Общей тенденцией развития соединений является приближение их к целым деталям и удовлетворение условию равнопрочности с соединенными элементами. Иначе мате-риал соединяемых элементов не будет пол-ностью использован.
Соединения по признаку возможности разборки делят на неразъемные, ко-торые нельзя разобрать без разрушения или повреждения (заклепочные, сварные), и разъемные, позволяющие повторные сборку и разборку (резьбовые, клиновые, шлицевые и др.).
Неразъемные соединения осуществля-ются силами молекулярно-механического сцепления (сварные, паяные, клеевые) или механическими средствами (клепаные, со-единения с натягом, вальцованные).
Соединения элементов сосудов и трубо-проводов, содержащих жидкости или газы, должны удовлетворять условиям плотно-сти (герметичности). Для этого контакти-рующие поверхности механических соеди-нений должны быть сжаты давлением, существенно превышающим давление среды.
2. Клеммовые соединения
Клеммовыми называют фрикционные соединения деталей с соосными цилиндрическими посадочными поверхностями, в которых требуемое радиальное давление (натяг) и фиксация за счет сил трения создаются путем деформации изгиба ох-ватывающей детали затянутыми болтами (в соответстивии с рисунком 1).
Рисунок 1 - Клеммовые соединения
Эти соединения применяют для пере-дачи вращающего момента и осевой силы между валами, осями и призма-тическими деталями (рычагами, щеками сборных коленчатых валов, частями уста-новочных колец и т. п.).
При проектировании соединения обычно требуется определить силу затяжки, обес-печивающую взаимную фиксацию деталей и передачу требуемого вращающего мо-мента, а также оценить прочность болта(болтов) и охватывающей детали (клем-мы).
В приближенном расчете можно принять, что контактные напряжения от затяжки равномерно распределены по по-верхности контакта (как в соединении с натягом). Тогда средние контактные на-пряжения qвсвязаны со сдвигающей нагрузкой Q соотношением
Если соединение имеет п болтов (в од-ном или двух рядах, см. рис. 5, б), затянутых силой Fо,то условие равновесия клеммы (рис. 5, в) имеет вид пFо=qld.
Учитывая равенство и последнее соотношение, получим
Диаметр резьбы болта для обеспечения такой силы затяжки
где [уP] - допускаемое напряжение для материалов болта.
Оценку прочности клеммы можно выполнить путем расчета методом конечных элементов или по теории колец.
3. Клеевые соединения
Клеевые соединения - это соединения неметаллическим веществом посредством поверхностного схватывания (адгезии) и внутренней межмолекулярной связи (ко-гезии) в клеящем слое.
Достоинствами этих соединений являют-ся: возможность соединения деталей из разнородных материалов, соединения тон-ких листов, пониженная концентрация на-пряжений и хорошее сопротивление уста-лости, возможность обеспечения герметич-ности, уменьшенная масса, возможность получения гладкой поверхности изделия.
Применяемые в машиностроении клеи подразделяют на термореактивные - эпо-ксидные, полиэфирные, фенолоформаль-дегидные, полиуретановые; термоплас-тичные на основе полиэтилена, поливенил-хлорида; эластомеры на основе каучуков. При нормальной температуре 18?20 °С предел прочности на сдвиг большинства клеев 10?20 МПа (предельные достигае-мые значения 30?50 МПа); при 200?250 °С снижается на 30?50 %.
Клеи на основе кремнийорганических соединений и неорганических полимеров (в частности, ВК2) обладают теплостой-костью до 700?1000 °С, но меньшей проч-ностью и повышенной хрупкостью.
Наряду с жидкими клеями применяют клеи в виде пленок, которые вкладывают между соединяемыми деталями, а потом нагревают и сжимают.
Основным недостатком клеевых соедине-ний является их слабая работа на неравно-мерный отрыв, что накладывает требова-ния на конструкцию соединений. Наиболее широко применяют соединения внахлестку, работающие на сдвиг. Стыковые соедине-ния для обеспечения прочности выполняют по косому срезу (на «ус») или предусмат-ривают накладки. При увеличении толщи-ны клеевого слоя прочность падает. Опти-мальная толщина слоя 0,05?0,15 мм.
Успешно применяют клей для повыше-ния прочности сопряжения зубчатых колес с валами и зубчатых венцов со ступицами. Клей начинают использо-вать при установке наружных колец под-шипников качения в корпус, для уплотне-ния и стопорения резьбовых соединений, для присоединения пластинок режущего инструмента.
Для особопрочных соединений, испы-тывающих произвольную нагрузку, вклю-чая неравномерный отрыв, и вибрацион-ную нагрузку, применяют комбинирован-ные соединения, клеесварные и клеезакле-почные, клеерезьбовые.
Комбинированные соединения обеспе-чивают равнопрочность с целыми листа-ми и широко применяются в ответствен-ных машинах (в частности, в тяжелых самолетах соединяемые поверхности по несколько сот квадратных метров).
Клеесварные соединения выполняют обычно в виде сочетания клеевых и то-чечных сварных швов. Толстые листы соединяют двухрядными швами с шахмат-ным расположением точек. Точечную сварку преимущественно производят по жидкому (эпоксидному) клею.
Клеезаклепочные соединения еще прочнее клеесварных. Их обычно выпол-няют по незатвержденному (фенольному БФ-1, БФ-2 и др.) клею, что исключает необходимость сдавливания соединяемых листов при склеивании.
Успешно применяют клееболтовые со-единения.
Рассеяние энергии в клеевых соедине-ниях на 20?30 % больше, чем в обычных фрикционных.
4. Заклепочные соединения
Заклепка (в соответстивии с рисунком 2) представляет со-бой стержень круглого сечения с головка-ми на концах, одну из которых, называе-мую закладной, выполняют на заготовке заранее, а вторую, называемую замыкаю-щей, формируют при клепке. Заклепки стягивают соединяемые детали, в результате чего часть или вся внешняя продольная нагруз-ка на соединения передается силами тре-ния на поверхности стыка.
Рисунок 2 - Заклёпка с полукруглыми головками и простейшее заклёпочное соединение
Заклепочные соединения разделяют на: 1) силовые (иначе называемые прочны-ми соединениями), используемые преиму-щественно в металлических конструкциях машин, в строительных сооружениях;
2) силовые плотные (иначе называемые плотнопрочными соединениями), исполь-зуемые в котлах и трубах, работающих под давлением.
Плотность также можно обеспечить с помощью клея.
Преимуществами заклепочных соедине-ний являются стабильность и контролируе-мость качества. Недостатки - повышен-ный расход металла и высокая стоимость, неудобные конструктивные формы в связи с необходимостью наложения одного листа на другой или применения специальных накладок. В настоящее время заклепочные соединения в большинстве областей вытес-нены сварными и этот процесс продол-жается.
Область практического применения за-клепочных соединений ограничивается сле-дующими случаями:
1) соединения, в которых нагрев при сварке недопустим из-за опасности отпуска термообработанных деталей или коробле-ния окончательно обработанных точных деталей;
2) соединения несвариваемых материа-лов;
3) соединения в самолетах, например в пассажирском самолете применяют до 2,5 миллионов заклепок;
4) соединения в автомобилестроении для рам грузовых машин. Заклепки изготовляют из прутков на вы-садочных автоматах.
Клепку стальными заклепками диамет-ром до 8?10 мм, а также заклепками из латуни, меди и легких сплавов всех диа-метров производят холодным способом, а остальных заклепок - горячим спосо-бом.
Материал заклепок должен быть доста-точно пластичным для обеспечения воз-можности формирования головок и одно-родным с материалом соединяемых дета-лей во избежание электрохимической коррозии. Стальные заклепки обычно изго-товляют из сталей Ст2, Ст3, 09Г2 и др.
Государственными стандартами пред-усмотрены следующие виды заклепок.
Заклепки со сплошным стерж-нем: с полукруглой головкой (ГОСТ 10299-80* и ГОСТ 14797-85, рисунок 3, а),имеющие основное применение в силовых и плотных швах; с плоской головкой (ГОСТ 14801-85, в соответстивии с рисунком 3, б),предна-значенные для работы в коррозионных средах; с потайной головкой (ГОСТ10300-80*, ГОСТ 14798-85, в соответстивии с рисунком 3, в), применяемые при недопустимости высту-пающих частей, в частности в самоле-тах; с полупотайной головкой для соеди-нения тонких листов.
Заклепки полупустотелые (ГОСТ 12641-80*, ГОСТ 12643-80, г, д, е)и пустотелые(ГОСТ 12638-80* - ГОСТ 12640-80*, в соответстивии с рисунком 3, ж, з, и)применяют для соединения тонких листов и неметаллических деталей, не допускающих больших нагрузок.
Рисунок 3 - Стандартные стальные заклёпки
Для увеличения ресурса заклепочных соединений создают радиальный натяг, ре-сурс при этом увеличивается в 2?4 раза.
Для крепления лопаток некоторых паро-вых и газовых турбин применяют заклепки, устанавливаемые под развертку и рабо-тающие в основном на сдвиг.
Наиболее отработаны конструкции, ти-паж и технология заклепочных соединений в авиационной промышленности.
Кроме традиционных заклепок приме-няют:
1) заклепки из стержней с одно-временным расклепыванием обеих головок и образованием гаран-тированного натяга по цилиндрической по-верхности;
2) заклепки с потайной головкой и компенсатором - местной выпук-лостью на головке, деформируемой приклепке и уплотняющей контакт головки;
3) заклепки для швов с односто-ронним подходом и с сердечни-ком, который при осевом пере-мещении распирает заклепку, образуя замыкающую головку, а потом обрывается и фрезеруется для обеспечения гладкой поверхности;
Рисунок 4 - Стержневые заклёпки для односторонней клёпки
4) взрывная заклепка того же на-значения, у которой замыкающая головка образуется в результате взрыва вещества, заложенного в отверстие заклепки; взрыв вызывается нагревом закладной головки и стержня;
5) болт-заклепка в виде стержня, устанавливаемого с натягом, и высокой шайбы; при установке болта гайку обжимают на стержне, имеющем в этом месте кольцевые канавки; потом хвос-товую часть стержня обрывают;
6) заклепка с большим сопро-тивлением сдвигу в виде твердой пустотелой заклепки с потайной головкой, притягиваемой винтом.
Заклепочные соединения по конструкции разделяют на соединения внахлестку (в соответстивии с рисунком 5, а),соединения с одной накладкой (в соответстивии с рисунком 5, б) и соединения с двумя наклад-ками (в соответстивии с рисунком 5, в).
Рисунок 5 - Основные типы заклёпочных соединений
Заклепочные соединения применяют так-же для деталей машин общего назначения, например для крепления венцов зубчатых колес к ступицам, лопаток в турбинах, противовесов коленчатых валов, тормоз-ных лент и обкладок, для соединения дета-лей рам и колес автомобилей и т. д.
При конструировании рекомендуется придерживаться следующих правил:
1) в элементах, работающих на растя-жение или сжатие для уменьшения их из-гиба, заклепки следует располагать воз-можно ближе к оси, проходящей через центр массы сечений, или симметрично от-носительно этой оси;
2) в каждом соединении для устранения возможности относительного поворота со-единяемых деталей желательно использо-вать не менее двух заклепок;
3) заклепки по возможности следует размещать таким образом, чтобы соеди-няемые элементы ослаблялись меньше и их материал использовался более полно, т. е. следует предпочитать шахматное располо-жение рядному.
Расчет заклепочных соединений. В со-ответствии с обычными условиями работы заклепочных соединений основными на-грузками для них являются продольные силы, стремящиеся сдвинуть соединяемые детали одну относительно другой. В плотном и точном соединениях необхо-димо, чтобы вся внешняя нагрузка во из-бежание местных сдвигов воспринималась силами трения.
Расчет заклепок в соединении, находя-щемся под действием продольной нагруз-ки, сводится по форме к расчету их на срез. Трение в стыке учитывают при выборе допускаемых напряжений среза. При цен-тральном действии нагрузки предполага-ется равномерное распределение сил между заклепками.
В заклепочном соединении допустимая нагрузка, отнесенная к одной заклепке,
где d - диаметр стержня заклепки; [ф]ср - условное допускаемое напряжение за-клепки на срез; i - число срезов.
При центрально действующей нагрузке F необходимое число заклепок z=F/F1.
Заклепки на смятие в односрезном или двухсрезном силовом соединении проверяют по формуле
где s - толщина стенки соединяемых де-талей.
Проверка на смятие плотных соединений не нужна, так как в них вся продольная нагрузка воспринимается силами трения в стыке.
Соединяемые элементы проверяют на прочность в сечениях, ослабленных заклеп-ками:
Допускаемое напряжение для соедине-ний стальных деталей заклепками из ста-лей Ст2 и Ст3 при расчете по основным нагрузкам: на срез заклепок [ф]ср=140 МПа и на смятие [у]см=280?320 МПа, на растяжение соединяемых элементов из стали Ст3 [у]р=160 МПа.
При холодной клепке допускаемые на-пряжения в заклепках снижают на 30 %.
Для элементов соединений с пробитыми и нерассверленными отверстиями допус-каемые напряжения снижают на 30 %.
Если соединение работает при редких знакопеременных нагрузках, допускаемые напряжения понижают умножением на коэффициент
где Fminи Fmax- наименьшая и наиболь-шая по абсолютной величине силы, взятые со своими знаками. Для соединения эле-ментов из низкоуглеродистых сталей а=1, b=0,3, а для соединений из среднеуглеро-дистых сталей а = 1,2, b= 0,8.
Потребная площадь элементов, рабо-тающих на растяжение под действием силы F,
где ц=(P-d)/P коэффициент прочности шва, величина которого обычно колеблется в пределах от 0,6 до 0,85; Р - шаг распо-ложения заклепок.
При проектном расчете значением ц за-даются, а потом производят проверочный расчет.
В групповых заклепочных соединениях, подверженных сложному напряженному состоянию, силы на одну заклепку опре-деляются, как в резьбовых соединениях.
5. Конические соединения
Конические соединения представляют собой разновидность фрик-ционных соединений, используемых для пе-редачи вращающего момента между дета-лями с соосными посадочными поверхностями. Обычно такие соединения применяют для закрепления деталей на кон-цах валов.
Натяг и контактные напряжения в конических соединениях (в отличие от цилин-дрических соединений) создаются затяж-кой.
Уравнение равновесия при равномерном распределении по длине контактных напря-жений q и касательных напряжений фf от трения (сцепления) имеет вид
где r1 и r2 - соответственно минималь-ный и максимальный радиусы конического участка вала в сопряжении.
Если учесть, что dz=dr·ctgб. то после интегрирования и несложных преобразо-ваний получим
где F0 - сила затяжки соединения; dmи l - средний диаметр и длина соединения; б- угол наклона образующей конуса к оси вала; f - коэффициент трения пары вал - ступица.
Из соотношения видно, что с увеличением угла б (конусности) необ-ходимо увеличивать затяжку соединения для сохранения уровня контактных на-пряжений.
Обычно из технологических соображе-ний применяют небольшую конусность. По ГОСТ 21081-75 конусность
что соответствует б?2°52' (d1и d2- минимальный и максимальный диаметры вала в соединении). При большей конусности на несущую способность соединений существенное влияние оказывают погрешности углов конуса вала и ступицы (втулки), т. е. в конических соединениях отношение f/tgб<1. При малом угле б можно при-нять, что диаметр вала d?dm.
Вращающий момент, передаваемый сое-динением.
Откуда требуемая минимальная сила затяжки соединения
Из формулы следует, что на пере-даваемый вращающий момент влияют сила предварительной затяжки, средний диаметр и состояние поверхностей кон-такта.
Максимальная сила затяжкиустанав-ливается из условий прочности (подобно максимальному расчетному натягу). Так как конусность невелика, то максималь-ная сила затяжки (tgб=0,5K=0,05)
где D - наружный диаметр ступицы (втулки).
Затяжку соединений контролируют ди-намометрическим ключом или по осе-вому перемещению ступицы.
В процессе работы возможно ослабле-ние затяжкииз-за обмятия поверхностей контакта (особенно в соединении со шпон-кой).
Для фиксации осевого положения иног-да используют бурты на валах.
6. Клиновые соединения
Клиновым называют разъемное соединение, затягиваемое или регулируемое с помощью клина. Типичным примером клинового соеди-нения является соединение стержня со втулкой. Со-единение обычно затягивают, забивая клин или перемещая его посредством винта.
Рисунок 6 - Клиновые соединения стержня со втулкой
Достоинства клинового соединения: 1) бы-строта сборки и разборки; 2) возмжность создания больших сил затяжки и возможность восприятия больших нагрузок; 3) относитель-ная простота конструкции.
По назначению клиновые соединения раз-деляют на: 1) силовые, предназначенные для прочного скрепления деталей; 2) установочные, предназначенные для установки и регулирова-ния требуемого взаимного положения деталей.
Силовые соединения применяют для постоян-ного скрепления при редких разборках в маши-нах и при частой сборке и разборке в приспособ-лениях для обработки деталей на станках и в сборных литейных моделях.
Большинство силовых клиновых соединений выполняют с предварительным натягом: клином создается внутренняя сила, действующая и при отсутствии внешней нагрузки. Установочные клиновые соединения обычно выполняют без предварительного натяга с силовым замыкани-ем, преимущественно нагрузкой от сил тяжести.
В клиновых соединениях применяют почти исключительно односкосные клинья. Рабочие по-верхности клиньев выполняют цилиндрически-ми или плоскими с фасками. В крепежных клиновых соединениях уклоны выбирают из условия самоторможения равными 1:100, 1:50, в часто затягиваемых и установоч-ных клиньях - 1:20, 1: 10, 1:4.
Рисунок 7 - Расчётные схемы клинового соединения
Примерные соотношения размеров клиньев в соединении стержня диаметром d со втулкой:
толщина клина (из условия равнопрочности стержня на растяжение и на смятие клином) b=(0,25?0,3)d;высота сечения клина h?2,5b.
При забивании и выбивании клина (в соответстивии с рисунком 7), а суммарные силы на рабочих гранях кли-на наклонены к нормалям на угол трения ц в сто-рону, обратную перемещению клина. Обозначим силу забивания клина через F, а силу, развиваемую на стержне,- через Q. В устано-вочных клиновых соединениях она равна полез-ной внешней нагрузке Q=Qвн. В соединениях с предварительным натягом по условию, что после приложения внешней нагрузки в соедине-нии сохраняется натяг, расчетная сила в стер-жне Q=(1,25?1,5)Qвн. Согласно условию равновесия клина в направлении его оси мож-но записать F=Q[tg(б+ц)+tgц].
Сила выбивания клина
Самоторможение определяется условием, что сила F1больше или равна нулю. Полагая в пре-дыдущем уравнении F1?0, получаем
, отсюда б?2ц.
Таким образом, угол односкосного клина или сумма углов сторон (угол заострения) дву-скосного клина должны быть меньше двойного угла трения на рабочих гранях.
Расчетный коэффициент трения обычно принимают равным 0,1; тогда ц?5°45'. Однако при пластичном смазочном материале и чистых поверхностях коэффициент трения может сни-жаться до 0,04. Наоборот, при сухих обезжи-ренных поверхностях коэффициент трения возрастает до 0,2?0,3 и более. В крепежных клиновых соединениях обеспечивается значи-тельный запас самоторможения. При уклонах, меньших 1:25, и постоянной нагрузке нет не-обходимости в специальных стопорных уст-ройствах, предохраняющих соединения от самопроизвольного ослабления. В остальных случаях клинья специально закрепляют.
При расчёте клина предпологают, что давление по поверхности контакта распределяется равномерно (рисунок 7, б). В действительности распределение давления особенно при больших нагрузках более благоприятно для прочности клина на изгиб (рисунок 7, в).
Дополнительно проверяют поверхность кон-такта клина и втулки на смятие, хвостовую часть стержня на срез, а также прочность втул-ки как толстостенной трубы, подверженной внутреннему давлению.
7.Профильные соединения
Профильными назы-вают соединения, в которых ступица (втул-ка) насаживается на фасонную поверх-ность вала и таким образом обеспечи-вается жесткое фиксирование деталей в ок-ружном направлении и передача враще-ния. В качестве примера показано соединение на квадрате со скруг-ленными углами (для снижения концент-рации напряжений); применяются также соединения эллиптического и треугольного сечений.
Рисунок 8 - Профильное соединение
По сравнению со шпоночными и шлице-выми эти соединения имеют небольшую концентрацию напряжений и более высо-кую точность центрирования. Однако сложность изготовления профильной по-верхности ограничивает области примене-ния соединений.
Расчет соединений. Профильные соеди-нения рассчитывают на смятие. Условие прочности по допускаемым напряжениям для соединения имеет обычный вид:
где l - длина соединения, обычно l=(1?2)d; b - ширина прямолинейной части грани; [усм]- допускаемое напряжение смятия, для термообработанных поверхностей [усм]=100?140 МПа.
8. Сварные соединения
Сварные соединения - это не-разъемные соединения, основанные на ис-пользовании сил молекулярного сцепления и получаемые путем местного нагрева де-талей до расплавленного состояния (свар-ка плавлением электродуговая, электро-шлаковая и др.) или до тестообразного со-стояния, но с применением механической силы (контактная сварка).
Дуговая сварка металлическим электродом осуществляется электрической дугой между электродом и изделием. Выделяе-мое тепло оплавляет соединяемые детали и расплавляет электрод (или присадочный материал), который дает дополнительный металл дляформирования шва. Дуговая электрическая сварка является крупным русским изобретением (Н. И. Бенардос, 1882 г., и Н. Г. Славянов, 1888 г.).
Основным способом механизированной дуговой сварки, обеспечивающим ысокое качество шва, производительность и экономичность процесса, является автоматическая сварка под слоем флюса. Особенно эффективно применение автоматической сварки в серийном производстве и для конструкций с длинными швами. Для конструкций с коротки-ми разбросанными швами применяют полу-автоматическую шланговую свар-ку, а при малом объеме сварочных работ- ручную дуговую сварку.
Для сварки металлических деталей малой толщины, деталей из высоколегированных ста-лей, цветных металлов и сплавов получили рас-пространение дуговая сварка в среде защитных газов, сварка в углекислом газе и аргонодуговая сварка.
Электрошлаковая сварка так же, как и дуговая, представляет собой сварку плав-лением; при прохождении тока через шлаковую ванну от электрода к изделию выделяется теп-лота, расплавляющая основной и присадочный материалы. Электрошлаковая сварка предназ-начена для соединения деталей толщиной от30 мм до 1?2 м. Электрошлаковая сварка поз-воляет заменять сложные тяжелые цельноли-тые и цельнокованые конструкции сварными из поковок, отливок или листов, позволяет фор-мировать переходные поверхности (галтели), что значительно облегчает и удешевляет произ-водство. Электрошлаковую сварку применяют, в частности, для чугунных отливок.
Контактная сваркаоснована на разогреве стыка теплотой, выделяющейся при пропускании через него электрического тока, и сдавливании деталей. Контактную сварку при-меняют преимущественно в серийном и массо-вом производствах.
При сварке трением используется теп-лота, выделяемая в процессе относительного движения свариваемых деталей, преимущест-венно тел вращения.
Применяют также специальные виды сварки:
1) диффузионную, позволяющую соединять разнородные материалы и обеспечивающую ми-нимальное изменение свойств соединения по сравнению со свойствами основных материалов;
2) электронно-лучевую (весьма экономически выгодную) и лазерную, обеспечивающие узкую зону проплавления, малые деформации и поз-воляющие сварку закаленных деталей;
3) радиочастотную, преимущественно приме-няемую для тонких труб и весьма производи-тельную;
4) ультразвуковую в приборостроении для де-талей малой толщины из однородных и разно-родных металлов;
5) сварку взрывом, преимущественно для по-крытий.
Существенные перспективы, в частности для повышения
производительности сварки и резки, дает применение плазменного процесса.
Весьма эффективны наплавки, повышаю-щие износостойкость в 3?10 раз. Возможна наплавка слоя практически любого металла или сплава на заготовку из обычной конструкцион-ной стали.
Широко применяют восстановительные на-плавки, но еще недостаточно применяют наплав-ки, выполняемые в процессе изготовления, хотя они наиболее выгодны. Успешно наплавляют клапаны автомобильных двигателей и дизелей, лемехи, бандажи железнодорожных колес, про-катные валки.
Разработана сварка пластмасс газовыми теплоносителями, нагревательными элементами ТВЧ., ультразвуком, трением, с помощью хими-ческих реакций.
Сварные соединения по взаимному рас-положению соединяемых элементов можно разделить на следующие группы:
1) Соединения стыковые. Соединяемые элементы являются продолжением один другого, сварку производят по торцам.
2) Соединения нахлесточные. Боковые поверхности соединяемых элементов час-тично перекрывают одна другую.
3) Соединения тавровые. Соединяемые элементы перпендикулярны или реже на-клонны один к другому. Один элемент торцом приваривается к боковой поверх-ности другого.
4) Соединения угловые. Соединяемые элементы перпендикулярны или наклонны один к другому и привариваются по кром-кам.
Применение стыковых соединений, как наиболее близких к целым деталям, рас-ширяется, а применение нахлесточных- сокращается.
Применение сварных конструкций обес-печивает существенную экономию металла по сравнению с клепаными и литыми. Экономия металла по сравнению с клепаными конструкциями получается в основном ввиду:
а) полного использования рабочих сече-ний соединяемых элементов без ослабле-ния их отверстиями для заклепок;
б) возможности непосредственного со-единения элементов без вспомогательных деталей (накладок).
Общая экономия металла составляет в среднем 15?20 %.
Экономия металла по сравнению с ли-тыми конструкциями достигается благо-даря:
а) более высоким механическим свойст-вам материалов и меньшим остаточным напряжениям;
б) более тонким стенкам;
в) меньшим припускам на механиче-скую обработку.
Сварные стальные конструкции легче чу-гунных литых на величины до 50%, а стальных литых - до 30 %.
Для сварки характерны высокие эконо-мические показатели: малая трудоемкость процесса, относительно низкая стоимость оборудования, возможность автоматиза-ции и т. д. Относительно низкая стоимость сварочного оборудования определяется тем, что оно не связано с использованием больших сил (как кузнечно-прессовое обо-рудование) и с необходимостью плавления большого количества металла (как литей-ное производство).
Недостатком сварки является неста-бильность качества шва, зависящая от квалификации сварщика. Этот недостаток в значительной степени устраняется приме-нением автоматической сварки.
Сварка является основным видом полу-чения соединений металлических строи-тельных конструкций. Наиболее прогрес-сивно изготовление металлических конст-рукций на заводах сваркой, а их соедине-ние на строительных объектах высоко-прочными болтами.
Сварка позволяет удешевлять и совер-шенствовать конструкции деталей, полу-ченных разными заготовительными опера-циями, поковок, проката, отливок и дета-лей из разных материалов.
Широкое применение находят сварные конструкции из гнутых или штампованных элементов. Эти конструкции допускают ра-циональные формы при малой трудоем-кости.
Общим исходным условием проектиро-вания сварных соединений является ус-ловие равно прочности шва и соединяемых элементов.
Расчет сварных конструкций. Прочность сварных соедине-ний при переменной нагрузке.
Сварные соединения, равнопрочные при статических нагрузках соединяемым эле-ментам, при переменных нагрузках оказы-ваются относительно слабее.
Это объясняется: 1) концентрацией напряжений (связанной с геометрией стыка, сварочными дефектами, а для фланго-вых и косых угловых швов - совместной работой с соединяемыми элементами); 2) остаточными напряжениями; в) литей-ной структурой шва, изменением струк-туры металла около шва и выгоранием легирующих компонентов.
Наибольшим сопротивлением перемен-ным нагрузкам обладают стыковые соеди-нения, особенно при снятых механической обработкой утолщениях.
Прочность сварных соединений при действии переменных нагрузок сильно за-висит от качества швов. Например, при наличии в стыковых швах даже незна-чительного непровара прочность снижает-ся на 50 %. Такое же снижение получается от сварки электродами с тонкими покры-тиями.
Большое значение имеет конструкция швов. Например, прочность при перемен-ных нагрузках тавровых соединений со скосами кромок в связи с меньшей кон-центрацией напряжений в 1,5 раза выше, чем без разделки кромок. От постановки накладок для усиления стыковых соедине-ний прочность при переменных нагрузках, как правило, не только не увеличивается, но, наоборот, уменьшается в связи с появ-лением источников резкой концентрации напряжений.
Следует избегать совмещения сварных швов с местами концентрации напряжений от формы. Следует обеспечивать равно-мерную толщину швов, в частности исклю-чать большие скопления наплавленного металла в местах пересечения швов. Следует так располагать швы, чтобы было удобно их сваривать и контроли-ровать.
Кардинальным средством повышения прочности сварных соединений при пере-менных нагрузках является наклеп дробью и чеканка.
В опытах на сварных лабораторных образцах дробеструйной обработкой уда-валось повысить прочность более чем в 1,5 раза и даже довести прочность до прочности целых образцов; прочность соединений электрошлаковой сваркой уда-валось повысить в 2 раза.
Выбор допускаемых напряже-ний. Допускаемые напряжения в сварных швах при статической нагрузке задаются в долях от допускаемого напряжения ос-новного металла соединяемых элементов на растяжение в зависимости от способа сварки.
Допускаемые напряжения основного ме-талла в металлических строительных и крановых конструкциях (в соответствии со «Строительными нормами и правилами» ) определяют по зависимости
где R - расчетное сопротивление разру-шению (R=0,9уТ для низкоуглеродистой и R=0,85уТ для низколегированной ста-ли); m - коэффициент условий работы, в большинстве случаев равный 0,9; при повышенной податливости элементов и в некоторых других случаях т=0,8; kH- -коэффициент надежности, обычно kH=1?1,2, для подкрановых балок при тяжелом режиме kH=1,3?1,5.
Обычно = уТ/(1,35?1,6) для углеродистых и = уТ/(1,5?1,7) для легированных сталей.
В строительных конструкциях при пе-ременных нагрузках расчетные сопротив-ления или допускаемое напряжение умно-жают на коэффициент г=с/(а-br),если наибольшее напряжение растягивающее, или на коэффициент г=с/(а-br),если наибольшее напряжение сжимающее, где r=уmin/уmax характеристика цикла, а, b, с - коэффициенты.
Расчет на сопротивление усталости машиностроительных свар-ных конструкций можно прово-дить по основному металлу вблизи шва, если обеспечена статическая равнопроч-ность со швами.
Расчет на надежность сварных соединений. На основании отечественных и зарубежных исследований, содержащих диапазон рас-сеяния предела выносливости сварных соединений: стыковое соединение, сварка автоматическая и полуавтомати-ческая 0,03; то же, сварка ручная 0,05; нахлесточное соединение 0,06; сварные двутавровые балки 0,05; сварные короб-чатые балки 0,09.
Окалина может служить са-мостоятельным источником вариации пре-дела выносливости с коэффициентом 0,06. Эти коэффициенты должны квадратически суммироваться с коэффициентом вариации для деталей одной плавки без сварного шва и коэффициентом по плавкам.
9. Паяные соединения
Паяные соединения - этонеразъемные соединения, обеспечиваемые силами моле-кулярного взаимодействия между соеди-няемыми деталями иприпоем. Припой- - этосплав или металл, вводимый в расплав-ленном состоянии в зазор между соединяе-мыми деталями и имеющий более низкую температуру плавления, чем соединяемые детали. Отличие пайки от сварки - отсут-ствие расплавления или высокотемпера-турного нагрева соединяемых деталей.
Связь в паяном шве основана на:
растворении металла деталей в расплав-ленном припое;
взаимной диффузии элементов припоя и металла соединяемых деталей;
бездиффузионной атомной связи.
Прочность паяного шва существенно выше, чем припоя, в связи с растворением в слоематериала деталей и в связи с тем, чтослой находится в стесненном напря-женном состоянии между соединяемыми деталями.
Пайкой соединяют однородные и разно-родные материалы: черные и цветные ме-таллы, сплавы, керамику, стекло и т. д.
Основные паяные соединения: внахлест-ку (ПН-l?ПН-6, включая телескопиче-ские ПН-4?ПН-6), встык (ПВ-l, ПВ-2), вскос (ПВ-3, ПВ-4), втавр (ПТ-1?ПТ-4), соприкасающиеся (ПС-l, ПС-2). Преиму-щественное применение имеют соединения внахлестку, как обеспечивающие достаточ-но высокую прочность вплоть до достиже-ния равнопрочности с целыми деталями.
Стыковые соединения имеют примене-ние, ограниченное малыми нагрузками, что связано с малыми поверхностями спая.
Соединения ступенчатые и вскос (ПВ-3, ПВ-4 с углом не более 30°) способны обес-печивать необходимую прочность, но их применение ограничивается сложностью изготовления.
Пайкой соединяют листы, стержни, тру-бы между собой и с плоскими деталямии др. Важную область составляют сотовые паяные конструкции (рисунок 9).
Рисунок 9 - Сотовые конструкции
Припои должны быть легкоплавкими, хорошо смачивать соединяемые поверх-ности, обладать достаточно высокой проч-ностью, пластичностью, непроницае-мостью. В технике применяют широкую номенклатуру припоев, разделяемую на группы по температуре плавления и по химическому составу.
В машиностроении употребительны следую-щие припои.
оловянно-свинцовые по ГОСТ 21930-76* -ПОС 61, ПОС 40, ПОС 30, ПОС 10 и др.
оловянно-свинцовые сурьмянистые и мало-сурьмянистые по ГОСТ 21930-76* (автомоби-лестроение, соединения цинковых и оцинкован-ных деталей и др.);
серебряные, оловянные, оловянно-свинцовые с содержанием серебра до 10 % по ГОСТ 19738-74* (ответственные соединения, требую-шие высокой прочности, коррозионной стой-кости, относительно невысокой температуры плавления, повышенной электропроводности);
медно-цинковые сплавы - латуни (для боль-шинства металлических деталей, кроме деталей, подвергаемых ударным и вибрационным нагруз-кам).
В процессе пайки для защиты поверхностей от загрязнения и окисления и соответственно для улучшения растекания жидкого припоя при-меняют флюсы.
При низкотемпературной пайке применяют в виде флюса канифоль и ее растворы, вазелин, а также более активные флюсы, содержащие органические кислоты (олеиновую, молочную, лимонную) и др.
Для повышения активности флюса добавляют фтористые и хлористые соли металлов.
Применяют многообразные способы пайки: паяльником с периодическим подогревом или с непрерывным подогревом газом, жидким топли-вом или электрическим подогревом; газопла-менными горелками; электронагревом (преиму-щественно электросопротивлением); в жидких средах; в печах; специальные.
Наиболее проста пайка паяльником, наибо-лее производительны пайки в жидких средах и в печах.
Расчет паяных соединений проводят по номинальному напряжению в зависимости от предела прочности. Значения предела прочности на срез при пайке наиболее распространенными оловянно-свинцовыми припоями:
Материал детали
Сталь 20
Сталь Х18Н9Т
Медь М3
Латунь Л62
фср, МПа
28
32
27
22
Предел прочности спая на растяжение (по опытам с серебряными припоями ПСр40 и ПСр45) для большинства сталей на 30-40 % выше фср, а для особо высоко-легированных сталей выше до 2 и более раз.
10. Шлицевые соединения
Шлицевые соединения (в соответстивии с рисунком 10) условно можно рассматривать как многошпоночное, у которого шпонки выполнены как одно целое с валом. Шпоночные и зубчатые соединения служат для закрепления деталей на осях и валах. Такими деталями являются шкивы, зубчатые колеса, муфты, маховики, кулачки и т. д.
Рисунок 10 - Детали (а) и шлицевое соединение (б): 1- вал; 2 - втулка (ступица)
Соединения обеспе-чивают жесткое фиксирование деталей в окружном направлении и допускают их взаимные осевые перемещения (подвиж-ные соединения).
По форме поперечного, сечения разли-чают три типа соединений: прямобочные ГОСТ 1139-80; эвольвентные ГОСТ6033-80; треугольные (изготовляются по отраслевым стандартам).
Соединения с прямобочными зубьями распространены в машино-строении. В зависимости от числа зубьев (z=6?20)и их высоты ГОСТ 1139-80 предусматривает три серии соединенийдля валов с внешним диаметром от 14 до 125 мм.
Рисунок 11 - Шлицевые соединения с эвольвентными (а) и треугольными (б) зубьями
При переходе от легкой к тяжелой серии при неизменном внутреннем диа-метре зубьев увеличиваются их число, внешний диаметр и, как следствие, на-грузочная способность.
Центрирование, т. е. соосное положение соединяемых деталей, осуществляют: по внешнему (в соответстивии с рисунком 11, а) или внутреннему (в соответстивии с рисунком 11, б) диаметру зубьев, а также по боковым поверхностям зубьев.
Для первых двух типов центрирования соединения имеют минимальные зазоры по поверхностям диаметров D и d соответ-ственно и ограниченный зазор по боковым сторонам. По нецентрирующему диаметру предусмотрен значительный зазор. При третьем типе центрирования минимальный зазор устанавливают по боковым сторонам зубьев и значительные зазоры по поверх-ностям диаметров D и d. Стандартом предусмотрены три формы исполнения зубьев вала и одна- для впадин втулки.
Центрирование по внешнему диаметру зубьев технологически наиболее простое и экономичное, так как центрирующие поверхности допускают точную и произ-водительную обработку.Такое центрирование применяют в основном для неподвижных соединений.
Рекомендуемые посадки по ширине b при центрировании по наружному диаметру: F8/f7, F8/f8, F8/js7 и др.
Центрирующие по-верхности вала шлифуют, обеспечивая наиболее высокую точность центрирова-ния. Такое центрирование используют обычно в подвижных соединениях: Реко-мендуют следующие посадки по центри-рующему диаметру d:H7/f7, H7/g6, Н7/ js7 и др.
Центрирование по боковым сторонам зубьев применяют сравнительно редко, лишь в соединениях, подверженных ревер-сивным динамическим нагрузкам. Оно не обеспечивает соосности вала и ступицы, хотя имеет высокую нагрузочную спо-собность. Рекомендуемые посадки по ширине b:F8/js7, D9/e8. D9/f8 и др.
Соединения с эвольвентными шлицами более технологичны, чем прямобочные шлицевые соединения. Для обработки валов с эвольвентными шлицами требуется мень-ший комплект более простого инструмента и используется совершенная технология зубообработки.
Соединения имеют более высокую точ-ность и прочность благодаря большей пло-щади контакта, большему числу зубьев и скруглению впадин, снижающему кон-центрацию напряжений. В cвязи с этим области применения соединений непрерыв-но расширяются. Их центрирование выпол-няют обычно по боковым поверхностям зубьев. Рекомендуемые посадки: 7H/7h, 7Н/9r, 7Н/8р - для неподвижных соединений и 9H/9f, 9H/9g, 11H/l0d - для подвиж-ных соединений.
В отличие от зубчатых колес угол про-филя (б=30°)увеличен, а высота зуба уменьшена (h=m).
По ГОСТ 603З-80 размерный ряд охва-тывает эвольвентные шлицевые соедине-ния с модулями m=0,5?10 мм, наруж-ными диаметрами D =4?500 мм и чис-лами зубьев z=6?82.
При использовании прямобочных и эвольвентных соединений для направления осевого перемещения деталей, посаженных на вал (например, зубчатых колес в короб-ках передач), твердость поверхности зубьев повышают до 54-60 HRC для уменьшения изно-са.
Соединения с треугольными зубьями применяют преимущественно для неподвижных соединений при тонкостенных втулках, а также в сое-динениях стальных валов со ступицами из легких сплавов, в приборостроении. Они позволяют координировать положение ва-ла и втулки в пределах малых углов. По рекомендации СЭВ (РС 656-66) угол профиля в=60° при номинальных диа-метрах до 60 мм. Кроме таких соеди-нений, в машиностроении по отраслевым стандартам изготовляют соединения с дру-гими углами профиля (72°, 90° и др.) и D=5?75мм.
В быстроходных передачах авиацион-ные и автомобильные коробки передачи т. п. точность центрирования шлицевых соединений часто недостаточна. Для ее по-вышения центрирование осуществляют по вспомогательным поверхностям (коническим, цилиндрическим, а иногда отказываются от применения соединений и колеса изготовляют как одно целое с валом.
Рисунок 12 - Центрирования деталей шлицевого соединения по конической и цилиндрической дополнительным поверхностям
Проектирование и расчет соединений. Основные размеры шлицевого соединения задают при конструировании вала. Длину соеди-нения принимают не более 1,5D;при большей длине существенно возрастает нерав-номерность распределения нагрузки вдоль зубьев и трудоемкость изготовления. Учитывая, что соединения в машинах выходят из строя преимущественно из-за повреждения рабочих поверхностей зубьев и усталостного разруше-ния шлицевых валов, после проектирова-ния выполняют проверочный расчет зубьев.
Рисунок 13 - Расчётная схема зуба шлицевого соединения
Условие прочности по допускаемым на-пряжениям смятия имеет вид
где dm- средний диаметр соединения; z - -число зубьев; h и l - соответственно высо-та и длина поверхности контакта зубьев; ш - коэффициент, учитывающий нерав-номерное распределение нагрузки между зубьями и вдоль зубьев (ш=0,5?0,7); [усм] - допускаемое напряжение смятия на боковых поверхностях.
Для соединения с эвольвентными зубья-ми принимают: [усм] =0,2ув -для неподвижных соединений с химико--термической обработкой зубьев;
[усм] =0,lув - то же для подвижных сое-динений. Для соединений с зубьями без химико-термической обработки зна-чения [усм] снижают вдвое. Высота и длина поверхности контакта: для прямобочных зубьев
; ;
для эвольвентных зубьев h=m; dm=mz, где m - модуль зубьев.
Шлицевым соединениям присуща высо-кая концентрация нагрузки, обусловленная погрешностями изготовле-ния, смещениями осей деталей под нагруз-кой, закручиванием деталей. Лишь в идеально точном соединении при дейст-вии вращающего момента Т нагрузка между зубьями распределена равномерно
; где I - номер зуба.
При совместном действии момента и радиальной силы F, нагрузка между зубьями будет распределяться неравно-мерно
и
В реальных соединениях имеются погрешности в угловом шаге зубьев вала и втулки, а также радиальные зазоры, ко-торые приводят к существенно неравно-мерному распределению нагрузки в ок-ружном направлении и циклическому взаимному смещению деталей в осевом направлении, изнашиванию зубьев и раз-витию контактной коррозии.
В приближенном расчете концентрацию нагрузки учитывают общим коэффициен-том ш. Для улучшения распределения нагрузки и повышения долговечности соединений повышают точность изготовления, совершенствуют формы деталей и выполняют ряд других мероприя-тий.
11 Штифтовые соединения
Штифтовые соединенияприменяют при небольших нагрузках преимущественно в приборостроении. Соединяемые детали сопрягаются при этом по переходным посадкам.
Рисунок 14 - Штифтовые соединения
Для исключения выпадения в процессе работы используют штифты: с насеченными канавками, вальцованные, резьбовые. Часто для этих же целей произ-водят разведение концов штифтов.
Рисунок 15 - Штифты (а - гладкие, б - с канавками, в - с резьбовым концом, г - разводной конический)
Основные типы штифтов стандартизо-ваны. Их изготовляют из углеродистых сталей 30, 45, 50 и др.
По характеру работы штифтовое соеди-нение подобно заклепочному (работает на срез и смятие). Для расчета соединения используют те же зависимости. Условие прочности при срезе радиального штифта,
а условие прочности по смятию
где Ft- срезающая сила (осевая или окружная); i - число поверхностей среза; Ас=рd2/ 4 - площадь штифта при срезе; Асм=d(D-d1)- площадь поверхности смятия (сжатия); [фc]=70?80 МПа- - допускаемое напряжение при срезе; [усм] =200?300 МПа - допускаемое напряжение при смятии.
Срезающая сила при передаче вра-щающего момента Ft=2T/d1.
Штифты диаметром d=(0,1?0,15)dви длиной l=(3?4)dв (dв- диаметр вала) устанавливают по посадке с натягом Н7/r6 в отверстия, совместно просверленные и развернутые при сборке в валу и ступице по стыку посадочных поверхностей.
Рисунок 16 - Схемы к расчёту соединений радиальным (а) и осевым (б) штифтами
Многоштифтовые соединения этого типа по прочности близки к шлицевым.
12. Шпоночные соединения
Соединения двух со-осных цилиндрических деталей для передачи вращения между ними осуществляется с помощью шпонки 1 (в соответстивии с рисунком 17, а), специальной детали, за-кладываемой в пазы соединяемых вала 2 и ступицы 3.
Рисунок 17 - Шпоночные соединения
В машиностроении применяют не-напряженные (без нагрузки) соеди-нения (с помощью призматических и сег-ментных шпонок (в соответстивии с рисунком 17, б и в),и напряженные соединения (с помощью клиновых шпонок (в соответстивии с рисунком 17, г)). Шпонки этих типов стандартизованы, их размеры выбирают поГОСТ23360-78, ГОСТ 24071-80 и ГОСТ24068-80.
Основные достоинства соединений со-стоят в простоте конструкции и возмож-ности жесткой фиксации насаживаемой детали в окружном направлении.
Однако соединения трудоемки в изго-товлении, требуют ручной пригонки или подбора. Это ограничивает использование соединений в машинах крупносерийного и массового производства. Не рекомендуется применение соединений для быстровра-щающихся валов ответственного назначе-ния из-за сложности обеспечения концент-ричной посадки сопрягаемых деталей.
Шпоночные соединения применяют преимущественно в тех случаях, когда посадку с натягом не удается реализовать по условиям прочности или технологическим возможностям.
Соединения призматическими шпонка-ми. Применяются в конструкциях наиболее широко, так как просты в изготовлении и имеют сравнительно небольшую глубину врезания в вал.
Шпонки имеют прямоугольное сечениес отношением высоты к ширине от 1 (для валов диаметром до 22 мм) до 0,5 (для валов больших диа-метров). Их устанавливают с натягом в пазы валов. Рабочими у шпонок являют-ся боковые узкие грани. В радиальном направлении предусмотрен зазор, В ответ-ственных соединениях сопряжение дна па-за с боковыми сторонами выполняют по радиусу для снижения концентрации напряжений. Материал шпонок - чистотянутая сталь 45 или сталь Ст6 с пределом прочности ув =590?750 МПа.
Если принять для упрощения, что напря-жения в зоне контакта распределены рав-номерно, и плечо рав-нодействующей этих напряжений равно 0,5d (где d - диаметр вала), то средние контактные напряжения (напряжения смя-тия, вызывающие смятие рабочих граней)
где Т - вращающий момент; lр - рабочая длина шпонки; t2=0,4h --глубина врезания шпонки в ступицу; - допускаемое напряжение на смя-тие.
На практике сечение шпонки подбирают по ГОСТ 23360-78 в зависимости от диа-метра вала, а длину lшпонки назначают на 5-10 мм меньше длины ступицы. Затем по формуле (1) оценивают прочность соединения на смятие или вычисляют пре-дельный момент, соответствующий напря-жению .
Рабочая длина шпонки lp=l-b может быть определена из очевидного соотношения.
.
Проверку прочности шпонок на срез обычно не производят, так как это условие удовлетворяется при использовании стан-дартных сечений шпонок и рекомендуемых значений .
Если условие прочности не выпол-няется, то соединение образуют с помощью двух шпонок, установленных под углом 120 или 180°.
Соединения характеризуются сущест-венно неравномерным распределением нагрузки и напряжений как по высоте сечения, так и по длине шпонки. Это вызывает упругопласти-ческое смятие рабочих граней пазов и шпонки, закручивание ее, особенно при на-личии зазора между валом и ступицей. Поэтому длину шпоночных соединений ог-раничивают (l?1,5d),а посадку зубча-тых колес, шкивов, полумуфт и других деталей на валы осуществляют с натягом (посадки Н7/р6; Н7/r6; H7/s7; H7/k6 и т. п.).
В этом случае шпоночные соединения по существу выключаются из работы и оказы-ваются резервными, а шпонки обеспечи-вают лишь жесткую фиксацию в окружном направлении насаживаемых деталей.
Соединения сегментными шпонками. Сегментные шпонкиимеют более глубокую посадку и не пере-кашиваются под нагрузкой, они не требуют ручной пригонки. Однако глубокий паз су-щественно ослабляет вал, поэтому сег-ментные шпонки используют преимущест-венно для закрепления деталей на мало-нагруженных участках вала (например, на входных или выходных хвостовиках валов).
Расчет соединений с сегментными шпон-ками также производят по формуле, принимая t2=h-t1. До-пускаемые напряжения смятия при постоянной нагрузке в соединении сталь-ного вала и шпонки из чистотянутой стали (ув=500?600 МПа) в зависимости от материала ступицы можно выбирать следующими: 150-180 МПа - для ступиц из стали; 80-100 МПа - из чугуна и алю-миния; 15-25 МПа - из текстолита и древопластика.
Большие значения принимают при лег-ком режиме работы (переменная нагрузка не больше 5% от постоянной), а мень-шие - при тяжелых условиях эксплуатации (нагрузка знакопеременная с ударами).
13. Резьба
Резьба - выступы, образованные на основной поверхности винтов или гаек и расположенные по винтовой линии. Резьбовое соединение образуется двумя (реже тремя) деталями. У одной из них на наружной, а у другой на внутренней поверхности имеются расположенные по винтовой поверхности выступы - соответственно наружная и внутренняя резьба (в соответстивии с рисунком 18).
По форме основной поверхности различают цилиндрические и конические резьбы. Наиболее распространена цилиндрическая резьба. Коническую резьбу применяют для плотных соединений труб, масленок, пробок и т. п.
Профиль резьбы -- контур сечения резьбы в плоскости, проходящей через ось основной поверхности. По форме профиля различают треугольные, прямоугольные, тра-пецеидальные, круглые и другие резьбы.
По направлению винтовой линии различают правую и левую резьбы. У правой резьбы винтовая линия идет слева направо и вверх, у левой -- справа налево и вверх. Наиболее рас-пространена правая резьба. Левую резьбу применяют только в специальных случаях.
Если витки резьбы расположены по двум или нескольким параллельным вин-товым линиям, то они образуют многозаходную резьбу. По числу захода раз-личают однозаходную, двухзаходную и т. д. резьбы. Наиболее распространена однозаходная резьба. Все крепежные ре-зьбы однозаходные. Многозаходные резь-бы применяются преимущественно в винтовых механизмах. Число заходов больше трех применяют редко.
Рисунок 18 - Резьбовое соединение с метрической резьбой
Методы изготовления резьбы
1. Нарезкой вручную мет-чиками или плашками. Способ малопроизводительный. Его применяют в индивидуальном производстве и при ремонтных работах.
2. Нарезкой на токарно-винторезных или специальных станках.
3. Фрезерованием на специальных резьбофрезерных станках. Применяют для нарезки винтов больших диаметров с повышенными требованиями к точности резьбы (ходовые и грузовые винты, резьбы на валах и т.д.).
4. Накаткой на специальных резьбонакатных станках-автоматах. Этим высокопроизводительным и дешёвым способом изготовляют большинство резьб стандартных крепёжных деталей (болты, винты и т.д.). Накатка существенно упрочняет резьбовые детали.
5. Литьём на деталях из стекла, пластмассы, металлокерамики и др.
6. Выдавливанием на тонкостенных давленных и штампованных изделиях из жести, пластмассы и т.д.
Наибольшее распространение в машино-- и приборостроении имеет метрическая резьба по ГОСТ 8724-81 с крупными мелким шагами. Она обозна-чается буквой М и цифрами, показывающими наружный диаметр резь-бы (например, резьба, имеющая d=24 мм, обозначается М24), в обозначении резьбы с мелким шагом, кроме диаметра, в форме сомножителя указывается ее шаг (например, М24?1,5 для резьбы, имеющей d=24 мм и Р=1,5 мм). Области примене-ния других типов резьб ограничены спе-циальными конструкциями.
Крепежные детали и типы соединений. Наибольшее распространение среди резь-бовых деталей получили крепежные болты, винты, шпильки, гайки и вставки. С помощью этих деталей образуют большинство разъемных соединении в конструкциях.
Рисунок 19 - Основные типы резьбовых соединений
Болт (в соответстивии с рисунком 19, а) и винт (в соответстивии с рисунком 19, б) - стержень с головкой и одним резьбовым концом. Шпилька (рисунок 19, в) имеет два резьбовых конца. Вставка (в соответстивии с рисунком 19, г). Винт с резьбовой втулкой (в соответстивии с рисунком 19, д).
Выбор типа соединения определяется проч-ностью материала соединяемых деталей, частотой сборки и разборки соединения в эксплуатации, а также особенностями конструкции и технологии изготовления соединяемых деталей.
Соединения болтомприменяют только при наличии доступа к гайке и головке болта для скрепления деталей сравнитель-но небольшой толщины (например, при наличии специальных поясков или флан-цев), а также при многократной раз-борке и сборке соединений. В последнем случае (особенно при большой толщине соединяемых деталей) предпочтение отда-ется также соединениям винтом или шпилькой.
Соединения винтом и шпилькойпри-меняют для скрепления деталей при нали-чии доступа монтажного инструмента лишь с одной стороны (к гайке). Область применения соединений винтом в силовых конструкциях ограничена, пред-почтение отдается соединениям шпилькой. Шпильки фиксируют (стопорят) в корпусной детали (посадкой на резьбе с натя-гом, завинчиванием на сбег резьбы, с помощью клея и т. д.) для предотвра-щения вывинчивания их при отвинчивании гаек.
Вставкиприменяют в основном для по-вышения износостойкости резьбы в корпу-сах из материалов с невысокой проч-ностью, а также для повышения прочности соединений.
Резьбовые втулкииспользуют преиму-щественно в корпусах из композиционных материалов.
Для предотвращения повреждения по-верхностей соединяемых деталей при за-винчивании гаек под них подкладывают шайбы.
Конструктивным разнообразием отли-чаются стержни болтов (винтов). Наряду с обычной (в соответстивии с рисунком 20), наиболее распростра-ненной формой болта (а)приме-няют другие конструкции. Болт (б) в отличие от предыдущего имеет диаметр стержня несколько больше наруж-ного диаметра резьбы. Такие болты уста-навливают в отверстия корпусов без за-зора. В ряде ответственных соединений для увеличения податливости при меняют полые болты (в). Болты на (г и д) имеют центрирующие пояски под головками, а поясок посередине (д)предназначен для гашения виб-раций стержня.
Рисунок 20 - Конструктивные формы стержней болтов
Формы головок болтов (в соответстивии с рисунком 21) и гаектакже разнообразны, выбор их для практического использования опре-деляется преимущественно условиями ра-боты соединений, технологией изготовле-ния крепежных деталей и их сборкой.
Рисунок 21 - Конструктивные формы головок болтов (винтов)
Для фиксирования деталей на валах, осях и др. применяют установочные винты с резьбой по всей длине стержня и упорным наконечником.
Основ-ные материалы болтов (винтов), шпилек и гаек и их механические характеристики нормированы ГОСТ 1759-82.
Для болтов, винтов и шпилек из угле-родистых и легированных сталей установ-лены 12 классов прочности, а для гаек - семь и соответствующие им рекоменду-емые марки сталей.
Выбор материалаопределяется условия-ми работы. И технологией изготовления. Стержни болтов в массовом производстве изготовляют из пластичных сталей 10, 15, 15Х, 16ХСН и др. на авто-матах методом холодной высадки, резьбу на болтах накатывают.
Для защиты крепежных деталей из угле-родистых сталей от коррозии на них нано-сят окисные пленкиили гальванические покрытия(цинковое, кадмиевое, фосфат-ное, медное и др.). Толщина покрытий выбирается в зависимости от шага резьбы и имеет следующие значения: 3-6 мкм для шага до 0,4 мм, 6-9 мкм - для шага 0,4-0,8 мм и 9-12 мкм для шага свыше 0,8 мм.
Расчет резьбовых соединений. Расчет резьбового соединения включает в себя обычно две связанные между со-бой задачи: оценку прочности соединения и оценку плотности сты-ка.
Прочность соединения определяется, как правило, прочностью болта (шпильки), и для ее оценки необходимо знать напряжения в сечении с наименьшей площадью.
В случае, когда внешняя нагрузка на болт изменяется циклически от 0 до F , амплитуда переменных напряжений в сечении по внутреннему диаметру резьбы
и среднее напряжение
Практика и экспериментальные исследо-вания показали, что прочность затянутых резьбовых соединений при переменной на-грузке определяется ее амплитудой ;чем меньше ,тем больше долговечность и ресурс работы соединений. Поэтому одна из важнейших задач конструктора резьбо-вого соединения - добиться снижения внешней нагрузки на болт (шпильку).
Правило конструирования резьбового соединения: жесткие фланцы -податливые болты.
Плотность стыка определяется остаточной силой в стыке. Внешняя на-грузка F уменьшает силу на стыке деталей до значения
Если сила на стыке станет равной нулю, то стык раскроется и вся внешняя нагрузка будет восприниматься болтом, что опасно для его прочности.
Для предотвращения раскрытия стыка должно соблюдаться условие Fс>0;тогда минимальная сила затяжки
Обычно назначают
где н - запас по плотности стыка равен 1,25-2 для постоянных нагрузок; 2,5-4 для переменных нагрузок.
Для герметизации стыковприменяют плоские прокладки из резины, картона, алюминия, меди и других мягких мате-риалов, упругие кольца, герметики и т. д. Герметичность стыков и соединений про-веряют течеискателями и другими спосо-бами.
Таким образом, сила предварительной затяжки определяется внешней нагрузкой.
Допустимое напряжение затяжки у0=F0/A1?0,8уT где уT- предел текучести материала болта. Обычно назначают у0= (0,4?0,7) уT.
Для того чтобы соединения работали в расчетных силовых условиях, необходи-мо контролировать затяжку соединений.
14. Соединения с натягом
Соединение деталей машин с натягом - разностью посадочных размеров - осуществляют за счет их пред-варительной деформации. С помощью натяга соединяют обычно детали с цилиндри-ческими и реже коническими поверхностями контакта.
Соединение деталей с натягом представляет собой сопря-жение, в котором передача нагрузки от одной детали к другой осуществляется за счет сил трения на поверх-ностях контакта, образующихся благодаря силам упругости. Вследствие этого соеди-нение имеет нежесткую фиксацию деталей в осевом и окружном направлениях.
Рисунок 22 - Соединения с натягом венца червячного колеса с центром (а) и шарикоподшипника с валом (б)
Соединения используют сравнительно часто для посадки на валы и оси зуб-чатых колес, шкивов, звездочек и др.
Два способа соединения:
1) При сборке механическим способомохватывае-мую деталь с помощью пресса устанавливают в охватывающую деталь или наоборот. Этот способ ис-пользуется при сравнительно небольших натягах.
2) Тепловой способ соединенияприменяет-ся при больших натягах и производится путем нагрева охватывающей детали до температуры 300 °С в масляной ванне или охлаждения в жидком азоте охватываемой детали. Вы-бор способа зависит от соотношения масс и конфигурации деталей.
В настоящее время получают распрост-ранение так называемые термомеханичес-кие соединенияэлементами с памятью формы. Это свойство присуще сплавам, испытывающим обратимое мартенситное превращение, и характеризуется как спо-собность материала, деформированного в мартенситном состоянии, полностью или частично восстанавливать свою форму в процессе последующего нагрева.
Для конструкционных элементов с па-мятью формы используют никель титановый сплав с температурами мартенсит-ного превращения -80?-150 °С и вос-становления формы -140?-60 °С. Сплав практически полностью восстанавливает заданную деформацию и развивает на-пряжение в условиях противодействия процессу формовосстановления до 200--400 МПа.
Для предупреждения быстрого нагрева деталь устанавливают монтажными кле-щами, губки которых либо изготовляют из материала с большей теплоемкостью, на-пример, меди, либо имеют хлопчатобумаж-ный вкладыш, впитывающий жидкий азот. Допускается сборка такими клещами в течение 2-3 мин.
Нагрев детали теплотой окружающей среды приводит к восстановлению ее прежних размеров и образованию натяга.
Достоинства соединенийс натягом оче-видны: они сравнительно дешевы и просты в выполнении, обеспечивают хорошее цент-рирование сопрягаемых деталей и могут воспринимать значительные статические и динамические нагрузки. Области примене-ния таких соединений непрерывно расши-ряются.
Недостатки соединений: высокая трудо-емкость сборки при больших натягах; сложность разборки и возможность по-вреждения посадочных поверхностей при этом; высокая концентрация напряжений; склонность к контактной коррозии из-за неизбежных осевых микросмешений точек деталей вблизи краев соединения и, как следствие, пониженная прочность соедине-ний при переменных нагрузках; отсутст-вие жесткой фиксации деталей.
Расчет соединений и подбор посадки.
Ос-новная задача расчета состоит в опреде-лении потребного натяга и соответствую-щей ему посадки по ГОСТ 25347-82 для передачи заданной сдвигающей на-грузки от вращающего момента или осе-вой силы.
Возможны случаи, когда посадка не мо-жет быть реализована в конструкции по условиям прочности (обычно охватываю-щей детали).
Поэтому при проектировании соедине-ний должны быть обеспечены как требо-вания взаимной неподвижности деталей соединения, так и усло-вия прочности деталей.
Условие неподвижности деталей соеди-нения. Выражает собой математически уравнение равновесия: при передаче внеш-ней нагрузки соединяемые детали должны быть взаимно неподвижны.
Рисунок 23 - Расчётная схема соединения с натягом
Рассмотрим соединение с натягом дета-лей 1 (в соответствии с рисунком 23) и 2 при действии сдвигаю-щей силы, например, осевой Fа. Взаимное смещение деталей в соединении ограниче-но деформациями за счет сил сцепления, которые возникают благодаря контактным напряжениям q от натяга.
Если принять, что отнесенная к площади контакта сила трения ф пропорциональна контактному напряжению q между сопря-женными деталями, то
где f - коэффициент трения.
Условие взаимной неподвижности дета-лей соединения при действии сдвигаю-щей нагрузки примет вид
где d и l - диаметр и длина посадочной поверхности.
Введем в рассмотрение номинальные контактные напряжения
; тогда
Из неравенства следует, что нагрузочная способность соединения определя-ется номинальными контактными напряжениями и состоянием контактирующих поверхностей. Напряжения зависят от натяга в соединении и условий работы.
Детали соединения будут взаимно не-подвижными, если средние контактные на-пряжения
где k - коэффициент запаса сцепления, учитывающий возможное рассеяние значе-ний коэффициентов трения, погрешности в форме контактирующих поверхностей и изгиб деталей, ослаб-ляющие их сцепление.
Для соединений, подверженных изгибу, например, соединений валов и зубчатых колес редукторов, принимают значение k=3,0?4,5,понижая таким образом склонность соединений к фреттинг-корро-зии. В остальных случаях k=I,5?2,0.Значение коэффициента сцепления в формуле следует принимать минимальным из или устанавливать экспериментально.
Нагрузочная способность соединения может быть увеличена также за счет повы-шения коэффициента трениямежду деталями. Эффективным оказы-вается осаждение на поверхности вала тон-кого слоя из частиц карбида бора В4С или карбида кремния SiC. Такой слой повышает коэф-фициент трения в соединении с натягом до 0,7 благодаря эффекту микрозацепле-ния и, как следствие, в несколько раз увеличи-вает нагрузочную способность соединения при неизменном натяге.
Рисунок 24 - Внешние силы действующие на соединение
Сдвигающая силаможет быть осевой, т. е.
или окружной (тангенциальной), т. е.
При совместном действии осевой силы и вращающего момента принимают
Уравнение выражает связь внеш-них и внутренних силовых факторов. Для решения задачи следует выразить контакт-ные напряжения через смещения точек деталей.
Условие совместности пере-мещений сопряженных деталей. Предположим, что охватывающая деталь 2 запрессована на охватываемую деталь 1. Тогда в резуль-тате деформации точки поверхностей де-талей 1 и 2 получат радиальные перемещенияu1 и u2, а радиальный натяг д будет скомпенсирован этими перемеще-ниями, т. е.
где Д = dВ- dА- диаметральный натяг деталей.
Уравнение отражает геометричес-кую сторону задачи. Для ее решения необходимо выразить смещения в уравне-нии через контактные напряжения.
Связь смещений и контакт-ных напряжений в соединении. Контактные напряжения q в общем случае распределены по длине соединения существенно неравномерно, так как равномерной деформации препятствуют выступающие части деталей. Связь смещений и контактных давлений имеет вид
где - функция влияния, показы-вающая перемещение точек контакта в сечении z = с от единичной радиальной силы, приложенной в сечении z=ж; i= 1; 2 - номер детали.
Значения функции л можно получить расчетом.
В предварительном расчете полагают, что контактные напряжения одинаковы во всех точках поверхностей контакта. Это экви-валентно допущению о сопряжении двух цилиндров одинако-вой длины.
Рисунок 25 - Расчётная схема соединения с натягом
Задача о сопряжении с натягом двух толстостенных цилиндров бесконечной длины рассмотрена в сопротивлении ма-териалов. Установлено, что радиальные перемещения точек кон-такта
;
где л1 и л2 - коэффициенты радиальной податливости деталей 1 и 2; qн- номинальное контактное напряже-ние.
Смещение u1считают отрицательным, так как оно происходит в направлении, противоположном направлению оси r.
Соотношения отражают физичес-кую сторону задачи. Коэффициенты ра-диальной податливости зависят от ра-диальных размеров и материалов деталей:
где d - посадочный диаметр; Е1, н1 и Е2, н2 - модуль упругости и коэффициент Пуассона соответственно для охватывае-мой и охватывающей деталей; d1 - диа-метр отверстия в охватываемой детали; d2 - наружный диаметр охватывающей детали.
Учитывая равенство, несложно получить:
Отметим, что натяг Д в равенстве является расчетными соответствует разности посадочных диаметров деталей с идеально гладкими поверхностями.
Расчет требуемого натяга. Расчетное значение натяга, обеспечиваю-щее передачу соединением внешней сдви-гающей нагрузки, несложно найти, из соотношений:
Расчетный натяг Д принимают в ка-честве минимального требуемого натяга Д* (т. e. Д=Д*) при тепловом способе сборки.
Где uR - поправка на обмятие шероховатостей, мкм; uR=5,5(Ra1+Ra2)=1,2(Rz1+Rz2); Ra1 и Ra2, Rz1 и Rz2 - параметры шероховатостей деталей.
Если соединение работает при повы-шенной температуре, то ослабление натяга за счет нагреваучитывают поправкой на температурную деформа-цию:
где б1 и t1 соответственно коэффициент линейного расширения и рабочая темпера-тура охватываемой детали; б2и t2- то же, охватывающей детали.
В соединениях быстровращающихся де-талей также происходит «потеря» натяга
где с - плотность материала; н - коэф-фициент Пуассона материала детали; щ - угловая скорость.
При угловой скорости
натяг в соединении исчезнет (qн=0).
С учетом этих замечаний минимальный требуемый натяг: при тепловом способе сборки
при механическом способе сборки
Значение минимального требуемого на-тяга, определяемого условиями нагружения и сборки, используется для подбора минимального натяга посадки (табличного натяга) Nmin:
Тип посадки по ГОСТ 25347-82 задает-ся минимальным Nmin и максимальным Nmах табличными натягами. Для его назна-чения необходимо установить также наи-большее допустимое значение натяга, определяемое условиями прочности.
Рисунок 26 - Напряжение в поперечном сечении соединения
Расчет макcимального натя-га. Натяг вызывает в соединяемых де-талях радиальные уrи окружные уи на-пряжения (в соответствии с рисунком 26).
Напряжения в охватываемой детали (вале)
Напряжения в охватывающей детали (ступице)
где d* - диаметр сечения, в котором вы-числяют напряжения.
Распределение напряжений в попереч-ном сечении деталей соединения. Наибольшие напряжения воз-никают у внутренней поверхности охваты-вающей детали (d*=d); здесь
;
Условие отсутствия пластических дефор-маций по теории максимальных касатель-ных напряжений
где - предел текучести материала де-тали.
Практика показала, что небольшие плас-тические деформации в контакте не пони-жают работоспособности соединений, поэ-тому в расчете максимального допусти-мого контактного напряжения принимают , откуда
и соответствующий наибольший расчетный натяг
Наибольший допустимый натягД*max при тепловом способе сборки равен рас-четному, т. е. Д*max=Дmax, а при механи-ческом - Д*max = Дmax +uR.
По условиям прочности Д*max?Nmax, где Nmax - максимальный табличный натяг посадки.
Уменьшение внутреннего диаметра охва-тываемой детали
и увеличение наружного диаметра охватывающей детали
Сила запрессовки
Если , то , где - наибольшая сдвигающая нагрузка. При этом наименьшая полезная сдвигающая нагрузка
При определении и для соеди-нений, выполненных механическим спосо-бом, необходимо из табличных значений натяга Nmax и Nmin вычесть значение uR
Разность температур, необходимая при тепловом способе сборки (нагрев или ох-лаждение),
где - зазор между деталями при сбор-ке, мкм.
Табличные натяги. Каждой стан-дартной посадке с натягом (ГОСТ 25347- 82) соответствуют определенные значения минимального Nminи максималь-ного Nmax натягов - табличные натяги. Для построения таблиц ис-пользуют два метода расчета натягов и в соответствии с ними натяги назы-вают предельными и вероятностными.
Предельные натяги определяются откло-нениями отверстий и валов. При посадке по системе отверстий
где ES и es - верхнее отклонение соот-ветственно отверстия и вала; ei - нижнее отклонение вала.
Полученные таким образом натяги назы-вают вероятностными. При нормальном законе распределения размеров
где Nm- средний натяг; uр- квантиль нормального распределения; SN- среднее квадратическое отклонение табличного на-тяга.
Средний натягопределяется средними значениями отклонений
где ; ;
Td и TD - допуски соответственно основного отверстия и вала.