3. Схема расположения полей допусков для сопряжения Ш250:
4. Обозначение предельных отклонений:
а) На сборочном чертеже: б) на рабочем чертеже:
Вариант III
Дано: Ш70
Решение:
1. Заданное сопряжение Ш70 выполнено в системе вала, посадка с натягом.
Параметры сопряжения
Для вала
Для отверстия
Номинальный размер, мм
70
70
Квалитет
6
7
Условное обозначение основного отклонения
h
T
Условное обозначение поля допуска
h6
T7
Верхнее отклонение, мм
Еs = 0
ES = -0,064
Нижнее отклонение, мм
Ei = -0,019
EI = -0,094
Наибольший предельный размер, мм
dmax = 70,0
Dmax = 69,936
Наименьший предельный размер, мм
dmin = 69,981
Dmin = 69,906
Допуск размера, мм
Td = 0,019
TD = 0,030
2. Характеристики посадки с натягом.
Наибольший натяг:
Nmax = dmax - Dmin = 70,0 - 69,906 = 0,094 мм
Наименьший натяг:
Nmin = dmin - Dmax = 69,981 - 69,936 = 0,045 мм
Средний натяг:
Nm = (Nmax + Nmin)/2 = (0,094+0,045)/2 = 0,0695 мм
Допуск натяга:
TN = Nmax - Nmin = 0,094 - 0,045 = 0,049 мм
TN = TD + Td = 0,019 + 0,030 = 0,049 мм
3. Схема расположения полей допусков для сопряжения Ш70:
4. Обозначение предельных отклонений:
а) На сборочном чертеже: б) на рабочем чертеже:
Задача 2
Дано: подшипник №314; d = 70 мм; D = 150 мм; В = 35 мм; 6 класс точности; нормальный режим работы; вращается вал; корпус неподвижен.
Решение:
1. По табл. 4 определяем размеры подшипника качения№ 314: наружный диаметр наружного кольца D = 150 мм; диаметр отверстия внутреннего кольца d = 70 мм; ширина подшипника В = 35 мм.
Для указанных условий работы подшипника наружное кольцо испытывает местное нагружение, так как корпус неподвижный; внутреннее кольцо испытывает циркуляционное нагружение, так как вращается вал.
По табл. 6 при нормальном режиме работы с учетом видов нагружений для колец подшипника качения шестого класса точности выбираем для наружного кольца с корпусом посадку Ш150 и для внутреннего кольца с валом - посадку Ш70.
2. По ГОСТ 25347-82 и ГОСТ 520-89 определяем предельные отклонения для вала, отверстия корпуса, для колец подшипника и строим схемы полей допусков для выбранных посадок.
1. Номинальный профиль наружной и внутренней метрической резьбы.
Номинальный наружный диаметр наружной и внутренней резьбы: d = D = 18 мм.
Номинальный средний диаметр наружной и внутренней резьбы:
d2 = D2 = d - 1 + 0,35 = 18 - 1 + 0,35 = 17,35 мм.
Номинальный внутренний диаметр наружной и внутренней резьбы:
d1 = D1 = d - 2 + 0,918 = 18 - 2 + 0,918 = 16,918 мм.
Угол профиля б = 60°.
Резьбовое соединение с мелким шагом, Р = 1 мм.
2. Степени точности, условное обозначение основных отклонений и полей допусков для диаметров резьбы.
Виды резьбы
Диаметры
Степень
точности
Условное обозначение
осн. отклон.
поле допуска
наружная
d
6
h
6h
d2
6
h
6h
d1
-
h
-
внутренняя
D
-
G
-
D2
6
G
6G
D1
6
G
6G
2. По стандарту ГОСТ 16093-81 определяем предельные отклонения, рассчитываем предельные размеры, допуски диаметров резьбового соединения и строим схемы полей допусков для диаметров резьбы.
Номиналь-ные размеры диаметров, мм
Резьба
Предельное отклонение, мм
Предельные размеры, мм
Допуск, мм
Верхнее
Нижнее
Наиб.
Наим.
D(d)=18
внутр.
-
+0,026
-
18,026
-
наруж.
0
-0,180
18
17,820
0,180
D2(d2)=17,35
внутр.
+0,136
+0,026
17,486
17,376
0,110
наруж.
0
-0,118
17,35
17,232
0,118
D1(d1)=16,918
внутр.
+0,262
+0,026
17,18
16,944
0,236
наруж.
0
-
16,918
-
-
Схемы полей допусков:
Задача 5
Дано: D-6х23х28х5
Решение.
Для данного шлицевого прямобочного соединения центрирующей поверхностью является поверхность по наружному диаметру D = 28 мм, количество зубьев Z = 6.
Условное обозначение шлицевого вала: D-6х23b12x28js6x5js7.
Условное обозначение шлицевого отверстия: D-6х23Н11x28Н7x5D9.
Шлицевое соединение неподвижное - втулка не перемещается относительно вала.
Центрирование по D используют в тех случаях, когда шлицевое соединение неподвижное или подвижное, работающее при небольших нагрузках. Требования к износостойкости деталей невысокие, поэтому шлицевую втулку не подвергают термообработке, что позволяет обработать ее протяжкой, обеспечивая высокую точность по D.
1. Для заданного зубчатого колеса 7-8-8-В ГОСТ 1643-81 установлены следующие требования:
· по кинематической норме точности - седьмая степень точности;
· по норме плавности - восьмая степень точности;
· по норме контакта - восьмая степень точности;
· по норме бокового зазора - вид сопряжения В, который определяет jnmin, вид допуска - b и класс отклонений межосевого расстояния V; так как вид допуска и класс отклонений межосевого расстояния соответствуют виду сопряжения, то они не проставляются (по умолчанию).
2. Зубчатое колесо в данном случае работает в передаче общего назначения - 7, 8 степень точности. По нормам плавности и контакта не очень высокие требования к точности (8 степень точности).
3. На боковой зазор в зубчатой передаче установлено:
шесть видов сопряжений, которые обозначаются прописными буквами латинского алфавита Н, Е, D, C, B, A. Они определяют различные значения гарантированного бокового зазора (наименьшего предписанного бокового зазора). Виду сопряжения Н соответствует jnmin = 0, виду сопряжения А - наибольший гарантированный боковой зазор.
Восемь видов допусков Тjn, которые в порядке понижения точности обозначаются условно строчными буквами латинского алфавита h, d, c, b, a, z, y, x.
Шесть классов отклонений межосевого расстояния, обозначенные в порядке убывания точности римскими цифрами от I до VI.
Каждому виду сопряжения соответствует свой вид допуска и класс отклонений межосевого расстояния. Разрешается это соответствие нарушать.