1. Расчет калибров для контроля размеров цилиндрических поверхностей
2. Расчет посадки с зазором
3. расчет посадки с натягом
4. Расчет размерных цепей
Литература
1. Расчет калибров для контроля размеров цилиндрических поверхностей
Задание: Определить предельные и исполнительные размеры калибров для контроля отверстия 17F9, вала 17h9 и контркалибров к ним. Построить схему расположения полей допусков деталей и калибров для их контроля. Расчет размеров калибра-пробки для контроля отверстия 17F9.
Выписываем предельные отклонения из табл. 1.36 /1/ отверстия 17F9:
ES = +59 мкм, EI = +16 мкм.
Предельные размеры отверстия /4/:
Dmax = D + ES = 17,000 + 0,059 = 17,059 мм,
где: Dmax - наибольший предельный размер отверстия, мм,
D - номинальный размер соединения, мм,
ES - верхнее предельное отклонение размера отверстия, мм.
Dmin = D+EI = 17,000 + 0,016 = 17,016 мм
Размеры проходного (ПР) и непроходного (НЕ) калибров, служащие для отсчета отклонений /4/:ПР=Dmin=17,016 мм;НЕ=Dmax=17,059 мм.Данные для расчета калибра-пробки (табл. 8.1 /4/):Z=8 мкм, Y=0 мкм, H=3 мкм, =0
Предельные размеры проходной стороны нового калибра /7/:
ПРmax= ;
ПРmin= .
Исполнительный размер проходной стороны калибра, проставляемый на рабочем чертеже:
ПРисп.=.
Изношенный размер калибра /4/:ПРизнош.= .Рассчитаем предельные размеры непроходной стороны нового калибра по формулам 1.5 и 1.6 /4/:НЕmin= ;НЕmax=.Исполнительный размер непроходной стороны:НЕисп.= .Произведем расчет размеров калибра-скобы для контроля вала 17h9.Предельные отклонения вала 17h9 (табл. 1.35 /1/:ei=-0,043 мм, es=0 мм.Определяем предельные размеры вала:dmax =;dmin =.Определим размеры проходной (ПР) и непроходной (НЕ) стороны калибра-скобы, служащие для отсчета отклонений:ПР=dmax=17,000мм;НЕ=dmin=16,957мм.Данные для расчета калибра-скобы выписываем из таблицы 8.1 /4/:Z1=8 мкм, Y1=0 мкм, 1=0 мкм, H1=5 мкм, Hp=2 мкм.Рассчитаем предельные размеры проходной стороны калибра-скобы:ПРmax =;ПРmin =.Исполнительный размер проходной стороны калибра по формуле (1.10) /4/:ПРисп.=.Изношенный размер проходной стороны калибра по формуле (1.11) /4/:ПРизнош.=.Предельные размеры непроходной стороны калибра-скобы по формулам (1.12) и (1.13) /4/:НЕmin=;НЕmax=.Исполнительный размер непроходной стороны калибра по формуле:НЕисп.=Расчет размеров контрольного калибра для скобы (контркалибра).Рассчитаем предельные размеры проходной стороны калибра по формулам (1.15) и (1.16) /4/:К-ПРmin=;К-ПРmax=.Исполнительный размер проходной стороны контркалибра по формуле:К-ПРисп.=.Предельные размеры контркалибра для контроля износа по формулам:К-Иmax=;K-Иmin=.К-Иисп.=.Предельные размеры непроходной стороны контркалибра:К-НЕmax=;К-НЕmin=.Исполнительный размер непроходной стороны контркалибра:К-НЕисп.=Схемы расположения полей допусков отверстия и калибра-пробки, вала и калибра-скобы и контркалибра приведены на рис.1.1, 1.2 и 1.3.Рис. 1.1. Схема расположения полей допусков отверстия 17F9 и полей допусков калибра-пробки для его контроляРис. 1.2. Схема расположения полей допусков вала 17h9, калибра-скобы и контркалибра к немуРис.1.3. Эскиз калибр-скобы
2. Расчет посадки с зазором
Задание. Подобрать посадку для подшипника скольжения, работающего длительное время с постоянным числом оборотов n = 1000 об/мин и радиальной нагрузкой R = 3000 Н. Диаметр шипа (вала) d = 80 мм, длина l = 95 мм, смазка - масло сепаратное Т. Подшипник разъемный половинный (с углом охвата 1800), материал вкладыша подшипника - БрАЖ9-4 с шероховатостью Rz1 = 3,2 мкм, материал цапфы (вала) - сталь 40 с шероховатостью Rz2 = 1,25 мкм.
Находим среднее давление по формуле 2.9 /4/:
Находим угловую скорость вращения вала по формуле 2.6 /4/:
Для сепараторного масла по таблице 8.2 находим 500=0,014 Пас и значение степени n=1,85 из таблицы 8.3. Принимаем для наименьшего функционального зазора SminF t=700С и определяем 1=700 по формуле:
Из таблицы 8.4 /4/ для и угла охвата =1800 находим k=0,972 и m=0,972. Определяем критическую толщину масляного слоя по формуле (2.4) /4/, принимая kж.т.=2
Определяем предельный минимальный функциональный зазор по формуле 2.7 /4/, подставляя в нее значения соответствующих параметров:
По таблице выбираем посадку по SminF = 30мкм. Скользящих посадок выбирать не следует, т.к. они не имеют гарантированного зазора (Smin= 0) и применяются главным образом для центрирования. Ближайшей посадкой будет посадка 80Н7/f7 c наименьшим зазором Smin = 36мкм (табл. 1.47 /1/, предпочтительные поля допусков).
При малых зазорах могут возникнуть самовозбуждающиеся колебания в подшипнике; если , создается возможность вибрации вала и, значит, неустойчивого режима работы подшипника. Таких значений следует избегать.
Определим значение для выбранной посадки.
Сначала находим относительный зазор :
Из уравнения (2.9) /4/ находим коэффициент нагруженности подшипника
И уже из уравнения (2.10) /4/ определяем
Как уже говорилось, таких посадок следует избегать.
Выбираем другую ближайшую посадку из табл.1.47 /1/: 80H7/e8. Для этой посадки Smin=72мкм.
Условие выполняется.
Здесь нужно учесть, что мы производим расчет для наихудшего (маловероятного) случая, когда в соединении "цапфа-вкладыш" при сборке получен минимальный зазор Smin.
Поэтому проверим, обеспечивается ли для выбранной посадки (80H7/e8, SminТ=72мкм, SmaxТ=161мкм)
при Smin жидкостное трение.
Для этого определим наименьшую толщину масляного слоя по уравнению (2.2) /4/:
а затем найдем запас надежности по толщине масляного слоя из формулы (2.4) /4/:
Расчет показывает, что посадка по наименьшему зазору выбрана правильно, так как при Smin=72мкм обеспечивается жидкостное трение и создается запас надежности по толщине масляного слоя. Следовательно, табличное значение Smin=72 мкм для выбранной посадки можно принять за SminF=72 мкм.
Теперь определим наибольший функциональный зазор по формуле (2.8) /4/ при t=500C:
Проверим, обеспечивается ли при этом зазоре жидкостное трение. Найдем , hmin, kж.т.:
;
;
;
;
.
Расчеты показывают, что жидкостное трение обеспечивается.
Запас на износ определяем по формуле (2.12) /4/ :
, где , ;
.
Строим схему полей допусков для посадки с зазором с указанием SminТ, SmaxТ, SminF, SmaxF, Sи (рис.2.1.).
Рис.2.1 Схема расположения полей допусков деталей при посадке с зазором.
3. Расчет посадки с натягом
Задание. Рассчитать и выбрать посадку с натягом для соединения вала и втулки (d=60мм, d1=0мм, d2=240мм, l=50мм), которое работает под воздействием крутящего момента Мкр=8Нм. Запрессовка механическая. Материал обеих деталей - сталь 45.
Определяем рэ по формуле (3.4) /4/:
,
где - крутящий момент стремящийся повернуть одну деталь относительно другой (Н м);
- осевое продольное сдвигающее усилие (Н). В нашем случае равно нулю;
d - номинальный диаметр соединения (м);
l - длина соединения (м);
f - коэффициент трения.
Определяем коэффициенты Ламе по формулам (3.5) и (3.6) /4/:
;
где и - коэффициенты Пуассона для материалов деталей соединения.
Определяем Nmin по формуле (3.1) /4/:
где и - модуль упругости материалов соединяемых деталей, Па.
Находим поправки к расчетному натягу, используя формулы (3.7) и (3.8), и определяем NminF по формуле (3.9) /4/:
Принимаем ut=0 и uц=0, исходя из условий задачи.
Определяем допустимое удельное давление на контактирующих поверхностях по формулам (3.10) и (3.11) /4/:
В качестве рдоп выбирается .
Определяем величину наибольшего натяга Nmax по формуле (3.12):
Находим поправки к наибольшему натягу и определяем NmaxF по формуле (3.13) /4/:
u=15мкм, ut=0, uц=0, uуд=0,78
Выбираем по таблице 1.49 /1/ посадку по наибольшему функциональному натягу NmaxF, при которой создавался бы запас прочности соединения и запас прочности деталей: 60 H7/s6, для которой NmaxT=72 мкм (NmaxF), NminT=23 мкм (NminF)
Определяем для выбранной посадки запас прочности соединения при сборке и при эксплуатации по формулам (3.14) и (3.15) /4/:
Для правильно выбранной посадки запас прочности соединения при сборке Nз.с. всегда должен быть меньше запаса прочности соединения при эксплуатации Nз.э., потому что Nз.с. нужен только в момент сборки для случая возможного снижения прочности материала деталей и увеличения силы запрессовки из-за перекоса деталей, колебания коэффициента трения и т.д.
Рис.3.1. Схема расположения полей допусков деталей при посадке с натягом
4. Расчет размерных цепейДля расчета размерной цепи используем метод максимума-минимума.Назначим допуски, и предельные отклонения на размеры если допуски на зазор Y5 составляют: верхнее +0,2; нижнее -0,3.Определяем величину зазора Y5Y5 - является замыкающим звеном. Зазор должен быть в пределах 5,2 мм до 4,7 мм. Поле допуска на размер 500 мкмТаблица 4.1.
Аi ном, мм
I, мкм
IT9, мкм
Аi мм принятое
Т3=12 >
1,08
43
Р7=14 >
1,08
43
П3=20 >
1,31
52
П4=18 >
1,31
43
Э2=55 >
1,86
74
Ф7=3 >
0,55
25
П2=5 <
0,73
30
Ш4=72 <
1,86
74(128)
Ф2=40 <
1,56
62
У
11,34
446(500)
Определяем среднее количество единиц допуска: единиц.Определяем квалитет, данное количество единиц соответствует:IT9=45 единицДопуски составляющих размеров находим в табл. 1.8 /1/ и записываем их в таблицу.Сумма допусков составляющих звеньев получилась меньше допуска замыкающего звена. Чтобы уравнение удовлетворялось увеличим допуск одного из составляющих звеньев. Этим звеном будет - Ш4.Занесем принятые значения допусков в таблицу.Назначим отклонения звеньев Т3 , Р7 , П3 , Э2 в минус т.к. они являются охватываемыми, а для звеньев П2, Ф2, П4, Ф7 , в плюс охватываемые. Допуск на замыкающее звено "плюс-минус" следовательно допуск на звено Ш4 рассчитаем.Заносим полученные данные в таблицу.Размер замыкающего звена находится в пределах допуска указанного в условии задания. При необходимости можно увеличить допуски на все звенья, рассчитав цепь с помощью "теоретико-вероятностного" метода.Произведем расчет размерной цепи теоретико-вероятностный методом, данный метод позволяет назначать менее жесткие допуски составляющих звеньев при том же допуске конечного звена.Определяем величину зазора Y5Y5 - является замыкающим звеном. Зазор должен быть в пределах 5,2 мм до 4,7 мм. Поле допуска на размер 500 мкм.Таблица 4.2.
Аi ном
мм
i
мкм
i2
IT11
мкм
(IT)2
TAi мкм
принято
Аi мм
принятое
Т3=12 >
1,08
1,17
110
12100
110
Р7=14 >
1,08
1,17
110
12100
110
П3=20 >
1,31
1,72
130
16900
130
П4=18 >
1,31
1,72
110
12100
110
Э2=55 >
1,86
3,46
190
36100
190
Ф7=3 >
0,55
0,3
60
3600
60
П2=5 <
0,73
0,53
75
5625
75
Ш4=72 <
1,86
3,46
190
36100
355
Ф2=40 <
1,56
2,43
160
25600
160
У
15,9
160225
(250000)
Определяем среднее количество единиц допуска: Определяем квалитет, данное количество единиц соответствует:IT11=100 единицыДопуски составляющих размеров находим в табл. 1.8 /1/ и записываем их в таблицу.Так как меньше допуска на размер замыкающего звена, то увеличим допуск на один из размеров - Ш4.Занесем принятые значения допусков в таблицу.Назначим отклонения звеньев Т3 , Р7 , П3 , Э2 в минус т.к. они являются охватываемыми, а для звеньев П2, Ф2, П4, Ф7 , в плюс охватываемые. Допуск на замыкающее звено "плюс-минус" следовательно допуск на звено Ш4 рассчитаем. Рассчитаем середины полей допусков.Рассчитываем верхнее и нижнее отклонение звена Ш4:Заносим полученные данные в таблицу.Литература1. Допуски и посадки: Справочник в 2-х ч./ Под ред. В.Д.Мягкова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Л.: Машиностроение, 1978. - 544с.2. Е.В.Перевозникова, М.П.Худяков. Метрология, стандартизация, сертификация. Учебное пособие. Часть 1 "Метрология". Северодвинск. Севмашвтуз, 2007. - 88 с.3. Е.В.Перевозникова, М.П.Худяков. Метрология, стандартизация, сертификация. Учебное пособие. Часть 3 "Сертификация". Северодвинск. Севмашвтуз, 2007. - 100 с.4. Перевозникова Е.В. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Метрология, сертификация и стандартизация" на тему "Точностные расчеты". Северодвинск: Севмашвтуз, 2004 - 46 с.