Кафедра организации раскрытия и расследования преступленийЮридическая психологияРЕФЕРАТпо теме: «Эмоционально-волевая сфера личности»Автор:профессорАртемов А.Ю.Белгород - 2008
План лекции
Введение
1. Эмоции и чувства, их место в психике человека.
2. Психические состояния и их учет в деятельности следователя.
3. Понятие воли и ее значение для деятельности личности.
Заключительная часть (подведение итогов)
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПБ., 2001.
2. Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 2002.
3. Немов Р.С. Психология. - В 2-х т. - М., 1994.
4. Романов В.В. Юридическая психология. - М., 2001.
5. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.
Дополнительная 1. Белик Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях. - М., 1988.2. В. Леви. Искусство быть собой. - М., 1991.
4. Рабочая книга практического психолога. - М.,1996.
Введение
Установление истины по уголовным делам, деятельность по охране правопорядка нередко сопровождается различными эмоциональными явлениями, во многом определяющими поведение людей, их поступки. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чувства тяжело переживаются, вызывают у них нравственные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе к совершению противоправных действий насильственного характера.
Поэтому данное обстоятельство учитывается в практике борьбы с преступностью при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности, при назначении наказания, при изучении мотивационной сферы личности субъекта, совершившего преступление, во многом объясняющей причины его противоправного поведения. Более того, в некоторых статьях УК РФ эмоциональные состояния психики признаются квалифицирующим признаком некоторых преступлений.
Все это, безусловно, требует понимания данного класса психических явлений, профессионально грамотной их оценки следователями при изучении поведения людей, учета этих психических состояний в коммуникативных процессах с различными участниками уголовного процесса. Вторая сторона этого понимания заключается в том, что следователи должны понимать особенности протекания эмоциональных процессов у самих себя, уметь их регулировать, использовать в тактических целях при осуществлении своей деятельности.
Вопрос 1. Эмоции и чувства, их место в психике человека.
В длинном пути эволюции человека эмоции всегда играли роль средства для обеспечения наиболее успешного и быстрого удовлетворения потребностей. Эмоции отражают те отношения, которые складываются у личности с отдельными объектами отражения, с другими людьми. Роль эмоциональных явлений в жизни человека велика, они напрямую связаны с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей.
Эмоции - это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. В отличие от познавательных явлений /восприятия, памяти, мышления/, для которых работающими "единицами" психики являются образы, понятия, представления, эмоции выражаются в виде переживаний человека по поводу того или иного объекта, события, поведения других людей.
Эмоции выполняют следующие основные функции:
сигнальную, которая выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека;
регулятивную, которая выражается в том, что стойкие переживания направляют поведение человека, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся преграды.
Классифицируются эмоции по разным основаниям:
1/ по влиянию на деятельность - стенические /повышающие продуктивность деятельности/ и астенические /снижающие результаты деятельности/;
2/ по выраженности сигнальной функции - отрицательные, положительные, амбивалентные (одновременно содержащие отрицательные и положительные переживания, например, любовь и ненависть);
3/ по содержанию в зависимости от объекта переживания - моральные, праксические /связанные с деятельностью/, интеллектуальные /связанные с познанием/, эстетические;
5/ по форме проявления - настроение, аффект, стресс, страсть.
Нередко слова «эмоция» и «чувство» употребляются как синонимы. В более уз-ком значении эмоция - это непосредственное, временное пере-живание какого-нибудь более постоянного чувства. В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение. Например, боязнь или страх как чувство, т.е. устойчивое отношение к опреде-ленным объектам, жизненным ситуациям, может переживаться в отличающихся друг от друга эмоцио-нальных процессах: иногда человек бежит от страшного, а ино-гда цепенеет и замирает от страха, наконец, может от страха и отчаяния броситься навстречу опасности.
Повторяясь, возникая все чаще и чаще, эмоции превращаются в чувства - устойчивы эмоциональные переживания.
Классификация видов чувств психология включает нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.
Нравственные (моральные) чувства выражают отношение человека к человеку и, шире, к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окру-жающих, являются моральные нормы, регулирующие поведе-ние личности во всех сферах ее общественной жизни. К нрав-ственным чувствам относятся: любовь (в широком и узком значении этого слова), сострадание, доброжелательность, гу-манность, преданность и др.
Интеллектуальные чувства выражают и отражают отно-шение к процессу познания, его успешности и неуспешности. К интеллектуальным чувствам относят удивление, любо-знательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. Так, благодаря чувству удивления человек начинает внимательно анализировать, оценивать новую ситуацию, ориентироваться в ней, стремиться к разрешению возникше-го противоречия.
Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, тра-гическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому.
Переживание чувств не всегда имеют однозначный харак-тер. Эмоциональное состояние может вмещать в себя в свое-образном сочетании два противоположных чувства: напри-мер, любовь и ненависть совмещаются при переживании рев-ности (явление амбивалентности чувств).
Особый вид устойчивых чувств человека образуют страсти - устойчивые, глубокие и сильные чувства, определяющее направ-ление мыслей и поступков человека.
Страсть заставляет человека упорно размышлять о пред-мете чувств, живо и ярко представлять себе удовлетворение потребностей, лежащих в их основе, воображать и всесторон-не обдумывать действительные или только возможные пре-пятствия и трудности на пути к этому удовлетворению.
То, что не связано с господствующей страстью, кажется не-значимым, отодвигается на задний план, перестает волновать и интересовать человека, порой попросту забывается. То, что связано, захватывает, волнует, привлекает внимание, запоми-нается (иной раз с мельчайшими деталями). Неудовлетворен-ная страсть обычно порождает сильные эмоции и даже аффек-тивные вспышки (гнева, возмущения, отчаяния, обиды и т.д.).
Вопрос 2. Психические состояния и их учет в деятельности сотрудников следователя.
К психическим состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение как сотрудников ОВД, так и лиц, вовлеченных в сферу их деятельности, следует, прежде всего, отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса и его разновидности - фрустрации, аффекта и т.п.
Эти эмоциональные проявления чаще наблюдаются в указанной деятельности потому, что лица, вовлеченные в нее, часто оказываются в конфликтных ситуациях, когда затрудненным становится удовлетворение многих жизненно важных потребностей социального, нравственного и материального характера, нередко усугубляемой опасностью их благополучию, неопределенностью развития событий. Рассмотрим данный класс психических явлений более подробно.
Каждое эмоциональ-ное состояние имеет свой спектр психологических харак-теристик и внешних проявлений.
Настроение - равнодействующая многих эмоций, отличается длительностью, устойчивостью, образует как бы эмоциональный фон для прочих психических явлений (мотивационных, познавательных, волевых).
Настроение представляет собой общееэмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека.
Обычно настроения характеризуются безотчетностью и слабой выраженностью. Человек даже не замечает их. Но иногда настроение, например веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое, приобретает значительную интенсивность. Тогда оно накладывает свой отпечаток и на умственную деятель-ность (на ход мыслей, легкость соображения), и на особенно-сти движений и действий человека, влияя даже на продуктив-ность выполняемой работы.
На настроение влияют различные причины, напри-мер, удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни, в частности тем, как складываются отношения на ра-боте, в семье, в школе, как разрешаются всяческие противоре-чия, возникающие на жизненном пути человека.
К распространенным эмоциональным состояниям также относятся интерес, удивление, страдание,гнев, отвращение,презрение, стыд Приведенный перечень основных эмоциональных состояний (общее число эмоций, название которых фиксируют словари, огромно) не подчинен какой-либо классификационной схеме. Каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как градация состояний, возрастающих по степени выраженности: спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т.д., или застенчивость, смущение, стыд, вина и т.д., или не-удовольствие, огорчение, страдание, горе.
Фрустрация в буквальном переводе обман, расстройство, крушение планов. Это психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживание неудачи. Она возникает, когда физическое, социальное или даже воображаемое препятствие мешает действию, направленному на достижению цели, или прерывает его. Это «стресс рухнувшей надежды» по Г. Селье.
Фрустрация может воздействовать на человека конструктивно или деструктивно. Нередко трудности, возникающие на пути к цели, приводят к мобилизации внутренних ресурсов для их преодоления, к активизации психической деятельности. Фрустрация может преодолеваться интенсификацией усилий, заменой средств достижения цели, изменением тактики, заменой цели или переоценкой ситуации и адаптацией к новой ситуации.
Деструктивное воздействие фрустрации проявляется в нарушении деятельности, в эмоциональном возбуждении, аффективно окрашенных агрессивных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией. В подобного рода конфликтных ситуациях типичными реакциями на действия фрустратора являются:
а) агрессия, в том числе в виде замещающих действий, нередко направленных на совершенно посторонние объекты;
б) депрессия, сопровождаемая беспочвенными самообвинениями, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий.
У каждого человека свой порог индивидуальной толерантности к фрустрации. Сотрудник ОВД должен обладать высоким уровнем фрустрационной устойчивости, поскольку его деятельность нередко сопровождается большими нервно-психическими перегрузками, связанными с принятием ответственных решений, достижением значимых целей в условиях активного противодействия заинтересованных лиц.
Состояние фрустрации не освобождает виновных от ответственности за преступления. Воспитанный человек сумеет подавить свою агрессию. Однако знание психологических предпосылок возникновения фрустрации помогает понять причины, побудительные силы, мотивы некоторых опасных насильственных преступлений против личности, которые по своей жестокости могут казаться «немотивированными».
Состояние тревоги - это особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознанной, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека, до того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в кризисной ситуации.
Тревога нередко рассматривается в качестве эмоциональной реакции тревожного ожидания несоразмерной опасности, иногда как реакция на воображаемую угрозу или возможную неудачу, то есть она обусловлена не только ситуацией, но и тем, как она представляется индивиду, какое значение и смысл придает ей. Поэтому роль субъективного фактора при оценки влияния тревоги на того или иного участника процесса исключительно велика. Компонентами тревожного состояния обычно являются такие эмоции, как умеренный страх, стыд, вина и некоторые другие, однако доминирующими являются опасения.
О переживаниях субъектом состояния тревоги обычно свидетельствуют различные физиологические и определенные внешне наблюдаемые поведенческие признаки (напряженное выражение лица, сниженная активность, заторможенность), нарушения вегетативной нервной системы. Иногда физиологические ощущения (сердцебиение, удушье) могут быть настолько интенсивными, что сильная тревога (как и страх) может завершиться сердечным приступом либо даже летальным исходом.
Человек, переживающий тревогу, ощущает свою беспомощность, неопределенность собственного положения, неуверенность, беззащитность, что действует на его активность, а порой парализует ее вовсе. Поэтому сильная тревога, являясь неопределенной, является самым мучительным состоянием эмоциональной напряженности, что следует учитывать при рассмотрении конкретных уголовных для возмещения морального вреда.
Близки к состоянию тревоги, а иногда входят в него, волнение и беспокойство. Правда волнение может быть связано и позитивными ожиданиями, а беспокойство связано более не с переживаниями за себя, а за других лиц.
Состояние тревоги двояко действует на людей. Оно может сигнализировать человеку о надвигающейся опасности и побуждать к целенаправленному поведению, поиску источника опасности и путей ее преодоления. С этой точки зрения это состояние (если оно не переходит границы нормы) имеет положительное значение. С другой стороны у некоторых людей оно вместо активности вызывает состояние беспомощности и неуверенности в своих силах, что приводит к дезорганизации поведения, и в чем проявляется отрицательная роль этого состояния.
Известно, что некоторые люди вообще не склонны переживать состояние тревоги. У таких лиц отсутствует должная осторожность и предусмотрительность в поведении, значительно снижен уровень самоконтроля. В большей мере это свойственно молодым, беспечным по характеру, социально незрелым людям, не имеющим жизненного опыта, а иногда просто лицам со сниженным уровнем интеллекта, с неразвитыми прогностическими способностями. Нередко эти качества отражаются на их легкомысленном, небрежном отношении к своим поступкам, что может способствовать совершению такими лицами противоправных действий по неосторожности. Кроме того, сниженный уровень тревожности у субъекта может благоприятствовать формированию виктимного поведения потерпевших в ситуациях возможного сексуального, насильственного и иного посягательств на них.
Следует различать также ситуационную и личностную тревожность. Повышенный уровень личностной тревожности зависит от личностных особенностей субъекта и представляет интерес при производстве профессионально психологического отбора на службу в ОВД.
Весьма близкой по характеру своего происхождения к состоянию тревожности является состояние (эмоция) страха. Однако в отличие от тревоги страх в большей мере является эмоциональной реакцией на конкретную, чаще объективно существующую, реальную угрозу. З.Фрейд видел в страхе проявление инстинкта самосохранения, другие исследователи считают его наиболее опасной эмоцией человека, так как он мешает людям использовать свои способности, добиваться поставленных целей, быть счастливыми и довольными.
Переживания страха варьируют от предчувствия опасности, боязни, до ощущения испуга, ужаса. Наиболее общими причинами появления страха считаются ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и значимых для него людей, ощущение приближающейся неудачи, ощущение физической боли и прогнозируемые в связи с этим негативные последствия для жизни, здоровья, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней. Под влиянием угрозы субъект может быть не способен на должном уровне понимать значение своих действий или руководить ими, что используют преступники и что следует учитывать сотрудникам при расследовании преступлений.
Следует также учитывать, что появление может быть страха связано с индивидуальными особенностями человека, в том числе приобретенными на жизненном пути (страх одиночества, наказания, темноты, высоты, открытого или замкнутого пространств) вплоть до фобий, навязчивых страхов. Все это безусловно следует выяснять при расследовании, задавая вопросы об субъективных переживаниях участников уголовного процесса в интересующих сотрудника ситуациях, об условиях формирования их личности.
Проявления страха во многом зависят от его глубины и выражаются как в поведенческих признаках, так и в субъективных переживаниях человека. Внешними индикаторами сильного страха являются выражение лица, напряжение мышц, двигательные расстройства вплоть до бесцельности и импульсивности действий или состояния ступора. Субъективные переживания страха выражаются в расстройстве познавательных процессов: дезорганизации восприятия, нарушении мышления (его узости и ригидности). Памяти о пережитом (фрагментарной, отрывочной), сужении сознания, в результате чего пострадавшие испытывают растерянность, ощущают оглушенность, не понимают до конца, что происходит. У них изменяются и физиологические реакции вплоть до потери сознания.
Все эти признаки имеют значение при расследовании преступлений против жизни и здоровья граждан в ходе доказывания: неосторожной формы вины, внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), превышения необходимой обороны или когда должностное лицо (оператор) не справилось со своими функциональными обязанностями в экстремальных условиях деятельности.
Эмоции страха, нравственные страдания, переживаемые субъектом в той или иной криминальной ситуации, могут быть составным элементом мотивационной сферы личности, рассматриваться в качестве психологического мотива, побудительной силы, толкнувшей его на совершение преступления (убийства, причинения телесных повреждений и т.п.).
Аффект - переживания, протекающие кратковременно, бурно, внешне выраженные в определенных моторных актах и имеющие определенные внешние причины и поводы для возникновения. При аффекте наблюдается явление "сужения сознания" у человека, то есть резкого снижения уровня самоконтроля и волевой регуляции. Состояние сильного душевного волнения или аффекта учитываются в уголовном законе /см.ст.ст.107,113 УК РФ/ при квалификации преступлений и назначении наказания.
Аффектами называются эмоциональ-ные процессы, быстро овладевающие че-ловеком и бурно протекающие. Они характеризуются значи-тельными изменениями сознания, нарушением контроля за дей-ствиями, утратой самообладания, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, так как сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал.
Аффективное поведение человека - это целостное психическое явление. Знание диагностических признаков аффекта помогает сотрудникам собрать необходимую информацию на предмет установления с помощью судебно-психологической экспертизы состояния аффекта. Такими признаками являются:
субъективная внезапность возникновения аффективного возбуждения, прежде всего, для человека, у которого возник аффект;
кратковременный, взрывной характер эмоциональной разрядки;
интенсивность, напряженность эмоциональных переживаний, проявляющиеся в мышечном напряжении, двигательном возбуждении в виде импульсивных, стереотипизированных действий (так называемые привычные автоматизмы);
специфические изменения сознания, его «суженность», концентрация мышления на аффективно окрашенных переживаниях, вследствие чего субъектом осознаются только ближайшие цели и принимаются неадекватные возникшей ситуации решения в ущерб собственным планам и интересам, о чем он сам впоследствии обычно сожалеет;
нарушение психических познавательных процессов (фрагментарность восприятия, частичная амнезия происшедшего и т.п.);
внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы (изменение цвета кожных покровов лица, аффективно окрашенная мимика, прерывистая речь с нарушением артикуляции, измененным тембром голоса, замедленным темпом произнесения слов в стадии спада);
снижение эмоционально-волевой регуляции поведения, самоконтроля;
постаффективное истощение нервной системы, упадок сил, снижение активности, оглушенность, заторможенность в стадии спада.
Кроме этого исследуются характер аффектогенной ситуации, индивидуально-психологические особенности личности виновного, характер действий в момент совершения преступления и особенности поведения после.
Аффектогенная ситуация обычно носит неожиданный, остроконфликтный характер. Она сопровождается реальными угрозами, насилием, оскорблениями в отношении субъекта или его близких. Неожиданно оказавшись в угрожающей, психотравмирующей обстановке, субъект испытывает острую потребность действовать и неспособность быстро найти адекватные формы поведения. Это противоречие служит одной из причин возникновения аффекта.
Существуют и индивидуально-психологические особенности личности, предрасполагающие к аффекту: преобладание процессов возбуждения, эмоциональность, неустойчивая самооценка. На появление аффекта влияют и временные функциональные психофизиологические состояния.
Развитие аффекта характеризуется различными стадиями, сменяющими друг друга. Охваченный аффективной вспышкой ярости, ужаса, растерянности, дикого восторга, отчаяния че-ловек в разные моменты неодинаково отражает мир, различ-ным образом выражает свои переживания, в разной мере вла-деет собой и регулирует свои движения.
В начале аффективного состояния человек не может не ду-мать о предмете своего чувства и о том, что связано с ним, невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже практиче-ски важного. Выразительные движения становятся все более и более безотчетными. Слезы и рыдания, хохот и выкрики, ха-рактерная жестикуляция и мимика лица, учащенное или за-трудненное дыхание создают обычную картину нарастающе-го аффекта.
На дальнейших стадиях аффекта, если они наступают, че-ловек утрачивает контроль над собой, совершая уже безот-четные и безрассудные действия, которые позднее будет стыд-но вспоминать и которые иногда припоминаются как сквозь сон. Торможение охватывает кору и гасит сложившиеся сис-темы временных связей, в которых закреплен опыт человека, его культурные и моральные устои. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, порой сонливость.
Особую форму переживания чувств представляют стрессовые состояния (от англ. слова stress - давление, напряжение), или эмоциональный стресс.
Сресс /стрессовое состояние/ - чаще всего под ним понимаются отрицательные переживания, связанные с наличием стресс-фактора /неопределенность ситуации, опасность, ответственность, дефицит информации и т.п./. Отрицательные переживания, с которым связан стресс, вызывают у человека напряженность, депрессивные явления, негативно влияют на состояние здоровья и продуктивность деятельности. Поэтому каждый психологически грамотный человек должен уметь управлять стрессом и снимать отрицательные эмоциональные переживания.
Стрессорами могут быть не только сильные реально дей-ствующие раздражители, но и представляемые, воображае-мые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспре-деляет и усиливает физические и психические резервы челове-ка. Однако различные перенапряжения не проходят для чело-века бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.
Обычно в стрессе выделяют три фазы: реакция тревоги, фа-за стабилизации и фаза истощения. На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отноше-нию к конкретному травмирующему стрессору. На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и закрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза - истощение - становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адап-тационных резервов оказывается достаточно.
В стрессовом состоянии у человека затрудняется оценка силы угрожающей опасности, наблюдается тенденция к завышению этой оценки. Это необходимо учитывать при расследовании преступлений, связанных с превышением необходимой обороны, при оценке суицидных поступков, поведения потерпевших по делам о половых преступлениях.
Вопрос 3. Понятие воли и ее значение для деятельности личности.
Во-ля - сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направ-лении, либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций:
побудительная функция обеспечивается активностью че-ловека
тормозная функция воли, выступающая в единстве с побу-дительной функцией, проявляется в сдерживании нежелатель-ных проявлений активности. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.
Волевые проявления человека в значительной мере опреде-ляются тем, кому человек склонен приписывать ответствен-ность за результаты собственных действий.
Качество, характеризующее склонность человека припи-сывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собствен-ным усилиям и способностям, называетсялокализацией контроля(в психологической литературе используется термин «локус контроля». Есть люди, которые склонны объяснять причины своего поведения и свои деяния внешними факторами (судь-бой, обстоятельствами, случаем и т.д.). Тогда говорят о внеш-ней (экстернальной) локализации контроля.
Ис-следования показали, что склонность к экстернальной лока-лизации контроля связана с такими личностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление вновь и вновь откладывать осущест-вление своих намерений и т.д.
Если индивид, как правило, принимает на себя ответствен-ность за свои деяния, объясняя их, исходя из своих способно-стей, характера и т.д., то есть основания полагать, что у него преобладает внутренняя (интернальная) локализация контроля. Выявлено, что люди, которым при-суща внутренняя локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоана-лизу, общительны, независимы.
Интернальная или экстернальная локализация контроля волевого действия, имеющего как положительные, так и отрицательные социальные послед-ствия, являются устойчивыми качествами человека, форми-рующимися в процессе воспитания и самовоспитания.
Волевое действие состоит из ряда взаимосвязанных этапов: определение цели и стремление ее достичь - осознание возможностей для достижения цели - появление мотивов, подкрепляющих или отрицающих эти возможности - борьба мотивов и выбор - принятие одной из возможностей для достижения цели осуществление принятого решения. Существуют простые и сложные волевые действия. В простом волевом акте побуждение к действию, практически, автоматически переходит в самодействие. Сложному волевому действию присущи все конкретные этапы, обозначенные выше. Психическими компонентами воли являются цель, мотив, выбор решения, волевое усилие по достижению поставленной цели. Волевые действия личности зависят от наличия у индивида разнообразных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, смелости, исполнительности и др.
Важнейшие звенья простого волевого акта - принятие решения и ис-полнение - нередко вызывают особое эмоциональное состоя-ние, которое описывается как волевое усилие.Волевое усилие - это форма эмоционального состояния, мобилизующего внутрен-ние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состоя-ние значительного напряжения.
В результате волевого усилия удается затормозить дейст-вие одних и предельно усилить действие других мотивов. Во-левое усилие, вызванное чувством долга, мобилизует человека на преодоление внешних и внутренних трудностей (нежелания отвлекаться от интересной книги, соблюдать режим и т.д.). Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой.
Наличие воли, волевой регуляции поведения в структуре целенаправленной деятельности человека свидетельствует о его умысле на совершение тех или иных действий, а в случае противоправного их характера - об умышленной вине содеянного («злой» или преступной воле). Однако имеются лица, совершающие преступления из-за сниженных способностей к волевой регуляции.
Установление патологических психических состояний, психических расстройств и заболеваний у субъекта, которые отрицательно повлияли на процессы его волевой регуляции, нарушили его целенаправленную деятельность, служит основанием для признания лица невменяемым со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. В остальных случаях дефекты волевой регуляции поведения влекут рассмотрение противоправных действий по неосторожности, то есть лицо совершающее их, не отличалось должными и необходимыми внимательностью и предусмотрительностью.
Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабово-лия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.
Абулия - это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его. Отчетливо понимая необходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него «полевое» поведение, т.е. управляемое случайными стимулами, появившимися в «поле». (Человек, перемещающийся по комнате без видимой цели, входит в дверь только потому, что она оказалась открытой, хотя ника-ких намерений входить в дверь у него не было, и делать ему в другом помещении нечего.)
Апраксия - сложное нарушение целенаправленности дейст-вий, вызываемое поражением мозговых структур. Если пора-жение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга - наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произволь-ной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.
Абулия и апраксия - сравнительно редкие явления, прису-щие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обу-словлено, как правило, не мозговой патологией, а определен-ными условиями воспитания; коррекция безволия возможна, как правило, лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.
Значение воли для осуществления активной профессиональной деятельности сотрудников ОВД чрезвычайно высоко. Для сотрудников с развитой волей присущи следующие черты характера:
целеустремленность, т.е. ясное представление того, чего он хочет добиться, определение главной и второстепенной цели;
решительность, которая проявляется в продуманном, своевременном принятии решений относительно того, какими путями и способами необходимо добиваться цели, и планомерном осуществлении поставленной задачи;
настойчивость, способность вопреки различным трудностям идти к поставленной цели, довести начатое дело до конца;
самостоятельность, выражающаяся в способности противостоять посторонним воздействиям; самостоятельность тесно связана с инициативой, творческим подходом к решению возникающих задач, с умением аргументировано отстаивать свою точку зрения и добиваться ее осуществления; самостоятельность ничего общего не имеет с негативизмом, упрямством, немотивированным отрицанием других мнений.
Воля определяет многие положительные качества сотрудника: его исполнительность, дисциплинированность, решительность, самоотверженность, мужество, смелость.
Заключение
Установление истины по уголовным делам, деятельность по охране правопорядка нередко сопровождается различными эмоциональными явлениями, во многом определяющими поведение людей, их поступки. Вообще, познавая действительность, люди, так или иначе, относятся к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к другим лицам, к своей личности. Радость, печаль, гнев, восхищение, возмущение и другие - все это различные виды субъективного отношения людей к действительности, переживание ими того, что на них воздействует. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чувства тяжело переживаются, вызывают у них нравственные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе к совершению противоправных действий насильственного характера.
Поэтому данное обстоятельство учитывается в практике борьбы с преступностью при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности, при назначении наказания, при изучении мотивационной сферы личности субъекта, совершившего преступление, во многом объясняющей причины его противоправного поведения.
Регуляцию эмоциональным состоянием человека и его поведением в целом осуществляет воля. Волевые действия, закрепляясь в процессе регулярного выполнения, формируются в разнообразные волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, решительности, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость, исполнительность и др. Волевые качества следователя выступают необходимым условием эффективного решения ими служебных задач.
Используемая литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология.- СПб.: Питер Ком,2001
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.-М.:Мир,1992
3. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для вузов. - М.:Юрист,2002
4. Лейтес Н.С. Умственные способности. - М., 2001.
5. Общая психология. Учебное пособие / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1990
6. Общая психология. Курс лекций / Под ред. Е.И.Рогова. - М., 1995
7. Психология. Учебник. / Под ред. А.А.Крылова. - М., 2000
8. Практическая психология. Учебник / Под ред. проф. М.К.Тутушкиной. СПб.: Изд-во "Дидактика Плюс",1998
9. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей - М.,2004
10. Романов В.В. Юридическая психология. - М., 2001.