рефераты курсовые

Организация психокоррекционной работы с младшими школьниками

p align="left">Прежде чем решать, нужна ли коррекционная или развивающая работа с ребенком, необходимо выявить особенности его психического развития, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам, требованиям общества и др.

Принцип четвертый - деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности (в нашем случае игры и учения) требует специального формирования - А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн.

Этот принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве с взрослым. Так, к успеху в учебной деятельности ведет собственная активность ребенка, основанная на заинтересованности, любознательности, жажде поиска, знаний и открытий. Пробудить такую активность в школе - не просто. Но без нее ни о каком развитии говорить не приходится. К успеху, к развитию способностей нельзя привести ребенка через насилие, упреки, указы, приказы... Необходима коррекция учебного процесса в плане изменения условий обучения, предусматривающих возможность развития собственной активности ребенка в учебно-познавательной деятельности.

Все дети от природы одарены способностью к развитию: способностью ощущать и воспринимать окружающий мир, способностью думать, говорить, рассуждать, воображать, запоминать, желать, чувствовать, переживать, напрягаться, добиваться. Но эти способности необходимо развивать с момента рождения ребенка. Коррекционные усилия взрослых и в детском саду, и в школе должны быть как раз и направлены на то, чтобы создать условия воспитания и обучения детей, которые бы восполнили, если это необходимо, пробелы и недостатки в развитии, возникшие в предшествующие годы жизни ребенка.

Отсюда пятый принцип - подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.

Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем. У М.М. Пришвина есть очень тонкое высказывание: «тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».

Формирование способностей, как общих, так и специальных, - процесс очень сложный, он имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, тесно связан с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов в той или иной деятельности. Несформированные способности и интересы ведут к недоразвитию личности. Коррекция недостатков в развитии способностей и интересов ребенка - важнейшее направление психолого-педагогической работы. [3,11,21,27]

В коррекционно-развивающую работу в школе включают:

1)Развитие внимания младших школьников;

2)Развитие памяти;

3)Развитие мышления;

4)Развитие воображения;

5)Развитие речи;

6)Коррекция навыков чтения у младших школьников;

7)Коррекция поведения младших школьников.

Основные структурные компоненты психокоррекционной работы:

1. Мотивационно-целевой блок. Необходимыми условиями организации деятельности ребенка являются четкое выделение поставленной цели, принятие и осознание ее ребенком. Основными требованиями к выделению цели выступают:

- представление цели по возможности в объективированной форме в виде образца продукта (результата) действия

- словесное описание требуемых характеристик продукта на понятном ребенку языке.

Для обеспечения переноса успехов, достигнутых ребенком на коррекционных занятиях, необходимо поощрять самостоятельную активность и инициативность ребенка вне ситуации занятий. Важным аспектом психокоррекции является формирование у ребенка мотива преодоления трудностей и способов правильного реагирования на фрустрирующую ситуацию,

2.Операционно-регулятивный блок. Он включает планирование и контроль. Коррекция неумения планировать свою деятельность предполагает решение двух задач -- формирование умения планировать деятельность по содержанию и во времени.[18,24,35]

Контроль, выступающий в «организованной» деятельности как самоконтроль, предполагает соотнесение выполняемых действий и их результатов с заданным образцом. Предоставление ребенку «зон компетентности» для самостоятельного оценивания своей деятельности, создание ярких наглядных конфликтов между оценкой взрослого и полученным ребенком результатом способствуют развитию ориентации ребенка на образец как эталон для контроля и оценки.[7,10]

Особое внимание в психокоррекционной работе с детьми должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Важной задачей консультанта являются снятие чувства тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубление понимания его трудностей, усиление чувствительности к потребностям ребенка. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.[20,24]

Психокоррекционная работа с детьми младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь это связано:

1) с изменением социального статуса ребенка: из дошкольника он превращается в ученика;

2) со сменой ведущей деятельности: главной становится учебная деятельность;

3) с расширением межличностных связей и изменением социального окружения;

4) с формированием оптимального уровня активности, произвольности;

5) с изменением эмоциональной сферы, в связи с адаптацией к школьным требованиям.

Каждый из перечисленных факторов влияет на психическое развитие ребенка и на развитие его личности в целом. Каждый из них может стать основой для проведения коррекционной работы.[7,16]

Таким образом, коррекционная работа в начальной школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка.

Если говорить о более частных целях психокоррекции, ими могут быть: соответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме; низкая мотивация к школьному обучению; трудности психологической адаптации к школе и школьным требованиям; негативные тенденции личностного развития; проблемы общения и взаимодействия со сверстниками, с учителями, родителями; неорганизованность поведения ребенка, включающая в себя недостаточную целенаправленность деятельности, неумение планировать, регулировать и оценивать свои действия.[10,15]

Наиболее адекватной формой деятельности для решения указанных коррекционных целей является игровая деятельность.

Таким образом, можно сказать о том, что психокоррекционная работа крайне необходима в школе. С ее помощью можно создать оптимальные психолого-педагогических условия для развития творческого потенциала личности каждого ребенка. Психокоррекционная работа помогает преодолеть негативное отношение к учителю, сверстникам и всему учебному процессу в целом.

Выводы по 1 главе:

Проблемы в обучении детей младшего школьного возраста рассматривали многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Это такие ученые как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, Э. Эриксон и другие.

Младший школьный возраст - возраст, в котором происходит продолжение формирования всего организма ребенка, изменяется ведущий тип деятельности и социальная ситуация ребенка. Он становится “общественным” субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. В связи с этим зачастую возникают трудности в обучении:

- трудности в обучении грамоте;

- невнимательность и рассеянность;

- трудности при решении математических задач;

- трудности в пересказе текста;

- неусидчивость;

- трудности в усвоении новых знаний;

- трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы.

В преодолении возникающих проблем ребенку может помочь школьный психолог. Он проводит свою работу по следующим направлениям:

диагностическая работа;

коррекционно-развивающая работа;

консультативно-просветительская работа.

Если возрастные и индивидуальные возможности своевременно не реализуются, не создаются условия для формирования возрастных новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей, возникает необходимость в коррекционной или дополнительной развивающей работе. Это обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие детей.

Коррекционная работа в начальной школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка.

Глава 2. Организация психокоррекционной работы с младшими школьниками

2.1 Диагностика готовности студентов к организации психокоррекционной работы с детьми

Для определения готовности студентов к организации психокоррекционной работы с детьми студентам была предоставлена диагностика по теме «Основы психокоррекции и психопрофилактики». Диагностика включает в себя 10 теоретических и 2 практических задания, включающих решение сложной практической ситуации и разработку методических рекомендаций по психокоррекционной работе с детьми. В данную методику входит проверка необходимого минимума знаний студентов по организации психокоррекционной работы с детьми.

Оценивание ответов осуществляется следующим образом: по 1 баллу начисляется за каждый правильный ответ на тестовые задания и по 3 балла начисляется за правильные и полные ответы на практические задания.

Время выполнения диагностики: 90 минут.

Для выполнения диагностики студентам были предложены бланки с заданиями (приложение 1).

В проведении диагностики принимали участие 11 студентов БИСГУ им. Н.Г. Чернышевского педагогического факультета 352 группы:

Власова И.

Григорьева М.

Карякина Л.

Кривенко М.

Лысенко М.

Морин А.

Назаркова К.

Патрина Е.

Трубникова Т.

Фефелина О.

Смирнова Т.

Количество набранных баллов:

Власова И. - 16 б.

Григорьева М. - 16 б.

Карякина Л. - 10 б

Кривенко М. - 16 б.

Лысенко М. - 16 б.

Морин А. - 14 б.

Назаркова К. - 16 б.

Патрина Е. - 16 б.

Трубникова Т. - 16 б.

Фефелина О. - 16 б.

Смирнова Т. - 15 б.

На основе подведения итогов по выполнению данной диагностики можно сделать вывод о том, что 80% студентов готовы к организации психокоррекционной работы с детьми, они обладают высоким уровнем теоретических и практических знаний по предмету «Психокоррекции и психоконсультации». Знания 20 % студентов требуют дополнительных знаний и более углубленной подготовки.

2.2 Психокоррекционная программа, направленная на преодоление проблем обучения у младших школьников

Программа разработана для детей 7-8 лет. Состоит из 5 занятий. Продолжительность каждого занятия 40-45 минут.

Цель: коррекция и повышение уровня познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия; формирование приемов самоконтроля.

Задачи:

Развивать терпение при выполнении заданий, усидчивость, способность к обучению.

Воспитывать любовь к учебе и усвоению новых знаний.

Обучать детей концентрировать внимание, переключать внимание с одного предмета на другой, воспроизводить мысленные образы, обучать приемам самоконтроля.

Занятие №1.

Цель: коррекция и повышение уровня внимания детей младшего школьного возраста.

Упражнение «Последний штрих»

Взять лист бумаги и карандаш. Попросить ребенка нарисовать любой рисунок. Когда рисунок готов, попросить ребенка отвернуться и дорисовать какие-либо мелкие детали. После этого ребенок может повернуться и найти изменения.

Упражнение «Самый внимательный»

Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

Упражнение "Цифровая таблица".

Приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр пропущены. Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения этого задания.

Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а) аммадама реберге ассамаса

гесклалла ессанессас деталлата

б) еналсстаде енадслат

етальтаррс усокгата лиммодора

клатимор

в) ретабрерта норасотанна

дебаруга каллихарра

филлитадерра

г) груммопд

д) ватерпроофетта серафиннетастоле

еммаседатонов

е) грасембладовунт

ж) гродераствератона

хлорофонимата даррисватенорра

з) лайоносандера

и) миносепритаматорентали телигрантоллиадзе

к) мазовратонилотозакон

л) мусерлонгринавуптимонатолиг рафунитаре

м) адселаногривантебюдарочан

н) бермотинавучигтодебшожануй

мстенатурепвадиолюзглничевян

о) остимаре

Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Психолог предлагает следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

Занятие №2

Цель: коррекция и повышение уровня памяти детей младшего школьного возраста.

Упражнение «пересказ»

Прочитать ребенку интересный текст. После чего попросить его изобразить основную мысль текста на бумаге и пересказать текст. Предложить ребенку придумать окончание текста.

Игра «фотоаппарат»

На столе раскладываются любые предметы в количестве 10 штук. Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы местами, что-то убирает, а что-то замещает другими предметами. Ребенок должен определить, что изменилось.

Упражнение «Осенние листья»

Ребенку показывают изображение листа. Просят запомнить его. Далее этот лист закрывают и просят ребенка отыскать точно такой же среди остальных.

Игра «Слова»

Эта игра поможет вспомнить как можно больше слов - названий предметов, относящихся к одной группе. Ведущий называет тему, на которую ребенок должен вспомнить как можно больше слов.

Упражнение «Истрия о животных».

"Посмотрите внимательно на рисунок (приложение 2). На нем представлены названия животных. Вообразите себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой".

Затем рисунок закрывается, и дети должны на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.

Занятие №3

Цель: коррекция и повышение уровня мышления детей младшего школьного возраста.

Упражнение "На что это похоже"?

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку (приложение 3). Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Упражнение "Составь фигуру".

Это упражнение, так же, как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.

Мы предлагаем несколько вариантов этого упражнения (от самого легкого до более сложного).

"На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг" (приложение 4).

Упражнение "Светофор".

"Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков" (приложение 5).

Упражнение "Найди закономерность".

Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности" (приложение 6).

Упражнение "Систематизация".

Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

"Скажите, какие ягоды вы знаете?

Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши".

Слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

"Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам - два раза".

(Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)

В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т.д. "Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?

лимон и груша

малина и земляника

яблоко и слива

смородина и крыжовник

Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?"

Занятие №4

Цель: Формирование умения действовать по правилу, развитие самоконтроля.

Упражнение Игра "Офицер -- солдат"

На первом этапе игры ("Подготовка к службе") взрослый вместе с ребенком определял пространственные признаки на таких реальных предметах, как шкаф, окно и др. (верх, низ, правая и левая стороны, соответствующие углы). Затем взрослый вместе с ребенком определяет и обозначает пространственные признаки листа.

