рефераты курсовые

Особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Медико-психолого-социальный институт

Кафедра общей и клинической психологии

Особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дипломная работа

Специальность 030301- Психология

Научный руководитель:

Якоцуц Ольга Леонидовна, к.псх.н

«Допустить к защите»

Зав. кафедрой общей и клинической

психологии МПСИ

Фотекова Татьяна Анатольевна, д.псх.н

Абакан 2008

Содержание

Введение

1.Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности в психологии

1.1 Изучение эмоциональной сферы в зарубежной и отечественной психологии

1.2 Механизмы развития эмоциональной сферы при поражении опорно-двигательного аппарата

2. Психологические особенности женщин зрелого возраста

2.1 Факторы и условия развития личности в зрелом возрасте

2.2 Личностные особенности людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

3. Исследование особенностей эмоциональной сферы зрелых женщин с нарушением ОДА

3.1 Программа исследования

3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Список литературы

Введение

В связи с тем, что в начале ХХI века были приняты ряд федеральных программ, основным направлениями которых стало оздоровление нации, и оптимизация ее эмоционального благополучия: «Программа диспансеризации населения России», в интересах ряда групп населения стали приоритетными социальные вопросы, связанные с демографическим прогрессом, улучшением психофизиологического здоровья, в частности, были введены ограничения в различных видах активности женщин, как потенциально опасные, вызывающие перегрузку женского организма и неспособность произвести здоровое потомство.

Были учтены факторы резкого увеличения вероятности развития различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, врожденных и приобретенных нарушений движения человека, что выявлено у 12% населения в России.

В условиях социально - экономической нестабильности прослеживается так же увеличение форм неустойчивых эмоциональных состояний, что является существенным элементом общественного сознания. В критических ситуациях возникает потребности в психоэмоциональной безопасности людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которая выражается в тревожности, смене настроения, эмоциональной тревожности. Изменения эмоциональной сферы является одной из наиболее частых причин отклонения в психическом развитии, создавая значительное количество трудностей в процессе жизни.

На основании этого, проблема изучения особенностей эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата является актуальной и требует детального изучения.

Объект исследования: эмоциональная сфера.

Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Цель исследования: выявить психологические особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В соответствии с целью работы были выделены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме изучения эмоциональной сферы личности;

2.Выявить особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата;

3. Выявить особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нормой активности;

4. Сравнить особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и с нормой активности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что группа женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют особенности в эмоциональной сфере, что проявляется в высоком уровне тревожности и неустойчивости эмоциональных процессов.

Методологической основой для написания данной работы явились:

Концепции о природе эмоций Е.П. Ильина, И. Изарда; целостный, интегративный подход психического и эмоционального здоровья отражения работ Б.Г. Ананьева и Л.С. Выготского.

Методы исследования: теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования эмоциональной сферы личности; эмпирические методы: психодиагностические методы: диагностика состояния стресса; методика измерения уровня тревожности Тейлора в адаптации Т.А. Немчиновой; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова; методика Айзенка - EPQ; методика опредеделения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; метод диагностического типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко; интерпретационные методы (Pearson; Mann-Whitney)

Теоретическая значимость дипломной работы состоит в том, что проведенное экспериментальное исследование позволит расширить и углубить знания об эмоциональной сфере зрелых женщин с нарушением опорно-двигательного аппарата и без патологий, рассмотреть особенности эмоционального реагирования, эмоционального контроля, уровня тревожности и депрессивности.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные по результатам исследования данные об особенностях эмоциональной сферы женщин с нарушением опорно-двигательного аппарата и без патологий, могут быть использованы специалистами в работе с данной категорией женщин.

Надежность и достоверность данных, полученных в процессе исследования, обеспечивались применением широкого спектра методик, адекватных цели и объекту исследования, качественным и количественным анализом экспериментального материала с использованием методов математической статистики.

База исследования: Хакасская региональная общественная организация всероссийского общества инвалидов. Адрес: Вяткина16, г. Абакан.

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности в психологии

1.1 Изучение эмоциональной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудсвордса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П.М. Якобсона (1958), В.К. Вилюнаса (1973), Б.И. Додонова (1987), П.В. Симонова (1962. 1975, 1981, 1987), Л.И. Куликова (1997). Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

Роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Фрейд,1894, Вилюна, 1990, Додонов, 1987, Изард, 1980, Леонтьев, 1982, Фресс, 1975, Рейковский, 1979, Симонов и др.).

Эмоция (от лат. emovere - возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение.

Словарь по психологии под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского характеризует эмоции как «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» [31, С.461].

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций - так называемый эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты.

В.К. Вилюнас справедливо отмечает, что «многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называют словом «теория», по существу представляют собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупность приближающиеся к идеально исчерпывающей теории. Можно выделить такие подходы к пониманию эмоций, как физиологический, психоаналитический, когнитивный, социально-культурный и пр.

Психоаналитическая теория эмоций. З.Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории о влечениях и, по сути, отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. Фрейд и его последователи рассматривали только негативные эмоции, возникающие в результате конфликтных влечений. Поэтому они выделяют в аффекте три аспекта: энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки ощущение, или переживание эмоции.

Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэнбаума. Вначале 20 в. И. Уэнбаум отметил тесное взаимодействие между лицевыми мышцами и мозговым кровотоком, откуда высказал предположение, что мышцы лица регулируют кровоток. Воздействуя противоположно на вены и артерии, они усиливают приток или отток крови в мозг.

Биологическая теория эмоций П.К. Анохина строит свое понимание эмоций как биологического продукта эволюции, приспособительный фактор в жизни животных. Возникновение потребностей приводит, по П.А. Анохину, к возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, т.е. потребности удовлетворены, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор [19, С. 74].

Когнитивные и культурные подходы. Одной из первых когнитивных теорий эмоций в психологии была теория Магды Арнольд, которая тесно рассматривала эмоциональный процесс как последовательность, начинающуюся с восприятия стимула, за которым немедленно следует акт оценки, который, в свою очередь, активирует эмоциональную реакцию. Арнольд определяла восприятие как немедленно прямое понимание стимула, а оценку - как решение о том, плох этот стимул или хорош. Именно оценка стимула способствует возникновению эмоции по отношению к объекту, персоне или событию, а эмоция - выработке поведенческой реакции достижения (если объект оценен как вероятно полезный) или избегания (если объект оценен как потенциально вредный). Нейтральные стимулы просто игнорируются.

Согласно этой теории, эмоциональная реакция в основном определяется памятью индивидуума об имеющимся опыте взаимодействия с конкретным явлениям, объектом или представление о раздражителе. Как и Фрейд, Арнольд рассматривает процесс оценки как прямой, немедленный и интуитивный, а не как сознательный, планируемый и обдумываемый: «Последовательность - «восприятие - оценка - эмоция», связана так сильно, что наши повседневные переживания никогда не являются строгим объективным знанием предмета, они всегда выглядят как знание и симпатия или знание и антипатия.

Некоторые социально-психологические теории были сформулированы для объяснения эмоциональных процессов в зрелом возрасте, и ряд ученых, например, Арнольд и Шехнер, рассматривали эмоции как тесно зависимые от познания. В своей теории двух факторов Шехнер утверждает, что эмоции строятся на основе когнитивной интерпретации возбуждения в социальном контексте. Одинаковое недифференцированное состояние возбуждения берется за основу всех эмоций, которые ощущаются по-разному из-за различной его интерпретации.

Другие социальные психологи, например, Лазарус и Томкинс, отрицали сведение эмоционального опыта к когнитивной интерпретации различных типов. Лазарус предложил более полную когнитивно-мотивационую теорию, согласно которой эмоции - это комплексные многокомпонентные процессы. Компоненты рассматриваются как независимые, но одного компонента недостаточно для объяснения эмоций.

Как уже отмечалось, эмоции в узком значении слова - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытывающих чувство страха человека возможно повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени». Горе может вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Различные ученые описывают эмоции как источник энергии для мысли, как кто, чему служит познание и что является окном для сознания, как средство социальных контактов и связующее звено человеческих отношений, как объединяющее начало для целостности и согласованности человеческого «я» и как то, что окрашивает наш опыт и придает значение нашей жизни. Отмечают как организующее, так и потенциально дезорганизующее влияние эмоций.

Эмоции играют важную роль в понимании окружения и адаптивном реагировании на него. У людей они выполняют направляющую функцию, обеспечивающую функцию, обеспечиваемую инстинктами у многих животных, что придает поведению гибкость, отличающую нас как вид.

Эмоция также играет важнейшую роль при определении психопатологии. Каждое большое психиатрическое заболевание прежде всего характеризуется экспрессией или регулированием эмоций. Пониженная эффективность, неадекватная или безудержная эмоция - все это признаки патологии. При различных расстройствах от раскола между мыслью и эмоциями при шизофрении до апатии при некоторых нарушениях личности и безудержного гнева у непослушных детей эмоциональные нарушения являются центральными.

В психологии развития вообще эмоции занимают важнейшее место. Действительно, не поняв эмоций, невозможно полностью понять человеческое развитие. Аналогично, не понимая развитие в целом, нельзя понять эмоциональную жизнь. Эмоциональная жизнь опирается на восприятие, познание и социальный опыт. В то же время изменения в эмоциональной жизни отражают изменения в когнитивном и социальном развитии, и, в свою очередь, эмоциональный опыт объединяет и побуждает прогресс в этих областях. Такова роль эмоций в человеческом поведении.

Эмоции играют большую роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень - гневом, желудок - апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма [19, С.14].

Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. Неслучайно принято считать, что слово тоже лечит. При этом имеется в виду, что прежде всего вербальное воздействие врача-психотерапевта на эмоциональное состояние больного. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств.

Кроме того, что эмоции выполняют функцию регуляции состояния организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них. Прежде всего к таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий.

Оценочная, или отражательная, функция эмоций непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. С.Л. Рубинштейн указывал, что «эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него» [19, С.24]. Таким образом, эмоции способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или иную сторону.

Еще одна функция эмоций - приспособительная. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Существует и коммуникативная функция чувств. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди, эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди не столько чувствуют, попав в ту или иную жизненную ситуацию, сколько осознают ее умом. Есть и другая категория людей - эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызвать сильные эмоции. Даже маловажное событие вызывает у них подъем или падение настроения.

Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей эмоции носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении.

Таким образом, эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В психологии существуют теории эмоций, указывающие на зависимость эмоций от физиологического состояния человека, что позволяет говорить о том, что механизмы эмоционального развития здорового человека могут отличаться от эмоционального развития человека с физическими дефектами и патологиями.

1.2 Механизмы развития эмоциональной сферы при поражении опорно-двигательного аппарата

В ХХ веке в связи с развитием сферы транспортных услуг и увеличением количества личного транспорта образ жизни отдельного индивидуума становится всё более малоподвижным. В результате пешком человек проходит небольшое расстояние от дома до транспорта и от транспорта до рабочего места. Разумеется, этого недостаточно для поддержания опорно-двигательного аппарата в тонусе, поэтому вследствие такого образа жизни его функциональные снижаются. В совокупности с особенностями питания и рядом других факторов резко увеличивается вероятность развития различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, что мы и можем наблюдать в развитых странах. Врожденные и приобретенные заболевания опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 12% населения во всем мире.

Скелет и мышцы, плюс то, что связывает между собой эти составные части: связки и суставы- все вместе образуют опорно-двигательный аппарат. Функции этого аппарата ясны из названия - опора и движение.

Опорно-двигательная система состоит из костей, связок, хрящей и сухожилий. Она обеспечивает структурную крепость тела, вертикальное положение, защищает внутренние органы от повреждений. Опорно-двигательная система является хранилищем минеральных веществ. Кости бывают длинные (в руках и ногах), короткие (коленная чашечка, лодыжка, запястье), плоские (череп, ребра, грудная клетка, лопатки). Прочность опорно-двигательного аппарата снижается из-за плохого питания, употребления большого количества сахара, отсутствия должной физической нагрузки. Способствует этому и гормональный дисбаланс. Употребление кофе и напитков с высоким содержанием фосфорной кислоты ведет к потере кальция и формированию остеопороза, при котором увеличивается скорость резорбции (рассасывания) минеральных веществ костей.

В зависимости от количества составляющих опорно-двигательного аппарата существует большое многообразие его заболеваний.

Позвоночник с древних времен считается средоточием жизненной силы человека, энергетическим стержнем. В соответствии с древнеиндийскими представлениями о жизни, вдоль позвоночника проходят главные энергетические каналы, и располагаются центры человеческого организма (чакры), в которых аккумулируется энергия разных уровней.
Правильная осанка (и правильное мировоззрение) способствует беспрепятственному потоку энергии в биомагнитном поле человека. Физиологические изгибы позвоночника символизируют напряжение, которое испытывает личность при взятии на себя ответственности за реализацию определенной части своей жизненной программы.
Жидкость, содержащаяся в ядре диска - символ эмоциональной природы человека. Свойства связок отражают степень гибкости во взаимоотношениях. Мышцы - умение управлять жизненными обстоятельствами. Кровоснабжение спинного мозга - телесный эквивалент связи человека с окружающим миром. Соответственно, отсутствие гибкости, жесткая мировоззренческая позиция, неумение претворять в жизнь свои устремления и организовывать работу являются психосоматическими причинами остеохондроза.

Соединительная ткань символизирует способность к взаимодействию с людьми. А суставы - умение управлять эти взаимодействием. Аутоиммунные реакции - аналог выраженных внутренних противоречий, запретов на естественные проявления внутреннего «Я», а также стремления к контролю над людьми. Нарушение в одном звене механизма неизбежно вызывает изменения во всей системе. Организм пытается подстроиться под изменившиеся условия, компенсировать недостаток или нарушение функции.

Нарушение функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отмечаются следующие виды патологий опорно-двигательного аппарата.

1. Заболевание нервной системы: детский церебральный паралич: полиомиелит;

2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).

3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли кости, остеомиелит); системные заболевания скелета (ходродистрофия, рахит) [48, С.23]

Все болезни опорно-двигательного аппарата подразделяются на самостоятельные и вторичные, которые возникают как осложнение другого патологического процесса, происходящего в организме. В свою очередь, самостоятельные заболевания подразделяются на две основные группы: артриты и артрозы. Их основное различие заключается в причине возникновения заболевания. Артриты вызываются воспалительными процессами, тогда как артрозы связаны с дегенеративным процессом в суставах.

Самым распространённым заболеванием опорно-двигательного аппарата является принадлежащий к группе артрозов - остеохондроз. Межпозвонковый остеохондроз вызывается износом или деформацией межпозвонкового диска, сопровождающимся значительным снижением его высоты. Возникновение заболевания обычно связывают с преждевременным износом диска из-за высокой физической нагрузки, с предшествующими заболеванию травмами, возрастными изменениями. Поражение позвоночного столба происходит также при болезни Бехтерева (анкилозирующий спондилоартрит). При болезни Бехтерева развивается воспалительное поражение межпозвонковых суставов и спинальных связок, что сопровождается развитием болевого синдрома. Боль распространённая, по всей длине позвоночника или в проекции поражённого отдела, характеризуется постоянством, усиливается после продолжительного покоя, зависит от погодных условий. Боль часто сочетается со скованностью в области поражённого отдела и более выражена утром. Может развиваться корешковый синдром при ущемлении корешков спинномозговых нервов в результате сближении тел позвонков. При прогрессировании заболевания происходит деформация позвоночника и изменение осанки больного: формируется либо «поза просителя», либо «доскообразная спина».

Грыжа межпозвоночного диска - это крайнее проявление такого заболевания, как остеохондроз, в результате которого происходят дегенеративные изменения межпозвоночных дисков. Процесс образования межпозвоночной грыжи может быть спровоцирован многими факторами: остеохондроз, травмы, слабый мышечный корсет спины, неправильная осанка, нарушение обмена веществ, возрастные изменения, наследственные причины, тяжелые физические нагрузки, инфекция.

Возникновение болезни происходит из-за разрыва межпозвоночного диска, в результате чего из него выходит пульпозное ядро и образуется межпозвоночная грыжа. Если она направлена в сторону спинного мозга и его нервных окончаний, оказывает давление на связочный аппарат позвоночника, то это вызывает острую боль. Давление грыжи на корешок нерва вызывает воспаление, которое сопровождается отеком.

Чаще всего встречается грыжа поясничного отдела позвоночника. Это связано с тем, что на поясницу приходится основная нагрузка, особенно во время поднятия тяжестей или при неправильном положении, при выполнении некоторых работ. При грыже поясничного отдела наблюдаются следующие симптомы: боль в ноге, чаще всего по задней ее поверхности от бедра до стопы или пятки; боль в области поясницы постоянного и длительного (свыше трех месяцев) характера; изолированная боль в стопе либо онемение пальцев стопы; онемение в области паха.

Грыжа шейного отдела сопровождается головными болями в сочетании со скачками давления и головокружениями, болью, отдающей в плечо или руку, онемением пальцев рук. При этом виде грыжи нарушается мозговое кровообращение и головные боли, головокружения и нарушения памяти вызваны тем, что ответственные за координацию отделы мозга не получают достаточное количество крови.

Остеохондроз может развиться в любом возрасте, но чаще им страдают мужчины в возрасте 40-60 лет. Женщины же гораздо более подвержены другому заболеванию этой группы - остеоартрозу. В отличие от остеохондроза, остеоартроз поражает тазобедренные, коленные суставы и суставы кистей рук. Лишь изредка, при развитии полиостеоартроза, он может распространиться за эти пределы. Причиной остеоартроза является преждевременное старение суставного хряща вследствие постоянных травм (например, профессиональных), нарушения нормального кровообращения, генетической предрасположенности.

Проявляется остеоартроз в виде постоянных небольших болей и постепенно развивающейся деформации суставов. Деформации не связаны с воспалительными процессами, поэтому, как правило, не болезненны. Однако в случае ущемления кусочка хряща между суставами может возникнуть внезапная острая боль и невозможность движения в поражённом суставе, продолжающаяся не долго [45, С.21].

Симптомы остеоартроза различных суставов могут также различаться. Так, деформирующий артроз тазобедренного сустава сопровождается болями в момент опора на ногу, хромотой. Если болезнь не лечить, со временем возникнут значительные ограничения всех движений в суставе, укорочение конечности за счёт постоянного подвывиха головки бедра. Для деформирующего артроза коленного сустава характерны тупые боли при спускании с лестницы, периодически возникающая припухлость поражённого сустава.

У женщин в климактерический период часто возникает деформирующий артроз дистальных межфаланговых суставов. Его первые признаки - возникновение уплотнений суставов, иногда их болезненность.

У детей в возрасте 6-14 лет встречается деформирующий эндемический артроз. Причина его возникновения порождает среди учёных немало споров и точно до сих пор не выяснена. Как варианты называются заражение грибом хлебных злаков и заниженное содержание кальция в воде и почве, а, следовательно, недостаточное его поступление в организм ребёнка. Болезнь проявляется в прогрессирующей деформации суставов, существенном замедлении роста, короткопалости. При этом боли, как правило, отсутствуют или выражены незначительно. Иногда возникает так называемая "блокада" сустава - резкое наступление его неподвижности на непродолжительный срок. Считается, что остановить течение деформирующего эндемического артроза нельзя, но можно замедлить развитие болезни индивидуально подобранной пациенту физиотерапией и специальными препаратами, содержащими фосфор и кальций.

Боли в спине чаще всего трактуют как первые признаки остеохондроза, однако они могут быть вызваны различными заболеваниями, в том числе и болезнью Бехтерева (анкилозирующим спондилоартритом). Это заболевание обусловлено воспалительным процессом, чаще всего вялотекущей урогенитальной инфекцией, и встречается у мужчин в возрасте 20-40 лет. Болезнь Бехтерева поражает мелкие суставы позвоночника и крестцово-подвздошного сочленения. Заболевание ведёт к постепенному анкилозированию суставов, окостенению межпозвонковых дисков и, в итоге, абсолютной неподвижности позвоночника [45, С. 24].

Другим заболеванием, при котором происходит поражение суставов, является ревматоидный артрит - это хроническое системное имунно-воспалительное заболевание соединительной ткани, при котором развивается эрозивно-деструктивный полиартрит с поражением преимущественно мелких суставов кисти и стопы. Этиология заболевания неизвестна. На ранней стадии заболевания развивается симметричный полиартрит мелких суставов указанной локализации. Значительно позже и не во всех случаях в процесс вовлекаются крупные суставы. Реже всего затрагиваются тазобедренные и плечевые суставы, иногда - височно-нижнечелюстные и атланто-аксиальное сочленение. Боли в суставах выраженные, ноющие, постоянные, сильнее выражены ночью и утром, усиливаются при активных и пассивных движениях, в течение дня могут ослабевать. Внешне отмечается припухлость суставов, возможно ограничение подвижности в суставе, обусловленное болевым синдромом. Характерным признаком ревматоидного артрита является утренняя скованность во всём теле или только в поражённых суставах. Это состояние длится не менее получаса и проходит после активных движений. При дальнейшем прогрессировании заболевания присоединяется атрофия мышц, прилежащих к поражённым суставам. Заболевание характеризуется неуклонным прогрессированием и развитием сезонных обострений, при которых возможны подъёмы температуры, нарастание воспалительных изменений и болевого синдрома в поражённых суставах, вовлечение в процесс новых суставов. С течением заболевания суставы деформируются, развиваются стойкие контрактуры, значительное ограничение подвижности. Наиболее характерной является деформации кисти по образу ласт моржа. Возможно формирование нестабильности в суставах и подвывихов.

Среди болезней обмена веществ, ведущих к поражению суставов, наиболее значимой является подагра. Заболеванием значительно чаще болеют мужчины после 40 лет, чем другие возрастно-половые группы. Это заболевание характеризуется нарушением обмена мочевой кислоты, которая в виде микрокристаллов моноурата натрия скапливается в полости суставов. Течение заболевание кризовое, обострение заболевания носит название «подагрическая атака» и обусловлено образованием в полости сустава новых кристаллов моноурата. Подагрический приступ чаще начинается ночью, накануне возможно переедание мяса, стресс, травма, злоупотребление алкоголем. В типичных случаях заболевание начинается с острого артрита первого плюснефалангового сустава. В течение нескольких часов развивается выраженная припухлость сустава, покраснение, кожа становится глянцевой, горячей на ощупь, напряжённой. Появляется жгучая мучительная боль. Развивается лихорадка и ухудшение самочувствия. Продолжительность приступа от нескольких часов до нескольких дней. Стихание приступа происходит быстрее при приёме нестероидных противовоспалительных средств. С годами частота атак может увеличиваться, в патологический процесс вовлекаются новые суставы. Длительное и тяжёлое течение заболевания характеризуется генерализацией подагрических изменений с распространением на позвоночник, грудино-ключичные сочленения, сухожилия. Постепенно боли приобретают постоянный характер, возникают контрактуры, суставы деформируются. Изменения суставов кисти могут напоминать изменения при ревматоидном артрите. Различение этих заболеваний проводят по особенностям клинической картины.

Познание психологических особенностей личности людей с различными заболеваниями очень важно, поскольку в большинстве случаев решающее значение приобретает не столько вид и степень дефекта, как то обстоятельство, у кого возник дефект, кто страдает дефектом, т.е. какова личность этого человека.

Под понятием «дефект» понимается недостаток, нарушение или повреждение, имеющее характер серьезного и относительно стабильного недостатка; потеря или отсутствие какой-либо функции или органа. М. Совак подразделяет дефекты на органические и функциональные.

А) органический дефект - это нарушение, отсутствие или недостаток какого-либо органа (генерализованный дефект) или его части (изолированный дефект).

Причинами органических дефектов могут быть:

- наследственная или конгенитальная (врожденная) недостаточность, касающаяся как органа в целом, так и его частей.

- заболевание, приводящее к значительным последствиям в деятельности некоторых органов, например, паралич мышечных групп, хронические изменения тканей, заболевание сердца и т.д.

- травма, т.е. повреждение организма, однократно или хронически повторяющееся, причем последствием травмы является деформация определенных органов. Травма может быть вызвана механическими воздействиями (например, операция), влияниями излучения (например, атомного), недостатком каких-либо веществ в пище и т.д.

б) функциональный дефект - это нарушение функции органа или нарушение общих функций всего организма без какого-либо нарушения ткани органа или органической системы. Сюда относятся неврозы органов (например, сердечные, венозные и другие неврозы), психоневрозы, нарушения поведения, психопатии, психозы и т.п. Функциональные дефекты чаще всего вызваны интрапсихическими нарушениями или нарушениями социальных связей индивида [48, С.38].

Согласно физиологической теории эмоций, возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например, деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. Именно органические изменения являются первопричинами эмоций. Отражаясь в психике человеку через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Согласно этой точке зрения, сначала под воздействием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Исходя из этого следует рассматривать организм человека в комплексе и учитывать взаимосвязь всех его систем. К проблеме взаимосвязи дефекта и эмоционального развития можно подойти с позиций теоретических принципов, разработанных русским психологом Л.С. Выготским и австрийским психологом А.Адлером применительно к развитию аномальных детей и подростков.

А. Адлер и его школа считают основой своей психологической системы учение о неполноценных органах и функциях, недостаточность которых постоянно стимулирует повышенное развитие. Как психоаналитик, А. Адлер считал, что основной движущей силой психического развития человека является потребность в реализации врожденного «социального чувства», или «чувства общности», состоящего в стремлении человека найти и занять достойное место в своем социальном целом [2, С.10].

Большое место в своих работах Л.С. Выготский уделяет вопросу о возможности компенсации дефекта. Он пишет: «Всякий телесный недостаток - будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие - не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с другими людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальная ненормальность поведения» [16, С.22]. А.Р. Лурия существенным образом способствовал формированию современного понимания органов чувств как единой системы. Факт, что нарушенный анализатор является составной частью единой функциональной системы означает, что в него включается и деятельность остальных членов системы и устанавливается определенное взаимоотношение как между отдельными частями, так и между частями и системой как единым целым. Таким образом, закон компенсации можно применять как к нормальному, так и к затрудненному дефектом развитию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дефект - это недостаток, нарушение или повреждение, имеющее характер серьезного и относительно стабильного недостатка; потеря или отсутствие какой-либо функции или органа. Дефекты могут быть органического и функционального свойства. С точки зрения А.Адлера и Л.С. Выготского, дефект имеет двойственную природу - с одной стороны, это - минус, ограничение, слабость, но с другой стороны, он стимулирует развитие вперед, что позволяет говорить о его компенсаторных функциях.

К болезням опорно-двигательного аппарата относят:

- заболевания нервной системы: детский церебральный паралич: полиомиелит;

- врожденные патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство);

- приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли кости, остеомиелит); системные заболевания скелета (ходродистрофия, рахит), различные артрозы и артриты.

Таким образом, рассматривая человеческий организм как комплексное образование, можно говорить о том, что нарушение опорно-двигательного аппарата влечет за собой изменения в эмоциональной сфере личности.

2. Психологические особенности женщин зрелого возраста

2.1 Факторы и условия развития личности в зрелом возрасте

Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.

Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

Не совпадают нижние и верхние границы зрелости в классификациях разных авторов. Д. Биррен выделяет раннюю зрелость (17-25 лет), зрелость как таковую (25-50 лет) и позднюю зрелость (50-75 лет). Д. Бромлей выделяет четыре периода зрелости, называемой им взрослостью: ранняя взрослость (21-25 лет), средняя взрослость (25-40 лет), поздняя (40-55 лет), предпенсионный возраст (55-65 лет).

Все авторы отмечают неоднородность зрелости, в которой выделяют раннюю и позднюю зрелость.

Нет единого мнения по поводу нижних и верхних границ выделенных авторами возрастных периодов и в отношении ранней и поздней зрелости. Один автор считает началом ранней зрелости 17 лет, другой - 25. Разница составляет 4 года. Заканчивается период ранней зрелости по одной классификации в 25 лет, по другой - в 40. Разница составляет 15 лет.

Разноречивость в определении возрастных границ, верхних и нижних, объясняется разными принципами построения классификаций возрастных периодов: физиологическим, антропологическим, демографическим, психологическим. Следует согласиться с тем, что психологические и физиологические показатели развития по времени могут не совпадать, что и находит отражение в возрастных характеристиках. Что же касается большого охвата возрастов в возрастном периоде, то это, скорее всего, можно объяснить тем, что авторы классификаций не располагаю достаточным экспериментальным материалом. Однако, несмотря на разные подходы к построению возрастной периодизации взрослого человека, следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают неоднородность зрелости, фазность в развитии взрослого человека в течение жизни.

Большая часть исследователей относит начало периода взрослости к моменту окончания юности - к 18-19 годам, а конец - к возрасту 55-60 лет (Бодалев А.А., 1999). В этом диапазоне выделяют ряд стадий: 1) ранней взрослости (18-30 лет); 2) средней взрослости (30-45 лет); 3) поздней взрослости (45-55 лет); 4) предпенсионного возраста (50-55 лет для женщин: 55 - 60 лет для мужчин). При этом на каждой стадии отмечаются характерные для нее особенности.

На стадии ранней взрослости характерно овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность. У большинства складывается собственная семья, рождается первый ребенок. Завершается получение высшего образования. На работе осваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого - избранная профессия.

Средняя взрослость - это период совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда лидерства среди товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности.

Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированных выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторыми снижением социальной активности. Во многих случаях в этих случаях происходит уход из семьи выросших детей.

Предпенсионный возраст - происходит заметное снижение физических и умственных функций, но вместе с тем - это годы, благоприятные для занятий видного социального положения. В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний, происходят существенные изменения во всей мотивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни.

Одной из наиболее интересных зарубежных концепций, вошедших в научный «арсенал» современной возрастной психологии, является теория американского психолога Э. Эриксона о восьми стадиях развития личности. В психологии взрослых людей он выделил три основные стадии: ранней (25-35 лет), средней (35-45 лет) и поздней (45-60 лет) зрелости.

Ранняя зрелость (25-35 лет). Главным психологическим моментом этого возраста является установление интимности в близких личных связей с другим человеком. Если человек терпит неудачу в интимном общении, то у него может сформироваться и нарастать чувство изоляции от людей с ощущением, что он может во всем полагаться только на себя самого.

Двадцатилетние обычно имеют дело с выбором супруга и карьеры, намечают жизненные цели и начинают их осуществление. Позже, около тридцати лет, многие приходят к переоценке своих прежних выборов супруга, карьеры, жизненных целей: иногда доходит дело до развода и смены профессии. Наконец, первые годы после тридцати, как правило, - это время сживания с новыми или вновь подтверждаемыми выборами.

Средняя зрелость (35-45 лет). Этот период является периодом своеобразной переоценки личностных целей и притязаний и часто сопровождается внезапным ощущением и осознанием того, что уже прожито полжизни - «кризис середины жизни» (Джекс, 1965). Кризис середины жизни - это нормативное, связанное с возрастным развитием событие; это то время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Одни могут быть удовлетворены ею, считая, что они достигли пика возможностей. Для других анализ прожитых лет может стать болезненным процессом [25, с.201].

Кризис середины жизни обычно определяется расхождением между мечтами, целями молодости действительными, достигнутыми результатами. Поскольку мечты молодости чаще являются не очень реальными, но и оценка достигнутого также часто оказывается негативной и окрашенной отрицательными эмоциями. Человек начинает пессимистично оценивать и свое будущее - «уже не успеть», а менять что-либо уже поздно..» [49, С.235].

Убывание физических сил и привлекательности - одна из многих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и в последующем. Для тех, кто полагался ранее на свои физические качества и привлекательность, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Многие люди просто начинают жаловаться на то, что они начинают больше уставать - не могут, например, как в студенческие годы, проводить несколько дней без сна, если этого требовало важное дело. Хотя хорошо продуманная программа ежедневных упражнений и соответствующая диета оказывают свое положительное действие. Большинство людей в среднем возрасте начинают полагаться не на «мышцы», а на «мозги». Они находят новые преимущества в знании, накопленном жизненном опыте, приобретают мудрость.

Положение в обществе у взрослых людей более высоко, чем у молодых: уже накоплен жизненный опыт, есть знания и умения, которые приобретаются только с возрастом. Взрослый человек способен принимать самостоятельные решения и главное - нести ответственность за сделанный выбор, быть хозяином собственной судьбы. Он обладает сложившейся (но не закостенелой) системой жизненных ценностей, принципов и убеждений, которую воплощает на деле. На этой основе складываются его индивидуальный стиль жизни и жизненная философия. Взрослый человек стремится и умеет быть самим собой, ценит свою неповторимость.

По словам А.А. Реана, с возрастом человек становится более психологически устойчив, поскольку обладает достаточно стабильной самооценкой, хорошо знает себя и собственные возможности, пережил кризисы и трудности предыдущих возрастов. Чувствуя свое преимущество, он стремится поддерживать окружающих, заботиться о помогать более слабым и зависимым. Ему важно ощущать нужность для других, иметь возможность влиять на окружающий мир. Вместе с тем люди с богатым жизненным опытом философски относятся к жизни, принимая ее такой, какая она есть. Они проявляют большую терпимость к человеческим слабостям и недостаткам, способны прощать себе и другим неудачи и ошибки [34, С.213].

После 35 лет многие оценивают предыдущий жизненный период как достаточно спокойную фазу жизни. Независимо от внешних событий большинство людей ощущали в это время внутреннее равновесие и уверенность в себе. Ближе к 40 годам подобная уверенность постепенно исчезает. Взрослый человек вступает в самый критический период жизни - «десятилетие роковой черты» (35-45 лет). Духовность должна занять место рассудочности. Именно тогда происходит проявление Самости человека - его истинного «Я». Как пишет Гейл Шихи: «Независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас оно рвется наружу». Поэтому бывает, что в возрасте около 40 лет люди меняют семью, профессию, образ жизни и начинают все с нуля.

Женщины, которые до сих пор отдавали все силы семье, в это время ощущают большую потребность заняться собой или карьерой, расценивая это как последний шанс наверстать упущенное.

В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью.

Понятие продуктивности по Э. Эриксону - творческая, профессиональная продуктивность, а также вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность по Э. Эриксону связана с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями [50, С.52].

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

Часть людей проживает еще один «внеплановый кризис» 40 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.


© 2010 Рефераты