Проявление акцентуации характера младших школьников в отношении с одноклассниками
Проявление акцентуации характера младших школьников в отношении с одноклассниками
48
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Характер как система устойчивых черт личности
1.1 Типология характера
1.2 Характер и темперамент
1.3 Формирование характера в ходе учебной деятельности
1.4 Психологические типы акцентуации характеров (по К. Леонгарду и А.Е. Личко)
1. 5 Проявление акцентуации характера младших школьников в отношении с одноклассниками
Глава 2 Исследование акцентуаций характера у младших школьников
2.1 Диагностика акцентуаций характера, типа личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
ВВЕДЕНИЕ
В структуре личности характер занимает главное место, так как влияет на познавательные процессы -- восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через черты характера. В характерологических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность, эмоционально-волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности.
Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. От других черт личности характер отличается устойчивостью, ранним формированием. Формирование характера предопределяется образом жизни человека. Он проявляется в манере поведения, в привычках, поступках, действиях и обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.
Характерологические особенности, определяющие структуру личности, могут быть определены с помощью диагностики. Диагностика характера весьма актуальна при разработке психолого-педагогических рекомендаций. В связи с этим исследованию характера отводится центральная роль, и грамотно составленная характеристика, основанная на результатах диагностики, в значительной мере облегчает процесс взаимодействия психолога, учителя и учащегося. Зная особенности характера легче понять поведение человека, обосновать его поступки и дать оценку.
При написании данной работы нами в качестве объекта исследования была выбрана диагностика характера
Цель исследования - изучение диагностических методик для оценки психических свойств личности, особенностей личности, определения типов характера.
Задачи исследования:
рассмотреть структуру характера, общие сведения о характере, черты характера, взаимосвязь характера и темперамента;
Гипотеза -- особенности характера, акцентуации характера оказывают существенное влияние на поведение и формирование качеств личности.
Методы исследования -- теоретический метод (анализ педагогической и методической литературы), практические методы -- наблюдение, тестирование.
Глава 1 Характер как система устойчивых черт личности
1.1 Типология характера
Характер -- индивидуальное сочетание наиболее устой-чивых, существенных особенностей личности, проявля-ющихся в поведении человека, в определенном отноше-нии:
к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
к другим людям (индивидуализм или кол-лективизм, эгоизм или альтруизм” жестокость или добро-та, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);
к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетер-пеливость, ответственность или безответственность, орга-низованность и т.п.);
в характере отражаются воле-вые качества: готовность преодолевать препятствия, ду-шевную и физическую боль, степень настойчивости, са-мостоятельности, решительности, дисциплинированности. [28]
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре ха-рактера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его воз-можных поступках в определенных условиях. К первой груп-пе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонно-сти, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуаль-но-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. В самом общем виде характер может быть определен как система ус-тойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях челове-ка к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д. [5]
В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к от-дельным сторонам действительности. В первой подсистеме содер-жатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, ра-ботоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в об-щении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность - завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая под-система - это совокупность отношений человека к вещам (аккурат-ность-безалаберность, щедрость-скупость и др.). [9]
Возможна и другая классификация черт характера, например:
свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им черты);
свойства, относящиеся к действиям, направленным на дости-жение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, по-следовательность и др., а также противоположные им качества);
свойства, имеющие чисто инструментальное значение, не-посредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность -ригидность и т. д.) [26]
В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей:
а) довольно рано сформировавшись, характер человека прояв-ляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчи-вое психическое образование;
б) входящие в характер сочетания черт не являются случай-ными. Они в совокупности представляют системы, четко различи-мые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;
в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы.
Наиболее известны следующие типологии характера:
конституционные теории, связывающие особенности ха-рактера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).
Акцентуальные теории, связывающие особенности харак-тера его акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние вари-анты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).
социальная типология характеров, в основе которой - отно-шение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм). [26]
Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей, не претендующее на полноту и систематичность.
Гипертимный тип. Таких людей характеризует чрезвычай-ная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно перено-сят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.
Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контакт-ность, немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкну-тый образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.
Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада -- по дистимному.
Педантичный тип. Этим людям характерны добросоветсность и аккуратность, надежность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.
Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мышление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди эгоис-тичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.
Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышле-ний, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, име-ют много друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам.
Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внут-ренний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глу-бокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдер-жанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.
Садо-мазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в за-висимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, при-чиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.
Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям соци-альной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это - тип сознательных и бессознательных приспособленцев.
Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.
Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышен-ной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огор-чает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удо-вольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.
Последнее время приобретает все большую популярность типология, предложенная знаменитым швейцарским психологом К. Юнгом в его работе «Психологические типы». Рассмотрим неко-торые ее положения в порядке дополнения к уже приведенной ти-пологии.
У экстравертов мыслительного типа совокупность их жиз-ненных проявлений находится в зависимости от их интеллектуаль-ных выводов, но любое суждение строится на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование). Мыслители - экстра-верты становятся государственными деятелями, адвокатами, почет-ными академиками и удачливыми антрепренерами.
У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются с общепринятыми оценками и переживаниями, находятся под силь-ным воздействием традиционных ценностей. Например, экстраверт этого типа будет воспринимать нечто как «прекрасное» или «хоро-шее» не из-за субъективной, личной оценки, а потому, что другие то-же считают.
Экстравертивного ощущающего типа притягивают те объек-ты (люди, ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. Ре-зультатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное наслаждение «реальной жиз-нью», жизнью «на полную катушку». Лиц такого типа можно встре-тить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспеваю-щих людей.
Для экстраверта интуитивного типа характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что происходит «за сценой» собы-тий, угадывать то, что скрыто «за личиной» человека, видеть скры-тые новые возможности. Но у него отмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализует возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха; следователь-но, другие пожинают урожай, посеянный им.
Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком, но его мышление мало зависит от общепринятых традиций и идей, он следует своим идеалам и критериям. В поиске своих идей упрям, не-податлив внешнему влиянию. Однако наивен, доверителен и беспо-мощен в личных вопросах (этакий «рассеянный профессор»).
Интровертный чувствующий тип отдает себя полностью субъективно ориентированному чувству, не прислушиваясь к фак-там, логике событий. Люди данного типа не блистают и не стремятся обнаруживать самих себя. Их чувства глубоки и нередко иррацио-нальны. Они склонны избегать вечеринок и собраний, они молчаливы и труднодоступны.
Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логическими пост-роениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой. Про людей этого типа гово-рят, что они, услышав утреннюю шутку, начинают смеяться в пол-ночь. Настроенные на то, чтобы здесь и теперь, на то, что есть, инди-виды этого типа испытывают огромные трудности, пытаясь вообра-зить, что могло бы быть.
Интровертный интуитивный тип обладает интуитивной спо-собностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реальность, а на субъективный психический мир. Та-кие люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телесным существованием и зачастую погру-жены в бесплодные фантазии. [26]
Первые признаки возникновения и стабилиза-ции характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст-ет 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и сти-лем общения матери (лица, ее заменяющего) с ребенком.
Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовест-ность, настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступ-ных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людь-ми, в общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.
Волевые черты характера развиваются и закрепляются в под-ростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все иные свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоцио-нальные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.
Полезно иметь в виду, что сложность и многообразие челове-ческой личности не умещается даже в эту пространную типологию. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким (совместным друг с другом) типам. Поэтому ознакомление с типоло-гией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрыва-ет скрытые механизмы человеческих решений и поступков.
1.2 Характер и темперамент
Какова связь темперамента с характером? Характер че-ловека -- это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индиви-дуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном тем-пераменте одни черты приобретаются легче, другие труд-нее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, от-зывчивость -- меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характе-ра врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при лю-бом темпераменте. [14]
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:
отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);
противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус) ;
признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий) ;
признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев). [2]
Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. [7]
Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.
У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия. [7]
Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.
Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения) , обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.
В данном случае нужно говорить о типических чертах характера Н.Д.Левитов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. [10]
Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.
В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты. [26] Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается.
1.3 Формирование характера в ходе учебной деятельности
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.[3]
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.
Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка -- чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса. [16]
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения. [12]
В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера. [6]
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи. [12]
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.
Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.
Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу обучения и практической деятельности ребенка с учетом индивидуальных особенностей его характера.
1.4 Психологические типы акцентуации характеров (по К. Леонгарду и А.Е. Личко)
Ак-центуация характера -- преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудша-ется взаимодействие с окружающими людьми. Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20--50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Выраженность акцентуации может быть различной -- от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни -- психопатии. Пси-хопатия -- болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаи-моотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Но в отличие от психопатии акцентуации характера про-являются не постоянно, с годами могут существенно сгла-диться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотип-ным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благо-приятных условиях, когда не попадают под удар именно сла-бые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным. Например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету та-ланта артиста, художника. [11]
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50--80%). Определить тип акцентуации или ее от-сутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Леонгарда - Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и пред-видеть специфические особенности поведения людей. [11]
Приведем краткую характеристику особенностей поведе-ния в зависимости от типов акцентуации:
1) гипертимический (гиперакгивный) -- чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенно-го, отсутствует самокритичность;
2) дистимичный -- постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немно-гословность, пессимистичность, тяготится шумным обще-ством, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты всту-пает редко, чаще является в них пассивной стороной;
3) цикло-идный -- общительность циклически меняется (высокая в пе-риод повышенного настроения и низкая в период подавлен-ности);
4) эмотивный (эмоциональный) -- чрезмерная чув-ствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие не-приятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
5) демонстратив-ный -- выражено стремление быть в центревнимания и доби-ваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;
6) возбуди-мый--повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, “занудливость”, но возможны льсти-вость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в бесе-де. Активно и часто конфликтует;
7) застревающий -- “за-стревает” на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, “сводит счеты”, служебная и бытовая несговорчивость, склон-ность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, актив-ной стороной;
8) педантичный -- выраженная занудливость в виде “переживания” подробностей, на службе способен заму-чить посетителей формальными требованиями, изнуряет до-машних чрезмерной аккуратностью;
9) тревожный (психас-тенический) -- пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешитель-ность, долго переживает неудачу, сомневается в своих дей-ствиях;
10) экзальтированный (лабильный) -- очень измен-чивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчи-вость;
11) интровертированный (шизоидный, аутистический) -- малая общительность, замкнут, в стороне от всех, об-щение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свой-ственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относит-ся к другим людям, даже к близким;
12) экстравертированный (конформный) -- высокая общительность, словоохотли-вость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не само-стоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочи-тает подчиняться.[11]
А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. [12]
Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, хотя сочетания эти не любые.
«Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянное стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке. Присущи переоценка своих возможностей и чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские тенденции»
«Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливают неформальные эмоциональные контакты, эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для самих себя и служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются довольно редко»
Какие ситуации тяжелы для гипертимов? Те, где строго регламентируется их поведение, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд или вынужденное бездействие. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка такого типа слишком опекающие родители, которые контролируют каждый его шаг, то очень рано он начинает протестовать, давать острые негативные реакции вплоть до побегов из дома.
Для лиц с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться (что как раз очень подходит гипертиму). Поэтому им не следует поручать, например, роль организатора нового дела: ведь это потребует от него установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения.
Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но скоро теряет в результате деловой незрелости позиции и тогда очень страдает. Оставить в покое шизоида или психастеника можно, а иногда даже и нужно; сделать то же с истероидом -- значит создать ситуацию психологического дискомфорта и даже стресса. [12]
1. 5 Проявление акцентуации характера младших школьников в отношении с одноклассниками.
В период адаптации к школе общение с одноклас-сниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений.
Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с то-бой за партой?»
Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе, Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведенный Я.Л. Коломинским: «Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товари-щам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдает ее товарищу сам. Он подает ручку учи-тельнице, которая и передает ее ученику».
Младший школьник - это человек, активно овладеваю-щий навыками общения. В этот период происходит интен-сивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверст-ников и умение заводить друзей являются одной из важ-ных задач развития на этом возрастном этапе.
Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавлива-ются дружеские отношения с кем-либо из одноклассни-ков, это значит, что ребенок умеет наладить тесный соци-альный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.
Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школь-ного детства. Для детей 5-7 лет друзья - это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети си-дят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этом воз-расте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весе-ло». В этот период дружеские связи непрочны и недолговеч-ны, они легко возникают и довольно быстро могут обо-рваться.
Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и друж-бы становятся важными такие качества личности, как доб-рота и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосред-ственные эмоциональные отношения, "которые превали-руют над всеми другими. [5]
Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассни-ков («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хоро-шие способности, отличаются инициативностью и бога-той фантазией; большинство из них хорошо учится; де-вочки отличаются привлекательной внешностью.
Группа школьников, имеющих неблагополучное поло-жение в системе личных отношений в классе, также обла-дает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчи-вы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчи-вости, капризности, грубости, так и в замкнутости; не-редко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школь-ного возраста.
Для первоклассников, обладающих высоким социомет-рическим статусом, наиболее значимыми являются следу-ющие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сла-достями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физи-ческая сила.
«Непривлекательные» для сверстников первоклассни-ки характеризуются следующими особенностями: непри-частность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с наруши-телями дисциплины, а также плаксивость.
Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые лег-ко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель. [6]
К концу младшего школьного возраста критерии при-емлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного пору-чения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для де-тей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.
Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам. [3]
Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и по-нимания ими другого человека, что связано с общими за-кономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предме-те, ситуативность, эмоциональность, опора на конкрет-ные факты, трудности установления причинно-следствен-ных отношений и т.д.
Специфика социальной перцепции младших школьни-ков сказывается и на особенностях их первого впечатле-ния о другом человеке. В целом становясь более точным и дифференцированным к третьему классу, первое впечат-ление отличается у детей ситуативностью, стереотипнос-тью, ориентацией на внешние признаки. Физический об-лик и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается образ другого чело-века1. Поэтому взрослые, работающие с младшими школь-никами (впрочем, не только с ними), должны обязатель-но учитывать ориентацию детей на внешность и уделять специальное внимание своему костюму.
Необходимо отметить, что, как правило, с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания свое-го положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, т.е. у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе свер-стников. Напряженность этой новой потребности, возрас-тающая значимость мнения сверстников и являются при-чиной неадекватности оценки своего места в системе меж-личностных отношений.
О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более зас-тенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.
Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации воспитательных мероприятий. Нередко учителя начальных классов практикуют осуждение ученика за какой-либо про-ступок перед всем классом. Это мощный травмирующий фак-тор для ребенка, последствия которого зачастую требуют от психолога срочного психотерапевтического вмешательства. [12]
Система личных отношений является наиболее эмоци-онально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэто-му неудовлетворительное положение в группе сверстни-ков переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций. Однако если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязан-ность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отноше-ний. Даже один-единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравно-весить несколько отрицательных выборов, поскольку пре-вращает ребенка из «отверженного» в признаваемого. [18]
Глава 2 Исследование акцентуаций характера у младших школьников
2.1 Диагностика акцентуаций характера, типа личности
Распознание типа акцентуации представляет собой немаловажную практическую задачу. Тип указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать понятие декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Тем самым открываются перспективы для профилактической работы.
Наиболее информативными методиками являются: тест акцентуаций характера “Чертова дюжина”, опросник акцентуаций личности по К. Леонгарду. Опросник акцентуации личности по К. Леонгарду разработан А. А. Барановым, основываясь на типологии акцентуаций личности по К. Леонгарду. Состоит из 72 утверждений, которые опрашиваемый должен отвергнуть или принять. Позволяет определить доминирующие акцентуации характера, темперамент и стиль мышления. Наиболее эффективен для экспертной оценки указанных параметров личности.
Тест акцентуаций характера “Чертова дюжина” определяет 13 типов акцентуаций характера. В информационную модель описываемых психотипов включены следующие основные параметры:
доминирующие черты характера;
привлекательные (положительные) черты характера;
отталкивающие (отрицательные) черты характера;
“слабое звено”, уязвимое место характера;
особенности общения и дружбы;
отношение к учебе и работе.
После характеристики каждого психотипа даются практические педагогические рекомендации, включая описание конфликтов иных ситуаций, т.е. ситуаций, провоцирующих проявление отрицательных черт характера того или иного психотипа, и ситуации успеха, т.е. ситуации, помогающие ребенку адаптироваться к жизни с помощью сильных положительных качеств.
Кроме того, даются советы учителям и родителям, как себя вести в конкретных случаях проявления особенностей того или иного психотипа, и психотехнические упражнения для развития сильных сторон каждого характерах[2, 17].
Не менее информативной является методика аутоидеитификации акцентуаций характера Э. Г. Эйдемиллера.
Необходимо ознакомиться с содержанием всех предложенных характеристик и выбрать одну или несколько карточек, на которых наиболее полно и похоже описан характер. Если выбрано несколько карточек сразу, нужно разложить их в порядке важности.
Для проведения исследования используется 13 карточек с описанием характерологических типов.
Карточка “А”
Я - прирожденный пессимист, настроение у меня всегда понижено. Мир я воспринимаю как бы сквозь черные очки: жизнь мне часто кажется бессмысленной, во всем вижу лишь мрачные стороны. Никак не могу отделаться от ощущения, что вот-вот должно случиться что-то плохое. Мне кажется, что я в чем-то виноват и потому окружающие ко мне плохо относятся, смотрят свысока. Я мрачен, угрюм, всем недоволен. Все делаю медленно, неторопливо. Мои друзья говорят, что лицо у меня печальное, что от меня веет унынием. Я не способен к волевому усилию, от трудностей впадаю в отчаяние. Особенно плохо себя чувствую по утрам, просыпаюсь с ощущением разбитости, несвежести. Часто у меня бывают запоры. Жизнь моя - нелепая и мучительная пытка, иногда приходят мысли о ее никчемности, бесцельности.
Карточка “Б”
У меня всегда хорошее настроение, про меня можно смело сказать, что характер мой приветливый и открытый. Думаю, что добр, во всяком случае охотно принимаю участие в судьбе моих друзей, которых, кстати, у меня много. Я - не молчун, с удовольствием принимаю участие в беседе. Охотно помогаю людям, но поскольку раздаю много обещаний, то, естественно, далеко не все могу сдержать. Терпеть не могу нудную, кропотливую работу, которая требует усидчивости и терпения. На работе у меня так много всяких дел, что не успеваю все сделать вовремя. Замечал, что окружающие меня охотно слушают, потом повторяют мои наиболее остроумные высказывания. Мне ничего не стоит высмеять своего противника. У меня часто бывают оригинальные идеи, но, сознаюсь, не очень люблю заниматься их претворением в жизнь. Люблю девушек, они мне признавались, что я - галантный ухажер. Сколько я встречал людей, все же могу сказать, что мало кого из них поставил бы выше себя. Не люблю, когда мне противоречат, это начинает меня раздражать; а когда разойдусь, веду себя грубо, кричу, ругаюсь, оскорбляю всех подряд. У меня отличный аппетит. В школе у меня была репутация шалуна, учителя считали меня заводилой во всех шалостях, пожалуй, не без оснований. Кто видел мою мимику, способность передразнивать и копировать людей, всегда говорил, чтобы я шел в актеры. Житейские невзгоды переношу легко, деньгам счет не веду, легко даю их в долг, также легко сам залезаю в долги.
Карточка “В”
Пожалуй, основным в моем характере является беспричинная смена периодов разного настроения: то длительное время я себя чувствую очень хорошо, все у меня получается, работа спорится, хорошо сплю, у меня прекрасный аппетит, часто встречаюсь с друзьями, хожу с ними в кино, на танцы. Если же случаются со мной какие-либо неприятности, то в этот период переношу их легко. Однако совершенно непонятным для меня образом настроение портится, подчас на продолжительное время - на недели, даже месяцы. Мне становится все безразлично, чувствую себя в этот период времени больным, унылым, перестаю верить в себя. Иногда появляется страх, что со мной может что-то случиться. От встречающихся трудностей, неприятностей впадаю в уныние. Плохо сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости, плохо ем. Мне не хочется встречаться с людьми, их общество раздражает меня.
Карточка “Г”
По характеру я человек веселый, открытый, добродушный, однако малейшая неприятность (перемена погоды, грубое слово, неприязненный взгляд и т.п.) омрачает меня, приводит в глубокое уныние, но ненадолго. Какая-нибудь интересная новость, теплое участие помогают мне обрести прежнее расположение. В течение дня настроение у меня может неоднократно меняться от самых разнообразных причин. Даже самому не ясно бывает, почему вдруг стало так тоскливо, хотя до этого чувствовал себя хорошо, был весел. Очень внушаем и робок, такой уж у меня характер - немного детский, слишком нежный. Моим чувствам как-то не особенно верят, считают их слишком поверхностными, хотя это, конечно, не так. Различные, даже мелкие неприятности переношу тяжело.
Карточка «Д»
Я часто чувствую себя вялым, уставшим. Настроение у меня, как правило, угнетено. Одним людям я нехотя подчиняюсь, другими могу командовать сам. Мне очень трудно сосредоточено выполнять работу, связанную с длительным усилием и напряжением, в таких случаях появляется чувство усталости, сонливости. Меня очень беспокоит собственное здоровье, у меня часто появляются опасения, что болен какой-либо болезнью. То меня беспокоят колющие боли в сердце, то головная боль. Аппетит у меня неважный. Сплю плохо, долго не могу заснуть, иногда даже хочется принять снотворное, часто вижу кошмарные сны. Сон зачастую не приносит освежения. С утра вялый и сонливый, но к вечеру состояние улучшается - расхожусь. Подчас мне трудно сдержаться, по малейшему поводу раздражаюсь, кричу, даже плачу. С трудом привыкаю к новому коллективу. Аккуратным меня не назовешь, часто меня упрекают за то, что вещи мои лежат в беспорядке.
Карточка «Е»
Пожалуй, будет правильным сказать про меня, что я - человек робкий, застенчивый, впечатлительный, малодушный. Я очень страдаю, если со мной обращаются грубо, не могу дать отпор, постоять за себя. Людское общество меня утомляет, заставляет искать одиночество. Не переношу вида крови, не выношу горячих споров, стараюсь избегать скандалов, конфликтов: уж лучше я уступлю. Меня не покидает ощущение собственной неполноценности. Нередко мне кажется, что окружающие меня осуждают. Настроение у меня, как правило, пониженное. Меня очень мучает ощущение того, что я не такой, как все, крайне не уверен в себе, с завистью смотрю на людей сильных, решительных, уверенных в себе. При появлении в большом обществе робею, чувствую себя неловко, краснею, начинаю заикаться. Сон у меня неспокойный, тревожный, полный кошмарных сновидений.
Карточка «Ж»
Основные черты моего характера - крайняя нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомнениям. Самое тяжелое для меня - принять решение. Решившись на что-нибудь, начав уже действовать, я постоянно сомневаюсь: так ли поступаю, то ли я делаю, что хочу; и эти вечные сомнения делают эту работу медленной и мучительной. Люблю, когда меня утешают, не умею обходиться без дружеской поддержки. Боясь за свое здоровье, беспокоюсь за участь своих близких; постоянные тревоги, опасения, беспокойства - таково содержание моей жизни. Долго не могу решиться, но если на что-нибудь решился, то не успокоюсь сам и не дам покоя окружающим, пока намеченное мной не будет сделано. Я - педант, формалист. Всякое отступление от раз и навсегда заведенного порядка тревожит и сердит меня. Очень стесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание. Из-за своей стеснительности я часто боюсь сделать то, что хотел бы; если, например, мне сделали хорошее, я не решаюсь поблагодарить; если мне делают неподходящее предложение, я не решаюсь отклонить его. Не люблю физического труда, считаю, что неловок, неуклюж. Не приспособлен к борьбе за существование. Склонен к самоанализу, самокопанию. Люблю рассуждать и обсуждать “общие проблемы”, которые не имеют ко мне прямого отношения.
Карточка “3”
По характеру я замкнутый, круг моих знакомых мал. В компаниях не могу найти себе места. В обществе людей чувствую себя одиноким. Хотя я замкнут, но иногда неизвестно почему, могу поделиться своими переживаниями, раскрыться непонятно почему понравившемуся, даже случайному человеку. Мне бывает трудно понять близких, их горе или радости, а им, в свою очередь, еще труднее понять меня. От знакомых приходилось слышать в свой адрес, что от меня веет холодом, что общаться со мной трудно. Подчас некоторые мои поступки выглядят странными, вызывают удивление окружающих. У меня есть на все свой взгляд, и то, что ему не соответствует, я отбрасываю. Люблю настоять на своем, не люблю чужих советов, поступаю по своему. Меня нередко считают несправедливым, говорят, что я “не знаю середины”. Мой внутренний мир, переживания, идеи непонятны окружающим. Я часто вызываю недоумение и yлыбку у людей, но это не трогает меня. Использую свою систему образов, слова, которые другими людьми почти не применяются.
Карточка “И”
Я - человек идеи, всю жизнь борюсь то за претворение своего изобретения, то за внедрение какой-либо реформы. Наблюдение за людьми, с которыми мне приходилось сталкиваться, позволяет мне считать себя выше их. Круг моих знакомых состоит из людей, которые разделяют мои взгляды. Я не прощаю людям ни равнодушия к себе, ни несогласия со мной. Исповедую принцип: “кто не со мной, тот против меня”. У меня нет причин быть недовольным собой; чувствую себя хорошо, всегда бодр, активен. Если я ставлю перед собой какую-нибудь цель, то всегда добиваюсь ее, если замечаю недостатки, то использую все силы, чтобы исправить их в соответствии со своими принципами.
Карточка “К”
Для меня нет других интересов, кроме интересов работы и моих собственных. Меня считают вспыльчивым, хотя я сдерживаюсь, но когда уж вспылю, то впадаю в неудержимую ярость. Обидчив, нанесенную обиду помню долго, не упускаю случая рассчитаться за нее. Давно убедился, что если не придираться, то никто не будет работать. Вокруг такой беспорядок, такая небрежность во всем, распущенность, что я вынужден до биваться установления порядка. Поэтому я чрезвычайно требователен к другим. Требую скрупулезного соблюдения установленного порядка, не прощаю ни одного проступка. Поскольку мне присущи аккуратность и пунктуальность в исполнении работы, то и от других я требую того же. Считаю своим долгом давать советы, не терплю к себе начальственного отношения. Если говорю, объясняю что-либо, то делаю это обстоятельно, подробно, медленно, чтобы как можно убедительнее высказаться. Терпеть не могу, когда меня прерывают, не дают досказать, торопят. Порой у меня бывает беспричинно тоскливое настроение, и тогда я делаюсь вспыльчивым и раздражительным.
Карточка “Л”
Не выношу равнодушного отношения окружающих к себе. Люблю быть в центре внимания, когда с меня берут пример, подражают. Люблю вызывать удивление у других, люблю, когда мной восхищаются. Уж лучше пусть ненавидят меня, чем относятся равнодушно или не замечают. Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Считают, что у меня есть артистические способности. Люблю фантазировать, в моих фантазиях исполняются мои мечты, я достигаю такого положения, что мне все завидуют и мною восхищаются. Я сразу чувствую отношение людей ко мне. Если я захочу, то со мною охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти настоящего друга. Я ценю такого друга, который всегда внимателен ко мне. Когда я болен, то хочу, чтобы ко мне относились внимательно, ухаживали за мной и даже жалели. Работу люблю увлекающую, такую, чтобы меня ценили и ставили другим в пример.
Карточка “М”
Я по характеру человек компанейский, очень скучаю, когда остаюсь один. По обыкновению беру пример со своих более сильных по характеру друзей. Не всегда оканчиваю начатое дело, особенно, если меня никто не проверяет и не помогает. Очень люблю всякие развлечения в компании друзей. Всегда хочу повеселиться. Вообще мне нравится все то, что запрещено. Мои домашние упрекают меня в том, что я ленив, неаккуратен, беспорядочен, но меня эти упреки мало трогают. Хотел бы иметь верного друга, который бы меня защищал от бед, иначе я могу пропасть. О будущем своем я думаю мало, особенно в моменты, когда мне весело и хорошо.
Карточка «Н»
Я считаю, что надо жить так, как живут все, не отрываться от коллектива, не отставать от окружающих, но и не забегать вперед. Не люблю оригинальничать. Люблю, чтобы у меня все было, как у людей: хорошая, в меру модная одежда - не такая, чтобы все оборачивались на улице; дома - хорошая обстановка и все необходимое. Стараюсь жить так, чтобы обо мне никто не мог сказать ничего плохого: ни товарищи, ни соседи, ни близкие. Развлекаться люблю как все: посидеть в кругу приятелей, посмотреть телевизор. Каких-нибудь особенных развлечений не ищу. Не люблю тех, кто слишком оригинальничает, модничает, ломает устоявшийся порядок, гонится за новизной. Считаю, что мнение большинства всегда правильно и противопоставлять себя большинству всегда плохо и вредно.
Интерпретация результатов методики производится в соответствии с теми типами характера, которые заняли два первых места. Результаты аутоидентификации необходимо сопоставлять данными наблюдения, беседы, обобщения независимых характеристик и другими методами научного психологического исследования.
Словесные портреты характерологических типов зашифрованы буквенными обозначениями:
А - меланхолический
Б - гипертимный
В - циклоидный
Г - эмоционально-лабильный
Д - неврастенический
Е - сенситивный
Ж - психастенический
З - шизоидный
И - паранойяльный
К - эпилептоидный
Л - истерический
М - неустойчивый
Н - конформный
В данной курсовой работе в качестве материала для диагностики использовались методика изучения типа личности по К. Юнгу и методика акцентуацийю?характера Э.Г. Эйдимиллера. Данная сводная таблица является общей для двух методик. Результаты исследования оказались следующие:
№ п/п
Ф.И. учащегося
результат
результат
1
Никита А.
75
Ж
2
Дмитрий А.
30
А
3
Анна Б.
80
Е
4
Евгений В.
50
Ж
5
Ольга В.
35
А
6
Наталья Г.
25
В
7
Алексей Г.
30
Г
8
Светлана Д.
75
В
9
Александр Ж.
50
Д
10
Павел Ж.
65
Ж
11
Александр К.
70
Б
12
Владислав Н.
30
Д
13
Юрий Н.
70
Б
14
Татьяна Р.
40
Б
15
Марина С.
75
Б
16
Ольга К.
60
Б
17
Иван Р.
75
Б
18
Сергей Т.
60
Е
19
Максим К.
65
И
20
Татьяна Т.
30
Ж
21
Олег М.
65
И
22
Алексей Ш.
30
А
23
Юлиан П.
40
А
24
Юрий Т.
30
А
25
Ольга П.
35
А
Результаты методики изучения типа личности по К.Юнгу показали, что: 1) 36% учащихся класса являются интровертами;
2) 36% - амбивертами;
3) 28% - экстравертами.
Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г.Эйдимиллера имеет следующие результаты:
6 учащихся выбрали карточку ”А”, которая указывает на мелонхолический характерологический тип;
6 выборов пришлись и на карточку ”Б”, которая характеризует гипертимный тип;
4 человека выбрали карточку ”Ж”- психастенический тип;
по 2 выбора пришлись на карточки ”Д”, Е” и ”И” (неврастенический, сенситивный и паранойяльный типы);
1 учащийся выбрал карточку ”Г”, которой соответствует эмоционально-лабильный характерологический тип.
По результатам методики акцентуаций характера Э.Г.Эйдимиллера можно сделать следующий общий вывод: учащиеся - это ребята с разными акцентуациями характера (от прирожденных пессимистов до жизнерадостных оптимистов). Таким образом, изучив тип личности и акцентуацию характера, можно планировать и проводить психокоррекционную работу, что помогает изменять формы поведения, взаимодействия, перейти к позитивному восприятию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характер -- это индивидуальное сочетание наиболее устой-чивых, существенных особенностей личности, проявля-ющихся в поведении человека. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к от-дельным сторонам действительности. Характер влияет практически на все свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоцио-нальные процессы и состояния.
Общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер.
Формирование характера начинается с раннего детства. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, чтобы практическая деятельность соответствовала идейному воспитанию.
Ак-центуация характера -- преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудша-ется взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной -- от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов -- психопатии. Но в отличие от психопатии, акцентуации характера про-являются не постоянно, с годами могут существенно сгла-диться, приблизиться к норме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992.
Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.
Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Мн., «Народная асвета» 1966
Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., «Просвещение», 1970.
Ковалёв А.Г. Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982
Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке -- М., 1987
Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., «Просвещение», 1969
Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М., 1961.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.
Макаренко Н.В., Вороновская В.И., Панченко В.М. Связь индивидуаль-ных психофизиологических свойств с успешностью обучения в вузе // Пси-хол.журн. -- 1991.-- № 6
Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. - М., 1982
Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., «Наука», 1984.
Немов Р.С. Общие основы психологии, Москва, 1994
Немов Р.С. Психология. М., Владос, 1995.
Осипова А.А. Общая психокоррекция, М., 2000.
Подольский А.И. Исследование учебной деятельности студентов // Вопр.психол. - 1990.- N 5
Рабинович П.Д., Нуждина М.П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопр.психол., 1987. N 6
Рогов Е.Н. Психология человека, Москва, 1999
Романова В.Я. Психология - М. изд-во МГУ, 1982 г
Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. 100 ответов по психологии. - Р., «МарТ», 2001
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении.
Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1995.
Акцентуации характера. Краткий словарь-справочник. Под редакцией В. А. Попова, С. А. Завражина. Владимир, 1994.
Краткий психологический словарь. - М., 1985.
Приложение 1
Определение акцентуированного поведения человека
(Тест Леонгарда -- Шмишека)
Инструкция. Отметьте вопросы-утверждения, с которыми вы согласны. Опросник состоит из 97 вопросов. Работать следует достаточно быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом.
Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?
Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?
Бывает ли так, что у вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и пр.?
Возникает ли у вас по окончании какой-либо работы сомнение в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке - правильно ли все было сделано?
Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?
Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парилив облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?
Бываете ли вы во время веселья в центре внимания?
Бывают ли дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?
Всегда ли вы отвечаете на письма после прочтения?
Серьезный ли вы человек?
Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?
Предприимчивы ли вы?
Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?
Мягкосердечны ли вы?
Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?
Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе или учебе вы были одним из первых?
Боялись ли вы в детские годы грозы или собак?
Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?
Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?
Любят ли вас ваши знакомые?
Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?
Ваше настроение обычно несколько подавленное?
Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?
Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?
Хвастаетесь ли вы иногда?
Смогли бы вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?
Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли вы это поправить?
Боялись ли вы в детстве оставаться дома один?
Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?
Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессиональной деятельности?
Легко ли вы впадаете в гнев?
Способны ли вы быть шаловливо-веселым?
Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?
Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях?
Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?
Говорите ли вы людям свое мнение о них прямо в глаза?
Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?
Нравится ли вам работа, когда только вы ответственны за нее?
Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?
Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?
Вы очень общительный человек?
Охотно ли вы в школе декламировали стихи?
Сбегали ли вы в детстве из дома?
Обычно вы без колебаний уступаете место в общественном транспорте престарелым пассажирам?
Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?
Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?
Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?
Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпочитаете ли вы первым делать шаги к примирению?
Очень ли вы любите животных?
Случалось ли вам, уходя из дома, возвращаться, чтобы проверить, не произошло ли чего-нибудь?
Беспокоили ли вас какие-нибудь мысли, что с вами или с вашими родственниками должно что-либо случиться?
Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?
Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?
Можете ли вы, рассердясь на кого-нибудь, пустить в ход руки?
Очень ли вы любите веселиться?
Вы всегда говорите то, что думаете?
Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
Привлекает ли вас роль организатора в каком-либо деле?
Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?
Чувствуете ли вы удовлетворение при неудачах людей, которые вам неприятны?
Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы?
Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем деле?
Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?
Смогли бы вы пройти в темноте один через кладбище?
Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?
Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь в вашем доме должна находиться на своем месте?
Случалось ли вам, ложась спать в отличном настроении, следующим утром вставать в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?
Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
Часто ли вас беспокоят головокружения?
Часто ли Вы смеетесь?
Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадается о вашем действительном отношении к нему?
Вы человек живой и подвижный?
Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость?
Вы страстный любитель природы?
Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыты ли крапы, погашен ли везде свет, заперты ли двери?
Пугливы ли вы?
Может ли принятие алкоголя изменить ваше настроение?
Охотно ли вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?
Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?
Смотрите ли вы на будущее немного пессимистично?
Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к тоскливому?
Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании?
Долго ли вы храните чувства гнева, досады?
Переживаете ли вы длительное время горести других людей?
Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?
Переписывали ли вы в школьные годы страницы в тетради из-за помарок?
Вы по отношению к людям больше осторожны, недоверчивы, чем доверчивы?
Часто ли у вас бывают страшные сновидения?
Бывают ли у вас такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?
Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей?
Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если и думает, то лишь недолго?
Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?
В беседах вы больше молчите, чем говорите?
Могли бы вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой вы на самом деле?
Анализ результатов тестирования
Производится подсчет ответов, совпадающих с ключом к опроснику (табл. 3) по каждому из свойств характера (типов акцентуации), и отдельно - по показателю искренности ответов. Сумма баллов по каждому из свойств характера умножается на соответствующий коэффициент, указанный в ключе. Если результат умножения на коэффициент превысит значение 18, то это свидетельствует о выраженности данной акцентуации. Максимальное значение набранных баллов по показателю “застревание” - 22, по остальным - 24.Максимальное значение набранных баллов по шкале “искренность” составляет 10. При сумме баллов, не превышающих 5, можно считать, что ответы испытуемого в большинстве своем вполне искренни. При сумме баллов 6-7 искренность ответов испытуемого подвергается сомнению. При значении 8-10 баллов ответы признаются недостоверными, анализ тестирования не производится.
По данным тестирования акцентуаций характера вычерчива-ется профиль личности испытуемого.