Преодоление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игры и изобразительной деятельности
p align="left">3. Нозофобия - страх заболеть каким-либо заболеванием. Этот вид навязчивого страха в той или иной мере всегда присутствует в обществе, но особо обостряется и принимает массовый характер во время эпидемий.
4. Танатофобия - страх смерти.
5. Сексуальные страхи.
6. Страх нанести вред себе и близким.
7. Контрасные фобии. Например, страх громко произнести нецензурные слова в обществе у благовоспитанного человека или совершить что - то непристойное, тайное, грязное у священника.
8. Фобофобии - страх бояться чего - либо.
Другие психиатры, например, Седок и Каплан предпочитали делить страхи на конструктивные, представляющие естественный защитный механизм, помогающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические - неадекватный ответ на определенный стимул по интентности или длительности и часто приводят к ситуации психического нездоровья. Можно делить страхи на детские и взрослые, первичные и вторичные, по другим признакам и каждая такая классификация будет иметь преимущества и недостатки.
Юрий Щербатых в своей книге «Психология страха» предлагает разбить все страхи на три группы: природные, социальные, внутренние.
В первой группе будут страхи непосредственно связанные с угрозой жизни человеку; вторая представляет болезни и опасения за изменение своего социального статуса; третья группа страхов в отличие от двух, рождена лишь сознанием человека и не имеет под реальной основы для беспокойства.
Между тем имеются и промежуточные формы страха, состоящие на грани двух разделов. К ним, например, относятся страх пауков. С одной стороны, существуют ядовитые пауки (каракурт, тарантул), укус которых болезнен или даже смертелен, но шансы встретится с ним в наших широтах минимальные, и люди боятся всех пауков, даже совершенно безобидных. В подавляющем числе случаев люди боятся не конкретного животного, а того страшного образа, который они сами создали в своем сознании еще в детстве. Поэтому данная фобия находится на первой и третей группы страхов.
Природные страхи.
1. Атмосферные явления.
Страх грома, молнии относятся к наиболее древним страхам человечества. Этот страх заложен эволюцией в мозг животных на уровне врожденного инстинкта, и человек здесь не является исключением.
2. Астрономические явления.
К числу природных явлений, в древности внушавших людям сильнейший страх, относились солнечные затмения. Внезапное исчезновение солнца при ясном небе вызывало у людей панический ужас, поскольку воспринималось как конец света. Также внушающим народу ужас были кометы. Так как войны на Земле велись практически постоянно, неурожай и голод периодически опустошали города и села, люди связывали эти беды с косматыми звездными скитальцами и дрожали от одного их вида. Люди видели в кометах не предвестников разных несчастий, но и непосредственную угрозу собственной жизни.
3. Вулканы и землетрясения.
Извержение вулканов и землетрясения весьма сильно воздействуют на психику людей, часто являясь причиной страха и паники. Это связано с тем, что твердость земной оболочки с рождения представляется нам чем - то незыблемым, и когда земля начинает уходить из под ног, человек ощущает жуткий страх.
4. На возникновение этих фобий влияют два фактора: внезапность появления объекта страха и близкое расстояние до него.
Социальныестрахи
Замещение биологических страхов на социальные происходит достаточно постепенно, но необратимо. Грудной ребенок боится громких звуков, темноты и одиночества, чуть повзрослев и побывав в больнице, он начинает бояться уколов и людей в белых халатах, причиняющих боль. Вместе с поступлением в школу возникают страх учителей, невыученных уроков и опозданий.
Одной из разновидностей социальных страхов является застенчивость. Причиной застенчивости может быть сильный страх, испытанный в детстве ребенком, страх заставляющий его впоследствии избегать инициативы в контактах с другими людьми. Фундаментальный словарь английского языка определяет застенчивого человека как «осторожного в словах и поступках, болезненного робкого», что близко к понятию «трусливый» - склонный испытывать страх.
К числу других, наиболее распространенных «социальных» страхов относятся «боязнь провала», «боязнь критики» и «боязнь успеха». Американский психотерапевт Д. Бернс писал, «мысль о том, приложение усилий не приведет ни к какому результату, довлеет над личностью, заставляя отказаться даже от попыток».
Близким к этому страху является боязнь осуждения со стороны окружающих, где на первый план в сознании человека выходит не конечный результат его деятельности, а реакция ближайшего социального окружения.
Страхи, которые мы создаем сами. Страх несуществующих явлений, то есть большую часть своих страхов люди создали сами своей фантазией и воображением.
«Внутреннее» страхи (страхи собственных мыслей и поступков). К «внутренним страхам можно отнести не только страхи, рожденные фантазией человека, но и страхи собственных мыслей, если они идут вразрез с имеющимися моральными установками. Иногда, когда голос бессознательно (Оно) приобретает особую настойчивость, пугающую назидательно - правильное сверх Я, человек начинает бояться собственных мыслей и желаний.
У чувства страха есть много градаций. Если человек лишь немного боится чего-либо, то мы называем это «опасением», «легкой боязнью», «слабо выраженной тревогой», «беспокойством».
При усилии психологического дискомфорта тревога и беспокойство растут, переходя в страх. Страх сам по себе имеет множество степеней, он может быть слабым, умеренным и очень сильным. В последнем случае мы говорим о чувстве ужаса или кошмарах, преследующих человека.
Страх возникает в ответ на конкретную опасность, в то время как тревога появляется тогда, когда угроза носит неопределенный, абстрактный характер, а мозг еще не смог четко выбрать оптимальную стратегию поведения.
Можно сделать вывод, эмоция страха многогранна и от того насколько будет правильно продиагностирован, будет зависеть результат коррекции.
Причинывозникновениястраховудетей
Наверное, нет такого ребенка, который бы никогда не испытывал чувство страха. Почти все дети чего-то боятся. Одним страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от собаки, цепенеют от страха при виде пчелы. Многие боятся персонажей сказок - Бабу Ягу, Волка, злого Колдуна, других образов, созданных воображением. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения и таких качеств его характера, как эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе. Наличие страхов у детей дошкольного возраста не является патологией, а носит возрастной, переходящий характер, и сигнализирует об определенном неблагополучии в эмоционально личностной сфере ребенка.
Страхи появляются оп разным причинам. Одни ситуации вызывают страх у детей раннего и младшего возраста и безопасны для 6 - 7 летних детей, другие только у подростков или типичны только для детей с органическими заболеваниями органов дыхания и сердечно - сосудистой системы, а иногда они свойственны только городским детям и не встречаются у детей, живущих в сельской местности. Но если анализировать общие причины появления стойких страхов в детском возрасте, то выясняется, что все они сводятся к психической травме, которую пережил ребенок. Это может быть разовая шоковая травма, например внезапный сильный испуг, или затяжная психотравмирующая ситуация - длительная разлука с матерью, болезнь, тяжелые напряжение отношения в семье, неудачная адаптация в детском саду.
Имеет место и определенная возрастная соотнесенность: у маленьких детей чаще в основе сформировавшегося страха лежит аффективно - шоковая реакция на разовый испуг. Такие страхи нередко сами проходят и не влекут за собой стойких изменений в формирующейся личности ребенка.
У старших дошкольников и младших школьников причиной страхов является затяжная, психотравмирующая ситуация. Такие страхи более устойчивы и нередко откладывают отпечаток на все поведение ребенка, к первоначально возникшему страху добавляется ряд других, расширяется их тематика, у ребенка развивается тревожность, мнительность, неуверенность, ему трудно приспособится к новым людям и ситуациям. Он эмоционально неустойчив, быстро утомляется, плохо спит. В данном случае можно говорить о невротическом развитии личности ребенка, что требует специального лечения.
В первые годы жизни ребенок находится в теснейшей физической и эмоциональной связи с матерью в зависимости от нее. Чувство любви и защищенности, которое дает ему мать, во многом определяет благополучие малыша, является условием эмоционального комфорта.
Уже в 6 -7 месяцев малыш начинает беспокоится, если его мама внезапно уходит, с недоверием реагирует на появление незнакомых взрослых. Чем старше становится малыш, тем острее он переживает недостаток тепла со стороны матери. Уже в раннем возрасте, в 1,5 - 2 года, это может стать причиной появления страхов. Если при этом мать ведет по отношению к ребенку слишком сдержанно, редко берет на руки, мало ласкает, строго разговаривает с ним или вообще недостаточно обращает на него внимания, то поведение ребенка меняется. Его беспокойство усиливается, он становится плаксивым, с трудом засыпает и плохо спит, часто просыпается в слезах. Другим факторам, определяющим появление страхов у детей раннего возраста, является неоправданно строгая позиция родителей и те средства воспитания, которые они применяют. Недопустимыми средствами наказания для детей раннего возраста, являются угрозы, телесные наказания ремнем, шлепки и удары по руке и особенно по голове или лицу. Крайне неблагоприятное воздействие оказывает на психику ребенка, когда в качестве наказания его запирают одного в темной, тесной комнате, кладовке, чулане или искусственно ограничивают его движения, заставляют неподвижно лежат или даже привязывают к кровати.
Причинами детских страхов могут быть конфликты, алкоголизм в семье, жестокость, строгость, ограничивают ребенка правилами, принципами. Родители борются с упрямством ребенка. Тревожность и мнительность мамы, трудно протекаемые роды. Эмоциональный стресс, перенесенный мамой во время беременности.
Все это приводит к длительному перенапряжению нервной системы ребенка, которое ослабляет ее создавая благоприятную почву для появление страхов.
Эти страхи проявляются в первую очередь во сне, в странных сновидениях, от которых ребенок нередко с криком присыпается среди ночи. Острый эмоциональный дискомфорт и развивающееся воображение приводит к 3 годам к появлению целой группы стойких и достаточно типичных страхов. Дети начинают бояться темноты, в которой могут скрываться «чудовища», пустой комнаты, больших ящиков или открытых шкафов, из которых «может кто-то вылезти». Наиболее сильно страх темноты они ощущают именно в 3 года, когда эта темнота наполняется образами, порожденными их воображением.
Страхи перед животными (чаще всего собаками, коровами и лошадьми) встречаются и у девочек, и мальчиков, а страхи перед лягушками, мышами, насекомыми более типичны для девочек. Большую роль в этом играет наличие подобных страхов у матери, которая непроизвольно передает их ребенку. Очень часто обнаруживается, что у ребенка встречаются страхи, которые были в детстве у кого-либо из родителей (обычно у матери). Помня о своих страхах, мать непроизвольно ограждает ребенка от пугающих ее до сих пор или пугавших в детстве объектов. В результате жизненный опыт ребенка искусственно обедняется, он не умеет противопоставить что-либо тревожным чувствам, которые неосознанно формируются под влиянием матери, и избегает объектов страха, не пытаясь его преодолеть, Так возникают наследственныестрахи. Обычно родители не придают этому значения и не пытаются с ними бороться. Пережитые в детстве страхи зачастую рассматриваются или как нестоящий внимания пустяк «подумаешь, я тоже темноты боялась, когда была маленькая, да и все, наверное, боялись - пройдет!» - рассуждают они. Иногда это действительно проходит, а иногда приобретает устойчивый характер и очень усложняет жизнь ребенка. Поэтому пренебрегает подобными переживаниями, а тем более смеяться над ребенком или вышучивать его, особенно при других детях, не следует.
Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание, агрессия и пр.) не являются однозначно «вредными» для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ребенку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей предметной и социальной среде. Страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам и т.д. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.
Помимо того, что страх помогает строить поведение, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Подобно тому, как организму нужен не только сахар, но и соль, так и психика нуждается в неприятных, «острых» эмоциях. Часто дети вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у ребенка потребности в переживании страха (дети, собравшись вечером вместе, начинают рассказывать страшные истории, причем с острым эмоциональным завершением - рассказчик вскрикивает на последнем слове и, хватая за руку рядом сидящего, пугает. За этим обычно следуют «ужасные крики» смех и высвобождение психической энергии - мортидо (говоря словами Э. Берна), направленной на разрушение и агрессию).
Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Они имеют важное значение для ребенка. Так, В. В. Лебединский подчеркивал, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т. е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; например с началом самостоятельной ходьбы и получением большой «степени свободы» в освоении пространства, или тогда, когда ребенок начинает узнавать своих близких, и появление чужого, незнакомого лица может вызвать у него страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и, в целом, имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает. Необходимо определить патологический страх, требующий коррекции, от нормального, с тем, чтобы не нарушить развитие ребенка. Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее к аутизму, психосоматическим заболеваниям, то это страх, бесспорно, патологический.
Страх может быть как самостоятельным нарушением (следствием испуга от встречи с большой собакой), так и проявлением каких-либо нарушений личности. В любом из этих случаев полезна общая оздоравливающая психотерапия, с тем, чтобы улучшить работу всей психики в целом. Такое воздействие может быть оказано через ряд процедур, путем налаживания режима дня и питания ребенка.
Чтобы оказывать воздействия на страхи, нужно прежде всего установить контакт с самим ребенком, подразумевающий доверительное отношение к нему как условия его творческих возможностей и веры в себя. Если же пытаться вместо устранения страхов «выяснять отношения» с ребенком или считать его безнадежно упрямым и не способным к переменам, то вряд ли он сможет преодолеть страх.
Мы не случайно придаем такое большое значение взаимоотношениям родителей и детей, ведь они сказываются самым существенным образом при устранении страхов.
Затрудняют устранение страхов и непримиримость к ним взрослых, категоричность принимаемых по поводу страхов решений, а также недоверие к способности детей избавиться от страха, как и возведение в абсолют любых ошибок на этом пути, то есть установки или проявления характера взрослых членов семьи, и сами по себе осложняющие отношение с детьми.
1.2 Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей
Перинатальный опыт в данном рассматривается как отражение в подсознательных психических структурах (преимущественно правого полушария) эмоционального состояния, пережитого (испытанного) ребенком при рождении. Известно, что к трем месяцам жизни плод может испытывать инстинктивный страх в виде оборонительных реакций, весьма выраженных к концу внутриутробного периода развития. В нашем определении страх - аффективно заостренное проявление инстинкта самосохранения. В том, что последний достаточно развит к концу антенатального периода жизни говорят многочисленные исследования. По данным А. И. Захарова антенатальная угроза для жизни (стеснение, сдавление, боль, недостаток кислорода - то, что означает удушье и смерть) способна вызвать ответные биохимически опосредованные реакции беспокойства, доходящие до градации безотчетного страха. Более того, ужас как апогей страха способен зародиться именно в ситуации первичной угрозы для жизни, когда включаются в максимальной мере инстинктивные и гормонально опосредованные механизмы рефлекторной защиты и выживания. В ситуации тяжелых родов, в том числе длительного безводного периода и нераскрытия шейки матки возникает реальная угроза для жизни ребенка. Тогда испытываемый страх (ужас) может надолго оставить свой след в пусть и несовершенной, но более чем чувствительной психике. Это относится, прежде всего, к эмоциональной чувствительным и впечатлительным детям с развитым впоследствии чувством Я. Чувствительность означает восприимчивость к стрессу, в то время, как впечатлительность - его сохранение в эмоциональной памяти в виде энграмм диффузного беспокойства и конкретных страхов. Выраженность чувства Я способствует более интенсивному проявлению инстинкта самосохранения и обусловленных им страхов. Тогда становится объяснимым возникновение страха при любой потере безопасности в ситуации, напоминающей травмирующий родовой опыт.
Имеет значение для последующего возникновения страхов и степень тяжести родов. Они не должны быть настолько тяжелыми, чтобы повредит мозг, как это бывает при полном прекращении питания через пуповину, преждевременной отслойки плаценты, продолжительной асфиксии (прекращение доступа кислорода), кровоизлиянии в мозг и его физических повреждениях. Во всех этих случаях органические поражения ЦНС могут неблагоприятно отразится на эмоциональной сфере и вследствие патологически выраженного возбуждения или торможения ослабить проявление инстинкта самосохранения, а заодно с ним и реакции страха.
В изучаемых нами случаях этого не происходит, во всяком случае в такой степени, скорее наблюдается обратная картина - заострение эмоциональности ребенка и его инстинкта самосохранения, вызванные временной (транзиторной) гипоксией, резким, но не окончательным уменьшением количества околоплодных вод и нарастающим с давлением плода при затруднении родового акта.
Нет здесь, как бы мы выразились, и «потери сознания», более просто, отключения. Наоборот, плод может отчетливо реагировать беспокойством на непреодолимые пока препятствия для его появления на свет.
Частым следствием эмоционального стресса матери при беременности и ее ослабленной конституции будет невропатия у ребенка как нервно - соматическая дисфункция его организма. В последнее время, как считает А.И. Захаров, сами орды при неблагоприятном течении вносит «свою лепту» в развитие невропатии, в частности в такие ее проявления, как вздрагивания новорожденного (испуги) при внезапном шуме, физическом воздействии, неустойчивость настроения, частый плач, расстройства сна и аппетита.
При этом у детей, перенесших травмирующий родовой опыт, отмечается более раннее проявление страхов. В грудном возрасте аффективные реакции в ответ на уход матери и появление незнакомых лиц; в младшем дошкольном возрасте (1 - 3года) присоединяются выраженные реакции на шум, медицинские манипуляции и страх высоты при любом поднятии или подкидывании ребенка. В младшем дошкольном возрасте (3 - 5лет), что наиболее характерно, выделяется характерная триада страхов темноты, одиночества и замкнутого пространства. Относительно долгое время психологи считали подобные страхи обычным возрастным репертуаром, пока сначала разрозненные, а потом все более многочисленные наблюдения перинатального опыта у детей с неврозами не заставили психологов внимательно отнестись не столько к каждому страху в отдельности, сколько к их симбиозу. Сопоставляя образующие триаду страхи с перинатальным периодом жизни, специалисты все чаще стали замечать наличие определенной взаимосвязи между последующим (постнатальным) и предыдущим (перинатальным) опытом у детей. Рассмотрим психологическую структуру интересующих нас страхов.
Страхтемноты подразумевает безразличный страх перед любой опасностью, появляющейся из нечего, ниоткуда, из темноты неизведанного и необжитого пространства. Одновременно это и страх внезапного воздействия, способного быть апокалипсисом - потрясением, что оставляет глубокий след в эмоциональной памяти. Обычно страх темноты свидетельствует о беззащитности перед лицом воображаемой опасности в виде чудовищ и подобных оккультных сил. Максимальным выражением беззащитности, ее первоосновой и будет беззащитность рождающегося ребенка перед лицом внешнего, в данном случае угрожающего мира. Поэтому говорят - он беззащитен как ребенок, то есть, зависим, несамостоятелен, инфантилен, плывет по течению.
Во всех случаях страх темноты - безошибочный индикатор эмоциональной чувствительности и впечатлительности детей, развития у них воображения и фантазии. В интересующем нас вопросе влияние данного страха, можно представить, что темнота как раз и есть отражение внутриутробного существования ребенка, как антидот свету, дню, новой жизни. Тогда темнота означает предшествующий рождению мрак, где ребенок испытал при беременности и родах действие неожиданных и неприятных сил, способных лишить его жизни.
Страх одиночества - символ беззащитности и зависимости, прежде всего от матери, вне которой ребенок не может чувствовать себя защищенным, в состоянии безопасности. При благоприятном протекании беременности и эмоциональном контакте матери с ребенком после рождения страх одиночества не выражен, но только в тех случаях, когда мать не обладает тревожно - мнительным чертами характера, не находиться в невротическом состоянии, а сам ребенок не испытал шоковых переживаний и аффективно воспринимаемой материнской депривации. Что касается антенатального и перинатального жизненного опыта, то любая задержка с родоразрешением означает отсутствие помощи для ребенка, который «должен» ОДИН справляться с возникающими трудностями или в качестве альтернативы - «уметь». Излишний оптимизм здесь неуместен, поскольку достаточно случаев осложнения в родах и их летальных исходов.
Страхзамкнутого пространства - выступает как реакция на стеснение, критическое ограничение жизненного пространства, угрожающее жизни человека. В максимальном значении это страх удушья (смерти). Близко к этому - страх потери сознания (отключения), то есть опять же проявление в данном страхе аффективно застроенного инстинкта самосохранения. Несомненна и аналогия с замкнутым пространством матки, сужающимся до критического предела при преждевременном отхождении вод, безрезультативности схваток и, главное, отсутствии достаточного раскрытия шейки матки. Здесь страх замкнутого пространства представляет безусловную рефлекторную, инстинктивную реакцию в ситуации первого травмирующего опыта у ребенка. В дальнейшем более характерен условно - рефлекторный механизм образования данного страха в обстоятельствах, напоминающий родовой опыт.
Отметим как «перинатальная триада страхов» (термин А. И. Захарова) воспроизводится ребенком перед сном. Страхтемнотыпроявляется настойчивыми просьбами оставить свет в комнате или коридоре. Иначе неизбежно возникает беспокойство и страх. Метафорически можно сказать, что это глубина потребность «видеть свет в конце туннеля». Страходиночестваоборачивается потребностью в присутствии матери перед сном, какими бы предлогами это не обставлялось. При наличии выраженных страхов темноты и одиночества дети предпочитают спать вместе с матерью. Что касается страха замкнутогопространства, то это стандартная картина открытой или полуоткрытой всю ночь двери в детскую спальню (подобно открытой для прохождения плода шейки матки, в чем и были препятствия в собственном опыте). В противном случае, даже если ребенок и заснет, ему всю ночь будут снится кошмарные сны и не исключены «ночные побеги» к родителям. Таким образом, страхи темноты, одиночества и замкнутого пространства могут быть отраженными в эмоциональной памяти травмирующего перинатального опыта в ассоциативно воспринимаемых жизненных обстоятельствах. Более того, эти страхи и порожденные ими конкретные действия могут выступать в качестве защитного ритуала, направленного ритуала, направленного на реагирование смертельной опасности при родах.
Анализ случаев из практики А.И. Захарова позволяет придти к следующим выводам развития страхов темноты, одиночества и замкнутого пространства:
1. Наличие невропатии и травмирующего родового опыта у самих родителей при их рождении, сохраняющихся в долговременной (эмоциональной) памяти. Этим объясняется в ряде случаев безотчетный страх перед родами у женщин, а у мужчин, - присутствия при них, не говоря уж об участии.
2. Выраженный эмоциональный стресс у матери при беременности, осложняющий течение родов.
3. Нежелательность или случайность появления ребенка, обусловленные жизненной ситуацией, поведением типа, а у родителей, недостаточно развитым инстинктом материнства и отцовства. Часто это сочетается с угрозой выкидыша, преждевременным частичным отделением плаценты, преждевременными (внезапными) родами. Все перечисленные факторы типичны при более молодом (нередко несформировавшимся) возрасте матери и отца.
4. Проблемы, возникающие при беременности, влияют на затяжное течение родов, отсутствие или слабость схваток (потуг), преждевременное отхождение вод и сдавление пуповиной. К этому добавим: неудачное или неэффективное родовспоможение, в том числе чрезмерная физическая или химическая ситуация родов, частое и не всегда обоснованнее кесарево сечение.
5. Отсутствие адекватного психологического подхода к роженице как со стороны персонала (грубость), так и со стороны близких (игнорирование, отсутствие поддержки, конфликт). Состояние страха, беспокойства, чрезмерного напряжения у роженицы вместе с наличием сильной, труднопереносимой боли при родах.
