рефераты курсовые

Методы исследования бессознательного по З. Фрейду

Методы исследования бессознательного по З. Фрейду

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО «АмГУ»)

Кафедра психологии и педагогики

Реферат

На тему: Методы исследования бессознательного по З. Фрейду

По дисциплине: Общая психология

Исполнитель

студент группы 668 Ю.В. Климович

Руководитель

ассистент Е.В. Павлова

Нормоконтроль

ассистент Е.В. Павлова

Благовещенск 2006г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Понятие бессознательного

2 Содержание бессознательного

3 Методы исследования бессознательного по З. Фрейду

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в небольшом моравском городе Фрейбурге в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. В большой семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительно острым умом и страстью к чтению. Он окончил гимназию с отличием в 17 лет и поступил в знаменитый Венский университет.

В эти годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Крюке. Эта работа во многом определила уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим параметрам, определяющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. Вначале он работает хирургом, однако, прослушав курс по психиатрии, заинтересовывается этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 году он добивается престижного положения лектора в Венском университете. При помощи Крюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Шарко. Эта стажировка не только открыла Фрейду роль гипноза в лечении истерии, но и подняла впервые завесу над бессознательным, продемонстрировав роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращении в Вену Фрейд совместно с психиатром Брейером исследует динамику истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако постепенно он отходит от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Не принял Брейер и новый, предложенный Фрейдом метод лечения истерии психоанализ.

Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия. Фрейд считал, что в своих отношениях с Крюке, Шарко и, особенно, с Брейером, он трансформировал свои отношения с отцом. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к учителям - с одной стороны, восхищенное поклонение, с другой - желание найти свой собственный путь, превзойти своих учителей. Так постепенно вырисовываются контуры концепции Фрейда о "трансфере" и "Эдиповом комплексе", которые затем займут важное место в его теории личности.

1 ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Бессознательное - наиболее важная, содержательная и обширная система психики, включающая различные, в том числе противоположные, неосознаваемые "первичные" влечения, инстинкты, желания, импульсы, мысли. Сами по себе процессы психически бессознательны, а сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собой асоциальную, аморальную и алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти; поэтом оно может рассматриваться как истинно реальное психическое. Основной регулятор этой системы принцип удовольствия.

2 СОДЕРЖАНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, - в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях.

В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая фактически является энергетической основой личности. В Ид содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писали и сам Фрейд и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергию, связанную с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд обозначил термином Оно (Ид). Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное.

Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом. Если содержание Ид расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с океаническим чувством Я", включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализовать Я до своего тела, сужая таким образом, объем Я.

Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго - посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями - с другой.

Третья структура личности - Супер-Эго - не врожденная; она формируется в процессе жизни. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется так же Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Супер-Эго служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес сверх-Я, то Оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от Ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски.

Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго.

Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения в виде ошибок, описок, оговорок. Символ, по мнению Фрейда, является не непосредственным отражением вытесненного желания, а его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение "психопатологии обыденной жизни", т. е. толкованию таких явлений, как ошибки и описки, сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом. Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей "добропорядочный" вид. Поэтому человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно.

Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

Либидозная энергия, которая связана с инстинкт том жизни, является также основой развития личности, характера. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого, Фрейд выделял три больших этапа.

Первый этап - либидо-объект - характерен тем, что ребенок нуждается постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до одного года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадий происходит в том случае, когда ребенок в этот период не смог реализовать свои либидозные желания. Для этого типа личности характерна определенная зависимость, инфантильность.

Второй этап, который длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл эту стадию нарциссизмом, считая, что для людей, у которых произошла фиксация на этой стадии, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность. Этап состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, - анальная, при которой ребенок не только учится навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережливостью. С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. В этот период нарастает напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Эта напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентный период в развитии сексуального инстинкта. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание на учение, спорт, игры.

В подростковом возрасте дети переходят на третий этап, который также называется либидо-объект, так как для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Эта стадия также называется генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его типа личности.

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества. Он писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепции, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо.

3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ПО З. ФРЕЙДУ

Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения - метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы - это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.

Для Фрейда бессознательное характеризуется некой двойственностью, выявляемой не столько при феноменологическом описании бессознательных процессов как таковых, сколько при раскрытии динамики их функционирования в человеческой психике. С одной стороны, в ходе описания психических процессов, не являющихся сознательными, обнаруживается так называемое скрытое, латентное бессознательное. Его характерным признаком является то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, перестает быть таковым в следующее мгновение, но может вновь стать сознательным при наличии определенных условий, способствующих переходу бессознательного в сознание.

С другой стороны, динамика развертывания психических процессов такова, что она свидетельствует о наличии в человеческой психике какой-то противодействующей силы, препятствующей проникновению бессознательных представлений в сознании.

Согласно Фрейду, "есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным". Первый вид бессознательного основатель психоанализа называет "предсознательным", второй - вытесненным бессознательным. Отсюда - идеи Фрейда о "топике" человеческой психики, состоящей из бессознательного, предсознательного и сознания.

Фрейд осознавал всю двусмысленность, возникающую в процессе глубинного рассмотрения бессознательного с точки зрения его функциональных особенностей протекания в различных психических системах - в системах предсознательного и вытесненного бессознательного. Более того, он считал, что некая двусмысленность возникает и при рассмотрении сознания и бессознательного, так как в конечном счете различия между ними - это вопрос восприятия, на который необходимо ответить утвердительно или отрицательно. По этому поводу основатель психоанализа замечал: "Мы не в состоянии избежать двусмысленности, употребляя слова сознательный и бессознательный то в описательном смысле, то в систематическом в тех случаях, когда они означают принадлежность к определенным системам или обладают известными свойствами". Для того чтобы избежать двусмысленности, он предложил использовать буквенное обозначение для описания различных психических систем. Так, система сознания сокращенно обозначается им как bw (bewu?t), система бессознательного - как ubw (unbewu?t), система предсознательного - как vbw (vorbewu?t). При характеристике различных психических процессов Фрейд также пользуется буквенным обозначением, понимая под ubw вытесненное, динамически понятое бессознательное. При этом он неоднократно напоминает о том, что в "в описательном смысле существует двоякое бессознательное, в динамическом же только одно".

Для того чтобы превратить это патогенное незнание в нормальное знание, перенести «вытесненное» бессознательное в предсознательное, а затем и в сознание, необходимо, как считает Фрейд, восстановить нарушенные внутренние связи, помочь невротику уяснить смысл происходящего и тем самым подвести его к пониманию подлинных причин, обусловивших его страдания. В принципе все это возможно, поскольку в психике человека нет ничего произвольного, случайного, не детерминированного. Согласно Фрейду, каждый психический акт, каждый бессознательный процесс имеет определенный смысл, включает в себя смысловые связи.

Прояснение смысла бессознательных мотивов, влечений и побуждении человека, скрытого от его сознания и совершенно непонятного в силу символического языка самого бессознательного психического, как раз и осуществляется, но убеждению Фрейда, путем скрупулезного и трудоемкого расчищения "отбросов жизни", с тем чтобы постепенно добраться до первооснов человеческого бытия с их исторически сложившимися структурами, специфической образной символикой и иносказательной смыслозначимостыо. Бессознательное громогласно заявляет о себе, хотя сознание человека не слышит его голоса, ибо они говорят на разных языках. Поэтому основатель психоанализа призывает сосредоточить усилия исследователей на расшифровке языка бессознательного.

Сам он пытается создать специальный словник, в котором осуществляется перевод бессознательной символики па язык обыденного сознания. По этому поводу С. Цвейг замелил: "Подобно тому как египтологи использовали таблицу Розетты, начинает и Фрейд наносить значок за значком, начинает разрабатывать для себя словарь и грамматику языка бессознательного, чтобы уразуметь те голоса, которые заучат за нашими словами и за нашим сознанием предостерегающе или зовуще и власти которых мы в большинстве случаев подпадаем более роковым образом, чем велениям сознательной нашей волн".

В соответствии с этим фрейдовским словником видение, например, дома в сновидениях или в галлюцинациях расценивается как символ изображения человека. Дом с гладкими стенами - образ мужчины, здание с балконом и другими выступами - образ женщины. Цифра "три" - мужские гениталии и т. д. Причем буквально все символы во фрейдовском словнике имеют сексуальный подтекст. Поэтому расшифровка языка бессознательного в психоаналитической философии так или иначе замыкается на отыскание сексуальных корней, лежащих в основе мотивационной деятельности человека.

Если обращение к исследованию "отбросов жизни" - составляет одну из характерных особенностей психоаналитической теории познания, то другая ее особенность заключается в редукции настоящего к прошлому. Археологические раскопки человеческой психики в психоаналитической философии являются не чем иным, как исследовательской процедурой редукционистского характера, в соответствии с которой познание бессознательного осуществляется путем погружения в глубины человеческого бытия. Оказывается, что "психоанализ не может объяснить ничего настоящего, не сведя его к чему-нибудь прошлому".

Этим прошлым для Фрейда является как раннее детство отдельного человека, так и первобытное состояние человеческого рода. Изучение и толкование сновидений, будучи, по убеждению основателя психоанализа, важным средством "для познания бессознательного", наглядно демонстрируют истоки бессознательных желаний человека, уходящих своими корнями в прошлое. "Работа сновидений, - замечает Фрейд, - возвращает нас к доисторическому времени двоякого рода: во-первых, это - индивидуальный доисторический период, детство; во-вторых, поскольку каждый индивид в своем детстве так или иначе вкратце повторяет развитие человеческого рода, это - филогенетическая доисторическая эпоха".

В конечном счете психоаналитическая теория познания оказывается опирающейся на фрейдовский постулат, согласно которому источником бессознательного является нечто инфантильное. Поэтому "вытесненное" бессознательное взрослых людей рассматривается в психоаналитической философии исключительно через призму желаний и влечений человека, имевших место еще в детстве.

В процессе выявления смысла бессознательных проявлений человеческой деятельности Фрейд делал ставку на изучение сновидений, полагая, что это наиболее плодотворный путь и перспективный подход для понимания природы, содержания и механизмов функционирования бессознательного. Первая его фундаментальная работа - "Толкование сновидений" - целиком была посвящена этой задаче, т.е. исследованию бессознательного посредством интерпретации различных сновидении. Однако в конце своей работы Фрейд заметил, что как реальное психическое бессознательное раскрывается "данными сновидения в столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов чувств". В дальнейшем, но мере разработки своей психоаналитической теории познания и изучения бессознательного, он пришел к таким же неутешительным выводам.

Да и в клинической практике познание бессознательного с целью устранении неведения больного относительно своих душевных процессов, как основной причины возникновения неврозов, не вело к автоматическому избавлению от невротических расстройств. Исходная установка: "Знание смысла симптомов ведет к освобождению от них", - оказалась проблематичной. В принципе эта исходная установка лежала в основе психоаналитической теории познания и она ориентировала на раскрытие смысла бессознательной деятельности человека, для того чтобы за символическим языком бессознательного выявить, его скрытые тенденции и сделать их объектом сознания.

Но в теоретическом плане познание бессознательного доходило до фиксации бессознательных влечений сексуального характера и на этом останавливалось. В клинической же практике оказалось, что знание психоаналитиком бессознательных влечений пациентов вовсе не тождественно знанию больного о своей бессознательной деятельности. Даже раскрытие смысла отдельных проявлении бессознательных актов больного не освобождало его от невроза. "Наше знание о бессознательном, - замечал Фрейд, - неравноценно знанию больного; если мы сообщаем ему наше знание, то он обладает им не вместо своего бессознательного, а наряду с ним, и благодаря этому в его психике ничего не изменилось. Мы должны представить это бессознательное топически, должны его найти в его воспоминании, там, где оно возникло благодаря вытеснению. Это вытеснение необходимо устранить, и тогда легко может совершиться замена его бессознательного сознанием".

Но на практике устранение вытеснения отнюдь не всегда легко приводило к осознанию больным своего бессознательного, не говоря уже о том, что психоаналитическая терапия далеко не часто давала обнадеживающие результаты, как это ожидалось Фрейдом.

Таким образом, как в теоретическом отношении, так и в практическом плане расшифровка "следов" бессознательного и выявление смысла бессознательной психической деятельности не решали окончательно вопроса о возможности понимания и осознания бессознательного психического. Ведь интерпретация бессознательных представлений, отражающихся в речи человека или в его сновидениях, что является основным объектом исследования в психоаналитической философии, может допускать самое произвольное толкование.

Понимание языкового материала, речевого потока зависит от субъективного восприятия самого психоаналитика. Не случайно психоаналитики, придерживающиеся различных взглядов на исходные структуры бессознательного, по-разному воспринимают и "историческую истину», скрывающуюся за обычной речью своих пациентов. Очевидно, что не меньшая произвольность может быть допущена и при толковании сновидений, ибо, во-первых, как установили сами психоаналитики пациенты нередко приспосабливают содержание своих сновидений к теориям лечащих их врачей и, во-вторых, психоаналитики часто усматривают в сновидениях своих пациентов именно то, что им непременно хочется видеть, чтобы тем самым привести в согласие теорию и практику. К этому следует добавить, что всегда существует, по признанию Фрейда, "опасность проглядеть еще какое-нибудь вполне доступное толкование". Стало быть, расшифровка следов бессознательного и выявление смысловых связей в психоаналитической философии отнюдь не исключают субъективно-личностного, пристрастного отношения, проявляющегося в процессе психоаналитического познания бессознательного.

И наконец, претендуя на то, чтобы психоанализ рассматривался не иначе, как средство научного исследования, Фрейд в то же время делает больший акцент не на объяснение, а на описание и толкование бессознательной деятельности человека. Правда, в своих работах он подчас не проводил различий между объяснением и толкованием. Однако вполне очевидно, что за описанием и толкованием психических явлении должно стоять их объяснение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга "Толкование сновидений", в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге "Психопатология обыденной жизни". Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все более догматичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые его учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей Адлера, Юнга, Ранка.

По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против него. В 1933 году нацисты сожгли книги Фрейда в Берлине. После захвата гитлеровцами Австрии положение Фрейда становится опасным. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда. Он уезжает в Англию. Он умер в 1939 году, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Гальперин П.Я. Хрестоматия по истории психологии П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 296 с.

2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск: ХАРВЕСТ, 2005. - 972 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2000. - 582 с.

4. Фрейд Зигмунд. Я и Оно. Хрестоматия по истории психологии / Зигмунд Фрейд. - СПб.: Алетейя , 1986. - 244 с.

5. Ярошевкий М.Г. История психологии от античности до середины XX века М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 1996. - 416 с.


© 2010 Рефераты