Особенности образа матери у дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях
Особенности образа матери у дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
«Уральский государственный педагогический университет»
Факультет психологии
Кафедра психологии развития
Курсовая работа
Особенности образа матери у дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях
Исполнитель:
Пузан Я.Г. - студент 3 курса
Научный руководитель:
Васягина Н. Н.
Екатеринбург 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Проблема образа как фундаментальная проблема психологии1.1 Образ как феномен психического отражения1.2 Уровни психического отражения2. Формирование образов родителей и его влияние на дошкольников в полных и неполных семьях2.1 Понятие «СЕМЬЯ» и ее основные характеристики2.2 Особенности отношений в семье и поведения родителей2.3 Детско-родительские отношения в неполных и полных семьях2.4 Роль матери и ее любовь в целом2.5 Образ мамы и папы у ребенка в полной и неполной семьях3. Эмпирическое исследование3.1 Материалы и методы исследования3.2 Результаты исследования и их анализЗаключениеСписок литературыПриложенияВВЕДЕНИЕВ психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин. Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой.«Уже на первых этапах развития психологической науки проблема образа выступала как одна из центральных. Большое внимание этой проблеме уделялось в трудах основоположника отечественной психологии И.М. Сеченова. Следуя традициям материалистической философии, подтверждаемым развитием естествознания, Сеченов трактовал ощущение, восприятие как "сколки с действительности" -- образцы ее, возникающие по законам рефлекторной деятельности мозга. Являясь отражением этой действительности, они выполняют функцию регуляции поведения, обеспечивающей его адекватность окружающей среде» [5. С. 7].Когда мы говорим об образе, естественно, возникает вопрос: образ чего? Мы имеем в виду отношение образа к тому, что принято называть оригиналом.В данной работе предпринята попытка изучить образ матери у дошкольника. Вообще, представление человека о матери играет важную роль в психической жизни человека. Чтобы понять природу образа матери, нужно задуматься о сущности материнского начала. Ведь оно символизирует жизненный опыт каждого живого существа. Ни одно из них не было сотворено из пустоты; у каждого есть мать. В образе матери воплощается психологическая и физическая основа человеческого существования. Представление о матери в основном определяется жизненными обстоятельствами человека и его способностью правильно истолковать ее образ.В процессе полноценного общения с родителями ребенок приобретает такие качества как: способность принимать решения, умение общаться с людьми и уважать их точку зрения. Образ отца или матери служит источником развития личности. Чем сильнее влияние родительского образа, тем чаще человек предпочитает того, кто способен позитивно или негативно заменить родителей [6].Возникающие у взрослого человека в социальной сфере трудности, обусловлены тем, что такой человек в детстве жил в конфликтующей семье с противоречивыми методами воспитания.«В настоящее время разрушаются традиционные отношения, стереотипы, изменяются исторически сложившиеся типы мужчин и женщин, отца и матери, поэтому проблема роли образов родителей, как архетипов, задающих структуру личности, пробуждения творческой активности и духовности, приобретает особую важность в воспитании ребенка» [10].Актуальность работы.На протяжении многих поколений стереотипы мужчины и женщины оставались неизменными. Мужчина был главой семьи, который сам считал, что лучше для его семьи. Он сам принимал решения в разрешении каких - либо семейных проблем. Для детей отец был воплощением власти, его уважали и боялись. Женщина же была его помощницей, занимающейся уютом в доме и воспитанием детей. В понимании ребенка мама была всегда заботливой, ласковой и служила для него защитницей. Но сейчас современная семья находится в рамках женской эмансипации, и мужчина "выброшен" за пределы семейных отношений. Женщина все чаще сама принимает решения, считая тем самым, что только она знает, что нужно ее ребенку для правильного развития и что нужно сделать для того, чтобы семья была счастливой и благополучной. Естественно, что все это ведет к тому, что стереотип мужчины и отца претерпевает серьезные изменения. Сейчас от мужчины ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях. В понимании ребенка мать стала занимать более значимую позицию.Также в настоящее время растет количества разводов. Распад семьи является острой проблемой современного общества. Современное поколение оказывается неспособным налаживать семейные отношения, вести семейный образ жизни. Из - за этого прерывается передача из поколения в поколение особенностей мужчины и женщины, отца и матери, необходимых для семейного образа жизни.Становится все больше детей, воспитывающихся в неполных семьях, где воспитателем является мать. Жизнь ребенка без отца существенно отличается от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Следствием этого, такие условия жизни ребенка будут отражаться на его личностном развитии, его эмоциональном самочувствии, отношении к окружающим людям и самооценке.Целью данной работы является проведение теоретического и практического исследования особенностей восприятия матери детьми дошкольного возраста из полных и неполных семей.Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:1) Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме.2) Подобрать группу испытуемых для проведения эксперимента.3) Исследовать отношение к своей семье (в частности к маме) у детей из полных и неполных семей с помощью опроса и проектированных методик и установить различия между обеими группами семей;4) Выяснить уровень социальных контактов у детей из обеих групп семей с помощью опроса и проектированных методик, установить различия между ними;5) Провести исследование отношений родителей к детям с помощью методики внутрисемейных отношений и выделить различия между родителями из полных и неполных семей;6) Основываясь на полученных данных, установить особенности восприятия мамы у детей из полных и неполных семей.Объект исследования - дети дошкольного возраста из полных и неполных семей.Предметом исследования является восприятие матери.Гипотеза исследования: уровень восприятия своей семьи ребенком из неполной семьи является ниже, чем уровень восприятия ребенком из полной семьи.Методики исследования.· Для исследования восприятия семьи детьми из полных и неполных семей использовались следующие методики:1) формализованная анкета2) метод опроса;3) «кинетический рисунок семьи»;4) методика Рене Жиля.· Для исследования родительско-детских отношений родителям предлагалась методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла.Исследование проводилось в г.Муравленко в 2008 году в детском саду № 4 «Дельфин».1. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ1.1 Образ как феномен психического отраженияС позиций, разработанных в отечественной психологии, образ понимается как отношение отражения. Образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события.Отечественные психологи, продолжив линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, поняли то, что в психологической науке категории отражения принадлежит основная роль: именно отражением раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики. Ученые обратились к теории отражения, описанной в трудах В.И.Ленина. В последующем эта теория стала общей методологической платформой, дающей возможность разобраться во множестве психологических понятий, концепций и направлений, а также определить предмет психологической науки, раскрыть логику ее проблем и разработать методы исследования[5].«Особое значение для понимания сущности образа имеют следующие положения ленинской теории отражения: а) ощущение есть образ явлений внешнего мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств, и основной источник знаний; б) ощущение как образ объективной реальности отражает то, что существует независимо от человека и его сознания; в) ощущение выступает как субъективный образ; г) критерием истинности отражения является практика. Эти положения определили общий подход к изучению всей системы когнитивных (познавательных) процессов: прежде всего ощущения, восприятия, представления, мышления» [Цит. по кн.: 5. С. 8].«В многочисленных экспериментальных и теоретических исследованиях была вскрыта отражательная сущность перечисленных процессов и выявлены их основные особенности. Сформулировано общее положение о предметности психического образа (любого уровня сложности), т.е. о его отнесенности к предметам объективной действительности. Именно эти предметы (и явления) выступают как содержание образа. Предметность исходного, сенсорно-перцептивного, образа (ощущения и восприятия) связана с тем, что, как писал еще И.М. Сеченов, орган чувств (например, глаз) ощущает не сам себя (не изменения в сетчатке глаза), а внешнюю причину ощущений» [5. С. 8].Б. Г. Ананьев [Там же] считает, что предметность образа выражена так: "Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно-зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа".По мнению С.Л. Рубинштейна [Там же], под образом в собственном смысле надо понимать такое чувственное впечатление, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познанияФормирование образа -- это сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. На каждой ступени этого процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены. В процессе отражения образ меняется. В ходе развития формирования образа возникают противоречия: например, между ощущениями разных модальностей, уровнями дифференциации и интеграции сенсорных данных, чувственными и рациональными осознаваемыми и неосознаваемыми компонентами познания, перцептивными и мнемическими образами, а также образами и воображением, образами и понятиями и т.д. [Там же].Являясь отражением предметов существующей вне и независимо от сознания человека действительности, образ вместе с тем субъективен. В самом широком смысле слова субъективность образа означает его принадлежность субъекту. В идеалистически ориентированных направлениях психологии субъект определяется как внутренний наблюдатель, бестелесное нематериальное начало, существующее вне всеобщих взаимосвязей явлений материального мира [5].«Марксистская психология определяет субъект как не бестелесное, нематериальное начало, а живой, телесный индивид, включенный во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира, подчиняющийся объективным законам бытия. Человек рассматривается как субъект жизнедеятельности: прежде всего труда, познания и общения. Именно в жизнедеятельности он формируется как субъект. При таком подходе субъективный характер психического отражения раскрывается через анализ жизнедеятельности» [Там же. С. 9].«Поскольку психическое отражение формируется и развивается в процессе жизнедеятельности субъекта, оно не может быть не субъективным. Эта субъективность по-разному проявляется в различных связях человека с миром и на разных уровнях психического отражения. Общим основанием разнообразных проявлений субъективности является то, что отражение человеком окружающего мира осуществляется с той специфической, обусловленной особенностями его жизнедеятельности (индивидуально-неповторимой) позиции, которую он в этом мире занимает» [Цит. по кн.:5. С. 9].Образ зависит от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек.1.2 Уровни психического отраженияМногочисленные теоретические и экспериментальные исследования познавательных процессов позволяют выделить три основных уровня психического отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический [5. С. 10]. Рассмотрим эти уровни подробнее.В системе образного отражения сенсорно-перцептивный уровень является базовым. Формируясь на самых начальных ступенях психического развития индивида, он не теряет своего значения в течение всей его жизни. Конечно, при переходах от одних возрастных ступеней к другим он изменяется, обогащается и трансформируется [5. С. 10].Ощущение и восприятие как исходные формы образного отражения возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств. Сенсорно-перцептивное отражение характеризуется возникновением в условиях непосредственного воздействия предметов и их свойств на органы чувств человека [Там же].Второй уровень отражения -- этоуровень представлений. Представление как ощущение и восприятие -- феномен образного отражения. Представление возникает без непосредственного воздействия предмета на орган чувств. К уровню представлений относятся такие важные психические процессы, как образная память и воображение. Образная память -- это фиксация и последующее воспроизведение образов, возникших при восприятии; воображение -- творческий процесс, создание новых образов путем трансформаций и комбинаций сохранившихся в памяти. По содержанию образ--представление, также как сенсорно-перцептивный образ, предметен. Но в отличие от ощущения и восприятия, образ--представление имеет самостоятельное существование в качестве феномена психической деятельности. Он обладает значительно меньшей четкостью и яркостью, чем сенсорно-перцептивный образ, меньшей устойчивостью и полнотой [Там же].Формирование представления -- это новая ступень в прогрессивной линии развития когнитивных процессов. Здесь появляются элементарные обобщения и абстракции. На основе многократного восприятия предметов одной и той же категории происходит селекция их признаков: случайные признаки отсеиваются, а фиксируются лишь характерные [Там же].При переходе от ощущения и восприятия к представлению изменяется структура образа объекта: одни его признаки как бы подчеркиваются, усиливаются, другие редуцируются. То, что человек воспринимал последовательно, трансформируется в одновременную целостную умственную картину[5].Третий уровень когнитивных процессов -- это вербально-логическое мышление, речемыслительный процесс. Это уровень понятийного отражения, рационального познания. В решении задач человек оперирует понятиями и логическими приемами, сложившимися в историческом развитии человечества, в которых зафиксирована общественно-историческая практика. На уровне понятийного мышления в индивидуальный опыт включается огромный багаж знаний, выработанных человечеством [Там же].Таким образом, в этой главе было изучено состояние проблемы образа, что позволяет выделить несколько общих положений.1) Психический образ отражает объективную реальность.2) Образ предметен: он отнесен к существующим вне зависимости от сознания предметам, которые составляют его содержание; также он субъективен по форме.3) Формирование образа -- активный процесс, в ходе которого осуществляется все более полное изъятие информации из окружающей человека действительности. Содержание образа постоянно обогащается, уточняется и корректируется.4) Психический образ выступает как системное образование, характеризующееся многомерностью и многоуровневостью. Основными уровнями образного отражения являются сенсорно-перцептивный и "представленческий"; в него включаются также вербально-логические процессы, играющие существенную роль в контроле и интеграции сенсорных данных [Там же].2. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НАДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ2.1 Понятие «Семья» и ее основные характеристикиВ дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы определяются общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он не только ориентируется и действует в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и способен устанавливать связи между общими понятиями и представлениями. Мышление ребенка переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Осуществляется переход к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной [33].С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте функция речи заключается в обогащении словарного запаса. Ребенок может прокомментировать конкретное событие, задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире [Там же].Возрастает и роль взрослого на всем протяжении развития ребенка. С помощью семьи ребенок знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, овладевает предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигает сложную систему человеческих взаимоотношений. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.«Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственность» [23].
Психиатр Е. А. Личко [9. С.13 ] описывает следующие характеристики семьи и их варианты:
1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);
2. Функциональные особенности: гармоничная семья, дисгармоничная семья. Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии:
- нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);
- деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);
- распадающаяся семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, отсутствие эмоциональной теплоты; все это ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).
Воспитание и психологический климат в семье играют решающую роль в формировании личности.
Таким образом, семья выступает важным фактором в формировании личности ребенка, а характеристика детско-родительских отношений позволяет выявить специфику семейного воспитания.
2.2 Особенности отношений в семьеи поведения родителей
Дошкольный возраст характеризуется зависимостью от взрослого. Прохождение этого этапа становления личности определяется тем, какие отношения складываются у ребенка с взрослым. Личностные качества родителей становятся достоянием детей [8].
В общении со взрослыми у ребенка формируется оценка себя и других, и появляется способность сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. С благоприятных взаимоотношений ребенка со взрослым начинается ориентация ребенка на других [Там же].
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. В тяжелую минуту жизни мы мысленно обращаемся к родителям, особенно к матери. Необходимая потребность маленького ребенка - родительская любовь, являющаяся источником и гарантией благополучия ребенка, поддержания его телесного и душевного здоровья. Создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся будет первой и основной задачей родителей.
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям, особенно к матери в виде потребности в любви и уважении. В этом возрасте ребенок еще не способен ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, где он чувствует себя виноватым в этом конфликте и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья [Там же].
В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей.
С 3-4 лет дошкольный возраст характеризуется появлением постепенно прогрессирующей независимостью ребенка. Начинается путь к решению очень важной для ребенка задачи - обретению самостоятельности. Излишняя родительская требовательность к ребенку или стремление сделать за ребенка то, что он может делать сам, может отрицательно отразиться на развитии ребенка - появится чувство неуверенности в себе, стыдливость, пассивность, несамостоятельность, так же будут трудности в общении со сверстниками. [18].
До 6 лет ребенок овладевает различными социальными ролями, сам ставит себе цели и старается их достичь. В целом, данный возраст можно назвать возрастом игры - ребенок охотно экспериментирует с разными ролями, примеряет их на себя, либо отказывается от этого и утверждается в кокой-то одной роли, например, “плохой”/ “хороший” мальчик/ девочка, демонстрируя это всем окружающим и ожидая соответствующей их реакции похвалы или порицания [Там же].
Родители - главные и естественные воспитатели ребенка.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания [www.mytests.ru]. Имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
1. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении взрослыми. Родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
2. Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
3. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
4. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.
«А.Болдуин [Цит. по кн.: 30. С. 539] выделил 2 стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий».
Демократический стиль характеризуется следующим параметрами: высокая степень вербального общения, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
Контролирующий предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.
Дайана Бомринд [2] использовала для классификации стилей родительского поведения три измерения. Она выделила три его различных стиля: авторитетный, авторитарный и либеральный.
Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют им смысл и причины таких действий. Их решения и поступки не кажутся произвольными или несправедливыми, и поэтому ребенок легко соглашается с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно.
Авторитарные родители тщательно контролируют поведение своих детей и обычно проявляют мало теплоты к ним. Они жестко придерживаются правил. Если ребенок начинает спорить или настаивать на выполнении просьбы, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию, возможно физическому. Они отдают команды и ожидают, когда все будет выполнено; такие отец и мать избегают долгих объяснений со своими детьми. Авторитарные родители ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне и не могут меняться ни при каких обстоятельствах. Все стремления ребенка к автономии в этом случае могут оказаться для него крайне фрустрирующими.
Либеральные родители проявляют много теплоты и осуществляют незначительный контроль над своими детьми, устанавливая мало ограничений в их поведении либо совсем не делая этого. При таком избытке свободы дети практически лишены руководства с их стороны. Если поступки детей выводят из равновесия, сердят либеральных отца и мать, они, как правило, стараются подавить свои чувства. Часто такие родители так желают продемонстрировать своим детям безусловную любовь и принятие, что перестают выполнять непосредственные родительские функции, например, устанавливать им необходимые ограничения.
Каково же влияние таких стилей на детей? [2].
Дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны.
Дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными. Кроме того, они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Иногда такой ребенок становится активным, решительным и творческим человеком.
Было обнаружено, что дети авторитетных родителей адаптированы лучше других. По сравнению с остальными такой ребенок более уверен в себе, полностью себя контролирует и социально компетентен. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем те, кто воспитывался родителями с другими стилями поведения.
«Современные исследования указывают на единственно важную цель родителей -- способствовать развитию у своих детей саморегулируемого поведения, по сути, их способности контролировать, направлять свои действия и удовлетворять требования, предъявляемые к ним родными и обществом. Дисциплинарные меры, основанные на авторитете родителей, более эффективны в развитии саморегуляции у детей, чем остальные. Когда родители прибегают к словесным аргументам и предложениям, ребенок склонен договариваться с ними, вместо того чтобы выказывать открытое неповиновение. Аргументы родителей обычно касаются просоциального поведения и соблюдения социальных правил. У родителей, напоминающих своим детям о возможных последствиях их действий для других людей, ребенок, как правило, пользуется большей популярностью и обладает интернализованными моральными нормами. И наоборот, когда родители избирают силовые методы социализации (как в случае авторитарного родительского поведения), ребенок с трудом развивает интернализованные нормы и механизмы контроля независимо от культуральных различий. Исследования постоянно показывают, что дети, исполняющие требования взрослых в их присутствии, но не делающие этого, когда они отсутствуют, чаще имели родителей, склонных скорее к принуждению чем к убеждению» [27. С. 318].
М. И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних; не ожидают от них значительных достижений в дальнейшей жизни[7].
Во взаимодействии взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок, принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) - взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Постоянный психологический контакт с ребенком является универсальным требованием к воспитанию, которое одинаково рекомендовано всем родителям, в любом типе семьи. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу [1].
2.3 Детско-родительские отношения в неполных и полныхсемьях
Существует распространенное мнение, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит душевное благополучие ребенка, а отец играет роль в нормировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя. А дети, растущие без отца или при его неадекватном влиянии, нередко "хромают" в межличностном общении - как со своим, так и с противоположным полом [29].
В чем же различаются полные и неполные семьи?
Полная семья объединяет два поколения, включая отца, мать и ребенка (детей). Сегодня это наиболее распространенная форма семьи в западном обществе. Дети из полных семей чаще указывают на позитивные родительские представления: уважение к детям, принятие их такими, какие они есть [15].
Неполная может образоваться по ряду причин: при расторжении брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. Различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую - мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную - мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [29].
Осиротевшая неполная семья - образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то что потеря близкого человека - это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.
Неполная разведенная семья - семья в которой родители по какой-то причине на захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.
Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины.
Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений, что влечет за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем.
Конечно, что если один из родителей отсутствует, ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [29].
Как отмечает B.C. Мухина [Цит. по кн.: 15. С. 235], «воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствии одного из родителей».
Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности.
Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь "ради детей", зачастую приносят напрасную жертву [4].
Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей.
Согласно исследованиям Е.О. Смирновой и B.C. Собкина [22], наиболее распространенными стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.
Под неустойчивым» стилем воспитания понимается непоследовательность, немотивированность эмоциональных проявлений, когда похвала или упрек зависят от настроения, а не от объективного поведения ребенка. В результате такого воспитания, ребенок усваивает тот факт, что все происходящее зависит не от его поведения, а от внешних причин. В конечном счете, он вообще отказывается от попыток понять причинно-следственные связи окружающего социума, не анализирует соответствие своих поступков социальным нормам, не способен оценить свои переживания, поступки» [22. С. 56].
«Воспитание по типу гипопротекции означает пониженное внимание к ребенку. Родители мало интересуются делами, успехами, переживаниями ребенка. Формально запреты и правила в семье существуют, предъявляются требования к ребенку, но родители не контролируют их выполнение. Ситуация бесконтрольности ребенка обусловлена либо равнодушием родителей, либо их чрезмерной занятостью, сосредоточенностью на других жизненных проблемах. Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, то такой ребенок растет в ситуации вседозволенности, у него не вырабатывается привычка к организованности, планированию своего поведения. У таких детей затруднена саморегуляция. Если же воспитание проходит в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью родителей, то ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью, и эти переживания способствуют формированию у него комплекса неполноценности, высокой агрессивности» [Там же. С. 56].
«Воспитание по типу потворствующей гиперпротекции означает повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех поведенческих проявлений. В этом случае родители стремятся выполнить любую прихоть ребенка, оградить от трудностей, неприятностей. В такой семье ребенок всегда находится в центре внимания, он - объект обожания, «кумир семьи». «Слепая» любовь побуждает родителей преувеличивать его способности, не замечать отрицательные качества, создавать вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы. В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Они считают себя стоящими вне критики, осуждений и замечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Поэтому личность, сформированная в условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью» [22. С. 56].
Психологические исследования А.И. Захарова, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, и др., показали, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный характер.
По словам А.И. Захарова [Цит. по кн.: 32. С. 123], «к психологическим особенностям детей, воспитывающихся в неполных семьях, следует отнести тягостное чувство отличия от сверстников, неустойчивую, заниженную самооценку с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватную требовательность к матери и высокое желание изменений ее поведения, активный поиск значимого взрослого»
По данным Е.О. Смирновой и B.C. Собкина [22], детям из неполных семей для полноценного психического развития не хватает эмоциональной поддержки и понимания взрослыми, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях. Такие дети не способности легко идти на контакт.
2.4 Рольматери иее любовьв целом
Материнская любовь возникает и развивается на основе детского опыта взаимодействия ребенка с собственной матерью, на то, какие связи устанавливаются между матерью и ребенком после его рождения, в результате ее заботы и его ответной реакции, на основе игры в детстве [19].
Первоначально в психоаналитических и других направлениях психологии личности изучалась роль матери в образовании ранних структур (Лисина М.И. [8], Смирнова Е.О., Собкин B.C. [22], Фрейд А. [26], Хорни К. [28]). Также проводились исследования, связанные с нарушением психического развития (Варга А. Я. [3], Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. [32] и др.).
Согласно Э. Фромму [ 25] любовь матери безусловна.
Материнская любовь обеспечивает идентификацию как механизм развития личности.
В. С. Мухина [11] различает 2 вида идентификации:
1) интериоризационная идентификация - обеспечивает само "присвоение" и "вчуствование" в другого.
2) экстрариозационная идентификация - обеспечивает перенос своих чувств и мотивов на другого.
Матери легче и быстрее налаживают эмоциональный контакт с ребенком. В когнитивных репрезентациях матери формирующихся в процессе жизни, представлена картина того, какой должна быть любящая мать и каким образом она должна проявлять свою любовь к ребенку [1].
Действительно, дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу. Материнская любовь реализует положительные характеристики родительского чувства, как искренность, уважение, альтруизм.
Таким образом, значение любви матери для ребенка велико. Взаимоотношения с отцом не столь интенсивны, как с матерью. Мать играет всеохраняющую и вселюбящую роль. Мать любит ребенка таким, какой он есть. Кроме того, любовь матери в большей степени обусловлена по биологическим причинам (по сравнению с любовью отца), а доминирует в ней эмоционально - чувственный компонент, тогда как у отцов преобладает социальная составляющая (рациональный компонент) родительской любви[14].
Т. М. Афанасьева [1] считает, что мать является самым первым воспитателем и самым первым наставником ребенка, именно от нее зависят счастье и будущее величие, обходительность и образованность, справедливость, разум и вера ее маленьких детей.
Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка отрицательных и тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности и кончая озлобленностью. Ведь мама - Это и защита ребенка, и забота о нем, и внимание, и беспокойство, и многое другое.
Материнство необходимо оценивать по особой мерке, прежде всего не как физиологический акт, но как явление нравственного порядка каждой здоровой женщине дана возможность стать родительницей, но не каждой -- хорошей матерью. И все же мать -- начало нашего характера.
В идеале мать -- ведущая, наставница, руководительница жизни. А дети --исполнители ее воли и наказов всегда и во всём. Но мы ценим ту мать, что, не теряя ни любви, ни авторитета у своих детей, становится их помощницей, принимает их правду и веру, даже если они отличаются от ее устоявшихся воззрений и привычек [1].
2.5 Образ мамы и папыу ребенка в полнойи неполной семьях
«Изучение механизмов и закономерностей развития личности невозможно без учета особенностей психологического пространства семьи, в котором начинает формироваться личность ребенка. Понимание психологических механизмов формирования личности достигается лишь тогда, когда она рассматривается не изолированно, а в целостности ее социальных связей и межличностных взаимодействий, в частности, в системе сложившихся семейных взаимоотношений» [10. С. 12].
«Схемы взаимодействий с родителями оформляются у ребенка в субъективный образ, который в дальнейшем определяет особенности его инициативной ориентировки в нестабильных ситуациях. В исследовании проблемы природы психического образа мы исходим из представления Л.С. Выготского о социальной ситуации развития и роли взрослого в её организации; понимания П.Я. Гальпериным психической деятельности как ориентировки субъекта в плане образа и представления; В. К. Шабельникова о том, что образу свойственна функция согласования личностных, психологических напряжений, для разрешения которых этот образ выстраивается, а также его представления о роли рассогласования родовых линий родителей для формирования личности ребенка.» [10. С. 12].
В современном обществе разрушаются традиционные стереотипы родительской семьи, поэтому проблема роли образов родителей, являющихся «архитектурным основанием психического мира» приобретает в воспитании дошкольников особую важность [Там же].
В.К. Шабельников [31] отмечает, что структура образов определяется реализацией функции согласования личностных и психологических напряжений, для разрешения которых этот образ выстраивается.
«Характеристики психологических напряжений (эмоциональных и когнитивных), определяют природу психического образа и позволяют выявить выраженность согласования или рассогласовании образов родителей. Под рассогласованием образов родителей мы пониманием ощущение ребенком различий в проявлениях у отца и матери переживаний, эмоций, отношений к себе, к другим, к способам взаимодействия с окружающими, определяющими формирование его личности» [Цит. по 10.С. 29].
Как показывают исследования, дети из полной семьи с согласованием образов родителей воспринимают обстановку в семье как благоприятную, с низкой конфликтностью и враждебностью. Они очень зависимы от родителей, испытывают чувство неполноценности в семье, и имеют недостаточно развитые навыки общения. Поэтому они стараются принять на себя субъектную позицию оценщика направленную на удовлетворение собственных желаний и оценку действий других людей [10].
Дети воспринимают родителей как ориентированных на семью, на других детей в семье. Мать занимает активную позицию лидера, а отцу достается лишь пассивная позиция. Мальчики идентифицируют себя с отцом и копируют пассивную позицию отца. Мать является реализатором семейных ролей. Показатель лидерства как индикатор включенности в орбиту матери подавляет субъектную активность детей; в результате дети становятся слишком зависимыми от родителей, испытывают чувство неполноценности в семейной ситуации, мало общаются со сверстниками и имеют недостаточно развитые навыки общения [10].
«В группе детей из полной семьи с рассогласованным образом родителей преобладает роль субъекта - исполнителя по типу аккомодации, обеспечивающая защиту в случае нестабильных отношений. Ребенок ищет пути к созданию ситуации, которая устраивала бы родителей и также была выгодна или не противоречила его потребностям, принимает на себя функцию исполнителя в общении с родителями. Сохранить их любовь и свою значимость в семейной ситуации - вот что является смыслом данного типа поведения. Роль субъекта-координатора по типу аккомодации дает нам представление об активной позиции ребенка, которая формируется совместно со взрослым, под его руководством, учит усваивать логику действий» [Там же. С. 7].
Уровень конфликтности в семейной ситуации - средний, а показатель чувства неполноценности в семейной ситуации - низкий. Этот показатель развития личности ребенка самый важный и определяет значимость и признание ребенка. Большинство детей еще очень нуждаются в маминой заботе и поддержке, они включены в орбиту матери [Там же].
Дети включены в рассогласование логики схем и действий, через разное восприятие образов родителей. Противоположные образы восприятия детьми родителей позволяют ребенку общаться с обоими родителями и включаться в направленность интересов матери и отца. Образ матери значимо связан с общительностью и любознательностью, с братом или с сестрой [Там же].
Среди детей из неполной семьи с рассогласованным образом родителей обнаружены два вида субъектных позиций: субъект-оценщик по типу аккомодации, субъект-координатор по типу ассимиляции[10].
В семейной ситуации проявляется конфликтность, враждебность и дети испытывают чувство неполноценности в семейной ситуации. Дети включены в рассогласование логики схем и действий, через разное восприятие образов родителей. Образ матери отражает такие показатели у детей, как брат, сестра, лидерство, агрессивность, отгороженность. Образ отца отражает показатель «друг» [Там же].
«Образ матери является особенно значимым для детей из неполных семей. Дети ориентируются на образ матери в выборе модели для подражания. И поэтому индикатором включенности в орбиту матери являются такие личностные особенности детей из таких семей как лидерство, агрессивность, отгороженность» [Там же. С. 8].
3. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3.1 Материалы и методы исследования
Описание групп
С целью проведения исследования было сформировано 2 группы (по 20 человек; в каждой группе 10 девочек и 10 мальчиков) детей из полных и неполных семей в возрасте 5-6 лет, воспитывающихся в детском саду № 4 «Дельфин».