Особенности трансформации "женственности" с точки зрения поколений
p align="left">Формирование конструкта женственности шло одновременно с развитием культуры, где женщина заявила о себе не только как объект воплощения в образах и типах, а как полноправный субъект, способный сказать новое слово и предстать как один из новых субъектов творческой деятельности в разных ее вариантах. Если в ранних литературных памятниках смысл женского бытия, ее мир, как правило, регламентировался нормами, законами, традициями, сложившимися веками, то с появлением женского голоса на литературном горизонте женщина сама выбирала для себя философию жизни, излагая свое собственное понимание сути бытия, стараясь сделать все, чтобы ее голос был услышан и понят. Философия новой женственности обозначилась как в художественных текстах, где она представлена в качестве объекта авторского воображения, созданных чаще всего авторами-мужчинами, так и в текстах, где субъектом-творцом является сама женщина.
Более близкое родство история полов обнаруживает с социальной историей. Соответственно более сложно протекают процессы обобщения и разделения между ними, что можно сравнить с близостью и отчуждением в отношениях между отцом и подрастающей дочерью. Социальная история в том виде, как она складывается с 60-х годов, претендуя, и не без основания, на признание ее заслуг в проявлении особого интереса к новым областям исторической действительности, а также в новой постановке вопросов и предоставлений объектов изучения, что, в итоге, способствовало появлению женщин в поле зрения ученых. По крайней мере, объекты, с которыми работали специалисты по социальной истории, включали, как правило, представителей обоих полов. Под всей социальной истории достаточно места и для категории «пол».
Но как раз это в последнее время подвергается сомнению со стороны исследователей истории женщин и истории полов. Такой расследование обуславливается тем, что социальная история и история общества пишутся все еще без учета «гендерного» вида. Однако большинство женщин - историков, которые занимаются историей полов, едва ли собираются поставить под вопрос идеи и методы социальной истории.
Между тем многие исследования показали, что теория модернизации, понятая как модель центрального направления развития и имеющая силу вроде бы для общества вообще, при учете обоих полов быстро наталкивается на свои границы.
Касающаяся всего общества модернизация обладала для мужчин и женщин во многих областях специально разными последствиями, которые, кроме того, расходились по времени их движения, темпам и возможным переходным моментам.
Здесь можно остановиться на нескольких примерах современной семьи, которая была выдвинута в конце 18-го и в 19-ом веке, реализована буржуазией, закрепила структуры неравенства, прежде всего ущерб женщинам. Женщины долгое время с трудом добивались возможности участвовать в политике (по формулировкам закона об избирательном праве). Наблюдаемые на рынке труда специализация, либо совсем не касалась женщин, либо касались их только частично и имели другие последствия для них. Показателем в этом отношении может служить многоступенчатая профессиональная группа домашней прислуги и дворовых людей, которая в 19 веке пережила процесс слияния функций, в результате чего появилась чисто женская «профессия» служанки, выполняющей любую работу.
Свойственное теории изменения концентрации внимания на процессе развития привело к тому, что не были учтены устаревшие традиции и казавшиеся неизменными соотношения, такие как соотношения полов. В соответствии с результатами многочисленных исследований, нормы, касающиеся полов, скорее становились более жесткими, чем изменялись или ослаблялись. Социальный контроль над их выполнением происходил не бюрократически, а на личностном уровне.
Понятия класса, которому отдается предпочтение в социальной истории, должен быть пересмотрен. Исходя из основного о том, что сословное общество эпохи Абсолютизма примерно с 1800 года последовательно перерастает в классовое общество, специалисты по социальной истории уделяли таким критериям, как пол, лишь второстепенную роль по отношению к классовой принадлежности. При этом игнорировались феномены, которые препятствовали стиранию классовых различий и касавшиеся преимущественно женщин, например, отсутствие или непостоянность трудовой деятельности, а также дальнейшее существование сфер деятельности, не определяемых как наемный труд. Процессы разработки модели образования классов подразумевают следующее простое развитие: классовое положение - классовое поведение - классовое поведение. Включение женщин в такие модели было затруднено, поскольку женщины на некоторых из этих ступеней вообще не представлены, а на других представлены лишь незначительно.
Говорилось о «классе рабочих с их женами и детьми» и, таким образом, создавалась лестница значений, которая позволяла устранить как исключение из правил любые отклонения от модели поведения.
Процесс переосмысления начался, когда категория «класса» стала привлекать внимание истории женщин и истории полов. В ряде исследований о ситуации работниц был обнаружен особый ритм женского труда. При этом отсутствие женских организационных структур объяснялось не столько недостаточной готовностью работниц к их созданию, сколько мужским безразличием. Кроме того, исследования выявили области, отрасли и периоды времени, в которых женщины проявляли политическое сознание. То, что оба научных подхода поставили в один ряд вопрос о «классе и поле», способствовало, с одной стороны, их плодотворному сближению. Однако, с другой стороны, вместо «и» зачастую имелось ввиду «или», что приводило к тому, что обе категории социального несоответствия становились конкурирующими факторами, из которых в итоге один или другой воспринимался как главный. Однако, таким образом, создавался ложный исторический субъект, который выбирал между возможностью чувствовать и действовать либо «прежде всего, как женщина», либо «прежде всего, как рабочий». Но работница не оставляла своей женственности за воротами завода, так же как и учитель мужской гимназии в своем чисто мужском заведении не действовал и не размышлял как нейтральный в отношении пола гражданин. Самооценка, мировосприятие, формы коммуникаций, образцы поведения были результатом сплетения этих двух - и других - особенностей.
Для большинства женщин 19 и начала 20 века, которые либо вообще не принимали участия в трудовой и политической жизни, либо делали это лишь нерегулярно, культурный уровень класса, к которому они принадлежали, имели большое значение. В исследованиях о буржуазии уже неоднократно отмечалось влияние вида культуры на процесс создания классов, поскольку класс буржуазии нельзя назвать однородным с точки зрения его положения в обществе и их представителей. При этом стало легче ввести в рассмотрение и родственниц этого класса, что иногда приводило к тому, что категория класса не столько дополнялась, сколько заменялась категорией «культуры». Что же касается историографии рабочего класса, которая исследовала в основном структуру, то здесь виды культуры долгое время вообще не рассматривались.
Культура в этом смысле создает и разделяет ментальные, моральные и эстетические категории, оказывает влияние на восприятие человеком действительности и на связанные с этим восприятием мнения и действия, причем они в мере различаются в зависимости от принадлежности к определенному полу и к определенному классу.
Социокультурное классовое соответствие формируется, познается и передается на малом уровне в различных сферах, например, на предприятии, в объединении, в семье, среди соседей, в партии, в профсоюзе или в общине. Прохождение в этих сферах процессы общения, а также в результате накопления опыта складывается как классовое так и половое соответствие. При этом не одна из них не является главной. Даже в тех сферах, в которых уже господствует исключительно один пол, речь идет о сохранении и отграничении своей половой идентичности. Собственно женские ниши и сети уже исследовались с этой точки зрения, прежде всего, специалистами по истории женщин. Что же касается истории политики и экономики, то она еще почти не изучалась с учетом гендерного вида и представляет собой многообещающий материал для новых исследований с точки зрения истории мужчин.
Уделяя больше внимания виду взаимосвязанности, можно добиться соединения категорий «класс» и «пол».
Во взаимном общении действующие лица истории рассуждая, создавали сходства и различия по признаку класса и пола. Они на собственном опыте испытывали эти сходства и различия, перепроверяли их, закрепляли, передавали по традиции и, таким образом, усиливали сознание своего неравенства.
Нужно стремиться соединить социальную историю и историю полов в «общей истории общества», которая бы обходилась без иерархии категорий и значимостей, принимала бы во внимание как женскую, так мужскую часть истории, а и также сформировывала уже существующие теории.
1.3 Женственность в биологическом аспекте
В середине - второй половине XIX века в России началось широкое движение женщин за равноправие, выразившееся в борьбе за доступ к образованию, за право на профессиональный труд, инициированное социальными потрясениями эпохи. Большую роль в развитии женского самосознания сыграли и западный феминизм, распространившийся в России в ходе европеизации российского общества, и российский нигилизм, ставший выражением умонастроений разночинцев, их реакцией на сложную социально-экономическую ситуацию в стране. Наиболее активное выражение в российском обществе получило стремление женщин к общественной деятельности, профессиональному равноправию, их попытки изменить устоявшиеся нормы поведения. Женщина наравне с мужчиной стала заниматься предпринимательской деятельностью. При этом участие женщин в предпринимательской деятельности, имевшее место и в дореформенное время, воспринимались как нечто естественное в сложной личной ситуации, как жизненная необходимость, стремление обеспечить достойную жизнь себе и своим детям. Наиболее интенсивно процесс включения женщин в рыночные отношения и изменение их социальной психологии проходили в столичных городах, где роль женщин в общественной и культурной жизни была традиционно велика.
Ценность российской женственности связывалась с качествами: домовитостью, хозяйственностью, чадолюбием. Роль хранительницы домашнего очага - одна из традиционно доминирующих форм идентификации женщины на страницах отечественной классики. Женщина как хранительница домашнего очага - цементирующий центр и опора семьи, от которой зависит настоящее и будущее домочадцев и ее собственное. Не случайно вдумчивыми хранителями и бережными носителями русского фольклора, как правило, являются женщины. В. Розанов замечает: «Муж есть глава дома… Но хозяйкой его бывает жена. Жена входит в дом мужа как ласка и нежность…» [14, с. 333]. Конструкт «домоводки», опоры семьи выстраивается во многих отечественных литературных текстах от XVIII века до наших дней. Если эта опора рушится, рушатся все ее составляющие, нарушается равновесие в доме. Дом является символом защищенности от всех бурь.
Жена ???, кто же это?
Они встретились и полюбили друг друга. Сыграли пышную свадьбу, отдохнули в медовый месяц. Дальше началась совместная семейная жизнь. У каждого из них есть большое желание сделать любимого самым счастливым человеком. Но одного желания мало. Мало просто хотеть, необходимо знать, как это сделать. И очень часто семейные пары распадаются, особенно молодые, не умудренные жизненным опытом.
А где его взять? Где взять опыт мудрой жены, если тебе всего двадцать лет, и ты первый раз вышла замуж? Но в жизни люди становятся мудрыми только с возрастом и опытом. Кто-то раньше, кто-то позже. Надо жить и анализировать свой опыт, развивать в себе ясный взгляд на события и сильный характер.
Семейная жизнь - это, прежде всего, сотрудничество. Поэтому мудрая женщина выбирает подходящего спутника жизни, который был бы готов к сотрудничеству. При этом ей не так важно, насколько он красив, богат и романтичен, главное, что он соответствует её установке на определенные взаимоотношения. Мудрая женщина знает, что в браке никто никому не должен, ведь брак должен быть основан на любви и на глубоком понимании целей совместной жизни.
Личностные отношения - это самое ценное и существенное в вашей жизни. Каждым днем, каждым мигом вы создаете своё будущее. Совместная жизнь - это как построение крепкого здания. Каждый день, событие за событием, словно кирпичик за кирпичиком, вы закладываете этот дом. Как вы его построите, в таком доме и будете жить. Мудрая женщина знает все это. Она каждый день с любовью и огромной самоотдачей вкладывает всю себя без остатка в это строительство.
Женщины - это творцы по натуре. Мудрая жена знает, что в основном от нее зависит погода в доме и настроение мужа, и вот тут-то и начинается самое главное. Главными ее инструментами являются любовь, искренность, понимание и терпение. Она, используя эти инструменты, объясняет мужу, что главный секрет женской натуры - это любить, быть любимой и развивать близкие отношения. Это заложено в ее природе.
Мудрая жена знает, что мужчины и женщины любят по-разному. И зная это, она не ждет и не требует от мужа действий, которые должны соответствовать именно женским представлениям о любви. Она знает, что муж - это отдельная самостоятельная личность, которая живет не для нее, а в первую очередь для себя. Она живет с мужем по принципу первого свидания. Ведь в период первых встреч её муж был для нее Человеком Неизвестным, и она с уважением относилась к его интересам и не досаждала ему своими советами. Она уважала его планы, секреты, мысли и его право на самостоятельное принятие решений. Она не критиковала его, когда он что-то ей говорил, прислушивалась. Мудрая жена знает, что вежливое обращение, которое было на первом свидании, надо пронести через всю жизнь. Она уважает своего мужа, как чужого человека, т. к. знает, что нельзя сходиться слишком близко и считать друг друга своей собственностью.
Конечно, в совместной жизни очень часты случаи раздражения супругов друг на друга. Но что такое раздражение? Это личная проблема раздражающегося, связанная с тем, что его ожидания не соответствуют действительности. Так почему он возложил на своего супруга неправильные ожидания? И почему супруг должен терпеть раздражительные речи, агрессию, если не виноват в том, что относительно его заблуждались? Мудрая жена знает, что раздражение - это признак плохого воспитания, знает, что раздражение неуместно нигде и никогда. И если вдруг оно возникло, то с ним необходимо разобраться, искренне взглянув внутрь себя, ведь в этом никто другой не виноват.
Подведя итог всему вышесказанному, мы можем сказать, что мудрая жена - это любящая женщина, которая знает, как любить и быть любимой в браке.
Еще в середине ??? века женщины начали бороться за равноправие и до нынешнего момента добились больших успехов в области предпринимательства. Сейчас же так женщин принято называть бизнес-леди.
Среди специалистов бизнеса, психологов и исследователей нет единого мнения в определении женского стиля ведения бизнеса. Одни эксперты вообще не видят отличий женщины-руководителя от мужчины. Другие склонны большинство качеств, присущих хорошему руководителю, считать исключительно женскими. Запуталась наука в своих исследованиях, многоголосье психологов водит по кругу, то отмечая те самые специфические качества женского стиля в бизнесе, благодаря которому женщина, возможно, лучше мужчин проявляет себя в менеджменте, то нивелируя их, отказывая бизнес-леди в индивидуальности и подчиняя «мужскому миру» бизнеса, в котором она, хрупкая и трогательная, должна вести себя по-мужски.
Изначально мужчина находился в более выигрышном положении по сравнению с женщиной, и пока жена вынашивала и растила детей, находясь в подчинении и материальной зависимости, мужчина, муж, имел свободу действий и выбора, открыто властвуя и реализуя свои желания. Что оставалось женщине? Развивать в себе хитрость, ловкость, интуицию, учиться управлять мужчиной, обольщать его и приручать. Постепенно женщина приобрела те черты, с помощью которых она в любом деле может добиться хороших результатов, независимо от того, считается ли оно традиционно мужским или женским.
Но современная женщина не останавливается только на семье, ее стремления уходят далеко от простого «женского счастья». Появилась «женщина-карьеристка» (в хорошем смысле слова), которая успешно и наравне с мужчинами решает сложнейшие вопросы бизнеса. Откуда взялись у женщины, удел которой «кухня, дети и церковь», особые качества бизнес-леди: деловая хватка, расчетливость, сообразительность, способность к молниеносным решениям?
Сложно сказать, что это - предрассудки, стереотипы или традиция - отказывать женщине, скажем, в стремлении к победе, а мужчине - в человечности. Но бизнес-леди уже устала оправдываться: да, я тоже могу, да и я способна… Она просто делает свое дело и добивается успеха.
И пока психологи пытаются выделить характерные черты «женского стиля» ведения бизнеса, большинство руководителей приходят к выводу, что в менеджменте (как и в любой профессии) мужчины и женщины имеют равные шансы на успех, и добиться высоких результатов может любой специалист, если он обладает необходимыми для конкретной должности качествами. Проявление этих качеств вряд ли зависит от характеристик пола, скорее от личностных особенностей человека.
Принципиальных отличий в управленческих технологиях мужчины-руководителя и женщины-руководителя нет, но все же существуют некоторые особенности, обусловленные разницей психологической структуры личности у мужчин и женщин.
Эмоции через край
Эмоциональная и более непредсказуемая (с точки зрения мужчины, конечно) женщина во многих ситуациях реагирует сильнее, а арсенал ее реакций явно богаче. Женщина долго переживает проблему, воспринимает все близко к сердцу, больше склонна «прокручивать» в уме ситуацию, «проигрывать» возможные варианты разворачивающихся событий.
Повышенная эмоциональность, к сожалению, делает бизнес-леди уязвимее: женщина обидчивее мужчины, болезненно реагирует на критику, грубость, оскорбление, становясь неуверенной в себе. Частенько женщина позволяет себе быть необъективной, если находится под воздействием эмоций. И эта излишняя эмоциональность считается одним из серьезных недостатков женского стиля управления и является причиной многих личностных конфликтов.
Зато принимая решение, женщина-руководитель полагается на свои ощущения, чутко относится к большинству аспектов проблемы, имеющих для нее эмоциональное значение. В управлении персоналом женщину-руководителя больше волнует сфера межличностных отношений, чем руководителя-мужчину. Она тонко реагирует на морально-психологический климат в коллективе, не стремится к жестким санкциям при осуществлении контроля над деятельностью сотрудников. Для нее характерна чуткость к душевному состоянию человека, хотя при этом сохраняется способность применять жесткие меры по отношению к тем подчиненным, кто систематически не справляется с поставленными задачами.
Мягкая как воск
Считается, что женщина мягче и податливее мужчины. Отчасти это правда. Но большинство бизнес-леди умеют проявить жесткость и напор том, где это нужно. Мягкость, как человеческое качество, проявляется в том, что женский стиль управления отличается большой гибкостью. Для женщин бизнеса также характерно умение адаптироваться к сложившимся обстоятельствам, умение адекватно воспринимать ситуацию. Женщина чаще всего не жалуется, не тратит время на поиск виноватых, а старается подстроиться под заданные ограничения, настойчиво и последовательно добивается реализации поставленных целей. И это не мягкость, а, я бы сказала, гибкость и дипломатичность, которые позволяют женщине эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.
Что касается экстремальных и конфликтных ситуаций, то женщине свойственно активно противостоять проблеме, не отстраняясь от нее в страхе, не избегая.
Умная - разумная
В разумности при принятии решений и их реализации женщине отказать никак нельзя - решение она принимает со всей ответственностью, хорошо все взвесив и продумав. Женщина четко распределяет функции среди исполнителей, устанавливая ответственность в соответствии с конкретными обязанностями сотрудников, поэтапно контролируя и не допуская затягивание негативных ситуаций. Женщина готова к сотрудничеству и коллегиальному принятию решений, дает возможность подчиненным проявить инициативу, избегая чрезмерной опеки. Действуя последовательно и постепенно, женщина склонна к тактическому, а не стратегическому управлению. Но в современных быстро изменяющихся условиях рынка именно тактическое планирование оказывается наиболее оправданным. Многие исследователи даже считают, что женщины имеют более взвешенный подход к бизнесу: они значительно лучше воспринимают и анализируют детали, подробности событий, умеют провести логический анализ элементов целого.
Любопытная Варвара
Любопытство и пытливость ума - это наше, женское! В бизнесе в большинстве случаев женская любознательность реализуется в стремление расширять свой кругозор через общение, установление новых контактов, сбор дополнительной информации. Женщина въедливо доходит до самой сути проблемы, ищет новые пути расширения бизнеса. Ей интересно все попробовать «на вкус»: поэтому часто женщина входит в бизнес, относящийся к традиционно мужскому - например, строительство жилых домов или производство металлических конструкций. Начинает такой бизнес женщина и выигрывает, добивается успеха, опережает мужчин.
Интуиция
Женщина использует внутреннее чутье, чтобы успешно действовать в кризисных ситуациях, не уступая в хитрости мужчине-руководителю. Вообще об этом качестве трудно рассуждать - психологи не обсуждают его наличие, а лишь соревнуются в формулировках, определяющих это женское качество. Ученые нашли источник женской интуиции в том, что женщина в отличие от мужчины в критической ситуации задействует левое полушарие коры головного мозга. Поскольку женская интуиция уже давно стала достоянием фольклора, источником анекдотов, единственно верным можно считать то, что она есть! А раз она существует, то приносит свою пользу женщинам во всех проявлениях жизненной активности, в том числе и в бизнесе.
Так что напрасно мужчины плодят анекдоты про женщин-руководителей - женский стиль ведения бизнеса в том, что касается результатов деятельности, ни в чем не уступает мужскому. А в выборе способов, которыми эти результаты достигаются, максимально проявляется личная индивидуальность руководителя.
Говоря о женственности, прежде всего надо начинать говорить о женщине - маме.
Мать - это взрослый человек, заложивший в женщину первичную экзистенциальную информацию. «Первичная экзистенциальная информация» означает, что мать закладывает способ реагирования, стиль отношений, ценности, всю культуру поведения путем передачи комплексуальной семантики от ядра, корня одного человеческого существа к корню другого, подобно вегетативной прививке. На бессознательном уровне каждая женщина являет собой одно из звеньев черной цепи комплекса, передаваемого из поколения в поколение.
Говоря «мать», я имею в виду взрослого, впервые оформившего категорию женственности в девочке, который первым установил характерные формы женского поведения. Таким взрослым необязательно становится биологическая мать: им может оказаться бабушка, тетя, монахиня. [18].
Для фрустрации, переживаемой многими женщинами, чьей единственной ролью оказалась роль домохозяйки, Таврис и Оффер (Tavris & Offir, 1997) даже ввели специальный термин - синдром домохозяйки (housewife syndrome). Представьте себе такую картину. Мало того, что вся работа никогда не может быть сделана окончательно (как только вы наведете в доме хоть какое-то подобие порядка, всегда кто-нибудь тут же нарушит его), но к тому же она обычно скучна, утомительна и вообще никем не признается за работу. Когда думаешь о детях, они представляются самыми милыми существами на свете, однако иметь детей - совсем не то же самое, что рассматривать семейный альбом. В реальной жизни их нужно кормить, одевать, купать (вообразите себе, сколько труда это требует), они ссорятся друг с другом и с вами, а в конце концов вырастают и больше не хотят иметь с вами ничего общего.
Ферри (Ferree, 1980) отмечала, что домохозяйки часто чувствуют свою социальную изоляцию. Она предполагала, что это ощущение усиливают такие факторы, как ограничение свободы передвижений, жизнь в пригороде, большое количество работающих женщин вокруг и постоянное внимание, которого требуют маленькие дети. Рост числа женщин, работающих на производстве, укрепляет распространенное в обществе представление, что те, кто остаются дома, ведут праздную и беспечную жизнь, и такое снижение престижности домашнего труда еще больше увеличивает неудовлетворенность домохозяек (Ferree, 1980; Gove & Tudor, 1973). Возможно, поэтому некоторые исследователи находят, что домохозяйки обычно имеют более низкую самооценку, чем работающие женщины (Shaver & Freedman, 1976). В иных работах даже утверждается, что жены, сидящие дома, более склонны к депрессии, чем жены, работающие на производстве (Ross et al., 1983). Гоув (Gove, 1972) предположил, что домохозяйки более подвержены депрессии, потому что их труд утомителен, однообразен и малопрестижен, а источник удовлетворения только один.
Мнения ученых о том, как роль домохозяйки воздействует на женщину, разделились, но большинство социологов согласны, что женщина, зарабатывающая деньги, пользуется в доме большей властью. Согласно теории власти в семье (family power theory), тот из супругов, кто обладает большими экономическими возможностями, обладает также и большей властью (Stroh et al., 1992). Финансовая зависимость домохозяйки от мужа делает ее менее влиятельной фигурой в доме, так как это «его» деньги и он - единственный, кто занят «настоящим» делом (поскольку труд женщины в доме не оплачивается, люди часто рассматривают его как менее ценный, чем оплачиваемый труд). Существует несколько исследований, подтверждающих, что работающие жены имеют больший вес в семье, чем сидящие дома (Beckman & Houser, 1979; Crosby, 1982; Mason & Bumpass, 1975). Эриксен и его коллеги (Ericksen et al., 1979) обнаружили, что мужья, имеющие престижную профессию, в семейной жизни особенно склонны настаивать на своем. Как полагают Стейл и Турецки (Steil & Turetsky, 1987, p. 75), «неравенство полов в семье воздействует на формирование аналогичных неравных условий за пределами семьи». Нет однозначных доказательств предположения, что большая власть в доме одного из супругов проистекает непосредственно из того, что он или она получает больше денег или имеет более престижную работу. Однако все согласятся с тем, что если мы финансово зависимы от кого-то, кто к тому же имеет более высокий социальный статус, чем мы, то этот человек обладает над нами большей властью, чем мы над ним.
2. Экспериментальное исследование трансформации женственности
2.1 Цели и гипотезы исследования
Цель исследования: определение отношения подростков и их родителей к феномену женственности.
Задачи исследования:
- Анализ тенденций исследований по вопросу женственности.
- Проведение сравнительного анализа отношения подростков и их родителей к женственности.
- Разработка психо-педагогических рекомендаций относительно воспитания девушек.
Гипотезы исследования:
1. Подростки трактуют женственность с модернистских позиций, в то время как их родители с традиционных позиций.
2. Среди мужчин наблюдается более традиционный подход к женственности по сравнению с женщинами.
3. Среди подростков меньше гендерных различий в трактовка женственности чем среди их родителей.
2.2 Методы исследования и респонденты
Для реализации исследования были применены ряд методов:
Инструментарий: комплексный опросник, тест С. Бем.
Респонденты: подростки в возрасте 16-17 лет, мужчины и женщины в возрасте 23-40 лет.
Выборка исследования включает 12 семейных пар, состоящих в зарегистрированном браке из города Кишинева, имеющих стаж супружества более 10 лет и 10 семейных пар, состоящих в зарегистрированном браке из города Кишинева, имеющих стаж супружества менее 6 лет. Всего в исследовании участвует 60 человек, из них 30 - женщин и 30 - мужчин.
2.3 Результаты исследования
На тему женственности был проведен опрос. Было взято равное количество мужчин и женщин. На «1» вопрос «что себя включает женственность»?
· 74% - женщин отметили все предложенные качества (внешние качества; духовный мир; сексуальность; нежность; миловидность; шарм);
· 17% - выделили духовный мир;
· 4% - нежность.
Мужские голоса распределились по другому:
· 52% - мужчин отметили все предложенные качества (внешние качества; духовный мир; сексуальность; нежность; миловидность; шарм);
· 35% - духовный мир;
· 17% - нежность;
· 13% - внешние качества;
· 9% - миловидность;
· 4% - сексуальность.
Следует отметить, что мужчины дали более разновидные ответы. Получается, что они более креативно подошли к данному вопросу. Женщины же из предложенных 7 вариантов ответов отдали предпочтение только 3-ём. Ни одна из женщин не отметила; внешние количества, сексуальность, миловидность, и шарм. Из всех опрошенных мужчин и женщин никто не отметил шарм. У женщин были «скромные» ответы. И большинство женщин отдали свои голоса за ответы все качества перечисленные выше. Это означает, что выделить одного или два качества не могут и считать, что все эти качества перечисленные раннее важны. И не видят для себя женственности без какого-то качества. Получается, что для большинства женщин все эти качества взаимосвязаны между собой и если одно убрать, то цепочка прервется.
У мужчин тоже на 1-ом месте стоит ответ все качества перечисленные выше. Но это им не помешало выделить для себя ещё несколько качеств 2-место как у мужчин, так и у женщин занимает ответ «духовный мир». Видимо для них это неотъемлемая часть женственности. На 3-ем месте опять же ответы и мужчин и женщин совпадают - это «нежность».
2) Присуще ли женственности - скромность?
· 52% - женщин ответили да;
· 35% - в некоторых случаях;
· 13% - не знаю.
Ни одна из женщин не дала чёткого и твердого ответа на этот вопрос «нет «Некоторые колебались и не знали что ответить.
· 57% - мужчин ответили да;
· 4% - ответили нет;
· 35% - в некоторых случаях;
· 4% - не знаю.
Следует отметить, что мужчины отвечали более увереннее. Показатель этому низкий уровень процента на ответ «не знаю «.
3) Должна ли женщина быть откровенна во всем со своим мужчиной?
· 9% - женщин ответили да;
· 13% - ответили нет;
· 30% - не совсем;
· 48% - смотря в чём.
Следовательно, большинство женщин готовы поделиться своими секретами, но о некоторых предпочитают умолчать. Вывод один: «Знайте мужчины то, что вам положено знать».
· 78% - мужчин ответили конечно да;
· 22% - смотря в чём.
Ни кто из мужчин не выбрал вариант ответа «нет «или «не совсем». Они просто не приемлят эти варианты ответов и то, что их женщина может что-то скрывать от них.
4) Все ли мужчины обладают женственностью?
· 26% - женщин ответили да;
· 52% - ответили нет;
· 22% - не знаю.
· 35% - мужчин ответили да;
· 39% - ответили нет;
· 26% - не знаю.
И мужчины и женщины отдали большее количество голосов за ответ «нет». И считают, что не все женщины обладают женственностью.
5) На ваш взгляд как проявляется женственность?
· 4% - женщин считают во взгляде;
· 96% - считают в поведении.
Мужские голоса распределились иначе:
· 91% - мужчин считает в поведении;
· 9% - мужчин затрудняются ответить.
За 90% и мужчин и женщин считают, неотъемлемой частью проявления женственности - это её поведение. Из женщин никто не колебался с ответом в этом вопросе. А вот малая часть мужчин (9%) затруднялась ответить на этот вопрос.
6) Бывают ли мужчины женственными?
· 52% - женщин ответили да;
· 4% - ответили нет;
· 44% - ответили некоторые.
Мужчины же считают:
· 30% - ответили да;
· 17% - ответили нет;
· 52% - некоторые.
В этом вопросе голоса двух полов распределились по разному и не схожи. Видимо на этот счет у мужчин своя позиция а у женщин своя и смотрят они по-разному на этот вопрос.
7) Считаете ли вы себя женственной (-ым)?
· 83% - женщин считают да;
· 17% - женщин ответили иногда.
Ни одна из опрошенных женщин не ответила «нет «. Большинство женщин считают себя женственными, а те кто не в» полной мере «таковыми себя считают, выбрали ответ «иногда «
· 100% - мужчин ответили нет.
А это значит, что ни один из опрошенных мужчин не считает себя женственным. На этот вопрос дали быстрый и не затруднительный ответ.
8) Женственность и сексуальность взаимосвязана?
· 91% - женщин ответили да;
· 9% - женщин ответили нет.
Мужчины же считают:
· 87% - мужчин считают да;
· 9% - ответили нет;
· 4% - ответили не знаю.
По результатам опрошенных женщин получается что большинство считают женственность и сексуальность это два совместимых качества женщины, большинство мужчин считают аналогично, только голосов меньше т.к. 4% из них сомневаются и не знали ответа на этот вопрос.
9) Присущи ли женственности грубая, тяжёлая работа?
· 4% - женщин считают да;
· 22% - считают нет;
· 74% - считают иногда.
Мужчины же считают:
· 17% - мужчин считают да;
· 43% - мужчин считают нет;
· 39% - считают иногда.
Первое что хотелось бы отметить, что опрошенные не придали значение понятию «женственность «в этом вопросе, а перепутали его с понятием «женщина». Я думаю результаты были бы другие. Меня удивили ответы в этом вопросе. Сами же женщины считают, что иногда тяжёлая и грубая робота нам присуще. Когда мужчины большинством своих голосов показывают противоположный результат. Получается, что мужчины нас больше любят, ценят и оберегают чем мы сами себя.
10) Бытует мнение, что женщина как пол биологический, физический более слабый по сравнению с мужским. Согласны ли вы?
· 39% - женщин ответили да;
· 26% - ответили нет;
· 35% - ответили не всегда.
Мужчины же считают:
· 30% - мужчин согласны;
· 22% - ответили нет;
· 48% - ответили не всегда.
В этом вопросе ответы мужчин и женщин схожи. И разница лишь в малом проценте.
Единственная разница в том, что у женщины 1-ое место занимает ответ «да». И большинством голосов показывает, что женщины считают себя слабее по сравнению с мужским полом. А вот на моё удивление мужчины отдали 1-ое место варианту ответа «не всегда «Таким образом, получается, что в некоторых случаях они признают, что женский пол бывает сильнее мужского.
11) Согласны ли вы, что женщине отведена роль последовательной исполнительницы воли мужчины?
· 78% - женщин считают нет;
· 22% - считают иногда.
Мужчины же считают:
· 30% - мужчин считают да;
· 13% - считают что нет;
· 57% - считают иногда.
Никто из женщин не согласен, что женщине отведена роль исполнительницы воли мужчины. В следствии этого, ни одного процента голосов.
12) Понятие женственности и женщина идентичны?
· 35% - женщин считают да;
· 61% - считает нет;
· 4% - не знают.
Мужчины же считают:
· 22% - мужчин считает да;
· 65% - считают нет;
· 13% - не знают.
Почти равным количеством голосов и мужчины и женщины определили, что понятия женственность и женщина не идентичны.
13) Согласны ли вы, что женственность определяет отличающее качество мужчины от женщины?
· 83% - женщин ответили да;
· 17% - ответили не знают.
Мужчины же считают:
· 69% - мужчин ответили да;
· 9% - ответили нет;
· 22% - ответили не знают.
Женщины почти единогласно решили, что женственность это отличающее качество. Мужские голоса распределились на все варианты ответов.
14) Должна ли женщина зависеть от мужчины?
· 26% - женщин ответили да;
· 74% - ответило смотря в чём.
Мужчины же считают:
· 26% - мужчин ответили да;
· 9% - ответили - нет;
· 65% - ответили смотря в чём.
Из этих результатов следует сделать вывод, что женщины хотят быть самодостаточными и полагают только на себя. Показатель этому ни одного голоса на вариант ответа «да». Но не исключают, что в чем-то от мужчин зависеть можно.
15) Женственность взаимосвязана с материнством и чадолюбием?
· 96% - женщин считают да;
· 4% - не знают.
Мужчины же считают:
· 91% - мужчин считают да;
· 9% - не знают.
Ответы мужчин и женщин почти одинаковы. И большой разницы в них нет.
16) Ценится ли женственность сегодня?
· 61% - женщин считает что да;
· 13% - считает нет;
· 26% - ответили не знают.
Мужчины же считают:
· 96% - мужчин считают да;
· 4% - ответили не знают.
Если сравнить результаты мужские и женские, то явно видно, что мужчины на данное время больше ценят женственность чем женщины.
Таким образом, результаты исследования демонстрируют:
После проведенной мной исследовательской работы на тему женственности чувствую, что очень не хватает какой-то целостности и гармонии в нашем современном представлении о женщине. Как будто эти понятия существуют по отдельности. Как будто женщина - это просто набор этих разрозненных понятий. Впрочем, проблема отнюдь не только в подходе или представлении о женщине - сами женщины в современном мире, в большинстве своем, не чувствуют этой самой внутренней гармонии, что очень разрушительно для ее природы со всеми вытекающими отсюда последствиями - и для нее самой, и для детей, и для общества.
Конечно, по отдельности было бы проще, но ведь нельзя же разобрать ее - бедолагу - на составные части, ускользает что-то живое и прекрасное. Трудно представить себе, что бы это мог быть за жанр - вроде бы подход научный (психология - все-таки наука), а сама тема подталкивает к народному эпосу или поэзии. Просто конкурентная борьба левого и правого полушарий мозга и никак они не могут договориться.
Удивительное дело, насколько женщина - странное, непонятное и интригующее существо и не только для мужчин, но и для самой себя. Ну, вроде бы любая женщина про себя много чего знает. Все мы теперь умные, грамотные и образованные. Но ведь что-то непостижимое сидит внутри каждой из нас. Ведь оно-то иногда и толкает женщину на такие поступки, что потом мы сами поражаемся «ну, как будто это была не я!» Мы достаточно неплохо представляем себе, чего хотим - хороший дом, новую машину, красивую шубку и т.п. Это вполне понятно и естественно, но не об этом речь. Самое-то любопытное здесь то, что когда у нас появляется все эти вещи, чувства удовлетворения, фактически, они не приносят, ну, может быть, лишь на какое-то время. Всякие эти замечательные штучки доставляют эстетическое удовольствие, могут быть приятны на ощупь, они вполне удовлетворяют тщеславие, но не насыщают каких-то глубинных потребностей. Как будто где-то там внутри сидит несчастный ребенок и ему вовсе не интересны все эти игрушки. А если он иногда ими и занимается, то это скорее его отвлекает или развлекает, в общем, дает на время какую-то передышку. А потом опять подступает ощущение какой-то внутренней тоски, хотя совершенно непонятно, о чем тоска-то?
Иногда женщины жалуются - «у меня все есть, я сама не понимаю, чего мне не хватает». И реагируют на эти свои переживания очень по-разному - иногда пытаются отвлечься на какую-нибудь деятельность (побегать по бутикам, сходить в салон красоты, чем-нибудь заняться), иногда впадают в депрессивное состояние, иногда пытаются пожаловаться собеседнику и как правило, понимания у него не находят, что только усугубляет депрессивное состояние или усиливает раздражение. А бывает, что и сами сомневаются, «может, это мои капризы?» В такие периоды женщине как-то особо ничего не хочется, ее особо ничего не радует, а изнутри с тоской вылезает смутное ощущение - «плюнуть бы на все, улететь бы в теплые края!» Думаю, что такие состояния знакомы каждой женщине, независимо от возраста, социального положения и финансового состояния.
Бывают, впрочем, и другие периоды, когда неизвестно откуда, непонятно по каким причинам вдруг приходит ощущение своей силы, женственности, когда женщину вдруг подхватывает какая-то необъяснимая волна энергии. Тогда появляется ощущение бесконечной ценности жизни, какая-то жажда этой самой жизни, какая-то внутренняя жадность и ненасыщаемость. В такие периоды глаза начинают сами сиять, кожа начинает светиться, а в теле появляется особая грациозность, как будто внутри разрастается что-то неукротимое, когда кажется, что целого мира не хватит, чтобы насытиться. Это очень ценное ощущение, только непонятно, что с ним делать. И даже, если женщина пытается его скрыть, окружающие чувствуют это моментально.
Такие уж они - эти волны женской энергии. И даже самая обремененная могучим интеллектом, хорошим воспитанием и прочими важными вещами женщина ничего поделать с этим, практически, не может. Ну, так уж нас устроила мать-природа. И не надо пугаться таких эмоциональных «всплесков» и «провалов». Эти «провалы» - очень благотворный и какой-то «таинственный» период. Это период «замирания», когда в психике и теле женщины постепенно и незаметно набирается новый запас энергии. Такое ощущение действительно может восприниматься как депрессивное, но в нем есть огромная ценность. В природе женщины вообще много «колдовского», и какими бы ни были мы детьми мегаполисов и жертвами современной цивилизации, эта наша «колдовская» природа время от времени берет свое. Все в природе устроено циклически, может быть, в этом есть какая-то ее особая мудрость?
В нашем замечательном мире, мы не придаем большой ценности всем этим вещам. Более того, если такие наши состояния мешают нам в достижении своих целей, мы непременно будем с ними бороться, или пытаться их игнорировать (что, в общем-то, тоже борьба, хотя и пассивная). А вот здесь уже и начинаются те самые женские проблемы, которые приводят к разрушению внутренней гармонии. Дело в том, что на «внешние» цели мы ориентированы соответственно «извне». Мы же с детства хорошо усвоили, какой необходимо быть, чтобы добиться всего того, чего мы хотим. Мы вынуждены всегда управлять своим поведением, контролировать свои поступки, только тому нашему несчастному и голодному внутреннему ребенку вся эта суета по-прежнему безразлична. Это как раз тот самый наш маленький внутренний ребенок, который способен обменять выигрышный лотерейный билет на ежика. Этот конфликт между внешними и внутренними ценностями женщиной чаще всего ощущается, но не осознается. Это о той своей глубинной потребности женщина говорит - «я сама не понимаю, чего мне не хватает».
Нет, я вовсе никого не призываю, раздать все свое имущество бедным и стать отшельницей. Я вообще не сторонница крайних мер. Просто, если у вас иногда возникает такое подозрение, что вы способны гораздо на большее, чем можете позволить себе, это уже обнадеживает.
В наших жестких социальных правилах не остается места для жизни того самого маленького внутреннего ребенка. Мы не можем себе позволить быть самими собой, настоящими, мы уже давно забыли, как это бывает, когда просто хорошо. Нам гораздо проще отказаться от своей природной потребности быть собой. Наше быть давно уже обусловлено кучей всяких вещей. Женщина давно уже должна быть такой-то, там-то, с тем-то, а иначе… сами понимаете! А быть собой настоящей - это всегда рискованно. Иногда это желание вырывается само, помимо воли женщины, но это уже когда больше невмоготу. Тогда уже действительно становится опасно - если «крышу сносит» и пробуждается неуправляемая стихия, кто его знает, к чему все это приведет? А цивилизованных способов, как управлять своей «дикой» энергией, мы не знаем.
Пытаясь управлять своей природой ради социальных стандартов, мы подвергаем большой опасности свои инстинкты. Да что уж греха таить, у нас у всех за тысячи лет цивилизации они давно и сильно повреждены. Для того, чтобы унять душевную тоску, чаще всего женщины покупают себе новую и, в общем, ненужную вещь. У кого из нас дома нет таких вещей? Если вдуматься, это выглядит абсурдно - внутренний глубинный дефицит пытаться скомпенсировать избытком материальных вещей и еще удивляться, что не помогает.
Я еще не писала о том, что в сексуальных отношениях с партнером, для женщины гораздо важнее интимный эмоциональный контакт. Это касается женщин любого возраста и с любым семейным или партнерским стажем. Это я о волне эротической энергии. Без этой волны, которая все тело женщины превращает в сплошную эрогенную зону и напрочь «сметает крышу», секс не может никогда стать для нее творческим актом.
Я пишу и понимаю, что рассуждаю о творчестве, о том, как мы «творим» саму нашу жизнь, и о том, чем мы за это расплачиваемся. Здесь в принципе не существует никаких инструкций, руководств или «полезных советов». Это ощущение полноты бытия никак невозможно передать словами, ему нельзя научить, но можно научиться. Если вам оно знакомо, тогда вы понимаете, о чем я пытаюсь сказать.
Практически это все относится к женственности в той же, если не в большей мере. Женщина намного глубже и обширнее, чем мужчина. Но в естественные сексуальные отношения всегда вмешивается разум - продукт культуры и воспитания. Вот тогда возникает внутренний конфликт, такой же абсурдный, как и с покупкой ненужных вещей. Женщины, имеющие проблемы в сексуальной области, чаще всего просто не могут позволить себе быть собой в отношениях с партнером, т.е. не могут или не знают, как отпустить контроль, не знают, как доверять своему телу, не могут полностью доверять мужчине. Но инструкции и руководства по техникам секса не смогут помочь женщине научиться быть собой и доверять себе и другому человеку. Это проблема психологическая, а не «техническая».
Если вы радуетесь, когда что-то делаете (даже если вы готовите ужин!), значит, вы наполнены чем-то очень хорошим, значит, вы делаете это от избытка, от щедрости, от любви. И радость возникает от того, что вы можете и хотите этим поделиться, когда вас никто не заставляет. Сначала надо начать с себя и понять действительно какая ты, и безусловно полюбить себя, и тогда весь мир полюбит тебя. Показать естественную себя своему мужчине и открыться ему.
Каждый мужчина мечтает о идеальной женщине. Хочет видеть ее женственной, ласковой. О вечной женственности грезит каждый из нас.
К самым ценным женским качествам отнесла бы я деликатность, чувствительность, такт, дар понимания других, терпимость, верность, мягкость, невозмутимость. Согласитесь, что это те нити, из которых ткется женственность. Все чаще слышу, но и, что хуже, вижу, что многие женщины обрывают эти нити.
Испокон веку мужчина нес ответственность за женщину.
Любой садовник скажет, что неустанными трудами выращивает он благоуханную розу, на воле же, без его присмотра теснится дикий шиповник. Так, устранившись, можем ли мы сейчас пенять женам за то, что вместо милых, с теплой улыбкой, приятным голосом и мягким характером нас дома ожидают уставшие от работы и домашних дел жены. Которые на ряду с мужчинами добиваются целей, строят карьеру.
И сейчас, оглянувшись, вижу, что не столько женщины растеряли данное им природой, сколько мужчины лишились мужественности. Теперь даже юноша по отношению к девушке невнимателен, не говоря о полноте обожания. Что же происходит, когда он становится мужчиной? Тогда уже нет и речи о восхищении, желании облагодетельствовать свою единственную. Эти чувства заменило потребительство. Зрелый мужчина рассматривает женщину как что-то подручное.
Почему мужчины, влетая первыми в автобус, занимая свободные места или отстраняя наших «богинь» в длинных очередях, объясняют это социально-политическими условиями жизни? Действительно ли мужчинам плохо до такой степени, что о рыцарстве
они вспоминают только в исторических музеях? И не мужчины ли стали виновниками того стихийного бедствия, которое уже двести лет шествует по миру и зовется эмансипацией? А ведь не все мужчины за свободный расцвет духовных и интеллектуальных способностей женщины. К тому же, если подходить к этому вопросу диалектически, то что греха таить, процесс этот неостановим, как и сам ход истории. Безусловно, у женщины должен быть свободный выбор, как жить и чем заниматься. Опасность эмансипации я усматриваю лишь в освобождении женщины от женственности, от своей природы и в превращении в блеклое подобие мужчины.
Термин «эмансипация женщины», что означает освобождение женщины из под власти мужчины.
История называет нам имена многих выдающихся женщин, интеллигентных, воспитанных и независимых, влияние которых на литературу, искусство и даже человечество трудно переоценить, а ведь они были любимы, даже обожаемы. Следовательно, опять-таки не она - женщина - утратила нечто, став такой умной и самостоятельной, скорее наш личный печальный опыт является следствием наших же пороков и изъянов. Иногда я задаю себе вопрос: можно ли женщине оставаться впечатлительной, изящной, тактичной, спокойной и прежде всего мягкой, учась, завоевывая что-то или кого-то, продвигаясь по службе, имея собственные амбиции и стремления?
Сейчас, когда никто не пробует отобрать у женщины горькие права соединять контрастные обязанности, стоит подумать, как все перекроить, чтобы всем в конце концов было хорошо, а не только прогрессивно и современно.
Какой должна быть современная женщина?
Где тот живой. Магически манящий огонь, а не холодная модель?
Как обрести нежный женский образ в современных жизненных условиях?
Также с помощью вопросника Сандры Бэм мы попытались выявить уровень мужественности и женственности у испытуемых.
0,2322 - 6 чел.;
-0,3483 - 11 чел.;
0,5805 - 5 чел.;
0,3483 - 10 чел.;
- 0,5805 - 7 чел.;
- 0,1161 - 9 чел.;
0,4644 - 4 чел.;
0,1161 - 7 чел.;
- 1,2771 - 1 чел.
Получился совсем неожиданный результат. Оказалось, что почти все испытуемые андрогинны. Всего лишь один человек показал четкий результат на ряду с другими. Этим показателем была мужественность.
Общеизвестно, что андрогиния - сочетание традиционно женских и мужских качеств - значимая психологическая характеристика человека, определяющая его способность варьировать поведение в зависимости от ситуации; она помогает формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности Практикум гендерной психологии. С. 267. По нашему мнению, андрогинность - это гибкость характера. Считаем, что андрогинным людям гораздо проще в жизни, чем людям с ярко - выраженными феминными или маскулинными чертами. Я считаю, что эти люди (андрогинны) не ограниченны стереотипами, даже больше - они Свободны, свободны не только от других людей и их мнений, но и от своих страхов и комплексов. Как странно, но мало кто замечает, что очень многие творческие люди чисто психологически были андрогинны.
Перечислите в уме признаки, характеризующие по вашему мнению типичного мужчину и женщину. Если это мужчина, вы наверняка назовете силу, храбрость, уверенность в собственных силах, способность к соперничеству, агрессивность, а если женщина - мягкость, склонность полагаться на других, повышенную эмоциональность, чувствительность, разговорчивость и готовность к любви.
Большинство людей не только убеждены в реальности различий между мужчиной и женщиной, но и примерно одинаково представляют себе эти различия. Убежденность такого рода, свойственная сразу многим людям и основанная на чересчур упрощенных представлениях и некритичных суждениях, называется стереотипом. Стереотипы могут быть вредны, поскольку они служат источником ошибочных суждений и обобщений и, следовательно, влияют на отношения людей друг к другу.
Многие стереотипы, касающиеся женственности, базируются на представлениях относительно природы женского начала, однако дать краткое определение этому понятию весьма непросто. С одной стороны, мужественность в мужчине и женственность в женщине предполагает сексуальную привлекательность для лица противоположного пола. Реклама одежды и косметики постоянно напоминает нам об этом. С другой стороны, понятия мужественность и женственность используются для обозначения степени соответствия того или иного лица социально обусловленным нормам внешности и поведения. В недалеком прошлом в обществе высказывалось недовольство по поводу моды на длинные волосы у мужчин или стремления женщин получить доступ к военным секретам Пентагона, поскольку эти новшества не «соответствовали» преобладавшим представлениям о различиях между полами. Если рассматривать мужское и женское начала под еще одним углом зрения, то можно определить их как признаки, выявляемые с помощью стандартных психологических тестов, которые позволяют сравнивать реакцию индивидуума с реакцией больших групп мужчин и женщин, поставленных в аналогичные условия.
Согласно традиционным представлениям, крайне желательно, чтобы мужчина был мужественным, а женщина - женственной. Если поведение отдельных людей соответствует ожиданиям окружающих, в обществе сохраняется социальное равновесие и обеспечивается стабильность. Соответствие культурным нормам, по-видимому, отражает «устойчивость» и «здоровье», тогда как слишком явное отклонение от ожидаемого поведения означает неблагополучие и даже болезнь. Наконец, мужчины с выраженным «мужским началом» и женщины, у которых развито «женское начало», отличаются легко прогнозируемым поведением, образ их действий достаточно постоянен и носит взаимодополняющий характер. К счастью (или к несчастью, в зависимости от точки зрения), в наше время мужское и женское начала не слишком много говорят нам о личности человека, его сексуальных предпочтениях или образе жизни, а прежние стереотипы уступают место более практичным, динамичным и научно обоснованным представлениям.
При традиционном подходе к изучению мужественности и женственности эти понятия рассматривали как противоположные. Согласно такому подходу, если в вас заложено «женское» начало, вы не можете обладать «мужскими» признаками и наоборот. Считалось, что люди с сильно выраженными признаками, свойственными мужскому началу (например, самостоятельность, способность к соперничеству), не могут обладать чертами, ассоциирующимися с женским началом. В результате многие психологические тесты, разработанные для оценки мужественности и женственности, предполагали однозначное разделение исключительно по тому или другому набору признаков. Более того, при выявлении существенного отклонения показателей от неких усредненных критериев испытуемых считали психически менее здоровыми и социально менее приспособленными по сравнению с людьми, показатели которых соответствовали «норме».
Научные данные, полученные в течение двух последних десятилетий, заставили изменить это мнение. Вместо того чтобы противопоставлять мужское и женское в человеке, многие современные исследователи поведения рассматривают их как совокупность отдельных характеристик, в той или иной мере одновременно присущих одному и тому же индивидууму. Так, женщина, отличающаяся повышенной способностью к соперничеству, может во всех других отношениях быть очень женственной, а нежный, ласковый мужчина - сохранять все качества, свойственные остальным представителям своего пола. Следует иметь это в виду при обсуждении путей формирования половой роли и значения последней в жизни человека.
Подростки совсем по другому видят женственность. По их мнению, женственность - как образ некой «трогательной беззащитности и уязвимости, которая вызывает желание у мужчины защищать и оберегать женщину». Не знаю с чем это связано, но девочки по поведению, манерам почему-то хотят больше походить на мужскую часть населения. Быть такими же сильными и не ждать помощи, а суметь в нужный момент постоять самостоятельно за себя.
Требования нашего времени все больше склоняют к тому, чтобы черты женственности и мужественности сочетались в андрогенности. То есть определенному усредненному набору качеств между классически мужскими и женскими. Девочкам стараются привить решительность, настойчивость, агрессивность в такой мере, чтобы впоследствии она смогла занять достойное место в работе, бизнесе и стала независимой в «мире мужчин». С одной стороны подобное воспитание имеет под собой объективные основания, соответствующие реалиям времени. С другой - утрачивается определенная, выверенная природой и традициями, суть предназначения мужского и женского.
Как известно, главным примером и эталоном женственности является мама ребенка. Однако для того, чтобы позднее существовала определенная модель взаимодействия с противоположным полом, необходим отец.
Качествами, которыми характеризуют женственность, принято считать мягкость, терпеливость, уступчивость, умение сопереживать, нежность, доброту. Девочкам часто любят повторять о том, что в будущем она станет мамой. И часто прием этот звучит скорее как критика её поведения, чем действительная подготовка к будущему.
Воспитывать детей без учета их пола нельзя. Так как физическое и умственное развитие мальчиков и девочек различно. Однако это не единственная причина. Вторая кроется в сфере отношений. Чтобы во взрослой жизни ваша дочь смогла реализовать себя не только в профессии, но и стать счастливой в личной жизни, ей просто необходимо еще с младенчества ощущать себя прекрасной принцессой. Что, конечно не отменяет привития ответственности, трудолюбия, целеустремленности, например.
Не бойтесь покупать вашей девочке платьица, куклы и другие предметы «женского набора». Поощряйте её стремление помогать вам по дому, проявлять заботу о домашних животных, о маленьких детях. Читайте книги, в которых есть эталон женственности и пример того, как прекрасная героиня мудра, прекрасна, терпелива.
Все девочки лет в пять мечтают вырасти и быть как мама, примеряют взрослые украшения, нянчат кукол, постигают женские тайны через сказки. Кто из нас не помнит завораживающий образ феи, которая одарила Золушку прекрасным платьем и туфельками и помогла тем самым построить ей девичье счастье. Для маленькой девочки фея есть проявление женской сути, которой хотелось бы обладать, став взрослой.
Однако современная культура прагматична. В моде - девочка-подросток с острыми плечами и худым, мальчиковым телом, ориентированная прежде всего на социальную успешность, карьерный рост. Не есть ли это отрицание женственности, материнства? Парадокс в том, что при большей свободе в одежде, взглядах проблема ощущения в себе женственности и проблема ее проявления остаются. Если в нашем детстве женственность прятали под тугими воротничками и форменной одеждой, то сейчас она стеснена металлом (пирсинг и т.п.) и «спрятана от смущения» за обнаженными животами. Мода становится защитой от собственной уязвимости - «Я как все!». Ведь девочки в подростковый период часто (они уязвимее мальчиков) считают себя некрасивыми, стыдятся собственного тела. Как же девочке помочь прожить свое девичество, взрастить в себе индивидуальность, женственность?
Женственность появляется тогда, когда с детства «много мамы», ее любви, тепла, мягкости, заботы. А не контроля, наказаний - это отцовские функции. Это когда есть доверие к миру, уверенность, что мир примет тебя такой, какая ты есть и подарит тебе любовь и счастье. Так, как впервые дарила мама - через внимательный взгляд, через прикосновение, через заботу, через принятие желаний малыша - девочки. Именно мама может помочь преодолеть смущение от происходящих в девочке изменений, стать образцом для подражания.
Женственность - это когда есть поддержка самого любимого с детства мужчины - своего отца. Но многие папы пугаются взросления дочери. Как играть с ребенком понятно, а как взаимодействовать с девушкой - вопрос. Некоторые решают его, общаясь как «со своим парнем». А ей, девушке, необходимо, чтобы папа одобрил моменты ее взросления, сказал: «у меня дочь просто красавица», «умница», «стала большая, как мама». Поддержка девичества - это помощь дочери поверить в то, что все непростые изменения, которые происходят в ее душе и теле, нормальны.
Неловкое же или оскорбительное отношение близких может вызывать острые переживания в подростковый период девочки, которые затем скажутся на ее развитии, ее самооценке. Подростки очень чувствительны и отмечают, как реагируют окружающие на изменения их физического облика - одобрением, восхищением, насмешкой, неловкостью, - и это определяет их представление о себе.
Женственность выдерживает испытание и в кругу сверстников и сверстниц. Сравнивая себя с другими, девочка определяет: я красивая, уверенная или нескладная, «серая». В раннем подростковом возрасте начинает меняться представление о мальчиках и мужчинах. Мальчики-подростки кажутся одновременно и привлекательными, и непонятными. В период же юности наступает время любви, потребность в друге противоположного пола. Именно общение с любимым (или фантазии о нем) дает возможность девушке почувствовать себя первый раз по-настоящему женственной. Здесь же возникают переживания расставания и тревоги относительно будущего.
Для взрослых женщин, страх 17-летней школьницы остаться одной, не найти себе пару, может показаться смешным, а для ребенка это серьезное переживание. Особенно, если оно подтверждается нарушением отношений между родителями, их разводом или жизнью без отца. Девочка думает, что плоха она, и боится остаться одной, как мама. Даже если мама вполне успешна в социальной жизни! Стоит объяснить, что это не «судьба такая», а осознанный выбор взрослой женщины, связанный с нежеланием искать партнера, или же это потребность жить одной, посвятив себя, например, карьере. Тогда у взрослеющей девочки появляется шанс - она может выбирать, она не обязана жить по маминому сценарию. Ведь у каждой свой жизненный путь!
При бережном отношении к изменениям дочери - ее интересам, тревогам, юношеской влюбленности, расставанием с детством родители могут получить огромную радость от сопричастности к чуду раскрытия природной женственности.
Полученные данные позволяют констатировать следующее:
· на данном этапе развития общества наблюдается трансформация женственности от традиционализма к модернизму, большинство респондентов находясь по данному вопросу где-то по середине
· наблюдаются гендерные различия в отношении к женственности: мужчины на данное время больше ценят традиционную женственность чем женщины.
· установлена прямая взаимосвязь между уровнем андрогенности и модернистким видением женственности.
Заключение
Проанализировав историю становления женской концепции, гендер, как категорию новой истории в литературе, значение пола в истории культуры, а также большой скачок от советской «матриархаики» к современным гендерным образам, можно предположить, что произошла революция, в которой большое значение сыграло: разделение полов, появления гендерного класса, репрезентации женщин, произошла смена мужских исследований о женщинах на женские исследования о женщинах.
Отличие мужских исследований от исследования женщин произошли от включения женского опыта в рамках социальной и культурной действительности, как основы научной работы, что не только изменило тип изложения, но также внесло туда иной познавательный интерес. Традиционные исследования о женщинах перестали рассматриваться как научно обоснованные высказывания, способные объяснить неравные общественные позиции женщин и мужчин. «Теории», которые приписывали женщинам особенную иррациональность, кротость и домовитость, стали теперь считаться мужскими стратегиями, имеющими своей целью не столько объяснить, сколько оправдать существующий стереотип. С научной точки зрения это выглядит следующим образом: «как поставленный под сомнения «нейтральный», «бесполый» исследователь - индивидуум, погруженный в теоретическую и критическую работу, который долгое время размышляя над выделением универсальных человеческих ценностей Просвещения, почти совсем упустил из виду властные соотношения внутри культуры, зависящие от пола».
Отделения и разграничения, теории и исследования, что только не пришлось претерпеть женщине в свое время, но женщина нашла в себе силы преодолеть все мужские теории, при этом остаться для них загадкой и внести ясность в свое существование, приспособиться к всевозможным изменениям во всем мире и при этом показать себя значимой фигурой в нашем существовании.