Консультирование родителей (индивидуальные и групповые). Родительское собрание в старшей группе №6. Консультация для родителей«Телик, видики компьютер. Польза или вред»
Вторник
20.12.05
7.45-8.00
8.00-8.10
8.10-9.00
9.00-12.30
12.30-15.00
Метод время. Подготовка к коррекционному занятию.
Коррекционно-профилактические занятия. Психогимнастика. Комплекс №8
Консультирование специалистов и педагогов. Консультация для воспитателей групп старшего возраста «Эмоционально - волевая готовность к школьному обучению».
Четверг
22.12.05
7.45-8.00
8.00-8.10
8.10-9.00
9.00-11.40
11.40-15.00
Метод время. Подготовка к коррекционному занятию.
Коррекционно-профилактические занятия (групповые). Психогимнастика. Комплекс №8
Коррекционно-профилактические занятия (групповые) Психогимнастика. Комплекс №8
Метод время. Оформление документов.
Консультация для воспитателей групп старшего возраста «Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению»
К 6 годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:
Поставить цель;
Принять решение;
Наметить план действий;
Исполнить намеченный план;
Проявить усилие в случае возникновения препятствий;
Оценить результат своего действия;
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:
Не бояться трудностей;
Стремление преодолевать их;
Не отказываться от намеченной цели.
В нескольких словах, готовность - это умение слушать + умение слушаться.
Основными показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких - либо поручений и обязанностей.
Как развивать волевую готовность?
повышать самостоятельность и ответственность ребенка:
? закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;
? учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
развивать самоконтроль:
использовать игры типа «сделай так же», «Конструирование по образцу», «Да и нет не говорите…».
Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
развивать стремление действовать по моральным мотивам.
соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.
развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуации успеха.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуации и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника:
обладает интенсивностью проявления эмоций;
непосредственностью в проявлении эмоций;
быстрой переключаемостью, сменой настроений;
поверхностью эмоций.
Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
? устойчивости чувств;
? глубины чувств и эмоций»
? осознания причин появления тех или иных эмоций;
? проявления высших чувств: эстетических , нравственных, познавательных ;эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).
В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы), постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА
Рекомендуется:психологу -проведение индивидуальных профилактических занятий по результатам диагностики. Воспитателям - проводить рекомендуемые психологом игры на снятие тревожности, агрессивности.
Заключение по результатам диагностического обследования детей Методика «Кактус»
Причины обследования: по запросу.
Сроки обследования: 13.12.2005 г.
Программа обследования: методика «Кактус»
Автор :М.А..Панфилова
Цель: выявление наличия агрессивности, ее направление
Ф.И. обследуемого Ложкина Рита
По результатам выявлено
высокая степень агрессивности-54%
неуверенность в себе - 60%
Рекомендуется:психологу - проведение индивидуальных профилактических занятий по результатам диагностики. Воспитателям - проводить рекомендуемые психологом игры на снятие агрессивности.
Коррекционная работа по программе С.И. Семенака «Уроки добра».
Психолого-педагогическая характеристика Алексеевой карины Владимировны 2000 года рождения воспитанника детского сада №91 города Стерлитамака. Алена проживает в городе Стерлитамак по улице патриотическая дом 92 кв 4. Семья полная. Является вторым ребенком в семье. Посещает детский сад с 2002 года.
За время пребывания в ДОУ Алена показала себя как добрая, неконфликтная девочка. В группе лидер. Она проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности - игре, общении, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способна договариваться, учитывать интересы других. Алена проявляет внимание к окружающим, отзывчива к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинства других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила.
Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, она легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Творческие способности проявляются в рисовании, придумывании сказок, танца, пении. Алена любит фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развития функции воображения и становления произвольности предметного действия.
Волевое начало в действиях Алены проявляется в продуктивной деятельности. Стараться сделать продукт качественно, переделывает, если не получилось. Произвольность также проявляется в социальном поведении: она может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.
Алена проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? Почему? Зачем?). Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать. Проявляет интерес к познавательной литературе, к графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими. Объем знаний об окружающем мире высокий. Владеет техникой чтения. Речь грамотная, внятная, словарный запас богат.
Компетентность Алены проявляется не только в том, что она обладает знаниями, умениями, навыками, но и способна принимать не ее основе собственные решения.
Психолого-педагогическая характеристика Королева Михаила Владимировича 2000 года рождения воспитанника детского сада №91 города Стерлитамака. Миша проживает в городе Стерлитамак по улице Плодопитомная дом 15 кв 1. Семья полная. Является первым ребенком в семье. Посещает детский сад с 2003года.
За время пребывания в ДОУ Миша показал себя как добрый, неконфликтный мальчик. В группе отвергаемый.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Но в последнее время из-за травмы гортани речь невнятна и поэтому дети его не всегда понимают, что приводит к кратковременному контакту Миши с детьми.
Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, он быстро утомляется. Не умеет поддержать игру, принять роль.
Общие социально-бытовые навыки: имеет трудности в овладении навыками самообслуживания.
Недостаточно развит физически.
Волевое начало в действиях Миши не проявляется в продуктивной деятельности. Работает невнимательно, быстро теряет интерес. Не доводит начатое дело до конца. Тормозим. Не сразу воспринимает требования воспитателей. Нуждается в многократном повторении словесных указаний и контроля. С трудом выполняет правила распорядка жизни группы. Познавательно недостаточно активен (мало чем интересуется).
Затрудняется в ответе на простые вопросы. Недостаточно сформированы графические навыки. Плохо развита мелкая моторика, нуждается в помощи при лепке, аппликации.
На занятиях быстро утомляется, мешает.
Объем знаний об окружающем мире низкий. Речь малопонятна, невнятная, словарный запас беден.
Ребенок требует индивидуального подхода, индивидуальной помощи со стороны взрослых.
Дневник психолого-ознакомительной практики
студентки 4 курса, факультета педагогика и психология с 23.03.04 по 06.04.05. 2''5 года
Ф.И.О. директора детсада
Ф.И.О. педагога-психолога
Дата, время
Вид деятельности
Содержание деятельности практиканта
Замечания методиста
23.03.04среда
8.00-9.00
Знакомство
Ознакомление с основными видами и направлениями работ психолога в д/с.; графики работ.
Коррекционно-профилактические и развивающие занятия
Групповое занятие.
Тема: «Наше настроение»
(на снятие агрессивности у детей)
12.30-15.30
Консультирование педагогов и специалистов
Наблюдение за процессом консультирования педагогов и специалистов. Тема: «Профилактика утомляемости».
24.03.05.
четверг
8.00-9.00
Методическое время
Подготовка к занятию.
9.00-12.00
Коррекционно-проф. и разв-е занятия
Занятие с подгруппой.
Тема: «Хорошо ли быть злым».
12.00-15.00
Метод. время
Ознакомление с нормативными документациями
25.03.05.
пятница
8.00-15.00
Метод. день
Ознакомление с методической оснащенностью кабинета, планами работ. Подготовка консультаций.
28.03.05
понедельник
8.00-9.00
Метод. время
Наблюдение за подготовкой к диагностике
9.00-12.30
Психодиагностика
Наблюдение за индивидуальной диагностикой. Методика С. Забрамная «Разрезные картинки» (Проверка сформированности наглядно-образного мышления, целенаправленности)
12.30-15.00
Метод.время
Наблюдение за проверкой и оформлением результатов диагностики
29.03.05.
Вторник
11.00-12.00
Психодиагностика
Наблюдение за индивидуальной диагностикой. Методика С. Забрамная «Путаница» (Выявление способности к обобщению на основе зрительного анализа и синтеза)
12.00-15.00
Метод. время
Наблюдение за проверкой и оформлением результатов диагностики. Подготовка к диагностике.
15.00-16.00
Психодиагностика
Методика «Времена года» С.Забрамная.(Выявление представлений детей о временах года, запаса общих сведений об окружающем мире и т.д)
16.00-19.00
Консультирование родителей
Наблюдение за процессом консультирования
30.03.05
Среда
Семинар в ПМПК
Посещение семинара в ПМПК
Тема: «Роль педагога-психолога в работе с агрессивными детьми».
31.03.05
Четверг
8.00-9.00
Метод. время
Изучение методической и психологической литературы.
9.00-12.00
Коррекционно-проф-е и разв-е занятия
Психогимнастика
12.00-15.00
Метод.время
Наблюдение за обработкой результатов
1.04.05.
пятница
Метод.день
Обработка и оформление результатов диагностики.
Оформление стендов
4.04.05.
Понедельник
8.00-9.00
Метод.время
Подготовка к психодиагностике
9.00-12.30
Психодиагностика
Наблюдение за индивидуальной диагностикой (подготов. группа)
12.30-15.00
Метод. время
Наблюдение за проверкой и оформлением результатов диагностики
5.04.05.
Вторник
11.00-12.00
Психодиагностика
Проведение экспресс диагностики подготовки к школе.
12.00-15.00
Метод.время
Оформление результатов диагностики
15.00-16.00
Психодиагностика
Диагностика предполагаемо одаренных детей
16.00-19.00
Консультирование родителей
Наблюдение за индивидуальным консультированием родителей
6.04.05.
Среда
8.00-9.00
Метод. время
Подготовка к занятию
9.00-10.30
Психодиагностика
Диагностика предполагаемо одаренных детей
10.30-12.30
Коррекц-е занятия
Занятие с детьми с нарушением в эмоционально-личностной сфере (агрессивность): «Я и мои друзья» в подготов. группе №3 (коррекция нарушений в эмоционально-личностной сфере в д/с и семье
12.30-15.30
Консультирование педагогов и специалистов
Тренинг с воспитателями «Взаимодействие с детьми с нарушение в эмоционально-личностной сфере.(агрессивность)» (Дать дополнительные знания о том, что включает в себя термин «агрессия», причины возникновения детской агрессии, способах взаимодействия с агрессивными детьми.
Студентка 4 курса, факультета педагогика и психология СФ МГОПУ им. М.А.Шолохова Антонова Г.М.
Документация педагога-психолога МДОУ
Нормативно-правовая документация.
Организационно-методическая документация.
Журнал консультаций педагога-психолога МДОУ №91
Журнал заключений по результатам проведения психодиагностических исследований.
Методики для обследования детей подготовительной группы.
Методики исследования взаимоотношений детей в группе.
Методики для работы с педагогическим коллективом.
Методики для работы с родителями.
Методики исследования детско-родительских отношений.
Методики для диагностики эмоционально-личностной сферы детей.
Методики применяемые в работе педагога-психолога
Методики для обследования детей младшей группы
Чего не хватает? (Немов Р.С)
Разрезные картинки (С.Забрамная)
Коробка форм, или «Почтовый ящик» (С.Забрамная)
Работа с матрешками (С.Забрамная)
Разборка и складывание пирамидки (С.Забрамная)
Счет (С.Забрамная)
Конструирование (С.Забрамная)
Рисование «Дом, дерево, человек»
Цветные кубики (Е.А.Стребелева)
Дорисовывание фигур (О.М.Дъяченко)
Методики для обследования детей средней группы
Что здесь лишнее?
Какие предметы спрятаны в рисунках? (Немов Р.С.)
Коробка форм, или «Почтовый ящик» (С.Забрамная)
Разрезные картинки (С.Забрамная)
Счет (С.Забрамная)
Конструирование (С.Забрамная)
Рисование «Дом, дерево, человек»
Цветные кубики (Е.А.Стребелева
Разборка и складывание пирамидки (С.Забрамная)
«Достань ключик» (Е.А.Стребелева)
Методики для обследования детей старшей группы
Методика «Времена года»
Методика «Нелепицы»
Методика «Счет» (С.Забрамная)
Методика « рисование (дом, дерево, человек)
Методика «Серия сюжетных картинок» (С.Забрамная)
Методика «Свободная классификация» ( Е.Я.Агаева)
Методика « Дорисовывание фигур» (О.М.Дъяченко)
Методики для обследования детей подготовительной группы
Диагностика опосредственной памяти
Методика Керна-Ирасека
Методика «Тестовая беседа» (С.А.Банков)
Методика «Беседа» (А.Л.Венгер, М.Р.Ринзбург)
Методика « Дорисовывание фигур» (О.М.Дъяченко)
Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения (программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов. Н.Семаго-кандидат пед. наук, М.Семаго-кандидат пед.наук)
Панфилова М.А. «Игротерапия общения» Тесты и коррекционные игры.-М.,2000
Рабочая книга практического психолога. Диагностика, консультирование.-М.,2004
Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»-М.,2004
Семанака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать.» Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет.-М.,2003
Смирнова Е.О. «Межличностные отношения дошкольников». Диагностика, проблемы, коррекция.-М.,2003
Степанова О.А.«Игровая школа мышления»-М.,2003
Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» Практикум.-М.,1994
Чижова С.Ю. «Детская агрессивность»-М.,2002
Шарохина В.Л «коррекционно-развивающие занятия в старшей группе»-М.,2002
Яковлева Н. «Психологическая помощь дошкольнику»-С.П.,2001
Психологический анализ урока
Время
Основные этапы
Цель
Содержание
Примечание
10.30-10.35
1. Беседа с родителями
Настроить на занятие
Педагог предлагает родителям просмотреть занятие с целью выбора вариантов взаимодействия с детьми
10.35-10.40
2. Приветствие
Сплочение группы
Проходит в форме игры «Руки»
10.40-10.45
3. Цветопись настроения
Диагностика эмоционального состояния
Предлагает детям поместить дидактическое дерево разноцветных птичек настроения
10.45-10.50
4. Игра- задание
Обогатить знания о правилах доброжелательного поведения
По сюжетным картинкам
10.50-11.00
5. Просмотр сказки
Обогатить знания о правилах доброжелательного поведения
Показ сказки через настольный театр «как утенок Крячек свою тень потерял».
6. Беседа с детьми
Развитие внимательного отношения к сверстникам
Беседа по просмотренной сказке
7. Игра «Закончи предложение»
Снять негативные эмоции
Проводится в виде незаконченных предложений
8. Рисование «Друг для водяного»
Обогащать эмоциональный мир, вызывать сочувствие
Рисование с детьми разнообразными материалами на заданную тематику
Беседа с родителями
Обобщение увиденного
Краткая консультация о способах взаимодействия
Психологический анализ тренинга с воспитателями
Тема: « Взаимодействие с детьми с нарушением в эмоционально- личностной сфере (агрессивность)»
Дата: 6.04.05. Время проведения: 12.30-14.45
Тип урока: Тренинг
Провел: Психолог
Время
Основные этапы
Цель
Содержание
12.30-12.40
Приветствие
Настроить группу на рабочий лад
Приветствие проходит в форме игры «Пожелание»
12.40-12.50
Мини-лекция «Что такое агрессивность?»
Дать определение термина, основные причины поведения агрессивности у детей
Дает определение термину, раскрываются основные причины поведения агрессивности у детей
12.50-13.05
Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»
Научить выделять основные характеристики поведения ребенка
Группа делится на две подгруппы; каждой подгруппе выдаются карточки с индивидуальными особенностями детей. Участники выбирают черты присущие агрессивным детям.
13.05-13.15
Мини сообщение «Как помочь агрессивному ребенку»
Дать эффективные способы взаимодействия с детьми
Психолог рассказывает об основных направлениях работы с агрессивными детьми
13.15-13.25
Игра обзывание
Знакомство с игровыми приемами разрядки гнева
Участники игры передают по кругу мяч, при этом называя друг-друга необидными словами
13.25-13.40
Упражнение «Работы с гневом»
Найти приемы наиболее приемлемые в работе с детьми
Каждая подгруппа выбирает из предложенного списка способы выражения гнева наиболее приемлемые в работе с детьми
13.40-13.55
Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка»
Показать одну из причин агрессивного поведения ребенка
Один из участников выполняет любое действие. Сидящий рядом комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка
13.55-14.05
Упражнение «Рисуют дети»
Научить воспитателей выделять агрессивные тенденции рисунков у детей
Участникам предлагаются рисунки детей из которых они должны выбрать рисунки агрессивных детей
14.05-14.20
Практический блок. Упражнение на развитие навыков саморегуляции