рефераты курсовые

Электоральная интеграция

езультирующая мотивация чаще всего складывается ситуативно, в особенности у тех избирателей, которых при социологических опросах обычно относят к группе неопределившихся. Эти избиратели отмечают в вопроснике ответ «Не знаю» (варианты: «Пока что не решил», «Решу в кабине для голосования» и т.п.). Эта ситуативность, на наш взгляд, объясняет некоторые значительные, а порой и парадоксальные, различия реальных результатов голосования и прогнозируемых. Подобный путь окончательного оформления мотивации приводит к тому, что избирателями, к примеру, в расчет не берется компрометирующее уголовное прошлое кандидата, или скупка голосов избирателей по очень скромной цене, и это оказывает решающее воздействие на итоги голосования.

Не выдерживают критики представление результатов голосования как имеющих спонтанный характер. Основной вопрос состоит в причинах, по которым избиратели не определяются со своим выбором заранее. Если оставить в стороне оценочное мнение о пассивности избирателей или о непонимании ими происходящего в политической жизни, то в первую очередь нужно принять во внимание тот факт, что люди пришли на выборы, получили бюллетень и произвели с ним необходимые действия. Не исключено, что кто-то сделал это по привычке, сложившейся в течение многих лет, однако опросы на выходе из помещения избирательного участка после голосования показывают, что «случайный» выбор не коррелирует с возрастом избирателей, решение о том, за кого голосовать принимается непосредственно в кабине для голосования и молодыми, и пожилыми избирателями.

Отвечая на вопрос - «А почему люди приходят на избирательные участки и голосуют?» можно предположить, что причина состоит в том, что в основе принятия решения о голосовании лежит актуализированная по данному поводу потребность во власти. Актуализирует данную потребность не столько политическая ситуация, сколько сам факт подготовки к выборам, предвыборная агитация и политическая реклама. Именно эта потребность в итоге служит основой возникновения мотивации для постановки цели и задачи политического выбора. Ярким подтверждением данного предположения служит феномен протестного голосования, когда люди целенаправленно приходят на выборы не для того, чтобы проголосовать за кого-либо, а чтобы поставить в бюллетене для голосования отметку в строке «Против всех». В пользу высказанного положения служит известный факт значительного расхождения рейтингов популярности политиков до объявления выборов и в ходе самой избирательной кампании. Например, рейтинг губернатора Саратовской области Д.Ф.Аяцкова до начала избирательной кампании был гораздо ниже, чем в период ее завершения. Можно, разумеется, утверждать, что рейтинг возрос вследствие агитации за данного кандидата, однако, не преуменьшая роль агитации, нужно отметить, что избиратели должны быть готовы к восприятию агитационных материалов. Эта готовность возникает за счет изменения политической ситуации в связи с предстоящими выборами и возрастает вследствие изменения ситуации в целом. Малозаметное течение кампании не привлекает внимания избирателей и не повышает их готовность к восприятию политической рекламы.

«Случайный» по форме и внешнему выражению выбор также является политическим, как и «неслучайный», которому предшествовали размышления и, возможно, борьба мотивов.

Иллюстрацией к сказанному может послужить отчетливая и постепенно нараставшая в период с 1990 года тенденция в оценке избирателем самого факта его голосования за кого-либо на выборах. Вначале, при первых попытках организации выборов в России по демократическому принципу, голос как единица счета в пользу кого-либо из кандидатов или партий не имел для избирателя особой ценности, голосование носило привычно ритуальный характер.

Впоследствии, по мере накопления опыта участия в выборах «по-демократически», голос стал превращаться в своего рода товар, который приобрел конкретную стоимость, человек стал выступать в роли хозяина своего голоса и стремиться продать его как можно дороже. Голосование, участие в выборах постепенно приобрело характер политико-экономической сделки. Например, на муниципальных выборах в г. Энгельсе в 1999 г. проведенные в различных селах Энгельсского района фокус-группы позволили установить, что избиратели с смущением вспоминают о том, что на более ранних выборах их голоса кандидат в депутаты Ч. скупил за килограмм манной крупы и килограмм сахара. Общей характеристикой в оценках высказываний участников фокус-групп послужило то, что голос стоит дороже, в качестве условий голосования за конкретного кандидата нужно выдвигать другие, экономически более мощные, условия, как значимые лично для кого-то из избирателей, так и для микрорайона или села. Сам факт сознательной оценки избирателями ценности их голоса на выборах означает, что избиратели получили инструмент воздействия на происходящее в стране и тем самым приобщились к власти. По существу это и представляет собой актуализацию потребности во власти.

Проблема избыточной политизации

Потребность во власти не относится к категории базовых потребностей, хотя и может стать главенствующей в иерархии потребностей личности в определенных случаях.

Потребность во власти лежит в основе избыточной политизации общества. Избыточная политизация представляет собой случай преобразования привычной иерархии потребностей, при которой в основе лежат потребности органического ряда, потребности в продолжении рода, познавательные и другие.

Примером избыточной политизации применительно к конкретной личности может послужить следующий случай из практики личностного консультирования на базе Саратовского городского «Телефона доверия» 1993 года, в период ГКЧП, защиты в Москве «Белого дома». На прием пришла женщина с детьми младшего школьного возраста и рассказала о безвыходной ситуации, в которой она оказалась. После пожара семья осталась без крова над головой, власти одного из районов г.Саратова поселили семью в общежитие. Стены комнаты промерзали насквозь, дети стали часто болеть, и отец принял решение - самовольно занять незаселенную квартиру в поселке «Юбилейный» Саратова. Через некоторое время пришли законные владельцы квартиры и потребовали ее освободить. В это время начались известные события вокруг «Белого дома» и отец семейства направился из Саратова в Москву, защищать демократию. Семья оказалась в критической ситуации, без средств к существованию.

Подобные изменения при избыточной политизации общества приобретают массовый характер и служат отражением факта массовой актуализации потребности во власти. Достаточно вспомнить поэзию М.Светлова «… Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю крестьянам в Гренаде отдать…»

Нужно отметить, что при значительном разнообразии форм актуализации данной потребности, общим для ее динамики моментом при избыточной политизации служит то, что растет ее амплитуда, что она поднимается на несоразмерно высокий уровень. Возможным и нередко наблюдаемым следствием подобного роста амплитуды потребности во власти служит угроза стабильности социума. Трагизм гражданской войны состоит именно в резко выраженной и избыточной политизации социума, при которой брат идет войной на брата, а отец - на сына.

Поддержание стабильности социума в годы сталинских репрессий осуществлялось за счет страха перед властью. Наказание было неотвратимым и неожиданным, никто не мог чувствовать себя в безопасности. Этот принцип доведенного до совершенства коммунистического управления живет и по настоящее время у значительной части чиновников, особенно пришедших во власть из партийных и комсомольских органов. Тем не менее, в годы сталинизма народ в своем большинстве поддерживал власть, явка на выборы была чрезвычайно высокой и без дополнительный усилий со стороны организаторов.

Д. Гранин так описывает свои переживания по поводу известия о смерти И.В.Сталина: «…Я тут же отправился на Дворцовую площадь Ленинграда… Все огромное пространство было заполнено рыдающим, растерянным, потрясенным народом. Никто не проводил митингов, не произносил речей - нет. Люди интуитивно собрались вместе, чтобы заслониться, спрятаться от горя. Слишком страшно, жутко остаться в такую минуту одному». (Российская газета, 19.03.2003 г., № 51(3165))

Доказательством взаимосвязи избыточной политизации и потребности во власти служит и тот факт, что люди сравнительно легко переживают фрустрацию базовых потребностей, если есть прямая угроза смены власти, которую они поддерживают. Более того - выраженная в той или иной мере фрустрация закрепляется в сознании как необходимый параметр приемлемого стиля жизни. Люди довольствуются в этом случае малым и это считается нормой. Д.Гранин по этому поводу высказался так: « Как и миллионы других, мы верили в светлое будущее, во имя которого терпели коммуналки, голод, бытовые неудобства, идеологическую жандармерию и много еще чего…» ( там же).

В качестве меры для поддержания у населения принятия подобной нормы жизни в коммунистический период развития России использовалась тактика «железного занавеса», ограничения контактов с иностранными гражданами, зарубежных туристических поездок, помехи для работы радиостанций «Свобода», «Голос Америки», «Би-би-си» и других.

Объединяющий образ врага

В качестве другой меры служило и служит типичное для тоталитарных режимов состояние власти, постоянно ищущей врага и пропагандирующей образ этого врага. Сама власть при этом нередко недооценивает реального врага и реальной угрозы. Хрестоматийным подтверждением тому служит недооценка возможности нападения на СССР гитлеровской Германии в конце тридцатых и начале сороковых годов прошлого века Сталиным.

Расхождение в пропагандируемых населению и принимаемых самой властью оценок, по-видимому, свойственно не только для тоталитарных, но и для демократических режимов правления. Трагичным для народа США событием являются террористические акты 11 сентября. Если учесть, что подобные действия террористов требуют длительной подготовки, то приходится признать, что власти и спецслужбы богатейшей страны мира не смогли предотвратить и предугадать случившееся. Вероятной причиной служит недооценка самой возможности совершения этих действий. В то же время, очень многое и в прессе, и в высказываниях официальных лиц посвящено опасности терроризма, необходимости борьбы с ним в международном масштабе.

Образ врага, до событий 11 сентября в США во многом абстрактный («знаемый»), в результате случившегося наполнился реальным содержанием (приобрел личностный смысл). Возникла реальная опасность падения авторитета власти после окончания переживания состояния эмоционального шока от случившегося и возникновения условий для рациональной оценки причин террористического акта. Не в интересах власти было допустить эту возможность, и была начата активная кампания против Саддама Хусейна, которая перешла в войну в Ираке.

Войну в Ираке вполне можно расценивать как компенсаторную деятельность в отношении объявленного террориста Хусейна, фактически реабилитирующую власти США в глазах граждан этой страны. Однако эта война направлена и на поддержание действием образа врага, причем образа с нужными характеристиками.

Специфика образа, возникшего в сознании человека, состоит в том, что ему свойственна регулирующая функция. Это объясняется причину, по которой власти необходим не любой, но конкретно заданный образ врага.

Консолидация общества

Доминирующий в сознании многих людей образ - вполне серьезная основа для консолидации, хотя стоит задуматься о том, какой силы консолидация нужна власти для сохранения собственной стабильности Проблема состоит в том, что не согласующийся с официальной идеологией образ становится основой консолидации оппозиционной направленности. Помимо этого - консолидированное общество потенциально опасно для власти. Например, в настоящее время для России характерен низкий уровень жизни большинства населения. В частности, армия плохо материально обеспечена, были случаи голодной смерти рядовых. Однако незаметно, чтобы население протестовало против подобного положения.

Консолидация современного общества минимальна. Подтверждением служат не только отсутствие спонтанных акций протеста при принятии ущемляющих экономические интересы людей решений власти или монополистов, но и отсутствие у людей желания собираться по призывам различных политических партий, движений, политических лидеров.

Типичным примером может послужить инертность владельцев телефонов в Саратове: несмотря на все усилия организаторов акции протеста против введения системы повременной оплаты, люди возле назначенного места у здания почтамта не собрались, хотя против введения «повременки» собрано около ста тысяч подписей. Проблема, как видно, принимается населением, но ее решение перекладывается на других.

Можно утверждать, что причина состоит в пассивности населения и отнести это на счет «феномена выученной беспомощности», однако подобного объяснения недостаточно.

Сущность консолидации состоит в объединении на основе какой-либо идеи. Идея в приведенном выше примере состоит в борьбе против существенного повышения оплаты за телефон. Против «повременки» подписались сто тысяч саратовцев, однако, как видно при этом принималась не идея, а отношение. В противном случае люди участвовали бы в акции протеста, ведь идея - это руководство к действию.

Политическая лояльность

Следует отличать избыточную политизацию населения от выраженной лояльности в отношении к власти, хотя и то и другое отражают особенности политической позиции населения.

Сущность избыточной политизации населения состоит в опережающей реакции населения на действия власти. В этом заключается отличие избыточной политизации от лояльности. При лояльном отношении действия власти поддерживаются постфактум, при избыточной политизации - до совершения властью конкретных действий.

История дает массу примеров, подтверждающих справедливость этого положения. Опережающая работа сознания в случае избыточной политизации проявляется, в частности, в том, что люди приписывают политическую окраску (отношение к действующей власти или ее отдельным представителям) тем ситуациям и событиям, которые объективно не имеют таких признаков. Известны своими трагическими последствиями доносы времен культа личности Сталина, когда даже неосторожное обращение с портретом вождя могло повлечь суровое наказание в виде длительного срока лишения свободы. При этом донос по своей сущности является не чем иным, как удовлетворением в такой форме потребности человека во власти.

Состояние избыточной политизации удобно для определенных режимов власти тем, что в данной ситуации общественное мнение готово оправдать все ее действия, в том числе и направленные на ограничения конституционно закрепленных норм. Избыточная политизация - наиболее удобная среда для манипуляции общественным мнением.

Лояльность к квазиидеалам

Смысл проблемы заключен в строках, принадлежащих перу А.С.Пушкина: «…Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман».

Возникновение электоральной интеграции возможно лишь в том случае, когда избиратели лояльны к тому, что на место компромиссного идеала становится именно квазиидеал.

Исследования и прямые наблюдения за поведением избирателей на предвыборных собраниях показывают ряд особенностей названной выше подмены. В сценарий любого подобного собрания включено выступление кандидата или его доверенного лица с изложением предвыборного послания (программы кандидата).

Предвыборное послание - система обещаний кандидата, связанных с решением каких-либо проблем, как правило - из группы социальных.

Подавляющее большинство присутствующих на предвыборных собраниях избирателей не оценивает обещания кандидата как достоверные, однако если обещания либо не даются, либо кандидат объективно раскрывает трудности в решении проблем и точно оценивает возможность их положительного решения, то популярность такого кандидата снижается. Причина состоит в лояльности к квазиидеалу.

Проблема политического лозунга

Одной из проблем, постоянно стоящих перед специалистами по электоральной интеграции - политтехнологами - является поиск словесного обозначения той идеи, которая планируется как основа для объединения электората. Речь идет о так называемом политическом языке, который все глубже проникает во внутренний мир человека (И.Вольфсон), включается в его внутренний лексикон.

Экспансия языка политики особенно заметна у молодых людей, которые, с одной стороны, в большинстве демонстрируют аполитичность, с другой - рассуждая о происходящем в стране, повторяют более или менее внедренные в общественное сознание лозунги - слоганы. Подмена вербализации собственного отношения к социальным явлениям лозунгом позволяет не думать, поскольку лозунг дается в готовом виде.

Следует отметить, что поток политических воздействий, состоящий из разнонаправленных лозунгов и призывов, образует в массовом сознании хаос. Поиск средств словесного воздействия на электорат является не столько выбором новых, сколько подбором наиболее эффективных среди сложившихся в общественном сознании на момент исследования.

Приведем в качестве примера результаты подобного поиска, который был проведен в 2000 году г.г. Саратове и Энгельсе, с участием 1639 и 2457 человек соответственно. Участникам исследования было предложено выбрать одно наиболее понравившееся высказывание из пяти предложенных. Всего было апробировано 20 слоганов ( по 4 фразы в каждом варианте). Были получены следующие результаты:

Слоган

Энгельс

Саратов

С любовью в сердце, с верой в завтра

24.5%

--

Саратовской земле--сильный губернатор

21.4%

--

В л а с т ь д о л ж н а б ы т ь с и л ь н о й

30.7%

--

Цель. Дело. Результат.

23.4%

--

Жить--значит действовать

27.6%

--

Вера, дело и закон--для процветания губернии

17.4%

--

В п о л и т и к е в а ж н ы не с л о в а,

а д ела

30.2%

--

Власть--это долг и совесть

24.8%

--

Малая Родина--великая Россия

17.1%

12.1%

Дело--источник успеха

24.4%

18.3%

С любовью в сердце, с верой в завтра

24%

29.5%

З а к о н. Б е з о п а с н о с т ь. Д о с т а т о к.

34.5%

39.9%

Д и с ц и п л и н а. П о р я д о к.

К о н т р о л ь.

41.7%

20.1%

С и л а в л а с т и--в д о в е р и и н а р о д а

33.6%

38.3%

Сильный губернатор--сильная власть

20.7%

26.8%

Мое сердце открыто для вас

3%

14.8%

Первоначально весь массив составлял 87 фраз, затем путем психолингвистического отбора было выделено четыре кластера, включающие в себя 4 типа слоганов, характеризующих функциональные, деловые, личностные, философские обобщения. Выявлены следующие закономерности: в каждом кластере менее всего (в процентном отношении) представлены слоганы философского и личностного плана, тогда как слоганы, выражающие функциональные и деловые качества, имеют высокий процент выбора у респондентов. Кроме того, респонденты негативно реагируют на высокопарные высказывания типа «Мое сердце открыто для вас», и на идеальные фразы типа «Вера, дело и закон- для процветания губернии».На основании результатов данного психолингвистического отбора и анализа материалов фокус-группы, были определены безусловно лидирующие, наиболее положительно воспринимаемые населением слоганы:

Дисциплина. Порядок. Контроль.

Закон. Безопасность. Порядок.

Сила власти--в доверии народа.

Следующим этапом исследования послужил анализ восприятия электоратом выбранных слоганов, в ходе исследования проводилась статистическая проверка устойчивости предпочтений избирателей.

К ранее выделенным слоганам было добавлено еще несколько с целью проверки новых идей. В опросе приняло участие 1688 человек из различных социально-демографических групп.В качестве цели исследования была добавлена проверка уровня негативного восприятия каждого слогана.

Результаты исследования представлены в таблице.

Слоган

Уровень позитивного восприятия

Уровень негативного восприятия

1.

Закон.Безопасность.Порядок.

49%

3%

2.

Дисциплина.Порядок.Контроль.

45%

4%

3.

Сильный губернатор - сильная власть-

спокойствие граждан!

28%

15%

4.

Сила власти - в доверии народа

25%

7%

5.

Мы вместе - мы сделаем

18%

11%

6.

Мы сумеем, сможем, сделаем!

17%

17%

7.

Страна на переломе -

коней на переправе не меняют.

11%

30%

8.

Выбор сделан - подтвердим!

6%

23%

Преимущественный выбор избирателями первых двух слоганов определялся практически полным совпадением основных ожиданий подавляющего большинства жителей области от властных структур. Можно было ожидать, как показало исследование, значительной поддержки основной частью электората кандидата, использующего тематику порядка, закона, контроля.

Следующим по предпочтению оказался слоган «Сила власти - в доверии народа», который вместе с констатацией необходимости сильной власти дает возможность почувствовать актуализировать собственные представления о власти, показать, что его уважают, что от него действительно многое зависит. Это объясняет, почему в его адрес было получено незначительное количество негативных выборов. Тогда как усиление идеи силы власти (двойная констатация в слогане №3) воспринимается как попытка давления. Именно этим объясняется увеличение негативных оценок в адрес этого высказывания. При этом «спокойствие граждан» воспринимается как очередное обещание, которому не очень доверяют.

Слоган «Мы вместе - мы сделаем» вызывает значительную негативную оценку, так как многим напоминает о невыполненных обещаниях власти, «долгах перед народом», которые «никто не собирается выполнять».

Высказывание «Мы сумеем, сможем, сделаем» является «плохой копией, неумелым подражанием Цезарю», тавтология вызывает впечатление топтания на месте.

Слова «Страна на переломе - коней на переправе не меняют» оживляют страхи и отрицательные эмоции, фиксирует внимание на кризисных проблемах, вызывает неприятное впечатление. Кроме того, многие резонно возражали и по содержанию - «некоторых коней можно и сменить».

Лозунг «Выбор сделан - подтвердим» вызывает малоприятные ассоциации, связанные с внешним давлением, многие говорят, что выбор может быть и неправильным. Как пример приводили «неправильное» переизбрание Б.Ельцина на второй срок.

Электоральная география

Электоральная география занимается изучением политических предпочтений населения, по своей направленности она является не чем иным, как географией выборов.

С точки зрения одного из специалистов в данной отрасли А.Манакова, политическая ситуация в любом регионе России складывается из двух составляющих. Первая составляющая - политические предпочтения населения. Вторая составляющая - структура и влиятельность региональной элиты, её политическая ориентация и способность контролировать ситуацию в регионе.

Предметом исследования электоральной географии являются региональные различия в политических ориентациях населения. В целях получения политико-географической карты проводится сравнительный анализ результатов голосования в разных территориях. Это позволяет выявить географические соотношения партийно-политических сил.

Существует практическая заинтересованность всех политических сил в объективной информации о влиянии в массах отдельных политических партий, избираемых кандидатов, популярности их избирательных лозунгов и программ.

Среди объективных факторов, оказывающих влияние на исход выборов, выделяются социальные характеристики общества: возрастная структура населения, уровень жизни, уровень безработицы, доля лиц с высшим образованием, региональная политическая культура и другие. Например, в сельских районах, где велика доля лиц пенсионного возраста, преобладают консервативные настроения, а там, где в возрастной структуре населения наблюдается перевес молодёжи и лиц среднего возраста, распространены более радикальные настроения и реформаторские взгляды [4].

В формировании внутрирегиональных различий в электоральном поведении населения участвуют два процесса, которые переплетаются между собой и создают сложный электоральный ландшафт региона. Первый процесс - устойчивое воспроизводство политической культуры населения, закрепляющее за некоторыми территориями определенный политический имидж. Второй процесс - кратковременное территориальное расширение поддержки отдельных партий или политических деятелей, описываемое с помощью теории "диффузии нововведений" (распространения новшеств).

Автором теории "диффузии нововведений" является Т. Хегерстранд. Он подчеркивал, что инновации (нововведения) тесным образом связаны с территорией, которая на них влияет, преобразует и направляет их. В этой связи велико значение географического положения центра инновации. Особую роль приобретают размеры и формы территории, численность и размещение населения страны, региона, где адаптируется нововведение. Большую роль при распространении новшеств играют транспортные коммуникации, административные и государственные границы, другие социально-экономические и даже природные рубежи [4].

Согласно теории "диффузии нововведений", процесс распространения новшеств в регионе происходит волнами. Первая стадия процесса носит название агломерация (формирование центра новации, где зарождаются или проходят первичную апробацию нововведения). Вторая стадия называется диффузия (радиальное распространение нововведения от центра на полупериферию и периферию, в то время как в центре нововведение затухает). Третья стадия - стадия насыщения (инновация "заполняет" всё пространство региона).

Инновация проводит своеобразную дифференцировку пространства, выделяя в нем центры, полупериферию и периферию. Непосредственный механизм распространения нововведений определяется общением между людьми, обменом информацией, идеями и убеждениями. Это обеспечивается транспортом и связью.

Распространение политических нововведений в регионе начинается с центров первого порядка. От факта принятия центрами политических инноваций, зависит их дальнейшее распространение. Из центров первого порядка политические инновации попадают в центры второго порядка. Последующее их распространение происходит уже в сельской местности.

Население периферии административных районов менее всего склонно к переменам, но, если и принимает их с большим запаздыванием, в дальнейшем так же трудно расстаётся с ними. Поэтому в периферийных поясах относительно высокой иногда оказывается поддержка тех политических сил, которые в центрах первого и второго порядков уже сошли "со сцены". Такие периферийные зоны могут иметь как общерегиональный характер, так и образовываться на уровне отдельных административных районов. Тогда границы административных районов играют роль барьеров, перед которыми скапливаются устаревшие политические новации.

Важнейшее значение при распространении инновации имеет описанный Т. Хегерстрандом эффект соседства. Главной причиной "эффекта" считается неравномерность адаптации нововведений. В одних территориях распространение инноваций происходит быстрее, чем в других. Соседство с такими территориями - важное условие большой скорости диффузии инновации. Примером действия эффекта соседства является быстрое распространение нововведений в пригородных зонах крупных городов.

Среди субъективных факторов регионального электорального поведения населения выделяют: самоидентификацию избирателями социальной принадлежности, политическую активность партий и общественных организаций, личность кандидата и особенности сложившейся в регионе избирательной системы. В различных районах значимость факторов неодинакова, и поэтому в каждом районе можно всё же выделить наиболее значимый, приоритетный фактор или их группу.

Специалисты в области политической географии отмечают, что политико-географическая картина сама по себе очень стабильна и на протяжении длительного периода времени изменяется медленно.

Для осмысления механизма сохранения и наследования политических предпочтений населения региона необходимы исследования и данные социальной, этнической и конфессиональной географии.

Население различных регионов по-разному реагирует на нововведения. На темпы проведения реформ влияет политическая культура населения.

Политическая культура является составной частью культуры общества, но при этом обладает определённой автономией. Она неоднородна и в рамках любой политической системы распадается на ряд субкультур.

Примером наличия территориальных различий в политической культуре населения является существование в России так называемого "красного пояса.

Поддержка тех или иных политических сил в разных регионах России определяется совокупностью факторов. Так, например, замечено, что население преимущественно аграрных регионов отдает предпочтение левым и крайне негативно относится к демократам. Избиратели индустриальных регионов более склонны голосовать за национал-патриотов. Население регионов со значительным весом постиндустриального сектора экономики поддерживает демократов, "партию власти" и почти не голосует за левых. Регионы с высокой долей пенсионеров в структуре населения отдают приоритет левым, а регионы с высоким образовательным уровнем населения - демократам. Наиболее урбанизированные регионы отличаются демократическими и национал-патриотическими предпочтениями избирателей [3].

Формальным критерием зрелости политической культуры населения является стабильность структуры электората, т. е. повторяющаяся из года в год (от выборов к выборам) доля проголосовавших за партии, блоки и кандидатов определённой политической направленности.

"Политическое лицо" региона связано с составом его населения. Поэтому для анализа электорального поведения людей необходимо владение информацией об удельном весе различных составляющих структуры населения, таких как:

а) половая структура (обычно женщины менее склонны голосовать за национал-патриотов, и более склонны - за центристов);

б) возрастная структура (молодежь чаще отдает свои голоса демократам, люди 30-40 лет - национал-патриотам, люди старшего возраста - центристам, "партии власти", левым);

в) образовательная структура (люди с высшим образованием чаще предпочитают поддержку демократов, а с начальным образованием - левых; поддержка национал-патриотов наиболее сильна среди лиц со средним образованием);

г) профессиональная структура (левые опираются в основном на пенсионеров; национал-патриоты наиболее популярны среди рабочих и военнослужащих; демократы - среди технической интеллигенции, служащих, студентов; "партия власти" - среди чиновников разных уровней и т. д. );

д) национальная и миграционная структуры (в многонациональных регионах этническая структура населения может выдвинуться на первое место среди факторов, определяющих политическое поведение населения; а, например, приток русских мигрантов из бывших союзных республик может сказаться на общем росте национал-патриотических настроений населения);

е) поселенческая структура (различный спектр политических предпочтений населения складывается в крупнейших, крупных, больших городах, средних и малых городах, посёлках и сельских поселений, причём далеко не всегда следующий общей схеме "реформаторский город" - "оппозиционное село").

Толпа и масса

Массовые мероприятия являются традиционным методом работы с электоратом как отдельных кандидатов, так и политических партий, находят применение и в других институтах общественной жизни.

Федеральное законодательство к числу массовых (публичных) мероприятий в рамках избирательных кампаний относит следующие: собрания и встречи с гражданами, публичные дебаты и дискуссии, митинги и шествия.

Собрания и встречи с участием представителей избирательного объединения - это форма предвыборной агитации, при которой граждане имеют возможность непосредственного общения с теми, за или против кого они собираются голосовать.

Дебаты представляют собой открытый для всех желающих обмен мнениями двух и более доверенных лиц, представителей избирательных объединений по широкому кругу общественно значимых проблем, решение которых предлагается в предвыборных программах избирательных объединений. При общей схожести признаков публичные дискуссии отличаются от дебатов тем, что предполагают обмен не только мнениями, но и вопросами ответами между представителями избирательных объединений, как правило, по более узкой проблематике.

Митинги, демонстрации и шествия характеризуются тем же основным признаком (массовость), что и вышеперечисленные мероприятия, но проводятся в особых формах. Как гласит п. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека, граждане в целях осуществления агитации «имеют право на свободу мирных собраний и ассоциаций». При этом под митингом следует понимать массовое собрание граждан в каком-либо общественном месте (общественное здание, улица, площадь), в ходе которого граждане имеют возможность в своих выступления, а так же используя плакаты, транспаранты, публично выразить свое мнение о зарегистрированных избирательных объединениях, призвать собравшихся голосовать за или против.

В ходе шествий и демонстраций граждане организованно проходят по улицам, площадям населенных пунктов с целью привлечении внимания каким-либо проблемам. Демонстрации, как правило, заканчиваются в каком- либо общественном месте, где их организаторы и участники имеют возможность выступить с агитационными целями. В ходе демонстраций избирательные объединения могут привлечь внимание внешним видом, лозунгами, шумом. Демонстрации и шествия дают избирательным объединениям возможность ощутить поддержку и силу их сторонников. Кроме того, это возможность воздействия на свой электорат и воздействие на электорат союзников и соперников.

Кроме перечисленных массовых мероприятий, избирательные объединения могут использовать и пикеты. Хотя в федеральных законах о выборах эта форма массовых мероприятий не указывается, но в соответствиисост.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно и без оружия и проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования5.Длянашегозаконодательствапонятие «пикетирование» является сравнительно новым. Его не было в прежних основных законах России, хотя мировая практика освоила его как распространенную форму выражения своего мнения небольшой группой людей.

Пикет - это наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествий и звукоусиления, это стоячая демонстрация протеста, которая имеет свои разновидности: сидячие демонстрации, цепочки протеста, массовые голодовки, проводимые в общественных местах. Особенно эффективно воздействовать на массового избирателя пикеты способны в населенных пунктах с населением до 200 тысяч человек, где они наиболее заметны.

В деловой жизни всеобщее распространение получили презентации - торжественные представления публике организации, лидера, товара. Главное, что отличает презентацию от обычной пресс - конференции или брифинга, - это театрализация действа и большая неофициальная часть (концерт, фуршет, дегустация и т.п.). Основная цель презентации - приобщение аудитории к деятельности, целям, планам субъекта презентации. Соответственно, и публика на презентации - это не только журналисты, сколько друзья, деловые партнёры, будущие клиенты.

Одним из важнейших моментов при организации массовых мероприятий является определение той аудитории, на которую впоследствии будет воздействовать оратор.

В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Приведем одну из классификаций. По мнению В.Крюсько, социальные группы различаются по следующим параметрам:

По размеру:

Большие Средние Малые Микрогруппы

По организованности:

Организованные Неорганизованные

По общественному статусу:

Формальные (официальные) Неформальные (неофициальные)

По уровню развития:

Слаборазвитые Высокоразвитые

По значимости:

Референтные Нереферентные

По непосредственности взаимоотношений:

Реальные Условные Первичные Вторичные

Малые группы - это небольшие по составу общности, члены которых объединены единственной целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого. В структуре малых групп выделяют коллективы, диффузные группы и микрогруппы.

Диффузные группы - это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

Политическим лидерам в период предвыборной кампании зачастую приходится работать именно с данным видом групп избирателей. Это могут быть встречи c людьми на улице, во дворах домов или же на остановках. Коллективы, в отличие от диффузных групп более организованны и формальны. А это означает, что проводя встречи с коллективами различных общественных организаций, клубов, заводов и фабрик, учреждений здравоохранения, институтов и школ оратору необходимо коренным образом менять тактику своих выступлений.

Коллектив определяется как высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. Коллектив обладает характерными признаками, отличающими его от других форм объединения людей.

Во-первых, деятельность коллектива направлена на общий для всех членов коллектива объект и в процессе деятельности они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т.д.

Во-вторых, коллектив - это организованное объединение людей, имеющее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой выступают доверенные лица (руководители).

В-третьих, всем членам коллектива присущи общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.

К большим стихийным группам Г.Андреева в своей классификации относит толпу, массу и публику.

Наиболее яркое определение толпы дал ещё в свое время известный французский исследователь Г. Лебон: «Под словом ''толпа'' подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия и пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание. В толпе сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление».

Б. Поршнев определяет толпу как совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в которой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям.

По мнению Тарда, толпа - это спонтанно сгруппированные люди. Эти группы естественны, не структурированы, мало поддаются порядку и организации.

В. Бехтерев, напротив не согласен с воззрениями Тарда и Лебона на этот вопрос. Он предлагает называть собственно толпой скопление лиц, вызванное каким - либо временно возникающим поводом. При этом он различает толпу без определенно организующей цели - уличную толпу, толпу, не организованную внутри себя, но организованную на определённую цель - в виде публики в театре, в молитвенных храмах - и организованные рабочие коллективы.

Понимание толпы неоднозначно. Четко вырисовываются традиционные различия между интерпретацией явления толпы с политической точки зрения, с одной стороны, и с психологической -- с другой.

Политические институты власти имеют тенденцию рассматривать как толпу любые массовые появления протеста, которые не санкционированы властями. В западной литературе, как правило, ставились в один ряд "коллективные беспорядки", "бунты", "восстания", "движения за реформы" и "революционные выступления". И все это подводилось под "поведение толпы". В отечественной социальной психологии нередко следуют той же традиции, когда в газетах приравнивают к "толпе" несанкционированные митинги, хотя они вполне организованы, упорядочены и дисциплинированны.

Такое смешение политико-оценочных моментов, с одной стороны, и специфических свойств толпы -- с другой, проникает и в научный анализ этого явления... "Толпа,-- пишут С. Милгрэм и Г. Тох, -- родовое понятие, выделяющее весьма различные условия, характерные для таких собраний людей, как аудитория, сборище, митинг, паника; все они попадают под определение толпы". Единственное, что авторы выделяют в качестве общих признаков для названных явлений, - это пространственная близость людей и влияние этой близости на их поведение.

Можно сделать вывод, что на данном этапе развития науки понятие «толпа» трактуется слишком широко, что не позволяет выделить те её особенности, которые принципиально отличают ее от других человеческих агрегаций.

Начиная с работ Г.Лебона, З.Фрейда, В.Бехтерева, исследователи подчёркивают, что в толпе человек чувствует себя анонимно, что подталкивает его к действиям более рискованным и безответственным. Толпа, как вид социальной группы, характеризуется аморфностью, неоднородностью структуры. В ней либо вообще нет лидера, либо, если он появляется (а нередко это происходит благодаря самоназначению), то все члены группы делятся на две роли: лидер и его последователи.

К основным психологическим характеристикам толпы обычно относят:

кратковременность и бесструктурность скопления множества людей;

единый объект внимания;

отсутствие общей осознанной цели;

высокую степень контактности людей и их пространственную близость;

чрезвычайную эмоциональную возбудимость людей;

высокую степень конформизма.

В работах ряда авторов (В. Крюсько, Д. Ольшанский, А.Крылов и др.) выделено четыре основных вида толпы с соответствующими подвидами. Эта классификация основана на характере поведения, осуществляемого толпой.

Окказиональная толпа (от англ. occasion -- случайность) -- неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Постепенно запускаются механизмы «циркуляционной реакции» и «эмоционального кружения». Такую толпу еще называют агрегацией.

По данным кросс-культурных исследований, склонность к образованию окказиональных толп зависит не только от текущей социально-политической ситуации, но и от целого ряда стабильных факторов, среди которых -- степень укорененности урбанистической культуры.

Конвенциональная толпа (от англ. convention-- условность) - толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения - конвенциях. Этот вид толпы Г.Блумер называет обусловленной толпой. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия - например, митинга, политической демонстрации, концерта и т. д. Несмотря на всю аномичность толпы как явления, этот её вид обычно руководствуется минимальными правилами в своём поведении.

Не следует путать конвенциональную толпу с публикой, собравшейся в театре или в консерватории. Терминологическое различие вызвано различиями в функциональных отношениях между людьми.

Экспрессивная толпа (от англ. expression -- выражение) - общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются спортивные болельщики или участники политических митингов и демонстраций, выражающих свою поддержку политике правящего режима или протест. Спектр эмоциональных доминант у такой толпы очень широк, а главная отличительная черта -- ритмичность выражения. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза.

Экстатическая толпа (от англ. ecstasy-- экстаз) -- экстремальная форма экспрессивной толпы. Это вид толпы, в которой люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это встречается в религиозных сектах или иных религиозных направлениях.

Д. Ольшанский отмечает, что в экстатическую толпу может превращаться молодёжь, собравшаяся на концертах своих кумиров или даже на обычных дискотеках.

Действующая (active) толпа-- политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения. В ее рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.

Агрессивная (aggressive) толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как и направленность действий, выражены в названии.

Паническая (panic; saving) толпа - общность людей, ведомых чувством страха и стремлением избежать реальной или воображаемой опасности. Паническое поведение не только не является обычно спасительным, но и очень часто становится более опасным фактором, чем то, что ее спровоцировало.

Стяжательная (greedy) толпа -- люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Такая толпа разнородна. Доминирующей эмоцией здесь обычно становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх. Стяжательную толпу подчас образуют брокеры, когда на бирже пронесся слух о том, что какие-то акции быстро растут в цене; к ней могут относиться и мародёры, и вкладчики обанкротившихся банков, и погромщики.

Повстанческая (rebellious) толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения.

По сравнению с толпой, масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами Поведение массы спонтанно, самобытно и элементарно, и в этом отношении она сходна с толпой. Но есть и различие: масса не «толчётся», не взаимодействует так, как это делает толпа. Наоборот, индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу.

По мнению Хосе Ортега-и-Гассета, масса - это те, кто не выступает активно. Она появляется на свет, чтобы быть пассивной, чтобы кто-то влиял на нее - направлял, представлял, организовывал. Если обратиться к работам С.Московичи, то о массе он пишет следующее: «Массы можно было бы сравнить с шаткой грудой кирпичей, сложенной без специальной кладки и раствора, которая, будучи лишенной, цементирующего вещества, может рухнуть от порыва ветра». В понимании отечественных исследователей Г. Предвечного и Ю. Шерковина масса - это «совокупность индивидов, составляющих весьма многочисленную аморфную группу и не имеющих в своём большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким - либо общим более или менее постоянным интересом».

К специфическим чертам массы обычно относят:

Статичность,

Стохастичность,

Ситуативность,

Аморфность,

Анонимность.

Эти свойства, и, прежде всего случайность образования, неоднородность состава, предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности .

Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь выражен слабее, чем, например, в толпе. Публика - это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем - на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. Приведём ещё одно определение публики - это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, часто без какой либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает общие интересы. Возникает публика вместе с появлением предмета общественного внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие.

Д. Ольшанский подразделяет публику на «собранную» и «несобранную».

«Несобранная публика» - это поляризованная масса, то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении и которые ведут себя сходным образом.

Согласно Я. Щепаньскому, «собранная публика» может выступать в нескольких видах. Прежде всего, он выделял публику, собравшуюся случайно, или «сборище». Другой вид - публика, собравшаяся преднамеренно. Она также может выступать в двух различных формах. Во-первых, как публика отдыхающая, ищущая развлечений. Во - вторых, как публика, ищущая информации (в том числе на митингах и политических собраниях)

В целом же, собранная публика - это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Основа её обособления - общая заинтересованность и поляризация установок округ одного и того же предмета или события. Другая важная черта - готовность к реагированию на происходящее сходным образом. Сходство установок, ориентаций и готовности к действию - основа объединения такой публики.

Нередко «собранную публику» ещё называют аудиторией. Механизм её психологического объединения вполне очевиден. После внешнего, физического соединения в одном помещении, под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов среди публики образуются определённые сходные или общие реакции, переживания или устойчивые ориентации. Такая публика обычно быстро осознаёт рождающиеся у неё настроения, что усиливает впечатления, вызванные действием общего стимула.

Аудиторию структурируют, дифференцируют по интересам, потребностям, социальным связям, социальной принадлежности, половозрастным и другим демографическим признакам.

Организацию специальных мероприятий в рамках PR-технологий относят к псевдособытиям. В политике такими мероприятиями являются митинги, демонстрации, манифестации, пикеты, бесплатные концерты - одним словом, массовые встречи с избирателями. Но действенной будет только та акция, как отмечает И. Скрипюк, о которой узнает не меньше пятисот человек. Следовательно, необходимо тщательней готовить подобные массовые мероприятия.

Наиболее эффективны политические митинги, если они хорошо организованы, особенно в рамках выборов в местные органы власти. Основным условием успеха в таких мероприятиях является большое скопление избирателей. При этом следует иметь в виду и наличие некоторых отрицательных качеств, ограничивающих митинг, его возможности и эффективность как средства в политике. В значительной степени эти качества возникают из-за неопределенности состава участников митинга, что обычно рождает возможность самых противоречивых толкований и оценок на его счет, например, в сторону увеличения или, наоборот, уменьшения данных о количестве участников.

Как уже отмечалось выше, помимо специально организованных мероприятий, в ходе предвыборной кампании используются «случайные» встречи кандидатов с избирателями в неожиданных местах. Такие места как рынки, вокзалы, остановки, ярмарки являются местами спонтанного скопления людей, т.е. можно говорить о неорганизованных или случайно организованных группах, которые характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

При работе в подобных условиях кандидат вынужден учитывать неоднородность политической активности электората. Как указывают Г. Белицкая и О. Николаева, политик, выражающий интересы пенсионеров и мужчин, соответствующий представлениям этих групп избирателей о нужном стране лидере, может иметь значительное преимущество перед политиком, отстаивающим интересы других групп населения, просто в силу фактора преимущественной политической активности данных категорий избирателей. Не менее важен учет профессиональных и сословных особенностей той группы электората, на которую ориентирован политик.

Итак, знание аудитории позволяет оратору подготовить выступление так, чтобы удовлетворить ее потребности. Как отмечает Н. Михайличенко, предварительную оценку состава слушателей опытный оратор нередко делает по следующим основным критериям.

1. Социально-демографический состав.

2. Степень однородности.

3. Возможные потребности, интересы, установки.

4. Физическое и психическое состояние.

5. Отношение к теме выступления.

6. Возможному отношению к оратору.

Нетрудно заметить, что лишь первый и частично второй критерии (социально-демографический состав и степень однородности) остаются неизменными на протяжении процесса речи. Все прочие изменяются в зависимости от мастерства оратора.

В оценке любого явления или события публика делится как минимум на две части: «за» и «против». Ведь каждый человек имеет свое отношение к происходящему, и он, безусловно, по-своему прав. Этот этап коммуникативной стратегии называется позиционированием (В.Викентьев), систему стереотипов избирателей относительно PR-объекта политического лидера, что делает этот объект ему максимально понятным, неопасным, отличным от других. Если PR-объект неспозиционирован, он просто непонятен избирателям, поэтому его политическая реклама будет неэффективна.

Для организации эффективной массовой акции необходимо проведение тщательного анализа той аудитории, на которую эта акция будет направлена. Учет этого обстоятельства важен не только для политика при проведении встреч с электоратом или для менеджера, организующего презентацию, но и для любого оратора, собирающегося выступать перед публикой.

Основная использованная литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001.

Белицкая Г.Э., Николаева О.П. Многопартийные выборы в России: Опыт психологического анализа.// Психологический журнал, №6, 1994.

Березина О.П. Социально-психологические технологии создания политического имиджа. Спб., 1997.

Бехтерев В.П. Внушение и его роль в общественной жизни. Спб.,1903.

Блумер Г. Коллективное поведение.// Психология масс. М, 2001.

Вольфсон И.В. Язык политики. Политика языка. Саратов, 2003.

Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н.д., 1996.

Гуревич П.С. Социальная мифология, М., 1991.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М.1995.

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.,1994

Кессиди.Э. От мифа к логосу. М., 1972.

Колосов В. А. Политическая география: проблемы и методы. Л. 1988.

Крылов А.А. Психология. М.1998.

Крюсько В.П. Социальная психология: схемы и комментарии. М.,2001.

Лебон Г. Психология масс и народов// Психология масс. М., 2001

Московичи С.Век толп. М.,1996.

Лузанов А. Н. О территориальной дифференциации электоральных предпочтений населения России // География. 1998, № 5. С. 15-22.

Манаков А. Г. , Капкина И. В. Электоральная география России и Псковской области. Псков: Центр "Возрождение", 1998.

Ольшанский Д.В. Политическая психология, М. 2002.

Пивоваров Ю. С. Две политические субкультуры пореформенной России: проблема взаимодействия // Ретроспективная и сравнительная политология. Публикации и исследования. Вып. 1. М., 1991. С. 255-288.

Политическая психология //ред.А.А.Деркача и др. М., 2001.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.1979.

Российские регионы после выборов-96. М.: Юридическая литература, 1997.

Туровский Р. Ф. Политическая география. М., 1999.

Хатунцев Б. Н. О природе власти. Саратов, 1925.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты