Психологические особенности эмоционального здоровья студентов
p align="left">Если значения по второму и третьему разделу опросника находятся выше 45% на одном уровне выраженности, то это указывает на несформированность самооценки; преобладание показателя по второму разделу над показателем третьего раздела указывает на несформированную самооценку с тенденцией к занижению; а преобладание показателя по третьему разделу над показателем второго раздела опросника указывает на несформированную самооценку с тенденцией к завышению.
Кроме того, МСО позволяет выявить: отношение к делу -- № 1, 2, 8, 10. 14, 15, 17; отношение к коллективу -- № 6, 12, 16, 18, 19, 20, 21; отношение к себе -- № 3, 4, 5, 7, 9, 11, 13; стремление уйти от оценки -- № 22, 23, 25, 26, 32, 34, 35; неуверенность в поведении -- № 24. 27, 28, 29. 30, 31, 33; стремление к лидерству -- № 36, 37, 40. 43, 45, 46, 48; самоуверенность в поведении -- № 38, 39, 41, 42, 44, 47, 49. Принципы обработки результатов исследования по шкалам такие же, как и в первом случае (при к = 14):
n
X = * 100%
К
где X -- индекс выраженности по шкале, n -- сумма баллов, полученных учащимся по шкале, к -- максимальное количество баллов по шкале -- 14 баллов.
Качественнаяобработка.
Проведя количественную и качественную обработку результатов, были получены следующие данные:
Таблица №3
деловые коллективистские качества личности
неадекватно заниженная самооценка
неадекватно завышенная самооценка
70%
53%
55%
Гистограмма № 2 а.Мотивационно - самооценочныйопросник(МСО) (В.А.Зобков). 26человек в возрасте 19 - 20 вседевушки.
По методике МСО В.А Зобкова,[14]( относительный показатель по первому разделу опросника указывает на уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки; по второму разделу -- на уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки; по третьему разделу -- на развитие лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки.)[32] были получены следующие результаты: 70% студентов имеют показатели, относящиеся к первому разделу, 53% тестируемых студентов имеют показатели, относящиеся ко второму разделу, 55% исследуемых имеют показатели, относящиеся к третьему разделу. Данные результаты указывают на несформированную самооценку с тенденцией к завышению.
Кроме того, МСО позволяет выявить: отношение к делу, отношение к коллективу, отношение к себе, стремление уйти от оценки, неуверенность в поведении, стремление к лидерству, самоуверенность в поведении. В ходе проведения данного опросника были получены следующие результаты:
Таблица №4 (Н- низкий, С - средний, В- высокий.) %
отношение к делу
отношение к коллективу
отношение к себе
стремление уйти от оценки
неуверенность в поведении
стремление к лидерству
самоуверенность в поведении
Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
Н.
С.
В.
-
12
88
-
7
92
-
-
100
29
18
53
19
-
81
-
16
84
15
31
54
Гистограмма № 2 б.Мотивационно - самооценочныйопросник(МСО) (В.А.Зобков). 26человек в возрасте 19 - 20 вседевушки.
Данные результаты говорят о том, что в группе преобладает высокий уровень из рассмотренных нами шкал.
2.4Результаты исследования
С целью изучения и выявления таких психологических особенностей как: ипохондрия (Hs), депрессия (D),истерии (Hy), психопатия (Pd), паранойяльностъ (Ра), психастения( Pt), шизоидность(Se), гипотония(Ма) (Мини - мульт MMPI)[14], отношение к делу, отношение к коллективу, отношение к себе, стремление уйти от оценки, неуверенность в поведении, стремление к лидерству, самоуверенность в поведении (МСО В.А.Зобков )[32], мы использовали в нашей курсовой работе следующие методики: Опросник Мини - мульт (сокращённый вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI),мотивационно - самооценочный опросник (МСО) (В.А.Зобков).
В результате проведённых методик мы получили следующие данные:
у испытуемых по всем шкалам у большинства преобладает средний уровень (см. гистограмма №1), самый высокий показатель среднего уровня приходится на шкалу ипохондрия (100%). Данные результаты свидетельствуют о том, что исследуемым свойственна быстрота, активность, приспосабливания, благополучно переносят смену обстановки, не теряют равновесие в социальных конфликтах.
Кроме того, рассматривая такие шкалы как: истерия(92%), психастения(92%), шизоидность(92%)- необходимо отметить, что испытуемые находятся на одном среднем уровне. Это свидетельствует о том, что уровень истерии находиться в норме и не является ярко выраженным качеством личности. Уровень шкалы психастении, так же имеет средний уровень выраженности. Из этого следует, что студентам свойственен средний уровень тревожности, боязливости и нерешительности. По шкале шизоидность чувствительность испытуемых в норме, эмоциональная холодность и отчужденность в межличностных отношениях не превышают нормы. Такие шкалы как, депрессия(81%) и гипотония(81%)имеют одинаковый средний уровень. Это говорит о том, что лица не склонны к тревогам и не застенчивы (депрессия),а так же интересы таких людей устойчивы, им хватает выдержки и настойчивости (гипотония). Психопатия(77%) и паранойяльность(77%),так же находятся на одном среднем уровне. Это свидетельствует о том, что такие люди не агрессивны, бесконфликтны, не обидчивые.
Итак, при исследовании свойств личности были получены следующие данные, указывающие на то, что испытуемые находятся на среднем уровне, т. е показатели не превышают нормы, соответственно ярко выраженных свойств личности не наблюдается.
По методике мотивационно - самооценочный опросник (МСО) (В.А.Зобков), включающей три раздела(относительный показатель по первому разделу опросника указывает на уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки; по второму разделу -- на уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки; по третьему разделу -- на развитие лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки.)[32].
У студентов были получены следующие значения: 70% студентов имеют показатели, относящиеся к первому разделу, 53% тестируемых студентов имеют показатели, относящиеся ко второму разделу, 55% исследуемых имеют показатели, относящиеся к третьему разделу. Данные результаты указывают на несформированную самооценку с тенденцией к завышению.
Кроме того, МСО позволяет выявить: отношение к делу, отношение к коллективу, отношение к себе, стремление уйти от оценки, неуверенность в поведении, стремление к лидерству, самоуверенность в поведении.
2.5Выводы
У исследуемых нами студентов по шкаламопросника Мини - мульт ( сокращённый вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI) - ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность , гипотония было выявлено то, что в группе у них преобладает средний уровень, но так же присутствует низкий и высокий уровень. (см. гистограмму №1)
По методике мотивационно - самооценочный опросник (МСО) (В.А.Зобков) включающей три раздела (относительный показатель по первому разделу опросника указывает на уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки; по второму разделу -- на уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки; по третьему разделу -- на развитие лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки). Показало, что у студентов несформированная самооценка с тенденцией к завышению ( см.таблицу № 3, гистограмма № 2а)
Так же преобладают высокие уровни по таким шкалам, как: отношение к делу, отношение к коллективу, отношение к себе, стремление уйти от оценки, неуверенность в поведении, стремление к лидерству, самоуверенность в поведении. (см. таблицу №4, гистограмма №2б).
2.6Рекомендации
Группе студентов было предложено проводить упражнения, которые способствуют формированию внутренней устойчивости к стрессу.
Упражнение "Игра с тревогой"
1. Расскажите (опишите) о типичном, характерном содержании Вашей тревоги. Если у Вас несколько тревожных мыслей, то лучше взять для упражнения одно конкретное содержание, а потом провести такую же работу с остальными мыслями, содержаниями тревоги.
2. Постарайтесь сказать, как часто и как долго Вы думаете об этом в течение дня (сколько раз, какое количество времени в общей сложности).
3. Выберите время и место, не характерное для Вашей тревоги. Вы можете убедиться, что чем более постоянно Ваше место, тем более эффективна эта техника.
4. В это ответственное время Вам надо думать только о негативном содержании Вашей тревоги, о возможных негативных сценариях ее развития. Позвольте им возникать в Вашем сознании свободно, несмотря на то, что они будут доставлять Вам беспокойство и переживания. Не соблазняйтесь положительными альтернативами, которые Вам может подбрасывать сознание по принципу «Да... но!», продолжайте думать лишь о негативном содержании.
Вряд ли Вам удастся прокручивать все более худшие и опасные варианты более, чем несколько минут.
5. Подготовившись к началу сеанса, необходимо несколько раз хорошо вздохнуть и, начав спокойно и глубоко дышать, желательно с юмором обратиться к своему мозгу примерно так: «Ну, что ж, дорогой мозг, сегодня у нас будет кое-что новенькое, и я думаю, что ты хочешь мне помочь занять это время, так что, пожалуйста, подбрасывай мне и напоминай все, что можешь».
6. Как это ни неожиданно, но скоро Вы увидите, что нескольких минут (5--10) Вам будет достаточно, чтобы преобразовать тревогу в более спокойное, безопасное чувство или даже избавиться от нее совсем. Таким образом, потратив время только на «тревожную игру», Вы достигнете цели -- ассоциировавшись с тревогой, Вы локализуете ее в определенном месте и ограничите в определенном времени.
В конце сеанса можно снова обратиться к своему сознанию:
«Да, дорогое сознание... уважаемое "Я"... (и т.п.)... ты неплохо поработало сегодня, спасибо тебе, я знал, что ты не подведешь меня в трудной ситуации...».
7. Полезно проводить «тревожную игру» с доверенным лицом (другом, близким человеком), однако этот человек не должен Вас расспрашивать, вникать в Ваше состояние, если Вы хотите сами научиться справляться со своими тревожными переживаниями.
Внезапный, острый стресс заключается в том, что его первые же воздействия и проявления настолько неожиданны и сильны, настолько захватывают и поражают человека, что он «не успевает опомниться», чувствует себя подавленным, сокрушенным, «размазанным по стенке». Почти всегда ощущается нехватка воздуха, дыхание сбивается или сдерживается, сердце начинает колотиться и грозно дают знать о себе другие болезненные состояния организма.
Безусловно, техники управления хроническим стрессом, техники перехода от диссоциации к ассоциации (и обратно) при внезапном, остром стрессе почти бесполезны. И все же существуют некоторые способы овладения своим поведением при таком мощном потрясении психики, каким является стресс.
Напомним, что стресс является мощной эмоционально-физиологической реакцией на неожиданно возникшую неопределенность в ситуации необходимости принятия решения и осуществления действия. Внутренняя эмоционально-психическая неопределенность получает выражение и во внешней картине поведения: человек не может оставаться в каком-то месте спокойно (сидеть, стоять, лежать), он совершает разные действия, не достаточно понимая, зачем он это делает, он буквально «не находит себе места». Поэтому первым шагом к овладению собой в тревожной, стрессовой ситуации является поиск такого места, создание зоны психической определенности, внутренней устойчивости. Поэтому многие предыдущие упражнения по отработке внутренних образов тревоги и выявлению внешних мест тревожных диссоциаций и ассоциаций являются важными инструментами профилактики и подготовки к возможным стрессовым состояниям.
Владение собой в острых ситуациях возможно лишь в том случае, если человек имеет реальный опыт переживания и разрешения экстремально-стрессовых ситуаций. К сожалению, многие из нас бывают настолько ошеломлены и напуганы стрессом, что предпочитают не возвращаться к нему, и это значит, что реальный опыт переживания стресса не используется впоследствии, и каждая острая ситуация переживается человеком как новая.
Мы предлагаем упражнения, которые способствуют формированию внутренней устойчивости к стрессу, позволяют ослабить эмоциональные последствия пережитых стрессовых состояний и определить некоторые сценарии противостояния разрушительной и парализующей силе экстремальных ситуаций.
Вследствие значительной эмоциональности этих упражнений рекомендуется выполнять их под руководством опытного тренера, психолога, психотерапевта.
Заключение
Нами была успешно достигнута цель и выполнены все поставленные перед нами в рамках курсовой работы задачи: мы изучили эмоциональное здоровье студентов ВБМК, третий курс. Осуществили теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования, провели экспериментальное исследование психологических особенностей эмоционального здоровья студентов ВБМК, дали количественный и качественный анализ полученных результатов. Организованное и проведенное нами исследование частично подтвердило, выдвинутую нами гипотезу, о том, что эмоциональное здоровье имеет свою психологическую специфику: адекватность, сформированная самооценка, адаптивность, решительность. Гипотезу подтверждает то, что у испытуемых по таким шкалам, как: ипохондрия, истерия, психастения в результате экспериментального исследования были получены такие результаты (гистограмма №1), которые говорят о том, что испытуемые адаптивны, адекватны, решительны, не тревожны. (MMPI). По методике МСО, у испытуемых самооценка несформированная, что противоречит гипотезе (гистограмма № 2а).
«Психологические особенности эмоционального здоровья» достаточно интересная тема. Исследования в данной области могут быть направлены на изучение динамики психологических особенностей при различных видах эмоционального здоровья.
Библиографическийсписок
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии// Питер, 2004 г.,ISBN-5-314-00016-14
4. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ. сред. мед. учеб. заведений/ - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,2008. - 320 с. ISBN 978-5-7695-4886-
5. Леонтьев А. Н., Судаков К. В. Эмоции.-БСЭ, т. 30. М., 1978.
6. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. -- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. --288 с.
7. Выготский Л. С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии. - Вопросы философии, 1970, № 6.
8. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
9. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980.
10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).ISBN 5-318-00236-6
11. Психология отношений: XXI век. Материалы VI Международной научно - практической конференции. Редколлегия: В.А. Зобков , М.М. Кашапов, Г.М. Мануйлов, и др. ISBN 978-5-89368-814-6. Владимирский Государственный Университет, 2008. Кафедра психологии ВлГУ, 2008.
12. Гарбузов В. И. Древние и новые каноны медицины. СПб. 1991.
13. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. Москва 1996.
14. Психологические тесты для профессионалов / авт. - П86 сост. Н. Ф. Гребень. - Минск: Соврем. шк., 2007. - 496 с. ISBN 978-985-6807-75-9.
15. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с. ISBN 5-7695-0820-5.
16. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - Выпуск 2.
17. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. - М., 1973.
18. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2.
19. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. - М., 1976. - 175 с.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.
21. Нестерова Н.Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности» - М., 1984.
22. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966.
23. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994.
24. Додонов Б. И.Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978. 272 с
25. Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. Спб., 1908.
26. Б. Г Мещеряков, В. П Зинченко. Большой психологический словарь. 3-е изд., 2002 г.
27. C.Л. Рубинштейн , “Основы общей психологии” ISBN 5-314-00016-4 “Питер” 1998г.
28. В.В.Никандров , “Психология” ISBN 978-5-482-01554-4. Москва 2008г.
29. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966.
30.Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П.--М.: Педагогика, 1983.--320 с.,
32. Зобков В. А., Пронина Е.В., Педагогическая психология. Курс лекций. - Владимир, Собор, 2006. - 196 с. ISBN - 5-94002-565-8.
33. Психология: учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям; под ред. Е.И Рогова. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС 2005. - 591 с. ISBN 5-691-01404-8.
34. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
35. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2003. - 350 с., ил. ISBN 5-9268-0010-2.
36. Психологические и психофизиологические особенности студентов /Под ред. Н.М. Пейсахова. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1977.