рефераты курсовые

Духовное развитие младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края

p align="left">Особо важное место в системе историко-краеведческой работы в ДОУ могут занимать экскурсии, походы и экспедиции.

Экспедиции условно делятся на учебные и внепрограммные. Учебные экскурсии исходят из требований программы, они предусматривают конкретизацию, локализацию теоретического и общеисторического материала. Экскурсии такого типа ограничены временем и материалом. Внепрограммные экскурсия предполагают преимущественно воспитательные задачи.

Следующей проблемой внедрения в педагогический процесс исторического краеведения является то, что воспитатели в ДОУ сами слабо знакомы с историей местного края. Подобное отношение представляется нам не просто проявлением равнодушия педагогов к изучению истории родного края, но следствием всей современной политики, отодвинувшей историю, а в особенности краеведение, на задворки педагогического процесса.

Поэтому необходимо поднимать вопрос о необходимости преподавания национальной истории на совещаниях работников образования, конференциях, всевозможных круглых столах и т.п.

§2.2 Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края

Говоря о методах духовного развития дошкольников нужно понимать, что работа с детьми такого возраста должна строиться не на учебной, а на игровой основе. Общеизвестным считается что дети 5-7 лет не знают и не испытывают многих духовных свойств и качеств а поэтому и не имеют ряда основополагающих личностных качеств которые присущи духовно развитий личности. Это в первую очередь такие личностные качества как эмпатия, альтруизм и др. Уместно привести пример из книги В.А. Сухомлинского «Разговор с молодым директором школы». «В жаркий день мы возвращаемся из лесу. Чем ближе школа, тем больше хочется пить. Вот уже дети видят колодец, там всегда стоит ведро холодной ключевой воды. К колодцу подошла пожилая женщина, сняла платок, сейчас она будет пить воду. Видно, что женщина идет издалека, она вздохнула с облегчением, остановившись в этом тенистом уголке. Учитель видит в ее глазах усталость и радость: человек знает, что сейчас он сядет на скамейку и отдохнет под цветущей липой. Руки уже потянулись к ведру, но вдруг женщина вздрогнула и отступила в сторону, ошеломленная криком и топотом неудержимой детской оравы. Не отступи она в сторону от колодца, ее оттолкнули бы. Женщина смотрит на детей с изумлением и качает головой. А они не то, что не думают -- они не видят человека. Учителю становится жутко. С какого же предмета начинать с вами учение, дети? Что важнее всего преподать вашему разуму и сердцу? Где вы росли, почему вы такие?» [42].

Поэтому педагогам и воспитателям ДОУ необходимо значительное внимание уделять развитию именно этих качеств, используя при этом всевозможные методы. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

При этом нужно отметить, что под методами духовного развития мы понимаем ряд воспитательных методов способствующих становлению различных духовных качеств личности. При раскрытии структуры методов духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края мы исходим из положения, что метод - это «система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности». Следовательно, метод духовного развития дошкольников это некая абстракция, теоретический конструкт, выработанный для упорядочивания феноменов духовного развития. В таком понимании метода духовного развития как некоторой системы уже заложено представление о его компоненте - приеме. В отличие от метода, прием представляет собой использование единичного средства духовного развития на основе отдельного регулятивного принципа развивающей деятельности. Прием применительно к данному исследованию - это непосредственно наблюдаемая реальность духовного развития, которую обнаруживает и фиксирует исследователь, которую он затем обобщает и в совокупности с другими приемами формирует метод духовного развития. Следовательно, соотношение приемов и методов духовного развития - это соотношение не только целого и части, но также общего и единичного. Учитывая это метод духовного развития дошкольников можно определить как систему приемов духовного развития, т.е. двумерную систему параметрами которой являются средства духовного развития и регулятивные принципы их использования.

Говоря о средствах духовного развития дошкольников, отметим, что это понятие чаще всего употребляется в сопоставлении с целью духовного развития. Средством является то, с помощью чего достигается цель. Однако такое расширенное понимание средств духовного развития становится препятствием для анализа структуры духовной сферы личности. Выделение ведущего средства духовного развития как показывают многочисленные психологические исследования сопряжено как с возрастным фактором так и с условиями в которых осуществляется духовное развитие. В рамках ДОУ таким ведущим средством духовного развития является деятельность воспитанников, благодаря которой вырабатывается духовный опыт и формируется духовная культура. При этом нужно отметить, что проблема оптимального использования средств духовного развития наиболее сложна и мало разработана в педагогической психологии.

Еще сложнее обстоит дело с перечнем регулятивных принципов использования средств духовного развития дошкольников. В ясном виде этот вопрос в теории духовного развития еще не поставлен, однако косвенно он рассматривался во многих работах. На основе своих рассуждений мы можем выделить следующие регулятивные принципы:

- средство духовного развития может использоваться педагогом лично;

- педагог может использовать средство для организации и управления жизнедеятельностью групп воспитанников;

- средства духовного развития могут использоваться самими школьниками в структуре воздействия друг на друга.

Эти виды регулятивных принципов использования средств духовного развития из-за стохастического характера не исключают друг друга, т.е. в конкретном методе могут выступать в некоторых сочетаниях.

Задачу классификации методов духовного развития дошкольников мы формулируем следующим образом: имеется конечный перечень методов и список их признаков; каждый метод должен быть оценен относительно каждого признака. Необходимо найти группы методов, внутри которых методы «похожи» друг на друга в большей степени, чем на те методы, относящиеся к другим группам. Для решения этой задачи необходимо составить перечень методов духовного развития дошкольников и осуществить классификацию как выявление общего. Важно из данного перечня убрать формулировки, фактически обозначающие группы методов (организационные, словесные и др.), т.к. выделение таких групп и является целью анализа. С учетом этого требования не вызывает сомнение определение таких методов духовного развития дошкольников как упражнение педагогическое требование, поощрение и осуждение, мнение группы, создание ситуации выбора поведения, соревнование, поручение. Многие авторы рекомендуют включить в этот список и метод самоуправления, однако мы подчеркиваем, что организация самоуправления в этом возрасте должна полностью возлагаться на педагога. Важным методом духовного развития дошкольников является разъяснение мировоззренческих, нравственных, эстетических идей высказанных в разные времена мыслителями «малой родины» Республики Татарстан. Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка - это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.

Но главнейшим средством духовного развития дошкольников, безусловно, является пример.

Таким образом, в перечень включены 10 методов духовного развития дошкольников. Многим покажется что перечисленные методы носят сугубо воспитательных характер, но так сущности оно и есть. Ведь мы не ставим перед собой формирование у дошкольников прочных и обширных знаний по истории родного края, что представляется невозможным. Ознакомление с историей родного края выступает как бы фоном, на котором разворачивается процесс духовного развития дошкольников. Разумеется, с некоторой точки зрения этот перечень может оказаться неполным или избыточным, однако недостаточная разработанность данного вопроса в психологической науке не позволяет конкретизировать их точнее. Обобщив эти методы по сходным признакам, мы выделили три их группы. Это: методы сообщения и выявления сущности духовных идей, условий их реализации (метод разъяснения); методы интернализации духовных идей на уровне поведения (педагогическое требование, осуждение и поощрение); группа методов интернализации духовных идей на уровне мотивов, т.е. относящихся к высшему уровню реализации процесса духовного развития (пример, упражнения, ситуация свободы выбора, поручение, соревнование, самоуправление) (См. таб.1). Разумеется, в данной классификации имеется ряд моментов, слабых с теоретической точки зрения. Однако дальнейшее развитие теоретической основы методов духовного развития дошкольников может осуществляться только на основе усовершенствования ее эмпирической основы.

Таблица 1

Классификация методов духовного развития дошкольников в ходе изучения истории родного края

Название группы методов

Методы духовного развития

Методы сообщения и выявления сущности духовных идей, условий их реализации

- метод разъяснения

Методы интернализации духовных идей на уровне поведения

- педагогическое требование,

-осуждение и поощрение

Методы интернализации духовных идей на уровне мотивов

-пример,

-упражнения,

-ситуация свободы выбора,

-поручение,

-соревнование,

-самоуправление

Глава III. Условия эффективности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края

§3.1 Использование игры в ходе развития духовности дошкольников

Предыдущий анализ привел нас к выводу о необходимости выявления и реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края. Дело в том, что если духовное развитие дошкольников хоть как-то планируется в педагогическом процессе ДОУ то такой его аспект как ознакомление с историей родного края не существует вовсе в большинстве документов. А встретить формулировку «духовное развитие дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» вообще не представляется возможным, настолько специфичен предмет нашего исследования. К сожалению, изучение психолого-педагогической литературы и практики работы воспитателей ДОУ привел нас к выводу о том, что такому важному вопросу как развитие духовности дошкольников не уделяется достаточного внимания, что требует ведения дополнительной работы в форме создания условий, в которых бы происходило это развитие. Необходимо было так построить работу воспитателей ДОУ, чтобы, не уменьшая ни количество, ни качество других образовательных мероприятий создать такую систему ознакомления дошкольников с историей родного края, в ходе которой происходило бы их духовное развитие. Поиск условий эффективности привел нас к выводу о том, что одним из возможных путей внедрения историко-краеведческого материала может быть проведение занятий с дошкольниками в игровой форме. Детские игры, вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни, главным образом действий взрослых и отношений между ними. В играх формируется и проявляется потребность ребёнка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется духовность личности. Игры являются ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте и занимают важное место в воспитании и обучении школьников всех возрастов. По словам А. М. Горького, игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

Игры дошкольников потенциально приемлемые для духовного развития начинаются с ролевых, в которых дети берут на себя активные роли - взрослого человека, животного, машины и др. (пассивные роли отводятся игрушкам). Характерной особенностью сюжетных игр является их двойственный символический характер (например, играющий мальчик -- одновременно и «лётчик в полёте», и ребёнок на стуле). Дети строят игровую ситуацию, одновременно активно включаясь в жизнь взрослых. Они учитывают особенности реальной обстановки, в которой только и могут действовать, и тех реальных предметов, которые применяются в игре. Игрушки, предметы быта, материалы, включаемые в игру, становятся символами, заменяющими предметы из мира взрослых. Именно этот двойственный характер игровой ситуации и создаёт возможность усвоения детьми знаний о тех сторонах действительности, в которых они ещё не могут осуществить реальную предметную деятельность. Та же двойственность - расхождение и связывание в игре плана изображаемого (мир взрослых) и плана реальных игровых действий -- является важным условием развития мышления, воображения, творческих возможностей ребёнка. Сюжеты игр обогащаются с расширением знаний детей о жизни: вначале в них отражаются окружающий быт, производственные и общественные темы. Дети обращаются также к сюжетам литературных произведений, кинофильмов, теле- и радиопередач и др. Происходит изменение и содержания игры: от действий с игровыми предметами, лежащих в основе сюжетной игры на ранних ступенях, к изображению деятельности и отношений взрослых, к образованию новой игровой ситуации - роли, в которой ребёнок отождествляет себя с изображаемым лицом (с этой целью используются и игровые атрибуты, символизирующие роль). Ролевая игра как наиболее развёрнутая форма сюжетных игр сохраняется у детей до подросткового возраста. В режиссёрских играх дети обычно не берут ролей на себя, а распределяют их между игрушками и действуют за них. Сюжет (бытовой, общественный, литературный и др.), как правило, развивается в действии с фигурками, выполняющими пассивные роли. Обстановку для сюжетных игр дети создают при помощи игрушек, игровых строительных и природных материалов.

В играх-драматизациях дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов воспроизводят в театрализованной форме содержание литературных произведений. Роли распределяются между детьми, игрушками, используется и театр кукол. В процессе таких игр у детей развиваются художественные способности и интерес к участию в художественной самодеятельности.

Подвижные игры у детей ясельного и младшего дошкольного возрастов - подражательные игры - движения под потешки, песенки взрослых и игры с игрушками. Многие подвижные игры дошкольников близки к драматизации. Ряд игр имеет сюжет и правила («гуси-лебеди»), многие - только правила («салочки», «прятки»). С 4-5 лет дети, играя, соревнуются в беге, прыжках, бросках и др. У детей 5-6 лет подвижные игры начинают приобретать спортивный характер. Особое значение подвижные игры и спортивные игры имеют для физического воспитания школьников

Одним из действенных средств умственного воспитания детей, особенно дошкольников, являются дидактические игры, имеющие целью дать ребёнку новые знания о предметах, их классификации, назначении, свойствах, о видах труда, явлениях природы и др. Дидактические игры используются при обучении детей счёту и чтению. Нередко дидактические игры проходят с игрушками, настольно-печатными играми (различного типа лото, домино, викторины и т.п.), природными материалами. Широко распространены словесные дидактические игры без игрушек - загадки, шарады, кроссворды и др. Правила дидактических игры (как и многих подвижных) создаются взрослыми, но обычно пополняются и видоизменяются детьми. Часто дидактические игры носят характер познавательно-тренировочных игр-упражнений и игр-соревнований.

Как известно ведущим типом деятельности дошкольников является игра поэтому проведение занятий историко-краеведческого характера с детьми в форме урока является нецелесообразным ввиду быстрой утомляемости и неусидчивости детей. Именно игра сочетает в себе элементы, способствующие как быстрому усвоению нового материала, так и интересному времяпровождению. Поэтому было принято решение разработать систему игровых мероприятий, в ходе которых дошкольники знакомились бы с историей родного края, изучали ее, формируя свою духовность. В связи с этим возникла необходимость поиска дидактических единиц учебных дисциплин «История родного края» и «Краеведение». Какие же темы данных учебных дисциплин могут изучать дошкольники, чтобы это способствовало уровню развития их основных психических процессов: мышления, воображения, памяти. Это должны быть простейшие темы, связанные с природным миром родного края, его архитектурой, музыкальными инструментами, одеждой и другие темы тесным образом связанные с наглядностью. Очевидно, что это не могут быть темы, связанные с изучением каких-либо памятных дат, сложных названий исторических событий. Важно, чтобы дошкольники могли получить не только информацию устного характера, в восприятии которой будут задействованы слуховые рецепторы, но главным образом наглядную информацию, т.к. известно, что больше 80% информации дошкольник получает через органы зрения. Тем более, что мышление дошкольника неспособно представлять сложные образы. Поэтому дидактическими единицами при изучении истории родного края могли выступать главным образом наглядно чувственные факты и явления. Систематизация этих фактов и явлений привела к созданию списка учебных тем, которые можно использовать в играх с дошкольниками (см. табл. 2).

Таблица 2

Список учебных тем для проведения мероприятий по ознакомлению дошкольников с историей родного края

Дата

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1.

Что такое история?

1

2.

Жизнь нашего края в далеком прошлом

1

3.

Первые люди на земле

1

4.

Возникновение искусства

1

5.

Возникновение и падение Волжской Булгарии

1

6.

Праздники Республики Татарстан

1

Затем был осуществлен анализ направлений и выявление игр, в которых можно было бы задействовать данные темы. Этими играми выступили главным образом подвижные и спортивные игры сюжетно-ролевого характера. Так занятия на тему «Жизнь нашего края в далеком прошлом» происходило следующим образом. В детской воспитанникам был прочитан небольшой рассказ (2-3 минуты) о том кто такие первобытные люди, чем они занимались и почему они возникли. Указывалось на важную роль труда в развитии человека («Люди много работали, поэтому становились сильными и могли охотиться и т.п.»). Затем воспитатель с группой выходил на детскую площадку и организовывал уборку территории, мотивируя это необходимостью трудиться, чтобы вновь не превратиться в обезьянку. Такая вроде бы хитрость позволила незаметным образом сформировать у дошкольников мотив к трудовой деятельности и все ребята с радостью выполнили свои несложные задания.

Другой пример: разбирая тему «Праздники Республики Татарстан» воспитатель в начале мероприятия рассказывал историю праздника «Сабантуй», с чем он связан, как возник и др., затем устраивались спортивные игры по аналогу спортивных состязаний «Сабантуя». Детям очень нравится любые спортивные мероприятия соревновательного характера, а рассказ о былинных героях выходивших бороться на ковер, скачках на колесницах так взбудоражили нашим воспитанников, что многие мальчики тоже захотели попробовать свои силы и начинали борьбу, а другие ребята «запрягали» друзей в скакалку и устраивали скачки на лошадях.

Таким образом, использование игры в ходе развития духовности дошкольников является важным элементом в развитии, как нравственных качеств, так и воображения, творчества. Однако недостаток методических разработок по данной проблеме приводит к отсутствию в педагогическом процессе ДОУ мероприятий связанных с изучением истории родного края, ведь для этого воспитателю надо быть еще и историком.

§3.2 Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края

Художественная деятельность занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей. Художественная деятельность - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию духовных качеств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве. Для духовного развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др. Важной задачей, поэтому является использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края способствующая формированию духовных потребностей, а также эстетического вкуса и способностей.

В качестве важного принципа использования художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края следует назвать широкое использование созданных детьми произведений в жизни группы, детского учреждения в целом, чтобы дети видели нужность созданного ими. Дети должны участвовать в создании художественных произведений исторического характера: декораций к историческим играм-драматизациям, к праздникам, изготовлять детали костюмов, готовить инсценировки, песни, хороводы и др.

Художественная деятельность дошкольников на мероприятиях по изучению истории родного края должна осуществляться в течение всего дня, начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, воспитателю следует спрашивать детей о том, что они видели по дороге в детский сад, предлагать описать виденное, подчеркнуть, что особенно понравилось. Если будет подходящая ситуация, прочитать им стихотворение по истории родного края, рассказать о том, что происходило в месте, о котором рассказывали дети несколько десятилетий или веков назад. Такое содержательное общение необходимо детям. Оно будет стимулировать желание увидеть красоту родного края.

Чтобы решать задачи использования художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края, педагог должен знать, что такое творчество вообще и какова специфика детского творчества. Это позволит ему тонко и тактично поддерживать детскую инициативу, обучать детей творчеству исторического характера, именно обучать, так как само по себе творчество может развиться лишь у отдельных индивидов.

Творчество есть деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразование окружающей среды. Ребенок новый для общества продукт не создаст. Значение его творчества ограничивается созданием нового для себя, и этим определяется значение творчества для формирования личности. Но есть и объективное значение детского творчества -- общество заинтересовано в духовном развитии каждого воспитанника.

Учитывая все сказанное, мы будем понимать под использованием художественной деятельностью дошкольников на мероприятиях по изучению истории родного края создание объективно значимого (для ребенка, прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа историко-краеведческого характера), придумывание к известному ранее не используемых деталей исторического характера, по-новому представляющих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе и т. п.), использование в начале, конце, новых действиях, характеристик исторических героев и т. п.

Из данного определения становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания историко-краеведческого характера, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, т.е. необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.

По мере овладения изобразительной деятельностью усложняется и творческое решение детьми изобразительной задачи. Они с огромным удовольствием передают в рисунках, лепке, аппликациях образы родного края, изображают исторических героев, первобытную, фантастическую природу, древние дворцы и многое другое.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован.

1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Темы предстоящего изображения, рассказа историко-краеведческого характера могут быть определены самим ребенком или предложены воспитателем (конкретное же решение определяется только самим ребенком).

Наши наблюдения в области изобразительного творчества показали, что первоначально дошкольники только в 30 -- 40% случаев могли создать образ историко-краеведческого характера задуманный ими самими. Остальные же меняли замысел и, как правило, называя, что они хотят нарисовать в начале занятия, затем рисовали совсем другое. Иногда смена замысла происходила несколько раз. И лишь к концу года у 70 -- 80% ребят замысел и воплощение его совпадали.

2. Создание детьми образа. Изображение, рассказ по теме историко-краеведческого характера, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, но помогает направить его воображение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда изображение историко-краеведческого характера создается по замыслу детей, когда дается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки, аппликации.

3. Анализ результатов тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми образа историко-краеведческого характера осуществлялся при максимальной их активности, что позволило детям полнее осмыслить результат своей деятельности. По окончании занятия все созданные детьми изображения историко-краеведческого характера выставлялись на специальном стенде. Это давало возможность каждому увидеть работы всех детей группы, понять разнообразие решений, увидеть свою работу среди других. Дети сами могут выбрать те изображения, которые им больше всего понравились, обосновать свой выбор.

Особо следует остановиться на таком важнейшем средстве духовного развития дошкольников историко-краеведческого характера, каким является природа. Будучи средой обитания человека, природа заключает в себе огромные возможности разностороннего воздействия на человека, на формирование его личности. И чем раньше будет осуществляться целенаправленное общение ребенка с родной природой, тем более глубокий след оставит она в душе ребенка, определяя его гуманистическую направленность и духовное развитие.

Восприятие природы, изменчивость ее объектов в зависимости от освещения, от времени года, от степени зрелости и др. способствуют развитию воображения детей, образного эстетического восприятия, формированию образных представлений. Рассказывая о природе родного края, воспитатель может подобрать яркие, поэтические строчки из произведений поэтов и писателей.

Взаимосвязь изобразительной деятельности историко-краеведческого характера и ознакомление детей с природой родного края обогащает и знания детей о природе, и их изобразительное творчество. И в процессе познания природы, и в процессе ее изображения у детей развиваются психические процессы, такие, как восприятие, мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, эмоционально-положительное отношение детей и к природе, и к изобразительной деятельности. Развиваются также внимание (по образному выражению «ворота в мир познания») и память. Все это говорит о необходимости использования художественной деятельности в ходе духовного развития дошкольников в процессе изучения истории родного края.

§3.3 Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края

Воспитание детей историей родного края стало основой педагогического эксперимента по созданию нового типа дошкольного образовательного учреждения «Детский сад - открытая система формирования у детей основ духовности, нравственности и патриотизма».

Цель экспериментальной программы являлось: превратить образовательное учреждение в институт культуры, создать условия для развития духовных качеств личности детей и взрослых.

Вся экспериментальная работа была разделена на три этапа.

На первом этапе осуществлен анализ состояния проблемы в педагогической, философской, психологической литературе по теме исследования, проведено наблюдение за развитием детей.

На втором этапе планировалось выявить и систематизировать содержание и направление организации учебно-воспитательного процесса при реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края, установить уровень развития детей, обобщить результаты эксперимента; разработать методические рекомендации для внедрения его в практику воспитания и обучения. Было установлено, что воспитательная система ДОУ, способствующая созданию социокультурного воспитательного пространства должна рассматриваться, как система влияний и условий развития духовной личности дошкольника, а также как система возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении. Целью эксперимента явилось исследование духовности, дошкольников в аспекте представлений в развитии духовно-нравственной субъектности как целостного (системного) качества в деятельности саморазвития.

Для исследования духовно-нравственных личностных особенностей была модифицирована «Ориентировочная анкета-тест для выявления внутренних компонентов активной социальной позиции личности дошкольника» (см. прил.1). На первом этапе определялись индивидуальные показатели, характеризующие деятельностные и личностные уровни духовно-нравственного развития дошкольников, особенности структурной организации этих показателей.

На втором этапе определялась динамика всех изученных показателей, и выявлялись уровни их структурной организации.

Духовно-деятельностный уровень личности дошкольника характеризовали показатели: ценности, убеждения, мотивы и смыслы, коррекция своих и чужих духовно-нравственных действий, формирование и насыщенность деятельности нравственными эмоциями и чувствами.

Духовно-личностный уровень характеризовали показатели: духовная сила, духовная красота как совокупность духовных ценностей; духовная активность; скромность; добродушие; оптимизм; степень выраженности Добра; степень выраженности Зла.

Регистрации позиций активной (пассивной) личности дошкольников осуществлялась экспертной оценкой воспитателей характеризующей общий уровень духовно-нравственного развития. Оба вышеназванных уровня отражают качественные критерии экспериментальной работы.

В процессе опытно-экспериментальной работы были доказаны и подтверждены выявленные условия эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края

Результативность опытно-экспериментальной работы проверялась по следующим критериям:

- сформированность у дошкольников внешних и внутренних компонентов активной личности;

- готовность дошкольника к саморазвитию внутренних компонентов активной личности и самореализации себя как социально-активной личности;

- социально-психологическая удовлетворенность дошкольников процессом саморазвития своей активной позиции.

На третьем этапе планировалось выявить динамику процесса развития дошкольников, осуществить теоретическую интерпретацию выводов и результатов исследования; уточнить экспериментальные выводы; осуществить литературное оформление результатов, полученных в ходе исследования.

В практике работы с детьми нами использовались основы музейной педагогики. Мы знакомили детей с экспонатами краеведческого музея г.Болгар, картинной галереи, где живет искусство прошлого и настоящего, где творится живая культура. Составляющими интегрированной методики работы с детьми являлись также - организация выставок мастеров кисти и самих детей в музее и в детском саду, участие в фестивалях народного творчества, «Играй, гармонь», комплексные занятия, экскурсии, походы на природу, вернисажи, живое общение детей с музейными работниками, художниками, поэтами, писателями, музыкантами, организация музейной среды в групповых комнатах.

На занятиях, в кружках, в свободной деятельности детей учили мастерству работы с природным материалом, глиной, деревом, давали навыки рисования, поэтического, музыкального и театрального творчества. Мы прекрасно понимаем, что не все дети станут художниками, поэтами, музыкантами. Главное, к чему мы стремились, - развить художественный вкус, эстетическое восприятие, чувство красоты, желание и стремление к познанию искусства, истории. Знакомство с наследием наших предков, краеведческим материалом помогало приобщать детей к социальной действительности, повышало личностную значимость того, что происходит вокруг.

Старались сформировать у детей представление о том, что, живя в одном из сел Татарстана, вдалеке от больших культурных центров, мы можем развиваться благодаря образованию, духовному общению, взаимодействию друг с другом, взаимовыручке, культурному обогащению настолько, насколько мы сами этого захотим сделать в нашем городе, районе для себя и для других. И мы, татарстанцы, любим свой край, понимаем его и это чувство стараемся передать детям. На территории детского сада и вокруг него рвутся в небесную высь стройные сосны, березы соперничают с белизной первозданного снега. Дети каждый день впитывают эту первозданную, ни с чем несравнимую, красоту. Даем возможность детям вдохнуть в себя эту красоту и самым действенным способом являются народные гуляния, этнические праздники: «Троица», «Сабантуй», «Рождество», «Масленица», театральные представления, которые устраиваем прямо в березовой роще в разное время года.

В эксперименте принимало участие 15 дошкольников. В целом, результаты формирующего эксперимента свидетельствуют (на основе критериального показателя хи-квадрат 16,4 выше табличного на уровне значимости 99,9%) об эффективности реализации предложенных условий.

В ходе вторичного сбора информации среди студентов второго курса было 28,57%, проявивших активную социальную позицию, а после эксперимента их стало 46,7%, т.е. произошло увеличение на 18,13%. По всем другим позициям после эксперимента произошло уменьшение. В целом, на уровне значимости 99% произошли существенные изменения в сторону формирования у дошкольников активной социальной позиции и уменьшения количества детей с неустойчивой и негативной социальной позицией. На третьем этапе сбора информации произошло увеличение количества дошкольников проявляющих активную социальную позицию с 32,8% до 69,5%, что соответствует повышению на 36,7%. По всем остальным показателям произошли изменения в сторону уменьшения всех показателей. Четвертый этап сбора информации также показал увеличение количества дошкольников первой позиции и уменьшение всех остальных типов. В количественном соотношении это выглядело, как: увеличение количества дошкольников первой позиции с 45,5% до 70,7%, т.е. произошло повышение на 25,5% среди количества дошкольников первой позиции и уменьшение с 9,1% до 4% четвертой позиции, т.е. уменьшение произошло на 5,1% (см. таб. 3).

Таблица 3

Результаты опытно-экспериментальной работы

Этапы сбора информации

I позиция

II позиция

III позиция

IV позиция

До %

После

До %

После

До %

После

До %

После

1

20

25,6%

35

44,8%

36

46,2%

30

38,46%

12

15,4%

6

7,7%

10

12,8%

7

9%

2

52

28,57%

85

46,7%

51

28,02%

25

13,7%

45

24,7%

48

26,3%

34

18,7%

24

13,3%

3

71

32,8%

150

69,5%

40

18,5%

30

13,9%

80

37,1%

30

13,9%

25

11,6%

6

2,7%

4

110

45,5%

140

70,7%

40

20,2%

30

15,2%

30

15,2%

20

10,1%

18

9,1%

8

4,0%

Вывод

+19,9%

Увелич.

+25,9%

Уменьше.

-26%

Уменьш.

-23,2%

Уменьш.

+0,2%

Уменьш

-5,4%

Уменьш

-3,7%

Уменьш

-5%

Уменьш

Из таблицы наглядно видно, что у дошкольников с первого по четвертый этап сбора информации происходили изменения в сторону увеличения количества детей со сформированной социальной активной позицией и, соответственно, уменьшение количества дошкольников, проявляющих другие позиции.

Например, 25,6 % дошкольников до эксперимента проявляли активную социальную позицию, а после - 44,8 %. Таким образом, произошло увеличение на 19,2 % количества дошкольников, проявляющих этот тип позиции. Активная социальная позиция дошкольников проявляется в таких социальных характеристиках, как позитивное отношение к воспитателю, к товарищам, наличие активной жизненной субъектной позиции. Пассивную социальную позитивную позицию до эксперимента проявили 46,2% дошкольников, а после - 38,46%. Таким образом, налицо уменьшение количества дошкольников на 7,74%, что свидетельствует об эффективности реализованных условий. Второй тип, названный как пассивная социальная позитивная позиция, характеризуется следующими качествами личности дошкольников: в целом, проявление позитивного отношения к воспитателю и товарищам, но отсутствием желания проявлять субъектную позицию; эпизодическая активность в проявлении субъектной активной позиции, т.е. проявление ее только в социально-значимой для него среде; дошкольник лишь изредка обнаруживает в культуре общения и поведения устойчивую социально-активную позитивную позицию.

Третий тип был назван как неустойчивая социальная позиция. К данному типу до эксперимента относились 15,4% дошкольников, после эксперимента - 7,7%, т.е. на 7,7% произошло уменьшение количества дошкольников, отнесенных к этой позиции. Дошкольники, проявляющие неустойчивую социальную позицию, характеризуются следующими качествами: в целом, проявляют положительное отношение к воспитателю и товарищам, но оно неустойчиво и меняется в зависимости от социального окружения; дошкольник не проявляет положительной социально ориентированной активности.

Четвертый тип характеризуется как негативная дисоциальная, асоциальная позиция. К этому типу до эксперимента было отнесено 12,8% дошкольников, а после - 9%, т.е. произошло уменьшение их количества на 3,8%. Дошкольники этого типа характеризуются: неумением проявлять социально-позитивную позицию, так как проявляют социально-негативную позицию по отношению к окружающим и к воспитателю; отстаиванием негативной социальной позиции среди ровесников, использует метод «нажима» и манипулирования; частым проявлением социально-неодобряемых норм поведения в социуме.

Результаты опытно-экспериментальной работы с дошкольниками свидетельствуют о том, что произошли существенные изменения в плане повышения количества дошкольников, отнесенных к первому типу социальной позиции (активная социальная позиция), и уменьшение по всем остальным позициям.

В целом, наблюдалась тенденция эффективного влияния реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края на становление и формирование активной личности.

Заключение

Развитие духовности дошкольников является одной из основных задач современной образовательной системы. Любое государство заинтересовано в том, чтобы большинство граждан, воспитанных в духе нравственности, патриотизма, безграничной преданности к своему Отечеству обеспечивали поступательное социальное, экономическое, оборонное и культурное развитие и отстаивали общенародные ценности. Поэтому в условиях социально-экономической нестабильности в Российской Федерации в дошкольных образовательных учреждениях следует поставить во главу угла духовное развитие дошкольников в ходе изучения истории родного края.

В современных условиях ДОУ должны стать могучим воспитательным средством. Анализ учебных программ и содержания отдельных занятий показал, что педагогический процесс в ДОУ содержит значительный потенциал для духовного развития молодого поколения. Большую роль при этом играет учебно-воспитательная работа историко-краеведческого характера. Это в первую очередь занятия по истории, ведь именно история хранит важные события из истории человеческого общества, знакомят с героическим прошлым нашей Родины. Получаемая учащимися на уроке информация, соотносится с нравственными понятиями и поведением. Включение национально-регионального компонента образования способствует воспитанию малого патриотизма - любви к тому месту, где живет учащийся. В ходе теоретического и экспериментального исследования сделаны обобщающие выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу:

В исследовании дана авторская трактовка определения духовного развития дошкольников и впервые рассмотрены особенности духовного развития подрастающего поколения в ходе изучения истории родного края в современных условиях, определяемые сегодняшним состоянием общества. Духовность - это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Поэтому, организуя деятельность воспитанников, педагоги ДОУ стремятся создать условия, в которых у дошкольников формируются высшие социальные потребности, вырабатываются правильные представления о поведении человека, о смысле жизни, идеал, счастье, т.е. формируется духовность.

Мы полагаем, что духовное развитие детей без познания ими истории, природы, хозяйства, культуры родного края, воспитания к нему чувства привязанности и любви будет неполноценным. На протяжении всей истории развития педагогической науки вопросы духовного развития дошкольников ставились и решались. Об этом свидетельствуют опыт и труды этнопедагогов А.Ф.Родина, В.И. Несмелов в работах В.А. Сухомлинского раскрываются основы воспитания нравственности школьников, которые с успехом можно применить и в ДОУ. Однако практически нет работ, посвященных духовному развитию дошкольников в ходе изучения истории родного края. Историческое краеведение - одна из отраслей исторического образования и отличается двумя существенными признаками: локальностью исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры и деятельностным характером обучения и воспитания дошкольников.

Под методами духовного развития мы понимаем ряд воспитательных методов способствующих становлению различных духовных качеств личности. Метод духовного развития дошкольников это некая абстракция, теоретический конструкт, выработанный для упорядочивания феноменов духовного развития. А дипломной работе осуществлена классификация методов духовного развития дошкольников. Так 10 методов были распределены в три основные группы методов: методы сообщения и выявления сущности духовных идей, условий их реализации, методы интернализации духовных идей на уровне поведения, методы интернализации духовных идей на уровне мотивов.

Духовное развитие дошкольников будет эффективным в ходе изучения истории родной родного края при наличии благоприятных условий:

- использовании игры в ходе развития духовности дошкольников;

- использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края.

Исследование показало, что использование игры в ходе развития духовности дошкольников является важным элементом в развитии, как нравственных качеств, так и воображения, творчества. Однако недостаток методических разработок по данной проблеме приводит к отсутствию в педагогическом процессе ДОУ мероприятий связанных с изучением истории родного края, ведь для этого воспитателю надо быть еще и историком.

Все это говорит о необходимости использования художественной деятельности в ходе духовного развития дошкольников в процессе изучения истории родного края, т.к. в данном процессе у детей развиваются психические процессы, такие, как восприятие, мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, эмоционально-положительное отношение детей и к природе, т.е. компоненты духовности.

Выявленные условия эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края были доказаны и подтверждены в процессе опытно-экспериментальной работы.

Исследование не исчерпало всех вопросов, связанных с духовным развитием дошкольников. Актуальность проблемы требует дальнейших педагогических поисков в области изучения истории родного края. Перспективы исследования таковы: развитие духовности на занятиях по истории родного края в разновозрастных группах дошкольников; духовное развитие дошкольников на занятиях по изучению родного языка и литературы, так как наряду с историей большим потенциалом в этой области обладают также уроки литературы и языка.

Кроме того, необходимо поднимать вопрос о необходимости преподавания национальной истории на совещаниях работников образования, конференциях, всевозможных круглых столах и т.п. что послужит основой дальнейших научных поисков.

Список использованной литературы

1. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. - Казань: Издательство «Карпол», 2002. -230с.

2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.

3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.

4. Бедиров М. На традициях народов Дагестана. // Народное образование. - 1998. - №9-10. - С.130-131.

5. Белозерцев Е., Сороковых В. Смысл национального образования в теории культурно-исторических типов Н.Данилевского. // Alma mater. - 1994. - №2. - С.3-6.

6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 1968. - 464с.

7. Бычкова Т.А. Интернационально-патриотическое воспитание историей учащейся молодежи. - М.:Просвещение, 1989. - 23с.

8. Владимиров В.И. Школьный музей и преподавание регионального компонента. // Преподавание истории в школе. - №2. - 2000. - С.64-66.

9. Власова Г.В. Краеведение в системе дошкольного воспитания // Начальная школа, 2005, № 3. - С.54-58 .

10. Волков Г.Н. Возрождение традиционной культуры воспитания в начальной школе // Этнопедагогика в современной национальной школе. - Чебоксары, 1995. - С.2-4.

11. Воронина Т. Из опыта работы по возрождению национальной культуры. // Воспитание школьников. - 1994. - № 1. - С.52-56.

12. Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь. - СПб.: ООО «Нестор», 2005. - 316 с.

13. Вотинова О.А. Профессионально-педагогическое переосмысление роли жизненного опыта младших школьников в организации воспитательного процесса // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация начального общего образования». Ч. 1. - Пермь, 2003. - С. 51 - 55.

14. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений в 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. - 1983. - 368 с.

15. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М., 2000. - 176с.

16. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения. // Педагогика. - 1996. - №6. - С.51-55.

17. Духовность, художественное творчество, нравственность. - Вопросы философии, 1996, № 2, С.70-77.

18. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры. //Вопросы психологии. - 1995. - № 6. - С. 146.

19. Игонина Г.С. Размышления о работе с младшими школьниками по русской народной тематике // Начальная школа. - 1996. - №2. - С.51-52.

20. Историческое краеведение в школах Чувашии (сб. статей). - Чебоксары, 1988. - 119с.

21. Карпов Г.М. Школьное краеведение // Преподавание истории в школе. - №2. - 2000. - С.66-68.

22. Ларина С. Ощущение родного края. // Народное образование. - 1995. - №2. - С.71-72.

23. Макеев А.Ф.Организация и содержание поиско-краеведческой работы в школе (на материале Ямало-Ненецкого автономного округа). Учебное пособие для воспитателей. - Анадырь: ЯНПИ, 2005. - 136 с.

24. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Педагогика, 1985. - 104с.

25. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. - М., 1987. - 207с.

26. Мир детства: Дошкольник / В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина и др. - М.: Педагогика, 1987. - 255 с.

27. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

28. Мышев Ю.В. Использование местного компонента на уроках истории Республики Татарстан и России // Преподавание истории в школе. - №2. - 2000. - С.61-62.

29. Назарова Е. Использование народных традиций и обычаев в учебно-воспитательном процессе // Народная школа. - 1997. - №4. - С.19-23.

30. Нигматов З.Г. Никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа // Народное образование. - 1999. - №6. - С.223-230.

31. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 1998. - №4. - С.3-8.

32. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учебно-методическое пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 80 с.

33. Новицкая М.Ю. Факультативный курс «Введение в народоведение». О программе третьего года обучения «Человек и родная земля в народной культуре» // Начальная школа, 1995. - № 12. - С. 40.

34. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН; Российский фонд культуры. - М.: АЗЪ, 1996.- 816с.

35. Петров К. Использование этнопедагогических традиций как условие формирования нравственной личности // Народная школа. - №2-3. - 2000. - С.23-27.

36. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. // Школа духовности. - №1. - 2000. - С.96-109.

37. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. Т.1. / Гл. ред. Давыдов В.В. - М.:Большая Российская энциклопедия, 1993. - 224с.

38. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1981. - 128 с.

39. Сафина Д.Ф., Асафьева В.М. Краеведение в Республике Татарстан: организация и формы работы // Преподавание истории в школе. - №2. - 2000. - С.58-60.

40. Скворцов М.И., Григорьев А.Г. Республиканский образовательный стандарт по “Культуре родного края” // Народная школа. - 1997. - №4. - С.62-68.

41. Сухомлинский В.А. Проблема воспитания всесторонне развитой личности. - Киев, 1979. - 686с.

42. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - М., 1973. - 208с.

43. Федорова М., Хрисанова Е., Павлов И. Воспитание учащихся на общечеловеческих и национальных культурных ценностях // Народная школа. - 1997. - №4. - С.9-15.

44. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте / Под общ. ред. А.М.Богоутдинова. - Душанбе: ИРФОН, 1969. - 100с.

45. Философский энциклопедический словарь / Редакторы-составители: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА - М, 1997. - 576 с.

46. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе// Педагогика. - 1999. - № 2. - С.51-57.

47. Шмидт С. Краеведение - это всегда и краелюбие // Народное образование. - №2. - 2000. - С.131.

48. Шмидт С.О. Гуманизирующий потенциал краеведения // Высшее образование в России. - 1992. - №3. - С.56-59.

Приложение 1

Ориентировочная анкета-тест для выявления внутренних компонентов активной социальной позиции личности дошкольника

Инструкция: На вопросы анкеты отвечает педагог. Помните, что самый верный ответ тот, который первым пришел в голову. Тест предназначен для выявления степени развития таких свойств активной личности дошкольников, как: социальная направленность (с-Н), социальная устойчивость (с-У), социальная ориентированность (с-О), социальная активность (с-А).

Прочитайте утверждение и выберите тот ответ, который проявляется у вас в большинстве случаев.

1. Направленность (с-Н).Воспитанник часто испытывает чувство радости:

а) когда находится среди активных, приносящих пользу обществу и другим людям творческих личностей в лице воспитателей, друзей.

б) среди тех, кто знает и умеет ловко обойти просьбу воспитателя, нормы поведения и живет так, как ему хочется.

в) в группе сверстников, «плывущих по течению», не «высовывающихся».

г) в группе очень гибких с психологической точки зрения друзей, которые умеют когда это необходимо, нарушить приказ воспитателя, нормы и правила поведения.

2. Устойчивость (с-У) Будучи воспитанником ДОУ, ребенок имеет на многие явления в жизни:

а) свою устойчивую положительную точку зрения относительно серьезного отношения к педагогическому процессу и дружбе, пытается найти больше друзей, но не навязывать свое общение.

б) свою точку зрения относительно педагогического процесса и дружбы, но не стремлюсь свою дружбу.

в) не имеет сформировавшегося мнения относительно педагогического процесса и дружбы, ведет «двойную игру».

г) не любит учиться и общаться с ребятами своей группы, но доказывает свою правоту любыми способами

3. Социальная ориентированность (С-о) Для воспитанника симпатичны и представляют интерес дети, которые:

а) на все происходящее в жизни имеют субъективную точку зрения и умеют ее активно, не нанося вреда другим, отстаивать среди ровесников.

б) гибко реагируют на любую ситуацию, но не всегда имеют свою точку зрения и не хотят ее отстаивать

в) дети, которые не проявляют социальную активность (тихони), не желают «высовываться» и не умеют отстаивать свою социально--активную позицию

г) «сильные» дошкольники, которые могут выступить против правил, могут «поставить» всех, кто им не нравится, не симпатичен на место

4. Активность (с-А) В процессе общения воспитаннику больше всего нравятся те ребята, которые:

а) уважают мнение другого человека и видят в нем личность.

б) в большинстве случаев подчиняются другим, не спорят, молчат, не смотря на то, что они могут быть внутреннее не согласны.

в) не проявляют никакой активности, не «выскакивают», не «лезут» туда, где их не просят.

г) могут подавлять других, управлять ими и оказывать на них влияние

5. (С-О) Ценностью для воспитанника является ценным является:

а) иметь хорошие отношения в семье.

б) удачно выйти замуж, жениться.

в) играть в игры. Получить интересующую игрушку.

в) деньги.

6. (С-о) Если понадобится обмануть воспитателя, то ребенок:

а) сделает это;

б) не сделает этого;

в) честно признается что испытывает проблему.

7. (с-А) У воспитанника складываются следующие отношения с лидером группы:

а) лидер доставляет вам неприятные ощущения;

б) у воспитанника есть желание унизить лидера публично;

в) воспитанник радуется успехам лидера.

8. ( У) В ситуации достижения цели воспитанник выбирает следующие пути:

а) если на пути к поставленной цели не встречаются никакие препятствия ему всегда везет;

б) препятствия встречаются и воспитанник может их иногда преодолеть;

в) отказывается от поставленой цели не приступив к ее достижению;

г) имеет твердую уверенность в своих силах и желание достичь цели, преодолевая все препятствия.

9. (Н) Лучшими друзьями воспитанник считает тех:

а) с кем складываются хорошие взаимные отношения и взаимопонимание в группе.

б) которые могут за него постоять и помогают мне решать его проблемы.

в) которые не вмешиваются в его дела и даже «оттеняют» его недостатки.

г) кто имеет авторитет в группе.

10. (А) Если воспитанник играет на детской площадке и видит что «плохие ребята» дерутся или спорят то:

а) у него возникает неприятное чувство, но ему хочется помочь детям.

б) он не обращает на них внимание;

в)он смеется над ним

г) присоединяется к ним.

11. (С-о) Если воспитанник слышит что его ровесники используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то он:

а) испытывает неловкость

б)просит изменить лексикон

в) поддерживает разговор в том же духе

г) не обращает внимания

12. (Н) воспитанник не выносит:

а) ленивых, пассивных, неустойчивых ровесников

б) трудолюбивых, активных дошкольников

в) тех кто стремится достижению цели и решает проблемы сам

г) самоуверенных детей.

Ключ опросника

1. Активная социальная позиция: социальная направленность- 1а, 9а, 10а, 11б, 12а; социальная устойчивость-2а; социальная ориентированность-3а, 5а, 6б, 7в, 8г; социальная активность- 4а.

2. Пассивная социальная позитивная позиция: социальная направленность -1б, 9б, 10в, 11а, 11г; социальная устойчивость-2б; социальная ориентированность-3б,5б, 6в, 8б; социальная активность-4б. 3. Неустойчивая социальная позиция: социальная направленность-1в, 9в, 10б, 11г, 11в; социальная устойчивость-1в; социальная ориентированность-3в, 5в, 7а, 8а; социальная активность-4в.

4. Негативная, асоциальная, дисоциальная позиция - социальная направленность-1г,9г,10г,11в,12б; социальная устойчивость-1г; социальная ориентированность-3г,5в,6а,7б,8в; социальная активность-4г.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты