Особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением
Особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением
47
ФИЛИАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г. МИНСКЕ
Специальность "Психология"
Заочное отделение
Курсовая работа
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
ЛАСТОВКА ДАНИЛА АНДРЕЕВИЧ
Научный руководитель:
Старший преподаватель Ахунова И.Г.
Минск 2009
Оглавление
Введение
1. Особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением
1.1 Место студенчества в социальной структуре общества и в группе молодежи
1.2 Проблема смысла жизни в философской и психолого-педагогической литературе
Жизненные установки и их особенности у студенческой молодежи
Изменение жизненных установок
1.3 Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения современного студенчества
Историко-культурологический аспект
Состояние эйфории
Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций с чувством одиночества в подростковом возрасте
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Описание и анализ результатов эксперимента
Выводы
Заключение
Список использованных источников
ВведениеЖизненный путь человека - это процесс формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем, фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Выявление особенностей смысложизненных ориентаций стало в последнее время актуальной темой исследований. Однако при достаточной изученности этого феномена мы пока не можем говорить о методах развития смысложизненных ориентаций и способах влияния на процесс их формирования. С проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. Особенно эта проблема становится актуальной в юношеском возрасте. Проблема смысла жизни изучалась В. Франклом, и как он отмечает, с этой проблемой сталкиваются люди в разных странах по всему миру. Смысл жизни может выступать, с одной стороны, как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется индивид в своей жизни. Людьми по-разному осознаются разные аспекты смысла жизни: прошлое, настоящее, будущее.Жизненное самоопределение, возможно, лежит в основе других видов самоопределения. Поэтому важными для содержания труда являются именно ценностные ориентации в профессиональной деятельности. Проблемы ценностных и смысложизненных ориентации и интересов молодежи были предметом исследований ряда ученых (К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Л.И. Божович, В.Т. Лисовского, В.А. Ядова и др.)Одним из подходов к изучению динамики ценностно-смыслового отношения субъекта к профессиональной деятельности является, прежде всего, анализ системы целеполагания, содержания высшего образования в контексте прогнозируемых студентами трудностей будущей работы, социально-психологической оценки подготовки к профессиональной деятельности в вузе, учебно-профессиональных экспектаций студентов в процессе образования.Данная курсовая работа будет посвящена изучению смысложизненных ориентаций студентов с аддиктивным поведением. Так как алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение формируется преимущественно в процессе социализации. Этим и объясняется актуальность темы аддиктивного поведения молодежи.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.Актуальность темы исследования. Данная тема охватывает только ту часть исследований смысложизненных и профессиональных ориентации, которая соответствует специфике социально-психологических изысканий. При таком подходе к рассмотрению проблемы имеют место несколько в разной степени исследованных направлений, однако, непредставленность в исследованиях вопросов о связи смысложизненных ориентации и студентов с аддиктивным поведением, является основанием для утверждения теоретической актуальности избранной темы.Цельюданной курсовой работы является выявление особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением.Задачи:1. Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных источников по изучаемой проблеме.2. Выявить особенности жизненных установок у студентов.3. Провести эмпирическое исследование особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением.4. Сформулировать выводы и практические рекомендации по данному исследованию.Объектом исследования смысложизненные ориентации студентовПредметом исследования особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением.Гипотеза исследования: особенностью установки у аддиктивной личности является пагубные пристрастия.Методологию исследования составляют:Концепция А. Маслоу - у человека есть две основополагающие жизненные установки, или модели поведения. Он может вести себя реактивно, стремиться компенсировать дефицитную ситуацию и руководствуется в таком случае потребностями дефицита. Или же человек ведет себя активно и стремится вести себя так, чтобы добиться успеха в различных областях своей жизни, т.е. считает развитие важной жизненной ценностью. В этом случае он руководствуется в своей жизни потребностями развития.Для исследования данной темы я исследовала следующие методы: на теоретическом уровне - анализ психологической литературы, обобщение, сравнение; на эмпирическом - ТЮФ (тест юмористических фраз), статистический метод ранговой корреляции Спирмена.Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие студенты МИТСО факультета экономики и управления на предприятии, г. МинскаНаучная новизна работы заключается в обобщении имеющегося наработанного материала, а также в предложении новых подходов к классификации аддиктивного поведения.Практическая значимость исследования состоитв том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при анализе механизмов предупреждения аддиктивного поведения подростков, полученные в ходе исследования результаты, могут быть использованы в практическом применении для рекомендаций и оказания помощи социальным педагогам и родителям подростков, попавших в трудную ситуацию.Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Курсовая работа выполнена в объёме 71 страниц из них 5 страниц (66-71) занимают Приложения.При написании курсовой работы было использовано 35 основных источников, преимущественно научного, научно-методического, периодического характера.1. Особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением1.1 Место студенчества в социальной структуре общества и в группе молодежиСтуденчество определяется как "особая социальная группа, характеризующаяся специально организованными, пространственно и временно структурированными бытием, условиями труда, быта и досуга, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций". К системообразующим признакам студенчества различные исследователи относят маргинальность всех сторон его бытия, субкультуру, относительную независимость социальной психологии и поведения, доминантное влияние половозрастного фактора [15, с.232.].Определение возрастных границ молодежи, а именно верхнего, имеет очень большое значение. Это знание важно в двух аспектах: во-первых, молодежный возраст - это стадия получения квалификации, завоевания положения в обществе. Если человек получил квалификацию, то его уже нельзя относить к молодежи. Во-вторых, молодежный возраст - это стадия выбора и принятия решений, затрагивающих его будущее. Независимо от того, каков будет результат выбора, важно, что молодой человек, находясь в процессе выбора (например, выбора образования, профессии, решения вопроса брака, создания семьи), ведет себя как взрослый [19, с.38].Б. Рубин и Ю. Колесников определяют студенчество как: мобильную социальную группу, "основным условием которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высокой профессиональной и социальной роли в материальном и духовном производстве", а С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовский считают, что "в социальной структуре общества студенчество может быть названо социальной группой, по своему общественному положению стоящей близко к интеллигенции, являющейся ее резервом и предназначенной в будущем к занятию высоко квалифицированным трудом в различных областях науки, техники, управления, культуры и т.д."Студенчество - это огромный интеллектуальный и управленческий потенциал культурно-духовной, государственно-административной, экономико-материальной сфер общества. Оно, будучи интеллектуальной, духовной элитой молодежи, является потенциальной элитой общества в целом, будущей интеллигенцией, цветом нации.Главной функцией студенчества является образовательная деятельность.Студенчество как социальная группа, обладает весьма неустойчивой структурой и функциями и является "фокус-группой будущего социума в целом". Интенсивная составляющая структуры студенчества связана с высотой его потребностей, амбиций, намерений, способностей и запросов материальных, культурных, духовных, политических и рациональных. А экстенсивный элемент этой структуры коррелирует со спросом на студенчество со стороны общества [17, с.23].1.2 Проблема смысла жизни в философской и психолого-педагогической литературеПроблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных, так как смысл жизни является одной из традиционных проблем философии и теологии, художественной литературы, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит смысл жизни, какой смысл жизни можно считать истинным, добрым, достойным. В психологической литературе также подчеркивается огромная значимость для человека психологического феномена смысла жизни. Но вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в компетенцию психологии. Как указывает Д.А. Леонтьев, в сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности [11, с.122]. Смысл жизни психологами определяется как "более или менее адекватное переживание интенциональной направленности собственной жизни", "концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого" [11, с.125], "генеральная линия жизни, задающая высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогающая ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности" [24, с.4]. Ю.Б. Гиппенрейтер рассматривает смысл жизни "как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности".Для С.Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь [20, с.78]. Б.С. Братусь размышляет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека [3, с.39].В теории В. Франкла понятие смысла жизни занимает центральное место. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических "ноогенных неврозов", и разных видов отклоняющегося поведения. Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии - ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы [23, с.44]. По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден.В. Франкл считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями:1) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей;2) в переживании гуманистических ценностей;3) заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни. Несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Как указывает Д.А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий [11, с.134].Таким образом, характеризуя смысл жизни, исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности. В.Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена:1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении;2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного. Феномен смысла жизни включает в себя оба эти значения, причем суть, главное доминирует над не главным, второстепенным [24, с.5]. Но определение смысложизненной "доминанты" - лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта "продуктивна", в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик. В связи с этим В.Э. Чудновским выделены два признака адекватности смысла жизни:1. "реалистичность" смысла жизни, т.е. соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой - индивидуальным возможностям человека;2. "конструктивность" смысла жизни, т.е. степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека.В. Франкл дал очень подробную характеристику данной потребности человека. По его мнению, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим к тому же все свои базовые потребности. Смысложизненные ориентации каждого человека - это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития. Наиболее же остро проблема определения своего места в социуме, понимания того, ради чего стоит жить, стоит перед выпускниками школ.В. Франкл указывал на тот факт, что экзистенциальная фрустрация - феномен потери смысла жизни и развития в этой связи особого вида депрессивного состояния - свойственен в основном "думающей" молодёжи. Об актуальности проблемы поиска смысла жизни в раннем юношеском возрасте говорят и многие отечественные психологи. Например, Л.И. Божович утверждает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для старшеклассников тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающим [11, с.177].Жизненные установки и их особенности у студенческой молодежиЖизненные установки, представления человека о жизни, судьбе, мироустройстве. Они во многом определяют то, как мы принимаем наши решения, как действуем, чего ожидаем от жизни. Установки бывают разные: активная или пассивная, пессимистичная или оптимистичная, фантастическая или реалистичная и т.п. Разобравшись в своих установках, можно понять причины происходящих с нами событий и принимать решения более осознанно.Изменение жизненных установокЛичность формируется не только из представлений о себе. Этот процесс обуславливается и общими жизненными ожиданиями и установками. Те, кто рассматривает жизнь как борьбу, в любой ситуации прежде всего видят подстерегающие их опасности. Те, кто подходит к жизни как к возможности найти удовлетворение, ищут в различных областях деятельности радости. В этом случае они скорее готовы отыскивать во всем что-то хорошее и стремятся в большей степени вести себя так, чтобы приносить больше радости себе и окружающим.Жизненные установки зависят от того, что для человека всего важнее. Спрашивали ли вы когда-нибудь себя, чего вы лично хотели бы достичь в своей жизни? Приобрести какие-либо материальные ценности, достичь общественного признания и др.? Ценности, к которым вы стремитесь, совпадают с вашими жизненными установками и обуславливают различный характер поведения. Кто хочет достичь материального благополучия, должен обращаться с окружающим миром по-иному, чем тот, кто хочет совершенствовать свою личность.Американский психолог А. Маслоу установил, что у человека есть две основополагающие жизненные установки, или модели поведения. Он может вести себя реактивно, стремиться компенсировать дефицитную ситуацию и руководствуется в таком случае потребностями дефицита. Или же человек ведет себя активно и стремится вести себя так, чтобы добиться успеха в различных областях своей жизни, т.е. считает развитие важной жизненной ценностью. В этом случае он руководствуется в своей жизни потребностями развития.Социально-психологический эксперимент, проведенный с медитирующими в университете Геттингена, показал, что в ходе регулярных занятий самогипнозом и медитацией установки и ценности, которыми руководствуются в своей жизни медитирующие, меняются. Многие начали заниматься самогипнозом, чтобы улучшить свое здоровье (психологическая ценность) или же чтобы добиться успеха (потребность в признании). После продолжительной медитационной практики их основополагающие установки изменились: жизнь использовалась все в меньшей степени для преодоления дефицитных ситуаций, на первый план выдвигалось повышение жизненной удовлетворенности. Жизненные установки определялись постепенно в большей степени такими ценностями, как любовь, правда, освобождение и мир. Кроме того, медитирующие жили более полной жизнью в настоящем и спокойнее воспринимали мелочи жизни.Традиция изучения ценностных ориентаций общества в целом и его групп в частности выработала за продолжительное время своего существования множество определений этого важного понятия социологии. Понятие ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных зарубежных и российских ученых. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи определяются влиянием следующих факторов [4, с.77]:1) возрастно-демографический;2) амбивалентно - транзитивный;3) образовательный;4) дивиантно-деликвитный.1. Возрастно-демографический фактор [12, с.50] формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью студенческой молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм.Студенчество несет в известной мере рудименты и пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер.Символический закон общественной нормы воспринимается как привносимый извне, - со стороны родителей, воспитателей, учителей, старших, взрослых, общества в целом. Эта инстанция символического закона еще не интериоризировала собой сознание незрелого существа в виде внутреннего закона как закона совести. Инфантильность незрелого эгоизма еще не изжита императивом совести, как завоевания своего духа. Норма в этой ситуации стимулируется страхом перед наказанием как наказанием со стороны внешней карающей инстанции.Социальный статус студента, имея характер неопределенности и зависимости, отличается весьма размытыми очертаниями, мигрируя от полюса к полюса, связанных с его относительной невысокостью в настоящем и потенцией высокого статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние не дает студенту возможность зафиксировать свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же время будущий выпускник ВУЗа готов "поднять планку" своих ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать его социальный статус в будущем.Зависимость от общества и государства вынуждает студенчество идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ему возможность проявить свою самостоятельность в самостоятельном и независимом выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться, "причесанность" представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью студенчества, и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью.Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций студенчества, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания аксиологической направленности, поскольку в "табула раса" его души еще много свободного места.2. Амбивалентно-транзитивный фактор [12, с.51] обусловлен двойственно - переходным характером студенческой массы, чья самостоятельность уже сказалась в выборе будущей профессии и специализации, а, с другой стороны, этой самостоятельности еще предстоит реализоваться практически. Так теоретическое осознание своей свободы в реализации право на выбор профессии не подкреплено никакой практической базы. Отсутствие социальной практики придает теоретическому основанию формирования ценностных ориентаций спекулятивный и умозрительный характер. И, как правило, это спекулятивное основание оказывается вскоре быстро утраченным, вследствие столкновения с практической стороной своей профессиональной деятельности.Однако, с другой стороны, транзитивность обладает и потенцией высокого полета творческой мысли в стремлении к высотам человеческого духа, что связано с отсутствием привязанности к своим будущим профессионально-функциональным и "цеховым" ценностям.3. Образовательный фактор является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций, и которое делает по сути высшее образование высшим. Студенты, обучаясь таким предметам как история, философия, социология, история искусств, религиоведение, уже а процессе образования сталкивается с философскими идеями, вокруг которых, кк известно, вращается мир, с историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.4. Девиантно-делинквентный фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, - все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как-то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, перверсивную сексуальность и т.д.Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к "навязываемым" обществом ценностей и норм. Именно этот асоциальный резерв студенчества становится заложником агрессивно - политических, радикальных и откровенно антиконституционных сил общества. Девиантно-деленквинтная часть студенчества (по разным подсчетам, примерно 1-5%) легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего национализма, национал - большевизма (весьма распространенное явление среди студенческой молодежи Санкт-Петербурга) [12, с.53].О данном факторе мы поговорим подробнее в следующем параграфе нашей работы.Основная проблема ценностной ориентации студенчества заключается в принципиальной их поляризованности, которая оказывает непосредственное влияние на их расклад и направленность.1.3 Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения современного студенчестваНаиболее актуальными формами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков является аддиктивное, аутоагрессивное (суицидальное) и гетероагрессивное поведение. Понятие аддиктивного поведения обозначает донозологический этап формирования алкоголизма и наркомании и подразумевает наличие ситуационной психической зависимости и "поисковой активности" в отношении алкоголя и различных психоактивных веществ до того, как от них сформировалась физическая зависимость. Аутоагрессивное поведение проявляется в наличии суицидальных мыслей, переживаний ("замыслов"), тенденций и действий, а для гетероагрессивного поведения характерны агрессивные высказывания, угрозы и действия, направленные на окружающих.Таким образом, отклоняющееся (девиантное) поведение можно определить как систему поступков (отдельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, адаптационных механизмов и неспособности к нравственному и эстетическому контролю за своим поведением. На практике выделяют ряд типов и форм отклоняющегося (девиантного) поведения, которые будут представлены ниже [2, c.34].Следует отметить, что существуют определенные взаимоотношения между различными типами и клиническими формами девиантного поведенияТипы девиантного поведения:Делинквентное поведение - отклоняющееся поведение с отчетливой антиобщественной направленностью, приобретающее в крайних своих проявлениях уголовно наказуемый характер.Аддиктивное поведение - отклоняющееся поведение со стремлением к уходу от реальности посредством приема психоактивных веществ либо чрезмерной фиксацией на определенных видах деятельности.Патохарактерологическое поведение - отклоняющееся поведение, обусловленное патологическими изменениями характера вследствие дефектов воспитания.Психопатологическое поведение - отклоняющееся поведение, обусловленное психическими расстройствами.Поведение на базе гиперспособностей - отклоняющееся поведение, сопровождающееся девиациями в обыденной жизни, при особой одаренности и даже гениальности в других сферах деятельности [5, c.122].Клинические формы девиантного поведения:Агрессивное поведение.Аутоагрессивное (суицидальное) поведение.Злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация и др.).Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание).Аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии).Сверхценные психологические увлечения ("трудоголизм", спортивный, музыкальный и прочий фанатизм и др.).Сверхценные психопатологические "увлечения" (кверулянтство (сутяжничество), клептомания, дромомания (навязчивое стремление к бродяжничеству) и др.).Характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.).Коммуникативные девиации (аутизация (замкнутость), гиперобщительность, конформизм, нарциссическое поведение и др.).Аморальное (безнравственное) поведение [18, с.265].И так, суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармакологического, так и нефармакологического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям [10, с.117].Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции [10, с.119].Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации [6, с.7].Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки [10, с.221].Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности [6, с.9].Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксироваться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям [7, с. 199].Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности усваиваются, и личность формируется в общении с другими людьми. Аддикт отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать свой жизненный опыт, нарушая тем самым важнейшие функции общения. Возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Потребность в самопознании, самоутверждении и подтверждении лица с аддиктивными особенностями реализуют, прежде всего, в своем контакте с аддиктивными агентами, но не в общении. Об аддиктах нельзя сказать, что они, желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, ищут точку опоры в других людях [27]. Поиск точки опоры не выходит за границы аддиктивной реализации. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции, как идентификация, эмпатия, рефлексия. Следовательно, утрачивается способность ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким воспринимают тебя окружающие [10, с.229].Интернет-зависимость обладает признаками всех типов зависимостей. Критерии, которые используются в определении любого типа зависимости: пренебрежение важными вещами в жизни из-за этого (аддиктивного) поведения; разрушение отношений аддикта со значимыми людьми, раздражение или разочарование значимых для аддикта людей, скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки сокращать это поведение [27].Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет - зависимости:навязчивое желание проверить e-mail.постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [26].Историко-культурологический аспектИсторико-культурологические исследования показывают, что свойства алкоголя и наркотиков были известны людям еще с древнейших времен и использовались для усиления эффекта изменения сознания при богослужениях.В литературных источниках, датируемых V веком до н.э., есть упоминание о том, что скифы сыпали коноплю на раскаленные камни с целью получения дыма, вызывающего восторженное состояние. Древние племена Средиземноморья бросали в костер подгнившие гроздья винограда (то есть такие, в которых уже начался процесс брожения) и от запаха сжигаемых плодов приходили в состояние опьянения. Шаманы использовали наркотические вещества во время ритуальных действий. Позже наркотики использовали служители культа и прорицатели, чтобы вызвать у верующих нарушение сознания и чувство особого психического подъема во время богослужений. В Древнем Египте, Древней Греции и Риме были известны наркотические свойства опийного мака и индийской конопли. Однако во всех ситуациях химический психотропный эффект играл лишь вспомогательную роль; главным фактором изменения сознания были магические ритуалы, маски, символические действия, танцы, заклинания, сильно воздействующие на психику человека [7, с.233].Таким образом, одним из первичных глубинных факторов употребления человеком психоактивных веществ является желание периодически изменять свое сознание, переживать метаморфозы личности.Особым элементом употребления алкоголя славянами было испытание человека "на прочность". Например, казаки Запорожской Сечи в качестве одного из испытаний для желающего стать запорожцем предлагали ему выпить кварту горилки. После этого наблюдали за поведением новичка: станет ли он болтливым, распущенным, потеряет ли над собой контроль, или, наоборот, будет сопротивляться действию алкоголя, не подавать виду, что опьянел, что плохо себя чувствует.Вообще само по себе испытание человека - его силы, смекалки, ловкости, выносливости - является составной частью почти всех славянских обрядов и праздников. Кулачные бои, стрельба из лука, конные состязания, сложные танцевальные элементы и тому подобное давали возможность "показать себя", самоутвердиться, самореализоваться. В настоящее время эта потребность, являющаяся особенно важной для молодежи, часто проявляется только в традиционном испытании новичка выпивкой. Такая скудность средств удовлетворения актуальных потребностей свойственна всей нашей жизни. По меткому определению В.Ю. Завьялова, так же, как и в современной архитектуре, где "все ненужное" убрано и где все подчинено чистому функционализму, так и в испытаниях алкоголем видна рука "века прагматизма" и экономичности в области человеческих отношений - "все лишнее убрано", на древнюю обрядность и другие "хлопоты" время не тратится, а в самом алкоголе действительно "концентрируются" символы древности, рудименты архаичных верований, "непроросшие зерна" традиционной обрядности и ритуалов. Все это настолько полно растворилось в алкоголе, что без специального анализа эти элементы невозможно заметить.Очевидно, что это дело будущего - "выпарить" из алкогольного концентрата (то есть из того, что называют "алкогольными обычаями") растворенные в нем элементы, опознать их, увидеть, как эти элементы связаны с другими традициями, верованиями, символами, обычаями, дать им научную интерпретацию, а затем искать подходящую и эффективную замену алкогольного способа испытания, празднования, увеселения и всего того, что "взвалено" сейчас на спиртные напитки [7, с.236].Состояние эйфорииНаиболее ярким показателем измененного сознания при употреблении алкоголя или наркотиков является эйфория. Слово "эйфория" (от греч. euphoria - хорошо переношу) означает неоправданное реальной действительностью благодушное, приподнято-радостное настроение. В научно - медицинской и психологической литературе термин "эйфория" обозначает неоправданное реальной действительностью радостное настроение у тяжелобольных, порой умирающих, а I также счастливое, радостное, блаженное состояние у алкоголиков I степени после употребления спиртного или у наркоманов (I стадии) после приема наркотического вещества [14, c.122].Наркотическая эйфория аналогична алкогольной: то же состояние радостного возбуждения, иллюзия счастливого, приподнятого настроения, веселье, благодушие, приятные телесные ощущения. Однако существует и ряд компонентов, свойственных только наркотикам: ощущение своей значимости, всемогущества, слегка затуманенное сознание, иногда, в зависимости от вида наркотика, яркие галлюцинации, нереальное восприятие времени, цвета, форм, величины предметов, расстояния и звуков.Состояние эйфории характеризуется не только хорошим настроением. Оно влияет на мышление, восприятие, память, самооценку. Все, что человек видит и слышит, воспринимается им в радостном возбуждении: соседи по столу, их шутки и разговоры, окружающая обстановка и т.д. Память как бы сама отсеивает все заботы, неприятности, все плохое, что может омрачить жизнь. Вспоминаются только приятные события. Человек думает, что он наконец по-настоящему счастлив. Он ожидает только успеха от всех своих начинаний, только благодарности и похвалы окружающих за свои действия [14, c.125].Резко меняется самооценка: она становится чрезвычайно завышенной. Человек чувствует себя неуязвимым, могущественным, ощущает свое превосходство над другими. Находящийся в состоянии эйфории каждый свой поступок воспринимает как значительное достижение, ожидает благоприятных результатов от всех предпринимаемых действий, преувеличивает свои возможности; все воспринимает и оценивает только положительно. Более того, "длительная бомбардировка" завышенной самооценкой и сверхоптимистическими ожиданиями заряжает его энергией и деятельностью.Эйфория, по определению В.Ю. Завьялова, - это психическое состояние человека, "несущее экстремально хорошую оценку" всему, что человек способен в данный момент ощущать, воспринимать, вспоминать, думать и фантазировать. Оно не связано с удовлетворением какой-то определенной потребности, Напротив, любой объект, попавший в поле внимания при эйфории, может казаться объектом, который дает удовлетворение, счастье. Это общее чувство удовлетворения, благополучия и радости, овладевшее человеком, может резко контрастировать с тем, что в действительности происходит с ним. В этом и проявляется некритичность, неспособность правильно, реалистически оценивать происходящее.Потребность в изменении состояния сознания является естественной и целесообразной. Стремление к празднику, выходу из серых будней, к "прорыву" повседневности заложено в каждом из нас. Желание испытать себя в новой ситуации, "примерить" на себя жизнь другого человека, приобщиться к великому и прекрасному существовало у людей с древнейших времен и служило детерминантой развития литературы, музыки, искусства [13, c.225].Таким образом, в процессе развития человечества состояние радостного, приподнятого настроения возникало от всей обстановки праздника с его обрядовостью и глубоким символическим смыслом. Использование же психотропного эффекта алкоголя или наркотиков играло лишь вспомогательную роль, усиливая состояние восторга, удовлетворенности и счастья.Постепенно психологический смысл опьянения сводился к состоянию эйфории, являющейся всего лишь результатом фармакологического действия алкоголя или наркотиков на психику человека.
Аддиктивные формы отклоняющего поведения
Девиантное поведение подразделяется на две группы [16, с.35]:
Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.
Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии - пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.
Касательно темы настоящей работы интерес представляет вторая группа со скрытойсоциальной патологией.
Существуют общие причины девиантного поведения для обеих вышеприведенных групп "риска". Это, прежде всего:
1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; инфляция, коррупция и т.д.
2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, "продажной любви", взрыве насилия и правонарушениях.
3. Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
В девиантном поведении выделяю особый его тип - аддитивное поведение.
Аддиктивное поведение (addictive behavior) - это злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая наркотики, алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость. В более широкой трактовке определения аддиктивного поведения: это "одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций" [6, с.10]. По существу речь идет о наркотических веществах, включая алкогольные напитки и табакокурение.