рефераты курсовые

Основные понятия психологии

p align="left">Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность.

Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Произвольное проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе -- в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и др.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Основные виды воображения - пассивное и активное. Пассивное делится на произвольное (мечтательность, греэы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон). Активное воображение включаете себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Оно направлено больше вовне, человек занят в основном средой, деятельностью и меньше внутренними проблемами. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображание - происходит конструирование новых образов у людей в соответствии с воспринятыми извне словесными сообщениями, схемами, условными изображениями. Продуктами этого воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, однако этот вид воображения основан на прежнем опыте.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним и другими в будущем. Чем моложе человек, тем больше воображение вперед. У пожилых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воббражение - вид воображениям ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций: а) операции, посредством которых формируются идеальные образы, б) операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Т.Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения - это этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЯВЛЕНИЙ МЫШЛЕНИЯ

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно - во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человекдеятельностно осваиваетмир, рационально организуетсвое взаимодействие с ним. Оно существляет мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире.

Мышление - психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Мышление - продуктивно. Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо - значит, включить новое в систему имеющихся связей.

Мышление - это, прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно («наглядно») человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно мышление - это психологический процесс с открытием (возможно-- субъективно, то есть для мыслящего) нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации.

Мышление тесно связано с речью. Мысль формулируется с помощью ее речевого формулирования. Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды. Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов.

Сформулировать мысль - значит объективизировать ее, облечь в обобщенные языковые значения. Отношение речи к мышлению - отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления - законами всеобщих взаимосвязей.

Классификация явлений мышления:

Мыслительная деятельность - система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи.

Мыслительные операции сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация.

Формы мышления: суждение, умозаключение, понятие.

Виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-абстрактное.

По содеожанию: практическая, научная и художественная мыслительная деятельность.

По операционной структуре: алгоритмическое, осуществляемое по заранее известным правилам, и эвристическое, творческое решение нестандартных задач.

Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ПЕРСОНОГЕНЕЗЕ

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения. Наглядно-действенное, наглядно образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать 1-2 года жизни, еще до овладения имактивной речью.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление -- это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений - суждения по сходству, потому что в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства пример. Убеждая ребенка или что-либо, объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 летне может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения отсобственной точки зрения и принятия чужой позиции.

Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества.

При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.

Понятийное мышление приходит через ряд промежуточных этапов. Л.С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий. Первый (2-3 года) - синкретизм детского мышления. На втором этапе (4-6 лет) - наглядно-образное мышление. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. Но еще необходимо наглядно представлять объект. Третий этап - младший школьный возраст (6--8 лет), когда ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Мышление является понятийно-конкретным. У подростков (9--12 лет) появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-- 18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение - обобщение, абстракция - классификация - конкретизация. Мыслительные операции - это мыслительные действия.

Сравнение -- мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение -- элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса. Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, то дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения.

Обобщение -- свойство мышления и в тоже время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень -- соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но познавательную подлинную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.

Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений - на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т.е. на основе абстракции.

Абстракция (от лат. - отвлечение) - операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.

В процессе абстрагирования человек как бы "очищает" предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

Классификация -- группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков мало существенных, но удобных в оперативном отношении.

На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.

Конкретизация (от лат.-- сращение) -- познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация -- высший этап в познании объективного мира, теоретическое освоение действительности.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

Формальные структуры мыслей называются формами мышления. Различаются три формы мышления - понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства одно родной группы предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории -- существенные и несущественные.

Чем более существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека.

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны: понятие обладаетобобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

Вое приятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, даже человека вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

Понятие - более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление.

Суждение - определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование сужцения происходит как формирование мысли в предложении. Суждение -- такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойства. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости отсодержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление -- значит, уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т.е. уметь судить о нем.

В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отно-шен и е человека кэтому знанию,различная степень уверенности в истинности этого знания.

Психологически ми аспекта ми суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.

Рассуждение - это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если исходя из посыло, оно раскрывает систему суждений, следующую изних.

Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Мышление развивается и в процессе постоянных переходов от общего к единичному и от единичного-к общему, т.е. на основе взаимосвязи индукции и дедукции.

Дедукция - отражение общей связанности явлений.

Индуктивное умозаключение - это вероятностное умозаключение: по отдельным признакам некоторых явлений дается суждение обо всех предметах данного класса. Поспешное обобщение бездостаточных оснований часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.

Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное -- взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности.

Генетически самый ранний вид мышления -- практически-действенное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами.

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление. Дпя него характерно оперирование наглядными образами в уме.

Высшая ступень мышления -- отвлеченное, абстрактное мышление. Но и здесь мышление сохраняетсвязь с практикой.

Мышление отдельных людей также подразделяется на преимущественно образное (художественное) и абстрактное (теоретическое). Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления.

По содержанию мыслительная деятельность подразделяется: напрактическую, художественную и научную.

Структурная единица практического (оперативного) мышления -- действие; художественного -- образ; научного мышления -- понятие.

Взависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление (от греч. -- опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание представляет собой низшую, элементарную ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.

Умственная деятельность практика сосредоточена на переходе от абстрактного мышления к практике. Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события.

Теоретическое мышление выявляет все общие отношения, исследует объекг познания в системе его необходимых связей. Его результат -- построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность.

В зависимости от стандартности -- нестандартности решаемых задач:

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Дискурсивное (от лат.-- рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление -- это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

Творческое мышление -- мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЫШЛЕНИЯ

1.Мышление возникает в связи с решением проблемы; условием его возникновения является проблемная ситуация -- обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний.

2.Основным механизмом мышления является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно включается в новые связи, и в нем выявляются все новые свойства.

Процесс познания начинается с первичного синтеза -- восприятия нерасчлененного целого (обнаружение ключевого признака). Далее на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез.

В условиях дефицита исходной информации человек действует не методом проб и ошибок, а применяет определенную стратегию поиска, чтобы охватить нестандартную ситуацию наиболее оптимальными общими подходами -- эвристическими методами поиска. К ним относятся: временное упрощение ситуации; использование аналогий; решение вспомогательных задач; рассмотрение "крайних случаев"; переформулировка требований задачи; временное блокирование некоторых составляющих; совершение "скачков" через информационные разрывы.

Анализ через синтез - познавательное "развертывание" объекта познания, исследование его в различных ракурсах, нахождение его места в новых взаимосвязях, мысленное экспериментирование с ним.

3. Обоснованность мышления. Каждый факт, каждое явление подготавливаются предшествующими фактами и явлениями. Ничто не происходит без достаточного основания. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Опираясь на правильные обобщения, понимание типичности ситуации, человек предвидит развитие событий, осуществляет опережающее отражение действительности, контролирует грядущие события и преобразует действительность.

4. Селективность (от лат - выбор, отбор) - способность интеллекта
отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов. Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры.

5. Антиципация (от лат. -- предвосхищение) означает предвосхищение развития событий. Человек способен предвидеть развитие событий,
прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы. Прогнозирование событий -- одна из основных функций психики человека.

6. Рефлексивность (от лат. - отражение). Мыслящий субъект постоянно рефлексирует - отражает ход своего мышления, критически его оценивает,
вырабатывает критерии самооценки.

Под рефлексией подразумевается как самоотражение субъекта, так и взаимоотражение партнеров по общению.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность - признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное. Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе - суждению, поданному вопросу.

Мыслительный процесс--это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).

Выделяютчетыре стадии решения проблемы:

1) подготовка; 2) созревание решения; 3) вдохновение; 4) проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные).

З. Поиск решения:

а) Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).

б) Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

в) Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

г) Поиск принципиально нового решения (творческое мышление)

д) На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, лассификация, умозаключение); на основе использования аналогична основе использования эвристических приемов, на основе использования эмпирического метода проб и ошибок.

В случае неудачи:

е) Отчаяние, переключение на другую деятельность: «период инкубационного отдыха» -- «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайд, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление).

Факторы, способствующие «озарению»:

а) высокая увлеченность проблемой;

б) вера в успех, в возможность решения проблемы;

в) высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;

г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

5.Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7.Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным.

КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ И СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА

Широта мышления -- это способность охватить весь вопрос целиком, неу пуская частностей. Глубина мышления - умение проникать в сущность сложных вопросов. Качество, противоположное глубине мышления - поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли - свобода от влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, умение быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума -- способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдуматъ и принять правильное решение. Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав полностью вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит датъ решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы -- малой ее подвижностью.

Критичность ума -- умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Существуют три трактовки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться кновой ситуации».

2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».

З. Структурный подход (А.Бине): интеллект как «способность адаптации средств к цели». Интеллект - это совокупность тех или иных способностей.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект -- это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интелект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Существуют различные концепции о структуре интеллекта. Спирмен (1904) считал, что каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Еще у всех людей имеются по-разному развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Терстоун выделил семь сторон общего интеллекта, которые назвал первичными умственными потенциями: 1) счетную способность; 2) вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость в объяснениях, используя наиболее подходящие слова; 3) вербальное вое приятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь; 4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5) памятъ; 6) способность к рассуждению; 7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание, держание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим.

Кэттел (1967) считал, что у каждого изнас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежите основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ

Психологи достаточно хорошо умеют определять формы и уровни расстройств мышления, степень его отклонения от стандартов, «нормы». При эйфории, приподнятом настроении, увлеченности (у некоторых людей -- в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наезжает» на другую. Непрерывно возникающие мысли, суждения, становясь, все более поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих. Подобный непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется «ментизмом».

Противоположное качество -- неоправданная «обстоятельность мышления». Оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие подобной «обстоятельностью», старательно и бесконечно описываютвсякие мелочи, подробности, не имеющие никакого значения детали.

Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения, допускают подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление называют паралогическим.

Логические связи нарушены, смысловое единство отсутствует, но грамматическое построение фраз остается совершенно правильным. Человек с серьезным видом вам что-то объясняет, а вы не можете понять, в чем дело. Такое мышление называют разорванным.

Привычка к шаблонным решениям (стереотипам) и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения - функциональная ригидность мышления.

Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистическом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряются и слабеют контакты с действительностью, исчезает стремление общаться с окружающими.

Крайняя степень расстройства мышления -- бред, или «интеллектуальная мономания». Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей. Во всех остальных отношениях нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают высказывать крайне странные для окружающих идеи, не поддаваясь никаким переубеждениям. Наиболее распространенным является «бред преследования».

Интеллектуальное качество и степень «убедительности» бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими «захвачен». Обнаружить «бредовый» характер умело излагаемых идей не просто и не всегда возможно. Поэтому бредовые интерпретации и положения могут легко «заражать» окружающих.

ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ

Эмоции - импульсивная реакция, отражающая отношение человека к значимости воспринимаемого им явления, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворениемего потребностей.

Эмоции двувалентны - они или положительные, или отрицательные. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная форма эмоциональных переживаний -- это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к которому у него «лежит душа».

Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденносформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции -- чувства. Исторически сформированные устои порождают у человека нравственные чувства -- чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих устоев - чувства возмущения, негодования и ненависти. В практической деятельности сформировались практические чувства, с началом теоретической деятельности зарождаются интеллектуальные чувства, а с возникновением образно-изобразительной деятельности -- эстетические чувства.

Выделим четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.

Эмоции, как и ощущения, - это базовые явления психики.

Эмоции - механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях. Эмоционально воспринимать объект - значит, находить возможность взаимодействия с ним.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

В процессе жизнедеятельности на основе средовых и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества - эмоциональные особенности и свойства.

К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность -- экспрессивность. Эти свойства зависят от типа высшей нервной деятельности человека.

Но в процессе социализации эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения, получают социальную огранку. Человек приучается сдерживать непосредственные эмоциональные проявления, прибегает к их маскировке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность - способность к перенесению трудностей. Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью, у других -- эмоциональная возбудимость часто приводит к эмоциональным срывам, потере самоконтроля. У некоторых людей эмоциональная сфера крайне ограничена. Возможны и проявления эмоциональной аномалии - асинтонности (эмоциональной бесчувственности).

Эмоциональность человека, его речевые, мимические, пантомимические проявления говорят о его ценностных ориентациях и динамических особенностях психической деятельности.

Эмоциональныекачестваобразуютэмоциональный тип личности. Различаются натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).

Люди эмоционального типа легко возбудимы, эмоционально впечатлительны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы.

Люди сентиментального типа склонны к самосозерцанию. На весь мир они смотрят через призму своих эмоциональных состояний. Они чувствительно-пассивны. Они могут грешить, проливая слезы. Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами

Страстные натуры эмоциональностремительны, высокодейственны, упорны в достижении целей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в полной мере. Предметы же их страстей могут быть значимыми, достойными и незначительными.

Эмоционально-фригидные типы - люди холодного рассудка. Их эмоциональные проявления минимальны, они не способны проникаться эмоциональ-нымсостояниемдругих людей, предвидеть их возможные эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания.

Эмоциональность личности связана с ее нравственным, духовным потенциалом. В наслаждении и страданиях человека проявляется вся его личностная структура. Но и владение эмоциями - одно издостоинств человека.

Владеть своими эмоциями - не значит быть бесчувственным, не подавлять их, это значитвладетъ эмоциональными реакциями.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

Эмоции и чувства связаны с функциональным различным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И.П. Павлов утверждал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований.

Эмоции какгенетичееки обусловленная неспецифическая поведенческая программа определяются комплексомнервных структур, входящих в лимбическую систему мозга. В эту систему входят наиболее древние части среднего промежуточного и переднего мозга.

Ромбическая система связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией (расположенной в стволе головного мозга и обеспечивающей энергетические ресурсы мозговой деятельности).

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятии. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций.

Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий. Р.У. Сперри считает, что эмоции являются функцией правого полушария мозга. Левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические функции, правое полушарие контролирует чувственно-эмоциональную сферу.

Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталамусе) особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.

Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или покраснение кожи). Сердце неслучайно считается символом чувств. Гиппократ умел различать до 60 оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной активности.

Современные электронные приборы позволяютточно устанавливать зависимость функциональных органических изменений от эмоциональных состояний. С эмоциональными состояниями соотносятся биотоки мозга (электроэнцефалограмма - ЭЭГ), обертоны голоса (вокалогамма) и многие вегетативные реакции: электропроводность кожи (кожно-гальваническая реакция - КГР), изменение просвета сосудов (плетизмограмма), тонус мышц (миограмма), частота пульса, дыхания, время реакции.

Комплексная аппаратура, регистрирующая эти психосоматические корреляции, называется полиграфом. В некоторых странах он используется в целях расследования преступлений и именуется "детектором лжи" (лайдетектором).

СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается отношение человека к явлению. Глубокие и неглубокие эмоции и чувства различаются в зависимости от значимости явления. В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства - стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы. Ведущий эмоционально-регуляционный механизм - эмоция успеха - неуспеха. Эмоция успеха усиливает исходное побуждение к цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность. Человек способен эмоционально предвосхищать свои возможные успехи и неуспехи. Это устраняет ненужные пробные действия. Человек обобщает опыт своих удач и неудач, радостей и огорчений. Он всегда способен с определенной мерой достоверности определить, "стоит ли игра свеч". В экстремальных ситуациях эмоция успеха-неуспеха трансформируется в аффект восторга, страха или гнева.

По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды: 1) эмоциональный тон ощущения; 2) эмоциональный отклик; 3) настроение; 4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация; 5) высшие эмоции - чувства.

Эмоциональный тон ощущения - это наше отношение к качеству ощущения (приятное, нейтральное или неприятное), психическое отражение потребностных свойств объекта. К отдельным раздражителям возникает даже болезненное органическое отвращение -- идиосинкразия. Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству.

Эмоциональный отклик - эмоциональная оперативная реакция на текущие изменения в предметной среде. Определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональнымтонусом. Один из видов-синтония - сопереживание эмоционального состояния других людей. Зависит отусловий воспитания.

Настроение - сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Оно вызывается влияниями, которые затрагивают личностные стороны индивида, отношениями между людьми, самочувствием и тд. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Настроение может быть положительнымили отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями - состояние расстроенности.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей - толерантность.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты