рефераты курсовые

Особенности структуры самосознания наркозависимых личностей

p align="left">Данное явление имеет высокую тенденцию к срыву. И это тоже симптом болезни. Здесь ответ на вопрос, почему алкоголики и наркоманы срываются. Общаясь с зависимым, мы видим его только в двух состояниях - либо мы имеем дело с наркоманом в ремиссии (даже если это 20 лет), либо в рецидиве. Бывших наркоманов и алкоголиков не бывает. Тенденция к срыву - одна из самых страшных вещей, вследствие которых человек погибает. [48]

Отсюда мы приходим к другому признаку это заболевание можно считать смертельным. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения до 96 % людей, которые попадают в зависимость от алкоголя или наркотиков - в конце концов, погибает.

И последнее, поскольку это заболевание, следовательно, от него возможно выздоровление. Его можно лечить, с ним можно работать. И факты налицо, есть люди, которые выздоравливают - это и алкоголики и наркоманы, многие из них ведут активный образ жизни. Единственное, что исключено из их жизни - это употребление ПАВ.

Почему человек становится зависимым?

Об этом можно много говорить, но есть четыре основных фактора. Эти факторы действуют по совокупности и среди нет доминирующего, главного.

1-й фактор - биологический.

Сейчас есть основания полагать, что предрасположенность к химической зависимости наследуется. Однако вовсе не обязательно, что человек с предрасположенностью станет алкоголиком или наркоманом. Но то, что он находится в группе риска - это факт.

2-й фактор - психологический.

Очень часто мы говорим, что «она начал пить потому, что её бросил муж», «мальчик начал употреблять наркотики потому, что у него погибли в автокатастрофе родители». Однако на самом деле это не является причиной. Это является одним из так называемых «пусковых» моментов, благодаря которым человек, чтобы уйти от собственной боли стал употреблять алкоголь или наркотики. Психологический фактор - это страх, стыд, боль существования, сложные жизненные ситуации, стресс и связанное с ними стремление индивидуума восстановить утраченное равновесие. Таким образом, формируется психологическая зависимость.

3-й фактор - общественный. Будучи по своей природе социальными существами, все мы, так или иначе, обусловлены влиянием общества на нас. Это место, где мы родились. Это семья, страна, город, культура, в которой мы живем. Это друзья, окружение, коллеги. Социальный фактор, как и другие, не является доминирующим. Однако часто мы считаем, что именно этот фактор является главным: девочка попала в плохую компанию и стала наркоманкой, и т.д. Мы забываем о том, что не компания выбирает нас, а мы её. Выбирая компанию, человек приходит в ту среду, в которой ему легче решать свои проблемы. Вместе с тем, общество, в котором человек живет, растет и воспитывается, влияет на его сознание, формируя его вкусы, привычки, мировоззрение, способы решения проблем, досуг и многое другое.

4-й фактор - духовный голод. У каждого из нас есть духовные потребности: потребность в единении и причастности к чему-то большему; потребность в вере в чудо, в наличие Высшего разума; потребность следовать голосу совести; потребность в наличии смысла жизни и определяющих его ценностях; потребность в нравственных нормах; потребность в бескорыстии; потребность в творческой деятельности; потребность в красоте. Свято место пусто не бывает. Когда в этом месте образуется вакуум, оно обязательно чем-нибудь заполняется. Для алкоголика и наркомана ПАВ - это часто самый простой путь заполнения этого вакуума. Это как бы «вход в рай с черного хода».

Итак, подведем итоги…

Симптомы и признаки зависимости:

а) потеря контроля и неспособность прогнозировать последствия;

б) провалы в памяти; в) физические страдания;

г) сосредоточенность мыслей и поступков вокруг вещества;

д) употребление для улучшения состояния; ж) проблемы в окружении.

Зависимость- первична. Химическая зависимость не является следствием какого-либо другого заболевания, но часто бывает причиной других заболеваний.

Зависимость- хроническая болезнь. Не проходит с течением времени, но можно приостановить, на каком-то этапе, но не излечить.

Прогрессирует. Если не приостановить в развитии, то симптоматика с течением времени усугубляется.

Имеет тенденцию к срывам. Проявление в острой форме во время рецидивов.

Убивает. Заболевание смертельно. До 96% процентов от общего числа химически зависимых погибает.

Возможно выздоровление.

* Факторы наркотизации (алкоголизации) личности:

Общественный (страна, дом, семья, компания, коллеги, традиции, и т.д.).

Психологический (страх, стыд, боль существования, сложные жизненные ситуации, стресс).

Генетический (предрасположенность).

Духовный голод (неудовлетворённые духовные потребности).

Предрасположенность к зависимости определяется склонностью человеческой психики возвращаться в равновесие любой ценой.

* Болезнь влияет на все сферы жизни человека:

Тело - биологическая сфера.

Ум - интеллектуальная сфера.

Чувства - эмоциональная сфера.

Душа - духовная и морально-нравственная сфера.

Отношения - социальная сфера.

Если в результате употребления вещества у человека появляются проблемы в любой из сфер его жизни, и если человек не может самостоятельно прекратить употребление или прекращает, а потом снова «срывается» - это зависимость.

Степень заболевания определяется уровнем разрушений по всем сферам, а качество выздоровления определяется уровнем восстановленности этих сфер.

* Необходимые навыки в процессе выздоровления:

Забота о теле (питание, гигиена, спорт и т.д.).

Забота о душе (медитация, молитва, общение с природой и т.д.).

Индивидуальная программа роста и выздоровления ( посещение групп самопомощи, общение с психологом, самодисциплина и т.д.).

Навыки общения.

Эстетика. Культура. Воспитание… [51]

3. Экспериментальная часть

3.1. Цели, гипотезы и задачи исследования

Многие наркологи говорят об изменении личности в процессе болезни наркоманией. При рассмотрении «образа Я» у больных наркоманией нельзя не учитывать влияния внутренней картины болезни (представленность болезни в самосознании, субъективное отношение к ней больного) на процесс изменения личности в течение болезни. Личностные изменения происходят как следствие хронической интоксикации и психологической дезадаптации индивида, а также из-за нарушения социального функционирования больного наркоманией, на которое общество реагирует репрессиями. Стараясь сохранить свои представления о мире и самом себе, больной наркоманией строит систему психологической защиты. При этом собственный опыт искажается, а структура личности становится более ригидной. Таким образом, у больных наркоманией недостаточно дифференцированное представление о собственной личности, своих возможностях, перспективах, поэтому их самосознание не может в полной мере выполнять свои регулирующие и контролирующие функции.

Целью нашего исследования является определение эмоционально-оценочной и эмоционально-ценностной составляющих самосознания, а так же выявление картины самоотношения больных наркоманией и сравнение ее с теми же элементами самосознания независимых людей.

Основные гипотезы исследования: 1. Для больных наркоманией характерны особенности структуры самосознания, представленные в эмоционально-оценочном и эмоционально-ценностном его компонентах.

2. Для наркозависимых характерны особенности структуры самосознания, представленные в более негативном отношении к собственному образу-Я.

3. Для наркозависимых свойственно более негативное и враждебное отношение к обществу в их собственной самооценке.

Новизна работы заключается в том, что экспериментальную группу, составили наркозависимые, находящиеся в значительной ремиссии. Т. е. были исследованы элементы самосознания при наркозависимости, в неактивной ее стадии. Тем самым, показано наличие особой специфики этой проблемы в не зависимости происходит употребление психоактивных веществ или нет.

Задачи исследования:

Проведение психологической диагностики обследуемых:

- исследовать представление наркозависимых о себе;

- определить преобладающий тип отношения наркозависимых к людям в их собственной самооценке;

- определить общую оценку собственного Я у лиц страдающих наркозависимостью;

- определить тип отношения независимых людей к обществу в их самооценке;

- определить общую оценку собственного Я у лиц не страдающих наркозависимостью;

- сравнить показатели этих двух групп;

- сделать соответствующие выводы.

3.2 Методики исследования и исследуемые группы

Методы:

Для исследования представления о себе и определения отношения к собственному Я, а так же для определения самооценочного отношения к людям мы использовали следующие методики:

* Методика исследования самоотношения (МИС; Р.С.Пантелеев) [56]

Назначение теста: Изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания. Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС) создан Р.С.Пантелеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам. За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Полученные «сырые» результаты переводятся в стены в соответствии с таблицей. Шкалы: открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, конфликтность, самообвинение. Тип теста: Вербальный. При факторизации матриц интеркорреляций значений шкал определяются три независимых фактора: I. Самоуважение. II . Аутосимпатия. III. Внутренняя неустроенность. [56]

Личностный дифференциал [56]

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. При интерпретации данных, следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, но часто сами по себе имеют первостепенное значение. В ЛД отобрана 21 личностная черта. ЛД может использоваться во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности - тревожности и экстраверсии - интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами. [56]

* Методика диагностики межличностных отношений Лири [54]

Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. Респонденту предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе. В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения: 0-4 балла - низкая,

5-8 баллов - умеренная, 9-12 баллов - высокая, 13-16 баллов - экстремальная,

(0-8 это адаптивное поведение, а 9-16 дезадаптивное, экстемальное иногда до паталогии). Шкалы: I. Авторитарный , II. Эгоистичный, III. Агрессивный,

IV. Подозрительный, V. Подчиняемый, VI. Зависимый, VII. Дружелюбный,

VIII. Альтруистический, Доминирование и Дружелюбие. [54]

Исследуемые группы :

Для исследования было протестировано 15 человек (группа 1), зависимых от наркотиков, но не употребляющих. Возраст от 23 до 40. При этом люди из данной группы, постоянно находятся в процессе психосоциальной поддержки, “работают над собой”, некоторые прошли реабилитационные центры и различные терапевтические программы. Многие увлекаются психологией и психотерапией и являются активными участниками групп самопомощи. Сроки употребления наркотиков от 2 лет до 15 лет (систематический прием). Сроки воздержания от наркотических средств от 9 месяцев до 15 лет.

В качестве контрольной группы (не наркозависимых) также было протестировано 15 человек (группа 2), не страдающих наркоманией и не имеющих алкогольных проблем. Возраст от 22 до 37 лет.

3.3 Результаты исследования, их количественный

и качественный анализ

Результаты тестирования приведены в таблицах.

Результаты теста на самоотношения ( для испытуемой группы )

Шк 1

Шк 2

Шк 3

Шк 4

Шк 5

Шк 6

Шк 7

Шк 8

Шк 9

Н.ф.

?

Н.ф.

??

Н.ф.

???

1

3

2

4

3

7

3

2

7

9

12

12

16

2

3

1

4

5

4

1

1

7

6

13

6

13

3

5

5

7

5

7

6

5

6

6

22

18

12

4

5

4

7

4

6

9

5

6

6

20

20

12

5

5

6

7

7

7

6

7

5

6

25

20

11

6

5

5

8

6

6

6

6

5

5

24

18

10

7

4

4

3

4

7

4

2

6

8

15

13

14

8

6

5

7

4

4

5

7

6

6

22

16

12

9

5

6

6

6

7

6

5

6

5

23

18

11

10

3

2

6

6

5

7

3

5

7

17

15

13

11

6

4

4

5

7

6

4

7

6

19

17

13

12

3

5

7

7

7

6

6

6

8

22

19

14

13

5

3

7

6

6

4

5

7

6

21

15

13

14

5

6

7

5

7

3

4

6

7

23

14

13

15

5

3

6

5

5

5

3

6

6

19

13

12

?

69

61

90

78

92

77

65

91

97

297

234

189

Ср

4.6

4.1

6.0

5.2

6.1

5.1

4.3

6.1

6.5

19.8

15.6

12.6

Результаты теста на самоотношения ( для контрольной группы )

Шк 1

Шк 2

Шк 3

Шк 4

Шк 5

Шк 6

Шк 7

Шк 8

Шк 9

Н.ф.

?

Н.ф.

??

Н.ф.

???

1

7

8

8

5

10

7

7

3

2

28

24

5

2

6

7

8

9

9

6

7

1

1

30

22

2

3

6

7

5

6

9

9

7

3

6

24

25

9

4

7

6

4

7

9

7

5

5

4

24

21

9

5

7

7

6

5

7

5

4

1

5

25

16

6

6

6

7

4

6

9

7

6

1

2

23

22

3

7

6

7

6

6

9

7

6

3

3

25

22

6

8

6

7

6

7

9

7

6

2

2

26

22

4

9

7

6

7

6

7

6

7

3

1

26

20

4

10

6

6

5

6

9

6

7

3

4

23

22

7

11

6

7

7

8

9

5

7

1

3

28

21

4

12

5

7

6

6

7

8

8

3

3

23

23

6

13

5

6

5

5

6

6

5

2

2

21

17

4

14

6

7

5

5

8

7

7

4

2

23

22

6

15

5

6

6

6

8

9

7

2

1

23

24

3

?

91

101

88

93

135

102

96

37

41

347

323

78

Ср

6.1

6.7

5.9

6.2

9.0

6.8

6.4

2.5

2.7

23.1

21.5

5.2

Где: Шкала 1 «внутренняя честность» (открытость) ; Шкала 2 «самоуверенность» ;

Шкала 3 «саморуководство» ; Шкала 4 «зеркальное Я» (отраженное самоотношение) ;

Шкала 5 «самоценность» ; Шкала 6 «самопринятие» ; Шкала 7 «самопривязанность» ;

Шкала 8 «внутренняя конфликтность» ; Шкала 9 «самообвинение» ;

I. Самоуважение (1+2+3+4) ; II . Аутосимпатия (5+6+7) ; III. Внутренняя неустроенность (8+9)

Таблица результатов по тесту Лири (для испытуемой группы)

?

окт

??

окт

???

окт

?V

окт

V

окт

V?

окт

V??

окт

V???

окт

О.Ф.1

О.Ф.2

1

4

6

7

10

9

11

6

1

-7.8

-3.8

2

4

0

1

7

12

5

4

2

-10.1

3.0

3

7

12

13

11

10

8

8

6

4.0

-11.3

4

7

9

8

9

8

8

9

3

1.8

-0.4

5

8

11

8

5

3

4

7

10

16.9

-5.2

6

10

6

7

9

3

2

7

7

14.7

-4.2

7

5

6

7

11

10

9

5

3

-5

-5.5

8

10

7

10

10

9

6

11

11

9.4

1.0

9

7

5

3

3

2

5

9

7

9.9

8.8

10

8

8

8

9

4

8

6

7

8.9

-3.4

11

10

10

12

11

9

6

9

6

8.0

-9.3

12

9

5

7

10

10

5

8

9

5.3

0.3

13

10

3

4

8

3

9

10

10

9.8

11.6

14

7

8

8

5

5

3

8

4

8.3

-4.2

15

8

9

10

9

6

5

7

6

9.0

-7.9

?

114

105

113

127

103

92

114

92

83.1

-30.5

Ср

7.6

7.0

7.5

8.5

6.9

6.1

7.6

6.1

5.5

-2.1

Таблица результатов по тесту Лири (для контрольной группы)

?

окт

??

окт

???

окт

?V

окт

V

окт

V?

окт

V??

окт

V???

окт

О.Ф.1

О.Ф.2

1

6

6

5

7

2

2

7

7

11.7

-0.8

2

12

3

5

2

2

9

11

12

14.2

17.2

3

8

7

8

6

11

5

7

6

5.7

-2.4

4

11

6

7

6

3

4

5

6

13.6

-3.4

5

5

4

2

3

1

1

4

1

6.1

-1.5

6

13

6

7

4

4

3

8

5

14.6

-0.4

7

8

8

5

5

7

8

7

4

3.8

1.3

8

12

9

7

3

5

6

6

8

14.7

0.4

9

10

7

9

7

2

2

6

6

15.7

-7.2

10

6

9

6

8

8

8

12

8

4.3

5.3

11

5

6

5

6

7

3

7

2

-1.5

-2.9

12

8

9

8

3

10

9

5

4

0.8

-2.3

13

6

3

2

4

5

7

9

11

5.9

14.7

14

7

7

8

6

10

2

8

5

4.0

-4.2

15

9

7

6

6

8

4

6

7

8.0

-1.4

?

126

97

90

76

85

73

108

92

121.6

12.4

Ср

8.4

6.5

6.0

5.0

5.7

4.9

7.2

6.1

8.1

0.8

Где:

О.Ф.1 - Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - VI) Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)

?. Авторитарный; II. Эгоистичный; III. Агрессивный; IV. Подозрительный; V. Подчиняемый; VI. Зависимый;

VII. Дружелюбный; VIII. Альтруистический.

Результаты по тесту на Личностный дифференциал.

Зависимые

Независимые

Оценка

Сила

Активность

Оценка

Сила

Активность

1

0

-10

-1

16

14

12

2

14

2

10

21

12

9

3

8

7

8

10

7

14

4

11

0

-3

15

6

6

5

16

19

16

15

11

8

6

11

9

6

18

0

9

7

1

-11

-3

19

12

12

8

12

6

3

16

10

12

9

16

8

1

12

4

8

10

8

5

7

18

8

10

11

11

-4

0

20

6

8

12

15

10

10

15

4

6

13

5

14

6

14

10

10

14

7

-6

-2

18

12

12

15

12

1

4

14

8

10

?

89

50

62

241

124

146

Ср

9.8

3.3

4.1

16.0

8.3

9.7

Для более наглядного представления воспользуемся сравнительными диаграммами, на которых можно увидеть картину результатов в сравнении двух групп, по различным критериям, связанным с самоотношением и самооценкой.

Качественные показатели: где (группа 1)- зависимые, а (группа 2) - независимые.

Более низкие значения шкалы 1 «внутренняя честность» (для группы 1), говорят о более глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость. Возможно, ослаблены механизмы психологических защит. Для данной группы это так же можно связать с участием этих людей в терапевтических группах. Высокие значения шкалы (для группы 2), говорят о большей закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе, что возможно связанно с более эффективными психологическими защитами.

Шкала 2 «самоуверенность» - содержит пункты, задающие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть, за что себя уважать. Значительно более низкие значения (для группы 1), соответствуют неудовлетворенности собой и своими возможностями, свидетельствуют о сомнениях в способности вызывать уважение.

Высокие значения шкалы (для группы 2), соответствует высокому самомнению, самоуверенности, говорит об отсутствии внутренней напряженности.

Шкала 3 «саморуководство» - отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам.

Относительно равные показатели, в данном случае, возможно, являются следствием иллюзорного представления о себе наркозависимых. Поскольку различные научные исследования говорят об обратном.

Шкала 4 «зеркальное Я» (отраженное самоотношение) - включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.

Представление субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. Низкие значения связаны с ожиданием противоположных чувств по отношению к себе от другого. Различия в значениях по данной шкале не так очевидны и значительны.

Шкала 5 «самоценность» - отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира. Низкие баллы (для группы 1) по шкале говорят о переоценке своего духовного Я, сомнении в ценности собственной личности, ответственности, граничащей с безразличием к своему Я, потеря интереса к своему внутреннему миру. Высокие оценки (для группы 2) по шкале отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. Различия по данной шкале на лицо.

Шкала 6 «самопринятие». Высокий полюс (для группы 2) соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Низкий полюс (для группы 1) свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств - недостаточном самопринятии, что является симптомом внутренней дезадаптации.

Шкала 7 «самопривязанность». Высокие значения шкалы (группа 2) говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. Тенденция к сохранению такого образа - один из защитных механизмов самосознания.

Низкие значения (группа 1) свидетельствуют о желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой.

Шкала 8 «внутренняя конфликтность». Значительно более высокие значения по данной шкале (группа 1) свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Неадекватно заниженная самооценка, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммунникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции. Шкала 9 «самообвинение». Высокие значения (группа 1) говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки. Значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, несмотря на высокую самооценку собственных качеств. [56]

I. Самоуважение. Совокупность значений шкал выражает оценку собственного Я испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению.

II. Аутосимпатия. Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему Я.

III. Внутренняя неустроенность. Данный фактор связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения. Показатели третьего фактора могут свидетельствовать о дезадаптации личности и о потребности респондента в психологической помощи.

Личностный дифференциал:

Оценка - результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Более высокие значения этого фактора для группы независимых людей говорят о том, что они в большей мере принимают себя как личности, больше склонны осознавать себя как носителей позитивных, характеристик, в определенном смысле более удовлетворены собой. Более низкие значения фактора О для зависимых личностей, указывают на критическое отношение к самому себе, их неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Фактор Силы в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Разница в значениях этого фактора менее выражена. Фактор Активности в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности, указывает на высокую активность, общительность, импульсивность; или же на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Наркозависимые считают себя как менее активные, что говорит о недовольстве собой и критичном отношении к своему поведению.

Как можно увидеть из диаграммы по тесту Лири, существует явно выраженная разница по шкале «подозрительность» и менее выраженная по шкалам: «агрессивность», «подчиняемость» и «зависимость». Это говорит о более негативном отношении к людям со стороны зависимых личностей, о большей враждебности к обществу в собственной оценке этих отношений. [54] Наркозависимые в своем восприятии себя в обществе более подозрительные, отчужденные, обидчивые и недовольные. Это говорит о неуверенности в себе в интерперсональных взаимоотношениях, о боязни плохого отношения к себе, большей замкнутости в собственном мире. Разочарованность в людях и опасения приводят к скрытности. Наркозависимые более критичны ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Свое отношение проявляют в вербальной агрессии. Наркозависимые так же считают себя излишне раздражительными, непремеримыми и требовательными к окружающим людям, склонными во всем обвинять окружающих. Зависимые видят себя излишне зависимыми от людей и их мнения, осуждая себя за это и нуждающиеся в покровительстве и поддержке. Более слабовольные и склонные к легкому самоунижению, они склонны винить себя за это, что приводит к недовольству собой. Результаты говорят о наличии навязчивых страхов, не обоснованных опасениях, о большей тревожности, а вследствие и большей зависимости от других и от их мнения. Видят себя более боязливыми и беспомощными в обществе. Все это говорит о меньшей адаптации и приспособленности к жизни в обществе, о не принятии этого общества и себя в межличностных взаимоотношениях. Диаграмма по основным факторам наглядно показывает общее состояние этих отношений. Фактор дружелюбие имеет отрицательный знак. И возможно реальная картина не соответствует действительности и отражает лишь субъективный взгляд на себя, однако это может иметь первостепенное значение, поскольку самооценка и собственное восприятие себя очень тесно связанны с мотивами поведения и оказывает большое влияние на настроение и на состояние личности.

Для более точного и объективного анализа в сравнении количественных показателей этих двух групп и проверки гипотезы мы воспользовались статистической компьютерной программой SPSS, применив методику сравнения средних показателей для парных выборок по Т-критерию Стьюдента. Таблицы приведены ниже.

Доверительный интервал разности средних значений - 95%

Основной показатель Знч.(2-сторон), в последней колонке каждой таблицы, показывает достоверную разницу между значениями, при Знч.(2-сторон)<0,05.

Критерий парных выборок (по шкалам теста на самоотношение)

Парные разности

Знч. (2-сторон)

Среднее

95% доверительный интервал разности средних

Нижняя граница

Верхняя граница

Открытость_Гр1-Гр2

-1,533

-2,223

-,843

,000

Самоуверенность_Гр1-Гр2

-2,667

-3,595

-1,738

,000

Саморуководство_Гр1-Гр2

,133

-1,284

1,551

,843

Зеркальное Я_Гр1-Гр2

-1,000

-1,982

-,018

,046

Самоценность_Гр1-Гр2

-2,200

-3,164

-1,236

,000

Самопринятие_Гр1-Гр2

-1,667

-2,899

-,434

,012

Самопривязанность_Гр1-Гр2

-2,067

-3,431

-,703

,006

Внутр.Конфликт_Гр1-Гр2

3,600

2,822

4,378

,000

Самообвинение_Гр1-Гр2

3,733

2,741

4,725

,000

Критерий парных выборок (Независимых факторов теста на самоотношение)

Парные разности

Знч. (2-сторон)

Среднее

95% доверительный интервал разности средних

Нижняя граница

Верхняя граница

1

САМОУВАЖЕНИЕ_Гр1 - Гр2

-5,000

-8,140

-1,860

,004

2

АУТОСИМПАТИЯ_Гр1 - Гр2

-5,933

-8,682

-3,185

,000

3

ВНУТРЕННЯЯ НЕУСТРОЕННОСТЬ_

Гр1-Гр2

7,400

6,063

8,737

,000

Показатель Знч.(2-сторон)<0,05 говорит об отвержении нулевой гипотезы, то есть доказывает, что существует достоверная разница в средних показателях по шкалам и чем меньше этот показатель, тем более явно выражена эта разница.

Из результатов можно увидеть картину сравнения, сделать анализ и проверить наши гипотезы.

Критерий парных выборок (по тесту Лири)

Октанты

Парные разности

t

Знч. (2-сторон)

Среднее

95% доверительный интервал разности средних

Нижняя граница

Верхняя граница

1

Авторитарность_1 - 2

-,8000

-2,6861

1,0861

-,910

,378

2

Эгоистичность_1 - 2

,5333

-1,2036

2,2703

,659

,521

3

Агрессивность_1 - 2

1,5333

-,3949

3,4616

1,706

,110

4

Подозрительность_1 - 2

3,4000

1,7413

5,0587

4,396

,001

5

Подчиняемость_1 - 2

1,2000

-1,0756

3,4756

1,131

,277

6

Зависимость_1 - 2

1,4000

-,3736

3,1736

1,693

,113

7

Дружелюбие_1 - 2

,4000

-1,4931

2,2931

,453

,657

8

Альтруистичность_1 - 2

,0000

-2,5030

2,5030

,000

1,000

9

ДОМИНИРОВАНИЕ_1 - 2

-2,5667

-8,1757

3,0424

-,981

,343

10

ДРУЖЕЛЮБИЕ_1 - 2

-2,8600

-6,7256

1,0056

-1,587

,135

Критерий парных выборок (Личностного дифференциала)

Парные разности

t

Знч. (2-сторон)

Среднее

95% доверительный интервал разности средних

Нижняя граница

Верхняя граница

1

Оценка_1 - 2

-6,2667

-9,6706

-2,8628

-3,949

,001

2

Сила_1 - 2

-4,9333

-10,8293

,9626

-1,795

,094

3

Активность_1 - 2

-5,6000

-9,1693

-2,0307

-3,365

,005

По таблицам, обращая внимание на показатель Знч.(2-сторон)<0,05, можно выделить следующие факторы: Открытость, Самоуверенность, Самоценность, Самопринятие, Самопривязанность, Внутр.Конфликт, Самообвинение, Самоуважение, Аутосимпатия, Внутренняя неустроенность - по тесту на Самоотношение; Агрессивность, Подозрительность, Подчиняемость, Подчиняемость, Дружелюбие -по тесту Лири; а так же Оценка и Активность - по тесту Личностного дифференциала.

Из всего выше изложенного, мы можем принять правомерность наших гипотез.

Мы можем с уверенностью утверждать, что существуют специфические особенности в самосознании наркозависимых, представленные в эмоционально-оценочном и эмоционально-ценностном его компонентах. Наркозависимые более негативно относятся к собственному образу-Я. А так же, в своей оценке себя, зависимые личности имеют более негативное и враждебное отношение к обществу и к себе в этом обществе, что показывают результаты теста Лири.

Заключение и рекомендации

В данной работе мы провели легкое исследование некоторых элементов структуры самосознания наркозависимых личностей. При этом ознакомившись с другими исследованиями и литературой по данным вопросам.

В своем исследовании мы больше опирались на теорию самосознания и Я-концепции Бернса, в которой структура самосознания представлена тремя элементами: образом-Я, самооценкой и поведенческим-Я. Где образ-Я это описательная, когнитивная, не окрашенная эмоционально, составляющая Я-концепции. Самооценка - эмоциональный компонент или собственное отношение к образу-Я, вызывающее те или иные эмоции. Эти два компонента неразрывно связанны друг с другом, не отделены и находятся в постоянном взаимодействии. Результат этого взаимодействие выливается в различные состояния и приводит к определенным поведенческим реакциям. Это и есть поведенческая составляющая Я-концепции.

Из теории мы поняли, как связанны понятия Самосознания и Я-концепции, где Я-концепция это индивидуальная представленность Самосознания для отдельной личности. Самосознание, как высшее проявление психики, присущее только человеку, несет за собой важнейшее значение для развития личности, участвуя во внутренней саморегуляции функционирования человека, неразрывно связанно с мотивационной сферой.

Мы так же ознакомились с материалами по проблеме зависимости. Поняли насколько это сложное и всеобъемлющее явление, затрагивающее все сферы личности. Более подробно остановились на психологическом аспекте наркозависимости. В частности рассмотрели материалы исследований самосознания и самооценки наркозависимых.

Проведя наше исследование, мы увидели некоторые особенности в структуре самосознания группы наркозависимых личностей. И хотя мы не можем делать глобальных выводов, для данной группы исследуемых, мы можем утверждать о наличии различий в самосознании зависимых и независимых личностей.

И хотя тестирование вряд ли может показать реальную картину, но может показать субъективную, что имеет даже более важное значение для исследования данного вопроса.

Результаты исследования показали нам особенности и отличительные черты в Я-концепциях неркозависимых и независимых личностей. В частности это наглядно выражено в более негативном самоотношении и более заниженной самооценке, а так же в более негативном отношении к обществу и к себе в этом обществе. Можно сделать выводы, что у наркозависимых отсутствует полноценное принятие себя и удовлетворенность собой и жизнью, что мешает полноценному функционированию. Завышенные требования к себе и к людям приводят к внутренней напряженности, в сочетании с негативной оценкой себя они испытывают недовольство, что приводит к дискомфорту и злости, которая выражается в вербальной агрессии, направленной либо на себя, либо на людей. Более враждебное отношение к обществу выражено в подозрительности и недоверии, что ведет к отторжению этого общества, рождает тревогу и ведет к внутренней изоляции. Не смотря на внешнюю браваду, наркозависимые менее уверенны в себе, склонные к самоугнетению и самообвинению, они имеют различного характера внутренние конфликты. Все это говорит о каком-либо уровне дезадаптации, меньшей приспособленности к реальной жизни среди людей. Самосознание имеет решающее значение в саморегуляции поведения и принимает активное участие в регуляции эмоциональных реакций, оказывая влияние на внутренние состояния и самочувствие человека. У наркозависимых, вследствие вышеперечисленных причин, самосознание не может в полной мере осуществлять свою регуляторную функцию.

Можно так же отметить тот факт, что наша исследуемая группа состояла из наркозависимых, находящихся в значительной ремиссии, многие из которых живут полноценной жизнью без наркотиков и алкоголя. И не смотря на внешнее благополучие, мы убедились в том, что внутренний дискомфорт и другие специфические особенности психики наркозависимых присутствуют даже у людей, давно решивших свою проблему употребления, хотя и не в таких ярко выраженных формах, как у действующих наркоманов. Это говорит о специфичности данной проблемы, выраженной в неизлечимости этой болезни.

То есть некоторые деструкции самосознания сохраняются и не исчезают полностью с течением времени и даже с активной «работой над собой», присутствуя в психике наркозависимых личностей и говоря нам о всей сложности этой проблемы. Мы считаем, что для того чтобы зависимость не оказывала пагубного воздействия, приводящего к рецидивам и срывам, человек должен постоянно находиться в процессе реабилитации и психологической поддержке.

И поскольку самосознание не может в полной мере обеспечить полноценного функционирования зависимого человека в обществе, так же находясь под влиянием отношения окружающего мира и оказывая влияния на это отношение, им желательно воспользоваться помощью извне. В этом могут помочь психотерапии, тренинги, общение с психологом, а так же участие в группах самопомощи, общение с другими зависимыми, неупотребляющими наркотики и с другими духовными и позитивными людьми и другое… Все это может стать внешними факторами, помогающими поднятию самооценки, изменению внутреннего образа-Я и развитию собственного самосознания.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А., /Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования/, Психологический журнал. Москва,1994. №2

2. Андреева Г.М., /Социальная психология/, Изд. «Медицина», Москва, 1998.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986.

4. Братусь Б.С. Аномалии личности Изд. «Мысль». 1988

5. Битенский В.С., /Наркомании у подростков/, Изд. «Феникс», Москва, 1989

6. Габиани А.А. /На краю пропасти: наркомания и наркоманы/, Изд. «Юнити», Москва, 1990

7. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомании и токсикомании. Л., 1991.

8. Димофф Т., Карпер С., /Как уберечь детей от наркотиков/, Изд. «Смысл», Москва, 1999

9. Зиглер и Хьел /Теории личности/, Изд. «Питер», СПб, 2002

10. Змановская Е.В., /Девиантология: психология отклоняющегося поведения/, Изд. «Питер», СПб, 2005

11. Иванова Е., /Как помочь наркоману/, Изд. «Речь», СПб., 2001

12. Кошкина Е.А., Эпидемические исследования в наркологии /Лекции по наркологии/, Под редакцией Н.Н. Иванца, Изд. МГУ, Москва, 2000

13. Кржечковский А.О., /Самосознание подростков, склонных к употреблению одурманивающих веществ. Актуальные вопросы наркологии/, Изд. МГУ, Москва, 1990

14. Курек Н.С., /Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте/, Изд. «Смысл», Москва, 2001

15. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М..1975.

16. Либин А. В., /Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций/, Изд. «Смысл», Москва, 2000

17. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М.,1996.

18. Майерс Д., /Социальная психология/, Изд. «Питер», СПб, 2005

19. Малкина - Пых И.Г., /Психология поведения жертвы/, Изд. «Эксмо», Москва, 2005

20. Москаленко В., /Зависимость: семейная болезнь/, Изд. «Смысл», Москва, 2002

21. Руденский У. В. , «Социальная психология». Изд. «Наука», Москва, 1997

22. Пятницкая И.Н., /Наркомании/, Изд. МГУ, Москва, 1994

23. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М..1972.

24. Столин В.В., /Самосознание личности/, Изд. МГУ, Москва, 1983

25. Савина Е. А., «Социальные представления личности», Изд. «Алетейя», СПб, 2000. С. 224

26. . Соломзес А. Джон, Вэлд Чеурсон, Г. Соколовский /Наркотики и общество/, 1998

27. Тейлор Ш., Пипло Л.. Сирс Д., /Социальная психология/, Изд. «Питер», СПб, 2005

28. Шибутани Т., /Социальная психология/, Изд. «Феникс», Москва, 1999

29. Энтин Г.М., Гофман А.Г., Музыченко А.П., Крылов Е.Н., /Алкогольная и наркотическая зависимость: Практическое руководство для врачей/, Изд. МГУ, Москва, 2002

30. Лекции по наркологии, под редакцией Н.Н. Иванца, Изд. МГУ, Москва, 2001

Сайты

31. www.naritsyn.ru, Нарицын /«Про детей и их родителей» - брошенное поколение/.

32. www.lechebnik.info, статья /Наркомания/.

33. www.medportal.ru, статья /Наркомания/.

34. www.narco.mcvita.ru, раздел /Наркомания/.

35. www.zdorovie-tv.ru, рубрика /Наркомания/.

36. www.wikipedia.org, поиск /Наркомания/

37. www.5ballov.ru, статья /Наркомания/.

38. www.psybase.net.ru, статья /Наркозависимость/.

39. www.azps.ru, Каплан /Клиническая психиатрия/.

40. http://narkotiki.ru/, статья /Изменение познавательных процессов и личности…/

41. http://www.bestreferat.ru/, статьи /поиск/ Наркомания/

42. http://twcad.ifmo.ru/NEZAVISIM/, раздел /Болезнь/

43. http://www.narcom.ru/, форум

44. http://www.runa.ws/index.php, форум.

45. http://mne-ploho.narod.ru/, архив рассылок

46. http://www.marshak.ru/, раздел /Концепция, Причины наркомании/

47. http://bestdisser.com/, раздел/ Медицинская психология/

48. Т. Горски / Путь выздоровления/ Институт общегуманитарных исследований.,2003

49. Б. Воронович /Без тайн, о зависимостях и их лечении/ Изд. «Сфера», Киев 2004

50. Анонимные Наркоманы, Narcotics Anonymous World Services, inc. Chatsworth, USA, 2001

51. Д. Мерсер, Д. Вуди /Индивидуальное консультирование наркозависимых/ ред. С. Дворяк, Варшава 2001

52. Батищев В.В., Негериш Н.В. «Методология организации программы психотерапии и реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ», РБФ «НАН», М.2000, стр. 15

53. О.О. «Опора» /Материалы к базовому семинару по химической зависимости/ 2007

54. Карелин А. /Большая энциклопедия психологических тестов/. pdf

55. Веретенников О.Ю. / МИСС-2000: Методика исследования структуры самосознания./ Мурманск 2000г.

56. http://www.vsetesti.ru/, поиск /тест на самоотношение/

57. http://psylib.kiev.ua/, раздел /библиотека/

58. http://psylib.kiev.ua/, раздел /литература/

59. http://www.koob.ru/, раздел /психология/

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты