При современном развитии науки и техники, при организованном мас-совой производстве стандартизация, основанная на широком внедрении принципов взаимозаменяемости, является одним из наиболее эффективных средств, способствующих прогрессу во всех областях хозяйственной дея-тельности и повышению качества выпускаемой продукции.
Данная курсовая работа выполнена с целью закрепления теоретических положений курса, излагаемых в лекциях и обучение самостоятельной работе со справочной литературой.
1 Цель работы
1.1 Для указанного в задании сопряжения рассчитать и подобрать стандартную посадку с натягом или зазором
1.2 Для узла подшипника качения, имеющего постоянную по направлению нагрузку, рассчитать посадку для циркуляционно - нагруженного коль-ца и подобрать посадку для местно нагруженного кольца.
1.3 Вычертить схемы расположения полей допусков на кольца подшипников, вала и корпуса. Для данного резьбового соединения определить все номинальные значения параметров резьбы, допуски и отклонения.
1.4 Рассчитать заданные параметры цепи.
2 Расчет посадки с натягом
Расчет посадок с натягом выполняется с целью обеспечить прочность соединения, то есть отсутствие смещений сопрягаемых деталей под действием внешних нагрузок, и прочность сопрягаемых деталей.
Исходные данные для расчета берутся из задания и сводятся в таблицу 1.
Таблица 1 - Исходные данные для расчета посадок с натягом
Наименование величины
Обозначение
в формулах
Численная величина
Единица измерения
Крутящий момент
T
256
Нм
Осевая сила
Fa
0
Н
Номинальный размер соедине-
Ния
dн.с
50
мм
Внутренний диаметр вала
D1
40
мм
Наружный диаметр втулки
D2
72
мм
Длина сопряжения
l
40
мм
Коэффициент трения
f
0,08
Модуль упругости материала втулки
E1
0,91011
Н/м2
Модуль упругости материала вала
E2
21011
Н/м2
Коэффициент Пуассона мате-
Риала втулки
1
0,33
Коэффициент Пуассона мате-
Риала вала
2
0,3
Предел текучести материала втулки
T1
20107
Н/м2
Предел текучести материала вала
T2
800107
Н/м2
Шероховатость втулки
RzD
2,5
мкм
Шероховатость вала
Rzd
1,3
мкм
Наименьший расчет натяга определяется из условия обеспечения прочности соединения (неподвижности), из условия обеспечения служебного назначения соединения /1, с.333/.
Только при действии Т
(1)
только при действии Fа
(2)
При одновременном действии Fa и Т:
(3)
По полученным значениям Р определяется необходимая величина наименьшего расчетного натяга
(4)
где Е1, Е2 - модуль упругости материалов охватываемой (вала) и охватывающей (отверстия) деталей соответственно, в Н/м2;
с1, с2 - коэффициенты Ляме, определяемые по формулам
(5)
Определяется величина минимального допускаемого натяга /1, с.335/
(6)
где ш - поправка, учитывающая смятие неровностей контактных поверхностей деталей при образовании соединения,
(7)
t - поправка, учитывающая различие рабочей температуры деталей t0 и td и температуры сборки tсб, различие коэффициентов линейного расширения материалов соединяемых деталей (D и d),
(8)
Здесь tD = tD - 20 - разность между рабочей температурой детали с отверстием и нормальной температурой;
td = td - 20 - разность между температурой вала и нормальной температурой;
D, d - коэффициенты линейного расширения материалов деталей с отверстием и вала.
ц - поправка, учитывающая ослабление натяга под действием центробежных сил; для сплошного вала и одинаковых материалов соединяемых деталей
, (9)
где - окружная скорость на наружной поверхности втулки, м/с;
- плотность материала, г/см3.
п - добавка, компенсирующая уменьшение натяга при повторных запрессовках; определяется опытным путем.
Определяем максимальное допускаемое удельное давление , при котором отсутствует пластическая деформация на контактных поверхностях деталей.
В качестве берется наименьшее из двух значений Р1 или Р2:
, (10)
, (11)
где и - пределы текучести материалов охватываемой и охватывающей деталей, Н/м2;
Определяется величина наибольшего расчетного натяга
. (12)
Определяется величина максимального допустимого натяга с учетом поправок
, (13)
где уд - коэффициент увеличения удельного давления у торцов охватывающей детали;
t - поправка, учитывающая рабочую температуру, которую следует учитывать если натяг увеличится.
Выбирается посадка из таблиц системы допусков и посадок /1,с.153/.
