рефераты курсовые

Общая психология

p align="left">Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.: влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;

- склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;

- идеал (от греч. идея, первообраз) - образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности;

- мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе.

Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения:

- убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;

- установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации.

Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.

Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;

- позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;

- цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.

В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата.

Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность - создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность - отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи

Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

- больше заняты собой и своими чувствами, проблемами

- делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях

- пытаются навязать свою волю группе

- окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно

Люди с направленностью на взаимные действия:

- избегают прямого решения проблемы

- уступают давлению группы

- не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить

- не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

Люди с деловой направленностью:

- помогают отдельным членам группы выражать свои мысли

- поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели

- легко и доступно излагают свои мысли и соображения

- берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи

- не уклоняются от непосредственного решения проблемы В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.

Характер -- приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.

Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности -- волевыми качествами.

Деятельность и поведение человека направляются устойчивой системой отношений. Если у животных мотивация поведения постоянно изменяется в зависимости от состояния организма и внешних условий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений.

Поэтому черты характера определяются и классифицируются, прежде всего, в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности.

Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Система отношений личности является основным ее качеством. Фундаментом, на котором надстраивается система отношений человека, являются потребности.

Вся система отношений личности, ее направленность являются мотивационно-регуляционной подструктурой личности, определяющей общие особенности ее поведения.

Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы:

1. Отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям.

2. Отношение человека к самому себе -- его самосознание.

Самосознание имеет свою структуру -- систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию.

3. Отношение к труду и другим видам деятельности.

4. Отношение к вещам как продуктам человеческого труда.

Наряду с вышеуказанным подразделением отношений личности по содержанию различаются свойства этих отношений, которые также проявляются в виде отдельных качеств характера личности.

Различаются следующие свойства отношений личности.

1. Социальная значимость отношений человека, уровень их общественной ценности, который определяет моральные качества человека, нравственность его повседневного поведения, соответствие направленности личности прогрессивным социальным идеям.

2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и осознание центральных стержневых интересов, которые определяют целеустремленность личности.

3. Степень устойчивости отношений, определяющая последовательность и настойчивость личности в достижении цели -- цельность характера.

Широкая система взглядов, представлений и понятий об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основу поведения личности -- ее мировоззрение. Особенностями мировоззрения как важнейшего характерологического свойства личности является степень его осознаваемости, целостность и научность. Развитое мировоззрение -- показатель зрелости личности.

С мировоззрением связано формирование системы убеждений -- устойчивого мотивационного образования, в котором знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них. Убеждения -- это знания, ставшие принципом деятельности.

Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктурой характера.

Другой подструктурой характера являются многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности.

Черты и типы характера. Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности.

Различаются черты характера и типы характеров. Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера -- в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.

1. Волевые черты характера -- устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

2. Эмоциональные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

3. Интеллектуальные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.

Характер каждого человека представляет собой богатейшую палитру красок, тонов и полутонов, неповторимое, уникальное своеобразие.

Но главное в человеке -- это его центральные жизненные устремления и способности к их реализации.

Итак, характер состоит из двух групп свойств -- мотивационных и исполнительских. Устойчивые мотивационные свойства, то есть направленность личности, являются показателем уровня развития личности. Эта сфера личности в наибольшей мере связана с интеллектом, эмоциями и чувствами.

Исполнительская же сфера личности -- особенности ее сознательной саморегуляции, определяются волевыми качествами личности. Но различные волевые качества личности могут быть развиты в неодинаковой степени. Так, большая сила характера может сочетаться с некоторой его неуравновешенностью, твердость характера -- с недостаточной его целеустремленностью и т.д. Это зависит от обстоятельств жизни, от тех требований, которые преимущественно предъявлялись к человеку на его жизненном пути.

Наряду с отдельными чертами характера можно выделить общий способ адаптации личности к действительности -- тип характера человека. При определении типа характера выделяется то существенно общее в характерах отдельных групп людей, которое определяет стиль их жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде.

Интроверсия - характеристика преимущественной направленности личности, отличающейся фиксацией ее интересов на явлениях собственного внутреннего мира, за которыми признается высшая ценность, Для интровертированных людей характерны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затрудненность социальной адаптации.

Экстраверсия - характеристика преимущественной направленности личности, отличающаяся обращенностью на окружающий мир. Экстравертированным людям свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность.

Дайте понятие деятельности, раскройте структуру деятельности

Деятельность -- активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Деятельность человека -- это активность, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Она имеет ряд отличительных психологических черт.

Деятельность человека носит сознательный характер: человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Если человек не осознает цели, то нельзя говорить и о деятельности в человеческом смысле слова. В этом случае имеет место импульсивное поведение. В отличие от деятельности, импульсивное поведение управляется непосредственно потребностями и эмоциями (как у животных).

Деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда.

Деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в обществе или группе или направлена на удовлетворение потребностей общества. Именно в процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.

Как показали исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств осуществления.

Кроме того, исследования, выполненные А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и другими учеными, показали, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире.

Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности ,выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера. Деятельность - категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей Среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Содержанием сознания становятся, прежде всего, те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется.

Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произношении слов.

Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми сталкивается человек. Самыми простыми действиями являются предметные. Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями.

Овладение умственной деятельностью привод к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность направляется и контролируется умственной деятельностью. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Психологическая характеристика деятельности.

В основе деятельности лежит система движений и предметных действий, интегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в любой области общественного производства.

Формирующая роль деятельности раскрывается при сравнении психики людей,занятых в различных областях труда. В развитии психологической науки выделялись отрасли, которые изучают психологическую специфику деятельности в данном виде труда. Знания, чувства, отношения личности регулируют движения и действия, направляют деятельность в целом. Знания на различных уровнях отражения регулируют деятельность. Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате деятельности.

В формировании отношения человека к деятельности, в становлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязания личности и уровень достижений. Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В одних случаях успех, поднимая человека в собственных глазах, мобилизует силы и достижение новых целей в работе, а в других - может вызвать самоуспокоение. Уровень притязания - оценка человеком своих возможностей в деятельности. В гармонически сформированной личности уровень притязаний соответствует фактическим возможностям выполнения деятельности.

В притязаниях выделяются мечты, идеалы, оценки человеком своих способностей, намечаются перспективные линии развития личности, ее деятельности.

На успех выполнения деятельности влияет состояние личности. Так, любой вид деятельности вызывает утомление. Утомление - естественное понижение работоспособности вследствие расхода энергетических ресурсов организма.

Усталость - переживание человеком утомления.

Мотивы и цели деятельности, творчество, утомление в процессе деятельности тесно связаны между собой и оказывают взаимное влияние. Убеждения, взгляды, отношения личности к деятельности определяют характер творческих поисков, возможность преодоления астенических переживаний ради общественных и личных целей, которые человек реализует в своем труде..

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход - экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Мотив - побуждение к деятельности, то ради чего совершается данная деятельность.

Цель - мысленное предвосхищение желаемого результата деятельности. Цели бывают: крупные, мелкие, общие и частные, абстрактные и конкретные.

Действия - процесс направленный на реализацию целей.

Операция - техническая сторона выполнения действия. Операции практически не осознанные или мало осознаваемые.

Контроль - сопоставление сравнений действия с заданным образцом. Виды контроля: итоговый (результат); пооперационный(пошаговый); перспективный (планирующий); самоконтроль (педагог).

Оценка - результат, оценивание. Бывает: общая оценка, частная оценка, ретроспективная оценка (оценка всех достигнутых рез-тов); прогностическая (самих возможностей).

Результат - может совпадать и не совпадать.

Дайте характеристику освоению деятельности (роли знаний, умений, навыков и привычек). Перечислите и дайте характеристику закономерности упражнений

Деятельность -- активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Деятельность человека -- это активность, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Планирование дея-ти

1) Определение цели - прогнозировать результат.

2) Осознание - для чего это необходимо (мотивация-мотив)

3) Анализ, ценка путей достижения цели.

4) Выбор наилучшего варианта

5) Определение промежуточных этапов работы и их времени.

6) Исполнение задуманного

7) Контроль деятельности в процессе её выполнения

8) Анализ, оценка, результатов деятельности.

Выделяют деят-ть внешнюю и внутреннюю.

Они являются разными сторонами одного и того же процесса. В онтогенезе (индивидуального развития) первоначально развивается внешняя деятельность. На основе практической деятельности в ходе накопления опыта происходит процесс превращения внешних практических действий во внутренние, сосбтвенно-психические, умственные (интериоризация). Обратный процесс - переход внутренней психической во внешнюю (экстериоризация).

В процессе взаимодействия с окружающим миром, человек познает его. Познающий - субъект познания; познаваемый - объект познания.

Познание - это приближение субъекта познания к сущности объекта.

Знание - освоенная информация сведений об окружающих, которые дают возможность человеку ориентироваться в окружающем мире. Знания возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий (чувствнная ступень познания). Эти чувственные данные перерабатываются в сознании и возникают представления и понятия.

Представления - это обобщенные образы объектов.

Понятие - это форма мышления, которая в обобщенной форме отражает сущность объекта.

Понятие и представление формируются с помощью слова. В этих двух формах знания сохраняются в нашей памяти и формируются.

Этапы освоения знаний:

1. Мотивационный (создание побуждения к освоению знаний)

2. Целенаправленное восприятии объекта (изучение его строения, функций, назначения - интерес реб-ка от готовности)

3. Осмысление информации (знакомая, незнакомая - устанавливается связь).

4. Запоминание (процесс, направленный на сохранение информации в памяти с целью его последующего воспроизведения)

5. Этапы полного освоения знаний (воспроизведение и их заполнение).

Все этапы взаимосвязаны и прочность усвоения знаний зависит от каждого из них.

Хар-ка навыков.

Навык - это действие, в основе которого отдельные операции в результате упражнений. В основе выработки навыков лежит формирование условных - временных нервных связей. Навыки формируются благодаря упражнениям (многократное повторение действия с целью их осознанного совершенства).

Многократное выполнение действий становится упражнение при условии: наличия ясноосознанной цели; стремления её достичь.

Показатели успешного формирования навыка.

1) Изменение приемов выполнения действий:

- постпенное объединение отдельных частных движений в целое;

ѕ Устранение лишних движений;

ѕ Уменьшение кол-ва ошибок;

ѕ Появление совмещенных движений;

ѕ Снятие мышечного движения;

ѕ Ускорение темпа выполнения.

2) Изменение приемов сенсорного контроля:

- появление мышечного контроля;

-появление чувства времени, скорости, величины.

3) Изменение приемов центрального регулирования:

ѕ уменьшение сознательного и увеличение подсознательного контроля;

ѕ Перенос внимания от восприятия способов действия на условия и результаты;

ѕ Предвосхищение результатов или следующих действия.

4. Систематическое достижение все более высокого качества работы.

Пример: Навык письма

1) Знакомство с буквами

2) Написание элементов букв (отдельные движения, мышечная энергия высокая, зрительный контроль высок)

3) Объединение действий в единое (слитное, целостное написание буквы, движение более спокойное, мышечное напряжение снижается)

4) Этап уверенного письма (все параметры совершаются, скорость увеличивается).

Умение - это освоенные человеком способ выполнения деятельности. Действия, которые лежат в основе умений, находятся в подсознательном контроле, опираются на интеллектуальную деятельность;

Управление умениями происходит на уровне коры головного мозга.

Связь умения и навыков. Одни исследователь считают, что навыки предшествуют умениям, а другие, что умения возникают изначально.

Умение - элементарный уровень выполнения действий, а также и мастерство человека в данной деятельности.

Связь умений и знаний:

Умение, освоенное на знании;

Умение, не основанное на знании.

Виды умений и навыков:

Двигательные (разнообразные движения;

Познавательные

Теоретические (обобщать материал)

Привычки - потребность человека совершать определенные действия.

Сходство с навыками

1. Автоматизационный способ выполнения действий, который закрепляется в результате многократного повторения

2. Система условных временных связей.

Привычка - потребность.

Виды привычек:

Гигиенические;

Учебно-познавательные;

Трудовые;

Нравственные;

Вредные.

Пути формирования привычек

Целенаправленный (осознанное): подражание, самовоспитание;

Не целенаправленный (не осознанный) (подражание, случайное обычное не целенаправленное, в отличие от навыков многократное повторение действий)

Раскройте понятие о внимании, его видах и особенностях

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:

1) концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте;

2) устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;

3) объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;

4) распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий;

5) переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам настроить на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность на каком-либо объекте восприятии называется Вниманием.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах при обдновременном отвлечении от других. Внимание чел-ка имеет социальную природу. Оно порождено трудовой деятельностью и является одной из основных психологических характеристик трудового процесса. Согласно взглядам Сеченова внимание человека имеет рефлекторный характер. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов возбуждения в к.г.м., в результате ориентировочного рефлекса. Важный вклад в раскрытие физиологии внимания внес Ухтомский. Согласно его теории возбуждение распределяется по каре больших полушарий неравномерно, при этом создавая в ней очаги оптимального возбуждения, который преобразует доминирующий. В настоящее время в мозге обнаружены особые нейроны, получившие название нейронов Внимания.

Факторы, способствующие привлечению внимания:

1. Характер раздражителя (новизна, контраст, яркость).

2. Структурная организация деятельности.

3. Отношение раздражителя к потребности.

Виды внимания

Виды внимания

Условия возникновения

Основные характеристики

Механизм

Непроизвольное

Действие сильного контрастного и значимого, вызывающего эмоциональный отклик раздражителя

Непроизвольность, легкость

ориентировочный рефлекс, характеризующий устойчивый интерес личности

Произвольно

Постановка задач

Направленность сознания, в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет

Ведущая роль принадлежит 2-ой сигнальной системе (речь и мышление)

Послепроизвольное

Вхождение в деятельность и возникающий в связи с эти интерес

Сохраняется целенаправленность, снимается напряженность

Доминант характеризуется в данной деятельности возникновением интереса.

Непроизвольное внимание - это условие возникновения сильного контрастного действия, значимого вызывающего эмоциональный отклик раздражителя, непроизвольность, легкость - это вид внимания, характеризующийся устойчивым интересом личности.

Св-ва внимания:

Концентрация

Избирательность

Распределение внимания(одновременно множе-во)

Объем внимания(количество объектов)

Интенсивность внимания

Устойчивость внимания (на определенном объекте)

Отвлекаемость.

Раскройте понятие общения. Охарактеризуйте многоплановый характер общения

Общение (разговор, диалог) - взаимодействие человека с другими людьми, как членами общества, в ходе которого реализуются социальные отношения. Галина Михайловна Андреева выделяет 3 стороны общения:

1. Коммуникативная - обмен информацией между людьми;

2. Перцептивная - процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимание

3. Интерактивная - собственная организация взаимодействия между людьми.

Этапы общения:

1. Потребность в общении - необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника - побуждение человека к вступлению в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения

3. Ориентировка в личности собеседника

4. Планирование содержания своего общения

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить и как себя вести.

6. Восприятия и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления стиля, методов общения.

Общение - это многоплановый процесс, развитие контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (Артур Владимирович Петровский).

Общение образует единство с деятельностью. С одной стороны общение является частью, стороной деятельности, как её информационный аспект.

С другой стороны - дея-ть выступет, как часть сторона общения;

В деят-ти человек создает продукты (материальные и духовные). Одновременно он передает себя свои способности другим людям, т.е. деятельность сопровождает обслуживает общение.

Виды общения:

1. По содержанию: материальное общение - обмен продуктами деятельности, предметами; когнитивное - это обмен знаниями; кондиционное-обмен психическими и физиологическими состояниями; мотивационное - обмен побуждениями, целями, потребностями, интересами; деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями и навыками. В зависимости от средств: вербальное (общение с помощью слов) и невербальное ( с помощью мимики, письма).

Коммуникативная сторона общения:

Вербальные средства общения.

Процесс общения людей посредством языка - называется речью.

Невербальное средство общения. Использование в процессе общения неречевых, знаковых систем- называется невербальной коммуникацией. К её средствам относят: жести, мимику, пантомиму, интонацию, тембр, дистанцию.

Социально-перцептивная сторона общения:

В процессе общения происходит восприятие человека человеком, и формируется образ другого. Восприятие в общении - называется социальной перцепцией. Специальная перцепция предполагает понимание, оценку человеком других людей или социальной группой.

Основные механизмы восприятия человеком человека:

1. Идентификация (уподобление себя другому, попытка поставить себя на место другого)

2. Рефлексия - осознанием субъекта того, как он сам воспринимается партнером по общению, сознание отношения к себе.

3. Стериотипизация - поведение других, на основе отнесения их к уже известным или кажущиеся известным социальным явлением.

4. Интерактивная сторона общения(взаимодействия)- заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимися реализовать для них, некоторую общую деят-ть.

Раскройте понятие об ощущениях. Дайте характеристику его особенностей

О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Ощущение-это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состоянии организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на Три группы:

экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела;

иптероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов;

проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках и дающие информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецеторы - кинестетическими.

Экстероцепторы можно подразделить на две группы; контактные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. К ним относятся: обязательный и вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта. К ним относятся зрительный, слуховой и обонятельный. Мною названы всего пять рецепторов, соответствующих видам ощущений, но в действительности их гораздо больше.

В состав осязания, наряду с тактильными ощущениями (ощущениями прикосновений), входит вполне самостоятельный вид ощущений - температурных. Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и самостоятельное, более общее значение для всего процесса терморегуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой. Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Большую роль в общем процессе ориентировки человека в окружающей среде играют ощущения равновесия и ускорения. Сложный системный механизм этих ощущений охватывает вестибулярный аппарат, вестибулярные нервы и различные отделы коры, подкорки и мозжечка.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты