Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности
Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности
31
Оглавление
Ведение
Глава 1. Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
1.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
1.2. Воля в процессе управления
1.3. Стрессовые ситуации в управленческой деятельности
Глава 2 Специфика регуляция стрессовых ситуации в управленческой деятельности
2.1. Программа по управлению стрессом и отработки волевых качеств
Заключение
Литература
Введение
В процессе познания действительности человек по-разному относится к объектам и явлениям ок-ружающего мира. К некоторым он испытывает сим-патию, чему-то радуется, о чем-то печалится, а чего-то боится. Эмоции, таким образом, входят в процесс познания человека как специфический вид субъек-тивного отражения действительности. Но эмоции становятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем-то ему препятствуют. Стре-мясь все более эффективно контролировать окру-жающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуще-ствлению его намерений. А когда верх берут эмо-ции, то очень часто все происходит именно так.
Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проб-лемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Пер-воначально понятие воли было введено для объяс-нения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с поста-новкой проблем свободы воли.
Сейчас в новых условиях жизнедеятельности особое значение приоб-ретают волевые качества руководителя:
* упорство в работе;
* настойчивость и целеустремленность;
* воспитание потребности доводить начатое до конца.
Важной основой работоспособности делового человека явля-ется деятельное, хорошее настроение. Мощный интеллектуаль-ный и эмоциональный потенциал -- это колоссальный фак-тор здоровья.
Любовь к своему делу дает руководителю новые импульсы ра-ботоспособности. Важное значение для работоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональное состояние. Чтобы сохранить творческую активность, руководитель должен жить и рабо-тать в атмосфере доброжелательности.
Неблагоприятное воздействие на здоровье оказывает состоя-ние стресса. Существуют две основные формы снятия стресса:
- изменение психотравмирующей ситуации;
- контролирование (регулирование) своего эмоционального состояния.
Труд менеджера требует периодического отдыха, смены рода занятий, локализации стрессовых ситуаций. Большое распро-странение для уменьшения стресса получили различные релак-сационные методики и аутогенная тренировка.
В наше время стрессовых ситуаций происходит очень много, поэтому необходимо научиться противостоять стрессу. Поэтому, на наш взгляд, тема исследования актуальна особенно в современных условиях.
При работе использовались исследования Я. Рейковского [13],который утверждает, что эмоции являются специфической реакцией орга-низма на изменения во внутренней или внешней среде. Потребностный подход к определению знака эмоции в управленческой деятельности был предложен отече-ственным психологом C. Самыгиным[16]. А С. Д Резник [14] выделил основные функции воли в управленческой деятельности.
Необходимо было так же познакомиться с работами основоположника учения о стрессе Ганса Селье, который занимался определением реакции организма на предельную нагрузку, вызываемую различными причинами.
Объект исследования: влияние состояние эмоционально - волевой сферы в управленческой деятельности.
Предмет исследования: эмоционально- волевая регуляция в управленческой деятельности.
Цель исследования: изучить эмоционально - волевую регуляцию в управленческой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обобщить практическую работу по коррекции эмоционально волевой сферы личности в управленческой деятельности.
Гипотеза: если руководитель в глазах других умеет «владеть собой», существеннейшим образом влияет и на воспри-ятие его подчиненными, на его принятие или неприятие ими, то это определяет и общую эффективность его деятельности, и его авто-ритет.
Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, методы обработки данных.
Методический инструментарий: анкета, деловые игры, аутотренинг
Эмпирическая база исследования: группа из 5человек.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
Глава 1. Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
1.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоции по-мешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был совершенно парализован охватившим его вне-запным страхом, кто-то неудачно выступил публич-но, так как не сумел преодолеть волнения.
Эмоции определяются психологами как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных пережи-ваний приятного процесс и результаты практичес-кой деятельности, направленной на удовлетворе-ние его актуальных потребностей.
Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи кото-рого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих по-требностей. При этом самая старая по происхожде-нию, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных пережива-ний -- это удовольствие, получаемое от удовлетво-рения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обо-стрении соответствующей потребности[4,78].
Эмоции являются специфической реакцией орга-низма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский[13] в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса.
Первый -- это компонент эмоционального воз-буждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит со-бытие, имеющее значение для субъекта, это приво-дит к возникновению (или увеличению) возбужден-ности, общему изменению скорости и интенсивнос-ти протекания психических, моторных и вегетатив-ных процессов. Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей реагирования.
Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет для субъек-та -- позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрица-тельная -- когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процес-са заключается в побуждении действий, поддержи-вающих контакт с позитивным событием, отрица-тельного -- в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.
Третий компонент эмоции связан со специфи-ческими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компо-нента эмоциональные реакции или вызванные эмо-циями особые формы поведения приобретают спе-цифический характер. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые -- астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств психо-логи связывают со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной сис-темы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперимен-ты обнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование центров поло-жительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания».
Рейковский Я[13]. подчеркивает, что три выделенных компонента эмоционального процесса характеризу-ют его как внутреннее состояние, как акт регуля-ции, а не как поведенческий акт или субъективно переживаемое психические явление.
Аффект -- это наиболее мощная эмоциональ-ная реакция; проявляется как сильное, бурное и от-носительно эмоциональное кратковременное пере-живание. Аффект полностью захватывает всю пси-хику человека и предопределяет реакцию на ситуа-цию в целом (чаще всего и эта реакция, и воздей-ствующие раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуп-равляемости этим состоянием).
При анализе аффекта учитывают соответствие силы стимула и результата, находящихся в обрат-ной пропорции: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в резуль-тате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, искажают нормальную организацию поведения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффекты оставляют сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.
Собственно эмоции, в отличие от аффектов, -- более длительные состояния. Они -- реакция не только на события совершившиеся, но и на вероят-ные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Большинство из них, например, страх, носят опережающий харак-тер, при этом человек отражает события в форме обобщенной субъективной оценки определенной си-туации, связанной с удовлетворением потребностей. Хотя некоторые эмоции могут определяться и за-вершающими аспектами поведения. Обычно эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправ-ленному поведению.
Положительные эмоции возникают, когда реаль-ный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный ре-зультат, и наоборот, недостаток реального результа-та, несовпадение с ожидаемым -- приводит к от-рицательным эмоциям. Потребностный подход к определению знака эмоции был предложен отече-ственным психологом C. Самыгиным[16].
Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха разви-вается при недостатке сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия. Страх может достигнуть такой силы, что нервная система не выдерживает и человек умирает.
Однажды пережитый страх может закрепиться и стать хроническим, навязчивым: руководитель резко высказал свое неудовольствие работнику в присутствии других людей, что настолько сильно повлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии об очередном совещании. Та-кое состояние называется фобией.
1.2. Воля в процессе управления
Воля -- это сознательное регулирование челове-ком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Воля -- это способность человека, проявляюща-яся в самодетерминации и саморегуляции им сво-ей деятельности и различных психических процес-сов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном на-правлении и с заранее предусмотренной силой. Бо-лее того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.
С. Д Резник [14] выделяет следующие основные функции воли:
1) выбор мотивов и целей;
2) регуляция побуждения к действиям при не-достаточной или избыточной их мотивации;
3) организация психических процессов в адекват-ную выполняемой человеком деятельности систему;
4) мобилизация физических и психических воз-можностей при преодолении препятствий в дости-жении поставленной цели.
Для возникновения волевой регуляции необходи-мы определенные условия -- наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются труд-ности на пути к цели: препятствия внешние -- вре-мя, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние -- отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.
Волевые усилия необходимы:
1) при восполнении дефицита побуждения к дей-ствиям при отсутствии их достаточной мотивации;
2) при выборе мотивов, целей, видов действий при их конфликте;
3) при произвольной регуляции внешних и внут-ренних действий и психических процессов.
Воля неразрывно связана с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в ре-зультате возникновения неосознаваемых или недо-статочно отчетливо осознаваемых побуждений (вле-чений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой цели и уси-лий субъекта для ее достижения. Примером непро-изводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, вос-торга, гнева).
Произвольные действия предполагают осозна-ние цели, предварительное представление тех опе-раций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек счи-тает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
Волевая регуляция поведения человека форми-руется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем -- самоконтроля личности.
В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:
1) в легком мире, где любое желание выполни-мо, воля практически не требуется (желания чело-века просты, однозначны, любое желание осуществи-мо в легком мире);
2) в трудном мире, где существуют разнообраз-ные препятствия, требуются волевые усилия по пре-одолению препятствий реальной действительнос-ти, нужно терпение, но сам человек внутренне спо-коен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);
3) в легком внешнем мире и при сложном внут-реннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомне-ний, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;
4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомне-ний для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Воле-вое действие здесь выступает как принятое к осу-ществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.
Необходимость сильной воли возрастает при наличии:
1) трудных ситуаций «трудного мира»;
2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодо-левая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисцип-линированность, мужество.
В управленческой деятельности необходимо со-блюдать следующие правила:
1) обеспечивать условия для успеха деятельнос-ти работника, но не облегчать существенно ему задания;
2) активизировать самостоятельную деятельность работника, вызвать у него чувство радости от дос-тигнутого, повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;
3) объяснять, в чем заключается целесообраз-ность тех требований, приказов, решений, которые руководитель предъявляет работнику, и предостав-лять возможность работнику самостоятельно при-нимать решения в разумных пределах[9].
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое -- это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствую-щие уроки на будущее относительно способов дос-тижения цели, затраченных усилий.
Эмоциональные и волевые процессы, таким образом, тесно взаимосвязаны. Воля выступает как средст-во регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать повышению его по-тенциала. Такая тесная взаимосвязь приводит к тому, что в реальном поведении они практически неразделимы и пережива-ются субъектом в форме психических состояний. Понятием со-стояния обозначается наиболее интегративная форма организа-ции всех компонентов психики в тот или иной период времени. Это -- вся психика, все ее содержание, но на том или ином интервале ее функционирования. Содержание, напряженность, тон, направленность такого функционирования могут, конечно, сильно меняться -- при этом будет меняться и сам характер психических состояний. Изучением психических состояний за-нимается специальная отрасль психологии -- психология функ-циональных состоянии.
В изучении управленческой деятельности наиболее существен-но то, что все основные типы состояний и обнаруженные при их исследовании закономерности не только сохраняются в дея-тельности руководителя, но и часто выступают в наиболее отчет-ливой форме. В психологии функциональных состояний сущест-вуют разные способы классификации. Например, по степени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по содержанию (в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации, воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности, в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по угону (положитель-ные, отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).
В структуре любого состояния выделяют два компонента, две его стороны -- содержательную и динамическую («энергетиче-скую»). Доказано, что на эффективность выполнения деятельно-сти существенное влияние оказывает как содержание состояний (например, состояние подавленности может не только ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления -- наоборот), так и его интенсивность, «энергетическая насыщен-ность
Уровень активации может меняться в широком диапазоне значений. Для обозначения этого диапазона в психологии используется понятие «континуум активации», или «шкала уровней бодрствования». В качестве таких уровней рас-сматриваются следующие состояния (в порядке возрастания их энергетического фона): кома, глубокий сон, «быстрый сон», поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрство-вание, напряженное бодрствование, стресс, эмоциональное абортирование поведения.
Во-вторых, доказано, что существует прямая связь между сте-пенью негативного (деструктивного) влияния психических со-стояний и сложностью тех психических процессов, образований, в отношении которых имеет место это влияние. Негативные состояния сильнее влияют на более сложные процессы, образо-вания, виды деятельности, чем на простые. Например, под воздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются интеллектуальные функции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей мере -- моторные, исполни-тельские функции (как более простые). Эти две закономерности наиболее важны и для понимания специфики эмоционально-во-левой регуляции состояний в целом, и для ее особенностей в управленческой деятельности.
Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-во-левой регуляции состояний в управленческой деятельности явля-ется сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых, именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огром-ное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно она предъявляет и наи-более высокие требования к эффективности и жесткости эмоци-онально-волевой регуляции состояний, что связано с ее ответст-венностью. По-видимому, никакая иная деятельность не содер-жит столь обширного спектра причин и факторов, порождаю-щих эмоциональные реакции, как управленческая.
Помимо факторов, связанных с самим процессом деятельнос-ти, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная и очень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, а зачастую экстремальных усло-вий ее реализации в сочетании с высокой ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характе-ристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с тем именно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настро-ению», контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том, что руководи-тель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоцио-нальные проявления и состояния (неуверенности, подавленно-сти, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненны-ми и сказываются на их деятельности.
Наконец, именно управленческая деятельность требует мак-симального включения волевых процессов, а сами понятия «хо-роший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются как синонимичные. Все сказанное означает, что и «мир эмоций», и «мир состояний», и весь спектр волевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своей максимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психоло-гии управленческой деятельности обычно выделяется круг наибо-лее типичных аспектов, эмоционально-волевой регуляции, имею-щих наибольшее значение для ее организации. К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности, проблема со-стояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным дей-ствиям», понятие эмоциональной резистентности руководите-ля, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных со-стояний, закономерности экспрессивных процессов в управлен-ческой деятельности.
1.3. Стрессовые ситуации в управленческой деятельности
Словарное определение стресса гласит: «Это внутреннее сопро-тивление, реакция эластичного тела на внешние силы, воздействую-щие на него»[17]. Из этого определения вовсе не следует, что стресс -- только отрицательное явление. Исследования показыва-ют, что стрессовые ситуации не только не приносят вреда, но и спо-собствуют росту производительности труда управленческого аппара-та и даже повышают удовлетворенность своей работой.
Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминоло-гию, но и в повседневную жизнь. Стресс -- неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания -- важный компонент личного опыта любого чело-века. Стрессом (от англ. -- давление, напряжение) обо-значается широкий круг состояний повышенной напряженнос-ти, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воз-действия -- стрессоры. В управленческой деятельности число агрессоров очень велико, по своему содержанию они специфич-ны. К основным стрессорам управленческой деятельности необ-ходимо отнести следующие факторы.
Фактор информационной нагрузки. Одной из наиболее ха-рактерных особенностей управленческой деятельности являет-ся то, что руководителю приходится иметь дело с огромным массивом информации. По содержанию эта информация, как правило, очень разнородна, изменчива, противоречива, облада-ет разной степенью достоверности. Вся она, однако, должна быть адекватно воспринята, осмыслена и реализована в дея-тельности. Объем информации, требования к ее переработке входят в противоречия с психическими возможностями субъ-екта. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка, обуслов-ленная большим объемом информации, выступает как мощный негативный фактор, приводящий к повышенной напряженности, к стрессу.
Фактор информационной неопределенности. Информацион-ная нагрузка -- ее избыточность постоянно сочетается в деятель-ности руководителя с хронической неопределенностью. С одной стороны, информации чрезмерно много, но с другой -- нужной и наиболее важной для данной конкретной ситуации информа-ции часто недостает. В результате руководитель ставится в поло-жение, когда он либо вынужден добирать, искать недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либо действовать в условиях неопределенности, т.е. риска. По-следнее является сильным стрессогенным фактором.
Фактор ответственности -- решающий и основной для дея-тельности; сила проявления всех иных факторов зависит от него. Для управленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а ее содержание также специфично. Это не только «ответ-ственность за результат» и не только «ответственность за себя», но и «ответственность за других». Поэтому общий феномен ответст-венности не только максимально выражен в управленческой дея-тельности, но и становится многомерным, включает в себя ряд довольно различных компонентов. В соответствии с принципом «личной ответственности» руководитель в конечном итоге аккуму-лирует в своей деятельности всю меру ответственности за резуль-таты функционирования организации.
Фактор дефицита времени. Хроническая нехватка време-ни -- один из наиболее типичных признаков управленческой деятельности. Он обусловлен как обилием задач и функций, ко-торые необходимо решать и выполнять, так и жесткими времен-ными рамками, в которые обычно поставлен руководитель. В психологических исследованиях установлено, что дефицит време-ни может выступать даже более сильным фактором напряжен-ности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.
Факторы межличностных конфликтов. Постоянным спутни-ком управления выступают возникающие в его ходе межлич-ностные конфликты различных типов и меры выраженности. Порожденные этим негативные межличностные отношения яв-ляются одним из наиболее сильных источников появления стрес-совых состояний.
Факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов. Пока-зано, что одним из источников стресса является необходимость выполнения одним и тем же человеком двух и более функцио-нальных ролей одновременно. Несовпадение требований, предъ-являемых различными ролями, ведет к развитию состояния, ко-торое обозначается понятием ролевого конфликта. Ролевой кон-фликт конкретизируется по отношению к деятельности руково-дителя, прежде всего, в маргинальном ролевом конфликте. Так, субъект выступает в роли руководителя в отношении управляе-мой им группы (организации), что налагает на него одну систе-му обязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновремен-но является подчиненным по отношению к вышестоящим ин-станциям и должен выполнять предписываемые ими роли. «Тре-бования сверху» и «интересы снизу» сталкиваются в поведении руководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощным стрессором управленческой деятельности.
Руководитель самой своей позицией ставится в условия, когда он должен «удерживать в поле зрения» множество проблем, «разрываться между делами». В результате этого возникает известный в психо-логии феномен интерференции (наложения и отрицательного влияния) задач и функций друг на друга, также являющийся одним из сильных источников высокой напряженности деятель-ности.
Внешняя среда органи-заций является источником многочисленных стрессоров, которые по силе своего влияния могут превосходить внутриорганизационные, деятельностные факторы. В этом .плане, прежде всего, необ-ходимо отметить следующие факторы. Во-первых, факторы кон-куренции, связанные с «борьбой за существование» в условиях нестабильной социальной и профессиональной среды. Во-вторых, факторы влияния криминальной среды на деятельность организа-ций. В-третьих, факторы нестабильности макросоциальной и макроэкономической динамики; их практически невозможная прогнозируемость на перспективу.
В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факто-ров столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее компонент при опре-деленных условиях может становиться стресс-фактором.
Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены су-ществованием трех основных фаз развития стресса -- мобили-зации, расстройства и деформации. Они по-разному влияют на деятельность.
Для обозначения «меры сопротив-ляемости» человека стрессовым воздействиям используется поня-тие стрессоустойчивости личности. Это -- способность сохра-нять высокие показатели психического функционирования и дея-тельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной сто-роной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продук-тивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса -- фаза мобилизации.
В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых ус-ловий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчи-вости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагруз-ки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи -- вообще только и могут эффективно ра-ботать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обо-значаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва»
Другим важным условием стрессустойчивости является общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация -- либо личностно-карьеровая («на себя»), либо со-циально-профессиональная («на дело»). Показано, что домини-рование личных, в том числе и карьеровых мотивов, снижает стрессустойчивость, тогда как превалирование мотивов, связан-ных с профессиональной направленностью, повышает ее. В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса -- так называемые контроль страха и контроль опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя») человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому «бросает» конструктив-ные попытки организации деятельности. Во втором случае доль-ше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной без-опасности строится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это -- и устранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя -- вообще единственно приемлем.
Существуют также и наиболее общие -- личностные разли-чия в предрасположенности к стрессу. Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на уп-равленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления суще-ствует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один -- наиболее типичный из таких вариантов [4,7]:
ь рационализировать свой рабочий день;
ь планировать работу по своим возможностям;
ь чередовать тактики выполнения работы;
ь разгружать себя, делегируя полномочия;
ь никогда не брать работу на дом;
ь не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;
ь всегда быть готовым к неожиданностям;
ь бросить курить;
ь уделять внимание спорту и физкультуре;
ь находить новые увлечения;
ь ходить на работу пешком;
ь чаще покидать свой кабинет;
ь делать паузы в работе;
Глава 2. Специфика регуляция стрессовых ситуации в управленческой деятельности
2.1. Программа по управлению стрессом и отработки волевых качеств
Участники тренинга, объединены тем, что после проведения тестирования они имели низкий уровень регуляции в стрессовой ситуации. Все они студенты, и каждый семинар, зачет, экзамен - это стрессовая ситуация.
Эмоционально-волевая саморегуляцияь (как научиться владеть собой в экстремальных ситуациях). Данная методика, разработана с целью формирования у будущих работников управленческой сферы высокой эмоционально-волевой устойчивости и других важных психологических качеств, необходимых для успешного выполнения поставленных перед ними задач, адекватного реагирования и эффективного действия в экстремальных ситуациях, возникающих при обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.
Данная методика необходима также студентам для успешного усвоения сложной учебной программы, изучаемой ими на факультете.
Методика ЭВС за небольшой промежуток времени значительно улучшает внимание, способность запоминания нового учебного материала, усвоения навыков предстоящих действий и сложнокоординационных движений, существенно способствует восстановлению физических и нервных сил, УЧИТ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ.
Эмоционально-волевая саморегуляция (ЭВС) -- система приемов последовательного самовоздействия в целях повышения эмоционально-волевой устойчивости в напряженных и опасных ситуациях, возникающих при обеспечении безопасности предпринимательской деятельности. ЭВС развивает и совершенствует ряд важных психологических качеств: самообладание, уверенность в своих силах, внимание, образное мышление, навыки запоминания. Одновременно ЭВС предупреждает умственное и физическое переутомление, способствует укреплению нервной системы и увеличению сопротивляемости психики к отрицательным воздействиям, повышает работоспособность.
Суть ЭВС заключается в развитии у человека способностей к самостоятельному воздействию на свои регулирующие психологические и нервные механизмы определенными упражнениями и приемами.
В основе упражнений, рекомендуемых в данной методике, лежат приемы аутогенной (саморазвивающей) тренировки.
Большинство упражнений и тренировок связано с временным расслаблением мышц (релаксацией), так как телесным выражением отрицательных эмоций является мышечное напряжение (искаженное лицо, стесненное дыхание, нервная дрожь, оцепенение или суетливость). Умение расслаблять (понижать) тонус мышц поможет вам предупредить или снять страх и другие отрицательные эмоции.
ЭВС ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ
Цель: овладеть основными приемами управления собой для проявления самообладания в различных условиях.
«Нет ли напряжения на лице (нахмурен лоб, сжаты зубы)?» Если есть, то разжать зубы. Заставить себя улыбнуться (хотя бы внутренне).
«Как мое дыхание? Нет ли беспорядочного или поверхностного дыхания?» Если есть, то сделать два-три глубоких вдоха с полным выдохом. Потом перейти на ритмичное дыхание: вдох короткий, но средний по глубине, а выдох в два раза продолжительнее (5--7 дыханий).
«Нет ли излишнего напряжения мышц тела (скованность, оцепенение)?» Особое внимание обратить на мышцы шеи, плеч и рук. Выявить, какие мышцы скованы. Расслабить данную группу мышц (временно или, в меру допустимого, в ходе работы).
2. Применение ЭВС для уменьшения напряженности, успокоения, повышения эмоционально-волевой устойчивости.
Используйте следующие приемы:
а) перед выполнением поставленной задачи:
самоконтроль за внешним проявлением отрицательных эмоций;
самоубеждение -- убедить себя в своей подготовленности к выполнению (решению) поставленной задачи, в надежности используемой техники;
внутреннее обращение к своему авторитету, объекту подражания, мнению друзей («А как бы поступил…?», «Что скажут потом мои…?» и т. д.);
применение формул самонастройки: принять удобную позу (лучше сидя), опустить плечи, по возможности закрыть глаза, проверить отсутствие скованности; дышать спокойно; затем применить одну или несколько следующих формул: «Я владею собой», «Внимание обостряется», «Предельно организован», «Бдительность на высоте», «К испытанию готов!», «Все будет нормально, все будет хорошо»; формулы повторять мысленно или шепотом три-четыре раза, не торопясь, убежденно, ярко представляя свое поведение и действия;
б) в ходе выполнения поставленной задачи:
самоконтроль за внешним проявлением отрицательных эмоций;
регуляция дыхания: вдох короткий, но средний по глубине, выдох длительный толчками через губы, сложенные трубочкой (как будто гасите спички); так дышать несколько раз до овладения ритмом дыхания; при быстрой ходьбе или неторопливом беге контролировать длительность выдоха;
самоободрение: в тревожный момент сказать себе (можно вслух): «Держись... (назвать свое имя)!» «Прорвемся!»;
применение формул самонастройки (одна или несколько) в движении или на месте: «Возбужден, но контролирую себя», «Я управляю собой», «Я сильный», «Я решительный», «Уверен в своих силах», «Я самый лучший!» Повторить 3--4 раза.
3. Применение ЭВС для снятия усталости.
В зависимости от обстановки и времени выполнить следующие приемы:
если возникла небольшая усталость и имеется 5--7 минут времени, то необходимо сесть или лечь в удобную позу, закрыть глаза, (расслабиться; дышать спокойно, ритмично; вспомнить спокойные жизненные ситуации или думать о приятном отдыхе; внушить себе: «Мой организм отдыхает и набирает много сил»; повторить внушение два-три раза;
если усталость возникла в результате продолжительной деятельности или бессонной ночи, то необходимо на 20--30 минут занять позу лежа (в теплое время -- на земле), лучше на спине, удобно расположив руки и ноги; голова -- невысоко на подушке или валике из травы, земли. Посмотреть на часы и представить положение стрелок, когда нужно проснуться. Внушить себе: «Проснусь во столько-то». Закрыть глаза, проверить отсутствие скованности в теле и внушить себе: «Я расслабляюсь... приятно отдыхаю... сладкая дрема охватывает меня... Проснусь во столько-то».
4. Применение ЭВС для ускорения процесса овладения навыками предстоящих действий.
Ускоренное овладение навыками достигается посредством мысленной тренировки, т.е. мысленного проигрывания предстоящих действий.
Методика мысленной тренировки:
запомнить последовательность предстоящих действий (движений), их краткие (условные) названия;
занять примерно такое положение, которое потребуется в действительности; если позволяет обстановка, то закрыть глаза для мысленного представления соответствующих действий (движений);
опустить плечи и расслабить по возможности мышцы тела;
четко представить последовательность предстоящих действий (движений), одновременно мысленно (или шепотом) повторяя словесные названия составных движений; достигнув безошибочного повторения, ускорить темп, а через несколько занятий довести его до нормативного (требуемого).
Вначале применяйте мысленную тренировку для несложных действий, например, таких, как набор текста на клавиатуре ПК или отработка приемов рукопашного боя. Затем выполняйте мысленную тренировку для более сложных действий, например, таких, как отработка техники рукопашного боя против группы вооруженных противников или управление автомобилем в экстремальной ситуации.
5. Применение ЭВС для улучшения запоминания или воспоминания учебного (служебного) материала.
Примените один из следующих приемов:
дайте себе установку запомнить (вспомнить) в форме самоприказа: «Я должен это запомнить», «Мне необходимо это знать», «Очень важно запомнить такие-то формулы (цифры, определения)»; этот прием особенно эффективен при работе с конкретным учебным материалом и наличии интереса к нему;
за несколько минут до ночного сна прочтите, не торопясь, небольшой объем учебного материала, требующего наглядно-образного запоминания: тактикотехнические данные изучаемой аппаратуры, формулы, статьи и т.п. Утром повторите этот учебный материал.
6. Применение ЭВС при необходимости быстрого и крепкого засыпания в любое время суток.
Займите привычную позу для сна (или наиболее удобную позу в данных условиях). Две-три минуты прислушайтесь к своему дыханию и сердцебиению, внушая себе, что дыхание становится ритмичнее, а сердце бьется спокойнее и ровнее. Затем мысленно или шепотом произнесите, не торопясь, примерно следующий текст: «Дневные заботы и мысли оставили меня... Тело недвижимо и приятно расслабилось... Веки тяжелеют... слипаются... Спокойствие овладевает мной... Я весь расслаблен... приятно отдыхаю...» При необходимости повторите такой текст еще раз.
Если засыпанию предшествовало сильное возбуждение или мешают звуковые и другие помехи, то используйте следующие приемы:
последовательно напрягайте и расслабляйте мышцы тела от стоп до кистей, сосредоточиваясь на ощущении приятного мышечного расслабления; разомкните зубы, придайте своему лицу выражение глубоко спящего человека;
дышите ритмично через нос, не торопясь: вдох средний по глубине, выдох удлиненный; при этом обратите внимание на ощущение прохлады вдыхаемого воздуха и теплоту выдыхаемого;
думайте о чем-то спокойном, приятном, желанном.
Заключение
Все рассмотренные закономерности и явления характеризуют собой разные аспекты эмоционально-волевой саморегуляции со-стояний (эмоциональной напряженности, стресса, фрустрации, утомления). Они имеют еще один -- специфический для дея-тельности руководителя аспект. И эмоции, и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне -- в его поведении, речи, мими-ке и т.д. Эти проявления также могут и должны контролиро-ваться -- усиливаться или подавляться. Они могут использовать-ся руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих мыслях, на-мерениях, позициях. Все это обозначается в социальной психоло-гии и психологии управления понятием экспрессивного контура межличностных взаимодействий.
Владение экспрессивными средствами особенно важно для ру-ководителя. Он «всегда на виду», и то, как эмоционально он реагирует, в каком состоянии он находится, насколько выражены у него проявления «волевой натуры», насколько он в глазах других «владеет собой», существеннейшим образом влияет и на воспри-ятие его подчиненными, на его принятие или неприятие ими. Это определяет и общую эффективность его деятельности, и его авто-ритет. Следовательно, важнейшим требованием к руководителю является не только способность к эмоционально-волевой саморе-гуляции, но и к регуляции им своего экспрессивного поведения.
Последнее, однако, нетождественно жесткому и строгому по-давлению руководителем своей экспрессии. «Бесстрастный» руководитель воспринимается не намного лучше, чем «паникер»; экспрессивный фон в поведении руководителя обязателен, но он должен быть по возможности позитивным. Одно из требований американского менеджмента к эффективному руководителю гла-сит: «Руководитель должен излучать оптимизм». Д. Карнеги фор-мулирует ту же мысль короче: «Улыбайтесь!»
Исследования выявили, что информация, передаваемая по экспрессивным каналам, часто воспринимается и быстрее, и точ-нее, и надежнее, чем по иным каналам. Кроме того, человеку свойственно рассматривать ее как более достоверную. Речь, на-пример, допускает широкие возможности для фальсификации; но сопровождающие ее невербальные -- экспрессивные прояв-ления контролировать гораздо труднее, и они поэтому гораздо более надежны и информативны. Итак, экспрессивный компо-нент включает три основных аспекта.
1. Субъективный контроль за экспрессивными проявлениями своих эмоциональных и волевых состояний, за своим поведени-ем в целом.
2. Умение владеть средствами экспрессивного воздействия на подчиненных (в частности, создавать имидж «волевого», «обая-тельного», т.е. эмоционально-привлекательного, руководителя, а также твердого, умеющего владеть собой человека. Кроме того, истинные профессионалы не лишены и элементов артистизма во владении экспрессивными средствами. Набор этих средств у них широк и разнообразен, а их использование доведено до совер-шенства. Особенно ярко это может проявляться в личной беседе, а также в искусстве публичного выступления).
3. Умение использовать экспрессивные средства как канал информации о других -- подчиненных. Это -- своего рода диа-гностическое умение руководителя, когда он по внешним и чаще всего по эмоционально-экспрессивным проявлениям получает важную информацию о подчиненных. Диагностические умения складываются из точности межличностной перцепции, экспрес-сивной сензитивности (чувствительности) и психологической проницательности.
Литература
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. -- М.: Физкультура и спорт, 1987- 64с.
2. Гросс Г.ф. Побеждать на работе и дома: Пер. с нем. -- М.: Интер-эксперт, 1997. - 312 с.
3. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жизнь. -- М.: Про-гресс, 1990. - 700с.
4. Комаров Е.Н. Режимы труда и отдыха персонала // Управление пер-соналом. - 2005. - № 6.
5. Линдеман X., Селье Г. Система психофизического саморегулиро-вания: Пер. с нем. - Минск; РЭНАР, 1992. - 159 с.
6. Малахов Г.П. Биосинтез и биоэнергетика. -- СПб.: ИК «Комплект», 1996.-307 с.
7. Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления -- СПб.:
8. ИК «Комплект», 1996. - 302 с.
9. Мольц М. Я -- это Я, или Как стать счастливым. -- М.: Яхтсмен, 1994.-137с.
10. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой: Практическое руковод-ство. -- М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. -- 256 с.
11. Пил Н. Спасательный круг: Пер. с англ. -- М.: «Прогресс» -- «Куль-тура», 1994. - 240 с.
12. 12.Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
13. Рейндотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психоте-рапевтом: Пер. с англ. -- М.: Прогресс, 1993. -- 240 С.
14. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.,1979.-231с.
15. Резник С.Д. Как повысить свою работоспособность. -- Пенза: Олимп, 1995. -72с.
16. Самыгин С. И. Менеджмент персонала. Р/д, 1997.
17. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, М., 1997.
18. Семенов Н. К. Психология и этика менеджмента и бизнеса. В., 1997.
19. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме М.,1960.
20. Свит К. Соскочить с крючка. -- СПб.: Питер Пресс, 1997. -- 256 с.
21. Станкин М. Эмоциональный самоконтроль позволяет менеджеру достойно выглядеть в радости и в беде // Управление персоналом. -- 2005. - № 12.
22. Швальбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. Психология биз-неса. - М.: Прогресс, 1993. -- 240 с.
23. Я сама справляюсь со стрессом / Автор-сост. Л.С. Вечер.-- Минск:
000 «Кузьма», 1998. - 224 с.
Приложение
Тест Диагностики состояния стресса
Диагностическая цель: Методика позволяет выя-вить особенности переживания стресса: степень само-контроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях.
Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Инструкция: «Обведите кружком номера тех воп-росов, на которые вы отвечаете положительно».
Текст опросника
Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но
часто не успеваю и вынужден наверстывать упущенное.
Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю сле- ды усталости и переутомления на своем лице.
На работе и дома -- сплошные неприятности.
Я упорно борюсь со своими вредными привычка- ми, но у меня не получается.
Меня беспокоит будущее.
Мне часто необходимы алкоголь, сигарета или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного Дня.
Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стреми- тельно менялось.
Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.
В жизни я ничего не достиг и часто испытываю разочарование в самом себе.
Обработка результатов
Подсчитывается количество положительных ответов по всем 9 вопросам, каждому ответу «да» присваивает-ся 1 балл (ответ «нет» оценивается в 0 баллов).
Результат 0--4 балла -- означает высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях; 5--7 баллов -- уме-ренный уровень; 8--9 баллов -- слабый уровень.
Интерпретация результатов
Высокий уровень регуляции в стрессовых ситуа-циях. Человек ведет себя в стрессовой ситуации до-вольно сдержанно и умеет регулировать свои собствен-ные эмоции. Как правило, такие люди не склонны раз-дражаться и винить других и себя в происходящих событиях.
Умеренный уровень регуляции в стрессовых ситу-ациях. Человек не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незна-чительные события нарушают эмоциональное равнове-сие (человек «выходит из себя»).
Слабый уровень регуляции в стрессовых ситуаци-ях. Такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют само-контроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть со-бой. Таким людям валено развивать навыки саморегу-ляции в стрессе.