Собственно игра начинается на втором этапе ("Служба солдата"). Здесь взрослый создает игровую ситуацию: распределяет роли (взрослый -- "офицер", ребенок -- "солдат"), знакомит ребенка с игровыми правилами (выполнение команд "офицера"), вводит игровое употребление предметов (лист бумаги -- карта). Взрослый предлагает ребенку выполнить подобное задание из 2-3 ходов, где выявляется понимание правил и в случае необходимости осуществляется коррекция действий, затем два-три задания с различным количеством ходов в зависимости от исходного уровня готовности ребенка. Во всех случаях ребенок "докладывал офицеру" о выполнении каждого хода.

Обычно первые задания обнаруживают необходимость введения дополнительного обучающего упражнения "Молчаливая карта заговорила". После него предлагаются более сложные, например выполнение сразу целого ряда ходов, когда ребенку необходимо сообщить координаты конечного пункта движения.

На третьем этапе ("Присвоение звания") происходит обмен ролями между взрослым и ребенком: ребенок составлял задания для взрослого. Затем ученик выбирает товарища по игре и в присутствии взрослого знакомит его с правилами и самостоятельно организовывает обучение в игровом процессе.

На четвертом этапе ("Трудные задания") взрослый обучает ребенка составлению знакового письма. Здесь ребенок уже выполняет письменные команды взрослого -- "офицера", после | чего, приняв роль "офицера", составляет свое письмо для | взрослого -- "солдата". |

Таким образом, смысл игры для ребенка состоит в правиль- j ном выполнении команд "офицера" в пределах условно выде- | ленного периода (например, начиная с третьего задания), приобретении умения давать словесный отчет о выполняемых действиях, принятии роли "офицера" и умении управлять игровой ситуацией, рефлексии присвоения нового учебно-игрового , опыта.

Игра "Поиск клада"

На первом этапе игры ("Учусь составлять план") взрослый и ребенок совместно рисовали план какого-нибудь помещения (например, классной комнаты), используя условные обозначения предметов. Взрослый обращает внимание ребят на положение предметов относительно себя и других точек отсчета.

На втором этапе игры ("Учусь искать клад по плану") взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию. Взрослый прячет предмет -- "клад" и обозначает это место на плане. Ребенок, ориентируясь по плану, ищет его (это повторяется несколько раз).

На третьем этапе ("Учусь обозначать на плане место клада") взрослый и ребенок меняются ролями. Теперь уже ребенок прячет "клад" и отмечает это место на плане, а взрослый ищет его. Взрослый намеренно допускает ошибки с целью актуализации контрольных действий ребенка. На этом же этапе взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить план другого помещения.

На заключительном, четвертом этапе ("Учу играть другого") в присутствии взрослого ребенок обучает игре своего товарища (знакомит с правилами игры, проводит ее).

Игровой смысл для ребенка проявляется в безошибочной ориентации в условном (план) и реальном (помещение) пространстве, составлении плана помещения, соревновательном стремлении детей искусно запрятывать "клад", рефлексии присвоения новых умений.

Упражнение "Фабрика игрушек"

Игра включает в себя последовательные взаимосвязанные ролевые действия "мастера", "художника", "упаковщика" и "контролера". Специальная роль контролера вводится для того, чтобы придать контрольной функции самостоятельное значение в глазах ребенка. Этому способствует также и обозначение контрольной функции особым знаком, который в ходе игры приобретает значение средства, организующего поведение детей.

В обязанности контролера входит наблюдение за тем, как работают остальные сотрудники, оценка их труда и режима работы. Каждая игровая группа состоит из 4 детей, в группе проводится в среднем по 4 игровых занятия. Во время занятий обособленная роль контролера снимается и его функции распределяются между детьми: каждый играющий получает значок, а вместе с ним и новые обязанности -- проверять работу партнеров. Взаимность контроля, постоянная смена позиций в процессе игры (контролер-проверяемый) способствуют усвоению ребенком двусторонней формы контрольных отношений. После этого игру можно видоизменить, а формирование приема контроля перенести с товарища на самого себя.

Детям дается задание -- отсортировать фигурки по размеру. После того, как ребенок получает инструкцию, учитель прикалывает ему значок контролера и спрашивает, кого теперь надо будет проверять. Этот прием используется для того, чтобы связать освоенные ребенком в игре правила контроля за действиями партнеров с требованием самоконтроля. После проведения серии таких обучающих упражнений у детей появляется устойчивое соблюдение правил даже в индивидуальной неигровой ситуации.

Игра"Число-контролер".

Ученики получают карточки с примерами:

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10.

Игра "Сохрани слово в секрете".

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Занятие №5

Цель: коррекция и тренировка памяти детей младшего школьного возраста.

Упражнение "Фигуры" (тренировка зрительной памяти)

Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, под-яв его на 1-2 сек, показывает своему товарищу полученную шгуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается усчитать количество использованных спичек. Затем открыва-г глаза и выкладывает из своих спичек " сфотографирован-,ую" фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для упоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнение можно в случае, если ребенок свободно удерживает в во-)бражении не менее 10 спичек.

Упражнение № 29. "Осознание словесного материала" (используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой)

Цель этого упражнения -- заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".

Бумага

Гнездо

Кот

Колесо

Палка

Шерсть

Телега

Волосы

Роза

Платок

Сапог

Палец

Лимонад

Слон

Поцелуй

Фильм

Блин

Счастье

Слеза

Ботинок

Птица

Автобус

Доктор

Мороженое

В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе "только в уме".

Упражнение "Запоминание чисел"

Запоминание чисел -- важная проблема, с которой сталкиваются учителя, например, при изучении таблиц сложения или умножения. Предлагаемый вариант запоминания требует серьезной и продолжительной работы с детьми, особого творчества учителя, поэтому может быть использован учителями по желанию.

Система основана на использовании визуальных образов и их элементов -- контуров, форм, геометрических фигур, цветов и оттенков.

Каждой цифре присваивается свой визуальный код, например:

ноль -- один

два -- три -- четыре пять -- шесть -семь -- восемь девять десять

-- круг (или овал)

-- столб (кол, свеча)

близнецы (пара ботинок)

треугольник (трехколесный велосипед)

-- квадрат (4 лапы животного)

-- звезда (пятиугольник)

-- навесной замок открытый коса (Белоснежка и семь гномов)

-- песочные часы (очки)

-- улитка

-- пальцы двух рук

Нетрудно связать такие образы в цепочку, соответствующую ряду цифр, который нужно запомнить, например:

2х2=4

"Близнецы, стоящие в квадратном окне" или "Пара ботинок папы и пара ботинок мамы стоят на квадратном коврике".

Другой пример:

4+5=9

"В квадрате нарисована звезда, и по рисунку ползет улитка".

Можно воображать любые, самые несуразные сценки.

Упражнение «Самый внимательный»

Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

Игра «Кто больше запомнит?»

Участники игры сидят в кругу.

Условия игры: первый участник называет любое слово, например, карандаш, следующий должен повторить это слово и должен повторить это слово и должен назвать любое свое, например, лес. Третий участник повторяет уже два предыдущих слова: карандаш и лес, называет свое и т.д.

Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью.

Игру можно начинать несколько раз.

Данная программа помогает в преодолении проблем в обучении, помогает развивать память, мышление, воображение и внимание детей. Использование программы возможно в качестве не только психокоррекции, но и в качестве профилактики проблем в обучении детей младшего школьного возраста. Игры и упражнения, использованные в программе просты и доступны данной категории детей.

2.3 Методические рекомендации по организации диагностической и коррекционной работы в школе

Диагностика и коррекция психологической готовности детей к обучению в школе -- одно из приоритетных направлений практической психологии образования, предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных психологов.[15]

Диагностика - учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза.

Психодиагностика - это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз.[22]

Психокоррекция - один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также - деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Методические рекомендации по организации диагностической и коррекционной работы в школе:

Для организации наиболее эффективной коррекционной работы в школе необходимо учитывать принцип ведущей деятельности, выступающий основным механизмом формирования психологических новообразований.

Принцип управления техническим развитием, связанный с представлением о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка.

Занятия проводятся в специальном кабинете сенсорного развития. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.

При планировании коррекционных занятий необходимо четко продумывать формулирование целей занятия, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятии.

Учет специфики овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью сенсорными эталонами;

Оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции;

Формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;

Разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности;

Пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;

Преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.

В целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.[5,14,31]

Коррекционно-развивающие занятия должны способствовать овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты). От того как сумеет педагог-психолог организовать коррекционные занятия, использовать различные виды деятельности, в значительной степени зависит их эффективность.

Выводы по 2 главе

Диагностика готовности студентов к организации психокоррекционной работы с детьми показало, что большая часть студентов готова к данной деятельности. Они имеют широкие и довольно глубокие знания в области проведения психокоррекционной работы с детьми, имеют практические навыки в построении работы с проблемными ситуациями и их решением.

Разработанная в данной работе психокоррекционная программа направлена на преодоление проблем обучения у младших школьников 7-8 лет. Программа состоит из 5 занятий, продолжительность которых составляет 40-45 минут. Программа может использоваться не только в качестве психокоррекции, но и в качестве профилактики проблем школьной обучаемости. В данной программе использованы доступные для детей данной категории игры и упражнения.

Правильность построения психокоррекционных занятий, полнота подготовленности специалиста целиком и полностью влияют на качество и результат психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми. При этом важную роль играет соблюдение методических рекомендаций по организации диагностической и коррекционной работы в школе.

Заключение

Младший школьный возраст является одним из основных периодов в жизни человека, закладывающим большой массив преобразований, влияющий на всю дальнейшую жизнедеятельность индивида. Именно в этом возрасте происходит основное формирование всех жизненно важных систем организма, а так же развитие и становление психофизического здоровья ребенка.

Смена ведущей деятельности зачастую приводит к возникновению трудностей, с которыми помогает бороться школьный психолог. Он должен строить свою работу таким образом, чтобы найти подход к каждому ученику.

Психолог должен вести коррекционную работу в начальной школе по нескольким направлениям, она должна быть связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка. Все это поможет в формировании целостной и всесторонне развитой личности.

В нашей работе была разработана диагностика для определения готовности студентов к организации психокоррекционной работы с детьми, которая на наш взгляд так же будет способствовать выявлению уровня знаний студентов по дисциплине «Основы психокоррекции и психоконсультации».

Так же в нашей работе была разработана психокоррекционная программа, направленная на преодоление проблем обучения у младших школьников. Данная программа способствует развитию мышления, памяти и внимания детей 7-8 лет.

Рассмотренные в нашей работе методические рекомендации помогут молодым психологам в построении их коррекционной работы в школе.

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова.-М.,2001.-319с.

2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Проспект, 1999. - 199с.

3. Ануфриев, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] / С.Н. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1997.

4. Асеев, В.Г. Возрастная психология: учеб. Пособие [Текст] / В.Г. Асеев. - Иркутск.: ДРОФА, 1999.-456 с.

5. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст] / Б.Ц. Бадмаев. -М., 1999.

6. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М.,1998.- 298с.

7. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.В. Морозов. - СПБ., 1999.

8. Венгер, А.В. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков [Текст] / А.В. Венгер. - М - Рига.: педагогический центр «Эксперимент», 2000.

9. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. - М.:ACADEMA,1999.

10. Волков, Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.- М., 1991.

11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.,1997.

12. Гуревич. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст] / К.М. Гуревич. - М.: Высшая школа,1998. - 316с.

13. Дубровина, И.В. Индивидуальные особенности школьников [Текст] / И.В. Дубровина. - М.,1975.

14. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровина; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение,1991. - 303с.

15. Загвязинский, В.И. Теория обучения современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Завед. [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 192с.

16. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А.З. Зак. - М.: Просвещение,1994.

17. Игумнов, С. К. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков [Текст] / С.К. Игумнов. - М.,2001.

18. Клюева, Н.В. Учим детей общению: характер, общение [Текст] / Н.В. Клюева. - Ярославль.: Академия развития, 1997.

19. Колмогорова, А.С. Особенности становления психической культуры младших школьников [Текст] / А.С.Колмогорова. - М.,2001.

20. Кулагин, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагин. - М., 2001.

21. Ляудис, В.Л. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Л. Ляудис, М.П. Негура. - М.,2006.

22. Матиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей [Текст] / Л.А. Матиева, Э.Я. Удалова. - М.: Просвещение,2000.

23. Мир детства: младший школьник. [Текст] - М.: Высшая школа, 1998. - 528с.

24. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: ДРОФА, 1997. - 256 с.

25. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В.С. Мухина. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1999. - 411 с.

26. Немов, Р.С. Психология в 3кн. Кн.2 Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 483 с.

27. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] /Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение,1996.

28. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера,2000.

29. Панибратцева, З.М. Методика преподавания психологии [Текст] / З.М. Панибратцева. - М.,1989.

30. Пезешкин, Н.В. Психосоматика и позитивная психотерапия [Текст] / Н.В. Пезешкин. - М.: Институт позитивной психологии,2006.

31. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе [Текст] / М.В. Попова. - М.,2000.

32. Психология детей школьного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1999. - 325 с.

33. Психологическое консультирование в школе [Текст] / сост. Н.В. Контева. - Пермь.: Западно-Уральский учебный центр, 2000.

34. Раевский, К.М. Психологические тесты для практических психологов [Текст] / К.М. Раевский. - М.: Высшая школа, 2003. - 563 с.

35. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1[Текст] / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. -384с.

36. Селеверстова, И.Я. Психодиагностика ребенка: за и против [Текст] / И.Я Селиверстова. - М.,2000. - 214 с.

37. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль.: Академия развития,1996.

38. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М: Педагогика, 1999. - 98с.

Приложение 1

Тест по психокоррекции

1. Область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предупреждении нервно-психических и психосоматических заболеваний-

1. Психоконсультация;

2. Психологический анамнез;

3. Психопрофилактика;

4. Психологическое здоровье.

2. Что не является этапом психокоррекции:

1. Осознание мотивов и отношений;

2. Установление психологического диагноза;

3. Планирование психокоррекции;

4. Сбор психологического анамнеза.

3. Выделите цель психокоррекции:

1. Определение симптомов и причин их возникновения;

2. Активизация ресурсов и приведение личности в состояние близкое к норме;

3. Обучение клиента способам предупреждения проблем;

4. Определение психологического статуса клиента в контексте истории его развития.

5. Выделите направления работы групповых занятий с детьми:

1. Ролевые игры;

2. Инструментальное;

3. Сказкотерапия;

4. Потребностно-мотивационное.

6. Выделите группы детей по уровню дезадаптации:

1. Высший уровень;

2. С отсутствием признаков дезадаптации;

3. Низший уровень;

4. С ярко выраженными признаками дезадаптации.

7. Программа групповых занятий для детей должна обеспечить формирование:

1. Психологической адаптации;

2. Психологического здоровья;

3. Положительных эмоций;

4. Активности.

8. Аффект, который возникает в субъективной ситуации-

1. Страх;

2. Агрессивность;

3. Обидчивость;

4. Дезадаптация.

9. Определите принципы индивидуальной психокоррекции:

1. Искренний интерес к ребенку;

2. Систематизация данных по проблеме;

3. Выработка решений;

4. Предоставление ребенку средств выражения собственного я.

10. Какие страхи возникают у детей в возрасте 7 - 11 лет:

1. Отсутствие матери;

2. Смерти;

3. Одиночества;

4. Боли.

11. Сережа Б., 7 лет, не посещал детский сад, подготовка осуществлялась дома, с желанием пошел в школу. Первое время хорошо и с удовольствием учился, был внимателен и послушен. Со временем отношение с другими детьми стало ухудшаться, ребенок становился замкнутым и грубым. С детьми общаться не хотел и требовал внимания учителя на себя.

Как бы вы действовали, если бы были на месте психолога, которому нужно решить эту проблему? Проанализируйте ситуацию в семье и в школе, выделите причины дезадаптивного поведения. Что делать чтобы помочь ребенку? В чем заключается психокоррекционная работа в такой ситуации?

12. разработайте методические рекомендации по психокоррекционной работе с детьми.

Приложение №2

Занятие №2

Занятие№3

Занятие №3

Занятие №3

Занятие№3

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты