Анализ зависимости социометрического статуса от типа темперамента
p align="left">Среди педагогов и психологов хорошо известен приём, который называется «отсвет от звезды». Суть его заключается в том, что высокостатусному члену группы поручается какое-то дело совместно с низкостатусным. В данном случае важно продумать мотивировку сотрудничества, чтобы оно воспринималось ребятами как необходимое для решения соответствующей задачи. При успешном взаимодействии популярность высокостатусного члена группы частично передаётся низкостатусному и отношение окружающих становится более благожелательным.
Своевременное информирование учащихся об успехах их одноклассника в каких-либо других группах также позволяет повысить его статус. Поэтому учителю необходимо знать о внешкольной деятельности учащихся и использовать данную информацию для улучшения межличностных отношений в классе. Если, несмотря на педагогические усилия, статус ребёнка остаётся низким, необходимо провести системный психологический анализ причин отверженности или изолированности. Следует понять, в чём причина, и попытаться работать с ней. Например, причиной низкого статуса может быть неумение общаться со сверстниками или даже неопрятный внешний вид. Профессионализм, внимание и деликатность учителя при известной заинтересованности в решении проблемы обеспечат эффективность применения того или иного метода.
Проявляя заботу о социально-психологическом состоянии класса, учитель должен помнить о том, что неизменность социометрического статуса ученика может негативно влиять как на общее состояние группы, так и на конкретного человека. Поэтому необходимо планировать некоторую динамику социометрических отношений, позволяющую каждому члену группы побывать на разных уровнях социометрической структуры и, соответственно, учиться вырабатывать разные стратегии поведения в социальной жизни.
Совокупность межличностных отношений человека в различных социальных группах с близкими и не очень близкими людьми представляет собой уникальную социальную систему, центром которой является сам человек, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения См. Социальная психология. Андреева Г.М.- М.: Изд-во Моск-го Ун-та, 1980..
2. Характеристика выборки, методов и методик исследования
2.1 Описание выборки
Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 31 города Осинники. Всего в классе 29 человек, 13 мальчиков и 16 девочек. Во время проведения тестов отсутствовали 3 человека, следовательно, в исследовании участвовали 26 человек (11 мальчиков и 15 девочек). Средний возраст составляет 12-13 лет. По словам классного руководителя в классе нет явного лидера. Взаимоотношения между учениками дружеские, конфликты происходят крайне редко. Существует несколько микрогрупп, сформированных по интересам, по месту жительства и т.п.
Во время проведения исследования имена и фамилии учеников будут обозначаться в виде цифр.
2.2 Характеристика методов и методик исследования
В качестве методов исследования были проведены: анализ методической литературы, тестирование и социометрия.
Информация о темпераменте была взята из литературы по психологии, учебников, методичек, материалов из интернета.
Тестирование - психологический метод, использующий стандартизированные задачи и вопросы - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п. (в данном случае темперамента). Тестирование предполагает, что обследуемый отвечает на заданные в опроснике вопросы. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов которого делаются выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Тесты - это стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый. Процедура оценки результатов также стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставить результаты различных испытуемых.
Социометрия -- это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений. Американский психолог Джекоб Морено, разработавший всемирно известную теорию социометрии, полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Если человека окружают люди, испытывающие к нему симпатии, то ему будет легче преодолевать жизненные трудности. Более того, недостаток симпатий уже порождает жизненные трудности. Он считал также необходимым определить положение индивида в структуре неформальных отношений, чтобы понять его проблемы См. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. -- М.: Наука, 1990. -- 232 с..
В качестве методик исследования были взяты тест-опросник Г. Айзенка (см. приложение 1) и методика по определению социометрического статуса (см. приложение 2).
Методика социометрии была получена из учебников по социологии, социальной психологии и психодиагностике.
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Социометрия - это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?"; "…готовиться вместе к контрольной работе?" и т.д.
Тест Айзенка включает две шкалы -- экстра-интроверсии и нейротизма. С помощью данных шкал тест Айзенка позволяет в полном объеме диагностировать характерологические и темпераментологические особенности личности.
В тесте Айзенка код опросника имеет шкалу лжи, в связи с этим часть бланков пришлось признать недействительными (6 бланков). В результате измерения показателей темперамента и социометрического статуса мы получаем т.н. первичные значения показателя, которые представлены неупорядоченной последовательностью чисел. Для удобства необходимо провести специальную обработку См.Корниенко А.Ф. Психодиагностика: Учебное пособие. - Казань: Изд-во КГПУ, 2003.- 146 с..
Было проведено подробное разъяснение правил по ответам на тестовые вопросы. Два теста проводились друг за другом. После тестового опроса бланки были собраны и обработаны исследователем.
3. Взаимодействие типа темперамента и социометрического статуса в группе
3.1 Выявление типа темперамента
Тип темперамента исследовался при помощи теста-опросника Айзенка. (см. приложение 1).
Опросник составлен английскими психологами Айзенком в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространенный тест для оценки основных свойств личности. Из 57 вопросов 24 направлены на выявление степени интровертности или экстравертности человека. Оба эти понятия введены швейцарским психологом К. Г. Юнгом. Термины образованы от латинских корней "экстра" - "вне", "интра" - "внутрь" и "верто" - "обращаю".
Экстраверты - это личности, в силу организации их нервных процессов обращенные наружу, требующие постоянной стимуляции со стороны внешней среды. Им свойственна тяга к новым впечатлениям, такие люди нуждаются в компании; для них характерна раскованность поведения, они общительны, беззаботны, разговорчивы и в то же время импульсивны, иногда даже агрессивны. Их чувства и эмоции не всегда поддаются контролю.
Интроверты обращены внутрь. Им не нужна значительная внешняя стимуляция, и это свойство формирует специфику поведения такого человека. Он малообщителен, друзей у него немного, но он предан им надолго. Интроверт избегает шумных компаний, медлителен, серьезен, планирует свои действия и поступки, достаточно хорошо контролирует эмоции.
"Чистых" экстравертов и интровертов практически не бывает, но все мы занимаем в этом диапазоне позицию ближе к тому или иному полюсу.
Также опросник выявляет эмоциональную неустойчивость или, напротив, стабильность, уравновешенность. В тест входят 9 вопросов, позволяющих оценить, искренность ответов на тест.
Таблица 3.1. Результаты теста-опросника Айзенка
№
Экстраверсия-интроверсия
Нейротизм
Тип темперамента
1
14
9
Сангвиник
2
9
9
Флегматик
3
15
18
Холерик
4
14
11
Сангвиник
5
18
10
Сангвиник
6
17
14
Холерик
7
22
22
Холерик
8
14
16
Холерик
9
11
9
Флегматик
10
14
8
Сангвиник
11
14
8
Сангвиник
12
8
8
Флегматик
13
6
14
Меланхолик
14
15
7
Сангвиник
15
14
7
Сангвиник
16
7
15
Меланхолик
17
15
10
Сангвиник
18
14
5
Сангвиник
19
20
7
Сангвиник
20
10
12
Меланхолик
По результатам теста-опросника рассчитаем процентное соотношение типов темперамента
Таблица 3.2.
Тип темперамента
Кол-во человек
%
Сангвиники
10
50%
Холерики
4
20%
Флегматики
3
15%
Меланхолики
3
15%
Отобразим данную таблицу в виде диаграммы:
Рис. 3.1. Процентное соотношение типов темперамента в группе
3.2 Выявление социометрического статуса
Социометрический опросник (см. приложение 2) был роздан сразу после прохождения методики Айзенка. Социометрический опрос проводился по параметрическому методу, т.е. с ограничением количества выборов. В опроснике было предложено сделать три «положительных» и три «отрицательных» выбора на поставленные вопросы. После раздачи опросников следовали четкие инструкции по заполнению.
Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматрицы (см. приложение 3). Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы.
Строится социоматрица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки «+» в случае положительного выбора и « - » в случае отрицательного.
Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений i-го столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность каждого из членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).
Персональный индекс социометрического статуса индивида вычисляется по формуле:
где Ci -- социометрический статус индивида группы;
? -- знак суммирования по вертикали;
Bi+ -- число положительных выборов, полученных членом группы (со знаком плюс);
Bi- -- число отрицательных выборов, полученных членом группы (со знаком минус);
N -- количество членов в группе См. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. -- М.: Наука, 1990. -- 233 с..
Для удобства дальнейшей работы с результатами, итоговые числа социометрического статуса были умножены на 100.
По данным социоматрицы, построенной после обработки бланков, можно составить таблицу:
Таблица 3.3. Количество положительных и отрицательных выборов и социометрический статус
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
+
5
2
1
4
2
5
3
5
1
2
2
3
2
3
4
6
1
3
5
2
-
0
2
8
2
2
1
8
7
2
1
2
0
3
1
2
7
3
3
0
5
Ci
26
21
47
32
21
32
58
63
16
16
21
16
26
21
32
68
21
32
26
37
3.3 Взаимосвязь темперамента и социометрического статуса
На основе проведенных исследований темперамента и социометрического статуса можно проверить наличие взаимосвязи между ними.
Результаты теста-опросника Айзенка показали, что в классе:
Сангвиников - 10 или 50%
Холериков - 4 или 20%
Флегматиков - 3 или 15%
Меланхоликов - 3 или 15%
Из социограммы выделяются положительные и отрицательные выборы (таблицы 3.4 и 3.5)
Таблица 3.4. Положительные выборы в порядке возрастания с соотношением типов темперамента
№
"+"
Темперамент
17
1
Сангвиник
9
1
Флегматик
3
1
Холерик
13
2
Меланхолик
20
2
Меланхолик
5
2
Сангвиник
10
2
Сангвиник
11
2
Сангвиник
2
2
Флегматик
14
3
Сангвиник
18
3
Сангвиник
12
3
Флегматик
7
3
Холерик
4
4
Сангвиник
15
4
Сангвиник
1
5
Сангвиник
19
5
Сангвиник
6
5
Холерик
8
5
Холерик
16
6
Меланхолик
Таблица 3.5. Отрицательные выборы в порядке возрастания с соотношением типов темперамента
№
" - "
Темперамент
1
0
Сангвиник
19
0
Сангвиник
12
0
Флегматик
10
1
Сангвиник
14
1
Сангвиник
6
1
Холерик
4
2
Сангвиник
5
2
Сангвиник
11
2
Сангвиник
15
2
Сангвиник
2
2
Флегматик
9
2
Флегматик
13
3
Меланхолик
17
3
Сангвиник
18
3
Сангвиник
20
5
Меланхолик
16
7
Меланхолик
8
7
Холерик
3
8
Холерик
7
8
Холерик
Из приведенных выше таблиц (3.4 и 3.5) можно выявить социометрический статус каждого члена выборки. Для этого необходимо воспользоваться интерпретацией социометрической методики.
5-6 «+»; 0-1 « - » - Звезды
5-4 «+»; 2-3 « - » - Высокостатусные
4-3 «+»; 3-4 « - » - Среднестатусные
3-2 «+»; 4-5 « - » - Низкостатусные
2-1 «+»; 5-6 « - » - Отверженные
0 «+»; 7-8 « - » - Пренебрегаемые
Таблица 3.6
№
Статус
1
Звезда
2
низкостатусный
3
отверженный
4
высокостатусный
5
низкостатусный
6
Звезда
7
отверженный
8
отверженный
9
низкостатусный
10
низкостатусный
11
среднестатусный
12
среднестатусный
13
среднестатусный
14
среднестатусный
15
высокостатусный
16
отверженный
17
низкостатусный
18
среднестатусный
19
Звезда
20
низкостатусный
Таблица 3.7. Количество человек по каждому статусу
Статус
кол-во ч.
Звезды
3
Высокостатусные
2
Среднестатусные
5
Низкостатусные
6
Отверженные
4
Пренебрегаемые
0
Изгои
0
Рис. 3.2. Процентное соотношение социометрических статусов в группе.
По всем показателям составим общую таблицу:
Таблица 3.8.
№
Индекс социометрического) статуса ( Ci )
Статус
Тип темперамента
1
26
Звезда
Сангвиник
2
21
низкостатусный
Флегматик
3
47
отверженный
Холерик
4
32
высокостатусный
Сангвиник
5
21
низкостатусный
Сангвиник
6
32
Звезда
Холерик
7
58
отверженный
Холерик
8
63
отверженный
Холерик
9
16
низкостатусный
Флегматик
10
16
низкостатусный
Сангвиник
11
21
среднестатусный
Сангвиник
12
16
среднестатусный
Флегматик
13
26
среднестатусный
Меланхолик
14
21
среднестатусный
Сангвиник
15
32
высокостатусный
Сангвиник
16
68
отверженный
Меланхолик
17
21
низкостатусный
Сангвиник
18
32
среднестатусный
Сангвиник
19
26
Звезда
Сангвиник
20
37
низкостатусный
Меланхолик
Для удобства анализа результатов упорядочим значения таблицы 3.5 по возрастанию.
Таблица 3.9.
№
Ci
Статус
Тип темперамента
4
32
высокостатусный
Сангвиник
15
32
высокостатусный
Сангвиник
1
26
Звезда
Сангвиник
19
26
Звезда
Сангвиник
6
32
Звезда
Холерик
20
37
низкостатусный
Меланхолик
10
16
низкостатусный
Сангвиник
5
21
низкостатусный
Сангвиник
17
21
низкостатусный
Сангвиник
9
16
низкостатусный
Флегматик
2
21
низкостатусный
Флегматик
16
68
отверженный
Меланхолик
3
47
отверженный
Холерик
7
58
отверженный
Холерик
8
63
отверженный
Холерик
13
26
среднестатусный
Меланхолик
11
21
среднестатусный
Сангвиник
14
21
среднестатусный
Сангвиник
18
32
среднестатусный
Сангвиник
12
16
среднестатусный
Флегматик
По показателям данной таблицы наглядно видно, что зависимости между темпераментом и социометрическим статусом нет. Т.к. нет определенной закономерности выборов какого-либо типа темперамента.
Звездами являются и сангвиники и холерики, однако холерики имеют и отверженные статусы. А сангвиники имеют и такие статусы, как высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные. У меланхоликов также разные статусы: среднестатусные, низкостатусные и отверженные. Флегматики - среднестатусные и низкостатусные.
Заключение
Основной частью данной работы является теоретическая часть. Определения понятий темперамента и социометрического статуса были взяты из обзора литературы по психологии, психодиагностике и социальной психологии. Для изучения были использованы учебные материалы из библиотеки и материалов из интернета.
Для исследования типов темперамента и социометрического статуса был выбран 7 класс средней школы. Возраст детей составляет в среднем 12-13 лет. Количество учеников -- 29. Всего в классе 13 мальчиков и 16 девочек. Во время проведения исследования отсутствовали трое. В классе нет явного лидера, отношения между учениками ровные, практически без конфлктов. По словам учителя, на классных часах проводятся игры и упражнения для сплочения коллектива.
Темой курсовой работы является взаимоотношение темперамента и социометрического статуса, поэтому были выбраны методики, направленные на изучение каждого из этих понятий. Для исследования типов темперамента был взят тест-опросник Айзенка, изучающий экстраверсию-интраверсию и нейротизм. По результатам данной методики можно выявить тип темперамента каждого ученика. Для исследования социометрического статуса использовалась стандартная социометрическая методика, состоящая из шести вопросов, три из которых направлены на положительный выбор и три -- на отрицательный. В каждом вопросе только один вариант ответа. Заранее были приготовлены бланки для социометрии и тест-опросник Айзенка.
После обработки тестов выяснилось, что большинство испытуемых данной выборки имеют средний уровень экстра-интроверсии и средний уровень социометрического статуса. По темпераментологическому тесту выявилось преобладание снгвиников. По данным социометрии -- низкостатусных.
По тесту-опроснику Айзенка всего в классе сангвиников -- 10 человек, холериков -- 4 человека, флегматиков и меланхоликов по 3.
По результатам социометрии звезд в классе -- 3, высокостатусных -- 2, среднестатусных -- 5, низкостатусных -- 6, отверженных -- 4, пренебрегаемые и изолированные отсутствуют. Судя по социометрическим статусам, в классе не совсем благоприятные межличностные отношения, так как слишком много низкостатусных и отверженных детей.
На основе проведенных исследований можно выявить наличие или отсутствие зависимости социометрического статуса от типа темперамента. В данном случае, по результатам всех таблиц можно сказать, что зависимость между этими двумя понятиями отсутствует. Следовательно, гипотеза, поставленная в начале исследования, не поддтвердилась.
По результатам исследования мы не можем говорить о влиянии типа темперамента на социометрический статус, но предполагаем , что связь существует.
Список литературы
1.Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 256 с.
2. Корниенко А. Ф. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие. - Казань: Изд-во КГПУ, 2003.- 160 с.
Вопросы, направленные на выявление степени эмоциональной устойчивости или неустойчивости. Отрицательные ответы не учитываются. 12 > эмоциональная устойчивость, 12 < неустойчивость.
3)6, 24, 36-да;
12, 18, 30, 42, 48, 54-нет.
Корректурная шкала. Показывает правдивость ответов на вопросы. 4 < тест считается недействительным.
Приложение 2
Социометрия
Вам необходимо выбрать только одного человека из класса.
С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? ________________________
Кому из класса ты бы хотел подарить дорогой подарок?_________________________
С кем из твоих одноклассников ты бы хотел поехать в лагерь? ___________________________
С кем бы ты не хотел сидеть за одной партой? ____________________
К кому на день рождения ты бы никогда не пошёл? _________________________
С кем бы ты не хотел учиться в одном классе? ________________________________