 376 с.И.М. Белоконев. Теория механизмов и машин. Методы автоматизированного проектирования. -- Киев: Вища школа. -- 1990. -- 208 с. Теория механизмов и механика машин / Под ред. К.В. Фролова: М., Высшая шк. -- 1998. -- 496с. С.А. Попов, Г.А. Тимофеев. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин. -- М.: Высш. шк. -- 1998. -- 351 с. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин: Учеб. пос. / Под ред. А.С. Кореняко. -- Киев: Вища школа. -- 1970. -- 332 с. Л.С. Тетерюкова, В.Л. Комар. Кинематический расчет рычажных механизмов на ЭВМ методом замкнутых векторных контуров. Методические указания к курсовому проекту по теории механизмов и машин для всех специальностей. -- Могилев: МГТУ, 2000. -- 38 с.Тарасик В.П., Бедункевич В.М. Функциональное проектирование планетарных коробок передач: Методические указания для курсового и дипломного проектирования. -- Могилев: ММИ, 1996. -- 30 с.