Особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения
p align="left">Фрейд считает, что воображение является средством удовлетворения невыполнимого в реальности желания, т.е. порождается депривацией. По его мнению, фантазии, как и сновидения, выполняют роль компенсаторного механизма, призванного заполнить пустоту или переадресовать причиненное зло самому обидчику. Беттельхейм дополняет идею Фрейда, замечая, что воображение крайне необходимо для правильного развития ребенка: если учесть его бессилие и зависимость в мире взрослых, воображение спасает ребенка от беспомощного отчаяния и дарит ему надежду. Более того, на различных стадиях развития (согласно фрейдовской классификации) фантазия позволяет ребенку преодолеть свои эмоциональные психологические проблемы и даже подняться над ними [16].
Другое направление в развитии воображения -- исследования Ж. Пиаже «познавательного» воображения. В них воображение связывалось с развитием символической функции у ребенка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности [9].
Пиаже полагает, что воображение играет чрезвычайно важную роль в познавательном и чувственно-двигательном развитии ребенка. Символические игры вроде замков из песка и гоночных автомобилей из солонок можно рассматривать как способ развития двигательных функций организма и его познавательно-пространственной ориентации. Исследования последних лет отмечают наличие у воображения двух аспектов: компенсаторного и творческого. Ребенок дает волю своим фантазиям, чтобы уйти от неприятной ситуации или утолить нереализованное желание. С другой стороны, воображение дает простор творческим способностям ребенка [9].
Основная задача познавательного воображения -- это специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира. С помощью воображения дети могут либо творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления.
Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия, складывающегося у ребенка образа «я» реальности и является в таких случаях одним из механизмов его построения. При этом, с одной стороны, воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения норм и смыслов социального поведения. С другой -- выступать в качестве защитного механизма личности. Защита может осуществляться двумя основными путями: во-первых, через многократную вариативную репрезентацию травмирующих воздействий, в процессе которой могут находиться способы разрешения конфликтных ситуаций; во-вторых, через создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию [17].
Воображение - это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии. Нормальному ребенку свойственны два вида игры воображения (согласно теории Пирса, 1977): подражание, когда ребенок воспроизводит действия избранного им персонажа, и игра «понарошку», т.е. воображаемая или символическая игра, когда некий предмет превращается в нечто далекое от его первоначального назначения [44].
Развитие воображения таит в себе и некоторые опасности. Одна из них - это появление детских страхов. Все родители замечают, что у детей уже с четырех-пяти лет появляются самые различные страхи: дети могут бояться темноты, потом уже более определенно - скелетов, чертей и пр. Появление страхов является спутником и своего рода показателем развивающегося воображения.
Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5--3 годам. В этом возрасте, по мнению О. М. Дьяченко, как раз и происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста [17]. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда -- направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения -- обращение к предметам-заместителям. С другой -- выделение своего личного «я», переживание своей отделенности от окружающего мира.
В этом случае на разном материале дети представляли моменты, связанные в основном с переживанием страха: угроза, прятание, избегание или неизбегание угрозы (милиционер, или волк, или Баба-Яга подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их). У детей менее представлена способность дифферен-цировать реальность и фантазию.
О.М. Дьяченко отмечает, что, вероятно, именно аффективное воображение связано с самого начала с использованием символов. В отличие от положительных эмоций, связанных в сознании ребенка с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний по ряду причин ребенком не осознается, что ведет к использованию символов для выражения своих отрицательных переживаний [16]. Первоначально эти символы заимствуются детьми (Баба-Яга, Змей Горыныч и т.п.), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик).
Второй тип защиты личности с помощью воображения -- это создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию. Перефразируя известное выражение относительно детского аутизма о том, что нет такого ребенка, который предпочел бы воображаемое яблоко реальному, можно, наверное, сказать, что нет такого ребенка, который не предпочел бы воображаемое яблоко никакому. В случае угрозы образу «я» ребенок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности. С этим механизмом связаны рассказы-фантазии детей о том, что они самые сильные, что они кого-то самого сильного в группе победили и т.п [43].
По-настоящему бесстрашного ребенка не существует, но иногда страхи настолько сильно поражают его, что он уже не в состоянии адекватно воспринимать действительность. И тогда возникает патология в проявлении страхов у ребенка.
Исследования А. И. Захарова показали, что наиболее частые страхи перед Бабой Ягой, Кощеем и Бармалеем у мальчиков в 3 года, у девочек в 4 года. Мальчики, следовательно, раньше начинают реагировать на опасность, исходящую от чудовищ, а девочки чаще их боятся. Данный возраст - наиболее важный период жизни, когда бурно развивается воображение. Его создания еще не столь отчетливо отделяются от реальности, и сказочные образы живут в сознании ребенка самостоятельной жизнью [20].
Перечисленные персонажи в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия.
После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей. Общее у них: черствость, зло и коварство. Как и Баба Яга, Кощей - скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собой наказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку Баба Яга уносит непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в «воспитании» эмоционально впечатлительных, внушаемых и упрямых детей.
Неудивительно, что верят в Кощея и Бабу Ягу и боятся их дети эмоционально чувствительные и впечатлительные, обладающие развитым воображением. Страх, как и вера, таким образом, - своеобразный тест на развитие этих психических качеств, свидетельство остроты и глубины чувств ребенка [22].
С. Янсон, С. Виноградов отмечают, что чем лучше развито у ребенка воображение, чем богаче его внутренний мир, тем более «одушевленные» и непростые страхи населяют его жизненное пространство [43].
Большинство страхов мимолетны: испаряются так же быстро, как и возникают, не оказывая на жизнь ребенка сколько-нибудь серьезного влияния. С другими ребенок может справиться сам той же силой воображения, что и породила страх. Но самые сильные страхи становятся настоящей проблемой: возникают в самый неподходящий момент, вызывают у малыша постоянное чувство опасности, незащищенности, тревожности.
Второй этап в развитии воображения -- возраст 4--5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен следовать [9].
Обычно страх перед Кощеем и Ягой проходят к пяти годам. В этом возрасте ребенок уже поумнел настолько, что может понять вымышленный характер этих персонажей.
В этом возрасте у здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием им реальной травмы.
Наблюдения показывают, что появление страха перед темнотой у ребенка совпадает по времени с разви-тием сферы воображения.
Известно, что в темноте воображение усиливается у взрослых людей. У ребенка же, для которого вы-мысел соседствует, с реальностью без противоречия, в большей степени проявляются особенности содержания воображения. Темнота бывает для него населена домо-выми, колдуньями, чародеями и т. д. Дети и в реальном своем мире все наделяют волшебными свойствами: предметы у них «способны» говорить, думать, действо-вать... Взрослые не всегда учитывают эту особенность детского воображения и ведут себя подчас во вред ре-бенку. Если малышу 4--5 лет показать такой «не-страшный» для школьного возраста фильм, как «Рус-лан и Людмила», то ребенок ответит длительной реак-цией страха: может вскакивать и кричать по ночам, бояться сумерек, пустой комнаты. Сновидения детей часто отражают их страхи. Дети просыпаются в темноте от «страшного сна», долго не могут заснуть под впечатлением образов, а затем уже просто боятся «неизвестно чего».
Эмоционально чувствительные дети с развитым воображением в более значительной степени подвержены страхам, чем дети с неразвитым воображением.
Есть дети, не испытывающие страхов вообще. Это может случиться, когда поведение родителей ребенка не дает ему ни малейшего повода ощутить, что чего-то можно бояться. И дети, можно сказать, в младенчестве усваивают, что только так и можно себя вести.
Однако полное отсутствие страхов - не всегда безусловный плюс. Отсутствие этих страхов не всегда может стать подтверждением нормальной, благополучной обстановки в семье, полного достатка любви и внимания. В некоторых случаях оно может свидетельствовать об отсутствии у ребенка воображения, что едва ли можно отнести к числу положительных моментов. В ряде случаев это указывает на эмоциональную обедненность, отсутствие глубины переживаний. Такие дети не только сами не боятся, но и не тревожатся за других добрых героев, которым грозит опасность. Особая категория бесстрашных детей - из семей хронических алкоголиков. Заметно, что чувства у такого ребенка поверхностны, обещания бездумны, а раскаяние рассчитано только на внешний эффект [43].
Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм, может приводить к патологическим застойным переживаниям (навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребенка к полной аутизации.
Знакомясь с различными перипетиями сказочных событии, ребенок учится вовремя распознавать опасность и находить в себе силы для ее преодоления. И в жизни ему, увы, неоднократно придется сталкиваться с такими ситуациями, как угрозы, подвохи, фальшь и обман, прямая и замаскированная агрессия, недружелюбие, злость и черная зависть ущербных в нравственном отношении людей, признающих только силу, подавление и унижение других. Так что сказки - это школа распознавания нередко скрытых, глубинных отрицательных черт характера и поведения таких людей.
Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать, вчувствоваться в ситуацию), так же как и овладение различными другими элементами общечеловеческой культуры (знание определенных содержаний, овладение элементами приемов выполнения различных видов деятельности), являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения ребенка. Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.
Глава 2 Изучение особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения
2.1 Методика исследования
Нами было проведено исследование детей 4-х летнего возраста МДОУ д/с № 121 (10 человек: 5 мальчиков и 5 девочек).
Цель исследования: изучить особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения
Задачи исследования:
1. Выявить страхи детей среднего дошкольного возраста
2. Выявить уровень развития воображения у детей среднего дошкольного возраста
3. Выявить зависимость особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста от уровня развития воображения
Методика исследования: «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой.
Каждому ребенку предлагается два дома -- красный и черный. В эти дома предлагается рассе-лить страхи: в красный дом -- «нестрашные», в черный -- «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ -- выбросить или потерять.
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
Инструкция: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:
29. неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом).»
Анализ полученных результатов: экспериментатор подсчи-тывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.
Методика О.М. Дьяченко
Цель: изучить особенности воображения ребенка дошкольного возраста
Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок -- голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок -- голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
2.2 Результаты исследования
Результаты исследования по методике исследования: «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой мы свели в таб.1 и представили в диаграмме (рис 1)
Таблица 1.
№ вопроса
Ф.И. ребенка
%
мальчики
девочки
Гриша М.
Сережа И.
Антон П.
Саша П.
Илья К.
%
Света П.
Маша К.
Оля В.
Ира Д.
Катя И.
1
х
20
х
20
2
3
4
5
6
х
х
40
х
х
40
7
х
х
х
х
80
х
х
х
х
80
8
х
20
х
20
9
х
20
10
х
х
х
х
х
100
х
х
х
х
х
100
11
12
х
20
х
х
х
60
13
х
х
х
х
80
х
х
х
60
14
х
х
х
х
80
х
х
х
х
х
100
15
х
х
х
60
х
х
40
16
17
18
х
20
19
20
21
х
х
40
х
х
х
60
22
х
20
х
х
40
23
х
х
40
х
х
40
24
25
26
х
х
40
х
20
27
х
х
40
х
х
х
60
28
29
х
20
Кол-во страхов
7
7
6
8
7
9
7
7
7
9
Результаты исследования показали, что количество страхов у детей данной группы соответствует возрастной норме: мальчики - 7 страхов, девочки - 9страхов.
Нами выявлено наличие следующих страхов у исследуемых детей среднего дошкольного возраста:
Рисунок 1. Особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста
Таким образом, мы можем выделить основные группы страхов, которым подвержены исследуемые дети среднего возраста:
1. Сказочные персонажи
2. Темнота, страшные сны
3. Потеряться
4. Животные
Это группа страхов, носящих «мифологический», «воображаемый» характер, представленная мифологическими персонажами и животными. Большинство детей запугивается, с одной стороны, действительными предметами, которым придаются фантастические размеры и свойства, с другой стороны -- чисто вымышленными существами.
Страшные персонажи у Кати И. отражают страх наказания родителей. По поводу Бабы- Яги девочка говорит: «Мама превратилась», что может говорить о недостатке любви, жалости и сочувствия со стороны матери.
Темнота у Сережи И. вызывает страх перед воображаемыми грабителями или чудовищами, тревогу в связи с возможными физическими увечьями или смертью
Потребность в защите со стороны отца от воображаемой опасности по-своему выразила Света П.: «Папа нужен для того, чтобы убить злодеев».
Гриша М, Илья К. говорят про волка, про медведя, что они приходят и едят детей, Сережа И., Илья К., Света П., Катя И. - про дядьку, - что он уносит детей с собой в мешке.
Сережа И., Антон П., Маша К., Оля В. отмечают целый ряд фантастических существ: леших, колдунов, бабы-яги, зеленый гоблин, динозавр и т.п.
Беседы с детьми позволили выделить три группы мифологических страхов. Первая группа - страхи мистических существ (чаще всего - драконообразных). Вторая - страхи «фантастических нелюдей», мистических персонажей, наделенных свойствами человека и животного. Третья - страхи животных, представляющих особую разновидность мифологических персонажей, наделенных волшебной силой. В этот возрастной период телевиденье (фильмы ужасов, иностранные мульфильмы) оказывает существенное, значимое влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка и способов ее выражения. Постоянная демонстрация стрельбы, нападений и катастроф, как в телевизионных новостях, так и в телефильмах, безусловно, наносит вред ребенку. Детей, склонных к агрессии, это может натолкнуть на такие формы насилия, какие они сами никогда бы не придумали. У других детей деформации подвергается вся эмоциональная сфера.
Таким образом, мы видим, что преобладают фантазийные страхи у данной категории детей, что соответствует возрасту.
Результаты исследования развития воображения по методике О.М. Дьяченко мы свели в таблицу 2 и диаграммы (рис 2, 3)
Таблица 2.
Ф.И. ребенка
Коэффициент оригинальности
Тип решения задач на воображение
Гриша М.
3
1
Сережа И.
1
2
Антон П.
2
1
Саша П.
3
1
Илья К.
3
1
Света П.
2
1
Маша К.
3
2
Оля В.
3
2
Ира Д.
1
1
Катя И.
1
2
Результаты исследования по методике О.М. Дьяченко показали, что дети приняли задачу на направленное воображение и дорисовывали фигурки-эталоны в виде отдельной схемы предмета или даже образов-сюжетов. Некоторые дети обнаруживают большую индивидуальность в своих рисунках.
Результаты коэффициента оригинальности мы получили следующие:
У 5 детей (Гриша М, Саша П., Маша К., Оля В.) - 50% мы выделили по 3 оригинальных рисунка, неповторяющихся у других детей.
У 2 детей (Антон П., Света П.) - 20% - по 2 рисунка.
У 3 детей (Сережа И., Ира Д., Катя И.) - 30%- по 1 рисунку.
Общий коэффициент оригинальности группы = сумма типов / количество детей = 22/10 =2,2
Изобразим наглядно полученные результаты на диаграмме (рис. 2)
Рисунок 2. Коэффициент оригинальности воображения у детей среднего дошкольного возраста.
К первому типу решения задач на воображение мы отнесли рисунки 60 % детей (6 человек). Дети принимают задачу, дорисовывают фигурки эталоны, но их рисунки носят контурных, схематичный характер, лишенный деталей. Дальше образа единичного предмета их воображение не идет.
Ко второму типу решения задач на воображение мы отнесли рисунки 40 % детей (4 человека). Дети изображают предметы более детально, фантазируют по ходу выполнения задания.
Коэффициент оригинальности и тип решения задач исследуемыми детьми соответствует возрасту.
Изобразим наглядно полученные результаты на диаграмме (рис. 3)
Рисунок 3. Тип решения задач на воображение детьми среднего дошкольного возраста.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
У исследованных детей частота возникновения устойчивых страхов соответствует возрасту, и аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы.
Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен на следование образцам. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ строится путём использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями, поэтому дети дорисовывали фигурки-эталоны в виде отдельной схемы предмета или образов-сюжетов. Коэффициент оригинальности и тип решения задач исследуемыми детьми соответствует возрасту.
Заключение
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
Воображение - это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии. Развитие воображения таит в себе и некоторые опасности. Одна из них - это появление детских страхов.
Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается объективный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно - логически.
Проведенное исследование доказывает, что дети среднего дошкольного возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется страх темноты, сказочных персонажей, потеряться, животных.
Однако следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм, может приводить к патологическим застойным переживаниям (навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребенка к полной аутизации.
Библиографический список:
1. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея! // Дошкольное воспитание.- 1994.- №9.- с.66- 68.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995.- 181с.
3. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии.- М., 1986.
6. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.- 128с.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека.- М.: Академ. Проспект, 2004.- 224с.
8. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1982. 93 с.
10. Гарбузов В.., Захаров А.И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.- Л., 1977.
11. Гольбин А.Ц. Патологический сон у детей.- Л., 1979.
12. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. - М.: УЦ «Перспектива», 2002. - 48 с.: ил.
13. Гульянц Э.К., Гриднёва С.В., Тащеева А.И. Психологическая коррекция страха медицинских процедур у детей дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) с помощью куклотерапии // Современная семья: проблемы и перспективы - 1994. - 114 с.
14. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
15. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. - 237с.
16. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44--51.
17. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 107--114.
18. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета.- 2001.- №11.- с.6-7.
19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1986.
20. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986.
21. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
22. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2005. - 320с.
23. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.- Л., 1985.
24. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста.- М., 1979.
25. Коренева Е.Н. Детские капризы.- Ярославль: Академия развития, 2001.- 75с.
27. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. Пер. с англ. .- М.: Педагогика, 1990.- 272с.
28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей,-М., 1985.
29. Леви В.Л. Приручение страха. - М.: Метафора, 2006.- 192с.
30. Лешкова Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание.- 2004.- №10.-с.30-32.
31. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Пер. с англ. Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1991.- 223с.
32. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.- 202с.
33. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. 272 с.
34. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: цикл занятий по развитию эмоциональной сферы.- М.: Книголюб, 2005.- 48с.
35. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.- с.10-12.