рефераты курсовые

Организационно-психологические условия успешности адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии

Организационно-психологические условия успешности адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО "Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского"

Факультет психологии

Кафедра социальной и организационной психологии

Допущена к защите:

Зав. кафедрой доцент

Артемова Т.А.

Выпускная квалификационная работа

на тему:

"Организационно-психологические условия успешности адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии"

Выполнила:

студентка 5 курса

факультета психологии

группа - 511 (специализация

"психология управления")

Евдокимова И.Г.

Научный руководитель:

канд. психол. наук, доцент

Романенко В.А.

Рецензент:

канд. психол. наук, доцент

Пацакула И.И.

Калуга, 2008

Содержание

Введение

1. Психологические исследования развития личности в контексте профессиональной деятельности

1.1 Особенности развития личности в период ранней взрослости

1.2 Психологические концепции адаптации личности

1.3 Адаптация личности к профессиональной деятельности

1.4 Факторы психологической адаптации к профессиональной деятельности

2. Эмпирическое исследование психологической адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии

2.1 Цели и задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Результаты исследования

2.3.1 Результаты анализа документов

2.3.2 Результаты исследования уровня психологической адаптации

2.3.3 Результаты исследования по методике "Карта оценки удовлетворенности работой"

2.3.4 Результаты исследования по методике "Интерпретация притчи"

2.3.5 Результаты исследования по методике "Тест смысложизненных ориентаций"

2.4 Анализ результатов

Выводы

Рекомендации

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Приложения

Введение

Профессиональная деятельность - неотъемлемая часть жизни современного человека. От того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.

На профессиональное развитие личности в значительной степени влияют первые годы работы, поскольку именно этот период считается своего рода тем "испытательным сроком", который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде. А также является фундаментом для его будущей профессиональной карьеры, который во многом будет определять ее успешность.

Профессиональную адаптацию специалистов можно определить как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства. Поэтому для молодого сотрудника важно, чтобы его личностные особенности максимально соответствовали тем организационным условиям, которые для него предлагаются на новом месте работы.

Психологи отмечают, что становление человека как профессионала непосредственно связано с его развитием как личности. С одной стороны, индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут как способствовать формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению (например, в случае отсутствия общих профессиональных способностей -- активности, саморегуляции, помехоустойчивости и др.), приводить к более быстрому профессиональному старению и деформации.

С другой стороны, профессиональная деятельность оказывает обратное влияние (позитивное или негативное) на личностный онтогенез, например на формирование самооценки, самоотношения и т. д. Профессиональное становление предполагает появление у личности специалиста новых качеств и свойств, либо развитие имевшихся задатков.

Не меньшее влияние на успешность профессиональной адаптации специалиста оказывают организационные факторы. В связи с этим руководитель предприятия должен стремиться организовать условия профессионального развития таким образом, чтобы молодой специалист успешно адаптировался в организации и закрепился в ней на долгое время. В то же время специалист должен осознавать, что влияние организационных факторов опосредуется личностными особенностями самого работника и в связи с этим учитывать особенности организации, в которую он устраивается на работу и предвидеть проблемы, которые могут возникнуть в процессе адаптации к новым условиям предприятия.

Изучение вопросов адаптации, в том числе профессиональной, нашло отражение в многочисленных исследованиях, как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых: К. А. Абульханова-Славская, Г. А. Балл, А. А. Реан, А. А. Налчаджян, А. В. Филиппов, В. П. Казначеев, Ф. Б. Березин, А.Н. Жмыриков, Г. Селье и др.

Цель: исследовать виляние организационно-психологических условий на успешность адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии.

Задачи:

1. Провести анализ психологических исследований по проблеме профессионального становления личности.

2. Разработать психодиагностический комплекс, позволяющий выявить влияние организационно-психологических условий на успешность адаптации молодого специалиста.

3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи успешности адаптации к профессиональной деятельности и организационно-психологических условий.

4. Разработать психологические рекомендации по повышению эффективности управления процессом профессиональной адаптации молодых специалистов.

Объект исследования: процесс адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности.

Предмет исследования: влияние организационно-психологических условий на успешность адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии.

Гипотеза: факторами, определяющими успешность адаптации молодого специалиста на предприятии, являются: 1) организационные условия, прежде всего наличие потенциальной возможности карьерного роста; 2) личностные особенности самого молодого специалиста.

Методы исследования: анализ документов, контент-анализ, опрос (авторский опросник "Оценка адаптации молодого специалиста", методика "Карта оценки удовлетворенности работой" (автор В. Смирнова), методика "Тест смысложизненных ориентаций" (СЖО) (адаптация Д.А. Леонтьева), методика "Интерпретация притчи" (В.А. Романенко).

Математическая обработка данных осуществлялась при помощи критерия Манна - Уитни, коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Выборка: в качестве эмпирической базы исследования выступили молодые специалисты одного из промышленных предприятий г. Калуги в возрасте от 18 до 30 лет, общий объем выборки составил 37 человек.

Исследование процесса адаптации молодых специалистов на предприятии проводилось на двух группах: специалистах с высшим образованием и сотрудниках, работающих по рабочим специальностям.

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (60 источников) и 3 приложений, общим объемом 105 страниц.

В ведении раскрыта актуальность темы исследования, определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования.

Первая глава посвящена анализу психологических исследований профессионального становления личности, представлений об адаптации в различных психологических школах, особенностей адаптации личности в контексте профессиональной деятельности, а также организационных и психологических факторов на нее влияющих, анализу особенностей развития личности в период ранней взрослости, влияющих на адаптацию молодого специалиста.

Во второй главе излагаются процедуры и результаты эмпирического исследования психологической адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии; приведены рекомендации по повышению эффективности управления процессом профессиональной адаптации молодых специалистов.

1. Психологические исследования развития личности в контексте профессиональной деятельности

1.1 Особенности развития личности в период ранней взрослости

Раннюю взрослость многие исследователи также называют молодостью, ее границы условно располагают на отрезке от 18-20 до 30 лет [44].

Молодость - это прежде всего время поиска спутника жизни, создания семьи и устройства семейной жизни (Ш. Бюлер [31], Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант [10] и Д. Б. Бромлей [4]), время выбранной профессии, определение отношения к общественной жизни и своей роли в ней [18].

Именно с этим периодом жизни связывают становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способности принимать "смысложизненные" решения, закрепление мировоззренческих ориентаций, построение устойчивого "образа мира", определение перспектив и целей жизни и т.д. [44]. В это время происходит включение во все виды социальной активности и овладение многими социальными ролями [38].

Примечательная особенность молодости -- ее противоречивость, амбивалентность, ее сохраняющийся от предыдущих возрастов переходный, "временный" характер, характер "ожидания взрослости".

Ведущая деятельность в период молодости -- профессиональная. В этот период происходит овладение выбранной профессией. Уже в молодости человек может достигнуть в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в молодости, особенно когда выбранная профессия соответствует призванию.

Центральные возрастные новообразования этого периода -- это семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

В молодости продолжается интеллектуальное развитие, проявляется способность к усвоению нового (открытия в науке чаще совершают молодые).

Что касается развития мышления, единой точки зрения в психологии нет. Одни исследователи считают, что интеллектуальное развитие заканчивается в детском возрасте, другие -- что качественные преобразования происходят и во взрослом периоде жизни [18].

Многие исследователи обращались к изучению типов мышления в период ранней взрослости. Клаус Ригел придавал особое значение процессу понимания противоречий как важному достижению в когнитивном развитии взрослых и предположил наличие пятой стадии когнитивного развития, которую он назвал диалектическим мышлением. Индивидуум рассматривает и обдумывает, а затем пытается интегрировать противоположные или конфликтующие мысли и наблюдения. Одним из особенно важных аспектов диалектического мышления является интеграция идеала и реальности. Согласно Ригелу, эта способность является сильной стороной мышления взрослых людей.

Другой теоретик, Гизела Лэйбови-Виф, придавала особое значение "обязательствам и ответственности" как характерным признакам когнитивной зрелости взрослых. Она предполагала, что ход когнитивного развития должен включать в себя как развитие логического мышления в соответствии с теорией Пиаже, так и эволюцию саморегуляции, начиная с детского возраста и включая большую часть периода взрослости. Она признает, что логическое мышление может достичь своей конечной стадии при достижении уровня формальных операций. Тем не менее, так же как Ригел, она утверждает, что людям нужно испытать на себе влияние сложных социальных проблем, различных точек зрения, пройти через большой практический опыт, чтобы они в дальнейшем ушли от дуалистического мышления. Когнитивная зрелость взрослых характеризуется развитием навыков независимого принятия решений.

Уорнер Шейо предполагал, что характерной чертой мышления взрослых является та гибкость, с которой они применяют когнитивные способности, которыми уже обладают. Он утверждал, что в течение детства и подросткового периода мы приобретаем все более и более сложные внутренние структуры для понимания мира. Мощные инструменты формального операционального мышления являются ключевым достижением этого этапа развития, который он обозначил как период приобретений. В ранней взрослости мы используем наши интеллектуальные способности, чтобы достичь успеха и выбрать стиль жизни; Шейо назвал это периодом достижений. Мы применяем наш интеллектуальный потенциал, навыки решения проблем и принятия решений к процессу достижения целей и выполнения плана жизни [27].

Начало взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное и ценностное чувство, человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода. Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) обнаруживается сильное стремление к личностной экспансии, к самовыражению [30]. В первую очередь эти тенденции отчетливо проявляются в выборе профессии, осуществлении профессионального самоопределения и начале самостоятельной профессиональной карьеры. Для мужчин основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры -- главнейшие задачи возраста. Для женщин на первое место часто выходит ответственность за создание собственного окружения -- партнера, семьи, детей, хотя карьерные устремления свойственны современным женщинам в не меньшей степени, чем мужчинам [44].

Поиск партнера для жизни, отделение от родительской семьи, приобретение профессии и начало собственной профессиональной и личностной жизни -- условия для выработки собственного индивидуального жизненного стиля. Одновременно это дает возможность обрести и реализовать индивидуальные смыслы жизни. Способность личности разрешать внутренние противоречия, выстраивать собственную систему ценностей, создавать жизненную перспективу и определять стратегические цели являются мерилом ее человеческой зрелости.

Смысл жизни -- одна из основных категорий, которыми оперирует молодость. Под смыслом жизни имеется в виду внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное.

В молодости впервые выстраивается жизненная стратегия, опирающаяся на рефлексию, и соотнесение своих индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества.

В эмоциональном плане для молодого человека самопринятие -- важнейшее условие самореализации. В молодости человек способен отнестись к себе реалистично и критично, принять минусы своего характера, внешности, недостаточную развитость каких-либо способностей и одновременно научиться использовать плюсы и выгодные стороны своей личности и характера, обратить их на пользу своему развитию.

Для молодости особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей -- оно позволяет острее и полнее чувствовать себя, свое "Я". Поэтому вера, мировоззрение, идеалы приобретают в молодости устойчивую форму. И хотя большинство этих ценностей, конечно, не создается личностью, а усваивается как социально-культурный опыт, их понимание и принятие в качестве индивидуальных ценностей создают у молодого человека ощущение своего достоинства, "полноты жизни", чувство собственной значимости и принадлежности к ней ("счастья жить").

Сам возраст предполагает осознание наличия разнообразнейших возможностей жизнеутверждения -- "сделать жизнь самому", по собственному сценарию. Часто стремление перемениться, стать другим, обрести новое качество выражается в резком изменении образа жизни, переезде, смене места работы и т.д., обычно осмысляемом как кризис молодости. Кстати, в средние века -- времена подмастерьев, когда существовали ремесленные гильдии, молодые люди имели возможность переходить от мастера к мастеру, чтобы всякий раз осваивать и изучать нечто новое в новых жизненных обстоятельствах. Современная профессиональная жизнь предоставляет для этого мало возможностей, поэтому в экстремальных случаях человек вынужден идти на "слом" всего достигнутого и "начинать жизнь с начала (с нуля)" [30, 44].

В молодом возрасте оформляется способность и потребность в нравственной саморегуляции, т.е. совесть, поскольку никто другой теперь напрямую не контролируют поведение и способы удовлетворения потребностей личности -- происходит передача ответственности самому человеку за самого себя. В ряде случаев молодой человек оказывается неспособным принять на себя эту ответственность.

В молодости особое значение имеет самоощущение, внутренняя душевная жизнь, которая приобретает отчетливые личные формы. У человека появляется новый интерес к самому себе не только как к индивиду или личности, но как к экзистенции, явлению более высокого порядка -- воплощению предназначения свыше, персонификации некоего мирового порядка, реализации мирового закона и т.п. Голландская исследовательница Марта Мёрс описывает это отношение как познание собственной души как законченного целого [30, 44].

Любопытно, что женщины на этой стадии несколько опережают мужчин в отношении личностной зрелости.

Очень часто в молодости отмечаются ролевые внутриличностные конфликты: например, молодой отец разрывается между ролью отца и семьянина и ролью профессионала, специалиста, делающего карьеру, или молодая женщина должна совместить в себе роль жены, матери и профессионала. Ролевые конфликты такого типа в молодости практически неизбежны, поскольку для личности невозможно жестко разграничить в пространстве и времени своей жизни самореализацию в разных видах деятельности и разные формы социальной активности [30]. Выстраивание личностных ролевых приоритетов и иерархий ценностей -- особая задача молодости, связанная с переосмыслением собственного "Я" [44].

Время молодости для многих -- это еще и пора ученичества, время обретения профессии, начала трудовой деятельности и связанных с этим изменений социального статуса: начало самостоятельной трудовой деятельности создает основу для экономического отделения от родительской семьи, а реализация себя в выбранной профессии -- возможность творческих достижений.

При выборе профессии и ее осуществлении важно ее индивидуальное насыщение личностными смыслами -- понимание и переживание человеком, для чего он трудится, как работа связана с его убеждениями, ценностями, идеалами, мотивами. В любой профессии важны не только профессиональные умения и навыки, но и насыщение профессиональных действий социально значимыми целями. Если таких целей нет, то даже самый престижный выбор специальности не способен обеспечить человеку стабильное и достойное место в жизни, обрести то, что называют призванием.

После окончания вуза у большинства специалистов (а у тех, кто решил сразу после школы начать трудиться, раньше) начинается 3--5-летний период адаптации к освоенным видам трудовой деятельности (овладение и принятие норм профессиональной деятельности и профессионального общения, понимание смысла профессии и своей причастности к ней), поиск оптимальных возможностей для самореализации, фаза "завоевания места под солнцем" в своей деятельности и референтных социальных группах [38, 44].

Когда молодые взрослые поступают на работу, они могут испытывать состояние, которое можно описать как "потрясение, вызванное реальностью". В течение подросткового периода и этапа подготовки к будущей работе люди часто имеют высокие ожидания относительно того, каким будет их профессиональный путь, как они будут справляться со своими обязанностями. После окончания обучения и начала работы новички очень быстро узнают о том, что некоторые их ожидания нереалистичны. Их обучение может не вполне соответствовать реальной работе, которую им требуется выполнять. Многие работодатели считают, что новички -- это люди, которых еще многому нужно научить. Работа может оказаться не творческой, а механической, окружающие люди бывают нечестными; кроме того, может оказаться, что сойтись с коллегами по работе -- большая проблема. Истинные цели работы могут затеряться в лабиринте бюрократических процедур или трансформироваться под воздействием приказов начальников. Реальность может вызвать потрясение, результатом которого становятся фрустрация, напряжение и гнев, переживаемые молодым работником на этапе приспособления к новой ситуации [27, 54].

Левинсон подчеркивал важность роли наставников, помогающих молодым работникам усваивать необходимые ценности и нормы. Наставники исполняют роль воспитателя и учителя. Они способствуют продвижению молодых работников вверх по служебной лестнице. Они служат моделями для подражания в социальной сфере и в области профессиональной деятельности. В целом наставники облегчают новичкам переход к статусу самостоятельного зрелого специалиста.

В настоящее время не создано теорий развития профессиональной карьеры женщин, однако очевидно, что ей присуще большое разнообразие форм. Значительное число женщин выбирают традиционную мужскую модель непрерывной занятости. Другие планируют завести детей, когда добиваются в профессиональной деятельности определенных успехов. Те из них, кто предпочитает в период ранней взрослости посвятить себя одним семейным заботам, иногда начинают работать вне дома только после того, как их младший ребенок поступает в первый класс.

Среди женщин можно выделить две ярко контрастирующие между собой группы: те, кто ориентирован на карьеру, и те, для кого работа -- не главное в жизни.

Многие исследователи отмечают, что работающие женщины отличаются от неработающих более крепким психическим и физическим здоровьем [27].

К 30 годам многие молодые люди подводят некоторые личностные итоги, основанные на рассудочном и критичном отношении к самому себе: большинство людей к этому времени могут понять, что они могут и чего не могут, что дается с трудом, а чего, скорее всего, достигнуть не удастся. На этой основе осуществляются перепланировка жизни, переоценка жизненных ценностей, переориентация мотивов для следующего жизненного этапа.

В молодости проявляются организаторские способности личности, которые особенно отчетливы у мужчин и часто выражаются во внутреннем стремлении к руководству, доминированию, лидерству, власти. Важное стремление, формирующееся в молодости, -- жить общей жизнью со своей профессиональной группой, трудовым коллективом, делать общее дело на благо общества. Все эти новообразования возникают из осознания того, что почти все необходимое личность получает благодаря своей деятельности, труду. Активность вызывается потребностью в деятельности, но ее характер определяется жизненными потребностями и ценностями.

С приближением к 30 годам человек начинает переживать пик творческой активности. Одаренные люди в молодости и ранней взрослости могут добиваться выдающихся результатов в выбранной сфере деятельности, реализуются как личность в хобби и интересах, выходящих за рамки профессиональной деятельности [44].

Таким образом, в молодости человек начинает утверждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессиональную компетентность, когда человек уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.

1.2 Психологические концепции адаптации личности

Термин "адаптация" впервые был введен Г. Аубертом в XIX веке. Он произошел от позднелатинского "adaptatio" (приспособление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни [41]. В последующем процесс адаптации стал предметом исследования многих наук, в том числе и психологии.

За годы существования психологической мысли сложились различные подходы к пониманию сущности феномена адаптации.

Психофизиологические концепции адаптационных процессов. В соответствии с концепцией общего адаптационного синдрома Г. Селье [45] под воздействием определенных стрессоров в целостном организме протекают так называемые адаптационные реакции. Адаптационный синдром, по Г. Селье, имеет стадиальный характер (стадия тревоги с мобилизацией защитных сил; стадия сопротивляемости, или стабилизации, -- повышенной устойчивости организма к воздействию неблагоприятных воздействий; стадия истощения).

Эволюционно-когнитивные схемы адаптации. Тезис о существенной роли интеллектуальных структур в развитии процессов адаптации разделяется большинством авторов. Прежде всего, данный подход разрабатывался в теории когнитивного развития Ж. Пиаже. В соответствии с данной теорией организация умственной деятельности, развиваясь от простейших двигательных координации до абстрактно-логических рассуждений и формирования на этой основе гипотез, обеспечивает решение проблемы адаптации индивида.

Отстаивая и развивая тезис об адаптивной природе интеллекта, Ж. Пиаже подробно описывает два основных механизма, способствующих приспособлению человека к условиям окружающей среды, -- это ассимиляция и аккомодация. Под ассимиляцией Пиаже понимает совокупность интеллектуальных действий индивида, направленных на включение факторов окружающей среды в уже сложившиеся у него когнитивные структуры. Аккомодация представляет собой противоположный процесс воздействия среды на субъект, когда он направляет собственную активность на изменение уже сформировавшихся когнитивных структур, изменяет действия и представления в соответствии с новыми обстоятельствами.

Исходя из этого, Пиаже определяет адаптацию как равное соотношение этих двух векторов интеллектуальной активности индивида.

Развивая идеи Пиаже, У. Найссер делает акцент на непрерывной динамике когнитивных навыков, которые претерпевают систематические изменения. При помощи многочисленных экспериментов показано, что совокупность когнитивных схем позволяет субъекту полнее отражать и, следовательно, приспосабливаться к экологически более важным факторам внешней среды. Развитие когнитивных схем инициируется и сопровождается как внешней исследовательской активностью, так и внутренним переструктурированием.

Двухфакторную модель интеллекта отстаивает Р. Кеттелл. В соответствии с этой концепцией он рассматривает интеллектуальные модели адаптации, которые обеспечиваются за счет двух основных факторов -- текучего и кристаллического интеллектов. Если текучий интеллект позволяет легче отражать и перерабатывать новые отношения и зависимости, то кристаллический интеллект, формирующийся онтогенетически более поздно, аккумулирует уже сложившиеся ранее когнитивные схемы адаптации человека.

Рассматривая интеллектуальное обеспечение процессов адаптации в сложной практической деятельности, Д. Н. Завалишина выделяет ключевые "измерения", которые позволяют дифференцировать множество проблем. Одним из таких измерений является измерение -- оппозиция "адаптивный -- творческий", которое обусловливает четыре типа постановки проблематизации деятельности и саморазвития:

-- прогрессивно-творческий тип, для которого характерна постановка широкого спектра перспективных, обобщенных задач оптимизации труда и собственного саморазвития;

-- адаптивно-репродуктивный тип, где в основе проблематизации лежит стереотипизация, то есть упрощение актуальных ситуаций и сведение их к известным из прошлого опыта;

-- адаптивно-активационный тип, который наряду со стереотипизацией использует такой способ проблематизации, как искусственное усложнение ситуации, создание квазипроблем;

-- адаптивно-деформирующий тип, в основе которого лежит невозможность комфортного существования вне "точки" своей профессии, что является следствием неправомерной аксиологизации субъектом средств, условий и т. п. своей профессиональной деятельности [41].

Поведенческие подходы к адаптации личности. Адаптацию бихевиористы определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды -- с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Адаптация как процесс, согласно Р. Хэнки, принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики и использовании собственно психических механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи [35].

Проблеме объективно регистрируемых поведенческих актов в ходе адаптации уделяли большое внимание ученые, стоявшие у истоков бихевиористского направления в психологии. Так, Э. Ч. Толмен, предложивший концепцию так называемого молярного бихевиоризма, подробно исследовал целостную поведенческую картину, что позволило ввести понятие приспособительных актов. Благодаря наличию подобных структур поведение, по мнению Э. Ч. Толмена, является не непосредственной функцией исходной стимуляции, а опосредуется за счет частичного "замещения актуального открытого поведения", некоторого предвосхищения будущей ситуации. В результате организм за счет подобных "имманентных факторов" получает возможность более полно приспособить свою целостную поведенческую реакцию к условиям внешней среды.

Другой классик бихевиоризма, К. Халл, предложил рассматривать поведение субъекта как саморегулирующийся механизм. В рамках данного подхода выделяются два принципиальных, "но близко связанных способа эффективной поведенческой адаптации": первый из них обеспечивает адаптивные поведенческие решения в кратковременных ситуациях, которые являются достаточно простыми и поэтому не требуют сложного реагирования; второй способ поведенческой адаптации представляет, по мнению К. Халла, "одно из наиболее впечатляющих достижений эволюции" -- когда организм самостоятельно формирует системы приспособительных поведенческих актов в достаточно сложных ситуациях. Второй способ лежит в основе такого вида социального поведения, как научение.

На ведущую роль выделенного и исследованного им так называемого оперантного реагирования в адаптивном поведении человека и животных указывает Б. Ф. Скиннер. Здесь адаптивное поведение проявляется в последовательном и целенаправленном подкреплении приспособительных реакций, которые не вызваны определенным стимулом или ситуацией, а осуществляются внешне спонтанно, что и составляет суть оперантного реагирования.

Рассмотрение психологических механизмов, обеспечивающих адаптивное поведение, позволило А. Бандуре, развивающему так называемую теорию социального научения, ввести понятие "самоэффективность". В соответствии с этим подходом успешность формирования адаптивного поведения, его длительность во многом зависит от того, насколько сам субъект адаптации уверен в своих способностях и верит в успешность своих действий [41].

Социальная адаптация в психологии личности. В историко-психологическом плане, в исследовании проблемы социальной адаптации можно выделить (правда, с некоторой условностью) четыре направления.

Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами. "Эффективной адаптацией личности" интеракционисты называют разновидность адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества.

Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды, а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям (нормам), которые общество предъявляет к поведению личности; б) в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.

В этом определении содержится идея активности личности, творческом и целеустремлённом, преобразующем характере ее социальной активности.

Следует отметить еще одну важную особенность интеракционистского понимания адаптации: представители этого направления социальной психологии проводят различие между адаптацией и приспособлением. Так, например, Т. Шибутани пишет: "Адаптация относится к более стабильным решениям -- хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений" [35].

Второе направление в основном связано с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды. В целом в рамках этого направления социальная адаптация трактуется как результат, выражающийся в гомеостатическом равновесии личности с требованиями внешнего окружения (среды). Содержание процесса адаптации описывается обобщенной формулой: конфликт -- тревога -- защитные реакции [41].

Психоаналитическая концепция адаптации специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном, хотя вопросы адаптации широко обсуждаются во многих работах 3. Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации рассмотрены в работе Анны Фрейд.

Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я. Г. Гартманн включает сюда такие явления, как страх перед реальностью, защитные процессы в той мере, в которой они приводят к "нормальному" развитию, сопротивление, вклад защитных процессов в перемещение целей инстинктивных влечений.

Г. Гартманн и другие психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса. Хорошо адаптированным психоаналитики считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяются как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

Психоаналитики большое значение придают социальной адаптации личности. Г. Гартманн отмечает, что задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той социальной среде, которая частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого. Структура общества, процесс разделения труда и место человека в обществе в совокупности определяют возможности адаптации, а также (частично) и развитие Я. Структурой общества, частично с помощью обучения и воспитания, определяется, какие формы поведения с большей вероятностью обеспечат адаптацию [35].

Гуманистические концепции взаимодействия личности и среды. Итак, третье направление исследований социальной адаптации представлено работами, в которых в качестве цели адаптации рассматривается достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом предполагается развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств. В этом подходе (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) критикуется понимание адаптации в рамках гомеостатической модели. В противовес идее гомеостаза, выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Состояние оптимальности трактуется как динамическое. То есть возможно его нарушение, при котором актуализируется стремление к его достижению вновь, но уже, может быть, на ином (более высоком или более низком) уровне. Процесс адаптации в данном подходе описывается формулой: конфликт -- фрустрация -- акты приспособления. Причем конфликт возникает при рассогласовании реальности не с любыми потребностями личности вообще, а лишь тогда, когда фрустрируются фундаментальные, базальные потребности личности. К их числу А. Маслоу относит физиологические потребности, потребность в безопасности, аффилиативные потребности (потребность в принадлежности к группе, в общении), потребность в уважении, признании, любви и потребность в самоактуализации.

Выделяются конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции. По А. Маслоу, критериями конструктивных реакций являются детерминация их требованиями социальной среды, направленность на решение определенных проблем, однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Признаками неконструктивных реакций является агрессия, реагрессия, фиксация и т. п. Эти реакции направлены на устранение неприятных переживаний из сознания, без реального решения самих проблем. Следовательно, эти реакции есть аналог защитных реакций (рассматриваемых в психоаналитическом направлении).

Когнитивный подход к проблеме взаимодействия личности и среды. Еще один подход в исследовании социальной адаптации связан с концепциями "когнитивной психологии" личности. Формула та же: конфликт -- угроза -- реакция приспособления. Однако содержание ее иное. Предполагается, что если в процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам, возникает рассогласование между содержательным компонентом установки и образом реальной ситуации. Это расхождение (когнитивный диссонанс) и переживается как состояние дискомфорта (угроза). Угроза, в свою очередь, стимулирует личность к поиску возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса.

Активный поиск способов снятия или уменьшения когнитивного диссонанса может увенчаться нахождением следующих возможностей преодоления дезадаптации:

1. Личность может найти рациональные (или в действительности оправдательные) объяснения имеющемуся противоречию. Причем эти рациональные объяснения могут относиться как к себе самому, так и к другому субъекту взаимодействия.

2. Личность может "фильтровать" внешнюю информацию, осуществлять ее неосознаваемую селекцию. Все или многое из того, что не соответствует в личности или поведении другого человека установкам воспринимающего субъекта, не замечается или замечается не в полной мере.

3. Личность может достичь вполне достаточного уровня адаптации и снятия противоречия за счет активной самокоррекции и самоизменения собственных установок.

В подходе к проблеме социальной адаптации с позиций когнитивного диссонанса, как и в других теориях, выделяются два уровня адаптации: адаптация и дезадаптация. Адаптированность связывается с отсутствием переживания угрозы, дезадаптация -- с выраженным эмоциональным переживанием [41].

Альтернативный подход к определению социально-психологической адаптации личности был предложен армянским психологом А. А. Налчаджяном [35].

А. А. Налчаджян считает, что определение социально-психической адаптации личности возможно только на основе идеи онтогенетической социализации. Онтогенетическую социализацию можно определить как процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов. Адаптивные механизмы личности с успехом выполняют свои функции, если приводят к ее адаптированности в социальной ситуации или среде.

Одним из важнейших принципов теории социально-психической адаптации личности А. А. Налчаджян считает следующее утверждение: в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов. Эти адаптивные комплексы, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Следует различать три основные разновидности устойчивых адаптивных комплексов: а) незащитные адаптивные комплексы, используемые в нефрустрирующих проблемных ситуациях; б) защитные адаптивные комплексы, являющиеся устойчивыми сочетаниями только защитных механизмов; в) смешанные комплексы, состоящие из защитных и незащитных адаптивных механизмов.

А. А. Реан [41] также предлагает альтернативный подход к проблеме социальной адаптации личности. Исследователь выбирает путь не жесткого альтернативного выбора одного из подходов, а путь создания модели социальной адаптации интегративного типа.

Построение своей модели социальной адаптации А. А. Реан связывает с выделением критериев социальной адаптации личности внутреннего и внешнего плана, а также с уходом от простой дихотомии "адаптация-дезадаптация" и с созданием более дифференцированной типологии.

Внутренний критерий связывается с психоэмоциональной стабильностью, личностной комфортностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса, ощущения угрозы и т. п. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, принятым в социуме правилам и критериям нормативного поведения. Системная социальная адаптация есть адаптация по внутреннему и внешнему критериям; это появление нового системного образования -- способности личности к самоактуализации в гармонии с реальным социумом.

Важным фактором социальной адаптации является развитая социально-психологическая терпимость личности. В структуре общего феномена терпимости А. А. Реан выделяет два ее вида: 1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности. Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. В случае диспозиционной терпимости речь идет о предрасположенности, готовности к определенной (терпимой) реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности.

Между рассмотренными нами теориями адаптации личности существуют противоречия. В то же время в каждом из этих подходов есть много положительного, рационального и полезного для понимания процесса адаптации.

1.3 Адаптация личности к профессиональной деятельности

Исходя из определения психологии труда как науки о закономерностях становления и сохранения динамического равновесия в системе "субъект труда -- профессиональная среда" [19], есть основание рассматривать профессиональную адаптацию как процесс становления (и восстановления) этого равновесия. Такое понимание не противоречит общей концепции психической адаптации как процесса, который поддерживает динамическую сбалансированность в системе "человек--среда" [9].

C точки зрения работодателя, профессиональная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [37].

Адаптация молодого рабочего [49] - процесс формирования у личности устойчивого положительного отношения к задачам, традициям и перспективам предприятия, в ходе которого личность активно включается в новую для нее производственную деятельность, систему межличностных отношений, общественную и культурную жизнь предприятия, находит там условия для самореализации и превращает новую среду в основу своей жизнедеятельности.

Согласно результатам финских исследователей профессиональной адаптации, молодых специалистов можно разделить на четыре группы:

1. Быстрый переход к работе, соответствующей образованию.

2. Трудовая жизнь характеризуется разбросом, т.е. виды работ не соответствуют образованию.

3. В период обучения получено образование в нескольких областях, но трудовая деятельность быстро приходит в соответствие образованию.

4. Получено образование в нескольких областях, трудовая деятельность характеризуется разбросом в выборе работ [12].

В научной литературе отмечаются экологический, биологический, физиологический, операциональный, информационный, коммуникативный, личностный и социально-психологический аспекты профессиональной адаптации. Чтобы упорядочить это многообразие, обратимся к работе Б. Г. Ананьева [5], в которой человек -- субъект труда рассматривается как сплав свойств индивида и личности. В таком случае профессиональная адаптация представляет собой единство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды (первый аспект, психофизиологический), адаптации к профессиональным задачам, выполняемым операциям, профессиональной информации и т. д. (второй аспект, собственно профессиональный) и адаптации личности к социальным компонентам профессиональной среды (третий, социально-психологический аспект).

В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. Изучение профессионального и социально-психологического аспектов адаптации не исключает анализа физиологических механизмов психических явлений, сопровождающих этот процесс. К любой профессиональной ситуации человек адаптируется как целостная структура: и как организм, и как личность [15].

Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе [51]. Важным аспектом профессиональной адаптации является принятие человеком профессиональной роли. При этом эффективность профессиональной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно человек воспринимает свою профессиональную роль, а также свои профессиональные связи и отношения [21].

В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию о системе деловых и личных взаимоотношений в коллективе и отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных членов группы [51].

Многие исследователи так же выделяют организационную адаптацию [51, 52]. В процессе организационно-административной адаптации работник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе.

Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации [51].

Адаптация человека к профессиональной деятельности подразделяется на ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, возможная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей. Нельзя не согласиться с теми исследователями (Овдей, 1978; Казначеев, 1980), которые определяют процесс адаптации как непрерывный, но активизирующийся в тех случаях, когда в системе "субъект труда -- профессиональная среда" возникает рассогласование. Причиной дезадаптации могут служить как изменения в субъекте труда, так и повышение требований деятельности к нему. Эти изменения могут быть устойчивыми, определяющими длительную и глубокую перестройку, и тогда их следует отнести к общей профессиональной адаптации, но могут иметь место кратковременные "возмущения", предполагающие ситуативную адаптацию [39].

Описывая этапы психологической адаптации в организации, группа авторов под руководством А. А. Деркача делает акцент на процессуальном аспекте адаптации [40]. Выделяют пять этапов адаптации.

Подготовительный этап адаптации, состоящий преимущественно в аккумулировании релевантной информации о предметных и социальных условиях предстоящей деятельности.

Этап стартового психического напряжения связан с состоянием нервно-психического переживания подготовительных действий и первоначального вхождения в новые условия профессиональной деятельности. Здесь происходит внутренняя мобилизация психических и психофизиологических ресурсов человека, обеспечивающая необходимые предпосылки для функционирования в новых условиях.

Следующим этапом адаптации является этап острых психических реакций входа, на котором адаптант начинает ощущать на себе воздействие изменившихся факторов предметной и социальной среды. Характерным для данного этапа адаптационного процесса является переживание состояния фрустрации, вызывающее конструктивные или деструктивные реакции.

В случае благоприятного развития адаптационного процесса наступает этап завершающего психического напряжения, характеризующийся своеобразной подготовкой психики человека к актуализации прежних режимов функционирования, привычных способов поведения в связи с предстоящим возвращением к привычной жизни.

Завершающая стадия процесса адаптации, получившая название этапа острых психических реакций выхода, состоит из комплекса эмоциональных и поведенческих реакций, связанных с вхождением в уже знакомую среду обитания и профессиональной деятельности.

Практически во всех работах по проблеме адаптации личности в трудовой сфере выдвигаются те или иные критерии, с помощью которых оценивается степень адаптированности личности.

Адаптированность проявляется прежде всего в эффективности деятельности. Эффективной можно назвать деятельность, характеризующуюся высокой производительностью и качеством продукта, оптимальными энергетическими и нервно-психическими затратами, удовлетворенностью профессионала [39]. Ф. Б. Березин [9] формулирует три критерия, в соответствии с которыми целесообразна оценка психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности: 1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами рабочей группы и другими лицами); 2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий); 3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья.

В целом для контроля и оценки профессиональной адаптации используют:

1. Психофизиологические критерии, учитывающие состояние и функциональные резервы человека.

2. Экономические критерии, в том числе показатели выработки и качества труда.


© 2010 Рефераты