Условия подбора посадки следующие:
- максимальный натяг в подобранной посадке должен быть не больше , то есть
; (14)
- минимальный натяг в подобранной посадке должен быть больше , то есть
. (15)
Расчитывается необходимое усилие при запрессовке собираемых деталей,
, (16)
где fn - коэффициент трения при запрессовке, fn=(1,15…1,2)f;
Pmax - максимальное удельное давление при максимальном натяге , определяемое по формуле
. (17)
По полученным данным (Приложение Б) чертим схему расположения полей допусков “отверстия” и “вала”.
Схема к расчету посадки с натягом показана на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема к расчету посадки с натягом
Расчет посадок с натягом выполнен на ЭВМ и результат расчета приведен в (приложении Б).
Выбираем посадку по таблицам системы допусков и посадок. Условия подбора следующие:
а) максимальный натяг Nmax в подобранной посадке должен быть не
более [Nmax]:
б) минимальный натяг Nmin в подобранной посадке должен быть больше [Nmin]:
Так как условие минимума выполняется, то выбираем данную посадку.
Графическое расположение полей допусков посадки d50 H8/g8 показано на рисунке 2.
По ГОСТ 24997-81(СТ СЭВ 2647-80) /4,с.64/ выписываем:
- допуск наружного и среднего диаметров резьбового проходного и непроходного калибров-пробок ТРL=6мкм;
- расстояние от середины поля допуска ТРL резьбового проходного калибра-пробки до проходного (нижнего) предела среднего диаметра контролируемой внутренней резьбы ZPL=0мкм;
По ГОСТ 24997-81 (СТ СЭВ 2647-80) /4,с.64/ выписываем допуск внутреннего и среднего диаметров резьбового проходного и непроходного калибров-колец TR=8мкм. Расстояние от середины поля допуска TR резьбового проходного калибра-кольца до проходного (верхнего) предела среднего диаметра контролируемой наружной резьбы
ZR=-4мкм; WGO=10мкм; WNG=7мкм.
4.6 Расчёт исполнительных размеров резьбовых калибров-колец
В соответствии с ГОСТ 24997-81(СТ СЭВ 2647-80) /4,с.67/ определяем наименьшие предельные диаметры резьбы калибра. Нижнее отклонение при этом будет равно нулю, а верхнее - положительным и равным по величине допуску на изготовление калибра.
Для ПР резьбового калибра-кольца:
наименьший предельный наружный диаметр
;
Значение в /4,с.64/;
наименьший предельный средний диаметр
;
наименьший предельный внутренний диаметр
.
Допуск среднего диаметра ПР резьбового калибра-кольца
Допуск внутреннего диаметра ПР резьбового калибра-кольца
Исполнительные размеры ПР резьбового калибра-кольца:
1) наружный диаметр - 12,082 minмм;
2) средний диаметр - 11,156+0,008мм;
3) внутренний диаметр - 10,611+0,008мм по канавке или радиусу.
Размер резьбового калибра-кольца по среднему диаметру:
.
Для НЕ резьбового калибра-кольца:
- наименьший предельный наружный диаметр
- наименьший предельный средний диаметр
;
- наименьший предельный внутренний диаметр
.
Допуск наружного диаметра НЕ резьбового калибра - кольца
.
Допуск среднего диаметра НЕ резьбового калибра - кольца
.
Исполнительные размеры НЕ резьбового калибра- кольца:
1) наружный диаметр - 12,144minмм, по канавке или радиусу;
2) средний диаметр - 11,216 +0,008 мм;
3) внутренний диаметр - 10,908 +0,008 мм.
Размер изношенного НЕ резьбового калибра - кольца по среднему диаметру:
5 Посадки подшипников каченияВ приведенном примере назначим посадки подшипника качения в соединениях 2-6 (см. чертеж-задание). Выбор посадки зависит от вида нагружения колец подшипника. Определяем виды нагружения колец.
По условию работы узла внутреннее кольцо подшипника имеет циркуляционное нагружение, наружное местное.
Присоединительные размеры подшипника заданы в таблице на чертеже узла. Класс точности подшипника, серия подшипника принимаются прибли-зительно и указываются в записке.
Принимаем класс точности 0 и среднюю серию, по которой в зависи-мости от диаметров d = 50мм, D = 90мм определяем ширину кольца В = 17мм и r = 2мм (шарикоподшипники радиальные однорядные).
Расчет ведём в следующей последовательности:
1) для циркуляционного кольца подшипника посадку выбирают по ин-тенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности /1,с.283/
(28)
где R -- радиальная реакция опоры на подшипник, Н (указывается в чер-теже-задании); Ь -- рабочая ширина посадочной поверхности кольца подшип-ника за вычетом фасок, м:
Ь=В-2r; (29)
КП -- динамический коэффициент посадки, зависящий от характера на-грузки (при перегрузке до 150%, умеренных толчках и вибрации КП = 1; при перегрузке до 300%, сильных ударах и вибрации КП = 1,8); F - коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале F =1) /I, с.286/; FA -коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами тел качения в двухрядных подшипниках или между сдвоен-ными шарикоподшипниками при наличии на опоре осевой нагрузки FA, при этом FA может иметь значения от 1,2 до 2, в обычных случаях FA = 1.
Принимаем радиальную реакцию опоры R= 950 Н, по условию задачи нагрузку с умеренными толчками и вибрацией.
По /I, с.287/ находим рекомендуемое отклонение К.
Номер квалитета зависит от класса точности подшипника. При посадке на вал, если подшипник 0,6 классов, то вал J T5, если 4,5 классов, то .JТ5, если 2 класса, то JТ4.
При посадке в корпус, если подшипник 0,6 классов, то квалитет JТ7,если 4,5 классов, то J7Б, если 2 класса -JТ5.
Для данного примера поле допуска вала в соединении 1-10 будет К6;
2) для местною нагруженного кольца основное отклонение выбирают по /I, с.285/. а номер квалитета - в зависимости от принятого класса подшипника. В данном примере основное отклонение отверстия в «корпусе» Н, для О класса допуск по JТ7. Таким образом, после допуска отверстия в соединении должно быть выполнено по Н7;
3) для построения схемы расположения полей допусков находим от-клонение наружного и внутреннего колец подшипника по ГОСТ 520 - 71 /3, с.67/.
Отклонение вала и отверстия корпуса находим из таблиц ГОСТ 25347-82 (СТ СЭВ 144-75). Найденные отклонения наносим на схему в соответствии с рисунком 7;
4) определяют по схеме предельные значения зазоров и натягов при сборке подшипника с корпусом и валом.
Расчет размерных цепей методом полной взаимозаменяемости.
Метод полной взаимозаменяемости--это метод, при применении которого требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается при замене ее любого звена звеном такого же типа и размера без выбора и подбора и без изменения его величины путем дополнительной обработки.
Таким образом, при применении этого метода размеры замыкающего звена должны находиться в установленных при конструировании (в задачах типа второго) или в рассчитанных (в задачах типа первого) пределах даже в тех случаях, когда все составляющие имеют предельно допустимые размеры.
Для предельных размеров цепи соотношения:
ВА = В АiУВ - Н АiУМ;
НА = Н АiУВ - В АiУМ;
Вычитая почленно нижние уравнения из верхних в уравнениях (1), получаем уравнение, связывающее допуски в размерной цепи:
ТНА = ТАi
где в сумму входят все составляющие, как увеличивающие, так и уменьшающие.
5.1 Расчет размерной цепи А
Схема размерной цепи представлена на рисунке 6
Рисунок 6 - Схема размерной цепи А
Искомый размер А3 входит в цепь А1 = 8-0,36, А2 = , А3 = 18-0,13.
Найдём размер А:
А = А2 - А3 - А1 ,
А = 40 - 18 - 8 = 14мм.
По уравнениям (1) получаем:
ВА = 0 + 0,5 + 0 = 0,5;
НА= - 0,36 - 0,5 - 0,13 = - 0,99мкм;
А =
Производим проверку по уравнению (2):
ТА = 0-(-2,12)=2,12;
ТА1 = 0,36 + 0,5 - (-0,5) + 0,13 = 1,49.
Условие (2) выполняется
Литература
1 Допуски и посадки: Справочник. В 2-х ч./В.Д. Мягков и др. - 6-е изд., перераб, и доп. - Л.: Машиностроение, 1982.
2 Якушев А. И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. - М.: Машиностроение, 1979.
3 Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х г.-М.: Машиностроение, 1982.
4 Единая система допусков и посадок СЭВ в машиностроении и прибо-ростроении: Справочник. В 2-х т. - М.: Издательство стандартов, 1989.
5 СТ СЭВ 144-75. Единая система допусков и посадок СЭВ. Поля до-пусков и рекомендуемые посадки. - Братислава: Издательство стандартов, 1975.
6 Зябрева Н.Н., Перельман Е.Н., Шегал М.Я. Пособие к решению задач по курсу "Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения". - М.: Высшая школа, 1977.
7 Афанасов А.И. и др. Взаимозаменяемость, стандартизация и техниче-ские измерения: Методические указания к курсовому проектированию для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения специальности 12.01 "Технология машиностроения". - Томск: Ротапринт ТПИ, 1989.
8 СТ СЭВ 157-75. Предельные отклонения и допуски гладких рабочих и контрольных калибров, - Братислава: Издательство стандартов, 1975.