p align="left">1. В учебные планы общеобразовательных учреждений всех типов должна быть введена специальная учебная дисциплина "Основы информационной культуры", призванная сформировать у школьников целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов.
2. Внедрение курса "Основы информационной культуры" требует создания комплекта учебно-программных и учебно-методических материалов, рассчитанных как на учителей, так и на учащихся. Этот комплект должен включать учебное пособие для изучения содержательной (теоретической) части входящих в программу разделов, тем; комплекс заданий, упражнений, практикумов, тренингов, деловых игр и т.п., направленных на выработку практических умений и навыков по курсу; средства компьютерной поддержки изучения теоретической и практической частей учебного материала; средства контроля (тестирования) степени усвоения обучаемым учебного материала.
3. Формирование знаний и умений учащихся в области новых информационных технологий как неотъемлемой части информационной культуры может быть реализовано только при создании особой образовательной среды в виде системы компьютерных классов различного профиля. Такие компьютерные классы должны позволять не только формировать общие представления о возможностях персональных компьютеров, но и обеспечивать надежные знания и умения в области обработки текстовой, табличной, графической информации, а также сетевых информационных технологий, в частности, с использованием Интернета. Организация подготовки школьников в области новых информационных технологий требует согласования на уровне государственных стандартов содержания курсов "Основы информационной культуры" и "Основы информатики".
4. Успешность внедрения курса "Основы информационной культуры" в практику работы общеобразовательных учреждений существенным образом зависит от уровня организации специальной подготовки педагогов, способных на профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых. Необходимость организации специальной подготовки педагогических кадров по информационной культуре подтверждается данными, полученными в ходе проведенного социологического опроса учителей и библиотекарей. Как показывает анализ результатов самооценки школьных учителей и библиотекарей, уровень их информационной культуры определяется как поверхностный. Так оценили свой уровень информационной культуры более 90% опрошенных. При этом абсолютное большинство анкетируемых убеждено в необходимости развертывания специальной подготовки преподавателей "Основ информационной культуры" на базе средних и высших учебных заведений [8, C. 12 - 16] .
Глава 2. Исследовательская часть
Цель нашего исследования, как уже указывалось во введении, - подтвердить или опровергнуть предположение о том, что уровень информационной культуры школьников 5 - 6 класса низкий.
Задачи нашего исследования таковы:
1. Провести исследование (диагностику) уровня информационной культуры, используя разнообразные научные методы: анкетирование и тестирование.
2. Проанализировать и обобщить полученные сведения.
3. Сделать вывод относительно полученных результатов.
Исследование проводилось в 5 - 6 классах школ № 3 и № 5 г. Железногорска-Илимского и длилось пять дней. В нем приняло участие 90 человек: 41 учащихся школы № 3 и 47 школы № 5. Исследование проходило в два этапа: анкетирование и тестирование.
Этап 1. В анкетировании принимали участие ученики 5 - 6 классов, которым предлагалось ответить на ряд вопросов (см. приложение 1).
Результаты анкетирования в школе № 3:
1. 17,07% учащихся дали более полное определение термина «Информационная культура».
2. 85,37% опрошенных считают, что информация играет в их жизни большую роль.
3. 36,6% учащихся назвало наибольшее количество источников информации.
4. 75,6% опрошенных считают наиболее важным источником информации телевизор, 56,09% - компьютер.
5. 92,7% учащихся считают обязательным наличие компьютера, но лишь 36,5% использовали бы его для учебы.
6. В данной школе занятия по курсу «Информационная культура» или «Библиография» не проводились.
7. 7,3% опрошенных считают, что уровень их информационной культуры низкий, 82,9% - средний и 9,8% - высокий.
Результаты анкетирования в школе № 5:
1. 19,1% учащихся дали более полное определение термина «Информационная культура».
2. 87,23% опрошенных считают, что информация играет в их жизни большую роль.
3. 40,4% учащихся назвало наибольшее количество источников информации.
4. 53,2% опрошенных считают наиболее важным источником информации телевизор, 38,2% - компьютер.
5. 87,2% учащихся считают обязательным наличие компьютера, но лишь 44,7% использовали бы его для учебы.
6. В данной школе занятия по курсу «Информационная культура» или «Библиография» не проводились.
7. 10,6% опрошенных считают, что уровень их информационной культуры низкий, 74,5% - средний и 14,9% - высокий.
Данные анкетирования обеих школ практически одинаковы. Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы: дети не совсем точно понимают смысл понятия «Информационной культуры»; уровень опрашиваемых средний, но близок к низкому. Одна из причин этого отсутствие в школах курса «Информационная культура».
Этап 2. В тестировании принимали участие учащиеся 5 - 6 классов, которым было предложено выполнить задания теста (см. приложение 2).
Результаты тестирования в школе № 3:
Более чем у половины учащихся низкий уровень информационной культуры - 53,7%.
Результаты тестирования в школе № 5:
Почти у половины учеников средний уровень информационной культуры - 48,94%.
По данным наблюдения и анкетирования выходит, что, в общем, уровень информационной культуры школьников 5 - 6 классов довольно низок.
Таким образом, исследование, проведенное нами, подтверждает поставленную ранее гипотезу о том, что уровень информационной культуры школьников 5 - 6 классов низкий. Ниже представлено несколько рекомендаций (сценарии уроков) для учителей и работников библиотеки, которые, как мы думаем, помогут повысить уровень информационной культуры школьников данных школ.
Глава 3. Психолого-педагогические рекомендации
§1. Опыт работы школьных библиотек по формированию информационной культуры
В современный период происходит становление информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от способности легко учиться, осуществлять непрерывное образование.
Программа формирования основ информационной культуры разрабатывалась и корректировалась в течение последних 10-15 лет. За это время апробировались разные варианты, в результате сформировались основные сквозные линии программы, определились принципы ее организации, наработался репертуар форм и приемов практической реализации программы.
Прошедшее 10-летие многое изменило в восприятии проблемы информационной культуры. Серьезно изменилась структура информационных ресурсов; в практику взаимодействия с информацией вошли новые информационные технологии; реальностью школьной жизни стали наукоемкие и информационноемкие формы учебной деятельности - все это потребовало иного уровня информационных знаний и навыков, иного их состава и сочетания. Значительно изменился и сам реципиент информационных знаний - ребенок, подросток рубежа третьего тысячелетия. Иной стала его система приоритетов и ценностей, общий информационный багаж, операционные возможности.
Все обозначенные реалии наложили свой отпечаток на формирование данного программного проекта.
Библиотеки должны исходить из того, что программированию подлежат все основные уровни информационной культуры:
· социальный;
· психологический;
· операционно-технологический;
· коммуникативный
в том их сочетании, которое наиболее целесообразно для каждой возрастной ступени.
Таким образом, принцип комплексности и интегративности становится для программы библиотек одним из основополагающих. Реализуется он сочетанием в каждом блоке программы основных ее содержательных линий; привлечением разнообразных видов информационных ресурсов, сопровождением разных подходов, форм и методов работы.
Принцип адаптивности видится также одним из ведущих в практической реализации программы. При этом адаптивность понимается, как способность быстро реагировать и гибко приспосабливать свои программные установки к динамично меняющимся социокультурным условиям, общевозрастным и индивидуальным особенностям школьников, пользователей библиотек.
Очевидно, что соотношение и сочетание тем в каждой возрастной параллели будет разным в каждой отдельной региональной ситуации, и будет зависеть от исходного уровня информационных знаний и навыков школьников, степени актуальности для них тех или иных программных позиций. В этом смысле предварительные исследования, предшествующие внедрению программы, видятся как необходимые и обязательные для получения эффективного результата.
Плотность познавательной жизни современного школьника предельно высока. В связи с этим, введение в его обиход еще одного обучающего курса представляется делом весьма непростым. Преодоление, в этом случае, возможной реакции отторжения и агрессии мы связываем с активным использованием в своих программных установках принципа действенной включенности. В программе заложены позиции, согласно которым школьники выступают не только восприемниками информации, но на каждой ступени получают множество возможностей для реализации себя в роли транслятора и создателя информации. В структуре программы, таким образом, деятельностные формы работы превалируют над чисто знаниевыми.
Используется и хорошо зарекомендовавший себя в библиографической практике и практике формирования библиотечно-библиографических знаний, принцип концентричности. Темы, базисные для формирования багажа информационной культуры личности, повторяются на каждой ступени с определенным приращением - знаниевым или операционным.
Наконец, одним из ключевых при определении содержания и структуры данной программы, был принцип целостного подхода. Исходная позиция - формировать не отдельные информационные умения и навыки, а личность читателя в целом, апеллируя к сфере читательских потребностей и интересов, к читательскому самовыражению и поведению, к читательскому творчеству.
Итак, сформулируем целевые посылы этой программы. В их числе выделяются, как основные, следующие:
· формирование читателя «информационного века», информационного общества;
· развитие у детей и подростков основных информационных умений и навыков - в качестве базиса для формирования информационно-независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному информационному поведению;
· развитие, на основе информационных знаний, умений, навыков, коммуникативных и креативных способностей читателя.
Результатами реализации программы должны стать следующие новообразования в активе личности школьника:
· определенный уровень информационной независимости;
· представления об информационных перспективах;
· способность к информационным коммуникациям.
Организационно программа реализуется через ЦДБ, выступающей в качестве методического и координирующего центра, и подразделения ЦСДШБ, как непосредственных исполнителей программы.
Программный курс поддержан системой индивидуальной работы, имеющей два направления:
· создание поддерживающего фона информационной культуры в индивидуальной читательской деятельности (через систему индивидуальных заданий, тренингов, индивидуального консультирования);
· помощь отдельным читателям в ликвидации пробелов в информационной подготовке, появившихся в результате пропусков посещениях отдельных занятий, либо в силу индивидуально-личностных причин.
Индивидуальная работа учитывается и фиксируется библиотекарем с помощью системы разработанных пометок в дневнике библиотекаря и в читательских формулярах, которые переносятся потом на АЕРК (Автоматизированную единую регистрационную картотеку).
Ежегодно работа в рамках программы подвергается анализу - в формах библиотечной отчетности и на методических совещаниях. Цели и методика анализа задаются годовым планом [См. 32].
§2. Сценарии уроков по формированию информационной культуры
Библиотечный урок "Алфавитный каталог"
Урок является частью программы дополнительного образования "Основы информационной культуры" и предназначен для учащихся 5-го класса.
Цель урока: развитие у детей навыка пользования карточным алфавитным каталогом и, на этой основе, развитие коммуникативных и креативных способностей юного читателя.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Познакомить детей с историей каталогов.
2. Убедить в необходимости умения пользоваться карточным алфавитным каталогом.
3. Обучить детей рациональным способам работы с каталогом.
4. С помощью практического занятия убедиться, усвоен ли материал.
5. Подготовить почву для следующего урока, посвященного работе с электронным алфавитным каталогом.
План урока:
1. Представление библиотекаря.
2. Отличие библиотечного урока от обычного. Зачем нужны библиотечные уроки?
3. Необходимость умения пользоваться карточным алфавитным каталогом.
4. Из истории каталогов.
5. Что можно узнать из каталожной карточки?
6. Рациональные способы работы с алфавитным каталогом.
Сегодня вы пришли на абонемент 5-9 классов на библиотечный урок. Такой урок, с одной стороны, похож на привычные для вас школьные занятия, когда учитель сначала объясняет вам материал, а затем проверяет, хорошо ли вы его поняли. Вы не просто выслушаете меня, но и попытаетесь на практике применить полученные знания - выполните практическое задание.
С другой стороны, библиотечный урок, конечно, отличается от обычного - тем, что проводится библиотекарем, и дает такие знания, которые будут вам полезны именно как читателям детской библиотеки. Библиотечные уроки бывают разные, рассчитаны на ребят разного возраста. Совсем маленьких наших читателей на их первом библиотечном уроке знакомят с библиотекой, показывают, где и что находится, в каком отделе книги выдаются на дом, где можно отыскать самые свежие журналы, и где можно познакомиться с электронной энциклопедией. Ребят постарше, таких, как вы, обучают пользованию алфавитным каталогом. Шестиклассников приглашают в читальный зал для знакомства со справочными изданиями, энциклопедиями, а старшеклассников ждет более сложный, но очень полезный урок - они узнают, что такое систематический каталог, и учатся им пользоваться.
Для чего проводятся все эти уроки, как вы думаете? (Ребята отвечают). Ну, конечно, для того, чтобы любой ребенок - читатель детской библиотеки чувствовал себя здесь уверенно, знал, что и для чего в библиотеке предназначено, и как это можно использовать. Сегодняшний урок посвящен знакомству с алфавитным каталогом. Вы узнаете, что вот эти маленькие ящички стоят здесь специально для вас, для вашей пользы и удобства, что вы имеете право в любое время подойти к ним и поискать то, что вас интересует, а как это сделать, вы сегодня научитесь.
Умение пользоваться каталогом пригодится вам и после школы, особенно тем из вас, кто настроен продолжать учебу в высшем учебном заведении. Вы поедете в большие города и познакомитесь с типом библиотеки, которую не миновал еще ни один студент - с Публичной библиотекой. А в Публичной библиотеке вы обязательно попадете в огромный зал каталогов, весь уставленный ящиками, подобными этому. Размеры этого зала устрашают, и без навыка пользования каталогом вы безнадежно заплутаете, потеряете уйму времени и, возможно, уйдете ни с чем. Читатели Публичных библиотек предоставлены самим себе, предполагается, что они уже всему обучены, и никто не будет искать в каталоге нужный вам материал, потому что поток читателей слишком велик. Библиотекари принимают требование на книгу, заполненное вами, с найденным вами адресом, и если вы указали адрес неверно, книгу просто не найдут. Поэтому, обучаясь теперь, вы работаете на свое будущее.
Но не думайте, что сейчас, когда вы еще не очень большие, умение пользоваться каталогом вам не пригодится. Очень пригодится, потому что уже теперь вам наверняка не хватает свободного времени, уроков становится все больше, домашние задания все сложнее, и, приходя в библиотеку за книгой, вы часто спешите. Так обстоят дела? В каких же случаях вам поможет алфавитный каталог?
Случай первый. Вам нужно прочесть книгу, но вы не знаете, есть ли она в библиотеке. Вы приходите и, как назло, попадаете в час пик. У кафедр толпятся дети, библиотекари заняты, и помочь вам именно сейчас ну никак не могут. Можно настроиться на ожидание. Но если вам знаком алфавитный каталог, ждать не придется. Вы спокойно подойдете к каталогу и сами убедитесь, есть в библиотеке нужная книга или нет. Для этого достаточно знать фамилию автора и название, поскольку все книги занесены в каталог в алфавитном порядке.
Второй случай. Вы забыли фамилию автора, помните только название, но уж его-то совершенно точно. Как быть? Очень просто. Алфавитный каталог состоит из двух частей, вы видите, они отличаются по цвету оформления. В каталоге, оформленном желтым цветом, вам непременно нужна фамилия автора. А для "зеленого" каталога нужно только название, он так и называется: каталог названий, и названия в нем тоже расположены по алфавиту. "Всадника без головы" вы будете искать на букву "В" в "зеленом" каталоге. На карточке, о которой мы поговорим позже, будет указана и фамилия автора: Майн Рид.
Третий случай таков. Вы очень любите книги Эдуарда Успенского, пять раз перечитали "Чебурашку" и хотите узнать, какие еще книги этого автора есть в библиотеке. Обращаетесь к "желтому" каталогу, поскольку фамилия вам известна, находите ящичек с буквой "У" и извлекаете всю нужную информацию.
Но прежде чем начать объяснения, как же именно извлекается эта информация, я хочу сказать вам несколько слов о том, что же такое, собственно, каталог.
Само слово "каталог" пришло к нам из древней Греции и означает "список, перечень" чего-либо. Возможно, одни из самых древних каталогов дошли до нас благодаря раскопкам Ниневии, великой ассирийской державы.
Велика, богата и могущественна была Ниневия, но в 612 году до н.э. пала, разграбленная и разрушенная вавилонянами и мидянами. Место, где была когда-то Ниневия, осталось необитаемым, а развалины великой столицы оказались погребенными под глиняным холмом Куюнджик.
Когда английский ученый Астон Лэйярд в середине 19 века раскопал Куюнджик, он обнаружил обугленные кирпичи и куски обгорелого дерева: все говорило о гигантском пожаре, в котором погиб город. Какова же была радость ученого, когда среди развалин дворца царя Ашшурбанипала была найдена знаменитая царская библиотека! Вы скажете: не может быть, ведь Ниневия сгорела! Как же могли сохраниться книги? Сможет кто-нибудь объяснить, как такое возможно? (Дети отвечают, что царская библиотека состояла из глиняных табличек).
Совершенно верно. Огонь не погубил, а спас библиотеку: от обжига огнем глиняные таблички стали крепче и не боялись сырости; правда, часть их разбилась при падении стен, но зато те, что сохранились, пролежали под пеплом, песком и землей более 2500 лет…
Кто из вас может сказать, что представляла собой книга в библиотеке Ашшурбанипала? Глиняная табличка совсем невелика: 6,5 см в длину и 3,5 см в ширину. С обеих сторон она исписана клинописными знаками, такими мелкими, что их нужно разглядывать через лупу.
Царская библиотека была очень велика. По приказу Ашшурбанипала целые группы опытных писцов отправлялись в другие города, где при храмах были библиотеки, выбирали там самые интересные книги и тщательно их копировали. Некоторые тексты были настолько древними, что писцы с трудом их понимали. Вообразите только: язык табличек, написанных во времена Хаммурапи на древневавилонском языке, на тысячу лет старше языка, на котором говорили при дворе Ашшурбанипала! Вот так, благодаря просвещенному и честолюбивому царю, а также его безвестным писцам, мы не утратили ценнейшие памятники человеческой культуры. Легко представить, как гордился Ашшурбанипал своей библиотекой.
Каково же было его удивление и гнев, когда обнаружилось, что драгоценные таблички пропадают! Придворные Ашшурбанипала тоже считали себя просвещенными людьми и с удовольствием брали таблички почитать. Кто-то забывал их вернуть, кто-то погибал в бою или на охоте, но печальный факт был налицо: библиотека терпела убыток, а царь ничего не мог с этим поделать: он не знал, сколько книг в его библиотеке! Последовал новый царский приказ. И с тех пор каждая табличка, попадавшая в царскую библиотеку, заносилась в особый список, и на ней выдавливался штамп: "Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, царя Ассирии". Этот список, прообраз каталога, содержал название произведения и количество строк в каждом листе-табличке и облегчал поиск нужной книги [См. 21].
Шли века. Человечество миновало и папирусы, и клинопись, и берестяные грамоты. Наконец была изобретена бумага, а затем и книгопечатание. Клинописные каталоги тоже уступили место бумажным, а точнее, карточным каталогам, и образец такого каталога вы видите перед собой. Разумеется, это не предел, и каталоги будут видоизменяться и совершенствоваться. Уже сейчас существует электронный каталог, имеющий перед старичком-карточным несомненное преимущество: он занимает совсем маленькую площадь - ровно столько, сколько требуется компьютеру, а информации вмещает просто непостижимое количество. Но роскошь иметь у себя компьютер позволяет себе далеко не каждая библиотека, а карточные есть везде, даже в глухом селе. Карточному каталогу не страшны перебои с электричеством, он самодостаточен. К тому же он очень прост в обращении, любому ребенку по силам его освоить. Поэтому не будем раньше времени списывать его в утиль, а научимся лучше пользоваться им.
Этот каталог называется карточным, потому что в основу его положена карточка, своеобразный книжкин паспорт. Вот перед вами увеличенное изображение каталожной карточки, чтобы всем было хорошо видно (Демонстрируется карточка на книгу П. Клушанцева "О чем рассказал телескоп"). В натуральную величину карточка вот такая. Каждая книга, поступившая в библиотеку, проходит специальную обработку: ей присваивают номер, заносят ее в особую книгу учета и - заводят на нее паспорт, каталожную карточку.
Вы знаете, что из обычного паспорта или из свидетельства о рождении можно извлечь массу полезных сведений о человеке: как его зовут, где он родился, кто его родители и т.д. Так и каталожная карточка позволяет узнать о книге все, что необходимо. Посмотрите на карточку и скажите мне, что мы можем узнать о книге с ее помощью? (Дети отвечают). Как видите, нам не понадобилось даже брать книгу в руки - по одной лишь карточке мы получили полное представление о книге Клушанцева. Из подобных карточек и состоит каталог. Алфавитным он называется потому, что карточки в нем расставлены по алфавиту.
Вы в пятом классе, конечно, знаете алфавит хорошо, не так ли? Давайте проверим, насколько хорошо. Вот три книги, которые вам предстоит расставить по алфавиту. Обратите внимание, что среди них есть сборник "Дружба", у которого автора нет. Такой сборник, а также "Былины", "Сказки" и прочие книги без авторов вы найдете в каталоге по названию. Если Чехова вы будете искать на букву "Ч", то сборник "Дружба" - на "Д". Итак, в какой последовательности вы расставите книги Чехова, Куприна и сборник "Дружба"? (Дети отвечают).
Теперь расставьте по алфавиту книги авторов, фамилии которых начинаются с одной буквы. Как видите, в каталожных ящиках соблюдается именно этот принцип. (Дети сравнивают книги Гайдара, Горького и Грина и обосновывают, почему расставили именно так.) Правильно, вы сравнивали вторые буквы фамилий, поскольку первые буквы совпадают. Если же и вторые буквы совпадут, вы посмотрите на что? На третьи буквы, и так далее. Кого, например, вы поставите первым - Горького или Гоголя? Конечно, Гоголя, потому что по алфавиту буква "Г" стоит раньше, чем "Р".
И, наконец, третий пример. Бывают авторы-однофамильцы. Бесполезно сравнивать их фамилии - они одинаковы. Что будем сравнивать в таком случае? Что различается у однофамильцев? Правильно, имена, а если и имена совпадут, сравним отчества. Вот перед вами три однофамильца: Алексеевы Михаил, Валерий и Сергей. Расставьте их по алфавиту.
Теперь посмотрите внимательно на каталог. Как видите, легко определить, в каком ящичке искать какую букву: все ящики надписаны. Для некоторых букв понадобилось два, а то и три ящика. Для вашего удобства и быстроты поиска на них написаны указательные слова и слоги: первый, с которого начинается этот ящик, и последний, которым он заканчивается. Вам остается только сообразить, куда по алфавиту попадет нужная вам фамилия. Если ошибетесь ящиком, нужную карточку не найдете. (Вместе думаем, в каком ящике искать Лермонтова. При этом демонстрируется внутренность ящика.)
Вы видите, как много карточек вмещает каталожный ящик. Чтобы вам не пришлось перебирать их все в поисках одной нужной, в ящике есть картонные разделители с выступами, а на выступах написаны вспомогательные слова и слоги. Иногда написаны целые фамилии - есть такой выступ у Лермонтова, у Пушкина, у Успенского и других популярных авторов. Чтобы сэкономить время, не перебирайте бездумно все карточки подряд, а взгляните внимательно на выступы и выберите тот, за которым, по вашему мнению, по алфавиту окажется нужная карточка. Всем понятно? Вопросы есть?
Сейчас каждый из вас получит практическое задание. В задании два вопроса, один - на поиск в алфавитном каталоге по фамилии автора, другой - на поиск в каталоге названий. Подумайте, к какому каталогу вы обратитесь. Ящики из каталога вынимать можно. Когда найдете нужную карточку, не выдирайте ее из ящика, а позовите меня и покажите, что справились с заданием.
Библиотечный урок "Багаж, который никто не отнимет"
Программа "Основы информационной культуры". Раздел: 6 класс." На пороге новой школьной ступени"
Беседа с элементами тренинга
Цель: Раскрыть секреты внимания и памяти. Показать роль внимания и памяти в учебной деятельности, интеллектуальном развитии личности.
Задачи:
1. Рассказать о видах и свойствах памяти, приемах запоминания, эффективных в учебной деятельности.
2. Познакомить с непроизвольным и произвольным вниманием и простейшими приемами концентрации внимания.
Ребята, давайте вспомним сказку А.Погорельского "Черная курица". Мальчику Алеше было подарено конопляное семечко, благодаря которому он без особого труда хорошо знал любой урок. Помните, как гордились им учителя, но возгордился и сам Алеша. Сказка заканчивается грустно, Алеша не смог удержать волшебный дар. Он становится снова обычным мальчиком, но многое понял и пережил.
А вот если бы вам волшебник предложил в подарок такое конопляное зернышко, что бы вы сделали? Отказались бы?
Конечно, каждому хотелось бы больше знать. Хотелось бы стать умнее, мудрее. Знания придают силу и уверенность. Но кому-то все дается легко. Стоит раз прочитать текст учебника - и урок готов. А другой учит, учит, пять раз прочитал одно и то же, а все никак не запоминается, а ведь друзья уже и погулять успели, и в кружок сходили.
Как помочь такому ученику, как сделать так, чтобы учение "было не в тягость, а в радость?"
Большую роль тут играет память, и сегодня мы с вами выясним, что это такое и для чего она нужна.
Ученые люди говорят, что память - это способность человека сохранять свои знания и опыт и использовать их в своей жизни.
Все события нашей жизни не проходят бесследно. Представим себе человека, который не мог бы ничего запомнить. Он не знал бы даже, как его зовут, когда родился, где он живет, кто его родители. У него не было бы друзей, так как через секунду он бы забывал о них. Этот человек не умел бы читать, писать, считать, то есть не мог бы ничему научиться. Он не помнил бы, что делал на прошлой неделе, вчера и даже минуту назад. Этот человек был бы таким же беспомощным в окружающем мире, как новорожденный младенец.
Но такого не бывает. Все события нашей жизни не исчезают, а остаются с нами. И это возможно потому, что у нас есть память.
Конечно, не все, что с нами происходит, полностью запоминается. Предположим, что в памяти сохранялось бы все, что человек видит, слышит, делает. Тогда мозг человека был бы очень перегружен и не мог бы работать быстро и точно. Поэтому наряду с процессами запоминания существует и процесс забывания. Это важно для нормальной жизни человека.
А теперь я попрошу вас вспомнить, что вы видели сегодня по дороге в школу.
Получилось? ( Ребята рассказывают)
И все, что сейчас вы рассказали, вы не пытались специально запомнить. Запомнилось все само собой, просто так, безо всяких усилий, то есть непроизвольно. Память такая называется непроизвольной.
Но человек может и разумно управлять своей памятью. Вам нужно выучить стихотворение. Такое запоминание будет называться произвольным.
Произвольное запоминание - это такое запоминание, когда человек специально ставит перед собой цель что-то выучить, запомнить.
Когда человек рождается, он еще не умеет управлять своей памятью. Постепенно вместе с непроизвольным у человека появляется и произвольное запоминание.
Ваша произвольная память стала особенно быстро развиваться, когда вы пошли в школу, потому, что при обучении в школе нельзя полностью полагаться на случайное непроизвольное запоминание. Поэтому приходится ставить перед собой специальные цели и задачи запомнить то, что ты изучаешь. Тогда запоминание превращается в особую деятельность - заучивание. При этом можно использовать специальные приемы и средства заучивания. Об этом мы еще будем говорить.
А сейчас подумайте:
1) Зачем человеку нужна память?
2) Чем память помогает человеку и чем мешает?
3)Чем отличается произвольное запоминание от непроизвольного?
А хотите проверить свою произвольную память? Тогда поиграем.
Перед вами игра - запоминалка. Напечатана она в журнале "Миша".-1995.-№ 7.-С.10 (Проводится игра)
А вот игра - воображалка. Напечатана она в журнале "Миша".-1995.-№ 8.-С.27. (Проводится игра)
Теперь, читая журналы, обращайте внимание на такие игры. Играть в них и интересно, и полезно.
В журнале "А почему".-1995.-№ 8.-С.28-29 под рубрикой "Совершенствуй себя" помещена статья "Узелки на память". И здесь предлагаются еще две игры. Одна из них с необычным названием "Бабушка укладывала чемодан". (Проводится игра)
А сейчас, пожалуйста, будьте все серьезными и очень внимательными. Я вас хочу познакомить с удобными способами запоминания.
Прием рифмы.
Известно, что любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Чтобы лучше запомнить, можно придумать рифму или простую фразу.
Например, в русском языке есть такое правило: после буквы Ц всегда пишется И, а не буква Ы. Кроме слов - исключений "Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц".
Легко запоминается, верно?
Еще один пример. Часто людям бывает сложно запомнить все цвета радуги. Поэтому была придумана такая считалка: "Каждый охотник желает знать где сидит фазан".
Каждый - красный
охотник - оранжевый
желает - желтый
знать - зеленый
где - голубой
сидит - синий
фазан - фиолетовый.
Прием парных ассоциаций.
Важную информацию человек как бы связывает с тем, что всегда хорошо помнит.
Например, очень часто в качестве шифра для замка сейфа или камеры хранения человек выбирает год своего рождения.
Например, 1989. Это он никогда не забудет.
Прием "мест".
Этот прием позволяет запомнить список вещей, поместив каждую из них на свое место. Для того, чтобы не забыть купить нужные продукты в магазине, можно мысленно разместить их на кухне.
Мясо кладут в холодильник,
крупу - в шкаф,
чай - на полку,
фрукты - на стол.
Потом останется только представить себе кухню, чтобы вспомнить список нужных продуктов.
Прием группировки.
Можно легко запомнить, какие предметы надо положить в портфель. Для этого нужно мысленно объединить их в несколько групп:
1) учебники
2) пенал
3) тетради
4) все для рисования.
Может быть, кто-то из вас пользуется и другими приемами, чтобы легко и прочно запоминалась важная информация.
Какие приемы, чтобы что-то запомнить, знаете вы?
В 1996г. в Петербургской газете для детей и подростков "Пять углов" были напечатаны совсем не лишние советы, как укрепить свою память. (Зачитать).
Если вы меня сегодня внимательно слушали, то память свою вы будете тренировать, и с учебой у вас все будет отлично.
Внимательно, внимание…Вы часто слышите это слово.
А зачем человеку внимание?
Любой человек не сможет ничего сделать, если не будет выбирать самое важное из всего, что он видит, слышит, чувствует, о чем думает. Внимание и помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное в данный момент.
Легко быть внимательным, когда смотришь интересный фильм. Здесь о внимании и думать - то не надо. Но очень трудно быть внимательным, когда учишь скучный и трудный урок. Почему так происходит?
Потому, что в этих двух случаях мы встречаемся с разным вниманием: непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное внимание возникает без всяких усилий с нашей стороны. Например, удар грома овладевает нашим вниманием совершенно независимо от нас.
Но, чтобы решать математическую задачу, надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание.
Это уже произвольное внимание.
Однако иногда решение задачи становится для человека столь интересным делом, что он может даже не услышать удара грома. Тогда можно говорить о том, что его внимание в процессе решения задачи из произвольного превратилось вновь в произвольное.
Представьте себе ситуацию: мальчик сидит у себя дома за столом и читает школьный учебник. Как вы думаете, что может ему помочь удерживать внимание на этом учебнике, а что помешать?
(Поможет умение сосредоточиться, он должен выбрать самое важное из всего, что видит, слышит, чувствует и отсеять ненужное в данный момент. Помешать может музыка, звук телевизора, голоса ребят, гуляющих на улице, играющий котенок и т.д.)
При каком условии произвольное внимание может превращаться в непроизвольное?
Внимание имеет много интересных свойств. Ваше умение сосредоточиться называют концентрацией внимания.
Чтобы проверить ваше умение сосредоточиться мы проведем игру "Тайнопись". [35, C. 83 - 84].
Вот теперь, тренируя память и внимание, вы будете учиться легко и хорошо. У нашей памяти и внимания еще много секретов, о которых в течение одного урока не расскажешь.
Заключение
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.
Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.
Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества.
В данной работе нами были рассмотрены проблемы формирования информационной культуры учащихся среднего звена школ. Нами была выдвинута гипотеза о низком уровне информационной культуры школьников 5 - 6 классов, которая, в ходе исследования (анкетирования и тестирования учеников), была подтверждена. Были также предложены рекомендации и сценарии по проведению уроков по курсу «Информационная культура», которые, как мы полагаем, помогут учителям и работникам школьных библиотек повысить уровень информационной культуры школьников.
Библиографический список
1. Андреева И.М., Зубов Ю.С. Информационная культура как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований. // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Междунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск, 14-15 сент. 1995.: Тезисы докл. - Краснодар, 1995.
2. Антонова С.Г.Информационная культура личности: Вопросы формирования. // Высшее образование в России, 1994, № 11.
3. Буркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - Т.1. - СПб, 1905.
4. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. - М.: Мол. гвардия, 1988.
5. Вохрышева М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалиста. // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. М., 1994.
6. Гендина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры // Материалы областной научно-практической конференции, г. Кемерово, 26-28 ноября 2001 г. / Под общ. ред. Н.И. Гендиной, Г.А. Стародубовой. Кемерово, 2001.
7. Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. Кемерово, 1999.
8. Гендина Н.И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона./ Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.
9. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. Кемерово: КемГАКИ, 1999.
10. Горлова И.И. Информационная культура и проблемы культурной политики. // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. - М., 1994.
11. Гречихин А.А. Информационная культура.(Опыт определения и типологического моделирования) // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. - М.,1994.
12. Ефимов АН. Информационный взрыв: Проблемы реальные и мнимые - М.: Наука, 1985.
13. Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема // Педагогика. 2001. № 4.
14. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов - Краснодар: Краснодар. гос. акад. Культуры, 1996.
15. Игра - воображалка. // Миша.-1995. № 8.
16. Игра - запоминалка. // Миша.-1995. № 7.
17. Информатика и научно-технический прогресс. - М.:Наука, 1987.
18. Информация и научные исследования культуры: Сб. науч. тр. - М., 1988.
19. Как укрепить свою память. (Семь простых приемов). //Пять углов .- 1996. 15 февраля.
20. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2.
21. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для уч-ся. / Под ред. А.И. Немировского. - М.:Просвещение,1981.
22. Копылов В.А. Единое информационное пространство в современном информационном обществе: Проблемы формирования, функционирования, совершенствования. // НТИ. - Сер.2, 1994. № 9.
23. Красовский С.В. Информация в современном цивилизационном процессе. // Науч. и техн. б-ки, 1992. № 6.
24. Краткий словарь по социологии. - М., 1988.
25. Кудрина Е.Л., Гендина Н.И. Новая парадигма образования и необходимость формирования информационной культуры личности. / Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.
26. Немировская Л.З. Культурология: История и теория культуры Учеб. пособие. - М.,1992.
27. Парахин А.А.О понятии «Информационная культура личности». / Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.
28. Семенюк Э.П. Технологический этап НТР и информатика. // НТИ, - Сер.1, 1995. № 1.
29. Суханов А.Л. Информация и прогресс. - Новосибирск, 1988.
30. Узелки на память. //А почему.-1995. №8.
31. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. - Изд. 5-е. - М., 1987.
32. Цыганкова Л.М. Школьная библиотека как центр формирования информационно-библиографической культуры. / Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.
33. Цымбаленко С.Б., Шариков А. В., Щеглова А. В. Подростки в информационном мире // Педагогика. 2001. № 4.
34. Чамокова Э.А. Культурологический подход в информатике. // Информация и научные исследования культуры. - М., 1988.
35. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Черемошкина Л.В. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Приложение 1
Школа___________класс___________
Вопросы анкеты
1. Как вы понимаете термин «Информационная культура».