рефераты курсовые

Депривация как способ формирования девиантного поведения у подростков

p align="left">1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т.д.); их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) депривацию;

2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вовне, вызывает когнитивную депривацию;

3) социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью),

обеспечивающие формирование личности; их недостаточность ведёт к эмоциональной депривации;

4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию. Распространённое ранее мнение о необратимости последствий депривации в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием депривации практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта. Для ликвидации последствий депривации прежде всего необходимы устранение и компенсация вызвавших её условий.[32]

В социологии используются понятия абсолютной и относительной депривации. Абсолютная депривация - невозможность для индивида или социальной группы удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: продуктам питания, жилищу, медицине, образованию и т. д.

Относительная депривация представляет собой субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение "ценностных ожиданий" (блага и условия жизни, которые, как полагают люди, они заслуживают по справедливости) и "ценностных возможностей" (блага и условия жизни, которые люди, как опять же им представляется, могут получить в реальности). [29]

Существуют эмоциональная, сенсорная, экономическая и социальная депривация. Наибольший интерес для нас, в рамках данной работы представляет социальная депривация. Она объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной
жизни. Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные.
В современном обществе молодых ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников--выше, чем их коллег-женщин, талантливым людям предоставляют привилегии, недоступные для посредственных. Социальная депривация обычно дополняет экономическую: чем меньше человек имеет в материальном плане, тем ниже его социальный статус, и наоборот. В целом образованный человек стоит «выше» на социальной и экономической шкале, чем необразованный.

Но так же важно рассмотреть и аспекты эмоциональной депривации:

Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. С точки зрения психологии общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме внимания и интереса ребенка ко взрослому, эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому, инициативных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители.[3]

Однозначных свидетельств относительно дальнейших последствий депривации нет, однако представляется вероятным, что отсутствие прочных привязанностей в раннем детстве действительно вызывает глубокие поведенческие отклонения. Нам редко удается познакомиться со случаями, где дети были бы полностью изолированы от других людей, такими как «дети-маугли». Поэтому мы не можем ожидать найти явную демонстрацию нарушений, подобных наблюдавшимся в экспериментах. Тем не менее, есть свидетельства того, что дети, не имевшие стабильных привязанностей в младенчестве, обнаруживают значительное языковое и интеллектуальное отставание, а в более позднем возрасте испытывают трудности в установлении тесных и длительных контактов с другими. Исправление этих недостатков становится гораздо более сложным в возрасте старше шести-восьми лет.

Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А. Г. Хаузер, волчьи дети и дети-маугли. Все они не умели (или плохо говорили) говорить и ходить, часто плакали и всего боялись. При их последующем воспитании, несмотря на развитие интеллекта, нарушения личности и социальных связей оставались. Последствия социальной депривации неустранимы на уровне некоторых глубоких личностных структур, что проявляется в недоверии (за исключением к членам группы, перенесших то же самое-например в случае развития детей в условиях концентрационных лагерей), значимость чувства «МЫ», завистливость и чрезмерная критичность.

Учитывая важность уровня личностной зрелости как фактора толерантности к социальной изоляции, можно с самого начала предположить, что чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. В книге чехословацких исследователей И. Лангмейера и 3. Матейчека «Психическая депривация в детском возрасте» приводится множество выразительных примеров того, к чему может привести социальная изоляция ребенка. Это и так называемые «волчьи дети», и знаменитый Каспар Хаузер из Нюрнберга, и по существу трагические случаи из жизни современных детей, которые с раннего детства никого не видели и ни с кем не общались. Все эти дети не умели говорить, плохо или совершенно не ходили, непрестанно плакали, всею боялись. Caмoe страшное то, что, за единичными исключениями, даже при самом самоотверженном, терпеливом и умелом уходе и воспитании такие дети на всю жизнь оставались ущербными. Даже в тех случаях, когда благодаря подвижнической работе педагогов происходило развитие интеллекта, сохранялись серьезные нарушения личности и общения с другими людьми. На первых этапах «перевоспитания» дети испытывали очевидный страх перед людьми, впоследствии боязнь людей сменялась непостоянными и слабодифференцированными отношениями с ними. В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутолимая потребность любви и внимания. Проявления чувств характеризуются, с одной стороны, бедностью, а с другой стороны, острой, аффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций - бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У них практически отсутствуют высшие чувства, связанные с глубоким переживанием искусства, нравственных коллизий. Следует отметить также, что они в эмоциональном отношении очень ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию, не говоря уже о ситуациях, действительно требующих эмоционального напряжения, внутренней стойкости. Психологи в таких случаях говорят о низкой фрустрационной толерантности. [8]

Массу жестоких жизненных экспериментов на социальную депривацию поставила с детьми вторая мировая война. Тщательное психологическое описание одного из случаев социальной депривации и ее последующего преодоления дали в своей знаменитой работе А. Фрейд, дочь 3. Фрейда, и С. Дан. Эти исследователи наблюдали за процессом реабилитации шести 3-летних детей, бывших узников концлагеря в Терезине, куда они попали в грудном возрасте. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа в Англии. А. Фрейд и С. Дан отмечают, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу, что не позволяло относиться к ним как к отдельным индивидам. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно помогали и подражали друг другу. Интересно, что, когда появился еще один ребенок - приехавшая позже девочка, ее мгновенно включили в эту группу. И это при том, что ко всему, что выходило за пределы их группы,- заботящимся о них взрослым, животным, игрушкам -дети проявляли явное недоверие и боязнь. Таким образом, отношения внутри маленькой детской группы заменили ее членам нарушенные в концентрационном лагере отношения с окружающим миром людей. Тонкие и наблюдательные исследователи показали, что восстановить отношения удалось только через посредничество этих внутригрупповых связей.

Похожую историю наблюдали И. Лангмейер и 3. Матейчек «у 25 детей, которых насильно отобрали у матерей в рабочих лагерях и воспитывали в одном тайном месте в Австрии, где они жили в тесном старом доме среди лесов, без возможности выходить на двор, играть с игрушками или увидеть кого-либо иного, чем своих трех невнимательных воспитательниц. Дети после своего освобождения также сначала кричали целыми днями и ночами, они не умели играть, не улыбались и лишь с трудом учились соблюдать чистоту тела, к которой их ранее принуждали только грубой силой. По истечении 2-3 месяцев они обрели более или менее нормальный вид, причем и им при реадаптации сильно помогало «групповое чувство».

Авторы приводят еще один интересный пример, иллюстрирующий силу чувства МЫ у детей из учреждений: «Стоит упомянуть об опыте тех времен, когда детей из учреждений обследовали в клинике, а не непосредственно в учрежденческой среде. Когда дети находились в приемной в крупной группе, то в их поведении не было каких-либо особенностей по сравнению с другими детьми дошкольного возраста, находившимися в той же приемной со своими матерями. Однако когда ребенка из учреждения выключали из коллектива и он оставался в кабинете один с психологом, то после первой радости от неожиданной встречи с новыми игрушками его интерес быстро падал, ребенок становился беспокойным и плакал, «что дети у него убегут». В то время как дети из семей довольствовались в большинстве случаев присутствием матери в приемной и сотрудничали с психологом с соответствующей мерой уверенности, большинство детей дошкольного возраста из учреждений индивидуально исследовать не удавалось из-за их неприспособленности к новым условиям. Это удавалось, однако, когда в кабинет входило сразу несколько детей вместе и обследуемый ребенок чувствовал поддержку в остальных детях, которые играли в помещении. Дело здесь касается, по-видимому, того же проявления «групповой зависимости», которое - как мы уже упоминали - характеризовало в особо выраженной форме некоторые группы детей, воспитываемых в концентрационных лагерях, и превратилось также в основу их будущей реэдукации». Чехословацкие исследователи считают данное проявление одним из наиболее важных диагностических показателей «депривации учрежденческого типа».

Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Многие похожие черты можно заметить у воспитанников школы-интерната. Но пожалуй, более показателен характер их социальных контактов после окончания учебы в интернате, когда они вошли в нормальную взрослую жизнь. Бывшие воспитанники испытывают явные трудности при установлении различных социальных контактов. Например, несмотря на очень сильное желание создать нормальную семью, войти в родительскую семью своего избранника или избранницы, они часто терпят неудачи на этом пути. В результате все приходит к тому, что создаются семейные или сексуальные связи с бывшими однокашниками, с членами той самой группы, с которой они терпели социальную изоляцию. Ко всем другим они испытывают недоверие, чувство незащищенности.

Забор детского дома или интерната стал для этих людей забором, отгородившим их от социума. Он не исчезал, даже если ребенок убегал, и он остался, когда за него вышли, вступив во взрослую жизнь. Потому что этот забор создавал чувство изгоя, делил мир на «Мы» и «Они». [22]

После пояснения понятий "девиантное поведение" и "депривация" необходимо пояснить взаимосвязь этих понятий и влияние эмоциональной депривации на формирование девиантного поведения.

Девиантному поведению детей и подростков посвящено значительное количество работ. Подростковый возраст является периодом наиболее интенсивного развития личности, что обусловливает особую социальную и морально-этическую значимость различных девиаций и психических нарушений в этом возрасте. Основные проявления социальных девиаций: пьянство, преступность, суицид, наркотизм, проституция, социальным паразитизм и др.

К появлению девиантного поведения детей приводит переплетение множества факторов, например: наследственные, конституциональные; личностные; психические нарушения у конкретного индивида; особенности ситуации, способствующей совершению определенных действий; специфичность структуры подростковой группы, в которой происходит большинство правонарушений. В возрасте 12-18 лет важное место занимает интерес к тому, что люди думают сами о себе. Возникающий в этот период психосоциальный параметр между положительным плюсом идентификации "Я" и отрицательным плюсом путаницы ролей. Перед подростком встаёт задача объединить все, что он знает о себе, как о школьнике, сыне, друге и т.д. Если он успешно справляется с этим, то у него появляется ощущение того, кто он есть и куда он идёт. Влияние родителей оказывается более косвенным. Если из-за неудачного детства подросток не может положительно определить своё "Я" он начинает проявлять симптомы путаницы ролей. У него нет уверенности в том, к какой среде он принадлежит, не может решить каким он обладает характером. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. В некоторых случаях молодёжь стремится к "негативной идентификации", т.е. отождествляет своё "Я" с образом, противоположным тому который хотели бы видеть родители и друзья.

Наиболее поверхностными трактовками этой проблемы можно выделить работы, в которых предлагается типологизировать человеческий вид как многомерную систему. Такой подход, осуществленный на значительной экспериментальной выборке детей, позволил авторам сделать вывод о большей доле мезоморфного типа среди делинквентных подростков: структура подростковой группы с особыми, не получающими признания в формализованных коллективах критериями для оценки личности, праздным времяпрепровождением, редкостью конфликтов; криминогенное воздействие, исходящее из семьи, учебного заведения, неформальной среды, - другие детерминанты девиантного поведения. [27]

Личные черты характера, развитие индивида с раннего возраста также во многом предопределяют особенности отклоняющегося поведения. Подростки с аномальным характером (психопатия в отечественной психиатрии), по данным ряда авторов, составляют среди подростков-правонарушителей до 20 %.

В отношении причин формирования патологического характера общего мнения не достигнуто. Часто их связывают с задержанным, искаженным и поврежденным развитием мозга.

По этиологии и патогенезу выделяют две большие группы патологического характера: 1) психопатии ядерные, конституциональные, наследственные, при этом родители отягощают своих детей еще и порочным воспитанием; 2) краевые психопатии, при которых влияние среды преобладает над врожденной, биологической неполноценностью. Ситуационное, психогенное формирование психопатии в стадии ее становления получило название "патохарактерологическое развитие". Иногда добавляют ещё к этому органическую психопатию, являющуюся результатом пренатальных, натальных и ранних постнатальных (первые 2-3 года жизни) вредных воздействий на формирующийся мозг. Кроме того, приобретенная психопатия (патохарактерологическое формирование) развивается в условиях, когда "дурные семена средовых влияний падают на подготовленную почву", которой чаще всего служит акцентуация характера или крайний вариант нормального характера.

К важнейшим средовым влияниям традиционно относят неправильные типы воспитания в семье. Нам представляется, что воспитание по типу "Золушки" или "Кумира семьи", доминирующей или потворствующей гипер- и гипоопеки - скорее идеальные схемы, чем практически встречаемые типы родительско-детских отношений.

В работе с детьми, имеющими девиантное поведение, в том числе и как проявление патологического характера, приходится все же констатировать больший удельный вес иных причин: отягощенная наследственность, нервно-психические расстройства, резидуально-органическое (минимальное, остаточное) поражение головного мозга и другие.

Известна позиция американской психиатрии, базирующаяся на гипотезе Дж. Боулби, суть которой заключается в том, что агрессивность и делинквентность являются результатом прерванной привязанности у детей, испытавших длительную разлуку с матерями в течение первых двух лет жизни. С 1970-х гг. многие специалисты в США начали диагностировать у детей с историей серьезного плохого обращения в раннем детстве и девиантным поведением "расстройства привязанности". В настоящее время "реактивное расстройство привязанности" внесено в перечень психических и поведенческих расстройств в этой стране (DSM-IV) под кодом 313.89. Симптомокомплекс содержит значительное количество пунктов, среди которых основными являются: физическое и/ или сексуальное насилие и/или депривация в пределах первого года жизни; большое количество опекунов на первом году жизни; манипулирование близкими взрослыми; трудности, испытываемые при контакте "глаза в глаза"; чрезмерная привязанность к незнакомым людям; жестокость к людям / животным; отсутствие раскаяния при совершении жестоких действий; пренебрежительное отношение к своей или чужой собственности или ее уничтожение; воровство; чрезмерная обеспокоенность относительно причинения маленького ущерба, равнодушие при больших повреждениях; стремление к накоплению продуктов или кража, странные пищевые привычки.

"Нельзя не согласиться с мнением Американского комитета по внесению изменений в перечень психических и поведенческих расстройств (DSM-IV), обратив внимание на значительное количество детей с отклоняющимся поведением, воспитывавшихся с рождения одним родителем, бабушками и дедушками, в государственных учреждениях, а также усыновленных и удочеренных. Только на первый взгляд ведущим у таких детей является фактор отягощенной наследственности.

Исследования психического развития детей первого года жизни в последние 10-15 лет показали необходимость выделения двух критических периодов привязанности ребёнка к матери.

Первый критический период связан с первыми днями жизни ребенка.

Второй критический период привязанности ребёнка к матери определяется с 8-10-месячного возраста, когда у младенцев появляется сначала настороженность, а далее страх по отношению к незнакомцам.

Психическое развитие младенца в современной зарубежной психологии трактуется как развитие диадического взаимодействия в системе мать - дитя, где выявляется специфическая активность ребёнка.[2]

1.4 Виды возникновения девиантного поведения. Анализ с точки зрения социальной и эмоциональной депривации

Существуют следующие виды девиантного поведения:

Наркомания-от греч. narkз -- сон, оцепенение и mania -- страсть, безумие]. Заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости потребителя от наркотиков, постепенно приводящей к разрушению его организма. Наркотики замещают реальный мир для человека. В результате приёма наркотических веществ возникают галлюцинации и ощущение лёгкости тела и души. Появляются новые друзья. Иногда воображаемые, иногда нет. У наркомана есть с ними один интерес и постепенно даже этих друзей замещают наркотики. В связи с тем, что наркотические вещества помогают организму вырабатывать эндорфины и чувствовать прилив энергии, а потом организм перестаёт вырабатывать их самостоятельно и наркотика требуется всё больше и больше. Человек перестаёт испытывать удовольствие от жизни, от общения.

Алкоголизм- социальная патология, состоящая в массовом злоупотреблении алкоголем. Если рассматривать данное явление через призму эмоциональной депривации, то мы увидим, что алкоголизм, в сущности, является разновидностью наркомании и так же создаёт замещение в организме человека. Правда замещение не столь долговременное и не так быстро разрушает организм. Алкоголь так же создаёт ощущение лёгкости, беззаботности, способствует появлению новых друзей и весёлой компании. Им так же замещается социальная депривация.

Преступность-явление отклоняющегося поведения, представляющее высокую опасность для окружающих нарушителя людей и потому преследуемое по закону. Эмоциональная депривация в детстве, иногда приводит людей к мысли, что «если у него будут деньги и власть, у него будет любовь». Таким образом люди выходят на путь преступности. Можно дать и другое объяснение данному явлению: люди, завидуя тем, кто получает родительскую любовь и заботу в полной мере, хотят лишить их этого.

Проституция-оказание платных сексуальных услуг, ей могут заниматься как женщины, так и мужчины, хотя в основном она является «женским» занятием. Эмоционально депривированные девочки, пытаясь восполнить недостаток тактильного и эмоционального общения с родителями, находят его у других людей. Они рано начинают вести половую жизнь, постепенно одного партнёра перестаёт им хватать и начинается поиск многих партнёров, способных дать те чувства, эмоции и тактильные ощущения, которые девочка не получала в детстве.

Самоубийство-(suicide) -- сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение. Является одной из наиболее крайних форм отклоняющегося (девиантного) поведения. Может возникнуть, если человек со слабой нервной системой оказывается эмоционально депривированным. Недостаток общения, эмоций, теплоты и нежности от родителей проявляет себя, как правило, в подростковом возрасте, так как к этому возрасту обычно все ощущения сильно обостряются, обостряется чувство «я никому не нужен». Если это выдуманная проблема, а родители искренне дают своему ребёнку много душевной теплоты, то до суицида дело не дойдёт.

Выводы по главе: Мы рассмотрели содержание понятий «девиантное поведение» и «депривация», выявили специфические черты, свойственные каждому определению, а так же описали причины возникновения этих социальных явлений. Проанализировав причины девиантного поведения, мы пришли к выводу о том, что депривация является серьёзной причиной его возникновения. А депривация в раннем возрасте (как социальная, так и эмоциональная) в детском возрасте, чаще всего влечёт за собой отклоняющееся поведение и чем старше становится ребёнок, тем сложнее избавиться от проблем с ней связанных.

Глава 2 Эмпирическое изучение социальной и эмоциональной депривации в Западной Европе и России

2.1 Проблема депривации и девиантного поведения в Европе

Перемены в мироощущении у взрослых людей происходят не только в России, но и по всему миру.

В Европе также в последние годы увеличилось количество семей, состоящих из одного родителя и ребёнка. Такие семьи составляют половину от общего количества семей в так называемой Европе- двенадцати (двенадцать из всех стран Евросоюза, в этом списке отсутствуют Австрия, Финляндия и Швеция). Интересно, что в южных странах (Испании и Португалии) этот показатель составляет 60%, а в северных (Дания, Норвегия) только 42%.

По статистике в Европе-12 на 100 человек приходится:

Одиноко-живущих людей- 11

Семья, в которой один родитель- 6

Пара без детей - 19

Пары с детьми: 53

1 ребёнок до 16 лет- 9

2 ребёнка до 16 лет-14

3 и более детей до 16 лет -7

семьи, где один из детей старше 15 лет- 22

другие виды семей- 11

Основной проблемой современного общества является употребление подростками алкоголя. Как показывает европейская статистика в 15 лет, хотя бы 1 раз в неделю алкоголь употребляют в среднем по странам 43% юношей и 25% девушек. Наибольшее количество таких случаев приходится на Великобританию: 55% юношей и 43% девушек. Наименьшее количество в Финляндии: 17% юношей и 8% девушек.

Два раза в неделю и чаще алкоголь употребляют в среднем по Евросоюзу: 41% юношей и 23% девушек. На душу населения в среднем приходится 10 литров алкоголя на душу населения в год. Наименьшее количество в Швеции-7 литров, наибольшее- во Франции- 15,2 литра в год.

Лёгкие наркотики (по телефонным опросам и интервью) периодически употребляют: 21% немцев, 29% англичан, 6% финнов, 26% французов, 15% австрийцев.

Сравнив опросы нескольких лет, можно проследить динамику увеличения количества подростков, употребляющих алкоголь и наркотики.

По сравнению с этим, цифры, утверждающие, что в среднем в Евросоюзе курят ежедневно 34% юношей и 25% девушек не кажутся такими удручающими.[1]

2.2 Анализ результатов исследования «Эмоциональная и социальная депривация как фактор формирования девиантного поведения у подростков» на примере подростков Санкт-Петербурга

В связи с чрезвычайной актуальностью данного вопроса нами было проведено исследование на тему: "Эмоциональная и социальная депривация как фактор формирования девиантного поведения у подростков". Изучались подростки в возрасте от 12 до 17 лет включительно.

Формирование выборки и описание этапов исследования

Объект исследования- подростки

Предмет исследования- причинно-следственные связи девиации и депривации.

Генеральной совокупностью исследования являются подростки Санкт-Петербурга, обучающиеся в общеобразовательных школах. Выборка является систематической случайной. Первая ступень отбора- школа, основана на личном мнении автора исследования, вторая- класс основана на списке классов данной школы.

Исследование проводилось 1 декабря 2006 года в 6-11 классах школы №236 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга. Данная школа была выбрана, т.к. она является среднестатистической по мнению автора. Опрашивался один класс в каждой параллели, причём буква класса всегда менялась. Было опрошено 53 девушки и 47 юношей. В возрасте 12-13 лет было опрошено 27 человек, 14-17 лет - 73 человека.

Генеральной совокупностью второй части исследования являются лица старше 25 лет, проживающие в Санкт-Петербурге. Выборочная совокупность- жители трёх домов Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга. Выборка является систематической случайной. Первый и второй этапы по выбору района и домов основаны на личном выборе автора. Третий этап- выбора квартиры происходил по принципу- каждая пятая.

Опрашивались жители дома №7 по ул. Пражской (5 чел.), дома №10 по Будапештской улице (5 чел.) и дома №19 по Софийской улице (5 чел.). Жители домов- лица старше 25 лет. Среди них: 3 человека в возрасте 25-30 лет, 5 человек в возрасте 31-36 лет, 3 человека в возрасте 37-43 года, 2 человека в возрасте 44-50 лет и 2 человека в возрасте 55-63 года. Было опрошено 9 женщин и 6 мужчин.

Задачи, гипотезы и методы исследования

Главной задачей исследования было выявить влияют ли на развитие девиантного поведения депривация со стороны родителей, их семейное и финансовое положение и образование. В начале изучения мною были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Описательная: В современном обществе родители мало времени уделяют воспитанию своих детей. У них нет времени на воспитание своего ребёнка и общение с ним.

2. Объяснительная: родители заняты в основном работой и зарабатываем денег, пытаясь сделать всё возможное чтобы дети не голодали. Либо родители являются неблагополучными (алкоголики, наркоманы и пр.). В результате у детей формируется девиантное поведение.

3. Девиантное поведение чаще встречается у юношей, чем у девушек.

4. Чем лучше материальное положение семьи, тем меньше вероятность развития девиантного поведения у подростка.

5. Наличие полной семьи и хороших отношений между родственниками предупреждает развитие девиантного поведения подростка.

6. Подростки, чьи родители находятся в возрасте 27-30 лет и чьим более 48 лет больше других подвержены формированию девиантного поведения.

В ходе исследования использовалось два основных метода: анкетирование и интервьюирование. Анкетирование проходили подростки, а интервьюирование проводилось с лицами старше 25 лет. Метод анкетирования был выбран т.к. на взгляд автора является самым простым для восприятия подростков. Метод интервьюирования применялся, т.к. люди старше 25 лет способны адекватно воспринять его и он является экономичным. Примеры анкеты и интервью см. приложение 1.

Полученные данные и их интерпретация.

В ходе анкетирования подростков было выявлено, что только 30% из них проживает с обоими родителями. Только с матерью- 27%. С матерью и отчимом- 34%, с отцом и мачехой- 1%, с бабушкой и\или дедушкой-6%, с другими родственниками в т.ч. опекунами- 2%. Возможно, что многие проживают с родителями и бабушкой и\или дедушкой, но такой вариант не существовал и респонденты отмечали вариант, который им ближе.

Высшее образование получили 63% родителей. 4% закончили только 9 классов. 1%- 7 классов. И 32% родителей имеют среднее специальное образование. При этом возраст 79% родителей находится в рамках 31-42 лет. 2%- 26-30 лет и 19% родителей находятся в возрасте старше 43 лет. Из этого можно сделать вывод, что образование и возраст рождения ребёнка находятся в прямой зависимости. Т.е. либо рождение ребёнка препятствует дальнейшему получению образования, либо ради получения образования откладывается деторождение. При этом материальный статус семьи связан с уровнем образования и возрастом рождения ребёнка только в 47% случаев. Ни в чём себе не отказывают 10% опрашиваемых (здесь нужно сделать поправку на то, что это представления ребёнка о бюджете семьи). Хватает только на самое необходимое 3%. Недорогие развлечения могут себе позволить 44% опрашиваемых, 24% часто отдыхают на море, 19 % отдыхают за границей. Интересно, что более 45% родителей подростков из семей отдыхающих на море и заграницей не имеют высшего образования.

Хорошими и очень хорошими свои отношения с родителями считают 67% подростков, причем, чем старше респонденты, тем меньше им нравятся отношения в семье. Своё свободное время большинство респондентов проводят, гуляя на улице с друзьями-ровесниками (58%). Ночные клубы посещают 12%, причём с друзьями, которые старше респондентов более чем на 3 года. Кружки посещают 15% школьников. Как показало исследование досуг не связан с отношениями в семье. 92% девушек и 94% юношей хотели бы быть похожими на мать и на отца соответственно. Здесь существует противоречивый момент: в полной семье или только с отцом проживает только 31% опрашиваемых. По мнению автора, подростки часто идеализируют "отсутствующего" родителя и считают его примером для подражания. Самым близким человеком у респондентов является друг (89%), что, если исходить из психологии, вообще свойственно данному возрасту.

Вредные привычки отмечают у себя 52% опрашиваемых (чем старше ребята, тем большее число их имеет). Алкоголь не употребляли никогда 12% (ребята 12-14 лет). Употребляют чаще 5 раз в месяц- 23% (учащиеся старших классов). Существует взаимосвязь между употреблением наркотиков и алкоголя. Те, кто чаще употребляют алкоголь, имеют опыт (в 98% однократный) употребления наркотиков. Случаи воровства никогда не случались или случались по мелочи (конфета\ручка) у 79% респондентов. Довольно часто воруют у родителей и других людей 21%. При чём отношения в семье ни как не связаны с вопросами воровства.

96% ребят плохо относятся к убийствам по расовому признаку и считают что, Россия открыта для всех. 3% затруднились ответить, и 1% безразличны такие убийства, и полагает, что иностранцы могут приезжать только на экскурсии.

6% респондентов убегали из дома, но возвращались самостоятельно в тот же день. 2% убегали, т.к. дома им было плохо, и их возвращала милиция. Всего контакты подобного рода с милицией случались у 28% опрошенных, но 15% родителей не узнали об этом, а 13 процентов очень переживали и объясняли, почему такое поведение неправильно. О самоубийстве думали "в шутку" 25% респондентов, делал попытку 1%, остальные же никогда не думали о самоубийстве.

По итогам анкетирования подростков можно условно разделить на 4 группы:

1. Ребята из полных семей или семьи "мать и отчим" с высоким материальным достатком. Образование у родителей, как правило, высшее. Дома царят хорошие отношения. Они посещают кружки по интересам, никогда или 1 раз пробовали алкоголь, не употребляли наркотики и никогда (или 1 раз, но они этого не учитывают) не воровали. Они никогда не убегали из дома и не думали (или думали "в шутку") о самоубийстве. Такой тип, скорее всего можно назвать "идеальным", но таких ребят всего 14%.

2. Ребята так же из полных семей, семей "мать и отчим" ("отец и мачеха") или проживающие только с матерью. Семьи с высоким и средним материальным достатком (до уровня можем себе позволить развлечения). Образование родителей высшее и среднее специальное. В этих семьях, по крайней мере, удовлетворительные отношения между родными. Свободное время проводят, гуляя во дворе и посещая кружки. У ребят есть вредные привычки (скорее всего в большинстве случаев это курение), алкоголь употребляют 1-2 р. в месяц. Не употребляли или употребляли 1 раз наркотики. Воруют по мелочи. К иностранцам относятся терпимо и не понимают смысла убийств. Тип можно назвать "среднестатистическим" к нему относятся 68% опрошенных.

3. Ребята в основном из неполных семей или проживающие без родителей. Низкий уровень материального положения. Родители чаще всего с низким уровнем образования или отсутствуют. Такие подростки имеют вредные привычки, периодически употребляют алкоголь, имеют опыт приёма наркотиков. В свободное время гуляют на улице. Хотят походить, чаще всего, на друга или дедушку (бабушку). Отношение к иностранцам очень различно. Неоднократно думали о самоубийстве (или делали попытки) и убегали из дома. Тип можно назвать "неблагополучным", к нему относятся 12%.

4. Тип является очень любопытным, т.к. он объединяет в себе признаки первого и третьего типа. Внешне очень благополучная семья, но ребёнок ворует у родителей, употребляет алкоголь и имеет опыт приёма наркотиков. Тип "смешанный".

Интервьюирование показало, что 12 опрошенных считают, что дети начинают учиться жизни "на улице" из-за плохих отношений с родителями, а уличные компании учат только плохому.

Респонденты полагают, что родители не уделяют детям достаточного внимания из-за работы -10 чел., из-за нежелания общаться с детьми вообще- 4 чел., родители- алкоголики или наркоманы - 1 человек.

Отца и мать заменить невозможно- считают все респонденты.

Подростки употребляют наркотики независимо от благосостояния семьи- 8 человек, только малообеспеченные- 7 человек.

Предотвратить употребление наркотиков может только государство- 12 человек. Если ребёнку в семье хорошо, то ему и не надо будет- считают 3 респондента.

Отсюда можно сделать вывод, что респонденты виноватыми в главной социальной проблеме считают родителей и государство, а так же, чем старше респондент, тем более категоричны его взгляды.

Данное исследование, по мнению его автора, считается репрезентативным и достоверным. Его можно перенести на генеральную совокупность и оно в полной мере отражает реальность.

Выводы главы: таким образом, из приведённых выше исследований, мы чётко видим, что такой фактор формирования девиантного поведения, как депривация, нельзя оставлять без внимания. Очень чётко можно проследить связь между ранним детством человека и его девиантным поведением в подростковом возрасте. Важно отметить, что часто социальная депривация, кажущаяся нам несущественной в раннем (например, когда ребёнок не ходит в детский сад и соответственно не общается или мало общается с другими детьми или когда родители много работают и ребёнок общается только в детском коллективе) даёт о себе знать потом. Часто мы не связываем данные явления, но как показывают исследования, причинно-следственная связь между ними есть. Такая проблема стоит довольно остро перед нами, потому что она не видна обывателю. Психологи уже давно заметили её, но они разрабатывают направления эмоциональной и сенсорной депривации, кому как не социологам изучать социальную депривацию и влиять на родителей, с целью создания гармоничного общества будущего?

Заключение

Мы рассмотрели содержание понятий «девиантное поведение» и «депривация», выявили специфические черты, свойственные каждому определению, а так же описали причины возникновения этих социальных явлений. Проанализировав причины девиантного поведения, мы пришли к выводу о том, что депривация является серьёзной причиной его возникновения. А депривация в раннем возрасте (как социальная, так и эмоциональная) в детском возрасте, чаще всего влечёт за собой отклоняющееся поведение и чем старше становится ребёнок, тем сложнее избавиться от проблем с ней связанных. Из приведённых исследований, мы чётко видим, что такой фактор формирования девиантного поведения, как депривация, нельзя оставлять без внимания. Очень чётко можно проследить связь между ранним детством человека и его девиантным поведением в подростковом возрасте. Важно отметить, что часто социальная депривация, кажущаяся нам несущественной в раннем (например, когда ребёнок не ходит в детский сад и соответственно не общается или мало общается с другими детьми или когда родители много работают и ребёнок общается только в детском коллективе) даёт о себе знать потом. Часто мы не связываем данные явления, но как показывают исследования, причинно-следственная связь между ними есть. Такая проблема стоит довольно остро перед нами, потому что она не видна обывателю. Психологи уже давно заметили её, но они разрабатывают направления эмоциональной и сенсорной депривации, кому как не социологам изучать социальную депривацию и влиять на родителей, с целью создания гармоничного общества будущего?

В данной работе мы выявили, что депривация социальная и эмоциональная неразрывно связаны девиантным поведеним. Наша работа может быть проанализирована социальными службами с целью выявления конкретных нужд подростков. Таких как кружки по интересам, воспитание в школах, занятия детей с социальными работниками и психологами. А так же с целью выработки специальных методик для такой работы. Таким детям необходим максимум взаимодействия с социумом. И поскольку проблему проще предотвратить, чем потом решить, то необходимость данных действий очевидна. В связи с итогами, проведённого исследования Работа предназначена для родителей и педагогов, а также для всех лиц, интересующихся данной проблемой.

Список использованной литературы:

1. "Social portret of Europe". Eurostat.1998

2. Anthony Giddens "Sociology" Polity Press, UK 1992 (стр. 71)

3. Ross D. Parke "Fatherhood". Harvard University Press Cambridge, Massachusetts, London, England 1996

4. А.С.Батуев,А.Г.Кощавцев, Б.Е.Микиртумов "Ранняя родительская депривация и девиантное поведение подростков" www.valeo.edu.ru/data/journal/issue.php?id=20021

5. Антонов А.И., Дорохина О.В. «Социология семьи: учебник для студентов» М.2005

6. Артемьев А.Я. «Социология личности» М.2001

7. Афанасьев Г.С., Гилинский Я.И. «Социология девиантного поведения» Л. 1993

8. Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте» М. 1968

9. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. «Социология молодёжи» Ростов-на-Дону 2001

10. Габиани А.А. «Наркотики в среде учащейся молодёжи» СоцИС 1990 №9

11. Гилинский Я.И. «Криминология: теория, история, эмпирическая база» СПб 2002

12. Гилинский Я.И. «Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория» СоцИС 1991 №4

13. Добреньков В.И. «Фундаментальная социология» М.2003

14. Дюркгейм Э. «Самоубийство» М. 1994

15. Клейберг Ю.А. «Психология девиантного поведения: учебное пособие для ВУЗов» М.2001

16. Левикова С.И. «Молодёжные субкультуры» М.2004

17. Ломброзо Ч. «Преступник» М.1994

18. Маршак А.Л. «Общая социология» М.2004

19. Мертон Р. «Социальная структура и аномия// социологическая хрестоматия» сост. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. М.2003

20. Мертон Р. «Социальная теория и социальная структура М. 1995

21. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология» учебное пособие для ВУЗов М.1996

22. Обухова Л.Ф. «Детская психология» М. 1998

23. Попов И.Г. «Молодёжь в сфере криминогенного влияния»СоцИс 1998 №5

24. Попов М.Ю. Гусова С.А. и др. «Социология молодёжи» учебник/ под ред. Кузнецова В.Н. М.2005

25. Ремшмидт «Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности» М.1994

26. Салов, Тюников. "Психолого-педагогическая антропология". Учебное пособие для ВУЗов М-2003 г. Стр. 104

27. Самыгин П.С. «Девиантное поведение молодёжи» Ростов-на-Дону 2006

28. Сатир В. «Психотерапия семьи» СПб 2000

29. Словари Яндекса http://slovari.yandex.ru/

30. Смелзер Н. «Социология» пер. с англ. - М.: Феникс, 1998.

31. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия М-1995

32. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн. 2003.

33. Станская А.А. Проституция несовершеннолетних- социальная и правовая проблема общества. СПб 2005 г. Стр. 195

34. Суртаев В.Я. «Молодёжная культура» СПб 1999

35. Толстых А.В. «Взрослые и дети: парадоксы общения» М. 1998

36. Фернхем А., Хейвен П. «Личность и социальное поведение» СПб 2001

37. Фролов С.С. «Социология» М.1997

38. Чеснокова В.Д. «Проблемы детства» Человек и современный мир М. 2002

Приложение 1

Анкета

Здравствуйте! Просим Вас поучаствовать в опросе, посвящённом проблемам взаимоотношений между детьми и родителями.

Внимательно прочитайте вопрос. Выберите из предложенного списка наиболее подходящий ответ и поставьте около него знак "+", если вы выбираете ответ "другое", пожалуйста, поясните его.

Анкета полностью анонимная!

Надеемся на Вашу честность в ответах.

Ваш пол:

М

Ж

Ваш возраст:

11-13 лет

14-17 лет

С кем вы живёте?

С обоими родителями

Только с матерью

Только с отцом

С бабушкой и/или дедушкой

С матерью и отчимом

С отцом и мачехой

С другими родственниками (в т.ч. опекунами)

Какое у Ваших родителей образование? (можно отметить 2 пункта)

Закончили 9 классов

9 классов и техникум

11 классов

11 классов и техникум

11 классов и ВУЗ

другое ………………………………………………………

Какое в Вашей семье материальное положение?

Хватает только на самое необходимое

Можем себе позволить недорогие развлечения

Часто ездим отдыхать на море

Отдыхай за границей

Ни в чём себе не отказываем

Сколько лет Вашим родителям? (можно отметить 2 пункта)

26-30

31-37

38-42

43-48

больше 48 лет

Оцените на 5-бальной шкале Ваши отношения с родителями:

5-очень хорошие

4-хорошие

3-удовлетворительные

2-плохие

1-очень плохие

С кем вы обычно проводите своё свободное время?

С родителями или родственниками

С друзьями-ровесниками

С друзьями, старше Вас более чем на 3 года

Один

Другое………………….

Где вы обычно проводите своё свободное время?

Гуляю на улице (во дворе)

Хожу в музеи, театры, кино

Посещаю ночные клубы

Занимаюсь активным спортом и/или посещаю кружки по интересам

Предпочитаю находиться дома

Другое………………………………………………

В какой форме вы обычно общаетесь с родителями (или родственниками с которыми живёте)?

Обсуждаю только оценки и деловые вопросы

Коротко делимся друг с другом новостями

В основном коротко, но иногда бывают длительные (приятные) беседы

Меня в основном ругают

Часто бывают неприятные разговоры

Часто подолгу общаюсь с родителями

Провожу с ними всё возможное время

Предпочитаю не общаться с ними

Другое………………………………………….

На кого бы Вы хотели быть похожим?

На обоих родителей

На мать

На отца

На бабушку и/или дедушку

На друга

Другое………………………..

Кого вы считаете самым близким человеком?

……………………………………………………………

Есть ли у вас вредные привычки?

Да

Нет

Как часто Вы употребляете алкоголь?

Никогда

1-2 раза в месяц

3-5 раз в месяц

чаще 5 раз в месяц

Есть ли у Вас опыт употребления наркотиков?

Никогда

Да, 1 раз

Периодически употребляю (в клубе и т.п.)

Употребляю каждый день

Другое

Были ли у вас случаи, когда Вы воровали?

Никогда

Иногда по мелочи (конфета/ручка)

Довольно часто у родителей

Другое……………………………..

Как вы относитесь к убийствам людей, отличающихся от Вас по цвету кожи и национальности?

Очень плохо

Не понимаю этого

Мне всё равно

Только если есть причина

Другое……………………………

Затрудняюсь ответить

Какое высказывание Вам ближе всего?

Россия только для русских!

Иностранцы могут приезжать ТОЛЬКО на экскурсии

Могут приезжать на экскурсии и учиться

Могут приезжать только европейцы и американцы

Пусть приезжает, кто хочет

Другое………………………

Убегали ли Вы когда-нибудь из дома?

Никогда и не думал об этом

Нет, но очень хотел

1 раз

больше 1 раза

Если вы никогда не убегали из дома, то пропустите следующие 2 вопроса.

Если Вы убегали из дома, то почему?

Хотел свободы

Дома мне плохо

Другое…………………….

Как Вы возвращались?

Привозила домой милиция

Пришёл сам

Меня нашли родители

Другое

Внимание! Следующий вопрос для всех!

Попадали ли Вы когда-нибудь в милицию? Если Вы ответили "Нет", то пропустите следующие 2 вопроса.

Если вы ответили "Да", то по какой причине?

Как отнеслись к этому Ваши родители?

Им было безразлично

Долго ругали меня

Спокойно объяснили, почему это плохо

Другое………………………………..

Внимание! Следующий вопрос для всех!

Думали ли вы когда-нибудь о самоубийстве?

Нет, никогда

Иногда, но скорее в шутку

1-2 раза хотел, но передумал

больше двух раз, но передумал

делал попытки

другое…………………………………….

СПАСИБО ЗА ИСКРЕННИЕ ОТВЕТЫ!

Приложение 2

Интервью

Добрый день! Мы проводим исследование, посвящённое проблеме отклоняющегося поведения у детей и подростков. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

1. Считаете ли Вы, что из-за плохих отношений с родителями дети начинают учиться жизни "на улице"?

2. Как Вы думаете: только ли плохому учат "уличные компании"?

3. Из-за чего, по Вашему мнению, родители не уделяют детям достаточного внимания?

4. Может ли кто-то заменить ребёнку родителей?

5. Только ли из малообеспеченных семей дети убегают на улицу, употребляют наркотики и алкоголь?

6. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить употребление детьми алкоголя и наркотиков?

Спасибо!

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты