рефераты курсовые

Нарушение детско-родительских отношений как основа формирования наркозависимости

p align="left">Чермак считает: созависимость - "это нарушение личности, основанное на: необходимости контроля ситуации во избежание неблагоприятных последствий; невнимание к своим собственным нуждам; нарушение границ в области интимных и духовных взаимоотношений; слияние всех интересов с дисфункциональным лицом. Другое проявление - отрицание, депрессия, вызванные стрессом соматические заболевания" [34].

Москаленко В. считает, что "Созависимый человек - это тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека и совершенно не заботясь об удовлетворении собственных жизненно важных потребностей.

Созависимыми являются:

- лица, находящиеся в браке или любовных взаимоотношениях с больным алкоголизмом или наркоманией;

- родители, взрослые братья и сестры больного;

- лица, имеющие одного или обоих родителей, больных алкоголизмом или наркоманией;

- лица, выросшие в эмоционально репрессивных семьях" [34].

Для созависимости характерно:

· заблуждения, отрицания, самообман;

· чрезмерная озабоченность кем-то или чем-то при пренебрежении собой вплоть до полной потери собственного "Я";

· низкая самооценка, граничащая с ненавистью к себе;

· компульсивные действия (неосознанное иррациональное поведение, о котором человек может впоследствии сожалеть, но все же продолжать действовать так, как бы движимым невидимой внутренней силой);

· навязчивая потребность совершать определенные действия по отношению к другим людям (опекать, подавлять, контролировать, возмущаться и т.п.);

· привычка испытывать одни и те же чувства (жалость к себе, гнев, страх, раздражение и т.п.);

· "замороженные" чувства и связанные с ними проблемы в общении, интимных отношениях и т.п.;

· сверхответственность или, наоборот, сверхбезответственность в поведении. Неумение разграничивать ответственность за себя и за других (взрослый отвечает за себя перед другими, Созависимый отвечает за других перед другими и перед собой);

· потеря границ: позволяет себе вторгаться в чужую жизнь, также как и другим позволяет вторгаться в свою, решать за себя, что хорошо для него, что плохо;

· постоянное откладывание всего "на потом";

· неспособность - или активное, сопровождаемое страхом нежелание участвовать в играх, развлечениях, забавах, "предаваться веселью";

· привычная ложь даже там, где проще и естественней было бы сказать правду;

· нарушение здоровья, вызванные постоянным стрессом [19].

Созависимость является участью каждого человека из дисфункциональной, неблагоприятной семьи, где были нарушены эмоциональные узы, связывающие членов семьи, где отсутствовали тепло и любовь, а естественное выражение чувств запрещалось ("не реви", "не расстраивайся", "мальчики не плачут"); из семей, где царили нездоровые, негибкие, а порой и бесчеловечные правила, где отсутствуют один или оба родителя, где имеются тяжелые хронические больные или где прописалась бедность. Во многих случаях созависимость человека становится результатом его отношений с родителями или огромного пробела, которым стало детство в его жизни (Макдауэлл Д., Дей Д. Как стать героем в глазах ребенка). Созависимостью страдают люди с подорванным в детстве духовным иммунитетом, с детскими травмами, испытывавшие различного рода насилие (физическое, эмоциональное, сексуальное, духовное) и необязательно в семье, но от значимых людей: учителей, друзей, общества [17]. В структуре личности существуют предпосылки к образованию созависимости - это духовная неполнота и желание заменить ее посредством:

· химических веществ - человек чувствует какую-то неудовлетворенность жизнью и вместо того, чтобы что-то изменить, убегает от решения вопроса снятием душевной боли с помощью алкоголя, наркотиков, транквилизаторов;

· людей - некоторые, не сумев найти свое дело, себя в жизни, растворяются в жизни руководителей, звезд, купаясь в свете их славы, власти, они и говорят только о своих сильных боссах, неосознанно отождествляя себя с ними;

· человеческих отношений - бывает и такая категория созависимых, которые нормальные отношения родителей и детей, мужа и жены заменили на беззаветное служение одной стороне, полностью взваливая на себя заботы ближних, все решая, все улаживая, фактически живя за них, т.е. проживая чужую жизнь, не задумываясь о себе, о своих потребностях, о своем предназначении.

· психические процессы - есть люди, получающие удовлетворение от постоянной борьбы с кем-то или чем-то, разоблачая или обличая кого-то [19].

Созависимость выглядит как зеркальное отражение зависимости. Основными психологическими проявлениями любой зависимости является триада:

1) обсессивно-компульсивное мышление, когда речь идет о предмете зависимости - об алкоголе, наркотиках;

2) отрицание как форма психологической защиты;

3) утрата контроля [23].

Пристрастие к алкоголю, наркотикам и созависимости в равной степени отбирают у больного и его близких, совместно с ним проживающих энергию, здоровье, подчиняют себе их мысли, эмоции. В то время как больной навязчиво думает о потреблении ПАВ, его мать столь же навязчиво думает о возможных способах контроля над его поведением [23]. Параллелизм проявлений обоих состояний представлен в таблице 1.

Таблица 1 Параллелизм проявлений зависимости и созависимости

Признак

Зависимость

Созависимость

Охваченность сознания предметом пристрастия

Мысль об алкоголе или другом веществе доминирует в сознании

Мысль о близком, больном химической зависимостью, доминирует в сознании

Утрата контроля

Над количеством алкоголя или другого вещества, над ситуацией, над своей жизнью

Над поведением больного и над собственными чувствами, над своей жизнью

Отрицание, минимизация, проекция, рационализация и другие формы психологической защиты

"Я не алкоголик", "Я не очень много пью", "Друг пригласил на день рождение"

"У меня нет проблем, проблемы у мужа", "Без меня он пропадет", "Я должна его спасти"

Агрессия

Словесная, физическая

Словесная, физическая

Преобладающие чувства

Душевная боль, вина, стыд, страх

Душевная боль, вина, стыд, ненависть, негодование

Рост толерантности (привыкания)

Увеличение переносимости все больших доз вещества (наркотиков, алкоголя)

Растет выносливость к эмоциональной боли

Синдром похмелья

Для облегчения синдрома требуется новая доза вещества, к которому имеется пристрастие

Порвав взаимоотношения с зависимым человеком, созависимые вступают в новые деструктивные взаимоотношения

Опьянение

Часто повторяющееся состояние в результате употребления химического вещества

Невозможность спокойно, рассудительно, т.е. трезво, мыслить

Самооценка

Низкая, допускающая саморазрушающее поведение

Низкая, допускающая саморазрушающее поведение

Физическое здоровье

Болезнь печени, сердца, желудка, нервной системы

Гипертензия, головные боли, "невроз" сердца, язвенная болезнь

Сопутствующие психические нарушения

Депрессия

Депрессия

Перекрестная зависимость от других веществ

Зависимость от алкоголя, наркотиков, транквилизаторов может сочетаться у одного индивида

Помимо зависимости от жизни больного, возможна зависимость от транквилизаторов, алкоголя и др.

Отношение к лечению

Отказ от помощи

Отказ от помощи

Условия выздоровления

Воздержание от химического вещества, знание концепции болезни, долгосрочная реабилитация

Отстранение от человека, с которым имеются длительное время близкие отношения, знание концепции созависимости, долгосрочная реабилитация

Эффективные программы выздоровления

Программа 12 шагов, психотерапия, группы самопомощи типа АА (анонимные алкоголики)

Программа 12 шагов, психотерапия, группы самопомощи типа Ал-Анон (родственники и друзья алкоголиков)

Течение

Рецидивирующее

Рецидивирующее

Как зависимость, так и созависимость представляют собой длительное, хроническое страдание, приводящее к деформации духовной сферы. У созависимых эта деформация выражается в том, что они вместо любви питают к близким ненависть, теряют веру во всех, кроме себя, хотя своим здоровым импульсам тоже не доверяют, испытывая жгучее чувство ревности, зависти и безнадежности. Жизнь у зависимых больных и их созависимых родственников проходит часто (особенно в период обострения болезни) в социальной изоляции. Общение с собутыльником не является полноценным общением [32].

Глава 2. Исследование детско-родительских отношений

2.1 Организация исследования и обоснование его методов

В качестве испытуемых выступили 32 человека в возрасте 30-45 лет. В качестве испытуемых экспериментальной группы были родители наркозависимых, находившиеся в реабилитационном центр "Преодоление", а также родители посещающие детей в 1-м и 3-м стационарном отделении Республиканского Наркологического Диспансера. В качестве испытуемых контрольной группы выступили родители здоровых подростков. Исследование проводилось в удобное для испытуемых время.

Исследуемые группы составили:

1 группа: родители наркозависимых подростков - 16 человек.

2 группа: родители здоровых подростков - 16 человек.

Сводные протоколы для двух групп приводятся в Приложении 2.

В качестве диагностических средств были выбраны 3 методики:

I. Опросник "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ). Опросник создан В. Юстицкисом и Э.Г. Эйдемиллером. АСВ позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины этих нарушений (см. Приложение 1).

Методика содержит 130 вопросов. Данная методика может быть применена для решения следующих задач:

1. Нарушение процесса воспитания в семье

§ Уровень протекции в процессе воспитания.

Гиперпротекция (шкала Г+)

Гипопротекция (шкала Г-)

§ Степень удовлетворения потребностей подростка.

Потворствование (шкала У+)

Игнорирование потребностей подростка (шкала У-)

Количество и качество требований к подростку в семье.

Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+)

Недостаточность требований-обязанностей (шкала Т-)

Чрезмерность требований-запретов (шкала З+)

Недостаточность требований-запретов к подростку (шкала З-)

Чрезмерность санкций (наказаний) за нарушение требований (шкала С+)

Минимальность санкций (шкала С-)

§ Неустойчивость стиля воспитания. (Шкала Н)

2. Психологические причины отклонений в семейном воспитании

Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет подростка.

Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ)

Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК)

Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН)

Фобия утраты ребенка (шкала ФУ)

Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ)

Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК)

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК)

Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола. Шкала предпочтения мужских качеств (ПМК) и шкала предпочтения женских качеств (ПЖК).

Данная методика стандартизирована и валидизирована на 900 родителях, чьи дети получали консультации у психотерапевтов и психологов в детских учреждениях и инспекциям по делам несовершеннолетних городов Санкт-Петербурга и Вильнюса. Данные по валидизации методики по всем шкалам: r= 0,56; ро=0,60; п=180; р=ж=0,01; р0,01. Опросник АСВ приобрел репутацию валидного и высоконадежного, что подтверждается отзывами практических и клинических психологов, психотерапевтов, исследовательских коллективов Москвы, Харькова, Минска, Бишкека, Риги, Таллинна, Берлина и других городов [52].

II. Методика PARI Е. Шеффера и Р. Белла (адаптация Т.В. Нещерет). Описанная нами выше опросник АСВ предназначен, в первую очередь, для выявления нарушения конкретного ребенка и для определения причин этих нарушений. С помощью методики PARI (parental attitude research instrument) изучают наиболее общие особенности воспитания [42]. Опросник не связан с установками на воспитание конкретного ребенка: родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей вообще. При этом PARI затрагивает не только сферу взаимоотношений родителей с ребенком, но также отражает позицию родителей в межсупружеских отношениях.

Опросник включает 115 утверждений (см. Приложение 1), которые объединяются в 23 шкалы (по пять утверждений в каждой). Из них - 8 шкал касаются отношения к семейной роли и 15 - родительско-детских отношений.

С помощью факторного анализа выделены связи между шкалами опросника и определенны три основных фактора воспитания [42].

Фактор 1. Гиперопека - отсутствие родительской опеки.

Фактор объединяет шесть шкал, характеризующих опекающий способ воздействия родителей на ребенка (перечислены в порядке убывания веса фактора):

§ оберегание ребенка от трудностей;

§ зависимость ребенка от матери;

§ сверхавторитет родителей;

§ подавление агрессивности ребенка;

§ подавление сексуальности ребенка;

§ чрезмерное вмешательство в мир ребенка.

Фактор 2. Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком - демократичность.

Фактор объединяет четыре шкалы:

§ представление ребенку возможности высказаться;

§ равенство родителей и ребенка;

§ поощрение активности ребенка;

§ товарищеские отношения между родителями и детьми.

Фактор 3. Диктат в воспитании - отказ от авторитарности.

Фактор объединяет пять шкал:

§ подавление воли ребенка;

§ супружеские конфликты;

§ строгость родителей;

§ раздражительность родителей;

§ "мученичество" родителей.

III. Опросник "Насколько вы созависимы".(см. Приложение 1)

Для определения степени созависимости применялся опросник "Насколько вы созависимы".

Сравнение детско-родительских отношений родителей наркозависимых и родителей здоровых детей проводился по 44 показателям:

Методика анализа семейного воспитания (АСВ):

1. Гиперпротекция (шкала Г+)

2. Гипопротекция (шкала Г-)

3. Потворствование (шкала У+)

4. Игнорирование потребностей подростка (шкала У-)

5. Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+)

6. Недостаточность требований-обязанностей (шкала Т-)

7. Чрезмерность требований-запретов (шкала З+)

8. Недостаточность требований-запретов к подростку (шкала З-)

9. Чрезмерность санкций (наказаний) за нарушение требований (шкала С+) -

10. Минимальность санкций (шкала С-)

11. Неустойчивость стиля воспитания (Шкала Н)

12. Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ)

13. Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК)

14. Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН)

15. Фобия утраты ребенка (шкала ФУ)

16. Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ)

17. Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК)

18. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК)

19. Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола. Шкала предпочтения мужских качеств (ПМК)

20. Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола. Шкала предпочтения женских качеств (ПЖК).

Методика PARI:

21. Предоставление ребенку возможности высказаться

22. Оберегание ребенка от трудностей

23. Ограничение матери ролью хозяйки дома

24. Подавление воли ребенка

25. "Жертвенность" родителей

26. Страх причинить вред ребенку

27. Супружеские конфликты

28. Строгость родителей

29. Раздражительность родителей

30. Зависимость ребенка от матери

31. Поощрение зависимости ребенка от родителей

32. Подавление агрессивности ребенка

33. "Мученичество" родителей

34. Равенство родителей и ребенка

35. Поощрение активности ребенка

36. Избегание общения с ребенком

37. Невнимательность мужа к жене

38. Подавление сексуальности ребенка

39. Власть матери

40. Навязчивость родителей

41. Товарищеские отношения между родителями и детьми

42. Ускорение развития ребенка

43. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка

Опросник по созависимости.

44. Созависимость.

В интерпретации данных использовался метод статистического сравнения средних значений показателей по t-критерию Стьюдента для независимых выборок (см. Приложение 3); корреляционный анализ (см. Приложение 4); качественный анализ.

2.2 Исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях с больными наркоманией и в семьях со здоровыми подростками

На первом этапе интерпретации полученных результатов было проанализировано процентное соотношение завышенных показателей (см. Приложение 6).

I. Методика анализа семейного воспитания (АСВ).

Нарушение процесса воспитания в семье.

1. Уровень протекции в процессе воспитания.

Показатель № 1. (Гиперпротекция). В экспериментальной группе этот показатель выше, чем в контрольной. Это свидетельствует о том, что родители наркозависимых подростков уделяют ребенку много времени, сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни.

Рисунок 1. Диаграмма распределения завышенных показателей по методике АСВ.

2. Степень удовлетворения потребностей подростка.

Показатель № 4. (Игнорирование потребностей подростка) - в экспериментальной группе показатель выше, чем в контрольной. Это говорит о том, что данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные запросы, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

3. Количество и качество требований к подростку в семье.

Показатель № 5. (Чрезмерность требований-обязанностей) - в контрольной группе этот показатель завышен. Это говорит нам о том, что родители здоровых детей предъявляют больше требований к ребенку. Эти требования могут выступать в виде обязанностей ребенка, то есть тех заданий, которые он выполняет. Это может быть учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи и т.д.

Показатель № 6. (Недостаточность требований-обязанностей). Высокий показатель в экспериментальной группе. Это свидетельствует о том, ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо домашнему делу.

Показатель № 8. (Недостаточность требований-запретов к подростку) - в экспериментальной группе это показатель более выражен, чем в контрольной группе. Это означает, что у родителей наркозависимых подростков в этом случае "все можно". Даже если существуют какие-либо запреты, подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного и, особенно неустойчивого типа личности у подростка.

Показатель № 9. (Чрезмерность санкций (наказаний) за нарушение требований) - в контрольной группе выражена больше, чем в экспериментальной. Это говорит о том, что родители здоровых подростков чаше, чем родители наркозависимых приверженцы строгих наказаний.

Показатель № 11. (Неустойчивость стиля воспитания) - в экспериментальной группе выражена больше, чем в контрольной. Это говорит нам о том, что при неустойчивом воспитании происходит резкая смена приемов воспитательного воздействия. Оно проявляется как переход от очень строго воспитания к либеральному и, наоборот, от повышенного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Неустойчивость стиля воспитания содействует формированию таких черт, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету.

Психологические причины отклонений в семейном воспитании

Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет подростка.

Показатель № 12. (Расширение сферы родительских чувств) - в экспериментальной группе этот показатель завышен. Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются деструктивными: супруга нет - смерть, развод либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании. Родители стремятся к тому, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть реализованы в психологических отношениях супругов - во взаимной исключительной привязанности, частично - эротические потребности. Мать нередко отказывается повторно выйти замуж. Появляется стремление отдать ребенку (подростку) - чаще противоположного пола "все чувства", "всю любовь". В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям - ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед его самостоятельностью. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

Показатель № 13. (Предпочтение в подростке детских качеств) - в экспериментальной группе этот показатель более выражен, чем в контрольной. В этом случае у родителей наркозависимых подростков наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток все еще "маленький". Нередко они открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. Рассматривая подростка как "еще маленького", родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым, стимулируя развитие психического инфантилизма.

Показатель № 15. (Фобия утраты ребенка) - в экспериментальной группе этот показатель завышен. Это говорит о том, что отношение родителей к ребенку формировалось под действием страха его утраты (преувеличенные представления о "хрупкости" ребенка, его болезненности и т.д.). Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворять их либо мелочно опекать его.

Показатель № 16. (Неразвитость родительских чувств) - в экспериментальной группе показатель завышен. Это говорит нам о том, что у родителей наркозависимых подростков обусловливаемые нарушения воспитания - гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями личностного развития. Однако это явление очень редко ими осознается, а реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с ребенком (подростком), в плохой переносимости его общества, поверхности интереса к его делам. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение данного лица в детстве его собственными родителями, то, что он сам в свое время не получил родительского тепла. При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается значительная доля родительских обязанностей - тип воспитания "повышенная моральная ответственность" либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение.

Показатель № 17. (Проекция на подростка собственных не желаемых качеств) - в экспериментальной группе показатель завышен. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т.д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель (чаше всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с не желаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях в которые они в связи с этим применяют. В высказываниях сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить "истинную", то есть плохую причину. В качестве таковой чаще всего выступают черты, с которыми родитель неосознанно борется.

Показатель № 19. Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола. (Шкала предпочтения мужских качеств) - в экспериментальной группе более выражена, чем в контрольной группе. Т.е. у родителей наркозависимых подростков обусловливаемые нарушения воспитания - потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Нередко отношения родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые приписываются его полу, то есть "вообще мужчинам".

II. По методике PARI.

Рисунок 2. Диаграмма распределения завышенных показателей по методике PARI.

По опроснику PARI, нами были выделены следующие показатели, имеющие завышенные значения в экспериментальной группе по сравнению с показателями в контрольной группе: показатель № 22 (оберегание ребенка от трудностей), показатель № 30 (зависимость ребенка от матери), показатель № 31 (поощрение зависимости ребенка от родителей), показатель № 40 (навязчивость родителей). Это свидетельствует о том, что родители наркозависимых детей стремятся знать все о ребенке, ограждать его от жизненных сложностей и забот, которые могут его утомить. Родители стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка и приучают его к тому, что их мудрость - это высшая мудрость. Подчеркиваемая родителями недостаточная зрелость и послушание ребенка ставят его в зависимость от взрослого.

У родителей здоровых подростков по сравнению с родителями наркозависимых более выражены следующие показатели: Показатель №21 (предоставление ребенку возможности высказаться), показатель № 34 (равенство родителей и ребенка), показатель № 41 (товарищеские отношения между родителями и детьми), это свидетельствует о преимущественных установках родителей здоровых детей на демократичность. Родители предоставляют ребенку право высказать свое мнение, общаются с ним на равных, стараются участвовать в его делах, разделяют и поощряют его интересы.

III. Опросник на созависимость

Рисунок 3. Диаграмма распределения показателей по опроснику на созависимость.

Показатель № 44. В экспериментальной группе высокая степень созависимости у 87,5% испытуемых; в контрольной у 68,75%.

По трем опросникам нами были выделены следующие показатели в экспериментальной группе, имеющие завышенные значения по сравнению с показателями контрольной группы.

· Гиперпротекция;

· Недостаточность требований-обязанностей;

· Недостаточность требований-запретов к подростку;

· Неустойчивость стиля воспитания;

· Расширение сферы родительских чувств;

· Фобия утраты ребенка;

· Неразвитость родительских чувств;

· "Жертвенность родителей";

· "Мученичество" родителей;

· Навязчивость родителей.

Если попытаться сгруппировать вышеуказанные показатели экспериментальной группы, т.е. группы родителей наркозависимых подростков, и выделить общий объединяющий их признак, то мы получим следующую картину:

Рисунок 4. Основные типы негармоничного воспитания наркозависимых детей.

Из представленного рисунка хорошо видно, что такие показатели, как ''Гиперпротекция'', ''Расширение сферы родительских чувств'' и ''Фобия утраты ребенка'' являются основными в поведении родителей наркозависимых детей.

Полученные данные иллюстрируют хроническую эмоционально-стрессовую ситуацию, в которой находятся родители наркозависимого и существенной частью которого является страх потери ребенка, как в прямом, так и в переносном смысле. Как следствие это приводит к "жертвенности", "мученичеству" родителей и в конечном итоге к ситуации отчаяния и бессилия в отношении данной наркопроблемы. Ситуация усугубляется стремлением родителей к гиперопеке.

Далее мы переходим к подробному анализу различий средних значений по исследуемым показателям (см. Приложение 3). Показатели, которые мы не затрагиваем, достоверных различий средних значений не имеют.

Показатель № 5: при сравнении средних значений по данному показателю мы видим, что существуют достоверные различия средних значений (уровень значимости Р = 0,01) выборок родителей наркозависимых подростков и родителей здоровых подростков. Т.е. родители здоровых подростков более требовательны к своим детям, чем родители наркозависимых подростков.

Показатель № 6: при сравнении средних значений (уровень значимости Р = 0,01) мы видим, что у родителей больных наркоманией, ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, чем у родителей здоровых подростков. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо домашнему делу.

Показатель № 8: по данному показателю мы отмечаем достоверные различия средних значений между выборками родителе наркозависимых подростков и родителями здоровых подростков (уровень значимости Р = 0,05). Это означает, что у родителей больных наркоманией в этом случае "все можно". Даже если существуют какие-либо запреты, подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного и, особенно неустойчивого типа личности у подростка.

Показатель № 13: по этому показателю достоверные различия средних значений между выборками родителей здоровых и наркозависимых подростков существует на уровне значимости Р = 0,05. В этом случае у родителей больных наркоманией наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток все еще "маленький". Нередко они открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. Рассматривая подростка как "еще маленького", родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым, стимулируя развитие психического инфантилизма.

Показатель № 16: существуют достоверные различия средних значений между выборками родителей больных наркоманией и родителей здоровых подростков (уровень значимости Р = 0,01). Это говорит нам о том, что у родителей больных наркозависимостью обусловливаемые нарушения воспитания - гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями личностного развития. Однако это явление очень редко ими осознается, а реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с ребенком (подростком), в плохой переносимости его общества, поверхности интереса к его делам. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение данного лица в детстве его собственными родителями, то, что он сам в свое время не получил родительского тепла. При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается значительная доля родительских обязанностей - тип воспитания "повышенная моральная ответственность" либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение.

Показатель № 17: по данному показателю мы наблюдаем достоверные различия средних значений между выборками родителей больных наркоманией и родителями здоровых подростков (уровень значимости Р = 0,01). Т.е. у родителей больных наркоманией обусловливаемые нарушения воспитания - эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т.д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель (чаше всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях в которые они в связи с этим применяют. В высказываниях сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить "истинную", то есть плохую причину. В качестве таковой чаще всего выступают черты, с которыми родитель неосознанно борется.

Показатель № 19: при сравнении средних значений по данному показателю мы видим, что существуют достоверные различия средних значений (уровень значимости Р = 0,05) выборок родителей больных наркоманией и родителей здоровых подростков. Т.е. у родителей больных наркоманией обусловливаемые нарушения воспитания - потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Нередко отношения родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые приписываются его полу, то есть "вообще мужчинам".

Показатель № 27: существуют достоверные различия средних значений между выборками родителей наркозависимых и родителей здоровых подростков (уровень значимости Р = 0,05). Это говорит о том, что родители больных наркоманией более конфликтны, чем родители здоровых подростков.

Показатель № 37: по данному показателю существуют достоверные различия средних значений между выборками родителей наркозависимых и родителями здоровых подростков (уровень значимости Р = 0,05). Это свидетельствует о плохой интегрированности семьи у родителей больных наркоманией, т.е. "безучастность" мужа, его невключенность в дела семьи.

Корреляционный анализ.

Данные, полученные в ходе проведенного исследования, были подвернуты нами корреляционному анализу. Нами были выведены корреляционные матрицы по экспериментальной и контрольной группам с коэффициентом корреляции, превышающим 0,5. По данным корреляционных матриц, нами были построены корреляционные плеяды. Многочисленные связи между отдельными показателя методик на рисунках отраженны не будут, но приводятся в приложении 4.

На рисунке 5 (см. Приложение 5) приведены две плеяды, построенные для экспериментальной группы. Первая плеяда представляет собой взаимосвязь результатов всех трех проведенных методик. На основании данной плеяды, можно утверждать, что в экспериментальной группе власть матери (показатель 39) является гиперпротективной (показатель 1) формой по отношению к ребенку лишает его возможности самостоятельного принятия решения и как следствие ответственности, что в ряде случаев способствует потворству (показатель 3) в отношении ребенка. Власть матери (показатель 39), как попытка компенсировать неразвитость родительских чувств (показатель 16) путем авторитарных методов воспитания. Закономерным итогом нарастающей гиперпротекции (показатель 1) является "жертвенность" родителей (показатель 25). "Жертвенность" является крайним проявлением потворства (показатель 3).

Гиперпротекция (показатель 1), в свою очередь лишает возможности самостоятельно принимать решения и высказывания (показатель 21). А возможность ребенка свободно высказываться (показатель 21) уменьшают степень зависимости ребенка от матери (показатель 30), снижает уровень агрессивности у ребенка (показатель 32) и оберегание ребенка от трудностей (показатель 22). Невозможность свободного высказывания (показатель 21) ребенка способствует формированию и углублению созависимости родителей (показатель 44). Расширение сферы родительских чувств (показатель 12) усиливают состояние созависимости (показатель 44), что в свою очередь ведет к нарушению равенства родителей и ребенка (показатель 34) и снижению тенденции поощрения активности ребенка (показатель 35).

Потворство (показатель 3) родителей вызывает у них амбивалентную реакцию вследствие чего, нарастает раздражительность родителей (показатель 29) и неустойчивость воспитания (показатель 11).

Подсознательное стремление родителей к образу "идеального" ребенка (т.е. ребенка до употребления ПАВ) лежит в основе предпочтения в подростке детских качеств (показатель 13), а отсутствие соответствия этому в реальной ситуации повышает уровень раздражительности родителей (показатель 29).

Нарастающая раздражительность родителей (показатель 29) создает ощущение полного бессилия. Результатом чего, является фобия утраты ребенка (показатель 15), что в свою очередь способствует подавлению воли ребенка (показатель 24) в рамках нарастающей гиперпротекции (показатель 1), что обостряет конфликт между супругами и выносит его в сферу воспитания (показатель 18).

Подавление воли ребенка (показатель 24) порождает игнорирование его потребностей (показатель 4) и ведет к проецированию на подростка собственных нежелательных качеств (показатель 17).

Игнорирование потребностей ребенка (показатель 4) и проецирования на него родителями собственных нежелательных качеств (показатель 17) резко ограничивают самостоятельность ребенка и ведут к поощрению его зависимости от родителей (показатель 31). Следствием поощрения зависимости ребенка от родителей (показатель 31) является снижение требований-обязанностей (показатель 5).

Во второй плеяде по экспериментальной группе видна взаимосвязь существования проблемы в рамках гипопротективного (показатель 2) отношения к ребенку приводит к осознанию родителей причинно-следственной связи (гипопротекция - проблема), что вызывает чувство вины у родителей ("мученичество" родителей - показатель 33).

На рисунке 6 (см. Приложение 5) приведены пять корреляционных плеяд, построенные для контрольной группы.

В первой плеяде по контрольной группе видно, что чрезмерность требований-запретов (показатель 7) способствует поощрению зависимости ребенка от родителей (показатель 31) и подавление его агрессивности (показатель 32).

Во второй плеяде по контрольной группе видно, что строгость родителей (показатель 28) с их сдвигом к "предпочтению мужских качеств" (показатель 19) приводит к игнорированию потребностей ребенка (показатель 4), так как его личность и поведение оцениваются по шкале предпочтения мужских качеств.

Вариант власти матери (показатель 39) обуславливает неустойчивость стиля воспитания (показатель 11), вследствие, ее авторитарности приводит к игнорированию потребностей ребенка (показатель 4) в рамках которой подавляется и сексуальность (показатель 38).

На третьей плеяде видна неразвитость родительских чувств (показатель 16) которая приводит к необходимости посторонней помощи в воспитании ребенка (показатель 43), т.к. существует дефицит в его воспитании.

Навязчивость родителей (показатель 40) является попыткой компенсировать недостатки отношений, обусловленные неразвитостью родительских чувств (показатель 16).

Навязчивость родителей (показатель 40) в конечном итоге приобретает форму гиперпротекции (показатель 1), носит гиперкомпенсаторных характер.

Из следующей плеяды мы видим, что чрезмерность требований-обязанностей (показатель 5) приводит к созависимости (показатель 44), т.к. выводит отношения в степень чрезмерной вовлеченности в дела ребенка.

И в последней плеяде мы видим усиление роли "хозяйки дома" (показатель 23) приводит к гипопротекции (показатель 2), за счет уделению меньшего времени воспитанию ребенка.

Анализируя приведенные выше данные можно прийти к выводу о существенном влиянии в формировании различных отклонений детско-родительских отношений в семьях с наркозависимым подростком (гиперпротекция, потворство, неразвитость родительских чувств, неустойчивость стиля воспитания, поощрение зависимости ребенка от родителей, игнорирование потребностей ребенка и т.д.). Детско-родительские отношения в контрольной группе носят более нормативный характер, несмотря на значительные проявления авторитарных тенденций (строгость родителей, чрезмерность требований-обязанностей, чрезмерность требований-запретов и т.д.).

Выводы

1.
В семьях больных наркоманией выявлены специфические семейные установки, отличающие их от семей со здоровыми подростками: для родителей наркозависимых свойственна гиперопека, которая проявляется в чрезмерном стремлении оберечь ребенка от трудностей, поощрении зависимости от родителей. Семья со здоровыми подростками характеризуется установками на демократичность, которая проявляется в представлении ребенку возможности высказаться, большей степенью равенства родителей и ребенка, "товарищеские" отношения между родителями и детьми.

2. В результате изучения внутрисемейных отношений обнаружено, что для родителей больных наркоманией характерен особенный стиль детско-родительских отношений: неустойчивость стиля воспитания - он проявляется в переходах от очень строгого воспитания к либеральному и, наоборот, от повышенного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями, а также расширение сферы родительских чувств, культивирование в подростке детских качеств, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на подростка собственных нежелаемых качеств.

3. В семьях больных наркозависимостью обнаружены следующие типы воспитания: гиперпротекция - которая проявляется в том, что родители уделяют ребенку чрезмерно много времени сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни; недостаточность требований-обязанностей; зависимость ребенка от матери, приводит к формированию феномена созависимости.

4. Корреляционный анализ результатов показал, что существует влияние в формировании различных отклонений детско-родительских отношений в семьях с наркозависимым подростком (гиперпротекция, потворство, неразвитость родительских чувств, неустойчивость стиля воспитания, поощрение зависимости ребенка от родителей, игнорирование потребностей ребенка и т.д.). Детско-родительские отношения в контрольной группе носят более нормативный характер, несмотря на значительные проявления авторитарных тенденций (строгость родителей, чрезмерность требований-обязанностей, чрезмерность требований-запретов и т.д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературных данных показал, что проблема исследования детско-родительских отношений наркозависимых является актуальной.

Теоретические исследования показали отсутствие необходимых данных, позволяющих широко охарактеризовать детско-родительские отношения родителей наркозависимых и сопоставить их с детско-родительскими отношениями здоровых подростков, что и породило проблему нашего исследования.

В качестве метода исследования использовалась диагностика измерения родительских установок и реакций (опросник PARI), выявление нарушения воспитания конкретного ребенка и определение причин этих нарушений (опросник АСВ) и определение насколько созависимы родители (опросник "Насколько вы созависимы"). Кроме этого, мы сопоставили полученные данные с результатами контрольной группы родителей здоровых подростков.

По результатам проведенного исследования определяется существенная деформация внутрисемейных отношений, в частности, детско-родительские отношения. Полученные нами данные характеризуют семьи наркозависимых как семьи со значительным преобладанием по сравнению с контрольной группой следующих аномальных тенденций: гиперпротекция, повышенным показателем "игнорирования потребностей подростка", высоким показателем "недостаточности требований-обязанностей", повышением показателя "недостаточности требований-запретов", пониженным показателем "санкций за нарушение требований", существенным повышением показателя "неустойчивого стиля воспитания". Данная ситуация усугубляется наличием выраженных психологических (личностных) проблем у родителей наркозависимых, в числе которых: повышения показателя "расширение сферы родительских чувств", повышением показателя "предпочтение в подростке детских качеств", завышенный показатель "фобия утраты ребенка", завышенный показатель "неразвитость родительских чувств", а также повышения показателя "проекция на подростке собственных нежелательных качеств". Исходя из выше изложенного, можно утверждать, что семья наркозависимых характеризуется существенным нарушением почти всех параметров внутрисемейных отношений включая отношения между родителями и детьми, а также и отношения между родителями. Что приводит к серьезным нарушениям формирования личности ребенка (подростка), создает предпосылки для развития таких негативных сторон личности как психологический инфантилизм, эгоцентризм, низкий волевой потенциал, дефицит социально-нормативных установок и целей подростка, недостаток чувства долга и ответственности, гедонистические тенденции (получение удовольствия любой ценой). Все выше изложенное создает основу для будущего аддиктивного поведения.

Таким образом, результаты нашего исследования позволяют нам подтвердить гипотезу о том, что зависимое поведение подростка коррелирует с психологическими особенностями семейного воспитания подростков больных наркоманией. Нарушение детско-родительских отношений способствует формированию психологической готовности к употреблению наркотиков у детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Понять природу человека. - СПб: Гуманитар. агентство. "Академ. проект", 2000. - 256с.

2. Анохин П.К. Избранные труды: Системные механизмы высшей нервной деятельности - М.: наука, 1979. - 455с.

3. Антонов А.И., Медведков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996.

4. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. - Самара, 1995г.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400с.

6. Берн Э. Трансактный анализ в группе. - М.: Лабиринт, 1996.

7. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В.А. Наркомании у подростков. - Киев, 1989г.

8. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости. М.: Физкультура и спорт, 1997.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968 - 464 с.

10. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988 - 301 с.

11. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника, профилактика раннего алкоголизма. - М.: Мысль, 1984 - 144 с.

12. Вассерман Л.И., Горьковская И.А., Ромицина Е.Е. Психологическая методика "Подростки о родителях" и ее применение.: М.: Фолиум, 1995.

13. Врублевский Г.Г., Рохлина М.Л., Власова И.Б. И др. // Вопросы наркологии - 1988 №3 - с. 38-42.

14. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина - М.: Педагогика, 1984 - 432 с.

15. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т 1 - М.: Мир, 1996 - 496 с.

16. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психол. журнал. 1994. №2. с. 57 - 65.

17. Дьячкова И. Созависимость. Лекции для родственников.

18. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. - Новосибирск.: Наука, 1988 - с. 53-61.

19. Зорина Л.М. Созависимость и пути ее преодоления.

20. Котляров В.Ю., Смердов О.А. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков - Кузбассвузиздат, 1997 - с. 61-63.

21. Кон Н.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание - М.: Политиздат, 1984 - 335 с.

22. Курек Н.С. Особенности экспрессивно-импрессивного аспекта эмоциональной сферы больных наркоманиями // журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова - 1991, том 91, вып. 2 - с. 64-67.

23. Лекции по наркологии / Под ред. Н.Н. Иванца - М.: Медпрактика, 2001.

24. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000 - 511 с.

25. Личко А.Е. Основные типы нарушения поведения у подростков // Патологические нарушения поведения у подростков. Л. 1973.

26. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979.

27. Макдауэлл Д., Дей Д. Как стать героем в глазах ребенка

28. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних - Ростов н/Д: Феникс, 2000 - 384 с.

29. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал - 1996, №3 - с. 149-152.

30. Морозов Г.В. Теоретические и клинические проблемы современной психиатрии и наркологии // материалы международных симпозиумов - М., 1986 - 283 с.

31. Москаленко В.Д. Внутрисемейная среда и развитие детей, родителей, которых больны алкоголизмом // Вопросы наркологии - 1994 №3 - с. 85-89.

32. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь.

33. Москаленко В.Д. Семейная отягощенность больных наркоманиями // Вопросы наркологии - 1993, №3 - с. 82 - 88.

34. Москаленко В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании (пособие для врачей, психологов и родственников больных). - М.: "Анахарсис", 2002. с. 112.

35. Мясищев В.Н. Философия и медицина. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.

36. Наркотики и яды: Психоделики и токсические вещества / Под ред. Петрова Т.И., Ревянко - Минск, 1996.

37. Наркология / Под ред. Л.С. Фриднап и др. - М.: Биком; СПб.: Невский Диалект, 2000 - 318 с.

38. Плотниекс Н.Э. Психология в семье - М.: Педагогика, 1991 - 208 с.

39. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально- психологического) / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого - Самара: изд-во "Самарский университет", 1998.

40. Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей - М.: Медицина, 1994 - 504 с.

41. Пятницкая И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма - М.: Медицина, 1988 - с. 174 - 193.

42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 408 с.: ил.

43. Руководство по наркологии. Под редакцией Н.Н. Иванца - М.: Медпрактика-М, 2002, 444 с.

44. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье (социально-психологические исследования) - Кишинев: Тираспольский ин-т им. Т.Г. Шевченко, 1991 - 86 с.

45. Смит Э.У. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье. М.: Просвещение, 1991.

46. Соловов А. В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика (для психологов, педагогов, образовательных учреждений) - Казань: Изд-во "Хэтер", 1999 - 128 с.

47. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс: Минтис, 1977. - 226 с.

48. Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. М., 1981

49. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности - М.: АСТ - ЛТД, 1998 - 670 с.

50. Чудновский В.С., Кржечковский А.Ю., Можейко А.А. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведение. - Ставрополь: Б.И., 1993 - 141 с.

51. Шнейдер Л. Психология семейных отношений. - М.: Апрель-Пресс, 2000 - 502 с.

52. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2005, 336 с., илл.

53. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999 - 656 с.

54. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) - М.: Учпедгиз, 1960 - 328 с.

55. Юнг К.Г. Аналитическая психология - Спб.: МЦНКиТ "Кентавр": ин-т личности: ИЧП "Палантир", 1994 - 132 с.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты