рефераты курсовые

Особенности эмоциональной сферы больных алкоголизмом

p align="left">Если взрослый человек испытывает негативное чувство к родителям, обвиняет их, значит, он еще не может принять себя, он относится к себе с агрессией. Если держит эмоциональную дистанцию, значит еще не отработана реакция на родителей. В результате человек не может сформировать себя и принести себя как нечто целостное в новые взаимоотношения. Все, что не разрешалось в родительской семье, может быть перенесено в фундамент других взаимоотношений.

Эмоциональная или географическая дистанция, если и помогают, то только на короткое время.

Необходимо сделать первый и важный шаг -- нарушить молчание, прекратить борьбу и заявить о своих верованиях и своей позиции по важным вопросам. На групповой дискуссии происходит частичная репетиция этого навыка, созависимые имеют возможность в безопасной для себя обстановке выговориться, с тем, чтобы они могли затем высказаться в семье. Конструктивным приемом в семье может стать заявление: “Я бы предпочла, чтобы мы ...”.

Следует подчеркнуть, что изменить родителей невозможно, и поэтому с самого начала надо отказаться от этой ложной цели. Необходимо уметь признать различие взглядов на одну и ту же проблему и согласиться, что в любом вопросе есть больше, чем одна правда. Если мы не признаем различия между собой и родителями, то это будет блокировать установление доверительных взаимоотношений между нами, к чему мы стремимся.

Из всего этого следует, что нам, созависимым, необходимо прекратить переделывать родителей, т.е. критиковать их или убеждать Нам необходимо начать делиться с родителями своим внутренним миром, уважать их права думать так, как они думают, реагировать иначе, чем реагирует дочь (сын), чувствовать иначе, чем чувствует дочь или сын.

Конструктивными формами общения с родителями могут быть примерно такие: "Я уважаю твои чувства, но рассматриваю эту ситуацию иначе"; "прости, если я обидела тебя, но моим намерением было не обидеть тебя, а высказать свое отношение"; "я знаю, как много это значит для тебя, но это не мой путь".

Хотя все эти заявления звучат просто, требуется определенное мужество, чтобы это высказать. Может даже возникнуть тревога. Со стороны матери или отца может последовать усиление критики в отношении дочери или сына. Когда мы стремимся к отделению себя от тех, от кого мы зависим, тем самым мы стремимся к собственной зрелости. Наши близкие делают все, чтобы мы оставались прежними. Необходимо это учитывать и стойко держаться курса на позитивные перемены в нас самих. Это худшее время, чтобы пытаться обсуждать паши отношения, -- это время, когда мы злы, напряжены.

В каждой семье есть "горячие точки". Это необходимо иметь в виду, чтобы в подходящее время их отработать.

Если семья постоянно возвращается к одному и тому же вопросу, обсуждая его с напряжением, значит, этот вопрос и есть "горячая точка".

Если семья не может говорить о каком-то вопросе (алкоголизм, суицид, родственник в тюрьме, нежелательная беременность), то это тоже "горячая точка".

Как приблизиться к "горячим точкам"? Необходимо расширить проблему, обсудить, как на нее смотрело предыдущее поколение, какие вообще существуют точки зрения по данному вопросу, почему проблема вызывает чувство стыда в семье, чья это проблема, есть ли доля вины в ней всех членов семьи и т.д. Обсуждение с родителями "горячих точек" помогает увидеть родителей со своим прошлым.

Для улучшения взаимоотношений с родителями очень полезно собрать побольше информации о них. Это важная часть собственного "Я" созависимых, в данном случае взрослых детей.

Если мы, созависимые, начинаем перестройку взаимоотношений, то мы и отвечаем за поддержку эмоциональной близости. Иначе мать или отец будут чувствовать себя отвергнутыми, обиженными, а дочь -- тревожной и виноватой. И тогда обе стороны подсознательно захотят вернуться к старым взаимоотношениям.

Чтобы избежать эмоциональной дистанции необходимо:

- задавать вопросы об интересах родителя, о его деятельности

- расспрашивать о прошлом.

Возможно, ранее созависимая дочь строила взаимоотношения с отцом не прямо, а в союзе с матерью. Мать всегда кажется ближе отец -- дальше. А между матерью и отцом был конфликт.

Теперь дочь может выйти из конфликта и строить свои отношения с отцом один на один. Дочь может почувствовать себя независимой. Отец мог концентрироваться на своей работе и держать дистанцию. Это типичная реакция на тревогу у мужчин. Для улучшения контакта с отцом от нас, созависимых, требуется настойчивость, спокойствие. Мы можем поделиться с отцом чем-то своим и сделать это прямым необвиняющим образом, поддерживая эмоциональный контакт. Если отец давно ушел из семьи, напишите ему открытку, чтобы оставить линию коммуникаций открытой.

Групповую дискуссию необходимо подвести к главному выводу: если мы простим родителей, мы исцелимся сами от значительной части груза, мешавшего нам жить в мире с самим собой. Но простить не так просто. Одного намерения мало. Это не однократное действие, а целый процесс. Возможно, созависимым поможет следующее упражнение, которое они могут выполнить дома наедине с собой.

Домашнее задание

Как простить?

1. Возьмите карандаш и свой рабочий блокнот. Сядьте удобно в уединенное место, где вас не будут прерывать. Посидите в тишине несколько минут.

2. Когда почувствуете, что вы расслабились, напишите следующее заявление:
Сегодня для моего собственного благополучия я принимаю решение простить следующих людей:

Прочтите это заявление вслух.

3. Затем завершите следующее заявление:

Сегодня для моего собственного благополучия я принимаю решение простить следующие действия, которые были сделаны в отношении меня:

Прочтите то, что вы написали, вслух.

4. Теперь громко читайте следующее:

Пусть уходят, я это позволяю, все выше перечисленные события и мои реакции на них. Я искренне желаю вышепоименованным людям добра. Если кого-то уже нет в живых, я желаю царства небесного. Делая это, я освобождаю себя от власти прошлого надо мной и от душевной боли, связанной с прошлым. Люди и события, которых я простил(а), больше не имеют власти надо мной.

Занятие 7-е. Тема: "Самооценка"

Цель -- выработка навыков адекватной самооценки. Здоровая самооценка -- это внутренний опыт нашей собственной ценности, осознание как бы изнутри того факта, что мы имеем достоинство. Наше человеческое достоинство - это нечто отдельное от того, что мы делаем, как мы выглядим и что говорят другие люди о нас и делают для нас.

У созависимых самооценка резко снижена, однако часто они выглядят самонадеянными, надменными. Фасад псевдовеличия им необходим для сокрытия истинного и горького чувства, вызванного низкой самооценкой.

Зачем нам позитивная самооценка?

При позитивной самооценке мы:

- хорошо себя чувствуем,

- хорошо выглядим,

- хорошо относимся к другим,

- можем духовно расти,

- любим и способны на любовь;

- у нас отпадает необходимость опекать и контролировать других,
- отпадает необходимость постоянно подпитывать самооценку за счет склонности к постоянному труду, ублажения чьих-то интересов, самоотвержения.

Самооценка детей зависит от отношения к ним значимых близких, т.е. родителей. Самооценка взрослых зависит от судьбы (качества детства), положительных и отрицательных событий жизни, а также от нашего отношения ко всему вышеперечисленному. Мы можем изменить собственное отношение. Положительная самооценка -- это мое решение ценить себя. Человек родился, значит он -- ценен.

Помогает укреплению позитивной самооценки следующее упражнение.

Вначале в левой части листа напишите негативное утверждение о самой себе, продиктованное чувством стыда. Затем закройте левую часть листа и напишите утверждения прямо противоположные. Не смущайтесь, если вы не верите в положительные утверждения о себе, делайте упражнение механически, как будто вы составляете грамматический список антонимов. Затем закройте левую колонку и прочитайте только правую колонку, и так не менее 2 раз в день. Через месяц вы почувствуете себя лучше.

Список утверждений о себе

Негативные

Позитивные

Я -- глупая

Я -- умная

Я -- некрасивая

У меня вполне приличная внешность

Я -- несовершенная

Я -- нормальная, в мире нет совершенства

Чем длиннее список негативных утверждений, тем глубже в нас засел стыд с детства, необходимо этот список продолжать до тех пор, пока сознание уже не сможет подсказывать новых нелестных определений о нас самих. Можно в группе обсудить ситуации, когда из-за чувства собственной малой ценности мы отказались действовать в лучших своих интересах. Участники дискуссии могут припомнить, например: "Я поняла, что не могу достать себе красивое платье и отказалась пойти в театр. Тем самым я лишила себя интересного вечера". "Когда я почувствовала себя крайне уставшей, я хотела полежать, но подумала, что свекровь заклеймит меня позором, что я хуже других. Я пересилила себя и согласилась поехать в ателье. А в моих интересах было бы поехать в ателье в другой день".

Задайте участникам дискуссии следующие вопросы: живете ли вы для того, чтобы в чьих-то глазах представлять определенную ценность или вы обладаете неотъемлемым чувством самоценности? Не уходит ли ваша жизнь на то, чтобы вашу ценность подтвердили другие?

Что необходимо, чтобы избавиться от надменности и величия, т.е. завышенной самооценки? Необходимо понять, что надменность и величие оскорбительны для других и нарушают нормальные взаимоотношения. Необходимо принять следующее верование: я -- очень несовершенна и не имею никакого права рассматривать себя лучше кого бы то ни было.

Выздороветь от надменности - значит прекратить сравнивать себя с другими, чтобы убедиться "а я - лучше". Это не относится к таким крайним случаям, как невольное сравнение себя с насильниками, убийцами. Необходимо просто дисциплинировать мышление и избегать суждений о других людях. В этом помогает следующее упражнение.

Выздоровление от ложного величия

Суждения, которые я сделала на основе собственного превосходства над другими

Здоровое отношение к моей ценности и ценности других

Я -- лучше, чем И., поскольку у нее в квартире кошками пахнет

И. -- такая же ценная, как и я, хотя она сделала свой выбор и заселила квартиру кошками

Я -- лучше, чем Н., поскольку я не веду себя так глупо

Н. -- такой же ценный человек, как и я. На глупое поведение у него могут быть свои причины

Если выполнение этого упражнения повергнет вас в уныние и появится ощущение, что вы ниже других по своему человеческому достоинству, вернитесь к предыдущему упражнению с позитивными утверждениями либо воспользуйтесь следующими позитивными утверждениями:

Я -- важный человек для себя.

Я нравлюсь себе такой, какая есть.

Мне нравится, как я делаю...

Я духовно расту каждый день.

Я люблю проводить время с самой собой...

Я могу сделать все, что намечу.

Я всегда готова ставить себе новые цели.

Домашнее задание

1. Опишите ситуации, которые провоцируют у вас такое чувство, будто вы менее ценная, чем другие.

2. Опишите ситуации, в которых вы обращались с другими грубо, жестко либо неделикатно из-за того, что чувствовали себя более ценной, чем они.

3. Сделайте вывод, что вы не более ценная, чем другие, но и не менее ценная, чем другие, и прекратите сравнивать себя с другими.

Занятие 8-е. Тема: "Избавление от психологии жертвы"

Цель -- увидеть негативные последствия жертвы и отказаться от нее. Жертва распознается по скорбно-мучительному выражению лица и заявлениям: "Ах, я бедняжка", "Если бы только мой муж не пил (не изменял мне, не был бы так груб со мной и т.д.), я была бы счастлива" "Это неважно, как я себя чувствую, лишь бы им (детям, родителям) было хорошо", "Своей жизнью я не жила, я всю себя отдала...".

Психологические награды, вытекающие из роли жертвы

Сочувствие окружающих, сладостное чувство жалости к самой себе. Обвинение других вместо попыток изменить свое положение, власть и контроль над другими при помощи вызывания у них чувства вины, проекция на других причины своих несчастий, осознание себя почти святой, возможность сохранить статус-кво, в котором жить хотя и больно, но привычно.

Негативные последствия психологии жертвы

Роль жертвы - самопораженческая роль. Жертвы - в одиночестве, поскольку распространяют вокруг себя чувство вины и неизбежно переходят в роль обвинителя и преследователя (см. треугольник С.Карпмана). Жертвы отталкивают от себя близких и притягивают к себе обидчиков. Мученицы создают те ситуации, которых боятся - ситуации отвержения, утраты любви, социальной изоляции. Жертвы рождают жертв.

Избавление от психологии жертвы

- Необходимо взять на себя ответственность за свою настоящую и будущую жизнь. Перестать обвинять других в своих несчастьях. Научиться говорить другим, что тебе нужно, не перекладывая на них чувство вины.

- Профилактика психологии жертвы заключается в том, чтобы не пытаться заниматься спасанием других, отказаться от роли спасительницы.

Домашнее задание

1. На листочке бумаги напишите все, за что, как вы считаете, несете ответственность в семье, на работе, с друзьями. Затем подготовьте список того, что составляет чью-то ответственность, т.е. членов семьи, сотрудников, друзей. Если у вас с мужем есть общая ответственность, например ведение домашнего хозяйства, выразите долю каждого в процентах. Возможно, вы удивитесь, как много ответственности вы берете на себя и как мало оставляете ее другим.

2. Проанализируйте, как ваша жизнь проходит по граням треугольника С. Карпмана.

Занятие 9-е. Тема: "Да, мы умеем думать".

Цель -- показать, что созависимые умеют думать, прогнозировать будущее и принимать решения, способствующие построению здоровых отношений.

- Когда созависимые будут спрашивать мнение психотерапевта по поводу их собственной жизни, задайте им встречный вопрос, а что они сами думают по этому поводу. Поскольку созависимые долго отказывались от себя, то они разучились доверять своему разуму и спрашивают у других, как разрешить проблемы, с кем жить, а иногда просто передоверяют другим делать за них важный выбор. В процессе выздоровления от созависимости мы учимся любить себя, доверять себе, слушать себя.

- Раньше мы использовали свой ум не по назначению. Мы тратили все силы на тревогу, на мысли о других. Мы устали. Мы позволили другим злоупотреблять нашим разумом. Прямо или косвенно другие могли внушать нам, что мы не умеем думать и принимать правильное решение.

- Нижеследующие предложения могут помочь нам обрести уверенность в своих умственных способностях:

- Дай хоть немного покоя своему разуму. Посмотри на проблемы отстраненно. Успокойся, а потом решай.

- Попроси Бога помочь тебе все обдумать. Проси дать тебе правильную мысль, нужное слово и действие. Но учти, что Бог ждет, что ты сделаешь свою часть.

- Перестань тратить время на ненужную тревогу, навязчивое обдумывание пьянства, на постоянное размышление об ощущении себя жертвой.

- Подпитывай свой разум. Давай уму информацию. Собирай сведения о своих проблемах, побольше узнавай о химической зависимости, об отношениях в семье. Вначале собери факты, рассортируй их, пусть они улягутся, а потом прими правильное решение.

- Подпитывай свой ум здоровыми мыслями. Погружайся в деятельность, которая дает тебе положительные чувства. Читай книги по психологии, медитации. Назови что-нибудь такое, что позволяет тебе сказать: "Я могу" вместо того, чтобы говорить "Я не могу".

- “Распрямляй” свой ум. Расширяй свои контакты с миром, узнавай новое, посещай занятия.

- Прекрати говорить плохо о своем уме. Даже в шутку не называй себя идиоткой, никогда не говори "Я глупая".

- Используй свой ум. Принимай решения. Высказывай их. Не позволяй другим принимать за тебя решения, в этом случае ты -- жертва. И не твое это дело принимать решения за других взрослых. Тогда ты -- спасительница.

Домашнее задание

Кто принимает важные решения за вас? Как вы себя чувствуете, когда важные решения за вас принимают другие и когда вы сами принимаете важные решения?

Занятие 10-е. Тема: "Умение хоронить свои потери".

Цель -- ознакомить группу со стадиями процесса отреагирования на утрату и обсудить на примерах из жизни присутствующих продуктивные и непродуктивные стороны этого процесса.

Мы все сталкиваемся с различными утратами в разных областях жизни. Оплакивание утрат, процесс отреагирования на печальное событие может быть как здоровым, так и нездоровым. Через переживание утраты мы можем достичь большей ясности восприятия действительности.

Поскольку изменения -- естественная часть жизни, то утраты неизбежны. Причем утраты могут быть самыми разнообразными -- от утраты близких до потери мечты о счастливом детстве, просто своего прошлого и т.д. Все, к чему мы привязаны, может уйти от нас. Прощание с предметом своей привязанности -- будь то человек, вещь, духовное образование, какое-то верование -- сопровождается чувством печали и нарастающей душевной боли. Горе часто является неожиданно, и каждый человек переживает его по-своему.

Стадии процесса отреагирования утраты.

1) Шок, отрицание: "Нет, не может быть".

Продуктивная часть -- защита от переживания слишком интенсивной душевной боли сразу, в один момент позволяет набраться сил и начать двигаться к физическому выздоровлению.

Непродуктивная часть -- длительное пребывание в состоянии отрицания, использование отрицания как главного механизма психологической защиты может привести к злоупотреблению химическими веществами и другим формам компульсивного эскапизма (убегания от проблемы).

Помогает пройти эту стадию признание своего бессилия перед случившимся (1-й шаг программы 12 шагов Ал-Анона).

2) Гнев.

Продуктивная часть -- помогает перестать обвинять себя за утрату, возвращает энергию -- действует как катарсис.

Непродуктивная часть -- проецирование чувств вовне -- экспрессия гнева происходит за счет других чувств. Гнев может стать дис-функциональной формой управления другими чувствами.

Помогает признание чувства гнева в связи с несправедливостью утраты и возможность положиться на Высшие силы (шаг 2 из программы 12 шагов).

3) Депрессия.

Продуктивная часть -- время для физического выздоровления.

Время для самоосознания и глубокого размышления. Интенсивные поиски смысла жизни.

Непродуктивная часть -- изоляция, нападки на самого себя, гнев, чувство вины становится глубоким. Взятие на себя ответственности и самообвинение может стать постоянным механизмом преодоления трудностей.

Помогает справиться с отчаянием в духовной, эмоциональной, физической и социальной областях то, что ведет к пробуждению сознания на новом уровне, если человек активно включается в процесс выздоровления.

4.) Принятие.

Продуктивная часть -- утрата признается с чувством разрешения проблемы, может быть, даже с чувством благодарности судьбе за испытания, повлекшие за собой укрепление твердости характера.

Непродуктивная часть -- движение к неестественному, поспешному "принятию" с пропуском чувств, сопровождающих предыдущие стадии процесса.

Помогает в достижении этой стадии признание того, что утрата и ее результаты признаются как события, повлекшие за собой далеко идущие последствия. Начало духовного разрешения проблемы. Помогает и то обстоятельство, что человек усиливает чувство ответственности за выздоровление. Помогают с 4-го по 12-й шаги программы 12 шагов.

В других классификациях стадий выделяют "торги" между гневом и депрессией. Торги означают размышление примерно в таком ключе: "Ну почему это случилось именно со мной; если я буду делать то-то и то-то, возможно, я буду вознагражден и несчастье уйдет". Необходимо помнить, что это тоже компонент отреагирования утраты.

Последовательность стадий условная. Чувства могут возвращаться на предыдущую стадию, затем снова "идти вперед", т.е. к принятию. От психотерапевта и близких требуется понимание и поддержка. Все, что они могут сделать, это оценить чувства страдающего, но ни в коем случае не следует пытаться быстрее "подвести" его к финальной стадии -- к принятию. Страдающий будет ощущать себя лучше, если он сможет выражать свои чувства и видеть, что они поняты и приняты как естественные. Отменить чувства нельзя, они реальные, они уже возникли. Их можно только выразить.

Во время групповой психотерапии можно сделать письменно следующее упражнение:

Отреагирование утраты

Идентифицируйте одну из ваших существенных утрат.

Опишите, как вы пережили или все еще переживаете эту утрату (включите свои мысли, чувства, поведение, а также кто или что выступало в качестве поддержки).

Опишите, чему вы научились или учитесь сейчас в результате пережитого опыта.

Домашнее задание

Переживаете ли вы сами сейчас или кто-то из ваших знакомых утрату чего-то значительного? В какой стадии процесса отреагирования, по вашему мнению, находитесь вы или ваш знакомый человек?

Занятие 11-е. Тема: "Ставим свои собственные цели"

Цель -- отработка такого навыка, как умение ставить себе цели.

- На предыдущих занятиях мы поняли, что не можем все контролировать в своей жизни, но можем планировать, можем что-то сдвинуть с мертвой точки, дать импульс движению.

- Цель дает нам направление и указывает станцию назначения в движении.

- Цель -- это радость, удовольствие. Цель рождает интерес к жизни, повышает уровень психической энергии и даже улучшает здоровье. Когда у нас есть желанная цель, растет и множится энергия. В таком состоянии мы готовы отдать все, что накопилось в нашем духовном багаже, чтобы завершить начатое дело, достичь цели. И тогда с нами случаются чудесные превращения. Что-то меняется в жизни. Мы завершаем важные планы. Мы встречаем новых людей. Разрешаются проблемы. Мы оказываемся в новых местах. Наши потребности удовлетворяются.

- Скучно ставить долгосрочные цели. Можно спросить себя, что бы мне хотелось завершить через год. Но интереснее спрашивать себя, какие события моей жизни я хочу видеть свершившимися сегодня, на ближайшей неделе. Какие проблемы я хочу решить?

- Навыку постановки целей могут помочь следующие правила:

- Превращай все в цель. Если у тебя проблема, ты не обязана всегда знать, как ее решить. Однако пусть решение проблемы станет твоей целью. Превращай свои желания в цели. Хочешь что-то изменить в себе -- ставь цель.

- Забудь все свои многочисленные "я должна...". Довольно контролировать свою жизнь на каждом шагу. Поставь перед собой цель избавиться от 75% долженствовании.

- Пиши цели на бумаге. Есть какая-то магическая сила в написании наших планов. Записанная цель фокусирует наше внимание, способствует лучшей организации. Запись как бы точно направляет энергию на цель.

- Живи свободно, не превращайся в рабыню своей цели. Пусть события протекают естественно. Не нажимай, не торопи, не тревожься каждую минуту. Не обязательно даже каждый день помнить о своей цели, достаточно время от времени ее осознавать.

- Делай, что можешь, для осуществления цели, каждый день понемногу. Не все сразу. Не упускай своего шанса. И верь, что в нужное время назначенное произойдет.

- Ставь себе цели регулярно, по мере возникновения потребности. Когда возникает проблема, то возникает и новая потребность. Тогда решение проблемы ты превращаешь в цель и добавляешь ее к старым целям. Когда чувствуешь себя очень неуверенно, можно ставить себе и такую цель -- пройти через кризис.

Веди учет целей, которых ты достигла. Вычеркни достигнутое, поздравь себя и поблагодари Бога, если Он имеет для тебя значение. Ты достигнешь уверенности в себе, станешь доверять Богу и обретешь ритм жизни.

- Будь терпеливой. Доверься Богу в том, что в нужное время твоя цель осуществиться. Не спеши вычеркивать ее из списка только потому, что цель еще не достигнута.

- Начни сегодня. Если у тебя нет цели, поставь себе цель ее сформулировать.

Домашнее задание

1. Напишите как можно больше целей для себя. Учтите при этом свои желания, проблемы, требующие разрешения, перемены в себе.

2. Пересмотрите список характеристик созависимости и поставьте себе целью изменить те из них, которые представляют проблему для вас.

Занятие 12-е. Тема: "Я имею право".

Цель -- способствовать укреплению такой системы ценностей, в которой законным является самопринятие.

Это заключительное занятие укрепляет веру в себя, оставляет участников в оптимистическом настроении. Вначале обсуждаем то, что мы себе длительное время не позволяли, запрещали, и формулируем новое отношение к вопросу в виде утверждения "Я имею право...".

Из всех этих утверждений, услышанных от участников группы, составляется список прав, в который можно записать все и продолжить его вне занятий. Психотерапевт вопросами направляет дискуссию так, чтобы участники формулировали правила, отстаивающие их интересы.

Примерный список прав:

- Я имею право сказать "нет" всему, к чему я не готова, или тому, что для меня опасно.

- Я имею право на все мои чувства.

- Я имею право ошибаться.

- Я имею право менять свою точку зрения.

- Я имею право быть более здоровой, чем те люди, которые меня окружают.

- Я имею право никак не объяснять и не оправдывать свое поведение.

- Я имею право делать выбор, а не только терпеть и выживать.

- Я имею право прекратить беседу, если собеседник унижает меня.

- Я имею право устанавливать границы и быть эгоистичной.

- Я имею право заботиться о себе, какими бы не были окружающие обстоятельства.

Домашнее задание

Продолжать список своих прав.

Выводы

При проведении сравнительного анализа итогов психокоррекции, проводящейся в нашем центре с результатами, полученными при терапии алкогольной зависимости в двух центрах, аналогичных нашему, можно с уверенностью сказать, что комплексный подход к психокоррекции алкогольной зависимости у мужчин, который использован нами, приносит лучшие результаты.

1) Ремиссия в течение трех лет - 36%

2) Побуждение алкогольнозависимых отказаться от употребления алкогольсодержащих продуктов после старта психокоррекции с созависимыми - 24%

3) Прекращение бракоразводных процессов, возвращение в семью - 40%

Заключение

Известно, что мотив (предмет удовлетворения потребности) дан человеку изначально готовым, его невозможно сформировать, но он может актуализироваться и запускать процесс «мотивации» в результате внешних (психогенных) и внутренних (психическая болезнь) процессов [28, с. 140].

Основой психокоррекции алкогольной зависимости служит модель «поэтапных изменений». Ключевой концепцией является «готовность к изменениям», которая рассматривается как внутреннее состояние, чувствительное к воздействию внешних факторов. Эта модель согласуется с теорией Ильина И.П. (2001), что психолог не может создавать мотив, но имеет все возможности для влияния на процесс формирования мотива извне.

Анализируя зависимость эффективности терапии от мотивации к лечению, мы обнаружили статистически достоверное различие только при одном типе мотивации: «желание изменить образ жизни». Остальные типы мотивации лечения - семейные проблемы, здоровье, работа, административное воздействие - не оказали влияние на эффективность терапии. Эти данные подчеркивают важность мотивационной составляющей в психокоррекции алкогольнозависимых мужчин.

Согласно данным литературы, чаще всего становятся зависимыми от алкоголя личности с измененной мотивационной системой. Эти изменения характеризуются особым личностным изменением. Здесь речь идет об особом неспецифическом поражении глубинных структур мотивационной системы, а именно о нарушении функционирования глубинных, личностных мотивов. Это расстройство можно условно обозначить «исходным недостатком мотивационной системы в преморбиде больного алкоголизмом». В дальнейшем в процессе развития зависимости от алкоголя происходит структурная и содержательная перестройка мотивационной системы. Мотив изменения сознания с помощью алкоголя становится потребностью и встраивается в глубинный уровень мотивационной системы. Можно говорить о своеобразном процессуальном развитии исходного личностного изменения. Особенностью влияния алкоголя на мотивационную систему является то, что, постепенно поглощая все предшествующие глубинно - личностные мотивы, он разрастается и становится главным, доминирующим мотивом. Поэтому увеличивается и опустошение личности. Мотив изменения сознания с помощью алкоголя меняет и конкретно - ситуативные мотивы, так что все их содержание становится связанным с алкогольной тематикой. Мотив употребления алкоголя становится патологическим.

Таким образом, подводя итоги нашего исследования, приведем программу психокоррекции алкогольной зависимости у мужчин.

1. Создание или усиление мотивации на лечение

2. Эмпатия, то есть принятие пациента со всеми достоинствами и недостатками. После того, как клиент и созависимый признали наличие зависимости и созависимости, рекомендуется проходить дальнейшую психокоррекцию раздельно и обмениваться достигнутыми результатами

3. Акцент на личной ответственности. Предложение советов. Выполняется обязательно с предоставлением выбора. Предложение свободы выбора возможностей в организации целей и методов осуществления изменений. На этом этапе можно предложить на выбор различные методики, разработанные для преодоления алкогольной зависимости, показанные данному индивиду. Это может быть пограничный анализ, формирование целевой установки на трезвость путем эмоционально- стрессовой терапии (быстрое кодирование), психотерапевтическая сессия гипнотических трансов. Также могут и должны применяться фармакологические препараты, назначенные по показаниям психиатром- наркологом

4. Обратная связь. При возникновении споров, конфликтов, непонимания и разногласий в быту, рекомендуется немедленно обратиться за консультацией к психологу, проводящему психокоррекцию. Также необходимо обращаться за помощью при обострении психосоматических заболеваний или при развитии нежелательной симптоматики (раздражительность, бессонница, навязчивые мысли или сновидения, агрессивное поведение и т. д.)

5. Способствование эффективной самореализации. Если отказ от алкоголя проходит при благоприятных обстоятельствах и проблем не возникает, рекомендуется посещать психолога, проводящего психокоррекцию, не реже 1 раза в месяц в течение первых 6 месяцев со дня последней алкоголизации.

6. Комплексный подход в психокоррекции.

В литературе мало информации об особенностях мотивации к отказу от алкоголя у пациентов с различными особенностями личности. Учитывая тот факт, что мотивационная система является одной из характеристик личности [9;45],[28;125] то можно предположить, что личности с различными особенностями характера будут отличаться друг от друга по таким факторам как мотивация к отказу от алкоголя и её динамика в процессе комплексной терапии, чувствительность пациентов к разным типам психотерапии и эффективность комплексной терапии. Для проведения адекватной и эффективной мотивационной психотерапии важно изучить эти факторы и применить их на практике в каждом конкретном клиническом случае.

Библиографический список

1. Авербах Я.К. Вопросы психопатологии и психотерапии. - М., 2003.- 480 с.

2. Альтман А.Л. Вопросы профилактики и лечения алкоголизма и алкогольных заболеваний. - М., 2005.- 352 с.

3. Анучин В.В., Дудко Т. Н. Патогенез, клиника и лечение алкоголизма М., 1986.- 440 с.

4. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. - М., 2006.- 378 с.

5. Бассин Ф.В. Психологические исследования. - М.: Эксмо-пресс, 2003.- 355 с.

6. Батурин Н.А. Алкоголизм и вопросы лечения нервно-психических заболеваний. - Челябинск, 2002.- 342 с.

7. Бехтерев В.М. Вопросы алкоголизма и меры борьбы с его развитием\ Русский врач, 1912, т.11, N 22, с. 951-958.

8. Богдановская Б.Л. и др. Клиника, патогенез, и лечение алкоголизма. - Кишинёв, 2003.- 357с.

9. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. - М., 2004.- 547 с.

10. Братусь Б.С. Аномалии личности - М., 2007.- 569с.

11. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Рефрейминг. - Воронеж, 2005.- 378с.

12. Бурно М.Е. Сила слабых. - М.: Прогресс, 2006. - 420с.

13. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2006. - 280с.

14. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 2004. - 346с.

15. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 2006. - 380с.

16. Гарифуллин Р.Р. Пограничный анализ. - М.: Эксмо-пресс, 2007.- 640с.

17. Гарифуллин Р.Р. Энциклопедия блефа. Манипуляционная психология и психотерапия М.: Эксмо-пресс, 2005. - 520с.

18. Жук А.А., Михлин В. М. Клиника, патогенез и лечение алкоголизма. - Кишинёв, 2005.- 590с.

19. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. - М., 2007.- 480с.

20. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Соотношение биологического и социального в человеке. - М.., 2005.- 487с.

21. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2006. - 344 с..

22. Игонин А.Л Вопросы клиники и лечения алкоголизма. - М., 2002.- 340с.

23. Кабанов М. М. Руководство по психотерапии. - Ташкент, 2006.- 478с.

24. Казанский А. Н. Материалы научных работ по невропатологии и психиатрии. - Краснодар, 2006.- 240с.

25. Короленко Ц.Н., Завьялов В. Ю. Проблемы алкоголизма. - М., 2003.- 126с.

26. Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. - Пг., 1918.- 180с.

27. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. - Л., 1925.- 390с.

28. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М., 2005.- 537с.

29. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 2005.- 458с.

30. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов// Психол. журнал, т.18, N 6, 2007.24 - 38с.

31. Мартынов В.С. Патогенез, клиника и лечение алкоголизма. - М., 2006.- 423с.

32. Меньшикова Е.С., Ямпольский Я. Т. Патогенез, клиника и лечение алкоголизма. - М., 2006.- 348с.

33. Мустаева Л.К. Проблемы алкоголизма. - М., 2003.- 320с.

34. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - СПб, 2006.- 620с.

35. Мясищев В.Н. Понятия установки и отношения в медицинской психологии. - Тбилиси, 2004. - 453с.

36. Новиков Е.М. Патогенез, клиника и лечение алкоголизма. - М., 2006.- 363с.

37. Нургалиев В.Н., Гатауллин М. Петровский А. В. История советской психологии. - М., 2004.- 520с.

38. Портнов А.А., Пятницкая И. Н. Клиника алкоголизма. - СПб., 2003.- 423с.

39. Пятов М.Д., Альтшулер В. Б. Проблемы алкоголизма. - М., 2004.- 354с.

40. Рожнов В.Е. Руководство по психотерапии. - Ташкент, 2004.- 580с.

41. Рожнов В.Е. Методические указания по коллективной эмоционально-стрессовой методике гипнотерапии алкоголизма. - М., 2005. - 265с.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2006.- 630с.

43. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М., 2004.- 489с.

44. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: 2004.- 720с.

45. Сегал Б. М. Алкоголизм. - М., 2007.- 520с.

46. Сегал Б. М., Ураков И. Г. Проблемы личности. - М., 2004.- 427с.

47. Сурнов К.Г. Анализ юмора как метод исследования личностных особенностей больных алкоголизмом \ Труды 2 ММИ. Серия: Организация здравоохранения. Вып. 7, - М., 2006.- 440с.

48. Сурнов К.Г. Динамика установки на трезвость в процессе лечения больных алкоголизмом \ Вестник Моск. ун-та. Серия 14. - Психология, 2006. - N3

49. Сурнов К.Г. Некоторые принципы психологической реабилитации больных алкоголизмом \ Журн. невропатол. и психиат. им. С. С. Корсакова. 2005. - вып.12.

50. Терентьева А.В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы. Семейная психология и семейная терапия. - М.: Прогресс, 2006. - №3

51. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси, 2006. - 242с.

52. Франкл В. Человек в поисках смысла\ Сборник. пер. с англ. и нем. - М., Прогресс, 2005. - 540с.

53. Фрейеров О.Е. Алкоголизм и некоторые другие интоксикационные заболевания нервной системы и психической сферы. - Ташкент, 200. - 183с.

54. Четвертак И.М. Организационная и клиническая психология. - СПб., 2004.- 354с.

55. Шакуров Р.Х. Психология преодоления: контуры новой научной теории. - Известия РАО, М., 2005.- 4-5с.

56. Шакуров Р.Х. Психология преодоления: контуры новой научной теории. - М., 2007.- 470с.

57. Энтин Г. М. Лечение алкоголизма и организация наркологической помощи. - М.: Прогресс, 2004.- 289с.

58. Э. Берн Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М. Фаир - пресс, 2006 .- 398с.

59. Хьюитт В. Тайные возможности вашей психики. - С-Пб, 2007. - 252с.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты