Психологическая диагностика личностной сферы подростка с девиантным поведением
Психологическая диагностика личностной сферы подростка с девиантным поведением
Практическая работа
Психологическая диагностика личностной сферы подростка с девиантным поведением
Содержание
Психологическая карта учащегося
Описание методики исследования
Результаты исследования
Рекомендации по результатам исследования
Заключение по материалам обследования
Приложения
Психологическая карта учащегося
Общие сведения:
Ф.И.О.: Климов Андрей Васильевич Класс: 8 «Б»
МОУ СОШ №
Возраст: 14 лет. Дата рождения: 23.09.1992 г.
Пол: Мужской
Состав семьи:
отец Василий Павлович, возраст 39 лет, образование высшее техническое, инженер;
мать Марина Николаевна, возраст 37 лет, образование среднее техническое, швея;
старший брат Алексей, возраст 16 лет, образование незаконченное среднее (учащийся 11 класса).
Социальный статус семьи: семья служащего (отец) и рабочей (мать); материальное положение семьи среднее.
Бытовые условия: семья проживает в двухкомнатной квартире; Андрей - в одной комнате с братом.
Социальная ситуация развития:
обязанности по дому: убирает в своей комнате, выносит мусор;
особенности межличностных отношений в семье: с родителями напряженные отношения; отец не является для Андрея авторитетом; с братом наблюдаются отношения соперничества.
Успеваемость средняя. В классе пользуется авторитетом среди товарищей. Классным руководителем характеризуется как конфликтный, тревожный, раздражительный, сложный по характеру, настойчивый, замкнутый, активного участия в общественной жизни класса не принимает. Вредные привычки: курение.
Таблица 1
Сильные стороны ребенка
Слабые стороны ребенка
Настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, целенаправленность, высокая социальная нормативность поведения и высокий внутренний самоконтроль
Агрессия, тревожность, раздражительность, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, склонность к крайним точкам зрения и позициям
Описание методики исследования
Опросник Леонгарда (Шмишека)
Опубликован Г.Шмишеком в 1970 г. В основе теста-опросника лежит концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда, согласно которой акцентуации - это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств.
Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов: «да» и «нет». Перечень шкал (типы акцентуаций): 1) гипертимическая; 2) тревожная; 3) дистимическая; 4) педантическая; 5) возбудимая; 6) эмотивная; 7) застревающая; 8) демонстративная; 9) циклотимическая; 10) экзальтированная.
Инструкция: «Ниже даны вопросы, касающиеся особенностей Вашего поведения и характера. Если Вы согласны с данным утверждением (да), поставьте в бланке ответа в клетке с соответствующим номером знак «+», если не согласны (нет) - знак «-».
Интерпретация результатов: подсчитывается сумма сырых баллов по каждой шкале в соответствии с ключом. Произведение сырого балла на коэффициент дает показатель типа акцентуации. Максимальная сумма баллов - 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. Такой интерпретации придерживались и мы при анализе полученных данных.
Результаты исследования
Количественные данные. Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам
Данные, полученные с помощью методики Леонгарда (Шмишека), представлены в табл. 3 (по убыванию). Протокол обследования приводится в приложении 2.
Таблица 3
Акцентуация
Баллы
Эмотивность, лабильность
21
Застревание, ригидность
16
Гипертимность
15
Дистимность
15
Педантичность
12
Тревожность
12
Циклотимность
12
Экзальтированность
12
Демонстративность
8
Возбудимость
6
Как видно из табл. 3, испытуемому присуща лабильная (эмотивная) акцентуация характера (21 балл). Также есть тенденция к ригидности (16 баллов).
Эмотивному типу свойственны эмоциональность, чувствительность, тревожность, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта - гуманность, сопереживание другим. Редко вступает в конфликты, обиды носит в себе, не выплескивает наружу. Эмотивному типу свойственно чувство долга, исполнительность. Застревающий тип характеризует умеренная общительность, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. Чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, долго переживает происшедшее. Сильно развитое честолюбие часто приводит к настойчивому утверждению своих интересов, которые он энергично отстаивает. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, проявляет большое упорство в достижении целей.
Обобщая данные диагностического исследования, можно сказать, что анализ личностных показателей выявил несоответствие возрастным нормам. При этом некоторая замкнутость и ригидность нашла отражение в застревающем типе акцентуации характера, а повышенная тревожность и чувствительность по отношению к возрастной норме - в эмотивном типе акцентуации характера. Для подростка типичны неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, склонность к крайним точкам зрения и позициям.
«Чувство взрослости» характеризуют такие личностные качества испытуемого, как настойчивость в достижении цели.
Обобщая данные диагностического исследования, можно сказать, что у испытуемого интерес к себе как к личности, не проявляется. Сравнительный анализ исследования индивидуальных качеств говорит о том, что испытуемый также неадекватно оценивает свои личностные качества.
Рекомендации по результатам исследования
При создании адекватных условий для дальнейшего полноценного развития следует учитывать такие качества личности испытуемого, как повышенная тревожность и чувствительность. Необходимо поддерживать его, избегать публичной критики, выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к точности). Учитывая некоторую замкнутость испытуемого, подобрать деятельность, не требующую активного общения, но в то же время активизировать его интерес к окружающим путем сотрудничества с доброжелательными энергичными товарищами.
Следует и дальше развивать такие положительные качества испытуемого, как настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, целенаправленность, самоконтроль.
Следует создавать условия для максимально полного использования им своих возможностей, сил и способностей. Это будет способствовать повышению уверенности в себе, самостоятельности в суждениях и поступках и разностороннему гармоничному развитию. Следует обратить внимание испытуемого на средства достижения этих целей: расширение своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие; творческая деятельность; работа над собой, физическое и духовное совершенствование, которые занимают у него низкий уровень в списке ценностей. Необходимо создать условия для занятий той деятельностью, к которой у испытуемого имеются способности и где он может добиться определенного успеха.
Заключение по материалам обследования
Фамилия Климов Имя Андрей Возраст 14 лет
Учреждение образования МОУСШ №
Класс (группа) 8 «Б»
Мнение специалиста:
По результатам психодиагностического исследования учащемуся была рекомендована индивидуальная психокоррекция, направленная на и снижение уровня тревожности, конфликтности и раздражительности.
Рекомендации педагогу:
При создании адекватных условий для дальнейшего полноценного развития следует учитывать личностные особенности испытуемого, поддерживать его эмоционально, выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к точности). Учитывая некоторую замкнутость испытуемого, подобрать деятельность в классе, не требующую активного общения, но в то же время активизировать его интерес к окружающим путем сотрудничества с доброжелательными энергичными товарищами. Следует и дальше развивать такие качества, как настойчивость, ответственность, целенаправленность, самоконтроль.
Рекомендации родителям:
Следует создавать условия для максимально полного использования им своих возможностей, сил и способностей, путем совместных дел в семье, участия в кружке технического творчества и т.п. Необходимо создать условия для занятий той деятельностью, к которой у испытуемого имеются способности и где он может добиться определенного успеха. Это будет способствовать повышению уверенности в себе, снятию раздражения, снижению уровня конфликтности и агрессии, повышению самостоятельности в суждениях и поступках и разностороннему гармоничному развитию.
Приложения
Опросник Леонгарда (Шмишека)
Инструкция: ниже даны вопросы, касающиеся особенностей Вашего поведения и характера. Если Вы согласны с данным утверждением (да), поставьте в бланке ответа в клетке с соответствующим номером знак «+», если не согласны (нет) - знак «?».
1. Ты обычно спокоен, весел?
2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
3. Легко ли ты можешь расплакаться?
4. Ты по несколько раз проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
5. Ты такой же сильный и выносливый, как твои сверстники?
6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?
7. Нравится ли тебе быть в центре внимания?
8. Бывает ли так, что ты беспричинно ворчишь и сердишься на всех?
9. Ты серьезный человек?
10. Способен ли ты восторгаться, восхищаться чем-либо?
11. Умеешь ли ты придумывать развлечения, игры?
12. Ты быстро забываешь, если кто-то тебя оскорбит?
13. Считаешь ли ты себя мягкосердечным, умеющим сочувствовать людям?
14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты, не застряло ли оно в прорези?
15. Стремишься ли ты быть лучшим в учебе и других делах?
16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?
17. Стремишься ли ты во всем и всюду соблюдать порядок?
18. Зависит ли твое настроение от внешних обстоятельств?
19. Большинство твоих знакомых хорошо к тебе относятся?
20. Часто ли у тебя бывает чувство сильного внутреннего беспокойства?
21. Часто ли ты чувствуешь себя подавленным, грустным?
22. Бывали ли у тебя хотя бы один раз истерики или нервные срывы?
23. Трудно ли тебе усидеть на одном месте?
24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?
25. Мог бы ты зарезать курицу?
26. Раздражает ли тебя, если занавес или скатерть висят неровно, стараешься ли ты сразу поправить их?
27. В детстве ты боялся оставаться дома один?
28. Часто ли у тебя беспричинно меняется настроение?
29. Ты стремишься стать достаточно сильным специалистом в своем деле?
30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?
31. Быстро ли ты начинаешь злиться, впадать в гнев?
32. Бывает ли так, что ощущение счастья буквально пронизывает тебя?
33. Как ты думаешь, получился бы из тебя ведущий, конферансье в концерте, представлении?
34. Можешь ли ты прямо сказать человеку все, что ты о нем думаешь?
35. Боишься ли ты вида крови?
36. Любишь ли ты работу, где необходима высокая личная ответственность?
37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
38. Тебе страшно спускаться в темный подвал?
39. Предпочитаешь ли ты работу, где нужно действовать быстро, но не требуется высокого ее качества?
40. Легко ли ты знакомишься с людьми?
41. В школе ты охотно декламировал стихи, участвовал в утренниках?
42. Убегал ли ты в детстве из дома?
43. Кажется ли тебе жизнь трудной?
44. Бывает ли так, что после конфликта или обиды ты настолько расстроен, что не можешь заниматься делом?
45. Можно ли сказать, что при неудаче ты не теряешь чувство юмора?
46. Стараешься ли ты помириться первым, если ссора произошла не по твоей вине?
47.Ты очень любишь животных?
48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы убедиться, что все в порядке (дверь заперта, утюг выключен и т.п.)?
49. Бывает ли у тебя ощущение какой-то беды, неприятности, которая может случиться с тобой или твоими близкими?
50. Твое настроение зависит от погоды?
51. Трудно ли тебе докладывать, выступать перед аудиторией?
52. Можешь ли ты ударить обидчика, если он тебя оскорбит?
53. У тебя большая потребность в общении с другими людьми?
54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?