6. Повышенная эмоциональная чувствительность и впечатлительность родившихся детей, правополушарная направленность их развития.
7. Присутствие в жизненном опыте первых лет эмоциональных шоковых переживаний и страхов при недостаточном эмоциональном принятии и поддержки со стороны матери (эффект материнской депривации). Как отклик - формирование у детей эмоционально-депримированного и пессимистического жизненного настроя, неуверенности в качестве предпосылки эмоциональной уязвимости, беззащитности и боязливости в целом.
Итак, основополагающими факторами развития рассматриваемой триады страхов у детей будет гормонально опосредованное «подкрепление» у них беспокойства со стороны матери при беременности, постоянно сжимающееся до критических пределов пространство матки при родах, прогрессирующая нехватка кислорода (гипоксия) и труднопреодолимые препятствия при прохождении по родовым путям. Все это способствует нарастанию беспокойства до степени инстинктивно проявляемого страха, воплощенного в дальнейшем в виде страха смерти. Последний не обязательно является консуммацией триады страхов, но находит наибольшее выражение с страхе замкнутого пространства (клаустрофобии), испытывается безотчетный, панический страх или ужас при сдавлении в толпе, давке, особенно когда жарко и душно, не хватает кислорода и отсутствует возможность незамедлительного выхода. Здесь очевидна глубинная рефлекторная связь с травмирующим перинатальным опытом. Заключая, скажем, что индивидуальная психологическая диагностика страхов у детей с учетом перинатального и раннего жизненного опыта будет условием их успешной психологической коррекции и психотерапии.
1.3Условия,необходимыедляпреодолениястраховудетей
Приведенные случаи страхов в подростковом возрасте говорят об отсутствии надлежащей помощи в более раннем - младшем школьном и особенно дошкольном возрасте, когда страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они больше обусловлены эмоциями, чем характером, и еще во многом носят возрастной, переходящий характер.
Так, страхи, возникающие в процессе общения с родителями и сверстниками, отличаются от страхов, рожденных воображением ребенка или в результате испуга. Соответственно, в первом случае речь идет о внушенных, во втором - о лично обусловленных и в третьем - о ситуационно возникших страхах. Нередко все эти механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя их сложно мотивированную структуру. Страхи, возникающие в результате психологического заражения или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения неадекватно сформировавшихся отношений родителей. Личностно обусловленные страхи могут быть устранены и оказанием помощи непосредственно детям, в то время как ситуационные страхи требуют комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.
Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей, самокритичное признание своих недостатков и их преодоление, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, такой беззащитный и несчастный, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним угрозам.
Существует две взаимоотношение точки зрения в отношении уже возникших страхов. По одной из них, страхи - это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную систему ребенка, предохранять его от всех опасностей и трудностей жизни. Подобной точки зрения могут придерживаться некоторые врачи и педагоги, советующие обеспечить лечебно-охранительный режим, полностью исключить чтение сказок, просмотр мультфильмов и остальных телепередач, посещение новых мест. Такие советы родители воспринимают как необходимость ограниченная самостоятельности, усиления опеки и начинают беспокоится с удвоенной энергией. И получается, что ребенок еще больше изолируется от окружающего мира, контактов со сверстниками и оказывается в замкнутой семейной среде. Продолжение общения с тревожно-мнительном взрослыми усиливает его подверженность страхам, опасениям и сомнениям.
Противоположный взгляд состоит в игнорировании страхов как проявлений слабости, безволия или непослушания. Страхи не замечают, ребенку не сочувствуют, над ним иронизируют, смеются, а то и наказывают за проявления трусости и малодушия. Последнее как раз и будут следствием бездушной или репрессивной тактики родителей, ибо дети все более боятся признаться не только в своих опасениях, но и переживаниями вообще. Так со страхами, как интимными переживаниями, выплескивается и доверие, искренность, открытость в отношениях с детьми. Жестокость же и бесчувствие, культивируемое в таких семьях, деформируют характер детей, также «не страдающих» в подростковом, юношеском и взрослом возрасте от избытка человеческих чувств и переживаний.
Страх, следовательно, можно в ряде случаев устранить и такими крайними мерами. Но система тотальных предохранений, искусственная изоляция ребенка рухнут, как карточный домик, при столкновении с жизнью в более старшем возрасте, а закрытость чувств, двойственность в характере далеко не всем окружающим придутся по душе в дальнейшем. Единственно приемлемый вариант - отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Если страх выражен слабо, проявляется временами, то лучше всего отвлечь ребенка, загрузить интересной деятельностью, поиграть с ним в подвижные, эмоционально насыщенные игры, выйти на прогулку, показаться с горки, на санках, лыжах, велосипеде. Тогда многие страхи рассеиваются, как дым, если к тому же ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение.
Из этого следует, что чем больше проявляется интерес к чему-либо, тем меньше страхов, и наоборот, чем больше ограничен круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях, страхах.
В большинстве случаев страхи уходят сами, так и не заявив о себе в полный голос. Звучащая в них тема перерастет волновать ребенка, и он забывает про них, поглощенный новыми впечатлениями. С возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов, они все более теряют эмоциональное звучание и наивно - детский характер. Если упоминание о Бармалее способно вызвать дрожь у 3-4 летних детей, то подросток откровенно рассмеется.
Однако тот же подросток может бояться смерти родителей и войны, что аналогично страху смерти, скрывающемуся у малышей в образе Бармалея. Природа не терпит пустоты, как форма познания и отражения действительности наполняют каждый раз, жизненное пространство ребенка, заставляя его по-новому осмысливать жизненные ценности и отношения окружающих его людей. Таким образом, страхи детей требуют каждый раз пристального внимания и серьезного со стороны взрослых. Тогда можно своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного разрастания страхов, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе и препятствующие полноценному общению с окружающими людьми. Чтобы не превратить борьбу со страхами в противоборство с ветряными мельницами, нужно и сами родителям самокритично задавать себе вопрос: «Какие страхи у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас»? Общие страхи должны устраняться общими усилиями, то есть совместными действиями, мероприятиями, той же игрой, преодолевающей страх. Требуют пересмотра и многие черты характера родителей боящихся детей. Изменить его непросто, тем не менее это необходимо сделать как можно раньше. Начать лучше с изменения отношения к ребенку: дать ему больше свободы, приучить решать самому собственные проблемы. Мешают этому гибкость, нередко предвзятость в воспитании детей, а также непроизвольный перенос на них своих тревог, страхов и проблем. Так, страх одиночества у матери вместе с общей тревожностью ведет к болезненной привязанности ребенка и устранению на его пути всех препятствий и трудностей, которые как раз и нужно преодолеть, чтобы стать способным к самостоятельной жизни. Мнительность родителей проявляется в стремлении постоянно проверять и перепроверять ребенка, педантичном предопределении его образа жизни. Всем этим непроизвольно культивируются страхи детей хотя бы потому, что родители излишне беспокоятся о самом факте их наличия, как бы застревают на них, вместо того, чтобы понять их источники и предпринять реальные шаги для их устранения. Тогда, если страхи и будут устранены психологом или врачом, при отсутствии реальных перемен у родителей они могут вернуться снова. Иногда страхи трудно устранимы только потому, что мы пытаемся воздействовать на их внешнюю сторону, не учитывая характера, смысла и значения. Более эффективным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства. Так, вместо того чтобы бороться с воображаемым страхом перед Волком или Кощеем, нужно проанализировать возможные причины этих страхов, нередко находящиеся в сфере семейных отношений, в частности в конфликтном поведении отца, раздраженного и грозящего наказанием. Также и устойчивый страх и Бабы Яги может говорить о том, что матери необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком, сделать их более теплыми, непосредственными и откровенными. Первое, что нужно сделать, - возвратить ребенку детство, из которого он ушел раньше времени. Достигается это совместной деятельностью, прогулками, разнообразными, эмоционально насыщенными играми, детскими спектаклями, кукольными представлениями, где много веселья и музыки, посещениями парков и аттракционов, а также систематическим чтением сказок (но не перед сном), рисованием красками, увлекательными походами и совместными спортивными мероприятиями. Крайне желательно участие во всех мероприятиях взрослых, которые сами как бы попадают в детство, становятся более непосредственными в отношениях с детьми. Любая возня с родителями и сверстниками, подвижные игры, смех, дружелюбная ирония, шутки, как и чтение и разыгрывание сказок и несложных, придуманных детьми историй, способны создать условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справится ребенок. Само собой разумеется, что нужно учить детей сдерживаться, но если делать это слишком рано, быть чрезмерно серьезными и требовательными, можно только закрепить отрицательные эмоции ребенка, сгустить их до степени страха или гнева и нередко достичь противоположных результатов. Решиться помочь детям полностью избавиться от страха - это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает, что можно беспардонно вмешиваться в личную жизнь детей, грубо пытаться тренировать их волю, заставляя без всякой подготовки пробегать многокилометровую дистанцию с препятствиями в виде страхов. Подобное преодоление страхов обрекает на еще более острое ощущение своей беспомощности и не способности оправдать ожиданий взрослых. Поэтому не столько к страхам, сколько к самому ребенку нужен особый психологический подход, основанный на понимании его чувств и желаний, укрепляя «я» и перестройке при необходимости характера и отношений с людьми. Чтобы оказывать воздействия на страхи, нужно, прежде всего, установить контакт с самим ребенком, подразумевающий доверительное отношение к нему как условия развития его творческих возможностей и веры в себя. Отправная точка любого психотерапевтического воздействия - это принятие чувств и желаний детей и их самих такими, какие они есть, что позволяет индивидуализировать воздействие на ребенка и сделать его более результативным.
Затрудняют устранение страхов и непримиримость к ним взрослых, категоричность принимаемых по поводу страхов решений, а также недоверие к способности детей избавиться от страха, как и возведение в абсолют любых ошибок на этом пути, то есть установки или проявления характера взрослых членов семьи, и сами по себе осложняющие отношение с детьми.
Глава 2.Эмпирическое исследование преодоления страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста
2.1Описание экспериментальной выборки и методов исследования
Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда. Об этом мы уже не раз говорили, подчеркивая напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события. Так, подавляющее большинство возрастных страхов существует лишь тогда, когда ребенок представляет их по какому-либо поводу, например о них ему напоминают окружающие. Есть так называемые «немые» страхи, часто отрицаемые детьми при опросе, но признаваемые родителями. Эти, прежде всего ситуативные страхи (у дошкольников), животных и неожиданных звуков. Наоборот, в группе «невидимых» страхов, не указываемых родителями, но признаваемых детьми, будут многочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств. У мальчиков 7 - 10 лет к ним присоединяется страхи скелетов, призраков, Пиковой дамы, Черной руки, то есть мифических персонажей. Подобные страхи существуют больше в воображении как возможная опасность, угроза, настороженное отношение.
Полезно посмотреть также, какие страхи чаще всего остаются, сохраняются у взрослых из бывших у них в детстве. У мужчин и женщин такой устойчивостью обладают страхи высоты (больше у мужчин) и смерти родителей (больше у женщин). Значительно чаще у женщин сохраняются и страхи войны, сделать что-либо неправильное и не успеть, то есть так инстинктивно, так и социально опосредованный регистр страхов.
Итак, прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Страхи, которые проявляются в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений страхов. Поэтому выяснить весь спектр страхов можно только специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. Но и тогда некоторые дети неохотно делятся лежащими в основе страхов переживаниями, например смерти и наказания, опасаясь признаться в них родителям. Мальчики к тому же могут и мстить страхам, считая их проявляем не подобающей мужчинам слабости. Во всех случаях будет лучше, если о страхах расспрашивает кто-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем легче и самим родителям уточнить, чего именно и насколько боится ребенок. Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому ниже списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, при этом вопросы следует делать доступными для понимания в этом возрасте. Беседу ведут неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответов «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «боюсь темноты» или «не боюсь темноты», а не «да» или «нет». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. И последнее: лучше, чтобы взрослый перечислял их по памяти, только иногда поглядывал в список, а не зачитывал его.
«Скажи пожалуйста, ты боишься или не боишься»:
1. когда остаешься один
2. нападения
3. заболеть, заразиться
4. умереть
5. того, что умрут твои родители
6. каких - то людей
7. мамы или папы
8. того, что они тебя накажут
9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников к этому списку добавляется страхи невидимок, скелетов Черной руки, Пиковой дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей)
19. в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, в переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства)
20. воды
21. огня
22. пожара
23. войны
24. больших улиц, площадей
25. врачей (кроме зубных)
26. крови (когда идет кровь)
27. боли (когда больно)
28. уколов
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом)»
Еще два страха - сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников) и не успеть, что-либо сделать - можно определить отдельно, дополнительно. Вместе со страхом опоздать (№10) подобная триада страхов безошибочно укажет на наличие социальной тревожности как повышенного фона беспокойства. Это может быть и нормой, но не раньше 8 - 9 лет и при отсутствии навязчивых опасений и сомнений на данный счет.
Всего в основном списке 29 различных страхов. В качестве единицы отчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующей возрасту ребенка контрольной группе на число опрошенных нами в ней детей и подростков. Всего было опрошено 2135 детей и подростков от 3 до 16 лет, из них 1078 мальчиков и 1057 девочек. В среднем по каждому году было 83 мальчика и 81 девочка. Полученные данные представлены в виде таблицы.
Мы видим существенное увеличение числа страхов в старшем дошкольном возрасте. По сравнению с мальчиками суммарное число страхов у девочек достоверно больше как в дошкольном, так и в школьном возрасте.
Теперь сопоставим количество страхов в нашем случае с контрольным количеством страхов с контрольным количеством страхов в таблице.
Например, число выявленных страхов 6 летнего мальчика составило 12, в то время как в таблице оно равняется 9. Из этого следует, что ребенок обнаруживает большее число страхов, чем большинство его сверстников, и на это необходимо обратить особое внимание. Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на развитие невроза или тревожности в характере и актуальность их устранения, наряду с более критичным подходом к своим отношениям с детьми, собственным страхам и тревогам. Следует помнить, о чем уже говорилось, что тревожность как диффузное чувство беспокойства ослабляет выраженность большинства страхов, контуры которых становятся менее определенными, более размытыми. Обратная Катрина - когда страхов мало, но они четко сфокусированы, как это бывает при навязчивых страх - фобиях, способных вобрать в себя весь заряд отрицательной энергетики остальных страхов. Если не брать клинических случаев, невротических или навязчивых страхов, когда требуется помощь специалиста, то с большинство страхов наших детей мы можем справиться сами, о чем пойдет речь далее.
Отреагирование страха игрой и рисованием
Возраст (лет)
Мальчики
Девочки
3
9
7
4
7
9
5
8
11
6
9
11
7 (дошкольники)
9
12
7 (школьники)
6
9
8
6
9
9
7
10
10
7
10
11
8
11
12
7
8
13
8
9
14
6
9
15
6
7
Рисование - творческий акт, позволяющий ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как игра - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, не и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть при устранении страхов. Они легко могут представить себя на того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Последнее как раз и использовать рисование в терапевтических целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Отождествляя с положительными, сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущения силы, геройства, то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.
Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Последние больше подходят для дошкольников, так как позволяет делать широкие мазки.
Теперь о лице, дающем задание нарисовать страх. Если это посторонний и доброжелательно настроенный человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.
Психолог не должен осуждать наличие страхов или читать наставления, призывать взять себя в руки, проявить волю. Необходимо расположить к себе подопечного, быть последовательным в суждениях и уверенным в действиях и поступках. Обязательным условием является вера в самого психолога в эффективность применяемого способа устранения страхов.
Роль Психолога должна быть понятна ребенку, а во время беседы для выявления страхов согласованно заранее. Для нее нужны не менее 20-30 минут и спокойная обстановка. Окружающих следует предупредить о недопустимости прерывания беседы. Если дети не достигли подросткового возраста, целесообразно предложить им в качестве своеобразной психологической разминки поиграть немного самостоятельно. Реквизит для игры самый разнообразный: домик из больших кубиков, в нем кровать столик, шкаф; теремок, в котором обитают различные животные; елочки, имитирующие лес, оставленная в нем Бабой Ягой метла; барабан, танк, пушка, робот; тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображения людей, животных и сказочных персонажей; предметы медицинского обихода. Отношение к ним позволит обнаружить те страхи, которые будут забыты или скрыты при беседе. Скованность, неестественность поведения, напряженность говорят, как о неумении играть, так и о страхе, который выражается соответствующей мимикой и избеганием в игре различных персонажей или предметов. Например, ребенок охотно надевает на руки тряпичную лису или зайчика, но не только не замечает такого же игрушечного волка, но категорически отказывается включить его в игру, что объясняется страхом перед этим персонажем. Прекращением игры в отсутствие взрослого указывает на страх одиночества. Психолог не обязательно включается в игру, если она идет, что называется, без сучка и задоринки. Разрешение игры и предоставление для нее материала и сами по себе означают соучастие в деятельности ребенка, дружеское к нему расположение.
После установления контакта переходят к беседе, цель которой - выявить страхи. Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы, между прочим, вкрапливая вопросы в игровые паузы. Психолог не сидит за столом, а находится рядом с играющим, присев на корточки, если это маленький ребенок. Избежать усталости и пресыщения вопросами помогает очередная смена предметной игры и непосредственное участие в ней. В разговоре стараются не повышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов и произношений тех или иных слов, а не внушать страхи фразой «Скажи, ты боишься…», а спрашивают: «Скажи, ты боишься или не боишься…» - и ждут ответа. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха. Все выявленные страхи сообщаются родителем при отдельной беседе, с тем, чтобы они могли организовать рисование страхов дома. Поясняется, как можно изобразить отдельные страхи, если ребенок спросит об этом. Например, страх одиночества - рисует себя и одновременно все то, чего боится, когда остается один, то есть материализует свои опасения и страхи. Страх нападения воспроизводится в виде агрессивно ведущих себя взрослых. Страх заболеть или заразиться представляется больницей или микробами. Страх опоздать отражается, скажем, бегущим в школу учеником, часы которого показывают время начала первого урока. Страхи перед сном изображается в виде засыпающего ребенка, опасения которого полностью видны на рисунке. Страх темноты - обычно слегка затушеванная комната, силуэт автора в которой соседствуют с нелицеприятными персонажами его фантазии. Страхи перед животными рисуются по каждому персонажу. Это относится к сказочным персонажам. Страх высоты обозначается горой или высоким зданием, где кто-то стоит; страх глубины - ущельем или колодцем, морским дном, страх воды - купанием, обливанием. Огонь и пожар не требуют комментариев. Война рисуется в виде сражения. Страхи крови, укол, боли - соответственно: течет кровь из пальца, делают укол или бывает достаточно изображения одного шприца, от боли плачет мальчик или девочка. Страх неожиданных воздействий - что-то падает, разбивается, раздается гудок, сигнал.
После диагностики страхов следует предложить нарисовать страхи дома, сказав: «Нарисуй то, чего ты боишься, каждый страх на одном листе». У дошкольников список страхов находится у родителей. Во всех случаях не говорится о необходимости рисовать себя, достаточно на первый раз, чтобы ребенок изобразил объект страха. Отводится на задание две недели, ребенок опять со своими домочадцами приглашается на игровое занятие, на которое он заодно он приносит свои рисунки. Тем самым устраняется лишняя фиксация на страхах и самой работе по их преодолению. Все идет как бы параллельно, вместе доставляющей удовольствие игрой. Тогда исключается только вербальное (словесное) воздействие, голый рационализм, бескомпромиссный принцип нарисовать страхи во чтобы то ни стало. К тому же взрослым дополнительно сообщается о необходимости как можно больше в отведенное рисование время играть с детьми в подвижные, эмоционально насыщенные игры. Не нужно требовать жестко от детей быстрого рисования всех страхов, как и 100% - ного выполнение плана рисования. Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить, а при затруднениях рисовать вместе с детьми, но свои варианты.
Сам факт получения задания таким образом организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер - страх страха. Решиться рисовать - это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем сознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшие психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющиеся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя его волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.
Если ребенок не нарисовал все страхи к назначенному дню, то или визит отодвигается на неделю, или проводится обсуждение уже имеющихся рисунков. Похвалить за успехи и проиграть некоторые страхи в увлекательной, захватывающей воображение игре гораздо лучше, чем ругать или стыдить за невыполненное задание. Тогда и психолог будет восприниматься не как указующий перст, а как взрослый, верящий ребенку и готовый всегда прийти ему на помощь.
На беседе существенно присутствие обоих родителей и других участвующих в воспитании взрослых. Положительное действие будет и от участия в обсуждении рисунков и игре братьев и сестер. Подобная эмоционально положительно настроенная группа повышает ответственность за принимаемые решения о наличии или отсутствии страха и заодно действуют мобилизующим образом. Беседе, как и в первый раз при выявлении страхов, предшествует игра, имеющая более динамичный, эмоционально насыщенный характер. Обычно в качестве такой эмоциональной разминки выступают пятнашки, преодоление каких-либо препятствий и игры с мячом. Затем все садятся полукругом так, чтобы удобно было рассматривать рисунки, находящиеся в руках и Психолога. Порядок предъявленных для обсуждения рисунков не имеет особого значения. Однако можно начинать и с более легко устранимых страхов - воды (у мальчиков и девочек), открытого пространства и крови (у мальчиков), врачей, болезней, страшных снов и животных (у девочек). Практически мы рассматриваем страхи, предварительно перемешав их как колоду карт.
Каждый рисунок показывается всем присутствующим, в то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Раньше это было трудноосуществимым, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. Важно не стесняться и говорить все к есть, страх все равно можно устранить - если не рисунками, то другими способами.
После просмотра первого рисунка следует реплика Психолога: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?» в дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?» - и ближе к концу звучит как: «Боишься - не боишься?». Все слова произносятся ровным, но не монотонным и, тем более, неторопливым голосом. Скорее, он имеет эмоционально приподнятый и как бы «торжественный» оттенок. Вместе с тем следует избегать искусственного внушения отсутствия страха: «Теперь ты боишься?» Поскольку эта фраза носит слишком обязывающий характер, то ребенок может согласиться, лишь бы не противоречить и благополучно пережить данный момент. Если внимательно проанализировать проведенную первый фразу «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?», то в ней и так можно обнаружить один внушающий фрагмент, а именно сочетание «…а теперь…». В какой-то мере это призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.
Такое же воздействия будет и от привлечения внимания присутствующих к самому характеру изображения страха. «Как это сделано интенсивно, с выдумкой. Взрослый бы не смог так нарисовать. И цвета подобраны как надо, и расположение фигур подходящее». Эти немудреным способом удается повысить активность и заинтересованность ребенка в совместном со взрослыми предприятии по устранению страха. Тем более, что после каждого рисунка, вопроса Психолога и ответа ребенка выражается одобрение: «так», «хорошо», «что дальше»?». Если положительного эффекта нет, то рисунок может быть отложен без комментариев в сторону или сопровождается словами «ничего», «всему свое время», «идем дальше», «вернемся к нему потом».