рефераты курсовые

Психические процессы состояния и образования

азличают следующие процессы памяти:

¦ запоминание, которое представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации, которая яв-ляется необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения;

сохранение, т. е. удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени;

воспроизведение, т. е. активизация закрепленного ранее со-держания психики;

узнавание, которое представляет собой сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им бо-лее эффективно функционировать.

Различают также следующие виды памяти:

наглядно-образную память, которая представляет собой па-мять на зрительные, звуковые, осязательные, обонятель-ные и т. д. образы;

словесно-логическую память, т. е. память на смысл изложе-ния, его логику, на соотношение между элементами полу-чаемой в словарной форме информации;

двигательную память, т. е. память на движения;

¦ эмоциональную память -- память на переживания.
Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают

механическую и смысловую память. Механическая память -- это запоминание информации в той форме, в которой она восприни-мается. А логическая (смысловая) память представляет собой за-поминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. Память в целом и конкретного человека -- в частности, име-ет свои особенности:

¦ объем, представляющий собой важнейшую интегральную характеристику памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающий количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой челове-ком информации;

¦ быстроту, т. е. способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации дости-гать определенной скорости ее обработки и использования;

точность, т. е. характеристику памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохране-ния и воспроизведения информации качественно и про-дуктивно отражать ее основное содержание;

готовность, представляющую собой важнейшую характе-ристику памяти, свидетельствующую о предрасположен-ности человека и его сознания всегда активно использо-вать всю запечатленную информацию;

длительность, свидетельствующую о ее способности удер-живать определенное время в своем сознании нужную ин-формацию (в связи с этим различают кратковременную, долговременную и оперативную память: кратковременная память представляет собой запоминание и сохранение ин-формации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия; долговременная память -- это память в интересах длительного сохранения информа-ции, которая часто запоминается после многократного повторения; оперативная память -- это сохранение мате-риала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи).

Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памя-ти в совокупности проявления своих особенностей характеризу-ют эффективность памяти в целом и конкретного человека -- в частности.

Общая характеристика мышления

Мышление -- это психический познавательный процесс от-ражения существенных связей и отношений предметов и явле-ний объективного мира.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприя-тиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движе-нии предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаим-ные связи и отношения.

Сущность любого объективного явления может быть познана лишь тогда, когда это явление будет рассматриваться в органической связи с другими. В процессе восприятия, например, дере-ва человек, отражая в своем сознании ствол, ветви, листья и дру-гие части и особенности именно данного, отдельного, конкрет-ного предмета, может воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью зеленой ли-ствы, причудливыми изгибами ствола. Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность де-рева, если не выяснить, какое значение для него имеют химичес-кий состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и пр. Только от-ражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии; в мышлении мы не только выделяем отдельные ча-сти предмета (это возможно и в восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с другом. Мыш-ление позволяет приникнуть в сущность явлений только одним путем -- через отражение тех связей и отношений, которые име-ются у данного явления с другими явлениями. Это отражение свя-зей и отношений не может осуществиться, если мы не отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить о нем в самом общем виде. В процессе мышления конкретный образ еди-ничного предмета (данный дуб, данная береза) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже о дереве вообще, которое может быть и дубом, и березой, и деревом любой другой породы.

Процесс мышления характеризуется следующими особен-ностями:

Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанав-ливая связи и отношения между предметами и явлениями объек-тивного мира, человек опирается не только на непосредствен-ные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные про-шлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об об-щих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы все-гда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемо-го явления.

Мышление всегда есть отражение связей и отношений меж-ду предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда на-ходятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышле-ние протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совер-шенно особыми раздражителями, сигнализирующими о дей-ствительности в самой обобщенной форме.

Мышление человека органически связано с практической де-ятельностью: В своем содержании оно опирается на обществен-ную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает зада-чам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружа-ющего мира.

Содержание мышления многообразно. Во-первых, оно про-является через его операции: (анализ, синтез, сравнение, абст-рагирование, обобщение, конкретизацию).

Анализ -- это мыслительная операция расчленения сложно-го объекта на составляющие его части. Он позволяет понять со-ставные части объекта, которые имеют большое значение для его осмысления.

Синтез -- это мыслительная операция, позволяющая в еди-ном аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из за-кономерно связанных частей.

Сравнение -- это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.

Абстрагирование -- мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция позволяет проникнуть «вглубь» предмета, выявить его сущность, образо-вав соответствующее понятие об этом предмете.

Обобщение -- это объединение многих предметов или явле-ний по какому-то общему признаку. Оно позволяет нам отра-зить в своем сознании всю сущность явления.

Конкретизация -- это движение мысли от общего к частному. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизнен-ным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимае-мая действительность.

Во-вторых, содержание мышления проявляется через его формы: (понятие, суждение и умозаключение).

Понятие -- это отражение в сознании человека общих и су-щественных свойств предмета или явления.

Суждение -- основная форма мышления, в процессе кото-рой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Оно позволяет в словесной фор-ме отнести предметы или явления к определенному классу.

Умозаключение -- это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В ряде случаев умозаключение оп-ределяет истинность или ложность суждений.

В-третьих, содержание мышления проявляется в функцио-нировании его видов: (наглядно-действенного, образного, отвле-ченного).

Наглядно-действенное мышление -- это мышление, непосред-ственно включенное в деятельность.

Образное мышление -- это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное мышление--это мышление, совершающееся на ос-нове отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

И, наконец, мышление проявляется через его способы: (индукцию и дедукцию).

Индукция -- это способ мышления, при котором умозаклю-чение идет от единичных фактов к общему выводу. Например, наблюдая в одном-двух случаях особенности того или иного предмета, мы распространяем это положение на все случаи ис-пользования всех его видов, хотя они и не наблюдались нами.

Дедукция -- это способ мышления, осуществляющегося в об-ратном порядке индукции. Например, чтобы доказать, что дан-ный угол в треугольнике больше другого, строят следующее дедуктивное умозаключение: известно и ранее доказано, что в тре-угольнике против большей стороны всегда лежит и больший угол; данный угол лежит против большей стороны; из этих двух досто-верных положений делается вывод: данный угол больше другого.

С физиологической точки зрения процесс мышления пред-ставляет собой сложную аналитико-синтетическую деятель-ность коры больших полушарий головного мозга. В осуществ-лении процессов мышления принимает участие вся кора голов-ного мозга.

Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозго-выми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдель-ных участков коры всегда детерминируется внешними раздра-жениями, постольку образующиеся при одновременном их воз-буждении нервные связи отражают действительные связи в явлениях и предметах объективного мира.

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и отношения (ассоциации) и составляют физиологичес-кую основу процесса мышления. Вначале, при первой попытке проникнуть в сущность того или другого явления, эти ассоциа-ции имеют генерализованный характер, отражая реальные свя-зи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно -- по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка временных связей; они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точ-ных и правильных знаний о внешнем мире. Возникают эти ассоциации, прежде всего, под воздействием первосигнальных раз-дражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, вос-приятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.

Мышление опирается не только на первосигнальные связи; оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непо-средственно связанной с мышлением, позволяет отразить в сло-вах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами единичных предметов, а обобщенными раздражителями. Эти новые сигналы, в конце концов, стали обозначать все, что люди непосредственно воспри-нимали как из внешнего, так и из своего внутреннего мира и упо-треблялись ими не только при взаимном общении, но и наедине с самим собой. Их особенностью является то, что они представ-ляют собой отвлечение от действительности и допускают обоб-щение, что и составляет наше человеческое мышление.

При этом мышление обеспечивается системами функцио-нально объединенных нейронов головного мозга, которые от-вечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т. е. нейронные коды. Они отражают определен-ную частоту импульсивной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Сами же нейроны могут в зависимости от решаемых мыслительных задач перестра-ивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами определенных мыслительных операций человека.

При принятии решений в ходе мышления образуются опреде-ленные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциа-лов -- определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, которые сопоставимы с реальным психологическим процессом переработки информации. Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уров-ней принятия решения и проявление определенных вызванных по-тенциалов, в целом, выступают психофизиологическими механиз-мами мыслительной деятельности.

Понятие речи в психологии

Речью называется процесс практического применения чело-веком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. В процес-се общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совме-стной деятельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются до-стоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи.

Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.

Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в осно-ве которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи. Входящие в состав речевого звука обер-тоны («гармоники») всегда находятся по числу колебаний зву-ковой волны в кратном отношении к основному тону. Все глас-ные и согласные звуки речи обладают характерными для них гармониками, что и позволяет нам воспринимать их очень диф-ференцированно.

Звуки речи (гласные и согласные) отличаются друг от друга по форме звучания и называются фонемами. В образовании фо-нематических особенностей звуков речи большую роль играет артикуляция, т. е. очень дифференцированное изменение по-ложения языка, губ, зубов, твердого и мягкого нёба при про-хождении выдыхаемого воздуха через полость рта. В результате получаются гортанные («г»), губные («б»), носовые («н»), ши-пящие («ш») и другие звуки.

Фонемы занимают одно из важных мест в устной речи, ее по-нимании другими людьми. Будучи включенными в звуковой со-став различных слов, они позволяют очень тонко дифференци-ровать их смысловое значение. Достаточно изменить хотя бы один звук из составляющих слово, чтобы тотчас же оно приобрело и ной смысл. Эту функцию выполняют как гласные (сравните, напри-мер, «пар» и «пир»), так и согласные фонемы («пар», «шар»).

Речь имеет свои свойства:

содержательность речи определяется количеством выра-женных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значитель-ностью и соответствием действительности;

понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соот-ветствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

выразительность речи связана с ее эмоциональной насы-щенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);

бездейственность речи заключается в ее влиянии на мыс-ли, чувства и волю других людей, на их убеждения и по-ведение.

Речь выполняет определенные функции:

функция выражения заключается в том, что, с одной сторо-ны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой -- вырази-тельность речи, ее эмоциональность значительно расши-ряет возможности общения;

функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию;

функция обозначения состоит в способности человека посред-ством речи давать предметам и явлениям окружающей дейст-вительности присущие только им названия;

функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз. Существуют определенные виды речи:

¦ устная речь -- это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух -- с другой;

¦ монологическая речь -- это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;

диалогическая речь -- это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;

письменнаяречь -- это речь посредством письменных знаков;

внутренняя речь это речь, не выполняющая функции об-щения, а лишь обслуживающая процесс мышления конк-ретного человека.

Раскрыть физиологические основы речи -- значит указать мозговые центры, управляющие ею, охарактеризовать перифе-рические системы ее обеспечения, показать ее второсигнальное происхождение, описать синтагматические и парадигматичес-кие механизмы ее образования, а также механизмы ее восприя-тия и организации речевого ответа.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

энергетическая система дыхательных органов, необходи-мая для возникновения звука;

легкие и главная дыхательная мышца -- диафрагма;

генераторная система, т. е. звуковые вибраторы (голосо-вые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

¦ резонаторная система, т. е, носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной систе-мы. Согласно И.П. Павлову, у людей существуют две сигналь-ные системы раздражителей: первая сигнальная система -- это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздейст-вия на человека. Работа второй сигнальной системы заключа-ется, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сиг-налов.

Специальными исследованиями установлено, что способ-ность человека к анализу и синтезу речи связана:

с левым полушарием головного мозга;

со слухоречевой зоной коры больших полушарий -- зад-ней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:

с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием оп-ределенных физиологических механизмов. Синтагматичес-кие механизмы отражают динамическую организацию рече-вого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические меха-низмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семанти-ческим и т. д.).

Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической ин-терпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сиг-налам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологически-ми кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операций, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Речь в то же время -- сложнейшая система условных рефлек-сов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе по-вторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вы-зывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, стано-вятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные свя-зи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых под-креплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его на-зывания, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

3. Эмоциональные процессы и образования в психике человека

Эмоции, чувства, воля и психические состояния придают миру психических явлений насыщенность и различные оттен-ки, а психические образования (знания, навыки, умения) на-сыщают его сложным и многогранным содержанием.

Сущность и особенности эмоций и чувств

В отличие от познавательных процессов, в которых действи-тельность отражается в виде ощущений, восприятий, понятий, мнений, в эмоциях и чувствах объективная реальность отража-ется в форме переживаний, в ее соответствии или несоответст-вии потребностям и интересам человека.

Все эмоции и чувства предметно соотнесены и двухвалент-ны -- они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответ-ствующие потребности).

Чувства -- это психический процесс переживания человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Эмоции, в свою очередь, представляют собой непосредственную форму выражения чувств.

Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особенности:

носят субъективный характер (они субъективны в том смыс-ле, что всегда выражают личное положительное или отри-цательное отношение человека к объективной действитель-ности; вместе с тем они выражают и внутренние состоя-ния данного человека, испытываемые им);

вызывают удовольствие или неудовольствие (могут нравиться или не нравиться -- то или иное событие может обра-довать или огорчить, оно переживается как приятное или неприятное);

отражают характер взаимодействия организма со средой (зависят и от свойств объективных воздействий и от осо-бенностей ее раздражителей);

имеют очень большое многообразие (например, огорчение, радость, страх или печаль могут переживаться одним и тем же человеком в бесконечном разнообразии оттенков и сте-пеней интенсивности в зависимости от вызвавших их при-чин, условий деятельности, которой он занят, предшеству-ющих событий, значимости явления для данной личнос-ти, ее индивидуальных особенностей и т. п.);

- вызывают успокоение или возбуждение (могут активизиро-вать или затруднять деятельность и поведение людей).

Физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, от-личаются большой сложностью. Как и все психические процес-сы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воз-действием каких-либо раздражителей. Эмоции могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме.

Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего поряд-ка передается по центростремительным нервам в центральную нервную систему, в подкорковые и корковые отделы мозга. От-туда по центробежным нервным проводникам импульсы воз-буждения идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления рефлекторно-го учащения сокращений сердца при неожиданных раздражи-телях или рефлекторное торможение дыхания, побледнение при страхе, покраснение при смущении.

Большую роль в активизации эмоциональных реакций иг-рает ретикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирую-щее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирую-щей наше поведение.

В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамичес-ких стереотипов. Легкость формирования динамического сте-реотипа связывается с положительными эмоциями, с пережи-ваниями удовольствия, приятного состояния, непринужденно-сти. Трудность образования динамического стереотипа, с его ломкой и переделкой, связана с отрицательными эмоциями, с чувством неприятности, тоски, безвыходности и т. п.

В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они при-обретают значение высшего коркового регулятора эмоциональ-ных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигналь-ной системе изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.

Чувства и эмоции многообразны. По сложности они делятся на интеллектуальные, нравственные и эстетические.

Интеллектуальные чувства -- это чувства, связанные с по-знавательной деятельностью человека. Они возникают в про-цессе учебной и научной работы, а также творческой деятель-ности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственные чувства -- это переживания, в которых отра-жается отношение человека к требованиям общественной мо-рали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

Эстетические чувства -- это чувства, возникающие у чело-века в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эс-тетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасно-го и безобразного, возвышенного или низменного и т. д.

По направленности чувства делятся на стенические и асте-нические. Стенические чувства -- это чувства, активизирующие деятельность человека. Астенические чувства -- это чувства, вы-зывающие пассивность. И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от опреде-ленного рода обстоятельств.

По силе чувства делятся на настроения, аффекты и страсти. Настроения -- это слабо выраженные эмоциональные пережи-вания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих. Само их на-звание указывает на то, что настроения медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит.

Аффекты -- это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они протекают очень бурно и интенсив-но, но отличаются кратковременностью, а также имеют своеоб-разные особенности проявления эмоциональной выраженнос-ти. Для них свойственна известная безотчетность эмоциональ-ного переживания и его слабая осмысленность.

Страсти представляют собой сильные, глубокие, длитель-ные и устойчивые переживания с ярко выраженной направлен-ностью на достижение цели. Они возникают при сильном стрем-лении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогают этому достижению.

Настроения представляют собой ситуативно обусловленные, как правило, доминирующие эмоции и чувства, усиливающие или ослабляющие психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода.

Настроения имеют следующие отличительные особенности:

Слабая интенсивность эмоционального переживания. В от-личие от других эмоций, настроения характеризуются слабо вы-раженной интенсивностью эмоционального переживания. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления. Если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в сво-ей основе интенсивных нервных возбуждений.

Значительная длительность эмоционального переживания. Настроения -- это всегда более или менее продолжительные со-стояния. Вызываемые им соответствующие эмоции медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.

Неясность, «безотчетность» переживаний. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает при-чины, его вызвавшие. Находясь в том или другом настроении, не всегда можно объяснить, что явилось его причиной, связать его с определенными объектами, явлениями или событиями.

Своеобразный диффузный характер. Настроения наклады-вают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия чело-века в данный момент. В одном настроении выполняемая рабо-та кажется легкой, приятной, человек добродушно реагирует на поступки окружающих лиц, при другом настроении та же самая работа кажется тяжелой, неприятной, а те же самые поступки других людей воспринимаются как грубые и несносные.

Важно уметь управлять своими настроениями, а для этого необходимо знать причины и обстоятельства, которые их вы-зывают. Такие причины подразделяют на следующие группы:

а) различные органические процессы и состояния. Напри-мер, болезненные процессы в организме часто являются причиной астенических настроений, которые могут длить-ся долгое время, вызывая плохое настроение. Когда же человек здоров, хорошо выспался, у него появляется настро-ение жизнерадостности и бодрости;

б) особенности окружающей человека внешней среды, в ко-торой ему приходится жить и работать. Внешние раздражения являются очень сильными возбудителями настрое-ний: чистота или грязь, шум или тишина, чистый или спер-тый воздух, бодрая или раздражающая музыка, окраска стен помещений, в которых приходится жить и работать, архитектурные формы зданий -- все это определенным образом действует на нервную систему человека и вызы-вает соответствующие настроения;

в) особенности взаимоотношений между людьми. Настроение людей, с которыми мы общаемся, часто невольно пе-редается и нам. Когда человек встречает у других привет-ливое к себе отношение, у него появляется стеническое настроение, и наоборот, проявленное по отношению к нему неуважение, раздраженное, злое лицо собеседника вызывают плохое настроение;

г) эмоционально окрашенные мысли и представления, в которых выражается удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, результатами своей работы, поступками и характером других людей, их предполагаемыми иди действи-тельными чувствами и отношениями к нам и т. п.

Аффект -- внезапно возникшее в острой ситуации чрезмер-ное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Его отличительными особенностями являются:

Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собствен-ных поступках.

Кратковременное, отличающееся своеобразными особеннос-тями течение эмоционального переживания. Аффект, являясь ин-тенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.

Известная безотчетность эмоционального переживания. В состоянии аффекта человек иногда совершенно не понимает, что он делает, не в состоянии руководить своими действиями и поступками, не способен держать себя в руках, он полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо сознает его характер и значение.

Резко выраженный диффузный характер эмоционального пе-реживания. Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отра-жения объективной действительности. Многие явления и фак-ты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом све-те, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

Общая характеристика психических состояний человека

В отличие от психических процессов психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы чело-века, которые окрашивают его деятельность определенным фо-ном, нацеливают на определенную активность.

Психические состояния -- это определенный уровень рабо-тоспособности и качества функционирования психики челове-ка, характерный для него в каждый данный момент времени.

Психические состояния многообразны. К ним можно отне-сти: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежден-ность и др.

Физиологически психические состояния представляют со-бой функциональные состояния психики человека, обеспечи-вающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.

Функциональные состояния обеспечивают:

а) адекватную мобилизацию организма, когда все его систе-мы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;

б) динамическое рассогласование, при котором различные
системы организма не полностью или недостаточно каче-ственно поддерживают его деятельность.

Регуляция функциональных состояний человека осуще-ствляется с помощью особой категории нейронов, именуемых модуляторными, которые могут быть активирующего и неактивирующего типа. Нейроны-модуляторы объединяются в ан-самбли и сети, сосредоточенные на уровне ретикулярной формации ствола головного мозга и его лимбической системы, об-разуя активизирующие или затрудняющие деятельность модулирующие системы, которые регулируют тонус коры и подкорковых структур, оптимизируя тем самым деятельность организма.

Важнейшим регулятором функциональных состояний человека является головной мозг, точнее передние отделы коры боль-ших полушарий -- фронтальные зоны. Именно они управляют деятельностью модулирующих нейронов и их систем, стимули-руя или снижая активность ретикулярной формации и лимби-ческой системы, в целом деятельность организма человека.

Совокупность различных проявлений процесса функцио-нирования перечисленных нервных систем порождает разные психические состояния человека в зависимости от того, в ка-кие обстоятельства жизненной и профессиональной активно-сти он попадает. Как правило, посредством мотивации и в ре-зультате проявления волевых усилий люди стремятся или ис-пользовать определенные положительные психические состояния, или преодолевать те, которые сказываются отри-цательно на их деятельности.

Сущность воли

В жизни мы наблюдаем, как человек работает, учится, отды-хает, занимается любимым делом. Мы видим, как длительное время он стремится к намеченной цели, напрягает физические и умственные силы, преодолевает массу преград, сдерживает охватившее его чувство, отказывается от чего-то приятного во имя дела, не приносящего особой радости и удовольствия, но диктуемого необходимостью. Во всем этом проявляется воля человека.

Воля -- это способность человека сознательно управлять сво-им поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. В психической деятельности воля выпол-няет две взаимосвязанные функции: активизирующую и тормо-зящую. Она представляет собой форму не только умения чего-либо добиться, но и умения отказаться отчего-то, когда это нуж-но. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действи-тельности в связи с потребностями, интересами человека. С по-мощью воли человек организует деятельность и управляет сво-им поведением.

Воля проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью. Их особенностями являются:

Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выпол-нить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.

Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хоро-шо обдумал и спланировал.

Связь с движениями. Для реализации своих целей человек' всегда двигается, изменяет формы активности.

Физиологические основы воли

В теменной части коры больших полушарий расположена область, управляющая двигательной активностью человека. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми кон-цами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуж-дение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возмож-ность достигнуть двигательной области и вызвать в ней анало-гичный процесс. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пусковым меха-низмом двигательной реакции. Связь двигательной области коры с другими участками мозга -- предпосылка сознательных движений и действий человека.

Воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе вре-менной нервной связи складываются и закрепляются самые раз-нообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь со-здает условия целенаправленности поведения. Мозг непрерыв-но получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные немедленно включаются в уже вы-работанную программу действия. Если действия согласуются с заранее намеченной программой, то никаких изменений в те-чение действия не вносится. Если же поступают сведения, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изме-няется либо практическая деятельность, либо, предварительная программа. В основе этого процесса лежит деятельность функ-циональных систем психики и акцептора действия.

Рефлекторная природа волевой регуляции поведения пред-полагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимос-ти, который может быть вызван не только действующим в дан-ный момент раздражителем, но и образуется на основе ранее полученных воздействий. Существующий в коре очаг оптималь-ной возбудимости требует постоянного повышенного внимания к себе и снабжения его энергетическими ресурсами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей:

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру и особенности и включает в себя: побуждение к совершению волевого действия, представление и осмысление цели действия, представление средств, необходимых для достижения намеченной цели, намерение осу-ществить данное действие и выполнение принятого решения.

1. Побуждение к совершению волевого действия. В роли побу-дительных сил конкретных волевых действий выступают опре-деленные потребности и мотивы человека. Они могут быть са-мыми различными. Но в любом случае заставляют активно ра-ботать мышление человека, принуждают его оценивать
мотивацию будущего поведения, ставить перед собой опреде-ленные цели.

2. Представление и осмысление цели действия. В результате
возникает борьба мотивов (т. е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показа-телем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и пре-вращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показы-вает способности человека напрягаться, прилагать усилия, зас-тавляет задумываться об ответственности за последствия, свя-занные с достижением или недостижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

Представление средств, необходимых для достижения на-меченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правиль-ного использования которых зависит достижение конкретного результата.

Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это -- значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, зат-раченной на выполнение целенаправленного действия или удер-жание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.

Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он стро-ит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в.созна-нии замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудо-вом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.

Волевой акт совершается при большем или меньшем напря-жении. Это так называемое волевое усилие. Оно характеризует-ся количеством энергии, затраченной на выполнение целенап-равленного действия или удержание от него. Например, одно-му школьнику не требуется большой энергии для того, чтобы приступить к выполнению домашних заданий по математике и закончить их, другому -- необходимо потрудиться, «попотеть», чтобы справиться с заданием. И в первом и во втором случае усилие необходимо, но интенеивность его будет различной. Раз-ная степень волевого усилия может проявиться и у одной лич-ности, поскольку не ко всем делам она одинаково подготовлена и расположена.

Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, но возникает оно в связи с затруднениями. Препятствия, отража-ясь в сознании, порождают состояние напряженности, освобо-диться от которого можно, либо, отказавшись от преодоления трудностей, следовательно, от цели, либо путем волевого уси-лия преодолеть их в практической деятельности.

Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые, как правило, имеют два звена -- представление цели и исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных звеньев. В сложном волевом действии отчетли-во обозначены все указанные пять звеньев.

Специфика психических образований человека

Психические образования -- это психические явления, фор-мирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит осо-бое сочетание знаний, навыков и умений. Они представляют собой результат жизненного опыта и специальных упражнений человека и позволяют выполнять любую деятельность автома-тизирование, без особых затрат умственной и двигательной энергии. Знать специфику содержания и проявления психичес-ких образований -- значит идти по пути дальнейшего познания мира психических явлений.

К психическим образованиям обычно относят знания, на-выки и умения. Знания -- это совокупность усвоенных челове-ком сведений, понятий и представлений о предметах и явлени-ях объективной действительности. Знания человека о мире воз-никают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к появ-лению представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти; Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение -- организация и регулирование практической деятельности.

На основе знаний формируются начальные умения, представ-ляющие собой самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека. Следует разли-чать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков.

На основе начальных умений возникают простые навыки -- несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, без достаточного сосредоточения внимания. В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в резуль-тате постоянного повторения действий приводит к точной ло-кализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела кон-центрирует процесс возбуждения. Образуются системы услов-но-рефлекторных связей с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой, что сокращает время реакции. Сло-жившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в про-цессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработ-ки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Во-вторых, исчезают лишние движения, напряжение при дви-жении приходит в соответствие с задачей деятельности.

На основе простых навыков формируются сложные навыки, т. е. усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспе-чивающие эффективность деятельности человека. Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвобо-дить сознание для решения более важных задач деятельности.

Наконец, формируются сложные умения, которые знамену-ют собой достигнутую в процессе обучения возможность чело-века творчески применять знания и навыки и достигать желае-мого результата в непрерывно меняющихся условиях практичес-кой деятельности.

Сложные умения являются тем фундаментом, на котором основывается профессиональное мастерство людей, позволяю-щее им досконально овладевать конкретным видом деятельно-сти, постоянно совершенствовать свои знания и навыки.

В процессе закрепления знаний и обучения (упражнений) профессиональной деятельности формируются навыки и уме-ния. Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

В формировании навыка выделяют три основных этапа:

аналитический, представляющий собой вычленение и ов-ладение отдельными элементами действия;

синтетический, представляющий объединение изученных элементов в целостное действие;

автоматизацию, представляющую собой упражнение с це-лью придания действию плавности» нужной скорости, сня-тия напряжения.

Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целе-направленных и систематических повторений действий. По мере выполнения упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Успешность овладения на-выком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера. Результа-ты упражнений могут быть выражены графически. Количествен-ные показатели совершенствования навыка могут быть получены различным путем: измерением количества работы, выполнен-ной в единицу времени, затраченного на каждое упражнение. Навык может быть сформирован разными путями:

через простой показ;

через объяснение;

через сочетание показа и объяснения.

Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему действий и место в нем каждой операции.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование на-выков, относится число упражнений, их темп и расчленение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыка-ми и умениями имеет знание результатов.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция). Переносом навыков называется положи-тельное влияние уже приобретенных навыков на усвоение но-вых. Сущность переноса состоит в том, что выработанный ра-нее навык облегчает приобретение сходного навыка. Необхо-димым условием переноса навыков является наличие сходной структуры действий, приемов и способов их выполнения или уме-ний как у усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности.

Интерференцией навыков называется отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый. Интерференция возникает в тех случаях, когда:

а) новый навык включает в себя движения, противополож-ные по своей структуре усвоенным ранее и ставшие при-вычными;

б) закрепившийся навык содержит ошибочные приемы,
затрудняющие усвоение правильной техники упражнения.

Для сохранения навыка им следует систематически пользо-ваться, в противном случае возникает деавтоматизация, она представляет собой ослабление или даже полное разрушение вы-работанных автоматизмов. При деавтоматизации движения ста-новятся более медленными и менее точными, координированность их расстраивается, они начинают выполняться неуверен-но, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля над движениями.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты