Программа коррекционно - развивающих занятий для воспитателей в рамках работы по психологическому сопровождению педагогического коллектива«Формирование сплоченности коллектива».
Номинация «Лучшая коррекционно - развивающая программа, программа элективного курса по психологии» или «Лучшая разработка психологических мероприятий для родителей, педагогов».
Аннотация. Программа, направленная на формирование сплоченности коллектива, формирование команды
Пояснительная записка
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. По характеру и формам организации деятельности выделяют такие уровни развития групп:
1. ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группы друзей);
2. кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;
3. корпорация - группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп;
4. коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями общественно-полезной деятельности и сложной динамикой деловых и личностных взаимоотношений между членами группы.
Очень важно ведущему социально-психологического тренинга видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, что бы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов:
1. социально-психологическая адаптация - активное приспособление к педагогической деятельности и вхождения в новый коллектив, усвоение норм, правил, требований, традиций данного учреждения;
2. выявление действенного актива коллектива - организаторов коллективной деятельности, пользующихся авторитетом у коллектива;
3. высокий уровень сплоченности - благоприятный психологический климат, доброжелательный фон взаимоотношений, эмоциональное сопереживание.
Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями коллектива.
В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня общительности. В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами.
В целом хочется отметить, что взаимоотношения с руководителем, психологический климат педагогического коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.
Когда в коллективе создан комфортный микроклимат, его участники обретают уверенность, стремятся работать и творить.
Коррекционно-развивающая программа состоит из 3 блоков:
1. диагностический - изучение психологического климата педагогического коллектива, выявление стиля управления коллективом;
1 ч. 30 мин.1 ч. 25 мин.1 ч. 25 мин.1 ч. 30 мин.1 ч. 30 мин.1 ч. 20 мин.1 ч. 25 мин.1 ч. 25 мин.
Занятие 1Цель занятия: введение в групповую работу.1. Ритуал приветствия.
«Я могу вам предложить несколько ритуалов приветствия, которые приняты у разных народов. Мы с вами должны выбрать один, для того чтобы каждое занятие начиналось с него:
- объятие и трехкратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
- рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
- легкий поклон, со скрещенными на груди руками (Китай);
- легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
- поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только пальчиками (Малайзия);
- потереться друг об друга носами (Эскимосская традиция).
Но вы так же можете придумать ритуал.
2. Основные принципы работы тренинговой группы.
3. «Имя и эпитет»
Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение. Например: «Гениальный Геннадий, активный Анатолий, буйный Борис».
4. «Обмен местами».
Два участника меняются местами. В ходе обмена говорят друг другу что-нибудь приятное. Группа усаживается в круг, ведущий - в центре. Ведущий спрашивает у любого участника, взглянув ему в глаза: «Можешь ли ты поменяться со мной местами?» Это предложение обязательно принимается. Участник поднимается со своего места, идет навстречу ведущему. Приветственное рукопожатие, какой-нибудь краткий позитивный комментарий: «Мне нравится твоя улыбка». Ведущий занимает освободившийся стул участника, а тот как новый ведущий предлагает другому члену группы поменяться с ним местами. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник хоть один раз не побывает ведущим.
5. «Имя на ушко».
Оставьте в сторону столы и стулья, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению. Сначала участники ходят по комнате и приветствуют друг друга необычным способом: шепчут на ухо каждому встречному свое имя. Это нужно делать так, будто передается драгоценная тайна, о которой больше никто знать не должен. Предупредите игроков, что в один прекрасный момент они услышат звон колокольчика, это будет сигналом: надо остановиться и ждать новых указаний. Когда каждый игрок пообщается примерно с половиной участников, позвоните в колокольчик. Скажите, что теперь нужно снова ходить по помещению, но на этот раз сообщать на ухо партнеру его имя. Забытое или неизвестное имя игрока не должно стать основанием для уклонения от встречи. Тот, кто не знает имени, шепчет другому на ухо: «Я хотел бы узнать, как тебя зовут». Игра заканчивается со звоном колокольчика.
6. «Я - это я!»
Оставьте в сторону столы и стулья, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению. Предложите членам группы двигаться по кругу. Для начала каждый выбирает темп, который на данный момент кажется ему наиболее подходящим. Теперь участники двигаются особым образом: они топают сначала правой ногой, затем - левой, потом делают маленький прыжок. Эти движения сопровождают следующую фразу: «Я (притоптывание правой ногой) - это (притоптывание левой ногой) имя рек (подпрыгивание на месте)». На выполнение задания дается 2 минуты. Соберите членов группы вместе. Группа выстраивается в круг, вы становитесь в центре. Теперь все вместе повторяют то же действие в общем ритме, так чтобы возник резонанс. Сначала действия проходят с меньшей энергией и все произносят ключевую фразу негромко. Потом интенсивность выполнения задания увеличивается.
7. «Числа моей жизни».
Группа усаживается в круг, каждый участник задумывает число, которое имеет значение в его жизни. Это может быть знаменательная дата, телефонный номер, возраст, номер дома, число членов семьи и т.д. Когда участник задумает число, он пишет его очень большими цифрами на листе бумаги. Все по очереди выкладывают свои листки на пол в центре круга, а другие члены группы должны за 2 минуты постараться отгадать, почему это число так важно для соответствующего участника. Под конец он сам разъясняет группе значение этого числа.
8. «Кто родился в мае…»
Группа рассаживается по кругу. Объясните участникам, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Вы называете личностное качество или описываете ситуацию и просите участников, по отношению к которым справедливо высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами». Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:
-у кого голубые глаза- трижды подмигните;
-чей рост превышает 1 м 70 см, пусть изо всех сил крикнет: «Кинг Конг!»;
-тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
-кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
-кто любит собак, трижды пролайте;
-кто любит кошек, трижды промяукайте;
-те, у кого есть черные детали одежды, получают особое задание, они должны сказать соседу справа, что никогда в жизни не пожелают такой же прически, как у него;
-у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;
-кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;
-у кого есть веснушки, пробегите по кругу;
-замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;
-пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
-тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;
-у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
-кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
-кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;
-тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается;
-кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».
9. Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д.
10. Ритуал прощания.
Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.
Занятие 2
Цель занятия: создание доверительных отношений.
1. Приветствие.
2. «Темп».
Группа усаживается на полу тесным кругом. Они вытягивают ноги вперед, чтобы их ступни образовывали маленький круг в центре. Ведущий садится в середину этого маленького круга и берет свернутую газету. Каждый участник называет свое имя. Ведущий, сидя в центре, выкрикивает имя любого члена группы. И сразу же вслед за этим он пытается хлопнуть по ногам того участника, чье имя было произнесено. Задача участника -быстро отдернуть ноги и выкрикнуть следующее имя. Если названный участник замешкался и его успели хлопнуть по ногам до того, как он выкрикнул имя другого члена группы, он становится ведущим. Ведущим становится и тот, кто отдернет ступни, даже если имя его не назвалось, или выкрикнет имя, которого в группе нет.
3. «Уникальность каждого».
Игроки сидят по кругу, у каждого наготове бумага и карандаш. Акцентируйте внимание на том, что каждый человек уникален и неповторим. У всех свои особенности, жизненный опыт, пристрастия и т.д. Совокупность целого ряда факторов и создает неповторимую личность. Пусть сначала каждый игрок попытается охарактеризовать то, в чем он уникален. Например, неожиданные факты ( я - одна их тройни); кулинарные способности (я замечательно готовлю уху); интересный жизненный опыт ( я прожил год в Берлине); особые награды ( я получала медали за спортивные достижения); особые интересы ( я прекрасно разбираюсь в литературе русского зарубежья). Попросите участников написать на листе бумаги свои имена и прибавить новую необычную интересную или просто важную характеристику, которая подчеркивает их индивидуальность. Соберите записи и прочтите их одну за другой. Каждый раз делайте небольшую паузу и предлагайте группе определить игрока, давшего себе такую характеристику. Если попытки несколько раз не дают положительного результата, соответствующий игрок встает, тем самым давая понять, что речь идет о нем.
4. «Разговор в двойном кругу».
Все игроки выстраиваются в 2 круга лицом друг к другу. Пока играет музыка, круги двигаются в противоположных направлениях. Как только музыка смолкает, участники останавливаются. Таким образом из оказавшихся напротив друг друга игроков образуются пары. Партнеры кратко представляются друг другу и заводят разговор на тему, которую вы им предлагаете. Для обсуждения в каждом следующем раунде дается новая тема. Например: нечто важное, чему я научилась в прошлом году; неудача, с которой я справилась за последние 5 лет; нечто, за что я благодарна; человек, у которого я многому научилась; иллюзии, с которыми я рассталась; что я хотела бы приобрести в результате занятий в группе. На обсуждение каждой темы дается 3 минуты. В конце игры снова включите музыку, и пусть участники в течении 30 секунд просто ходят под музыку.
5. Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д.
6. Ритуал прощания.
Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.
Занятие 3.
Цель занятия: создание доверительных отношений.
1. Приветствие.
2. «Японская бабочка».
Поставьте столы и стулья в сторону. Выберите участника, который будет играть роль «тори». «Тори» - это по-японски «птица». Все остальные - «бабочки». Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Время от времени одна из Бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока. Как только Бабочка поймана, она тоже становится в круг, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна бабочка.
3. «Воображаемый мяч».
Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг. Группе объясните, что успех игры зависит от того, насколько они смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддержать чужую инициативу и проявить собственную активность. Назначьте кого-нибудь из участников игроком №1. Дайте следующие инструкции: «Чтобы начать упражнение игрок №1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как воображаемого мяча у нас нет, игрок №1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок №1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок №1 встречается глазами с игроком №2 , произносит его имя и говорит перед броском: «Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга».
4. «Считаем до 10».
Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза. Цель упражнения: группа должна посчитать от 1 до 10. При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например,4 и 5), но в ходе игры каждый участник может назвать более одного числа. Если несколько игроков назвали одновременно одно и тоже число, игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать. Если игра никак не ладится, подбодрите участников, чтобы они чувствовали себя напряженно. Игра продолжается до тех пор, пока группа получает удовольствие.
5. «Синхронное движение».
Цель игры: все участники должны синхронно выполнять разнообразные движения, при этом постоянно ведущего нет. Группа только работает слаженно, когда каждый ее член может исполнять функции как руководителя, так и подчиненного. Сначала участники рассаживаются на стульях. Затем без предварительной договоренности и не переговариваясь все должны начать двигаться. Главной задачей игроков является синхронное выполнение движений в отсутствие явного руководства со стороны отдельных участников. Это упражнение на отражение (подражание). Каждый участник делает то, что делают все остальные. А лучше, если движение будут неторопливыми, даже замедленными. Каждый игрок должен по возможности пытаться удерживать взглядом всех. Проведите тренировочный раунд, во время которого участники остаются сидеть на своих местах и выполняют различные движения, например, поворачивают голову направо, налево, снова замирают, глядя прямо. Когда простые движения начнут удаваться, игроки могут пробовать двигаться по помещению. Важно, чтобы участники не разговаривали. Пусть члены группы ответят на следующие вопросы:
- Насколько хорошо удавалось держать в поле зрения всю группу?
- Насколько легко менять роли ведущего и ведомого?
- Чувствовали ли вы себя вправе захватить инициативу в группе?
- Какая роль для вас более привычна - ведущего или ведомого?
6. «Сложите шерстяное одеяло»
Игроки разбиваются на команды по 4 человека в каждой. Настройте их на работу с помощью такого рассказа: «Прекрасным летним днем вы все вместе собрались на морском берегу. Вы расстилаете на песке шерстяное одеяло. Потом садитесь на него и наслаждаетесь солнцем, свежим воздухом и плеском волн. Но вдруг собирается гроза. Вы уходите с побережья, но прежде должны все вместе сложить шерстяное одеяло». Теперь члены команд должны совместными усилиями «сложить шерстяное одеяло». На всю операцию дается 2 минуты. Если участники испытывают затруднения, добавьте 2 минуты.
7. Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д.
8. Ритуал прощания.
Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.
Занятие 4.
Цель занятия: формирование сплоченности коллектива.
1. Приветствие.
2. «Спиной к спине».
Каждый игрок выбирает партнера, который вызывает у него интерес. Партнеры становятся спиной к спине (или садятся таким образом на пол). Важно, чтобы их спины соприкасались, от предплечий до крестца. Объясните участникам, что эта игра на «отражение»: один делает спиной разные движения, а другой повторяет их как можно точнее. В первом раунде инициативу проявляет партнер меньшего роста. Движения, которые он выполняет, должны быть медленными, чтобы второму игроку было легко следовать за ними. После того как работа стала более или менее слаженной и партнерам удалось достаточно раскрепоститься, первый игрок может делать чуть более быстрые и экстравагантные движения. Участники не должны переговариваться. На выполнение задания отводится 2 минуты. Во втором раунде инициативу перехватывает второй партнер (2 минуты). В конце игры партнеры обсуждают полученный опыт: что получалось хорошо, что не совсем удалось, что было неожиданным, насколько гибким и изобретательным был партнер?
3. «Машина с характером».
Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали - это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок №1) выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок №1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок №2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действия игрока №1. Если, например, игрок №1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «ах, ох», то игрок №2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок №1 говорит «ах», разводить руками, а при заключительном «ох», один раз подпрыгнуть. Он может при этом встать боком к игроку №1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «ау», причем для своего «ау» выбрать момент между «ах» и «ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а так же придумать свое действие и возгласы. Когда задействованы все члены группы, Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранной группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться. Подведите итоги игры: смогла ли группа создать интересную машину? Функционировала ли машина некоторое время без перебоев? Как вы продумывали свои действия? Трудно ли было придерживаться одного ритма и темпа работы? Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся? Трудно ли было разобрать машину? Как влияло на работу то, что нельзя было разговаривать?
4. «Любопытная история»
Необходимо бумага и карандаш для каждого игрока. Цель игры: мини- команды должны сочинить историю, задействовав вою фантазию. Каждый игрок на карточке пишет любое слово, пришедшее на ум. Это может быть существительное, глагол, прилагательное, наречие. Карточки складываются, помещаются в коробку и перемешиваются. Каждый участник вытаскивает карточку, но не смотрит, что на ней написано. Группы делятся на команды по 4 человека в каждой. Теперь членам команды предстоит объединиться и сочинить историю так, чтобы в ней были использованы все слова, имеющихся у них карточек. Объем текста приблизительно страница. Готовые истории должны быть названы и представлены в письменном виде (30 минут). После этого команды собираются вместе и зачитывают свои историю. В конце игры подводятся итоги: какие слова было трудно включить в рассказ? Каким было настроение в команде во время работы? Доставило удовольствие каждому участнику творить вместе с другими?
5.Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д.
6.Ритуал прощания.
Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.
Занятие 5.Цель занятия: формирование сплоченности коллектива.
1. Приветствие.
2. «Карнавал зверей»
«Я хочу вам предложить игру, в которой вы станете одним из животных. У этих животных разные голоса: у одних скорее тихий, у других - громкий, звонкий, глухой и т. д. Сначала мы вместе попробуем изобразить эти голоса: какой голос у комара? Какой голос у змеи? Какой голос у кошки? Какой голос у волка? Какой голос у филина? Какой голос у филина? Какой голос у медведя?
Теперь мы знаем голоса этих 7 животных. Встаньте в большой круг. Вы должны выбрать, каким именно животным вы будете. Чтобы облегчить вам выбор, давайте еще раз послушаем голоса животных, н в обратном порядке. Один из вас должен изображать голос животного. Кто из вас прорычит голосом медведя? Помяукает кошкой? Поухает, как филин? Пропищит комаром? Прошипит змеей? Поквакает, как лягушка? Провоет волком? А теперь выберете, каким зверем вы будете. Закройте глаза и в течение 10 секунд походите по комнате в молчании. Двигайтесь медленно, стараясь не натыкаться друг на друга.
Теперь произведите голос вашего животного. Используйте этот голос как призывной клич, поскольку ваша цель - найти всех животных вашего вида. Не открывая глаз и чутко прислушиваясь, найдите тех членов группы, которые выбрали себе тоже животное, что и вы. Если же вы нашли «животное» с тем же голосом, дайте ему руку, идите дальше вместе, слушайте голоса других, чтобы найти своих «соплеменников». У вас 2 минуты, чтобы найти родственников».
3. «Красная шапочка и серый волк».
Группа образовывает круг. Красной шапочкой будет теннисный мячик, который они должны будут передавать по кругу друг другу, от первого игрока к следующему. Красная шапочка бежит от Волка, который подойдет немного позже. Покажите мне, как Красная шапочка спасается бегством… Теперь подойдет Злой Волк, им будет чуть больший по размеру резиновый мяч. Злой Волк упорно бежит в том же направлении за Красной шапочкой. Если он настигнет Красную шапочку, то она должна будет повернуться кругом и продолжить свое бегство в другую сторону. И еще: каждый игрок имеет право изменить направление, в котором бежит Волк. Для этого, он просто кричит «Поворачивай!» Тогда Волк изменит направление своего движения и Красная шапочка тоже должна изменить направление бега. Вы поняли, как все происходит? Можно усложнить упражнение: пусть в бегство от «Волка» - две «Красные шапочки». Их задача - убегать только от «волка», между собой они могут сколько угодно пересекаться.
4. «Круг доверия».
Отодвинуть в сторону столы и стулья, освободить место для упражнения. Цель игры: проверить готовность членов группы обращаться друг с другом с уважением. Группа выстраивается в большой круг. Предложите участникам закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу. Они должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в очень медленном темпе. Когда группа успешно справиться с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться намного быстрее. Чем быстрее они идут. Тем осторожнее приходиться быть. Призовите участников быть максимально внимательными, чтобы никто не ушел домой в синяках.
Это упражнение показывает, что по жизни можно идти по - разному (вовсе не обязательно во что бы то не стало пробиваться к цели, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам так же, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.
5. «Абстрактные картинки».
Понадобятся несколько больших листов плотной бумаги, фломастеры. Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек. Каждая команда группируется перед листом ватмана, который лежит на полу. Игроки команды должны все вместе нарисовать картину, причем участие каждого обязательно. Разрешается использовать только определенные геометрические фигуры или прямые линии. Каждый должен решить для себя, каков будет его вклад в общую композицию - круг любого размера или же прямые линии также любой длины. Игроки рисуют поочередно, при этом, каждый «новый художник» должен ориентироваться на то, что уже нарисовал его предшественник.
6 «.Сидим без стула».
Освободить место для проведения упражнения, подобрать танцевальную музыку. Члены группы расходятся по комнате. Вы включаете музыку, и все играющие начинают двигаться в ее ритме. Когда музыка прекращается (вы внезапно выключаете ее), участники как можно быстрее образуют пары: один игрок наполовину приседает так, чтобы к нему на колени мог сесть другой игрок. Два участника, выполнившие это упражнение последними, выбывают из игры и садятся на пол.
7.Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д.
8.Ритуал прощания.
Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.
Занятие 6
Цель занятия: формирование сплоченности коллектива.
1. Приветствие.
2. «Массаж в кругу».
Упражнение выполняется под динамичную музыку. Во время этого упражнения вся группа садится в круг - затылок друг другу. Каждый кладет ладони на плечи впереди сидящего, после чего с закрытыми глазами начинает осторожно массировать голову, спину, плечи. Через 2 минуты все поворачиваются на 180 градусов, не открывая глаз, теперь весь круг смотрит в противоположную сторону. Теперь каждый может отблагодарить партнера за все хорошее, что он получил от него в первом раунде.
3. «Я падаю!».
Отодвинуть столы, стулья. Пол должен быть застелен ковром. Участники игры прогуливаются по комнате. Неожиданно какой - либо игрок, закричав: «Я падаю!», начинает медленно опускаться на пол, либо падать вперед (ни в коем случае нельзя опрокидываться назад!). остальные играющие должны молниеносно поспешить ему на помощь и подхватить нуждающегося в поддержке игрока прежде, чем он коснется пола. Как только «падающий» игрок спасен, все участники игры расходятся по комнате, и действие повторяется снова.
4. «Образуйте круг».
Освободить место для игры. Члены группы стоят в произвольном порядке. Затем они закрывают глаза и, не говоря не слова. Начинают двигаться по комнате. Двигаться нужно медленно, чтобы избежать резких столкновений. Звуки шагов, дыхание, тепло, исходящие от других членов группы, - все это должно помочь участникам ориентироваться в помещении. Через 1 - 2 минуты предложите участникам взять друг друга за руки. После этого они должны образовать замкнутый круг. Когда соберутся все участники, ведущий информирует их о том, что круг полностью укомплектован. При необходимости он помогает отдельным «потерявшимся» членам группы найти дорогу к кругу. К конце игры все одновременно садятся на пол, открывают глаза и кратко обсуждают свои впечатления.
5. «Пусти корни!».
Каждому игроку нужны два партнера. Попросите участников выбрать себе партнеры игроков, которые родились в разные месяцы. В тройках один из игроков становится между двумя другими - совершенно прямо, руки вдоль туловища, кулаки сжаты. Партнеры подставляют под кулаки стоящего в середине сложенные ладони и пытаются оторвать его т земли. Возможно, первая же попытка увенчается успехом. После этого они подают сигнал: «Готово, подняли!» и ставят игрока на пол. Теперь каждому стоящему в середине игроку надо сказать следующее: «Сейчас ты можешь сильно озадачить своих партнеров: тебе предстоит пустить корни в пол. Закрой глаза и представь себе, что у твоих ног есть корни, которые уходят глубоко в землю. Старайся дышать глубже и вообрази, что с каждым вдохом ты втягиваешь и пропускаешь через себя энергию неба. Она протекает через твое тело и уходит в землю под тобой. Ощути, как с каждым вдохом ты становишься спокойнее и тяжелее, проникаешь глубоко в землю. ..Когда ты почувствуешь, что стал совсем тяжелым и крепко связанным с землей, кивком головы дай партнерам сигнал, что они могут во второй раз попытаться приподнять тебя». Во многих случаях окажется, что стоящего в середине игрока больше не смогут приподнять, во всяком случае, сделать это будет значительно труднее.
6. «Летний дождь»
Члены группы должны образовать как можно более правильный круг. Как только это удалось, все поворачиваются направо, так что все игроки стоят друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Расскажите группе, что каждый в этом упражнении может услышать шум и шорох летнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в группе, тем прекраснее будет ощущение от игры. Встаньте сами в круг вместе с группой и продемонстрируйте движения, которые производят желаемые шорохи: положите ладони на спину впереди стоящего игрока, приблизительно в районе лопаток, и опишите ими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза А); потихоньку начните нежно похлопывать кончиками пальцев по спине партнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза В); теперь начинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза С); вернитесь к фазе В; перейдите к фазе А; остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спине партнера. Объясните группе, что это упражнение дает потрясающий эффект, если при этом не все закроют глаза. Начинайте игру с фазы А. Стоящий перед вами игрок «передает» это движение дальше - участнику, стоящему перед ним, и т. д., пока оно не вернется к Вам. Когда вы почувствуете, как руки партнера совершают круги по Вашей спине, начинайте фазу В, и так далее, пока последовательность не дойдет до конца (каждый продолжает выполнять движение, которое он чувствует своей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал).
7.Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д.
8.Ритуал прощания.
Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.
Занятие 7
Цель занятия: формирование сплоченности коллектива.
1. Приветствие.
2. «Выглядим комично!».
Попросите играющих забыть о грации и элегантности и пройти по прямой линии один за другим, приложив все силы к тому, чтобы выглядеть комично и даже безумно. Можно изображать необычных людей, героев кинофильмов и т.п. чем более причудливым и гротескным будет изображаемый персонаж, тем лучше. Пусть тот или иной игрок попробует пройти, как: звонарь с колокольни Нотр - Дам; годовалый ребенок; робот; деревенский дурачок; супермодель с мировым именем; марширующий солдат; человек с избыточным весом в сто килограммов; граф Дракула; неряха и т. д.
Пока участники, дефилируя по одиночке, демонстрируют глубокое знание человеческих недостатков, особенностей и причуд, публика должна воодушевлять их и подбадривать.
Когда одиночные проходы по «подиуму» будут закончены, наступает очередь пар…Затем комичный «карнавал» продолжают группы из трех человек. В конце игры вся группа объединяется в общем параде гротеска. После этого игроки награждают друг друга бурными аплодисментами и радостными улыбками.
3. «Сочиняем вместе».
Участники становятся в круг. Если в группе больше 16 человек, лучше разбить ее на подгруппы. Задание состоит в том, чтобы вместе придумать некую инструкцию. Один за другим участники произносят по одному слову, пока инструкция не будет закончена. Конец каждой фразы игроки отмечают понижением голоса. Тема инструкции может относиться к области межличностных отношений и содержать юмористический оттенок, например: как сделать, чтобы тебя не полюбили в группе; как рассердить своего руководителя; как восстановить против себя партнера; как сделать из детей маленьких разбойников; как найти любовницу для мужа; что можно сделать, чтобы спасти свой «брак»; как сделать, чтобы в тебя влюбились; как держать себя в хорошей форме и т. д. Члены команды должны договориться о том, в каком направлении - по часовой стрелке или против нее - они будут передавать друг другу слово. Доброволец начинает игру, его сосед присоединяет следующее слово.
4. «Растопи круг».
Группа встает в круг и берется за руки. Доброволец входит в круг. Он должен - растопить круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет найти добрые и приятные слова о ком - нибудь, стоящем в кругу, кто сумеет выразить свою теплоту, благодарность или восхищение, самые лучшие человеческие чувства. А остальные - не имеют желания выпустить того, кто в кругу, но если вы верите в искренность его теплых чувств к вам, если, на ваш взгляд, человек искренне отдает вам свою душу, - вы можете отпустить свои руки, обнять его и выпустить из круга. Если вы будете выпускать человека легко, будет неинтересно: просто так его не выпускайте, пусть заслужит. Дайте ему шанс: если человек действует на пределе своих возможностей - оцените это и выпустите его. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий в круг встанет добровольно. На каждого водящего дается 2-3 минуты. Кто сделает шаг вперед и войдет в круг, чтобы испытать себя?
5. «Бережливый муж».
Начните игру с краткого объяснения: « Зачастую людям, легко справляющимися с проблемами, нравится придумывать множество теорий, объясняющих действительность. Например, анализируя поведение человека, не ограничиваются одним только возможным мотивом, который мог бы объяснить те или иные поступки». Участники разбиваются на подгруппы по 4 человека. Каждой команде выдается по фломастеру и листку бумаги. Сообщите командам задание: «Один бережливый муж с большим состоянием однажды изменил свои привычкам и растратил много денег. Сколько причин вы можете найти для такого поведения? Запишите свои идеи, которые появятся в течение четверти часа».Затем они их зачитывают.
6. Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д.
7. Ритуал прощания.
Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.
Занятие 8
Цель занятия: Закрепление новых форм поведения, полученных знаний и умений.
1.Приветствие.
2. «Бревно».
Группа ложится на пол лицом вниз как можно плотнее друг к другу. Как только начнет играть динамичная музыка, человек, лежащий первым, начинает перекатываться по остальным лежащим на полу. Как только он докатился до конца, начинает катиться следующий и так все подряд друг за другом. После одного раунда, если есть желающие, они могут еще раз прокатиться по телам лежащих.
3. «Иди ко мне!».
Группа разбивается на пары. Один партнер закрывает глаза. Другой встает напротив него на расстоянии 2 метров. Как только один партнер закроет глаза, второй начинает медленно подходить к нему, пока первый не поднимет руки ладонями наружу и не скажет: «Стоп!». В заключении оба меняются ролями и повторяют эксперимент. Затем в течение нескольких минут партнеры обсуждают то, что они испытали: что побудило «слепого» игрока сказать: «Стоп!»; насколько близко позволяю другим подойти к себе; насколько близко хотел я подпустить к себе партнера.
4. «Падение на руки в паре».
Группа разбивается на пары. Один встает спиной к другому на расстоянии одного шага от него - и падает назад, а он встречает его на свои руки. Затем меняются ролями, и идет обсуждение: было легко падать? Что останавливало? Легче падать или ловить?
5. «Маятник»
Упражнение аналогично предыдущему. Образовать круг из 8 человек лицом в центр, а в центре становится один участник, расслабляется, закрывает глаза и начинает падать назад, вперед, вбок - в любую сторону. Стоящие кругом мягко его ловят и передают напротив или по кругу так, чтобы у стоящего в кругу появилось ощущение колыбели или качания на волнах. Важно, чтобы составляющие круга встали надежно, с отставленной назад опорной ногой и готовыми, надежными и нежными руками. Обмен мнением: чувствовала ли группа доверие к ней? Качающийся описывает свои ощущения; может указать «лучшие» или «худшие» руки.
6. «Поддерживаем друг друга».
Участники делятся на пары. Партнерами должны стать люди примерно одинаковых пропорций. Теперь они встают друг перед другом на расстоянии длины руки и берутся за руки крест - накрест. Обратите внимание группы на то, что в этом упражнении важна абсолютная надежность. Полностью сконцентрировав внимание друг на друге, партнеры медленно, под контролем ведущего начинают перемещать свой центр тяжести, они переносят свой вес вперед, затем делают несколько крохотных шагов назад, так что вес каждого удерживается благодаря противодействующему давлению другого. Когда напряжение становится предельным, пара на мгновение застывает в этой позиции. Затем партнеры медленно и равномерно возвращаются в вертикальное положение, маленькими шажками продвигаясь вперед, пока не достигнут исходного положения и каждый из них не сможет стоять самостоятельно. В конце игры ведется обсуждение.
7.«Большие шаги».
Группа становится в круг. Каждый кладет руки на плечи соседа. Они все должны сделать пару огромных шагов в направлении центра круга, но только по команде. Готовясь к первому шагу, все высоко поднимают левую ногу. Вы говорите: «Раз, два, три…Шагаем!», и группа делает первый шаг. При подготовке ко второму шагу все высоко поднимают правую ногу. Вы повторяете: «Раз. Два, три…Шагаем!», и группа делает второй шаг. Вполне вероятно, что в круге стало довольно тесно, но все - таки добавьте третий шаг. Насколько возможно все поднимают левую ногу. Вы даете команду к последнему шагу. После этого все игроки окажутся плотно прижатыми друг к другу.
8. «Карусель».
Члены группы становятся в круг, положив руки либо на плечи, либо на пояс соседей. Все маленькими шажками двигаются направо, пока кто - нибудь не скажет: «Стоп!». Этот игрок произносит несколько положительных фраз о прошедшем занятии. Он может назвать действия, которые ему понравились, отметить положительные качества всей группы или отдельных участников, свой собственный успех. Затем группа идет мелкими шажками налево, пока кто-нибудь опять не скажет: «Стоп!» и не выскажет положительные суждения о группе. Аналогичным образом группа движется то вправо, то лево, пока не выскажутся все игроки.
9. Итоговая рефлексия.
Участники группы по очереди высказываются, подводя итог прошедших занятий. Они могут ответить на следующие вопросы: чему вы научились на занятиях? Что было непонятно? Над чем вы размышляете? За что благодарны игрокам и ведущему? Что вас не обрадовало? Что вам мешало? Какие игры вы бы провели еще раз и т. д.