рефераты курсовые

Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы

p align="left">8. Гедонистические эмоции - удовлетворение потребности в телесном и душевном комфорте.

Итак, на основе данной классификации, можно сделать вывод, что художественная литература является источником самых разнообразных чувств. Это дает возможность человеку жить полнокровной духовной жизнью.

Таким образом, опираясь на научные знания и исследования, в частности Л.Н.Рожиной, автором дипломной работы освещены основные аспекты восприятия читателями-школьниками художественного образа. С этой целью в работу введено такое новое понятие как художественная перцепция - процесс психологического познания человека в условиях восприятия его художественного изображения. Анализ исследований Л.Н.Рожиной дал возможность говорить, что целенаправленное развитие художественной перцепции способствует развитию социально-перцептивных способностей, которые рассматриваются психологами (В.А.Лабунская, С.В.Кондратьева и др.) как способность понимать психические состояния другого, расшифровывать сложный психологический подтекст различных его действий и поступков, выявлять в них качества личности, мотивы ее поведения, оценивать его отношения с другими.

III. ГЛАВА 2. Операциональные средства формирования навыков понимания другого человека младшими школьниками

2.1 Учебники по литературному чтению как средство развития у младших школьников навыков понимания других людей

Намечая пути совершенствования начального образования, Н.К.Крупская писала: «Мы много говорим школе о наблюдениях над явлениями природы, социальными явлениями, наблюдениям же над живыми людьми, их взаимоотношениями не уделяем должного внимания. А между тем они имеют огромное значении» [5]. Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы подтверждает справедливость идеи Н.К.Крупской о том, что уже в начальном образовании учащиеся должны перейти от непреднамеренного восприятия других людей к целенаправленной деятельности наблюдения за внутренним миром другого человека.

Однако внутренним данного исследования стал анализ учебников по литературному чтению для 3 и 4 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. Анализ осуществлялся по следующим параметрам:

1) Выявление текстов, представляющих эмоциональное состояние человека в различных жизненных ситуациях;

2) Анализ вопросов к этим текстам с точки зрения направленности на наблюдение за состоянием другого, на развитие эмпатийных и рефлексивных способностей школьника;

3) Анализ тематики заданий творческого характера, заданий для самостоятельной работы, требующих объяснения причин поведения другого.

Итак, анализируя учебник 3 класса, следует отметить, что все литературные произведения, предназначенные для чтения, сгруппированы в 5 разделов:

1) Золото, золото - слово народное…

2) Не меркнет в столетьях строка…

3) Расскажу вам о том, что я видел и слышал…

4) Я с детства с рифмою дружу…

5) Мой друг тебе я посвящаю лучшие сроки.

В каждом из этих разделов есть сказки, рассказы и очерки, повествующие о людях и представляющие их эмоциональные состояния в различных жизненных ситуациях.

Так, например, такие сказки как «Неучтивый сын», «Неведомы рай», «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина, «Лесной гном» Сельма Лагерлеф, «Легенда о матерях» Ивана Панькина; рассказы - «Мишкина каша» Н.Носова, «Шиворот-навыворот» В.Драгунского, «Век его не забуду» С.Волфа, «Дурной товарищ» Дм.Мамина-Сибиряка, «Тема и Жучка» Н.Гарина-Михайловского, «Акула», «Ученый сын», «Мужик и водяной» Л.Толстого, «Усы и поросята» Б.Заходера, «Как Пеппи поселилась в вилле «Курица» А.Лингрен.

Знакомство с вышеперечисленными произведениями подтверждает ранее отмеченную нами мысль о том, что с помощью художественного произведения можно узнать о человеке все: полную гармонию между миром и личностью, слияние с природой, счастье любви и открытий или, наоборот, разлад с миром, дисгармонию души. Помимо этого индивид не только обогащает свои знания и представления о человеке, но и размышляет, переживает, анализирует цели и мотивы поступков действующих героев.

Однако здесь встает вопрос о том, достаточно ли этих произведений, чтобы сформировать у младших школьников направленность на другого, желание распознавать характеры, поступки людей. С этой целью автором проведена количественная обработка содержания учебника. В ходе которой было выяснено, что тексты, представляющие человека в различных жизненных ситуациях, составляют всего лишь 17% от всего содержания книги, в то время как рассказы научно-познавательного характера и тексты о природе - 83% от представленных в учебнике художественных произведений.

Автором работы были проанализированы и вопросы, поставленные к данным текстам. Оказалось, что в этой области методистами уделено недостаточно внимания, поскольку система вопросов к каждому тексту, направленных на выяснение эмоционального состояния, мотивов поведения человека, оценку его поступков включает всего, как правило, лишь по 1-2 вопросам. Нижеприведенная таблица дает возможность пронаблюдать данную ситуацию на конкретных примерах.

Таблица 1.

Название художественного произведения

Вопросы, направленные на выяснение эмоционального состояния, мотивов поведения человека

«Неведомый рай»

Шведская народная сказка

1. Каким вам представляется Гаральд? Опишите его.

А.С.Пушкин

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

1. Какие черты характера свойственны попу? Подтвердите это текстом.

2. Как бы вы нарисовали Балду? Почему?

И.Панькин

«Легенда о матерях»

1. Соответствует ли внешнее описание Нептуна его внутреннему миру? Почему вы так думаете?

2. Чем и почему пожертвовали матери ради своих сыновей?

Н.Носов

«Мишкина каша»

1. Понравился ли вам рассказчик? Можно ли назвать его положительным героем?

В.Драгунский

«Шиворот-навыворот»

1. Что можно сказать о герое этого рассказа? Какой он?

С.Вольф

«Век его не забуду»

1. Можно ли назвать действие внука настоящим поступком?

2. Как характеризует героя его поведение? Что вас привлекает в нем?

Дм.Мамин-Сибиряк

«Дурной товарищ»

1. Как выражали свою радость ребята, когда река стала?

2. Почему отец сказал Коле: «Смотри портрет самого дурного товарища?»

Н.Гарин-Михайловский

«Тема и Жучка»

1. Какие качества характера проявились у Темы, когда он выбирался из колодца?

Л.Толстой

«Акула»

1. Подумайте, почему старый артиллерист упал и закрыл лицо руками?

Ю.Коваль

«Усы и поросята»

1. Почему Вася хотел быть грубияном, тертым калачом, стреляным воробьем?

2. Как к происходящему отнеслась мама Евлампьевна? Что о ней можно сказать? Какой она человек?

Итак, сопоставляя содержание текстов, перечисленных в таблице, с вопросами, поставленными к ним, следует отметить, что данные художественные произведения богаты челоковедческими знаниями, но предлагаемые вопросы не позволяют младшим школьникам овладеть ими. Более полный анализ содержания вышеперечисленных вопросов дал возможность автору работы условно разделить их на три группы. Это вопросы, формирующие:

1. умение оценивать героя;

2. умение понимать причины поступков героев;

3. умение определять последствия поступков персонажей.

Примерами вопросов, относящихся к первой группе, могут быть отнесены такие вопросы, как:

- Определите основные черты характера героя (А.Толстой «Акула»)

- Каким вам представился Гаральд? Опишите его («Неведомый рай» Шведская народная сказка)

- Понравился ли вам рассказчик? Можно ли назвать его положительным героем? (Н.Носов «Мишкина каша»)

- Соответствует ли внешнее описание Нептуна его внутреннему миру? Почему вы так думаете? (И.Панькин «Легенда о матерях»)

Формированию умения понимать причины поступков способствует система таких вопросов, как:

- Чем и почему пожертвовали матери ради своих сыновей? (И.Панькин «Легенда о матерях»)

- Почему отец сказал Коле: «Смотри портрет самого дурного товарища?» (Дм.Мамин-Сибиряк «Дурной товарищ»)

- Подумайте, почему старый артиллерист упал и закрыл лицо руками? (Л.Толстой «Акула»)

- Почему Вася хотел быть грубияном, тертым калачом, стреляным воробьем? (Ю.Коваль «Усы и поросята»)

И к третьей группе вопросов можно отнести вопросы такого характера, как:

- Менялось ли ваше отношение к герою рассказа по ходу чтения? Почему? (С.Вольф «Век его не забуду»)

- Когда вы переживали? Когда радовались? (Н.Гарин-Михайловсикй «Тема и Жучка»).

Следующим параметром, по которому осуществлялся анализ учебника, выступает анализ тематики заданий для самостоятельной работы. Примерами таких заданий являются.

1. Расскажите, какие рисунки вы бы сделали к сказке («Неучтивый сын». Белорусская народная сказка).

2. Составьте характеристику Нильса по прочитанному отрывку.

а) Внешний вид;

б) Черты характера;

в) Поступки Нильса;

г) Взаимная связь характера героя и его поступков;

д) Ваше отношение к герою (Сельма Лагерлеф «Лесной гном»)

3. Напишите письмо, которое Нильс мог бы послать своей матери из путешествия (Сельма Лагерлеф «Лесной гном»).

4. Подберите определения к слову мама (И.Панькин «Легенда о матерях»).

5. Подумайте, как нужно читать слова бабушки, внука, клоуна, автора. Распределите роли и перечитайте рассказ (С.Вольф «Век его не забуду»).

6. Какие бы вы пословицы употребили, характеризуя героя? (Дм.Мамин-Сибиряк «Дурной товарищ»).

7. Перескажите рассказ от имени героя (Дм.Мамин-Сибиряк «Дурной товарищ»).

8.Сделайте рисунки к каждой части. Подпишите словами из текста и сделайте диафильм (Ю.Коваль «Усы и поросята»).

9. Придумайте свою историю, которая могла бы произойти с Пеппи (Астрид Линдгрен «Как Пеппи поселилась в вилле «Курица»).

10. Придумайте свой вариант продолжения повести. Какие новые герои в ней появятся? Чем они будут заниматься? (Э.Успенский «Меховой интернат открывается»).

Итак, опираясь на вышесказанное не трудно заметить, что учебник для чтения в 3-ем классе располагает небольшим количеством творческих заданий, заданий для самостоятельной работы (около десяти), которые могут содействовать формированию у младших школьников навыков понимания другого человека. Помимо этого следует отметить и неравномерность распределения данных заданий по урокам. В учебнике преобладают тексты, которые лишены творческих заданий («Неведомы рай» шведская народная сказка, «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина, «Мишкина каша» Н.Носова, «Шиворот-навыворот» В.Драгунского, «Акула» Л.Толстого и др.), в результате чего нельзя говорить о тематическом развитии навыков понимания другого человека младшими школьниками. Таким образом, можно сделать следующий вывод: учебник по литературному чтению для 3-го класса содержит недостаточное количество художественных произведений, богатых человеческими знаниями, и соответственно слаборазработанную систему вопросов, заданий творческого характера и заданий для самостоятельной работы. Исключением является сказка Сельма Лагерлеф «Лесной гном», где предлагается более обширный перечень вопросов и творческих заданий, направленных на выяснение эмоционального состояния, мотивов поведения героя, оценку его поступков. Это такие вопросы, как:

- Почувствовали ли вы отношение писательницы к своему герою? Каково оно?

- Каким был Нильс до происшествия?

- Какие поступки мальчика свидетельствуют о его жестокости?

- Сожалел ли Нильс о своих злых поступках?

- Можно ли сказать, что Нильс был ленив?

- Определите основные черты характера героя.

- Что ощущал Нильс после превращения в маленького человечка?

В качестве заданий для самостоятельной работы предлагается:

1. Составить характеристику Нильса по прочитанному отрывку.

а) Внешний вид.

б) Черты характера.

в) Поступки Нильса.

г) Взаимная связь характера героя и его поступков.

д) Ваше отношение к герою.

2. Написать письмо, которое Нильс мог бы послать своей матери из путешествия.

Аналогично вышеприведенному анализу автором дипломной работы был изучен учебник по литературному чтению и для 4-го класса. В результате установлено, что количество художественных произведений, располагающих человеческими знаниями, составляет всего лишь 10% от общего содержания учебника.

Примерами таких текстов являются: «Вороны Ут-Реста» норвежское легендарное сказание, «Мальчик-звезда» О.Уайльда, «Ни в парадный ни в черный» К.Чуковского, «Страна вулканического происхождения» Л.Кассиля, «Детство Никиты» А.Толстого, «День рождения» Г.Скребицкого. Недостаточно разработанными, как и в предыдущем классе, остаются система вопросов, направленных на выявление эмоционального состояния героев, и перечень заданий творческого характера, требующих объяснения причин поведения другого. В качестве подтверждения этому автор работы предлагает ознакомиться с нижеприведенными таблицей и содержанием заданий творческого характера.

Таблица 2.

Название художественного произведения

Вопросы, направленные на выяснение эмоционального состояния, мотивов поведения человека

Норвежское легендарное сказание «Вороны Ут_Реста»

1. Матиас. Что это за человек? Найдите в тексте слова и выражения, которые помогают вам охарактеризовать Матиаса.

О.Уайльд

«Мальчик-звезда»

1. Почему Мальчик-звезда пошел на поиски матери?

2. Какие черты характера были присущи Мальчику-звезде в начале и в конце сказки?

К.Чуковский

«Ни в парадный ни в черный»

1. Сочувствовали ли вы герою? Почему?

2. Какие факты свидетельствуют о том, что рассказчик хороший человек?

Л.Кассиль

«Страна вулканического происхождения»

1. Справедлив ли был отец по отношению к детям?

2. Как поступки мальчиков характеризую их?

А.Толстой

«Детство Никиты»

1. Что можно сказать о герое повести? Какой он?

2. Почему Никита не хотел заниматься?

Г.Скребицкий

«День рождения»

1. Какие чувства испытывал Юра, когда ожидал подарок и когда получил его?

2. Дружная ли у мальчика семья? Почему?

Задания творческого характера:

1. продолжите друг - это… (Норвежское легендарное сказание «Вороны Ут-Реста»);

2. придумайте продолжение сказки; прочитайте сказку и сравните свой вариант с авторским (О.Уайльд «Мальчик-звезда»);

3. перескажите текст от имени Тимоши (К.Чуковский «Ни в парадный ни в черный»);

4. расскажите о своем самом близком друге (К.Чуковский «Ни в парадный ни в черный»).

Таким образом, подводя итоги всему выше сказанному, следует отметить, что учебники по литературному чтению для 3-го и 4-го классов располагают недостаточным количеством художественных произведений, богатых человеческими знаниями. Недостаточно разработаны и система вопросов и задания для самостоятельной работы, направленных на развитие эмпатийных и рефлексивных способностей школьника. Следует отметить и то, что объем данного материала при переходе из класса в класс не увеличивается, а, наоборот, уменьшается. Если в учебнике для 3-го класса рассказы и сказки о людях составляли 17% от всего содержания, то в 4-ом классе эта цифра снизилась до 10%, что, в свою очередь, еще раз подтверждает мысль Н.К.Крупской о том, что в школе большое внимание уделяется наблюдениям над природой, а не над живыми людьми и их взаимоотношениями.

2.2 Организация целенаправленного наблюдения младших школьников за людскими характерами в учебном процессе

Уроки русского языка, литературного чтения, изучение курса «Человек и общество» позволяют включать в дидактический процесс организацию преднамеренного наблюдения над людскими характерами. Методами организации таких наблюдений являются:

1) тесты на выявление способностей к эмпатии;

2) метод решения психолого-педагогических задач;

3) работа с пиктограммой - определение состояния человека по выражению его лица.

Перечисленные методы были реализованы в двух 3-х и двух 4-ых классах СШ №14 г. Барановичи. Общее количество испытуемых составило 93 человека. В качестве первого ребятам был предложен тест, что в психологии означает стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом [19, с.343]. Данный тест ставил перед собой цель: исследование уровня эмпатии (сопереживания), то есть умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Для этого испытуемым было предложено 36 утверждений (см. Приложение 1) и 6 вариантов ответов: «не знаю», «нет, никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда». Каждый вариант ответа соответствовал определенному количеству баллов:

- не знаю - 0

- нет, никогда - 1

- иногда -2

- часто -3

- почти всегда -4

- да, всегда -5.

Перед подсчетом полученных результатов была проведена проверка степени откровенности учащихся.

Для этого утверждениям 3, 9, 11, 13, 28, 36 не должен соответствовать ответ «не знаю», а утверждениям 11, 13, 15, 27 - ответ «да». После этого были просуммированы все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32 и результаты каждого ученика соотнесены со шкалой развитости эмпатийных тенденций (см. Приложение 1).

Полученные результаты показали, что в 3 «Б» классе имеют (см. Приложение 2):

а) очень высокий уровень эмпатии - 1 человек;

б) высокий уровень эмпатии - 7 человек;

в) нормальный уровень эмпатии - 13 человек.

В 3 «А» классе (см. Приложение 3):

а) высокий уровень эмпатии - 3 человека;

б) нормальный уровень эмпатии - 18 человек;

в) низкий уровень эмпатии - 1 человек;

В 4 «А» классе (см. Приложение 4):

а) высокий уровень эмпатии - 7 человек;

б) нормальный уровень эмпатии - 18 человек;

в) низкий уровень эмпатии - 1 человек;

В 4 «В» классе (см. Приложение 5):

а) высокий уровень эмпатии - 17 человек;

б) нормальный уровень эмпатии - 7 человек;

Опираясь на полученные результаты по классам, можно отметить, что в младшем школьном возрасте наблюдается 4 уровня эмпатии: очень высокий, высокий, нормальный и низкий, преобладающим среди которых является нормальный уровень эмпатии. Из 93 испытуемых данным уровнем обладают 56 учащихся. Это ребята, которых нельзя назвать «толстокожими», но в то же время они не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях они судят о других по поступкам, а не по своим личным впечатлениям. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенными, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживанием героев. У них нет раскованности чувств, что и мешает полноценному восприятию людей.

Общее количество испытуемых с высоким уровнем эмпатии составляет 34 человека. Это ребята, которые чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относятся к людям. Им нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакт и находят общий язык. Такие ребята стараются не допускать конфликта и находить компромиссные решения. В центре событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем выводам. Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку.

Полученные результаты показали, что есть среди младших школьников ребята и с очень высоким уровнем эмпатии. Однако количество их вовсе незначительно: 1 на 93 испытуемых. Это ребята с болезненно развитым сопереживанием. В общении они тонко реагируют на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Плохо чувствуют себя в окружении «тяжелых» людей. Нередко испытывают комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты. Беспокойство за родных и близких не покидает их. Очень ранимы. Могут страдать при виде покалеченного животного.

Незначительное количество испытуемых (2 человека) имеют и низкий уровень эмпатии. Такие ребята испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми.

Таким образом, результаты теста дают возможность говорить о несформированности умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания у других людей у 62% испытуемых.

Следующим методом организации преднамеренного наблюдения за людьми является метод решения психолого-педагогических задач. Сюжет задач выбирался близкий опыту младших школьников и имевший место в реальной жизни и потому убедительный и интересный для учащихся.

Как правило, это были публикации в периодической печати. В вопросах, предлагаемых к этим задачам, учитывались механизмы каузальной атрибуции и идентификации.

Каузальная атрибуция- это причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мотивов поведения.

Идентификация - осознанное или бессознательное уподобление себя другому человеку.

При анализе результатов решения психолого-педагогических задач мы отмечаем умение фиксировать в поведении человека мало заметные, но психологически значимые детали. Содержание задач следующее:

Задача 1.

У нас во дворе сушилось белье. Один из мальчиков ножиком разрезал веревку, и чистое белье упало в лужу. Все рассмеялись и разбежались.

Вопрос: почему мальчик это сделал? Как бы вы поступили, будучи в компании этих ребят?

Задача 2.

В газету «Знамя юности» поступило такое письмо: «Во время войны я водил поезда на линии фронта, долгие годы работал шахтером. В последние годы тяжело заболел. Врачи посоветовали мне пить отвар тыквы, которую я стал выращивать на своем участке. Выходя поутру, я любовался желтыми колокольчиками, а вот вчера вышел и увидел, что все тыквы растоптаны, а на влажной земле следы детских ног».

Вопрос: почему они это сделали?

Приведем результаты анализа задачи 1.

Анализируя мнения учащихся по поводу первой ситуации, было отмечено несколько вариантов ответов. Среди них: «для смеха», «это он сделал со зла», «потому что мальчик вредный и невоспитанный», «потому что он водится с плохой компанией», «не знаю» (см. Приложение 6). Причем испытали затруднение, а, следовательно, ответили «не знаю» 47% испытуемых. После небольшого обсуждения первой задачи ребятам была предложена задача 2. Приведем результаты анализа второй задачи. Как и в первом случае, здесь наблюдается несколько вариантов ответов: «они захотели, чтобы он умер», «потому что цветы тыквы им не понравились», «не хотели, чтобы он выздоровел», «они безжалостные», «дети сделали это случайно», «потому что дети не уважают старших», «не знаю» (см. Приложение 6). В данной ситуации затруднились ответить на вопрос 38% испытуемых. Если сопоставить полученные данные первой и второй задач, то можно заметить значительное уменьшение количества ребят, не справившихся с заданием. Это говорит о том, что необходима систематическая работа с учащимися по формированию у них умения оценивать поведение других, понимать причины того или иного поступка.

В качестве метода организации преднамеренного наблюдения выступает и работа с пиктограммами - определение состояния человека по выражению его лица.

Ребятам предлагались изображения восьми лиц в различных эмоциональных состояниях (см. Приложение 7). Задача испытуемых состояла в том, чтобы правильно определить состояние. Причем за каждый правильный ответ начислялся один балл и в результате класс делился на три группы:

1. 7-8 баллов - высокий уровень развития способности определять состояние человека по его выражению лица.

2. 4-6 баллов - средний уровень

3. 0-3 балла - низкий уровень

Обработка результатов показала, что в 3 «Б» классе имеют (см. Приложение 8):

а) высокий уровень - 0 человек

б) средний уровень - 15 человек

в) низкий уровень - 6 человек

В 3 «А» классе имеют (см. Приложение 9):

а) высокий уровень - 0 человек

б) средний уровень - 17 человек

в) низкий уровень - 5 человек

В 4 «В» классе имеют (см. Приложение 10):

а) высокий уровень - 2 человек

б) средний уровень - 21 человек

в) низкий уровень - 1 человек

В 4 «А» классе имеют (см. Приложение 11):

а) высокий уровень - 1 человек

б) средний уровень - 16 человек

в) низкий уровень - 9 человек

Таким образом, общее количество испытуемых имеющих:

а) высокий уровень - 3 человека

б) средний уровень - 69 человек

в) низкий уровень - 21 человек

Итак, опираясь на проведенные нами исследования, можно сказать, что учащиеся младших классов имеют средний уровень развития навыков понимания другого человека, умения определять его эмоциональное состояние, мотивы поведения и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. А поскольку эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений и делает поведение человека социально обусловленным, то поэтому она рассматривается как важное качество учащихся. А значит, как отмечал В.А.Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего - с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самые разные ситуации». И далее: «Глухой к другим людям - останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании - эмоциональная оценка собственных поступков».

2.3 Развитие младшего школьника как субъекта познания других людей во внеклассной работе

Работа по развитию младших школьников как субъекта познания других людей должна продолжаться и во внеклассной деятельности. Здесь возможны следующие направления:

1) использование тренингов по формированию наблюдательности по отношению к другому человеку;

2) работа по обеспечению более полного восприятия положительных качеств соучеников, прежде всего находящихся в изолированном положении, имеющих крайне ограниченный круг общения в классе.

Существует целый ряд методик по развитию у младших школьников направленности на другого человека, без которой невозможна полнота восприятия его облика. В передовой педагогической практике используются следующие упражнения:

1. «Улыбка».

Познакомить участников тренинга с многообразием смыслов, закодированных в художественном описании улыбки. Затем провести работу по расширению тезауруса понятий, используемых для обозначения ЭС, выражаемых в улыбке человека: радостная, милая, доверчивая, вымученная, деревянная, беззаботная, жалкая, униженная; улыбка радости и боли, лобная, торжествующая, победная, презрительная, трогательная, ласковая, застенчивая, блаженная, приветливая, бодрая, светлая и т. д.

Затем прейти к выполнению более сложных упражнений:

а) вычитать психологическое содержание описания улыбки в предложенных фрагментах текстов;

б) вычитать психологическое содержание описания улыбки, анализируя портретную живопись;

в) используя имеющийся тезаурус понятий, предлагается участникам тренинга изобразить улыбку:

- грустную

- горькую

- блаженную

- кроткую

- улыбку умиления

- восторга и т. д.;

г) составить психологическую партитуру описания улыбок, реально изображенных самими участниками тренинга.

2. «Глаза. Взгляд».

Занятие проводится примерно по тому же сценарию, что и предыдущее. Дополнительно можно предложить домашнее задание:

а) понаблюдать за изменением выражения глаз (улыбкой) какого-то человека и составить партитуру его ЭС;

б) определить и описать ЭС героев телепередачи (еще лучше - одного из героев телефильма);

в) сделать зарисовки собственных ЭС, выраженных в невербальном поведении;

г) подобрать литературно-художественные примеры ЭС, выраженных посредством описания различных элементов внешней экспрессии.

3. «Жесты. Поза».

Техника выполнения этого упражнения идентична предыдущим. Дополнительно предлагаются те же домашние задания, но уже с задачей раскрытия индикативных возможностей всех названных элементов внешней экспрессии. Возможно использование репродукций портретной живописи, иллюстраций к художественным произведениям, фотографий, анализ мемуарной, биографической и эпистолярной литературы.

4. «Звуки голоса».

Используя многочисленные термины-понятия, обозначающие эмоциональные характеристики человеческих голосов, сначала обогатить тезаурус соответствующих понятий, а затем развить способность адекватного прочтения соответствующих ЭС, выраженных в звуках голоса. В качестве домашнего задания детям предлагается:

- составить словарь эпитетов и метафор, раскрывающих психологический смысл интонации;

- подобрать художественные тексты с соответствующими индикативными возможностями;

- записать собственный голос (в определенные промежутки времени или в специально моделируемых ситуациях);

- записать голос дикторов телевидения или радио, актеров - участников радиоспектаклей, а затем его интерпретировать;

- составить сценарий игры «Узнай голоса» и т. д.

5. «Настроение».

Инструкция: сейчас вы получите отпечатанные строки и строфы стихов, выражающих определенное настроение. Какие из них вам наиболее близки? Какие вы никогда не переживали, но хотели бы пережить? (см. Приложение 12) Что каждый из вас чувствовал? Что чувствовали другие члены группы? Какие стихотворения вызвали у вас особенно сильные переживания? Как вы думаете почему? Можно ли передать состояние в цвете? Изобразить в движении, жесте, мимике? Попробуйте сделать это.

6. «Визуализация».

Инструкция: послушайте вместе записанные на магнитофон фрагменты различных художественных текстов. Попробуйте не только представить услышанное, но и пережить те чувства, то настроение, которое «диктует» нам автор.

7. «Свободный танец».

Данное упражнение развивает эмпатию, способность проникать в мир чувств других людей, представляет возможность более глубокого осознания собственного внутреннего мира и понимания духовной жизни других людей.

Главное здесь - не уровень танцевального исполнительства, а умение выразить эмоции через движения.

8. Картина (фотография).

Выполняя это упражнение, можно идентифицироваться с висящей в комнате картиной или фотографией: проиграв ее сюжет, представить эмоциональное состояние изображенных людей и войти в мир их переживаний. Можно сочинить рассказ, притчу, стихи.

9. «Подарки».

Расслабьтесь, постарайтесь вспомнить о подарках, подаренных вам судьбой. Это могут быть люди, предметы, события и т. д. Какие чувства вы переживали, когда жизнь дарила вам эти подарки? Что переживаете сейчас, вспоминая о них?

10. «Семейный альбом».

Ребятам предлагается, ведя свободный рассказ о фотографиях семейного альбома, сосредоточиться не столько на сюжете, сколько на анализе переживания людей, изображенных на фотоснимке.

11. «Тренируем эмоции».

Ребенок должен нахмуриться, как:

- осенняя туча;

- рассерженный человек;

- злая волшебница;

Улыбнуться, как:

- кот на солнце;

- само солнце;

- как Буратино;

- как хитрая лиса;

- как радостный ребенок;

- как будто ты увидел чудо;

Позлиться, как

- ребенок, у которого отняли мороженное;

- два барана на мосту;

- как человек, которого ударили;

Испугаться, как:

- ребенок, потерявшийся в лесу;

- заяц, увидевший волка;

Устань, как:

- папа после работы;

- человек, поднявший тяжелый груз;

Отдохнуть, как:

- турист, снявший тяжелый рюкзак;

- ребенок, который много потрудился, но помог маме;

- как уставший воин после победы.

12. «Колечко».

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

13. «Глаза в глаза».

Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: «Глядя в глаза и чувствуя руки, попробуйте молча передать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я не хочу с тобой дружить!» Потом дети обсуждают, в какой раз эмоция передавалась и воспринималась.

14. «Как ты себя сегодня чувствуешь?»

Ребенку предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений (см. Приложение 7). Необходимо определить по выражению лица состояние каждого человечка, а затем выбрать из них ту, которая в наибольшей степени похожа на его собственное настроение, на настроение его мамы, папы, друга и т. д.

Развитие младших школьников как субъектов понимания другого человека позволяет успешно преодолеть разобщенность детей в классном коллективе, изменить положение изолированных детей, пребывающих на периферии классной жизни.

Первым шагом в решении этой задачи явилось проведение социометрии (методики изучения социального статуса учащихся в системе межличностных взаимоотношений) в двух 3-их и двух 4-ых классах СШ №14 г. Барановичи. Данная методика разработана в 1934 году Д.Мореном, а к нашим условиям адаптирована в 60-е гг.

Проведение социометрии включает в себя 2 этапа:

1. само проведение методики;

2. обработку результатов.

При проведении социометрии ребята ставятся в ситуацию выбора. В данном случае им надо было ответить на вопрос: с какими тремя людьми ты хотел бы сидеть. После чего на каждый класс была составлена социометрическая матрица и выделены статусные категории детей (см. Приложения 13, 14, 15, 16).

1. Социометрические звезды: ? 6 выборов;

2. Принятые: 3-5 выбора;

3. Пренебрегаемые: 1-2 выбора;

4. Изолированные: о выборов.

В результате получили, что в каждом классе есть изолированные. Так, в 3 «А» - 2 человека, в 3 «Б» - 3 человека, в 4 «В» - 2 человека, в 4 «А» - 5 человек.

Причины изолированного положения разные, но известно, что начальных классах, где ведут учителя с устойчиво-положительным отношением к детям и которые привлекают внимание своих воспитанников к достоинствам каждого, изолированных учеников не обнаружено

Второй шаг требует проведения тренингов, помогающих младшим школьникам увидеть положительные качества в изолированных учащихся. В качестве таких тренингов в школьном опыте хорошо себя зарекомендовали следующие:

1) Волшебный стул.

Цель: развитие индивидуальности каждого ребенка; формирование интереса друг к другу, гуманизации психологического климата в группе.

Один учащийся садится на стул перед классом, а все остальные называют только все его хорошие качества и поступки, поскольку плохого «волшебный стул» не высвечивает.

2) Создание ситуации успеха путем включения в групповую деятельность с предоставлением этим детям престижной в глазах одноклассников позиции Илии организации специального индивидуального поручения, согласующегося с индивидуальными задатками.

Таким образом, опираясь на вышеизложенное, следует еще раз отметить необходимость проведения систематической работы по развитию младших школьников как субъектов познания других людей не только на уроках русского языка, литературного чтения, при изучении курса «Человек и общество», но и при проведении внеклассной работы.

Организация специальных тренингов позволит раскрыться лучшим качествам изолированных детей и эти их личностные проявления должны стать объектом коллективного восприятия, что в свою очередь даст возможность изменить положение таких детей и успешно преодолеть разобщенность в классном коллективе.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования, проведенные автором дипломной работы, позволяют сделать следующие выводы:

1. Полнота понимания другого является одним из важных источников социального опыта и источником развития нравственных чувств и детей.

2. Психологи отмечают, что есть два вида наблюдения за психологическим состоянием людей: непреднамеренное, преднамеренное. Задача школы - организовать в педагогическом процессе преднамеренное наблюдение других как познавательный процесс, объектом которого становятся события в жизни другого человека, его эмоциональные состояния, мотивы его поступков.

3. Неразвитость младших школьников как субъектов понимания других является причиной их агрессивности, конфликтов как со сверстниками, родителями, так и другими окружающими людьми. Следовательно, понимание других - это важный механизм эмоционально-нравственного развития растущего человека.

4. Опытно-экспериментальная работа показала, что учебнике по литературному чтению для начальных классов не предоставляют возможности развивать навыки понимания другого человека, поскольку содержат недостаточное количество художественных произведений, богатых человековедческими знаниями, и соответственно, слабо разработанную систему вопросов, заданий творческого характера и заданий для самостоятельной работы, направленных на развитие эмпатийных и рефлексивных способностей школьников.

5. С целью организации преднамеренного наблюдения над людскими характерами в педагогическом процессе необходимо использовать такие методы, как: тесты на выявление способностей к эмпатии; метод решения психолого-педагогических задач; работа с пиктограммами.

6. Работа по развитию младших школьников как субъектов познания других людей должна продолжаться и во внеклассной работе с помощью различных тренингов по формированию наблюдательности по отношению к другому человеку.

7. Необходимо осуществлять работу по обеспечению более полного восприятия положительных качеств соучеников, прежде всего находящихся в изолированном положении, имеющих крайне ограниченный круг общения в классе, что позволит изменить их положение и успешно преодолеть разобщенность детей в классном коллективе.

V. ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова М.Д. О качественной характеристике пространственных порогов зрительного восприятия // Ученые записки ЛГУ. - 1953. - №147

2. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми-девяти лет. - Москва: Просвещение, 1969. - с.167

3. Бернштейн Н.А. Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой. - Москва: Просвещение, 1963.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. - Москва: Педагогика, 1983. - с.88-133

5. Гавриловец К.В. Воспитание человечности. - Минск: Университетское, 1985. - с.24-29

6. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995. - с.163

7. Каирова И.А., О.С.Богданова. Азбука нравственного воспитания. - Москва: Просвещение, 1975. - с.21-25, 124-126

8. Коломинский Я.П. Познай самого себя. - Минск: Народная асвета, 1981. - с.9-16, 73-80

9. Коломинский Я.П. Человек среди людей.- Минск: Народная асвета, 1987. - с.25-47

10. Коломинский Я.П. Человек: психология. - Минск: Унiверсiтэцкае, 1998. - с.5-37

11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. - Москва: Ростов-на-Дону, 2000

12. Кульчицкая Е.Н. Генезис гуманных чувств детей // Воспитание учащихся в духе гуманизма. - Москва, 1968. - с.79

13. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - Москва: Панда, 1994. - с.213

14. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - Москва: Академия, 2000. - с.368

15. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - Москва: Просвещение, 1976. - с.224

16. Немов Р.С. Психология. - Просвещение: Владос, 1995. - с.493-499

17. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - Москва: Книга, 1972. - с.206

18. Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. - Москва: Просвещение, 1979. - с.309

19. Рахилло И. Московские встречи. - Москва: Просвещение, 1962. - с.16

20. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - с.226

21. Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение детей к герою книги // Вопросы психологии. - 1960. - №5

22. Рожина Л.Н. Художественное познание человека и развитие личности старшеклассника. - Минск: Унiверсiтэцкае, 1993. - с.31-42

23. Рожина Л.Н. Художественное познание человека читателями-школьниками. - Минск: Унiверсiтэцкае, 1993. - с.11-70

24. Рожина Л.Н. Психологический анализ в литературном произведении. - Минск: Унiверсiтэцкае, 1991. - с.3-16

25. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 1999. - с.226

26. Семенов И.М. Избранные произведения.- Москва: Ленинград, 1962

27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - с.143

28. Теплов Б.М. Психология. - Москва: Просвещение, 1961. - с.127-128

29. Якобсон П.М. Психология чувств. - Москва: Просвещение, 1977

Приложение 1

Тест «Способность ребенка к эмпатии»

Инструкция: «Необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений приписывать ответам следующие числа: если вы ответили «не знаю» - 0, «нет, никогда» - 1, «иногда» - 2, «часто» - 3, «почти всегда» - 4, «да, всегда» - 5. Отвечать нужно на все пункты.

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышление о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные».

5. Чрезмерная раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже ели они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помогать даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал грустные истории, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых лиц.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идея, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой Вы отвечали. Не ответили ли Вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда?» Если это так, то Вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям Вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти -- можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Если Вы набрали от 82 до 90 баллов -- это очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушивая на Вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия Вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о своем психическом здоровье.

От 63 до 81 балла -- высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов -- нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», ни в то же время Вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношения судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять им личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств, и это мешает Вашему полноценному восприятию людей.

12-36 баллов -- низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы -- сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют Вас своим вниманием. Но это поправимо, если Вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их потребности как свои.

11 баллов и менее -- очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны - контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

Приложение 2

Уровень развития эмпатии у учащихся

3 «Б» класса

Очень высокий уровень эмпатии от 82 до 90 баллов

1. Мушкевич Алена 85

Высокий уровень эмпатии

1. Степура Анастасия 71

2. Лейченко Антон 77

3. Крипа Илья 66

4. Евтух Артем 67

5. Василевич Настя 63

6. Шваль Саша 66

7. Петровская Марта 66

Нормальный уровень эмпатии

1. Бизюкин Сергей 58

2. Ахремко Юлий 58

3. Хрошко Валера 60

4. Хвойницкая Ксюша 58

5. Ханцевич Артем 54

6. Сидорик Оксана 44

7. Марук Вова 56

8. Мазаник Алена 56

9. Лебедева Даша 53

10. Дрозд Снежана 53

11. Бусько Никита 61

12. Бертош Настя 57

13. Гаврис Олег 56

Приложение 3

Уровень развития эмпатии у учащихся

3 «А» класса

Нормальный уровень эмпатии от 37 до 62 баллов

1. Герман Андрей 62

2. Козел Анастасия 47

3. Федорук Сергей 45

4. Беланович Оля 61

5. Самсон Сергей 56

6. Аношко Евгений 59

7. Голосунов Константин 54

8. Тарасова Таня 46

9. Савик Владислав 43

10. Хлопицкая Элина 62

11. Николаева Иоланта 54

12. Наскевич Илья 53

13. Ющенко Дмитрий 57

14. Эйхарт Артем 56

15. Самсоник Ваня 58

16. Павлов Женя 54

17. Говоркова Настя 59

18. Кергет Настя 62

Низкий уровень эмпатии 12-36 баллов

1. Оскальдович Влад 33

Высокий уровень эмпатии

1. Климова Дарья 69

2. Воробей Алеша 70

3. Макей Илья 71

Приложение 4

Уровень развития эмпатии у учащихся

4 «А» класса

Высокий уровень эмпатии от 63 до 81 балла

1. Шведова Алеся 65

2. Швед Оксана 65

3. Мотылевич Андрей 72

4. Кустинская Катя 70

5. Закурдаева Наташа 69

6. Боровик Катя 64

7. Бобко Ваня 63

Нормальный уровень эмпатии от 37 до 62 баллов

1. Бебеш Алеся 41

2. Малец Артем 48

3. Харкевич Максим 41

4. Филипчик Женя 52

5. Столяр Алексей 58

6. Савонь Ирина 39

7. Патейко Александр 56

8. Лосик Николай 41

9. Монтик Павел 50

10. Малец Тимур 44

11. Левченко Игорь 60

12. Комар Карина 47

13. Пармоник Елена 41

14. Железный Руслан 58

15. Буценко Даша 41

16. Давидюк Андрей 47

17. Буданов Женя 44

18. Березовский Ярослав 55

Низкий уровень эмпатии

1. Ребров Устин 31

Приложение 5

Уровень развития эмпатии у учащихся

4 «В» класса

Высокий уровень эмпатии от 63 до 81 балла

1. Кисляк Женя 65

2. Копчик Максим 63

3. Левый Алеша 78

4. Лозовский Юрий 64

5. Махахей Гена 69

6. Ольшевский Дима 70

7. Сологуб Стас 69

8. Тарасов Алеша 68

9. Киркевич Мария 79

10. Зубарев Андрей 76

11. Винничек Лена 65

12. Зараник Антон 66

13. Зараник Алесей 66

14. Вербицкая Лена 73

15. Ващилко Анжела 66

16. Алексеюк Диана 71

17. Ярощук Антон 65

Нормальный уровень эмпатии от 37 до 62 баллов

1. Заремба Юра 58

2. Кульгавик Павел 49

3. Курбасова Анна 58

4. Одоевская Наташа 45

5. Зарожный Павел 59

6. Грищеня Миша 57

7.Апанасик Евгений 56

Приложение 6

Результаты проведения психолого-педагогических задач

Приложение 7

Пиктограмма

Цель: определить состояние человека по выражению его лица.

Приложение 8

Результаты работы младших школьников с пиктограммами

3 «Б» класс

Средний уровень 4-6 баллов

1. Хвойницкая Ксюша 4

2. Хорошко Валера 4

3. Лейченко Антон 6

4. Василевич Настя 4

5. Марук Вова 4

6. Степура Анастасия 5

7. Дрозд Снежана 6

8. Мазаник Алена 5

9. Лебедева Даша 6

10. Сидорик Оксана 4

11. Бусько Никита 6

12. Евтух Артем 5

13. Крипа Илья 5

14. Шваль Саша 4

15. Петровская Марта 4

Низкий уровень 0-3 балла

1. Бертош Настя 2

2. Мушкевич Алена 3

3. Гаврис Олег 3

4. Ханцевич Артем 3

6. Бизюкин Сергей 2

7. Ахремко Юлий 2

Приложение 9

Результаты работы младших школьников с пиктограммами

3 «А» класс

Высокий уровень 7-8 баллов

---

Средний уровень 4-6 баллов

1. Воробей Алексей 4

2. Говоркова Настя 4

3. Тарасова Таня 4

4. Хлопицкая Элина 4

5. Оскальдович Влад 4

6. Николаева Иоланта 6

7. Аношко Евгений 5

8. Павлов Женя 5

9. Ющенко Дмитрий 5

10. Эйхарт Артем 6

11. Макей Илья 5

12. Козел Анастасия 4

13. Самсон Сергей 4

14. Голосунов Константин 4

15. Федорук Сергей 5

16. Наскевич Илья 6

17. Савик Владислав 5

Низкий уровень 0-3 балла

1. Самсоник Ваня 3

2. Кергет Настя 3

3. Герман Андрей 3

4. Климова Дарья 3

4. Беланович Оля 3

Приложение 10

Результаты работы младших школьников с пиктограммами

4 «В» класс

Высокий уровень 7-8 баллов

1. Одоевская Наташа 7

2. Тарасов Алеша 7

Средний уровень 4-6 баллов

1. Грищеня Миша 4

2. Кульгавик Павел 4

3. Винничек Лена 5

4. Зарожный Павел 6

5. Копчик Максим 6

6. Зараник Антон 5

7. Вербицкая Лена 5

8. Алексеюк Диана 6

9. Махахей Гена 5

10. Зубарев Андрей 5

11. Ващилко Анжела 4

12. Ярощук Антон 4

13. Ольшевский Дима 5

14. Лозовский Юрий 4

15. Заремба Юра 5

16. Левый Алеша 5

17. Зараник Алесей 5

18.Апанасик Евгений 4

19. Сологуб Стас 5

20. Кисляк Женя 5

21. Киркевич Мария 5

Низкий уровень

1. Курбасова Анна 2 Приложение 11

Результаты работы младших школьников с пиктограммами

4 «А» класс

Высокий уровень 7-8 баллов

1. Швед Оксана 7

Средний уровень от 4 до 6 баллов

1. Лосик Николай 4

2. Патейко Александр 4

3. Мотылевич Андрей 6

4. Буданов Женя 5

5. Кустинская Катя 4

6. Буценко Даша 5

7. Закурдаева Наташа 6

8. Березовский Ярослав 4

9. Савонь Ирина 5

10. Левченко Игорь 6

11. Столяр Алексей 6

12. Бебеш Алеся 4

13. Филипчик Женя 4

14. Давидюк Андрей 4

15. Малец Артем 4

16. Пармоник Елена 4

Низкий уровень 0-3 балла

1. Железный Руслан 0

2. Комар Карина 3

3. Шведова Алеся 2

4. Ребров Устин 3

5. Харкевич Максим 0

6. Монтик Павел 3

7. Боровик Катя 3

8. Малец Тимур 1

9. Бобко Ваня 1

Приложение 12

Упражнение «Настроение»

Цель: Определить какое настроение выражают каждые сроки.

1. Люблю я сумрачные краски,

Громады стен в лучах луны,

Меня приветствует по-братски

Мир дорассветной тишины.

В.Брюсов

2. И вновь один, я вновь живу собой.

Мне снится радость вечно молодая.

Моя душа оазис голубой,

Мои мечты цветут не отцветая.

К.Бальмонт

3. В лабиринте аллей,

Между скал и развалин,

Я тоскую о ней,

Я блуждаю печален.

К.Бальмонт

4. Хорошо одному у окна!

Небо кажется вновь голубым,

И для взоров обычна луна,

И сплетает опять тишина

Вдохновенье с раздумьем святым.

В.Брюсов

5. Я лежал в аромате азалий,

Я дремал в музыкальной тиши.

И скользнуло дыханье печали,

Дуновенье прекрасной души.

В.Брюсов

6. В душе качанье звука…

В ней радостный рассказ…

К.Бальмонт

7. На сердце было легко, как-то влажно и смутно…

Б.Зайцев

Приложение 13

Результаты проведения социометрии

4 «А» класс

Социометрические звезды ? 6

1. Кустинская Катя 7

2. Патейко Александр 6

3. Швед Оксана 8

Принятые 3-5

1. Буданов Женя 5

2. Буценко Даша 5

3. Комар Карина 3

4. Левченко Игорь 3

5. Лосик Николай 4

6. Ребров Устин 4

7. Савонь Ирина 4

8. Столяр Алексей 5

9. Харкевич Максим 3

Пренебрегаемые 1-2

1. Бобко Иван 2

2. Боровик Катя 2

3. Давидюк Андрей 1

4. Закурдаева Наташа 1

5. Малец Артем 1

6. Малец Тимур 2

7. Монтик Павел 2

8. Мотылевич Андрей 2

9. Шведова Алеся 2

Изолированные 0

1. Бебеш Алеся 0

2. Березовский Ярослав 0

3. Филипчик Женя 0

4. Пармоник Елена 0

5. Железный Руслан 0

Приложение 14

Результаты проведения социометрии

3 «Б» класс

Социометрические звезды ? 6

1. Бертош Настя 6

2. Хвойницкая Ксюша 6

3. Хорошко Валера 10

Принятые 3-5

1. Бусько Никита 4

2. Василевич Настя 5

3. Гаврис Олег 3

4. Лейченко Антон 4

5. Мазаник Алена 3

6. Сидорик Оксана 4

7. Степура Анастасия 5

Пренебрегаемые 1-2

1. Дрозд Снежана 1

2. Евтух Артем 2

3. Лебедева Даша 1

4. Марук Вова 1

5. Мушкевич Алена 2

6. Петровская Марта 1

7. Ханцевич Артем 1

8. Шваль Саша 1

9. Крипа Илья 2

Изолированные 0

1. Бизюкин Сергей 0

2. Ахремко Юлий 0

Приложение 15

Результаты проведения социометрии

4 «В» класс

Социометрические звезды ? 6

1. Зубарев Андрей 6

2. Кульгавик Павел 11

Принятые 3-5

1. Алексеюк Диана 3

2. Ващилко Анжела 3

3. Вербицкая Лена 5

4. Винничек Лена 4

5. Грищеня Миша 4

6. Зараник Алесей 5

7. Зараник Антон 3

8. Заремба Юра 3

9. Курбасова Анна 3

10. Левый Алеша 3

11. Лозовский Юрий 4

12. Одоевская Наташа 3

Пренебрегаемые 1-2

1.Апанасик Евгений 2

2. Зарожный Павел 2

3. Киркевич Денис 2

4. Копчик Максим 2

5. Махахей Гена 1

6. Ольшевский Дима 1

7. Сологуб Стас 1

8. Тарасов Алеша 1

Изолированные 0

1. Ярощук Антон 0

2. Кисляк Женя 0

Приложение 16

Результаты проведения социометрии

3 «А» класс

Социометрические звезды ? 6

1. Герман Андрей 6

2. Климова Дарья 6

3. Самсоник Ваня 6

4. Федорук Сергей 7

Принятые 3-5

1. Беланович Оля 3

2. Говоркова Настя 4

3. Кергет Настя 3

4. Козел Анастасия 4

5. Наскевич Илья 5

6. Павлов Женя 4

7. Савик Владислав 3

8. Эйхарт Артем 5

Пренебрегамые 1-2

1. Воробей Алексей 1

2. Голосунов Константин 1

3. Макей Илья 1

4. Николаева Иоланта 1

5. Оскальдович Влад 1

6. Тарасова Таня 2

7. Хлопицкая Элина 1

Изолированные 0

1. Аношко Евгений 0

2. Ющенко Дмитрий 0

3. Самсон Сергей 0

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты