Общая характеристика проблемы оценки и оценочной функции психики в различных науках и в психологии
p align="left">Из содержащихся в предыдущем параграфе данных нетрудно заметить, что в различных психологических дисциплинах и различных направлениях исследований последовательно рассматриваются только отдельные виды оценок, которые, казалось бы, никак не связаны между собой. Единственная как-то организованная совокупность оценочных явлений была выявлена при изучении самооценки. Кроме процессуальных самооценок, предметом анализа в этой области исследования являются самооценки как устойчивые и личностные образования (см.1.2.). Однако даже в работах по самооценке вопрос о системе оценочных явлений никогда прежде специально не ставился и не обсуждался. Именно это, на наш взгляд, в наибольшей степени мешало осознанию проблемы оценки и оценочной функции в полном общепсихологическом масштабе [ 182 ].
В принципе она и не могла быть поставлена в таком ракурсе до внедрения в психологию системных представлений.
Следуя существующей в данной главе «традиции» обязательного обсуждения значений основных терминов и понятий, следует рассмотреть содержание термина «оценочная функция». Он уже неоднократно употреблялся и прежде, но без специальной характеристики в надежде, что его смысл понятен из контекста в тех местах, где было необходимо показать, что речь идет не только об оценке как отдельном акте или явлении и не только об отдельном оценочном процессе. Сейчас же настало время рассмотреть его более подробно, в том числе и потому, что входящий в его состав термин «функция» достаточно многозначен.
В принципе такое словосочетание как «оценочная функция» уже довольно давно употребляется в психологических и философских работах [123, с. 103; 200, с. 62 и др. ]. Однако использовалось оно скорее как обычное сочетание слов, необходимых для изложения, нежели как термин для обозначения особой функции психики и лежащей в ее основе особой системы оценочных явлений. Поэтому назначение его специально не обсуждалось, а смысл понимался исходя и из контекста. Кроме того, следует отметить, что в указанных выше работах имелась в виду оценочная функция только сознания, что ограничивало масштаба применения этого термина. Поскольку современной психологии известны формы протекания оценочного процесса на досознательном и внесознательном уровнях, есть смысл говорить об оценочной функции психики в целом.
В последнее время термин «функция» все чаще стал употребляться в психологических работах, но это, конечно же, не означает возврата к функциональной психологии прошлого, т.к. в своем применении он прошел сложную эволюцию и используется уже в значениях, характерных для современного развития науки.
Рассмотрим только две «точки» его эволюции: исходную и конечную.
Известно, что первоначально понятие о функции введено в психологию в противовес структурным представлениям ассоциативной психологии. «Рассмотрение психических процессов как функций означало введение в психологию функциональной физиологической точки зрения...», - таково мнение Л.С. Рубинштейна о происхождении психологического термина функция [ 239, с. 178 ]. Внедрение его в категориальный аппарат психологической науки связано с работами представителей так называемой функциональной психологии, которая понималась как наука о функциях (или «деятельностях») сознания в процессе адаптации организма к изменяющемуся природному и социальному окружению [ 323, с. 71-72 ]. В русле работ этого направления сформулировано важнейшее для психологии положение о том, что основная функция психики заключается в регуляции поведения животных и человека [ 183, 254 ].
Распространение системного анализа и формирование представлений о системном характере психических явлений привели к закреплению в психологии соответствующих этому научному направлению значений термина «функция» [ 66, т.24, ч.1, с.604 ].
В современной психологии в наиболее общем виде под функцией понимается предназначение или роль, которую играет одна из подсистем общей системы психических явлений по отношению к другим элементам или системе в целом. Причем, эта роль выражается и в том, что между структурными элементами системы устанавливается определенная зависимость: изменение в одном из них оказывается производным (функцией) от изменения в другом (в рамках данной системы). Основное же содержание зависимости заключается в содействии, сохранении целостности системы и ее развития.
Именно такое обобщенное значение имеет термин «функция», когда он употребляется в отношении общих функций психического.
В психологии достаточно популярно выделение трёх основных функций психики: когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Однако, как и всякая классификация, такое распределение всех функций психики на три категории является достаточно условной. К какой из них, например, нужно отнести функцию, которая реализуется подсистемой эмоциональных явлений? Существуют и другие мнения по поводу состава общих функций психики.
Ю.М. Забродин называет оценочную функцию наряду с познавательной, коммуникативной, регуляторной и относит ее вместе с перечисленными к категории базовых [ 122, с. 59 ]. В частности, он отмечает, что «человеческая психика выполняет различные функции и в соответствии с этим психология выделяет различные психические функции в целостной структуре психики. Эти психические функции (познавательная, регулятивная, оценочная и др.) изучаются специальными теоретическими и экспериментальными методами» [ 122, с.12 ]. По мнению В.П. Тугаринова, «оценочнаяфункция сознания относительно самостоятельна, автономна» [ 286, с. 182 ]. К.К. Платонов также отмечает, что «сознание имеет три основные функции: регуляторную, познавательную и оценочную» [ 226, с. 182].
Таким образом, необходимость выделения оценочной функции психики как особой категории общей психологии назрела и поддерживается в целом ряде работ по психологии и философии.
Что касается итогов терминологического анализа, то их можно выразить в следующей характеристике оценочной функции. Под оценочной функцией в данной работе будет пониматься функция, реализуемая особым системным образованием психики, состоящим из оценочных явлений разного уровня, объединенных в структуру и выполняющих (уже как подсистема общей системы психического) регуляторные функции (по отношению к другим подсистемам), предназначенные в конечном счете для обеспечения сохранения целостности и направленного развития человека как организма и личности.
Из этого с необходимостью вытекает требование к постановке третьей общей задачи данной работы, связанной также с обоснованием постановки проблемы оценочной функции как общепсихологической: это анализ места и роли оценочной функции психики, а точнее, системы оценочных явлений в целом, и отдельных оценочных явлений в регуляции поведения и деятельности человека.
В предыдущих разделах не раз указывалось, что при изучении различных видов оценок были получены данные о той значительной роли, которую они играют в обучении, воспитании, социальном взаимодействии, совместном выполнении трудовой деятельности и т.д. Например, о том, что оценки учителя оказывают управляющее, ориентирующее и стимулирующее влияние на ученика [ 9 ]; социальные оценки, используемые в системе социального контроля и социальной регуляции, выполняют ориентирующую, регулирующую, информирующую, мотивирующую и санкционирующую функции [ 321 ]; самооценки результатов своих действий участвуют в механизмах психической саморегуляции, действующих по принципу обратной связи [ 201 ]; оценки, применяемые при научном познании, оказывают влияние на различных этапах познавательного процесса от выборов методов исследования до формулировки результатов [ 307 ].
В то же время необходимо отметить, что из-за значительных диспропорций в исследовании различных видов оценок некоторые из них оказались почти неизученными, остаются неизвестными и их функции. Например, значительно меньше по сравнению с оценками, предназначенными для влияния на других, изучены оценки, используемые в процессе регуляции своего поведения и деятельности, особенно на различных этапах развертывания актуальной деятельности. На основе выполненных исследований пока рано говорить о функциях каждого из видов оценки. Однако уже сейчас можно указать на те функции, которые обнаруживаются у всех видов изученных оценок и которые, если исходить из общетеоретических представлений, видимо, имеются также и у остальных, т.е. являются характерными для оценочной функции в целом. Во-первых, все виды оценок, являясь по своей сути особой формой отражения отношений, выполняют когнитивную (познавательную) функцию. Во-вторых, все они, обладая каждый своей спецификой, имеют, тем не менее, еще одно общее предназначение: участвуют в механизмах контроля и самоконтроля, регуляции и саморегуляции, начиная от выполнения предметного действия и кончая управлением развития личности. И это их главное предназначение.
В заключение подведем некоторые итоги анализа проблемы оценивания, оценки и оценочной функции в целом, проведенного в этой главе.
В первом параграфе представлены данные о том, что исследования, связанные с изучением специфических аспектов проблемы оценки, проводятся в различных науках. Среди них особая роль принадлежит философским дисциплинам, таким, как этика, эстетика, аксиология, гносеология, логика. В некоторых из них исследования проводятся уже более полувека и содержат важные сведения. Все это позволяет охарактеризовать проблему оценки как междисциплинарную.
В различных разделах психологии и особенно в социальной, детской, возрастной и педагогической психологии также проводятся довольно интенсивные исследования различных видов оценки, в результате которых получены многочисленные и весьма ценные данные. Однако, как показал анализ, эти исследования разобщены «ведомственными барьерами», узкоспецифичны и во многих вопросах дублируют друг друга.
В третьем параграфе предпринята попытка обоснования постановки проблемы оценивания и оценки, а также оценочной функции психики как общепсихологической. При этом сформулированы три важнейшие задачи теоретической части данной работы: 1) выявление и обоснование сущности оценки как психического явления, в том числе обоснование понимания оценивания как особой формы отражения отношений; 2) обоснование понимания всей совокупности оценочных явлений как системы с выделением её состава, уровней и функциональной структуры; 3) анализ места и роли оценочной функции психики и отдельных оценочных явлений в регуляции поведения и деятельности человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все задачи, которые были поставлены в работе, можно разделить на три блока.
Первый из них -- теоретический анализ и обоснование сущности оценки как психического феномена.
Анализ исследований, выполненных по вопросу оценивания и оценки, продемонстрировал неординарность этой проблемы для науки в целом и актуальность изучения оценочной функции психики для решения теоретических и практических задач, стоящих перед различными психологическими дисциплинами и общей психологией. При этом была обоснована необходимость начать теоретический анализ с обоснования сущности оценки на философском уровне, а затем перейти к рассмотрению общепсихологических вопросов.
Исходным моментом предпринятого «восхождения от абстрактного к конкретному» выступил анализ категории «отношение» и основных видов объективных отношений, а затем проблемы отражения и познания отношений на когнитивном и аффективном уровне.
В результате было обосновано понимание оценки как особой формы отражения некоторых видов объективных отношений: оценки в широком смысле (оценки I рода) связаны с отражением объект-объектных отношений превосходства, а собственно оценки (оценки II и III рода) - с отражением субъект-объектных и субъект-субъектных потребностных или ценностных отношений предпочтения. Анализ сущности оценки завершен определением понятий оценивания как процесса и оценки-результата, как итога фазовой динамики этого процесса.
Оценка (оценивание) как психический процесс является отражением объект-объектных, субъект-объектных и субъект-субъектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе произвольного и непроизвольного сравнения (сличения, сопоставления) предмета оценки и оценочного основания, представляющего собой упорядоченную по принципу превосходства или предпочтения совокупность представлений о соответствующем классе однородных объектов или разнородных предметов одной потребности. Оценка как результат фазовой динамики процесса оценивания в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением или закономерным изменением взаимодействия со средой, осознаваемым как оценка лишь вторично.
Приведенные определения оценки как процесса оценивания и как его результата являются предельно обобщенными. В реальности за ними стоит огромная сеть разнообразных видов, подвидов, классов и родов оценок и самооценок, первичная классификация которых представлена в работе.
Многообразие оценочных явлений, вольно или невольно обнаруживаемое как в самой психологии, так и в других науках (педагогике, медицине, экономике, метрологии и т. д. ), предполагает их системный анализ, проведение которого направлено на решение второго блока задач работы.
Этот анализ начался с рассмотрения вопросов о составе и структуре отдельного оценочного акта. При этом было продемонстрировано, что в каждом акте оценки выделяются как бы четыре элемента: 1) предмет или объект оценки, воспринимаемый непосредственно или «извлекаемый» из памяти; 2) некое образование, называемое в различных работах по-разному («эталон», «стандарт», «критерий», «личная шкала», «норма» и т. д.), для обозначения которого был предложен обобщающий термин «оценочное основание», или просто «основание»; 3) процесс сравнения объекта оценки и оценочного основания; 4) отображение в какой-либо форме результата оценивания в оценке-результате.
Наиболее важными из элементов структурной «формулы» оценки, бесспорно, являются основание и процесс сравнения.
Оценочные основания различаются по своей природе на аффективные, когнитивные и когнитивно-аффективные; по механизму образования - на основания, образующиеся по принципу превосходства и по принципу предпочтения. Кроме того, основания могут вырабатываться самим субъектом в течение жизни, а могут «усваиваться» и «присваиваться», будучи выработанными обществом, в готовом виде.
Литература
Абдрахманова В.Б. Зависимость самооценки от интраличностного и интерличностного сравнения детей // Вопросы психологии. - 1975. - №5. - С. 139.
Алексеев А.В. Себя преодолеть! - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 191 с.
Авдеева Н.Н. Развитие образа самого себя у младенца: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 1982. - 22 с.
Аллахвердов В.М., Иванов В.О., Смирнов М.В. Осознаваемая и неосознаваемая оценка качества решения задач при отсутствии информации о правильности решения // Проблемы инженерной психологии: Материалы V Всесоюзной конференции по инженерной психологии. - М.: Наука, 1979. - ч. 2. - С. 13.
Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. - Санкт-Петербург, 1994. - 32 с.
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 258 с.
Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка // Серия: Педагогика и психология. - М.: Знание 1980. - №10. - 96 с.
Амонашвили Ш.А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1975. - № 4. - С. 77-87.
Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Труды Института мозга им. В.М. Бехтерева. - Л.,1935. - Т. VI. - 146 с.
Ананьев Б.Г. К постановке проблемы детского самосознания // Известия АПН РСФСР, 1948. - Вып.18. - С. 101-124.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.
Анастази А. Психологическое тестирование: - Книга 1. - М.: Педагогика,1982. - 318 с.
Анастази А., Психологическое тестирование: Книга 2 . - М.: Педагогика,1982. - 295 с.
Андреева В.Н. Характеристика мнемических функций // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. - Л., 1976. - С. 154-165.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 415 с.
Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 1979. - 21 c.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина,1975. - 447 c.
Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. - М., 1973. - С. 5-61.
Анохин П.К. Проблема принятия решений в психологии и физиологии // Вопросы психологии. - 1974. - №4. - С. 21-29.
Аристотель. О душе // Собрание сочинений в 4-х томах. - М.: Мысль,1976. - Т.1. - 439 с.
Артемьева Е.Ю. Об описании структуры перцептивного опыта // Вестник МГУ: Серия XIV. Психология, 1977. - № 2. - С. 12-18.
Архангельский С.Н., Ендовицкая Т.В., Неверович Я.З. Наглядные пособия и опыты в курсе психологии. - М., 1958. - 104 с.
Архипова Е.А. Влияние воспитателя и сверстников на самооценку детей старшего дошкольников старшего возраста: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - Минск,1983. - 21 с.
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
Асмолов А.Г. Об иерархической структуре установки, как механизма регуляции деятельности // Бессознательные природные функции. Методы исследования - Тбилиси,1978. - Т. 1. - С. 147-157.
Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. - 1982. - № 2. - С. 14-27.
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.
Бакурадзе О.М. Истина и ценность // Вопросы философии. - 1966. - № 7. - С. 49-50.
Баранова Л.А., Дворяшина М.Д. Интеллект и его измерение // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. - Л., 1976. - С. 165-175.
Батурин Н.А., Сиротин О.А. Влияние неудачи в соревнованиях на состояния и эффективность дальнейшей деятельности спортсмена // Психический стресс в спорте: Материалы к III Всесоюзному симпозиуму. - М., 1977. - С. 10-12.
Батурин Н.А. Изменение уровня притязаний в условиях сравнения с различными стандартными превосходствами // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. - М., 1977. - С.173.
Батурин Н.А. Разработка комплексной методики исследования индивидуальных особенностей поведения в ситуации успеха и неудачи // Тезисы докладов к научной конференции «Управление тренировочным процессом спортсменов высших разрядов». - Челябинск, 1978. - С.10-12.
Батурин Н.А. Проблемы «защитных механизмов» и переживание неудачи // Тезисы докладов конференции Уральского отделения общества психологов. - Пермь: 1979. - С. 72-74.
Батурин Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние и результативность деятельности: Автореф. дис. ... канд психол. наук. - Л., 1979. - 24 с.
Батурин Н.А., Курганский Н.А. Уровень притязаний как метод исследования личности // Диагностика психических состояний в норме и патологии. - Л., 1980. - С.140-148.
Батурин Н.А., Бабин М.П., Патюков М.П. Комплексный прибор для вызывания успеха и неудачи, регистрации показателей состояния и результативности деятельности // Электроника и спорт. - М.,1981. - Вып. VI. - С.16.
Батурин Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека // Вопросы психологии. - 1984. - №5. - С. 131-137.
Батурин Н.А., Лазарев С.В., Чернов Б.А., Метод системной психической саморегуляции и новые подходы к обучению ему операторов АСУ // Проблемы проектирования и эксплуатации рабочих мест, оснащенных средствами взаимодействия с ЭВМ. - Хабаровск,1985. - С. 173-177.
Батурин Н.А., Шорин Г.А., Чернов Б.А. Нетрадиционные методы регуляции состояния и восстановления работоспособности спортсменов // Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции «Проблема восстановления и повышения работоспособности спортсменов» - М., 1985. - С. 102-103.
Батурин Н.А. Когнитивно-эффективные оценочные комплексы, их природа и роль в регуляции активности личности // Актуальные проблемы психологии в свете современных требований общественной практики: Тезисы докладов зональной конференции. - Челябинск, 1986. - С. 55-56.
Батурин Н.А., Гамаль Е.И., Чернов Б.А. Принципы разработки системы методов для регуляции психического состояния спортсмена // Проблемы массовой физической культуры и спорта (тезисы докладов научно-практической конференции). - Челябинск, 1986. - С. 61-62.
Батурин Н.А. Успех, неудача и результативность деятельности // Психологический журнал. - 1987. - Т.8. - №3. - С. 87-93.
Батурин Н.А., Лазарев С.В. Метод системной психической саморегуляции функционального состояния спортсмена // Тезисы Всесоюзного научного симпозиума «Проблемы психических состояний в спорте», посвященный 70-летию Великой соц. Революции. - Ереван, 1987. - С. 178-179.
Батурин Н.А., Чекушина Т.П. Влияние успеха и неудачи в соревновании на познавательные процессы // Оптимизация тренировочного процесса в спорте и двигательных режимов в массовой физической культуре и клинике: Тезисы докладов научно-практической конференции. - Челябинск, 1987. - С. 90-91.
Батурин Н.А Проблема оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 81-90.
Батурин Н.А., Румянцев Г.Г. Психологическая подготовка конькобежцев. Методические рекомендации. - М., 1988. - 36 с.
Батурин Н.А., Румянцев Г.Г. Современные подходы, средства и методы психологической подготовки конькобежца. - Челябинск, 1991. - 52 с.
Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: Методическое пособие. - Омск: Изд-во ОГИФК, 1988. - 49 с.
Батурин Н.А. Оценочная функция психики. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 1997. - 306 с.
Безносов С.П. Особенности оценочного стиля личности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Л., 1982. - 27 с.
Берка К. Измерения. Понятия, теории, проблемы. - М.: Прогресс, 1987. - 318 с.
Бернстейн А.Л. Справочник статистических решений. - М.: Статистика, 1968. - 162 с.
Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз,1947. - 256 с.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина,1966. - 349 с.
Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. - М.: Наука, 1969. - С. 23-83.
Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 270 с.
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978. - 312 с.
Бодалев А.А. К вопросу об оценочных эталонах // Вестник ЛГУ, 1970. - №17. - Вып.3. - С. 54-57.
Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 135 с.
Бодалев А.А., Куницына В.Н., Парфенов В.Н., О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности // Человек и общество. - Л., 1971. - Вып. IХ. - С 151-161.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
Божович Л.И., Морозова Н.Т., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников // Известия АПН РСФСР. - 1951. - Вып. 36. - С. 105-130.
Бойко В.К. Логико-гносеологический анализ оценочных суждений: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Л., 1975. - 24 с.
Большая Советская Энциклопедия, т.10, 1972, т.18,1974, т.19, 1975, т.24, 1976, т.28, 1978.
Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 1993. - 140 с.
Брожик В.В. Марксистская теория оценки. - М.: Прогресс, 1982. - 261 с.
Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс,1977. - 412 с.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. - 392 с.
Бугрименко Е.А., Психологические условия организации контроля и самоконтроля у дошкольников: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. - М., 1981. - 22 с.
Будасси С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопр. психол., 1971. - № 3. - С. 138-143.
Бурдин Г.Д., Марков Б.Н. Основы метрологии. - М., 1976. - 286 с.
Вансалов В. В. Содержание и форма в искусстве. - М.: Искусство,1956. - 371 с.
Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. - М.-Л., 1966. - С. 40-52.
Вассерман Б.И. О влиянии мотивации на продуктивность мнемических процессов // Вопросы психологии. - 1975. - №6. - С. 34-42.
Венгер А.Л. К вопросу об оценочных действиях в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. - М.,1982. - №2(27). - С. 80-83.
Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. - М.: МГУ, 1984. - С. 4-20.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 142 с.
Вилюнас В.К. Эмоции и ситуативное развитие мотивации // Тезисы докладов конференции «Развитие эргономики в системе дизайна». - Боржоми, 1979. - С. 243-247.
Виноградова Т.В. Внутренняя картина болезни при локальных поражениях мозга // Вестник МГУ: Серия XIV. Психология, 1979. - №2. - С. 56-60.
Волков И.П. Оценочная биполяризация как метод социально-психологической диагностики // Методы социальной психологии. - Л., 1977. - С 120-131.
Выжглецов Г.П. Оценка как аксиологическая категория // Вопросы философии и социологии. - Л., 1972. - Вып. IV.- С. 94-98.
Выжглецов Г. П. Эстетика в системе философского знания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 175 с.
Вюрпилло Э. Восприятие пространства // Экспериментальная психология. - М., 1978. - Т. VI. - С. 136-236.
Галкина Т.В. Особенности оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигаемых результатов // Вопросы Психологии. - 1985. - №6. - С. 131-138.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 150 с.
Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 175 с.
Гегель Г.-В.-Ф. Наука логики. - М.: Мысль, 1970. - Т.2. - 248 с.
Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. - М.-Л.: ГИЗ, 1930. - Т.1. - 368 с.
Гербачевский В.К. Уровень притязаний и характеристики интеллекта // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). - Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. - С. 101-105.
Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я., Смирнов С.Д. О движении глаз и руки в процессе счета элементов тест-объекта // Психологические исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - Вып. 1. - С. 172.
Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.,1976. - 495 с.
Горбач В.И. Проблемы диалектических противоречий. - М.: Наука, 1972. - 359 с.
Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей // Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып. 18. - С. 3-26.
Горский Д.П. Отношения, их логические свойства и их значение в логике // Ученые заметки. - М.: Изд-во МГУ, 1954. - Вып. 169. - С. 127-131.
Горский Д.П. Проблемы общей методологии науки и диалектической логики. - М.: Мысль, 1966. - 374 с.
Гошек В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности // Психология и современный спорт. - М.,1973. - С.100-121.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 392 с.
Григолова В.В. Роль установки в процессе восприятия объективных соотношений // Психологический журнал. - 1985. - № 2. - Т.6. - С. 36-46.
Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы. - М.: Наука, 1980. - 180 с.
Грот Н.Я. Психология чувствований в её истории и главных основах. Часть I и II. - Санкт-Петербург, 1879-1880. - 642 с.
Гулыга А.В. Место эстетики в философской системе Канта // Философия Канта и современность. - М., 1974, - С. 267-268.
Гульдан В.В. Исследование некоторых механизмов регуляции поведения при психопатиях: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1975. - 18 с.
Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. - 1980. - № 12. - С. 47-60.
Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - М., 1985. - 36 с.
Дашкевич О.В. Влияние оценки результатов деятельности на особенности эмоционального состояния младших школьников // Вопросы психологии. - 1972. - №6. - С. 116-123.
Дашкевич О.В. Эмоционально-волевые проявления самооценки в спортивной деятельности // Проблема деятельности в советской психологии: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду Общества психологии. - М., 1977. - Ч.II. - С. 357-369.
Деметр К. Роль оценки учителя и самоконтроля школьников в формировании учебно-познавательных мотивов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1981. - 19 с.
Джемс У. Психология. - Санкт-Петербург., 1922. - 367 с.
Дмитров И.Т. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1979. - 18 с.
Доблаев Л.П. К постановке проблемы оценивания в психологии // Проблемы оценивания в психологии. - Саратов, 1984. - С. 3-5.
Додонов Б.И. Проблема соотношения деятельности и эмоциональных характеристик личности // Проблемы психологии личности. - М., 1982. - С.115-121.
Докторов Б.В. О надежности измерения в социологических исследованиях. - М., 1979. - 128 с.
Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. - М.: Политическая литература, 1967. - 351 с.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Изд-во «Латерна Вита», 1996. - 150 с.
Елагина М.Г. Соотношение общей и конкретной самооценки у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии. - 1982. - №2 (27). - С. 48-53.
Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое исследование организаторского потенциала руководителя: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Л., 1975. - 19 с.
Журавлев А.Л. Стиль руководства и организация соревнования // Социально-психологические аспекты социалистического соревнования. - М., 1977. - С. 112-148.
Забродин Ю.М. О некоторых направлениях развития отечественной психофизики // Психологический журнал, 1982. - № 2. - Т.3. - С. 55-69.
Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. - 1983. - №6. - Т.4. - С. 92-105.
Захарова А.В. Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьников // Психологические проблемы учебной деятельности школьника. - М.,1977. - С. 242-249.
Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1980. - №4. - С. 90-99.
Звенигородская Н.О., Кулешова Л.Н., Влияние личностных факторов на экспертную оценку успешности деятельности // Экспериментальная и прикладная психология. - Л., 1982. - №11. - С. 90-99.
Зелигман М. Как научиться оптимизму. - М.: «Персей». - 1997. -432с.
Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. - М.: Искусство, 1969. - 175 с.
Зиновьев А.А. Метод восхождения от абстрактного к конкретному (на материале «Капитала» К.Маркса): Автореф. дисс. .... канд. филос. наук. - М., 1954. - 23 с.
Иванов П.Л. О сущности красоты. - М.: Просвещение, 1967. - 266 с.
Ивин А.А. Основания логики оценок. - М.: Изд-во МГУ, 1970. - 230 с.
Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 440 с.
Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. - М.: Изд-во АН СССР, 1980. - 285 с.
Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. - Ч.1. - 132 с.
Кетхудов Р.Т. Об оценке как гносеологической категории // Вестник МГУ: Серия Экономика и философия, 1965. - № 4. - С. 70-78.
Кирпиченок Т.Е. Проблема стимулирования учебной деятельности младших подростков: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. - М., 1973. - 19 с.
Кислов Б.А. Гносеологические функции практики в оценочном познании // Современные проблемы гносеологии. - Иркутск, 1974. - С. 68-83.
Киссель М.А. Критика буржуазных концепций предмета и значения философии // Критика современной буржуазной философии в курсе диалектического материализма. - М., 1975. - С. 3-27.
Клочко В.Е. Целеобразование и динамика оценок при решении задач: Автореф. канд. ...психол. наук. - М.,1978. - 22 с.
Ключникова Г.А. Соотношение оценки, самооценки и коммуникативных черт личности подростка: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. - Л.,1979. - 21 с.
Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М.: Политиздат, 1975. - 272 с.
Кожуховская И.И. Виды нарушения критичности психических больных: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. - М.,1973. - 19 с.
Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. - М.: Прогресс, 1979. - 504 с.
Козловский С.М. Роль эталонов в психофизических измерениях // Вопросы психологии. - 1985. - №4. - С. 102-109.
Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967. - 383 с.
Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. - 191 с.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самопознание. - М.: Политическая литература, 1984. - 335 с.
Кондаков Н.И. Логический словарь. - М., 1971. - 683 с.
Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. - 256 с.
Копылова А.А. О некоторых способах самооценки личности // Сборник трудов МГПИ. - М., 1973. - С. 85-90.
Кочубей Б.И., Рутман Э.М. О динамике психофизиологических показателей в связи с отношением к эксперименту и оценкой «неприятности» стимула // Новые исследования в психологии. - 1982. - №2 . - Т.27. - С. 26-31.
Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
Кремянский В.И. Основные формы опережающего отражения в живой природе // Вопросы философии. - 1979. - № 11. - С. 79-90.
Кремянский В.И. Типы отражения как свойства материи // Вопросы философии. - 1963. - № 8. - С. 131-142.
Кроник А.А. Установки и эталоны межличностного оценивания (модель и гипотезы). Социальная психология личности. - М., 1979. - С.184-220.
Крушинский Л.В. Изучение экстраполяционных рефлексов у животных // Проблемы кибернетики. - М.,1959. - Вып.2. - С. 228-282.
Крылов А.А. Человек в автоматизированных системах управления. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1972. - 192 с.
Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. - М.: Политиздат, 1980. - 398 с.
Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности работы с людьми // Социально-психологические и педагогические проблемы высшей школы. - Л., 1971. - С.3-27.
Кузьмина З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи // Личность в психологическом эксперименте. Труды кафедры психологии МГПИ. - М., 1973. - С. 34-44.
Кузьмина З.В. Исследование самооценки личности в условиях успеха и неудачи // Новые исследования в психологии. - 1974. - С. 21-22.
Кукосян О.Г. Профессиональные особенности межличностного познания // Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - М., 1982. - 41 с.
Кулич В. Адекватность субъективного учета результата деятельности в процессе учета и решения задач // Новые исследования в психологии. - 1975. - №2. - С. 11-13.
Куницына В.Н. К вопросу о самооценке подростка // Экспериментальная и прикладная психология. - Л., 1970. - Вып.2 - С. 62-69.
Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие форм отражения в процессе эволюции организмов // Вопросы философии. - 1956. - № 4. - С. 94-103.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. - М., 1970. - С.178-208.
Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. - Петроград, 1917. - 386 с.
Ласло С. Возникновение ценности и её первые формы // Философские науки. - 1968. - №1. - С. 167-172.
Леви В.Л. Охота за мылью: заметки психиатра. - М: Молодая гвардия, 1971. - 224 с.
Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы Психологии. - 1976. - № 6 - С. 118-129.
Леонтьев А.А. Некоторые проблемы психологической теории деятельности (ПТД) на современном этапе // Развитие эргономики в системе дизайна. - Боржоми, 1979. - С. 286-290.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. - М, 1983. - Т.2. - С. 251-261.
Леонтьев А.Н., Гиппенрейтер Ю.Б. О деятельности зрительной системы человека // Психологические исследования. - М., 1968. - С. 3-23.
Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. - М.: Прогресс, 1970. - 685 с.
Липкина А.И. Психология самооценки школьника. - М., 1974. - 128 с.
Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 1975. - С. 31-155.
Липкина А.И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. - 1981. - №3. - С. 79-89.
Лисина М.И. Развитие отношения к себе у детей в первые семь лет жизни // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М.,1977. - Ч.1. - С. 40.
Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. - 1981. - № 1. - Т.2. - С. 3-17.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.,1984. - 444 с.
Лупандин В.И., Коновалова Н.Ф., Казаченко Н.Н. Субъективные шкалы количественной и качественной оценки в сенсорном восприятии // Физиология человека. - 1981. - № 6. - С. 1059-1064.
Лурия А.Р., Леонтьев А.Н. Экзамен и психика // Экзамен и психика. - Л.-М.:, 1929. - С. 11-86.
Магун В.С. К вопросу о справедливости распределения оценок и самооценок у студентов // Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. - Л., 1978. - С. 107-110.
Магун В.С. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст // Вопросы психологии. - 1985. - №2. - С.118-126.
Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности. - Л.: Наука, 1983. - 176 с.
Магун В.С. Психологическое исследование объективности оценок и самооценок у студентов: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. - Л., 1977. - 19 с.
Максимова Н.Ю. оценочная деятельность учителя в формировании самооценки школьника // Вопросы психологии. - 1983. - №5. - С. 42-47
Мамажанов М. Психологические особенности связи познавательной активности с самооценкой в младшем школьном возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол наук. - М., 1982. - 22 с.
Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о форме познания). - М.: Высшая школа, 1968. - 291 с.
Маньковский Л.А. Категория «вещь» и «отношение» в «Капитале» К.Маркса // Вопросы философии. - 1956. - № 5. - С. 185-195.
Марков Б.Н. Основы метрологии. - М.: Изд-во стандартов, 1985. - 256 с.
Маркс К. , Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: Политиздат, 1956. - 189 с.
Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений., 2 изд. - М.: Политиздат,1960. - Т.23. - 907 с.
Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. - М.: Госполитиздат, 1953. - 536 с.
Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений., 2 изд. - М.: Политиздат, 1963. - Т.30. - 756 с.
Материалисты Древней Греции. - М.: Госполитиздат, 1955. - 239 с.
Матюшкин А.М., Егоров М.П. Исследование мышления в оценочной деятельности человека // Вопросы психологии, 1974. - №1. - С. 61-71.
Мейстер Д. Эргономические основы разработки сложных систем. - М.: Мир, 1979. - 455 с.
Мороз О.М. Опыт исследования информативности самооценки в связи с некоторыми личностными особенностями // Тезисы научных сообщений советских психологов к ХХI Международному психологическому конгрессу. - М., 1976. - С. 185-195.
Мур Дж. Принципы этики. - М.: Прогресс, 1984. - 325 с.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - 426 с.
Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - Т.2. - С.110-125.
Надирашвили Ш. А. Социальные ориентации личности // Социальная психология личности. - М., 1979. - С.165-183.
Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 112 с.
Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. - М.: Наука,1969. - 346 с.
Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсмена. - М.: Физкультура и сорт, 1985. - 176 с.
Нгуен Тхай Тхой Формирование когнитивных компонентов в самооценке младшего школьника: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1984. - 21 с.
Никифоров Г.С. Самоконтроль как механизм надежности человека и оператора. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 112 с.
Новоселов М.М. О некоторых понятиях теории отношений // Кибернетика и современное научное познание. - М., 1976. - С. 253-264.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: МГУ, 1987. - 304 с.
Одёрышев Б.С. Активированность нервной системы // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном обследовании студентов. - Л., 1976. - С. 95-110.
Ольшанникова А.Е., Рабинович Л.А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности // Вопр. психол., 1974. - № 3. - С. 65-73.
Ольшанский Д.В. К анализу когнитивной самооценки человека // Проблемы медицинской психологии. - М., 1979. - С. 20-106.
Ольшанский Д.В. Об особенностях когнитивной самооценки при локальных поражениях мозга // Вопросы психологии. - 1981. - №6. - С.101-106.
Павлов И.П. Полное собрание трудов. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - Т.3. - 605 с.
Пайяр Ж. Применение физиологических показателей в психологии // Экспериментальная психология. - М.,1970. - Вып. III. - С. 9-96.
Пантилеев С.Р. Самоотношение - как эмоционально-оценочная система. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 110 с.
Парнюк М.А. Вещь, свойство, отношение // В. И. Ленин и методологические вопросы современной науки. - Киев, 1971. - С. 100-121.
Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 511 с.
Петровский В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - С. 26-38.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Междунар. Пед. Академия,1969. - 680 с.
Платонов К.К. Краткий словарь системы психологический понятий. - М.: Высшая школа,1981. - 175 с.
Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982. - 309 с.
Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские обоснования общей теории. - М.: Мысль, 1985. - 254 с.
Подгорный З.Р. Натуралистическая концепция ценностей в американской буржуазной философии XX века (критический анализ): Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Л., 1978. - 17 с.
Поддъяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1985. - №2. - С.105-117.
Поляков Г.И. Проблема происхождения рефлекторных механизмов мозга. - М.: Медицина, 1964. - 443 с.
Проблема ценности в философии. - М.-Л.: Наука, 1966. - 261 с.
Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. - Томск, 1977. - 243 c.
Раусте фон Врихт М.Л. Образ «Я» как подструктура личности // Проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1982. - С. 104-111.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. - 392 с.
Рейнвальд Н.И. Принцип деятельности в психологическом исследовании: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - Винница, 1978. - 380 с.
Решлен М. Измерения в психологии // Экспериментальная психология. - М., 1966. - Вып. I, II. - С.195-238.
Розе Н. А., Головей Л.А. Психомоторная организация человека // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. - Л., 1976. - С. 131-153.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз , 1946. - 704 с.
Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Психологическая наука в СССР. - М., 1959. - Т.1. - С. 315-356.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - 423 с.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. - М.: Медицина, 1970. - 215 с.
Руководство к Калифорнийскому психологическому опроснику (CPI) / Под ред. Н.А. Батурина. Челябинск - Санкт-Петербург, 1995. - 52 с.
Савонько Е.И. Возрастные особенности ориентаций школьников на самооценку и на оценку другими детьми: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. - М., 1970. - 19 с.
Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. - 1969. - №4. - С. 107-116.
Садовский В.Н. Модели научного знания и их интерпретация // Вопросы философии. -1973. - №6. - С.38-48.
Садовский В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методический анализ. - М.: Наука, 1974. - 279 с.
Саутхолл Р. Логика эстетической оценки // Против современного абстракционизма и формализма. - М., 1964. - С. 328-337.
Сафин В.Ф. Самооценка и взаимооценка старшеклассников в зависимости от их внушаемости // Вопросы психологии. - 1970. - №1. - С. 92-103.
Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения // Вопросы психологии. - 1975. - №3. - С. 62-72.
Северцев А.Н. Эволюция и психика // Собрание сочинений. - М.-Л., 1945. - Т.3. - С. 62-72.
Селезнев Н.В. Педагогическая оценка как средство формирования нравственных отношений учителя со старшеклассниками. - М., 1978. - 234 с.
Сетров М.И. Общие принципы организации систем и их методическое значение. - Л.: Наука, 1971. - 120 с.
Сеченов И.М. Избранные произведения. - М.: Изд-во АН СССР, 1952. - Т.1. - 771 с.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - М.: Социально психологический центр, 1996. - 349 с.
Симонов В.П. Эмоции и воспитание // Вопросы философии. - 1981. - №5. - С. 39-49.
Симонов В.П. Эмоциональный мозг. - М.: Наука,1981. - 215 с.
Симонов В.П. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М.: Наука, 1970. - 141 с.
Сиротин О.А., Батурин Н.А. Психология неудачного выступления // Спортивная борьба. - М., 1978. - С.26-29.
Скоробогатов В.А. Развитие форм отражения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 167 с.
Смирнов С.Д. Психологическая теория деятельности и концепция Н. А. Бернштейна // Вестник МГУ: Серия XIV. Психология. - 1978. - № 2. - С. 14-25.
Снежневский А.В. Nosos et pathos schizophreniae // Шизофрения. - М., 1972. - С. 5-15.
Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: Методическое руководство. - М., 1990. - 47 с.
Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
Соловьева А.Е. Самооценка как фактор воспитания в юношеском возрасте: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. - М., 1973. - 20 с.
Спивак Е.В. Проблема влияния «ситуативного неуспеха» на деятельность индивида в условиях индивидуального и группового решения задачи. Дипломная работа. - М.: МГУ, 1974. - 121 с.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 303 с.
Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. - С-Пб., 1895. - Т.2.
Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. - 1981. - №6. - С. 59-74.
Степанский В.И. Роль второсигнальной обратной связи в саморегуляции произвольной деятельности // Новые исследования в психологии, 1975. - № 1. - С. 5-7.
Степанский В.И. Роль субъективных критериев успешности результатов в регуляции деятельности // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 118-122.
Степанский В.И. Функциональная роль обратной связи и критерия успеха в процессе психологической саморегуляции деятельности // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1976. - С. 6-10.
Стеркина Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. - М., 1976. - 19 с.
Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 706 с.
Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 166 с.
Суходольский Г.В. Понятийная система психологической теории деятельности // Психологический журнал. - 1981. - №3. - С.12-24.
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1969. - 192 с.
Тагиева Г.Б. Становление самооценки младших дошкольников как фактор психологической готовности к школьному обучению: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1983. - 21 с.
Ташлыков В.А Клинико-психологическое исследование «внутренней картины болезни» при неврозах в процессе их психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1981. - №11. - С.1704-1708.
Тинберген Н. Поведение животных. - М.: Мир, 1969. - 192 с.
Тихомиров О.К. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования. - М.: Наука,1977. - С. 5-10.
Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 270 с.
Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 144 с.
Тугаринов В.П. Философия сознания. - М.: Мысль, 1971. - 200 с.
Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 156 с.
Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 123 с.
Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 184 с.
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. - М.: Мысль, 1978. - 272 с.
Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 287 с.
Философская энциклопедия. - М.: Изд-во Сов. Энциклопедия , 1970. - Т.4. - 591 с.
Философская энциклопедия. - М.: Изд-во Сов. Энциклопедия, 1970. - Т.5. - 740 с.
Философский энциклопедический словарь. - М.: Изд-во Сов. Энциклопедия, 1989. - 814 с.
Фортунатов Г.А. Чувства // Общая психология. - М,:1973. - С. 336-358.
Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. - М.: Изд-во Политическая литература, 1983. - 703 с.
Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений. - М.: Просвещение, 1989. - 448 с.
Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1978. - С. 88-135.
Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. - М.,1975. - Вып. V. - С.112-195.
Хайлов К.М. К эволюции теоретического мышления в биологии: от моноцентризма к полицентризму // Системные исследования: Ежегодник. - М., 1973. - С. 239-250.
Ханин Ю. Л. О срочной диагностики состояния личности в группе // Теория и практика физической культуры. - 1977. - №8. - С.8-11.
Хапсироков А.Я. Отражение и оценка. - Горький, 1972. - 183 с.
Харчев А.Г. К вопросу о сущности и специфике прекрасного // Философские науки. -1962. - № 4. - С. 106-114.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 144 с.
Чхартшвили Ш.Н. Влияние потребности на оценку этических и эстетических ценностей // Вопросы психологии. - 1972. - № 5. - С. 129-131.
Шакуров Р.Х. Оценочные отношения как фактор возникновения чувства гордости и стыда у младших школьников: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Киев, 1966. - 21 с.
Шанявский К. Роль оценок в познавательном процессе // Вопросы философии. - 1969. - №3. - С. 56-60.
Шафранская К.Д., Эмоциональные характеристики и их структура // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном обследовании студентов). - Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. - С. 178-188.
Швырев В.С. Проблема отношения теоретического и эмпирического знания и современный позитивизм // Анализ научного знания. - М., 1970. - Вып.2.
Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1969. - 535 с.
Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. - М.: Наука, 1971. - 223 с.
Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. - М.: Наука,1980. - 352 с.
Шмелев А.Г. Концепция систем значений в экспериментальной психосемантике // Вопросы психологии. - 1983. - №4. - С. 16-27.
Щедровицкий Г.П. Общая идея метода восхождения от абстрактного к конкретному // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. - М., 1975. - С. 161-169.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедиз, 1960. - 328 с.
Юлдашева С.М. Особенности проявления и развития самооценки у подростков в учебной деятельности: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Ташкент,1966. - 22 с.
Юм Д. Сочинения в 2-х томах. - М.: Мысль, 1965. - Т.1. - 618 с.
Юферева Т.И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников: Автореф. дис. ...канд. психол.наук. - М., 1977. - 19 с.
Якобсон П.М. Некоторые особенности развития оценки у ребенка - первоклассника // Вопросы психологии учебной деятельности младшего школьника. - М., 1962. - С. 259-286.
Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С.55-61.
Яковлев А.М. Взаимодействие личности и общества в системе социального контроля // Социальная психология личности. - М., 1979. - С.138-164.
Яновская С.А. Идеализм и математика. // Сборник статей по философии и математике. - М.,1936. - С. 52-70.
Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. - М.: Изд-во политической литературы, 1971. - 368 с.