Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников
p align="left">С.М.Емельянов отмечает такие формы проявления внутриличностного конфликта как неврастения (головные боли, непереносимость сильных раздражителей, подавленность, низкая работоспособность), регрессия (возвращение к примитивным формам поведения, нежелание брать на себя ответственность), номадизм (частое изменение жилья, места работы, семейного положение), что вполне соответствует описанному выше невротическому конфликту. Автор также говорит о том, что внутриличностному конфликту присуща эйфория, выражающаяся в гипертрофированном веселье, неадекватном выражении радости и феномене «смех сквозь слезы», проекция (необоснованная критика других, приписыванием им негативных качеств) и чрезмерный рационализм в поступках и действиях [11].
Показатели внутриличностного конфликта по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову (авторы различают четыре сферы, в которых может проявляться внутриличностный конфликт):
Когнитивная сфера: противоречивость образа я; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.
Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.
Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.
Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.
Последняя часть определения содержит суждение о том, что внутриличностный кризис задерживает принятие решения. В нашей работе эта формулировка имеет ключевое значение. По сути - профессиональное самоопределение есть решение, выбор между несколькими ценностями, мотивами и пр. Когда кризис переходит в конфликт, мы говорим о задержке в развитии (не важно, профессионального или личностного), в таком случае этот кризис перестает являться переходом от одной ведущей деятельности к другой (А.Н.Леонтьев), а становится «камнем преткновения» до той поры, пока субъект этот конфликт не разрешит. Только после этого субъект сможет разрешить кризис, а значит, принять решение о пути своего дальнейшего развития.
4.3 Факторы возникновения и способы разрешения внутриличностных конфликтов в ситуации выбора профессии
Мы уже писали о видах внутриличностных конфликтов, описанных в литературе, там же упомянули о причинах, их порождающих. Обычно это дисгармония между желаемым и действительным, между разными ценностями, мотивами, когнициям, социальными ролями субъекта, так же немаловажным фактором являются физические и психические заболевания.
Однако важным для нас уточнением является социальная ситуация развития субъекта - выбор профессии. Какие факторы детерминируют возникновение внутриличностного конфликта в этой ситуации. Исходя из рассмотренной теории мы можем предположить, что
Первоочередным фактором возникновения конфликта может быть рассогласование позиций значимых близких и самого субъекта (проблема уровня «хочу» - «надо» по Е.А.Климову)
Не менее сложная проблема в жизни оптанта - давление социума, то есть ситуация, происходящая на рынке, избегание неопределенности, престиж и прибыльность той или иной профессиональной сферы (это сходно с конфликтом нереализованного желания и ролевым конфликтом)
В отдельную группу попадают конфликты самооценки и адаптации, нам кажется, что отсутствие веры в собственные силы близка с нежеланием принять необходимость сделать выбор, дезадаптацией к социальной ситуации.
Данная классификация располагается по гипотетической степени встречаемости у школьников 9-11 классов, подтвердится ли она в исследовании - пока остается неизвестным.
Не менее важной проблемой, чем факторы возникновения конфликтов - является проблема их разрешения. Ранее мы упоминали об этом и основной вывод, который можно сделать на данном этапе - конфликт это скорее отношение человека к стоящей перед ним проблеме, чем безусловное следствие.
Б.С.Волков и Н.Д.Волкова предлагают следующие способы разрешения внутриличностных конфликтов:
1) Адекватно оценить ситуацию, в которой оказался субъект (с помощью рефлексии осознать самого себя в ситуации, создать правильной образ собственного Я, реагировать на факты, а не на представления о них, научится контролировать собственные эмоции);
2) Эмоциональный груз переходит в ресурс для решения проблем;
3) С помощью этого ресурса точно описать сложившуюся ситуацию и создать алгоритм решения.
Авторы подчеркивают, что единого способа разрешения внутриличностного конфликта не существует, остаются лишь необходимые константы: отношение к проблеме, сила воли, рефлексия, управление эмоциями.
С помощью метода интервью мы попробовали выявить индивидуальные подходы к каждому респонденту. То есть тот способ решения, который подошел бы к их ситуации, здесь мы предполагаем, что при одинаковых видах конфликтах, интервьюируемые предложат сходные способы разрешения.
5. Эмпирическое исследование особенностей внутриличностных конфликтов у школьников
5.1 Программа исследования
5.1.1 Методологический раздел
Проблема исследования формулируется как выявление особенностей формирования, протекания и разрешения внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников.
Цель работы: выявить особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников.
Задачи
1. Изучить теоретические основы исследования внутриличностных конфликтов и профессионального самоопределения;
2. Освоить методы анкетирования и нестандартизированного интервью;
3. С помощью анкетирования выбрать испытуемых, которые испытывают внутриличностный конфликт;
4. При помощи метода нестандартизированного интервью определить подтвердить наличие личностного конфликта у выбранной группы;
5. Определить, какой тип внутриличностного конфликта встречается чаще в процессе профессионального самоопределения у школьников;
6. Выявить факторы, которые детерминируют вышеназванные конфликты;
7. Сделать предположение о том, как их разрешить;
8. Найти источники дальнейших исследований.
Объект исследования: профессиональное самоопределение учащихся старших классов
Предмет исследования: особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников (учащихся старших классов)
Уточнение основных понятий: основными понятиями в данной работе являются «профессиональное самоопределение», «внутриличностный конфликт», в характеристиках выборки мы уточним обобщение «школьники».
Итак, приведем уже использованные рабочие определения понятий:
Профессиональное самоопределение - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
В нашем исследовании мы будем рассматривать только первый этап профессионального самоопределения - выбор профессии, с этим связан ряд ограничений по перенесению результатов на другую выборку (более взрослые испытуемые).
Внутриличностный конфликт - выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее ее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
Пользуясь данным определением, мы будем выявлять внутриличностный конфликт в анкете и интервью по «негативным переживаниям», «борьбе структур внутреннего мира личности», «противоречивым связям с социальной средой» и «задержке принятия решения», все это отражено в вопросах анкеты и интервью.
Гипотеза: в процессе профессионального самоопределения у школьников встречается один определенный тип личностного конфликта.
5.1.2 Процедура исследования
Стратегический план исследования:
Нулевой этап: разделение испытуемых на две группы в зависимости от ответа на вопрос «Вы уже определились со своей будущей профессией?» (цель - подготовка к первому этапу, первоначальное выявление испытуемых с возможным наличием личностного конфликта).
Первый этап: предъявление анкеты: анкеты существуют двух видов (см. Приложение): для испытуемых которые на вышеназванный вопрос ответили «да», анкета с открытыми вопросами и инструкцией «Представьте, что вы уже работаете в выбранной сфере…», второй тип анкеты для испытуемых, которые ответили «нет» - закрытые вопросы. Обе анкеты содержат одинаковую вторую часть, в которой необходимо расставить от 1 до 10 по привлекательные качества профессии с точки зрения самого субъекта и его субъективных суждений о позиции родителей и значимых других (цель этапа - вторичный отбор испытуемых с внутриличностным конфликтом на основе наличия переживаний, сложностей с принятием решения, серьезных расхождений между позицией испытуемого и субъективной оценкой позиции родителей).
Второй этап: проведение нестандартизированного интервью с испытуемым, у которых диагностируется внутриличностный кризис. Интервью содержит три основных блока: первый выявляет причины, по которым субъект на принял решение о выборе профессии, второй выявляет эмоциональные переживания субъекта, связанные с ситуацией выбора, третий описывает возможные стратегии разрешения конфликта для каждого индивида (цель данного этапа - окончательное подтверждение наличия конфликта, уточнение вида конфликта, выявление причин его возникновения и способов разрешения).
Характеристики выборки: Выборка состоит из 32 школьников с 9 по 11 класс, средний возраст которых составляет 16 лет (разброс от 14 до 18). Среди испытуемых 20 девушек и 12 юношей.
Небольшая численность выборки обосновывается качественными, а не количественными статистическими методами исследования. Выбор класса и возраста обоснован предметом исследования: первым этапом профессионального самоопределения. Впервые с этим человек сталкивается именно в 14-18 лет, так что по критерию возраст выборку можно считать репрезентативной. Об этом же свидетельствует распределение анкет между классами (в 9 классе из 19 анкет, 4 анкеты для тех, кто ответил «да» на вопрос «Вы уже выбрали будущую профессию?» и 15 анкет для тех, кто ответил «нет», в 10 классе эти цифры сравниваются: 4 - «да» и 6 - «нет», в 11 - 4 «да» и 2 «нет»), то есть, чем старше анкетируемые, тем большее их количество уже выбрали свою будущую профессию. С высокой долей вероятности мы можем говорить о том, что при увеличении выборки результат останется таким же.
Техники и процедуры сбора данных:
Для сбора данных мы использовали 2 метода: анкетирование и нестандартизированное интервью. Данные методы на самом деле представляют собой две модификации опроса. Если несколько углубиться в историю, они были созданы для того, чтобы формализовать метод беседы, поставить ее в один ряд с лабораторным экспериментом, иметь возможность сравнения данных.
В настоящее время эти методы широко используются в социальной психологии и социологии. Основные преимущества методов: возможность исследовать такие сложные психологические явления, как личность человека, его идеалы, представления о ценностях, установки, творческое воображение и др.
Анкетирование появилось в ходе увеличение массовости исследований. Впервые оно было применено Ф.Гальтоном, а за ним М.М.Бахтиным и С.Холлом. Метод дает возможность в сравнительно сжатые сроки опросить большое количество людей, что и было для нас решающим фактором его применения.
Мы использовали две анкеты для того, чтобы упростить процесс заполнения (в обратной ситуации пришлось бы вставлять большое количество пометок типа «если вы ответили на этот вопрос «да», перейдите на вопрос № N, что значительно усложнило бы процедуру). Анкета, которая раздавалась референтам, ответившим на вопрос «Вы уже выбрали будущую профессию?» - «да» раздавалась анкета с открытыми вопросами (см. Приложение), инструкция к анкете звучала так «Представьте, что вы уже работаете в интересующей вас сфере». Данный тип анкет мы не анализировали, в виду нехватки ресурсов, но в дальнейших исследованиях можно будет пользоваться этим материалом для более глубокого изучения внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения (например, в ситуации, когда школьник отвечает «да», но при этом остается неуверен в своем выборе или в своих силах осуществить его).
Анкеты второго типа раздавались референтам, ответившим на вопрос «Вы уже выбрали будущую профессию?» - «нет». Здесь инструкция звучала так: «Пожалуйста, отметьте вариант ответа, который наиболее точно описывает вас». Анкеты была с закрытыми вопросами. Анализировались, в соответствии с нашим определением, вопросы «Кто больше всего беспокоится о предстоящем вам выборе профессии?», «Если вы испытываете беспокойство относительно ситуации выбора профессии, что вызывает у вас наибольший дискомфорт?» - данные вопросы выявляют уровень тревожности респондента, если беспокойство есть - это признак существующего конфликта. Если беспокойство связано с задержкой принятия решения («я затрудняюсь с выбором сферы деятельности», «мне сложно выбрать один из нескольких вариантов») или рассогласованиями с социальной средой («окружающие слишком «дергают» меня по поводу предстоящего выбора профессии»), мы предварительно делали заключение о наличии конфликта.
Обе анкеты содержали вторую часть, которая состояла из трех блоков. В каждом блоке были представлены факторы привлекательности профессии (Методика изучения факторов привлекательности профессии, В. А. Ядов, модификация И. Кузьминой, А. Реана). Приведем их:
профессия одна из важнейших в обществе
работа с людьми
работа требует постоянного творчества
работа не вызывает переутомления
большая зарплата
возможность самосовершенствования
работа соответствует моим способностям
работа соответствует моему характеру
небольшой рабочий день
возможность достичь социального признания
Инструкция звучала так «В этой части анкеты приводится список характеристик трудовой деятельности, которые необходимо расставить по значимости от 1 до 10 при этом на первое место вы поставите максимально значимую характеристику, а на 10, соответственно, наименее значимую.
Исходите из того, что хотите вы сами («Хочу я»), хотят ваши родители («Хотят родители») и близкие для вас люди - друзья, учителя и т.д. («Хотят близкие люди»). Постарайтесь отвечать не задумываясь».
«Хочу я», «хотят родители» и «хотят близкие люди» - это есть три блока. Цель такого разделения была посмотреть рассогласования и на их основе диагностировать «противоречивые связи с социальной средой» (из рабочего определения»). Благодаря этой части анкеты мы могли более точно отобрать людей для интервью.
Для интервью мы отобрали по два человека из каждого класса, по принципу наибольшего количества необходимых условий, напомним, это:
затягивание с принятием решения;
наличие некоторой степени тревожности;
противоречия во внутреннем мире личности;
противоречия с социальной средой.
Расскажем немного о методе: интервью - стандартизированный метод, предполагающий отсутствие активного диалога с респондентом, безоценочность экспериментатора, создание благоприятной атмосферы общения. Цель интервью - получить ответы на вопросы, связанные задачами исследования.
По степени формализации различают:
Стандартизированное, полустандартизированное и свободное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.
Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.
Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.
Мы уже не раз писали, что используем нестандартизированное интервью в нашей работе. Это необходимо для более глубокого понимания каждого индивидуального случая, создания комфортной атмосферы общения, хорошему контакту между экспериментатором и респондентом.
В общей направленности вопросов выделяются три блока:
Вопросы, направленные на выявление вида конфликта (начинаются с вопроса «Как думаешь, почему именно у тебя не получается сделать выбор?» - в примерной формулировке).
Вопросы, направленные на подтверждение того, что это действительно конфликт (начинаются с вопроса «Как ты себя чувствуешь в этой ситуации неопределенности?» - в примерной формулировке).
Вопросы, направленные на выявление индивидуальных методов разрешения личностных конфликтов (начинаются с вопроса «Как ты думаешь, что могло бы тебе помочь с этим справиться?» - в примерной формулировке).
Данные блоки были выделены в связи с задачами исследования.
5.2 Описание результатов
На выходе мы получили выборку из 32 испытуемых, которые распределились так, как показано в примере 1.
Пример 1 - столбчатая диаграмма
Из 19 респондентов, которые не выбрали профессию, мы отобрали 6 (по два из каждого класса для охвата генеральной совокупности) и провели нестандартизированное интервью, соответственно, получено 6 протоколов.
Ответы респондентов на вопросы интервью можно рассмотреть с помощью контент-анализа.
Первый блок вопросов: «Как ты думаешь, что именно мешает тебе принять решение о выборе профессии?»
Среди ответов респондентов встречаются такие формулировка: «резко поменялось отношение», «захотелось чего-то более творческого», «неуверенность в своих силах», «неуверенность в том, что профессия мне пойдет», «колебание между разными сферами», «потеря себя», «боюсь что у меня поменяются приоритеты и интересы», «нужно выбрать что-то менее абстрактное и стабильное». Наиболее часто встречаемое беспокойство касается изменения интересов в будущем, открытие интересной профессии с новой стороны.
Второй блок вопросов: «Как ты себя чувствуешь в сложившейся ситуации?»
Среди ответов респондентов можно выделить такие формулировки: «плохо», «страшно», «мысль о том, что пора бы что-то делать», «полное ничтожество и в этом мире ничего не стою», «постоянное напряжение», «фигово», «состояние потерянности, загнанности в угол», «безнадежность», «было как-то пусто и грустно», «серо», «одиноко».
Третий блок вопросов: «Как ты думаешь, что могло бы тебе помочь справиться с этой ситуацией?»
Ответы респондентов: «только я сама могу», «надеюсь на случайность», «попробовать себя в том, чем хочется заниматься», «мои одноклассники», «практика», «репетиторы», «хороший пинок», «не знаю, просто разрываюсь», «появление любимого человека», «новые друзья», «порция счастья».
5.3 Анализ результатов
Во-первых, мы проверили репрезентативность выборки с помощью построения столбчатой диаграммы. На примере 1 мы видим, что выборка распределяется так: в девятом классе больше респондентов не определились с выбором профессии, в десятом: респонденты распределились примерно в равной пропорции, в одиннадцатом большинство относится к тем респондентам, которые определились с будущей профессией. Логически это распределение соответствует действительности.
Во-вторых, благодаря интервью подтвердилась валидность разработанной анкеты - все респонденты, которые были отобраны для интервью (а значит анкета предварительно диагностировала личностный кризис), действительно демонстрировали задержку принятия решения, негативное эмоциональное состояние (об этом говорят выделенные формулировки ответов на второй блок вопросов, которые соответствуют показателям внутриличностного конфликта по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову). Рассмотрим последнее утверждение подробнее:
высказывание «полное ничтожество и в этом мире ничего не стою» соответствует таким проявлениям внутриличностного конфликта как противоречивость образа я, снижение самооценки;
высказывание «состояние потерянности, загнанности в угол» отражает осознание своего состояния как психологического тупика;
«мысль о том, что пора бы что-то делать» - субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора;
одна из испытуемых демонстрирует сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовалась, когда говорит о том, что ее мнение по поводу профессии, к которой она стремилась в течение двух лет «резко изменилось»;
кроме того, все испытуемые демонстрируют психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания («плохо», «страшно», «постоянное напряжение», «фигово», «было как-то пусто и грустно», «серо», «одиноко»).
На основе другого блока вопросов мы можем предположить, какие именно виды личностного конфликта переживают референты:
А.Н. с 9 класса хотела заниматься одним, но в середине 11 ее мнение резко поменялось в виду изменения социальной ситуации. Здесь мы можем диагностировать конфликт нереализованного желания, несмотря на то, что испытуемая сама создала себе ограничения (т.е. они не заданы извне).
Г.М. демонстрирует два конфликта, в большей степени конфликт двух альтернатив («я до конца не могу определиться с выбором из нескольких профессий), в меньшей - конфликт самооценки - отсутствие веры в себя (« я не уверен, что смогу пройти творческий конкурс»).
А.Ж. является еще одним респондентом, испытывающим конфликт нереализованного желания («я выбирала сферу, потом наступил 9 класс, родители надавили, я сбилась и потерялась»).
Е.С. сообщил нам, что «опасается заранее определяться» т.к. его мотивы могут измениться за год (сейчас респондент учится в 10 классе). Мы можем предположить, что это еще один случай конфликта нереализованного желания, так как субъект боится, что в виду каких-то ограничений его желание может не реализоваться.
М.М. сначала сказала нам, что «слишком задумывается о будущем» и именно это мешает ей в выборе, но позже, в ответ на другой вопрос пояснила, что очень хочет заниматься пением, но это кажется ей неперспективным. Отсюда невозможность воплотить «хочу» в связи с социальным ограничением. Это близко также к нравственному конфликту, так как необходимость заниматься чем-либо более прибыльным воспринимается референтом как «нравственный долг» («надо деньги зарабатывать и т.д., и это все во мне борется»).
Т.П. находится в ситуации близкой к той, которая была диагностирована у предыдущего респондента, так как тоже хочет заниматься музыкой, но «долг» мешает ей воплотить свое желание. Надо отметить, что у Т.П. в то время, которое прошло между заполнением анкеты и интервью несколько изменились социальные условия, поэтому она, хоть и не приняла решение, разрешила свой внутриличностный конфликт, который можно было диагностировать как нравственный.
На основе анализа построим круговую диаграмму распределения внутриличностных конфликтов у интервьюируемых.
Пример 2 - круговая диаграмма
Третья часть анализа интервью - способы разрешения внутриличностных конфликтов. В предыдущем параграфе мы привели высказывания респондентов в ответ на вопрос «Как ты думаешь, что могло бы тебе помочь справиться с этой ситуацией?».
Высказывания респондентов можно разделить на три группы: «самодетерминация и помощь значимых людей» («только я сама могу», «мои одноклассники», «появление любимого человека», «новые друзья»), «помощь квалифицированных специалистов» («попробовать себя в том, чем хочется заниматься», «репетиторы»), «эмоциональный толчок» («хороший пинок», «порция счастья»), отдельно стоит выделить «уход от ответа» («надеюсь на случайность», «не знаю, просто разрываюсь»).
5.4 Выводы
Возможные причины внутриличностного конфликта у оптантов: резкая смена сферы интересов (или боязнь этой смены), невозможность воплощение своих желаний в жизнь по причине социальных факторов (давление родителей, субъективное чувство долга), неуверенность в своих силах, незнание содержания профессиональной деятельности, сложность выбора одной из двух равнозначных альтернатив
Исходя из первого пункта: виды внутриличностных конфликтов, которым подвержены школьники в ситуации выбора профессии - мотивационный, нравственный, конфликт самооценки, нереализованного желания. Этот вывод опровергает гипотезу о том, что в процессе профессионального самоопределения у школьников встречается один определенный тип конфликта
По степени встречаемости вышеперечисленные конфликты располагаются следующим образом:
Нереализованного желания
Нравственный
Мотивационный
Самооценки
В большинстве случаев один определенный вид конфликт выделить не представляется возможным: в основном, у интервьюируемых диагностировалось сочетание двух конфликтов (самооценки и мотивационный, нереализованного желания и нравственный).
Выявлены способы разрешения внутриличностных конфликтов:
самодетерминация и помощь значимых людей;
помощь квалифицированных специалистов;
эмоциональный толчок.
6. Заключение
Было проведено исследование особенностей внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников, в ходе него выявлены факторы формирования, особенности протекания и способы разрешения этих конфликтов.
Полученные результаты имеют большую теоретическую и практическую ценность: во-первых, на их основе можно продолжать исследования (увеличить выборку, выявить динамику подобных внутриличностных конфликтов во времени, на основе выводов о разрешении конфликтов создать методы работы и проверить их применимость и результативность и т.д.), во-вторых, полученные мной данные можно использовать в профориентационной работе (выявлять внутриличностные конфликты с помощью интервью и пользоваться способами их разрешения при консультации).
Таким образом, можно облегчить процесс выбора профессии, уменьшить вероятность разочарования в выбранной профессии и последующих деструкций личности.
7. Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.-- М.: ЮНИТИ, 1999.
4. Васильев Н.Н., Тренинг преодоления конфликтов. - СПб.: Речь, 2002.
5. Гордеева Н.Н. Теория и технология индивидуально-педагогического развития личности будущего учителя в процессе педагогической подготовки: диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08. - Челябинск, 2002.
6. Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. «Психология профессионального успеха». - Санкт-Петербург, ООО «СЛП», 1998.
7. Данюк В. М. Управление трудом в условиях рыночной экономики -- К.: Знание, 1991.
8. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся ст. классов сред. шк. - 2-е изд., доп. и дораб. - М., 1990.
9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
10. Коновалова Н.А. Взаимосвязь внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков : на примере 8-9 классов : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07. - М., 2006.
11. Конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С.Волков, Н.Д.Волкова. - М.: Академический проект, 2007.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: ИНФРА-М, 1997.
13. Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.07. - Ярославль, 1999.
14. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.
15. Психология профессий: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2005.
16. Стабулова Н.Б. Психология спортивной карьеры : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.13. - СПб., 1999.
17. Фромм Э. Иметь или быть? -- М.: Прогресс, 1990.
18. Хорни К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура. М., 1995.
19. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Учебное пособие, 2 -е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996.
21. Ginzberg E. Toward a theory og occupational choice: F restatement // Vocational Guidance Quarterly. - 1972
22. May R. Psychology and the human dilemma. N.Y., Norton, 1967
23. Shaffer D.R. Social and Personality development. Pascfic Grove, CA Brooks/Colc, 1988
8. Приложения
Бланки анкет для ответов «да» и «нет» на предварительный вопрос «Вы уже определились со своей будущей профессией?»
Бланки нестандартизированного интервью (для 6 интервьюируемых)
Анкета для ответов «нет» на предварительный вопрос «Вы уже определились со своей будущей профессией?»
Здравствуйте!
Мы проводим психологическое исследование и просим Вас дать ответы на следующие вопросы. Ваша помощь очень важна для нас, но она будет полезной только в том случае, если Вы отнесётесь к ним серьёзно и ответите искренне. Спасибо.
I. Пожалуйста, отметьте вариант ответа, который наиболее точно описывает вас.
Как давно вы впервые серьезно задумались о той сфере, в которой вы хотели бы работать?
a) 1-2 года назад
b) пока не задумывался
c) другое: ___________________
Менялось ли ваше мнение о подходящей для вас профессиональной сфере за этот период?
a) да, несколько раз
b) нет, я твердо уверен в своем выборе
c) другое: ___________________
Существуют ли у вас на данный момент какие-то альтернативы в выборе профессиональной сферы?
а) да, мне сложно выбрать один из нескольких вариантов (укажите какие:____________________________________________________________)
b) есть только одна сфера, которая кажется мне привлекательной (укажите какая:____________________________________________________)
c) нет ничего, что мне бы нравилось
Кто больше всего беспокоится о предстоящем вам выборе профессии?
а) мои родители и/или близкие люди
b) я сам
c) я и близкие для меня люди считаем данную проблему не стоящей беспокойства
d) другое: _________________
Если вы испытываете беспокойство относительно ситуации выбора профессии, что вызывает у вас наибольший дискомфорт?
a) окружающие слишком много «дергают» меня по этому поводу
b) я не знаю, подойдет ли мне привлекательная для меня профессия
c) я затрудняюсь с выбором сферы деятельности
d) я вообще не беспокоюсь
e) другое: _____________
II. В этой части анкеты приводится список характеристик трудовой деятельности, которые необходимо расставить по значимости от 1 до 10 при этом на первое место вы поставите максимально значимую характеристику, а на 10, соответственно, наименее значимую.
Исходите из того, что хотите вы сами («Хочу я»), хотят ваши родители («Хотят родители») и близкие для вас люди - друзья, учителя и т.д. («Хотят близкие люди»). Постарайтесь отвечать не задумываясь.
Анкета для ответов «да» на предварительный вопрос «Вы уже определились со своей будущей профессией?»
Здравствуйте!
Мы проводим психологическое исследование и просим Вас дать ответы на следующие вопросы. Ваша помощь очень важна для нас, но она будет полезной только в том случае, если Вы отнесётесь к ним серьёзно и ответите искренне. Спасибо.
I. Пожалуйста, представьте, что вы уже работаете в выбранной сфере,
Какие функции вы выполняете на работе?
1)
2)
3)
4)
5)
Какие качества необходимы для того, чтобы быть успешно выполнять вашу работу?
1)
2)
3)
4)
5)
Какие плюсы есть в вашей работе, чем она выгодно отличается от других?
1)
2)
3)
4)
5)
Есть ли в вашей работе что-то, что вас не устраивает?
1)
2)
3)
4)
5)
Принимая решение о выборе профессии, на чье мнение вы опирались?
1)
2)
3)
4)
5)
Что (события, интересы и др), как вам кажется, определило ваш выбор?
1)
2)
3)
4)
5)
Напишите, пожалуйста, пошагово, что вы сделали для того, чтобы из школьника стать представителем данной профессии?
1)
2)
3)
4)
5)
Как вы планируете развиваться в дальнейшем в выбранной профессии?
1)
2)
3)
4)
5)
II. В этой части анкеты приводится список характеристик трудовой деятельности, которые необходимо расставить по значимости от 1 до 10 при этом на первое место вы поставите максимально значимую характеристику, а на 10, соответственно, наименее значимую.
Исходите из того, что хотите вы сами («Хочу я»), хотят ваши родители («Хотят родители») и близкие для вас люди - друзья, учителя и т.д. («Хотят близкие люди»). Постарайтесь отвечать не задумываясь.