рефераты курсовые

Профессиональная направленность личности

p align="left">Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:

- влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;

- склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;

- идеал - образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности;

- мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе.

Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения:

- убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;

- установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.

Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;

- позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;

- цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.

В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата.

Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность - отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи

Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами

– делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях

– пытаются навязать свою волю группе

– окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно

Люди с направленностью на взаимные действия:

– избегают прямого решения проблемы

– уступают давлению группы

– не высказывают оригинальных идей и нелегко понять, что такой человек хочет выразить

– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

Люди с деловой направленностью:

– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли

– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели

– легко и доступно излагают свои мысли и соображения

– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи

– не уклоняются от непосредственного решения проблемы

2.2 Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности

Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы "человек - профессия", внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Понятие "отношение человека к профессии" не может быть сведено к активности, идущей от субъекта, исследование профессиональной направленности, условий и движущих сил ее развития не может быть осуществлено в отрыве от системы воздействий, идущих от другой стороны отношения, то есть от профессии. При определенных условиях взаимодействия сторон данного отношения приобретает характер диалектического противоречия, создающего движущие силы развития профессиональной направленности. Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла. Однако полного совпадения реально достигнуто быть не может по следующим причинам. Во-первых, не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью. Правда, указанное соображение имеет частный характер, поскольку существует возможность перестройки системы мотивов и повышение уровня профессиональной направленности. Более принципиальное значение имеет другое соображение. Во всех случаях, когда преобладающим является интерес к специфическому содержанию деятельности, сохраняется возможность углубления этого интереса [36]. При правильной организации деятельности ее творческие возможности все полнее отражаются человеком.

Таким образом, несоответствие между объективным содержанием профессионального труда и тем личностным смыслом, который имеет для человека его выбор или участие в нем, неизбежно. Поскольку, как было отмечено выше, основное содержание развития профессиональной направленности состоит в повышении ее уровня, этот процесс невозможен без преодоления указанного несоответствия. При определенных условиях оно приобретает характер диалектического противоречия, становится движущей силой развития профессиональной направленности.

Рассмотрим более детально условия возникновения, развития и разрешение данного противоречия [30]. Проявление избирательно-положительного отношения человека к определенной профессии понимается как начало их взаимодействия. Как было указано, существенной особенностью этого взаимодействия является несоответствие между специфическим, общественно значимым содержанием профессии и личностным смыслом ее предпочтения.

Можно выделить три уровня, качественно своеобразные формы несоответствия. В первом случае существует органическая связь между преобладающим мотивом выбора профессии и какими-то существенными сторонами ее объективного содержания. Остальные мотивы выбора профессии при этом обычно в большей или меньшей мере дополняют, подкрепляют ведущий мотив. Несоответствие же заключается в наличии потенциальной возможности все более полного отражения требований в мотивационной сфере личности, то есть в углублении личностного смысла выбора.

Другая качественно своеобразная форма несоответствия возникает в тех случаях, когда доминирующую роль играет мотив, побочный по отношению к объективному содержанию деятельности, причем в структуре мотивов содержатся и прямые мотивы. Так исследование мотивов выбора педагогической профессии показало, что в ряде случаев резервное профессиональное намерение имело в своей основе преобладание мотивов, как "уверенность в своей пригодности", "престиж педагогической профессии" [21]. В то же время такие прямые мотивы, как "интерес к процессу развития ребенка", "стремление обучать детей любимому предмету", были более слабыми и не имели, поэтому определяющего значения [23]. Основное профессиональное намерение (не связанное с учительской деятельностью) определялось у этих студентов другими мотивами. В случае же невозможности реализовать основное намерение открытыми становились указанные побочные мотивы выбора педагогической деятельности. Наличие прямых мотивов делало этот выбор внутренне оправданным, хотя он и не переживался как оптимальный вариант.

Подобные случаи определяют [34] как частичную профессиональную направленность. Несоответствие между объективным содержанием профессии и мотивационной основой выбора имеет здесь иной характер. Требования профессии в значительно большей мере остаются внешними по отношению к личности, не входят в ее мотивационную сферу так органично, как в случае преобладания прямых мотивов.

Третья форма несоответствия возникает при полном отсутствии прямых мотивов выбора профессии. Обычно это бывает тогда, когда выбор ВУЗа имеет для личности смысл средства, необходимого для достижения значимой цели (например, поступление на химический факультет Университета ради возможности в дальнейшем работать преподавателем в ВУЗе). В этих случаях несоответствие между мотивами выбора и содержанием избранной профессии является настолько полным, а требования профессии настолько чуждыми личности, что выражение "профессиональная направленность" просто теряет смысл.

Процесс формирования профессиональной направленности можно представить в виде модели, в соответствии с рисунком 1, разработанной А. А. Ростуновым [26], на примере студентов ВУЗов, где мотивообразующим компонентом выступают перспективы.

Рисунок 1.

Как показано на этой модели, потребности, увлечения и интересы студента возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспективы выступают в данном случае в качестве отдельной цели студента.

Формирование и поддержание устойчивой направленности личности студента представляет собою непрерывный процесс согласования требований перспективы посредством деятельности, посредством обратной связи. Формирование мотивов, как справедливо отмечает В. И. Ковалев, равно, как и системы целей и намерений, идет вместе с формированием потребностей. Потребность и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее за счет более глубокого познания перспективы и трансформацией возникшей потребности человека в конкретные мотивы.

Изменение общественной значимости перспективы, осознание ее и адекватная оценка степени рассогласования требований этой перспективы с наличными знаниями и умениями приводит к появлению новых потребностей и интересов, системы целей и установок, к необходимости совершенствования взглядов, убеждений и мировоззрения. Эти изменения как бы побуждают к активной деятельности, которая компенсирует возникшее рассогласование. Если же индивид в процессе деятельности не будет видеть перспективы или общественно значимая для него как личности интереса не представляет, направленность не будет развиваться как бы заморожено, поскольку отсутствует активная деятельность по достижению общественно значимой перспективы [32].

В процессе развития профессиональной направленности обучающийся проходит ряд ступеней [31, с. 104-105]. Начальная ступень. Учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности и не проявляется инициатива.

Вторая ступень. Учащийся имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; у него проявляются склонности, однако больше его интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся цель дает общее направление учебно-производственной деятельности, у него проявляется чувство уверенности в себе, самостоятельность; формируется чувство ответственности.

Третья ступень. Учащийся имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет особую увлеченность, как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; идет самоутверждение личности через профессиональный труд.

Четвертая ступень. Страстное увлечение своей профессией; человек и дело сливается в единое целое; направленность формируется при наличии больших способностей к избранной профессии, ярко выраженных склонностей и призвании; отмечается высокое профессиональное мастерство и наличие профессионального идеала; при твердых убеждениях в личной и общественной значимости своей профессии.

Развитие профессиональной направленности нельзя понять, ограничив его источник лишь внутренним миром личности, активности ее сознания. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия еще недостаточно для его разрешения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет зависеть от характера соподчинения таких более общих мотивационных факторов, как идейные мотивы, стремление к самовыражению, стремление к удовлетворению материальных потребностей. В случае возникновения борьбы мотивов возможна лишь переориентация, либо сохранение начального намерения. Однако внутренняя борьба сама по себе не может изменять тот личностный смысл, который имеет для человека содержание его профессии.

Познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требованиях к человеку, более эффективна при полной профессиональной направленности (преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед человеком новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений.

При преобладании побочных мотивов новая информация о требованиях, идущих от специфического содержания деятельности, не всегда достаточна для изменения первоначального личностного смысла выбора данной профессии, поэтому может не привести к сдвигу мотивов и. следовательно, не обеспечить перехода противоречия от внешнего уровня к внутреннему. "Сможет ли человек в результате переработки новой информации о профессии отнестись к ней по-новому, как бы заново открыть ее лично для себя, зависит как от содержательности и яркости информации, так и от психологической готовности личности к ее усвоению. Учет последнего обстоятельства особенно важен при осуществлении профессионального просвещения. Нередко лекции и беседы о профессиях оказываются малоэффективными, не пробуждают интереса к содержанию труда именно потому, что проводятся без учета потребностей, интересов, склонностей конкретных учащихся" [34, с. 55].

Несомненно, что наибольшие возможности для пробуждения рассматриваемого противоречия содержатся в преобразовательной деятельности, поскольку в ней ценностные отношения личности непосредственно взаимодействуют с требованиями деятельности. Организация активной пробы сил в сфере деятельности, на которую мы ориентируем студента, - важнейшее условие повышения уровня его профессиональной направленности. Реализация данного условия предполагает такую организацию деятельности, при которой перед молодыми людьми ставятся задачи, раскрывающие специфику деятельности, ее творческие стороны [17]. Следует учесть, что в основе изменения мотивационного отношения к деятельности лежит изменение соответствующих потребностей, интересов, склонностей.

При правильной организации преобразовательной деятельности студентов на каждом последовательном ее этапе требования деятельности предполагают более многогранную, активную, в чем-то измененную потребность личности. В этом несоответствии кроется источник внутреннего противоречия. Вместе с тем в процессе успешной реализации целей деятельности это противоречие и разрешается. Показатель его разрешения - чувство удовлетворения, свидетельствующее о дальнейшем развитии и обогащении соответствующей потребности. Иногда мотив, первоначально заключенный в цели деятельности, как бы сдвигается на ее средства, в связи, с чем возникают новые по содержанию мотивы [19]. В других случаях развитие потребности обусловлено самим процессом усвоения новых форм поведения и деятельности, овладением готовыми предметами культуры.

Несомненно, существуют и другие механизмы развития потребностей. Происходящее в процессе деятельности зарождение новых потребностей также свидетельствует о развитии профессиональной направленности. Однако этот процесс прежде всего заключается в развитии ведущей потребности от элементарных ее форм ко все более сложным: от одностороннего, или слабо выраженного интереса к профессиональной деятельности до более глубокой, устойчивой, сложной потребности. Такое развитие потребности в основном содержании деятельности и обусловливает изменение ее личностного смысла и в конечном счете повышение уровня профессиональной направленности.

Таким образом, психологическими механизмами профессиональной направленности личности могут выступать сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества.

В связи с изложенным выше пониманием движущих сил профессиональной направленности для развития последней необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Возможности различных видов деятельности в этом отношении неравноценны [22].

2.3 Условия формирования направленности личности

Имея понятия профессиональной деятельности, направленности личности, следует отметить, что самым важным периодом для формирования профессиональной направленности личности является период ранней зрелости, или юности. В истории развития возрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. А зрелость рассматривалась как стабильный период [33, 37].

Стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Начало зрелости характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти показатели будут снижаться вплоть до 60-летнего возраста, после которого это снижение станет более заметным [8].

Эрик Эриксон [8], опираясь на представление Фрейда о психосексуальном развитии человека, разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами восприятия и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосексуальных кризисов, специфических для любого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с молодым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл "работа - рождение детей - отдых", чтобы обеспечить своим детям настоящее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

В отечественной психологии научные данные о классификациях периода зрелости обобщил Б.Г. Ананьев [35]. Он показал разнообразие подходов к периодизации развития взрослого человека. Возрастные приделы зрелости определяются комплексом социальных и биологических причин и зависят от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития человека.

Период зрелости отличается от предыдущего, периода ранней юности, тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений. В результате проведенных комплексных исследований Б. Г. Ананьев пришел к следующему выводу: в ходе развития взрослого человека имеет место возрастание степени обучаемости.

Однако не только психофизиологические функции характеризуются оптимумом продуктивности в период зрелости. При различных формах творческой активности наиболее высокого уровня достигает интеллектуальная деятельность. Средний максимум творческой активности для многих специальностей отмечается в 35-39 лет. При этом пик творческих способностей проявляется до 30-34 лет в таких науках, как математика, физика, химия [24].

Интеллектуальная деятельность, особенно ее высшие творческие формы, глубоко связана с личностью человека. Как подчеркивал Б. Г. Ананьев [5], связи интеллекта и личности проявляются в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний, что во многом определяет активность интеллекта. В свою очередь, характерологические свойства личности и структура ее мотивов зависят от отношения этой личности к действительности, опыта познания мира, мировоззрения и общего развития интеллекта.

Период ранней зрелости характеризуется переходом к независимости от родителей в экономическом отношении. В это время приобретается новый статус, который складывается из многообразия прав и обязанностей человека в разных сферах жизни и деятельности, в обществе, на работе, в собственной семье. Становление статуса отдельного человека зависит от системы общественных отношений и социальных преобразований. В то же время статус личности изменяется в зависимости от меры активности человека, который может осознавать свое положение в обществе и стремится укрепить свой статус или, напротив, относится к нему пассивно, приспосабливаясь к существующему положению. "Деятельная субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях определенного статуса" [3, с. 225]. Развитие личности зависит от ее статуса в том смысле, что задаются определенные возможности собственной деятельности человека. В комплексе ролей как общественных функций реализуются характеристики субъекта общественного поведения, такие, как система отношений к обществу, к труду, людям, к себе, установки, мотивы, цели и ценностные ориентации. В период ранней юности строится собственный образ жизни, происходит усвоение профессиональных ролей, Включение во все виды социальной активности. В период средней зрелости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей.

В систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы человека, его мотивы и цели деятельности. Так, В. Т. Лисовский [68] выяснял жизненные планы молодежи разного пола и возраста, которые определяются объективными условиями жизни и ценностными ориентациями личности. В группе лиц в возрасте 20-25 лет сохраняется ярко выраженная направленность на получение высшего образования, интересной работы. Актуальными для этой возрастной группы остается поиск любимого человека, верных друзей, проблема создания семьи. Вместе с тем в этом возрасте усиливается установка на хорошие жилищные условия, материальную обеспеченность, так как многие приступают к созданию своей семьи. В 1987 году Е. Ф. Рыбалко [29] провела исследование, которое выявило аналогичную структуру жизненных планов в соответствующей возрастной группе студентов.

Важное значение имеют исследования ценностных ориентаций и мотиваций в сфере научной деятельности, проблема творчества в различных сферах деятельности в связи с возрастом человека. Ученые с ярко выраженным творческим складом личности характеризуются четкой мотивацией по отношению к интеллектуальным достижениям [28, 7]. На фоне других мотивов интеллектуальная потребность у них явно доминирует. Д. Пельц и Ф. Эндрюс связывают колебания в продуктивности с динамикой интересов. В период спада происходит перестройка мотивации, увеличение роли, к примеру, родительских и семейных функций, которые становятся в это время доминирующими. Вместе с тем у наиболее крупных ученых научные интересы доминируют всю жизнь, и поэтому спад их научной деятельности наблюдается только в преклонном возрасте и то не всегда. Спад слабее выражен у тех научных работников, для которых характерны сильная внутренняя мотивация, большой интерес к работе, доминирующий на протяжении всей жизни. Творческая личность характеризуется легким восприятием новых идей и отказом от прежних, способностью к переоценке ценностей в ведущей сфере деятельности, гибкостью и критичностью мышления, широкой сферой интересов. Поэтому творческий процесс в своей возрастной динамике имеет сочетание постоянных компонентов в виде доминирующей направленности на достижения в научной деятельности и переменных, связанных с перестройкой ценностных ориентаций, на основе чего возникает новый комплекс новых задач, целей и мотивов в различные периоды жизни личности.

Особая значимость периода зрелости, как отмечала Е. Ф. Рыбалко, заключается в том, что, "включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свои отношения к окружающему миру. В период взрослости происходит интеграция отношений и формирование характера как системы, хотя процесс характерообразования начинается еще в детском возрасте" [29, с. 228].

Итак, период ранней зрелости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности.

3. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Нами было проведено исследование на выявление направленности личности студентов в ВУЗе. Целью данного эксперимента являлось определение преобладающих тенденций направленности личности и профессиональная направленность трудовой деятельности.

В качестве экспериментальной базы были выбраны студенты 3 курса специальности "Психология" ВГИ (ф) ВолГУ. В экспериментальной работе приняли участие 16 человек. Среди них: 4 юноши и 12 девушек. Возрастной состав от 19 до 20 лет.

Форма проведения эксперимента - групповая. Общее время тестирования занимало 30-40 минут.

Методики Дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" (Е. А. Климов) и "Определение направленности личности" были нами использованы при опросе студентов 3 курса специальности "Психология".

Целью проведения данного исследования есть выявление различий в уровне исследуемого признака между направленностями личности, выбора профессиональной сферы деятельности с помощью критерия Манна-Уитни и

Результаты методики "Определение направленности личности" занесены в Таблицу 1, результаты методики Дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" были занесены в Таблицу 2.

Сравнительный анализ средних величин показателей по ДДО Климова выявили достоверные различия по следующим показателям (Таблица 3). Сфера профессиональной деятельности, выбранная психологами 3 курса, "Человек-Человек"

Таблица 1

Направленность на себя (Я)

Направленность на общение (О)

Направленность на дело (Д)

1

27

24

30

2

19

28

34

3

27

28

26

4

24

22

33

5

27

21

33

6

38

16

26

7

25

17

39

8

16

29

28

9

25

26

30

10

31

17

28

11

29

28

23

12

17

27

37

13

31

22

28

14

27

16

36

15

29

14

38

Таблица 2

Фамилия

Человек -Природа

Человек -Техника

Человек -Человек

Человек -Знаковая система

Человек -Художественный образ

1

Валетова

3

3

7

0

7

2

Назаренко

5

1

6

1

7

3

Пономарева

3

1

8

3

5

4

Шувалова

2

6

4

7

1

5

Хохлов

3

3

5

4

5

6

Скориков

7

1

7

4

1

7

Шкарупа

2

3

5

4

6

8

Меджлумян

2

5

3

6

4

9

Колесник

2

3

7

3

6

10

Христенко

3

5

8

1

3

11

Чеботарева

2

4

5

3

6

12

Таубаев

2

4

5

3

6

13

Аббасов

2

2

5

4

7

14

Стамова

4

2

7

1

3

15

Денисенкова

4

2

7

1

6

Таблица 3

Показатели

Человек -Природа

Человек -Техника

Человек -Человек

Человек -Знаковая система

Человек -Художественный образ

Средние значеия

3,06

3,13

5,9

3

4,86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей курсовой работе нами рассматривалась проблема формирования профессиональной направленности личности студентов Вуза. В ходе выполнения данной работы удалось выяснить:

· необходимым условием формирования профессиональной деятельности является обязательное прохождение стадий профессионального становления

· образ будущей профессии не всегда четко представлен в сознании студента

· направленность личности играет важную роль в профессиональном становлении и содержит в себе различные характеристики (ценности, установки и т. д.)

В результате теоретического и эмпирического анализа было обнаружено, что профессиональная направленность студентов 3 курса специальности "Психология" совпадает с выбранной профессией. Это свидетельствует о том, что гипотеза о формировании образа будущей профессиональной деятельности студента посредством профессиональной направленности личности подтверждается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987. - С.137-145.

2 Акопов В.Г. Профессиональное сознание - ключевое понятие теоретической и практической подготовки специалистов // Психологические аспекты формирования профессионального сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. - Куйбышев, 1989. - С.164-203.

3 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980 - 230 с.

4 Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М.: Знание, 1973. - 280 с.

5 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 380с.

6. Борисова Е.М. О применении социально-психологических методик в изучении становления профессионала. // Психодиагностика. Ее проблемы и методы: сб. науч. тр. / под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: МГУ, 1975. - С.142-161.

7. Гилинский Я. И. Человек как объект социологического исследования / Под ред. Л. И. Спиридонова, Я. И. Гилинского. - Л.: ЛГУ, 1977. - 197 с.

8. Годфруа Жо. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. - М.: Мир, 1992. - 376 с.

9. Горбатов С.В., Лысков Б.Д. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1992. - №6, - С.70-77.

10. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. - М.: МГУ, 1983. - С.128-140.

11. Дмитриева М. А. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2001. - 240 с.

12. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1960. - 430 с.

13. Зиброва, С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии. - Дисс. канд. психол. наук. - Красноярск, 1999. - 122с.

14. Калининский Л.П. О психологических критериях становления профессионала в вузе / под ред. Л.П. Калининского, С.Г. Гайраджи // Психологическая наука и практика. - Новосибирск, 1987. - С. 98-99.

15. Кан-Калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе // Формирование личности специалиста в ВУЗе: сб. науч. тр. - Грозный, 1980. - С. 5-13.

16. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: МГУ, 1988. - 335 с.

17. Ковалев А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. - 3-е изд., переработ. и доп. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.

18. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. - Ростов: РГУ, 1981. - 179 с.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

20. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991. - 296 с.

21. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 190 с.

22. Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Профессиональное сознание как предмет психолого-педагогического исследования в высшей школе / Психологические проблемы формирования специалиста в вузе: межвуз. сб. науч. тр. - Саранск, 1989. - 158с.

23. Нолицу З.А. Установление психологического контакта педагогов с учащимися // Психология учителя: Тез. доклада к 7 съезду общества психологов СССР. - М.: МГУ, 1989.

24. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. - М.: Прогресс, 1973. - 87 с.

25. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М.: МГУ 1985 - 208 с.

26. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. - Минск, 1984. - 176 с.

27. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: АН СССР, 1957. - 328 с.

28. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление // Социальная психология личности / Науч. ред. А. А. Бодалев. - Л.: Знание, 1974. - 246 с.

29. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1990. - 256 с.

30. Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/ М. Х. Титма. - М.: Апрель-Пресс, 1975. - 198 с.

31. Халяпина Л. Н. Социализация учителя. - М.: Новое знание, 2005. - 128 с.

32. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика / В.Н. Харькин; под ред. В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова; Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина. - М.: NB Магистр, 1992. - 159 с.

33. Цигарелли Ю. А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы// Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. Научных тр./ Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена; [Редкол.: Е. П. Ильин (отв. ред.) и др.]. - Л.: ЛГПИ, 1981. - 163 с.

34. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: Педагогика, 1981. - 95 с.

35. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Наука,1982. - 185с.

36. Шишкина Л. И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи / под ред. Л. И. Шишкина; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 62 с.

37. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1994. - С. 169-175.

38. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе // Вопросы психологии - 1995. - № 4. - С. 50-56.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Мною была решена задача на определение достоверности различий в данной группе по фактору Человек - Техника и Человек - Человек с помощью критерия Манна-Уитни.

Гипотезы U - критерия Манна-Уитни

H0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.

H1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

6

22,5

8

29.5

2

5

18,5

8

29.5

3

5

18,5

7

26

4

4

13,5

7

26

5

4

13,5

7

26

6

3

9

7

26

7

3

9

7

26

8

3

9

6

22,5

9

3

9

5

18,5

10

2

5

5

18,5

11

2

5

5

18,5

12

2

5

5

18,5

13

1

2

4

13,5

14

1

2

4

13,5

15

1

2

3

9

Суммы:

143,5

321,5

U = (n1*n2) + nx*(nx+1)/2 -Tx (3.1)

U = 225+15*16/2-321,5=23,5

Результат: UЭмп = 23,5

Критические значения UКр

При P?0.01 56 при p?0.05 72

Полученное эмпирическое значение Uэмп (79.5) находится в зоне значимости, что свидетельствует о достоверности гипотезы H0. Различия между двумя факторами наблюдаются.

Мною была решена задача на определение ранговой корреляции в данной группе по фактору направленность на дело (Д) и Человек - Техника с помощью критерия ранговой корреляции rs Спирмена.

Гипотезы U - критерия Спирмена

H0: Корреляция между переменными А и Б не отличаются от нуля.

H1: Корреляция между переменными А и Б достоверно отличается от нуля

Значения А

Ранг А

Значения Б

Ранг Б

d (ранг А -

ранг Б)

d 2

1

39

15

6

15

0

0

2

38

14

5

13,5

0,5

0,25

3

37

13

5

13,5

-0,5

0,25

4

36

12

4

11,5

0,5

0,25

5

34

11

4

11,5

-0,5

0,25

6

33

9,5

3

8,5

1

1

7

33

9,5

3

8,5

1

1

8

30

7

3

8,5

-1,5

2,25

9

30

7

3

8,5

-1,5

2,25

10

30

7

2

5

2

4

11

28

4

2

5

-1

1

12

28

4

2

5

-1

1

13

28

4

1

2

2

4

14

26

1,5

1

2

-0,5

0,25

15

26

1,5

1

2

-0,5

0,25

120

120

0

18

rs= 1 - (6*? (d 2) / N *( N2-1)) (3.2)

d - разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого

N - количество испытуемых

Рассчитаем эмпирическое значение rs:

rs= 1- (6*18/ 15 *(225-1))= 0.968

Результат: rs = 0.968

Критические значения для N = 15

N

p

15

0.05

0.01

0.52

0.66

Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты