Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте
p align="left">У юношей - подростков с высокими показателями интернальности в области достижений достаточно насыщенны поведенческий и аффективный компоненты, в чуть меньшей степени, - когнитивный компонент всех уровней самосознания: «праморального, «морального», «нравственного».
Ценность дружеских отношений и важность ощущения своей значимости и нужности в совокупности с позитивной оценкой таких моральныхпонятий, как «добропорядочность» и «честность», руководство в своем поведении понятиями, исходя из потребности в одобрении («честь»), а также в «самоуважении», принятии обществом характеризует эту подгруппу подростков, - интерналов в области достижений.
В этой же группе мальчиков по шкале интернальности в области достижений, была выделена подгруппа подростков «амбиналов» или «неопределенный тип» с двумя наиболее информативными факторами: двухфакторная структура, объясняющая 41,972% общей дисперсии (см. прил. 5). Первый фактор - «Ценность личности другого - не ценность собственного здоровья» объясняет 27,298% дисперсии, он состоит из следующих элементов: «завести животное» (0,781), «перевести бабушку через дорогу» (0,718), «попробовать пить спиртное» (- 0,734), «непонимание родителей» (0,422), «начать курить» (- 0,553).
Второй фактор «Придерживания социально одобряемого поведения -отвержение не принимаемых обществом способов поведения» объясняет 14,678% дисперсии и наполнен такими элементами, как «не кидалово» (0,725), «начать учится» (0,6999), «начать курить» (- 0,651), «попробовать пить спиртное» (0,471), «хулиганю» (- 0,448).
Описывая особенности морального самосознания мальчиков «неопределенного типа» по шкале интернальности в области достижений можно отметить существенное влияние «праморального» уровня самосознания. Следует отметить, что подростки несколько инфантильно судят о моральных нормах, всего лишь с позиции «добра» и «зла», «хорошо», «плохо» Стремятся им соответствовать для получения одобрения своего поведения со стороны окружающих. Но при этом следует отметить, что подростки уже готовы руководствоваться интериоризированными ценностями «добра».
Таким образом, в подгруппе мальчиков «не определенного типа» по шкале интернальности в области достижений наблюдается сформированность «праморального» и частично «морального» уровня и самосознания.
В целом, по группе мальчиков - подростков, исследуемых по шкале интернальности в области достижений можно сказать, что у них сформирован «праморальный» уровень морального самосознания, частично «моральный». Наблюдается рост морального самосознания по мере упрочнения позиций осознания собственной ответственности за свою жизнь, успехи и достижения.
По шкале интернальности в области неудач (Ин) мальчиков также не было выделено одной подгруппы, - подростков с высокими показателями, то есть интерналов в области неудач. Вероятно, для них характерно возлагать вину за не удачи и поражения на случайные события, факты, других людей.
Для группы мальчиков экстерналов по шкале (Ин) было выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 46,407% общей дисперсии (см. прил. 5). По насыщенности в качественном и количественном плане она почти аналогично двухфакторной структуре подростков экстерналов в области достижений. Первый фактор «Обособление - стремление к установлению близких эмоциональных отношений» объясняет 25,766% дисперсии и включает следующие элементы: «начать курить» (- 0,834), «попробовать пить спиртное» (- 0,713), «не понимание родителей» (0,698), «перевести бабушку через дорогу» (0,614), «не кидалово» (0,404).
Второй фактор «Ответственность - безответственность» объясняет 20,641% дисперсии и представлен следующими компонентами: «начать учится» (- 0,799), «разбить стекло» (0,776), «не кидалово» (- 0,671).
Таким образом, у данной группы подростков сформирован «моральный» уровень морального самосознания, а так же «праморальный» и «нравственный». Они наполнены поведенческим и аффективным компонентами, и чуть в меньшей степени, - когнитивным.
Для группы мальчиков подростков «не определенного типа» по шкале Ин было выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 41,972% общей дисперсии (см. прил. 5), также по аналогии с двух факторной структурой подростков «неопределенного типа» в области достижений. Первый фактор - «Ценность личности другого - не ценность собственного здоровья» объясняет 27,298% дисперсии, он состоит из следующих элементов: «завести животное» (0,781), «перевести бабушку через дорогу» (0,718), «попробовать пить спиртное» (- 0,734), «непонимание родителей» (0,422), «начать курить» (- 0,553).
Второй фактор «Стремление к социально одобренному поведению -отвержение не приемлемых способов поведения» объясняет 14,678% дисперсии и наполнен такими элементами, как «не кидалово» (0,725), «начать учится» (0,699), «начать курить» (- 0,651), «попробовать пить спиртное» (0,471), «хулиганю» (- 0,448). Здесь так же сформированными являются «праморальный» и частично «моральный» уровни морального самосознания.
В общем, виде о моральным самосознании группы исследуемых мальчиков - подростков, опираясь на результаты выраженности УСК, можно сказать, что рост и развитие морального самосознания происходит по мере увеличения собственной ответственности по шкале общей интернальности и шкале интернальности в области достижений. По шкале интернальности в области неудач наблюдается зеркальная картина: формирование морального самосознания происходит по мере «списания» с себя ответственности за свои неудачи. Моральное самосознание частично сформировано у «неопределенного типа» подростков по шкале интернальности в области неудач и полностью у экстерналов по этой же шкале.
В группе девочек - подростков по шкале общей интернальности (Ио) с высоким уровнем выраженности интернальности УСК было выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 47,968% общей дисперсии. Первый фактор «Стремление к заботе о близких - безответственность по отношению к себе» объясняет 29,189 % дисперсии и включает в себя такие компоненты, как: «начать курить» (- 0,873), «попробовать пить спиртное» (- 0,623), «перевести бабушку через дорогу», (0,696), «завести животное» (0,810).
Второй фактор «Отзывчивость - бессердечность» объясняет 18,778% дисперсии и состоит из таких элементов как: «не кидалово» (0,842) «перевести бабушку через дорогу», (0,564), «хулиганю» (- 0,448).
Наиболее полным здесь является «праморальный» и «моральный» уровни морального самосознания. Эта группа исследуемых подростков признает и руководствуется в своем поведении принципами «ума», «доброты», «мудрости» и «честности»; притворяя их посредством «заботы», «взаимопонимания» и «уважения».
В группе девочек по шкале общей интернальности также определена подгруппа «неопределенного типа», в которой выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 38,078% общей дисперсии. Первый фактор «Недостаток эмоционального тепла - потребность в эмоционально теплых отношениях» объясняет 23,210% дисперсии и состоит из таких элементов как: «начать курить» (- 0,920), «попробовать пить спиртное» (- 0,877), «встреча любимого человека» (0,611).
Второй фактор «Независимость - зависимость» объясняет 14,868 % дисперсии и включает следующие элементы: «хулиганю» (0,748), «перевести бабушку через дорогу» (0,572), «не кидалово» (- 0,425).
У девочек данной подгруппы наиболее наполненным является аффективный компонент всех уровней нравственного самосознания. Это позволяет нам предположить о наличии у них поведения по усвоению высших моральных чувств «любви» и « верности». Но, тем не менее, это усвоение несколько эгоистично и связанно с «развлечением», «симпатией» и «поощрением», которые регулируются довольно простыми моральными категориями «добра» и «зла» на уровне «можно» и «нельзя». Следовательно, у девочек «не определенного типа» по шкале общей интернальности сформирован «праморальный» и частично «моральный» уровни самосознания.
У девочек - подростков с низкими показателями по шкале общей интернальности, - экстерналов выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 47,037% общей дисперсии. Первый фактор «Опыт - безопытность» объясняет 31,364% дисперсии и представлен следующими элементами: «начать курить» (0,867), «попробовать пить спиртное» (0,885), «не кидалово» (- 0,618), «встреча любимого человека» (- 0,587).
Второй фактор «Тоска - развлечение» объясняет 15,672% дисперсии и состоит из элементов: «непонимание родителей» (0,825), «хулиганю» (- 0,750), «тусовка» (- 0,634), «начать учиться» (0,533). Данная группа девочек демонстрирует выраженность «праморального» уровня самосознания, со всей его эгоистичностью и инфантильностью познания окружающего мира, освоения категорий «добра», «гордости» и «совести».
В целом о моральном самосознании группы девочек - подростков, выделенных по шкале общей интернальности УСК можно сказать, что оно формируется по степени принятия ими ответственности за свою жизнь на себя. От «праморального» у экстерналов через «праморальный» и частично «моральный» у «неопределенного типа», - к «моральному» у интерналов.
В этой же группе девочек, но уже по шкале интернальности в области достяжений (Ид) выделяются три подгруппы. В подгруппе с высокими показателями УСК (интерналов) выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 49,968 % общей дисперсии. Первый фактор «Слабость характера - сила воли приводящая к саморазвитию» объясняет 29,189% дисперсии и представлены такими элементами как: «начать курить» (- 0,873), «попробовать пить спиртное» (- 0,623), «завести животное» (0,810), «перевести бабушку через дорогу» (0,696).
Второй фактор «Осознание не приемлемого поведения - придерживание приемлемых способов реагирования» объясняет 18,778% дисперсии включает следующие элементы: «тусовка» (- 0,857), «наркомания друзей» (- 0,539), «не кидалово» (0,842), «перевести бабушку через дорогу» (0,641).
Наиболее наполненным здесь в качественном и количественном смысле является когнитивный и поведенческий компоненты всех уровней нравственного самосознания. Слаборазвитость аффективного компонента говорит о том, что, возможно, у этой группы девочек не было еще реального поведения для усвоения и отреагирования высших чувств, хотя их сформированность и осознанность уже состоялась.
В подгруппе девочек со средними показателями выявлено два наиболее значимых фактора: двух факторная структура, объясняющая 41,660% общей дисперсии. Первый фактор «Стремление к познанию -созидание испытанного» объясняет 28,537% дисперсии и состоит из элементов: «начать курить» (- 0,814), «попробовать пить спиртное» (- 0,724), «встреча любимого человека» (0,763), «не кидалово» (0,571).
Второй фактор «Осознание беспомощности - стремление к оказанию поддержки» объясняет 13,124% дисперсии и представлен такими как: «перевести бабушку через дорогу» (- 0,790), «завести животное» (- 0,775), «хулиганю»(0,589), «наркомания друзей»(0,583).
В данной подгруппе наиболее полно сформирован когнитивный компонент, менее, - поведенческий и аффективный «праморального» и «морального» уровней самосознания. По видимому, развитие здесь идет в следующем направлении: от осознания моральных канонов, посредством их интериоризации, к последующему руководству ими в своем поведении. Но при этом преимущественно опираясь на оценку своих действий со стороны, ища «помощи», «доверия» и «понимания», а так же «знания» для «самосовершенствования» и «исправления».
В под группе девочек с низкими показателями по шкале Ид (экстерналов) выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 57,254% общей дисперсии. Первый фактор «Общение - одиночество» объясняет 36,931% дисперсии и представлен элементами «хулиганю» (0,943), «тусовка» (0,572), «начать учится» (0,542), «наркомания друзей» (0,415), «не понимание родителей» (- 0,752), «попробовать пить спиртное» (- 0,484).
Второй фактор «Обязанность - расслабленность» объясняет 20,323% дисперсии состоит из следующих элементов: «начать учится» (- 0,805), «перевести бабушку через дорогу» (0,803), «завести животное» (0,765), «разбить стекло» (0,761). Здесь можно предположить, что группы исследуемых сформирован лишь «праморальный» уровень самосознания, представленный потребительским отношением к усвоению норм и ценностей, инфантильностью рассуждений, опирающихся на примитивные моральные каноны «хорошо - плохо».
В целом о моральном самосознании группы девочек - подростков, по шкале интернальности в области достижений можно сказать, что оно формируется по мере нарастания интернальности в области достижений. Причем наблюдается выраженность когнитивного компонента и его значимости в «созревания» морально-нравственных ценностей.
В этой же группе девочек, но уже по шкале интернальности в области неудач (Ин) так же выделяется три подгруппы. В подгруппе девочек «не определенного типа» выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 41,316% общей дисперсии. Первый фактор «Осознание социально нежелательных способов поведения - желание оказывать поддержку» объясняет 28,456% дисперсии и представлен следующими элементами: «перевести бабушку через дорогу» (- 0,783), «завести животное» (- 0,779), «наркомания друзей» (0,639), «хулиганю» (0,567).
Второй фактор «Отношение к социально не одобряемым поступкам: осознание своего не совершенства» объясняет 12,860% дисперсии. Он представлен следующими элементами: «начать курить» (- 0,807), «попробовать пить спиртное» (- 0,764), «не понимание родителей» (- 0,624).
Наиболее полно здесь сформирован когнитивный и аффективный компоненты «праморального» и «морального» уровней самосознания. Девушки, представляющие данную группу, несколько наивно воспринимают окружающий мир, - с позиции «хорошо - плохо», «интересно - безынтересно». И хотя когнитивный компонент достаточно развит, - это служит лишь предпосылкой усвоения моральных ценностей и принципов для руководства ими в своем поведении. Таким образом, в данной группе исследуемых сформирован «праморальный» уровень самосознания и лишь частично «моральный».
В подгруппе девочек с низкими показателями по шкале Ин, - экстеналов, выделяется два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура объясняющая 47,037% общей дисперсии. Первый фактор «Свобода - ограничение» объясняет 31,364%дисперсии и состоит из компонентов: «попробовал пить спиртное» (0,885), «начать курить» (0,867), «не кидалово» (- 0,618), «встреча любимого человека» (- 0,587).
Второй фактор «Обязтельство - развлечение» объясняет 15.672% дисперсии. Он включает таки элементы как: «не понимание родителей» (0,825), «начать учиться» (0,533), «хулиганю» (- 0,750), «тусовка» (- 0,634). У девочек экстерналов по шкале Ин исследуемой выборки развит лишь «праморальный» уровень самосознания, с яркой выраженностью аффективного компонента, эгоистического отношения к окружающим.
В подгруппе девочек с высокими показателями по шкале Ин, аналогично с подгруппой девочек с высокими показателями по шкале Ид, выделено два двухфакторная структура, объясняющая 49,968% общей дисперсии. Первый фактор «Слабость характера -сила воли приводящая к саморазвитию» объясняет 29,189% дисперсии и представлены такими элементами как: «начать курить» (- 0,873), «попробовать пить спиртное» (- 0,623), «завести животное» (0,810), «перевести бабушку через дорогу» (0,696).
Второй фактор «Осознание не приемлемого поведения - придерживание приемлемых способов реагирования» объясняет 18,778% дисперсии включает следующие элементы: «тусовка» (- 0,857), «наркомания друзей» (- 0,539), «не кидалово» (0,842), «перевести бабушку через дорогу» (0,641). Таким образом, здесь также сформированность всех уровней нравственного самосознания, в том числе и «морального».
В целом о моральном самосознании группы девочек по шкале интернальности в области неудач можно сказать, что оно формируется по мере развития когнитивного компонента приводящего к социальной зрелости.
В общем же виде о моральном самосознании исследуемых девочек - подростков, опираясь на результаты выраженности УСК можно сказать, что его рост и развитие происходит по мере формирования когнитивного компонента приводящего к осознанию личной ответственности за свою жизнь, социальной зрелости.
Таким образом, формирование морального самосознания, в зависимости от УСК, протекает аналогично у исследуемых мальчиков и девочек, - подростков: от «праморального» к частично «моральному» и лишь затем к «моральному» по мере развития социальной зрелости по шкалам общей интернальности, интернальности в области достижений. У девочек такая же тенденция наблюдается и по шкале интернальености в области неудач. Но у группы по шкале интернальености в области неудач моральное самосознание формируется аналогично, но в противоположном направлении, - по мере списания с себя ответственности: частично у «неопределенного типа» и полностью у экстерналов.
Поводя итоги иследования морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики, возрастной динамики и УСК можно сказать, что: 1. Особенности формирования морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики позволяют сделать вывод о его незрелости у мальчиков, проявляющейся в стремлении руководствоваться эгоистическими побуждениями, стремлении быть значимыми. У девочек же наблюдается сформированность «праморального» уровня самосознания,его рост в морально-нравственном плане.
2. Особенности формирования морального самосознания подростков с учетом возрастной динамики позволяют сделать вывод о его развитии по мере взросления. При этом при устойчивом функционировании «праморального» уровня морального самосознания заметен рост и в морально-нравственном плане. Однако он определяется лишь жизненным опытом, осознанием и принятием моральных норм и ценностей, а не готовностью ими руководствоваться. У девочек же наблюдается сформированность «праморального» уровня самосознания,его рост в морально-нравственном плане от интериоризации моральных ценностей, через экспериментирование в их выборе к руководству ими относительно себя, окружающих, хотя, при этом, не всегда однозначно одобряемо обществом, так как используют окружающих людей в качестве средства достижения целей.
3. Специфика особенностей морального самосознания подростков в зависимости от УСК, протекает аналогично у исследуемых мальчиков и девочек, - подростков: от «праморального» к частично «моральному» и лишь затем к «моральному» по мере развития социальной зрелости по шкалам общей интернальности, интернальности в области достижений. У девочек такая же тенденция наблюдается и по шкале интернальности в области неудач. Но у группы мальчиков по шкале интернальности в области неудач моральное самосознание формируется аналогично, но в противоположном направлении, - по мере списания с себя ответственности: частично у «неопределенного типа» и полностью у экстерналов.
Подводя итоги эмпирического исследования морального самосознания подростков, необходимо обратиться к ранее выдвинутым нами гипотезам.
Гипотезы относительно специфики развития морального самосознания с учетом гендерного признака, возрастной динамики и УСК подтвердилась частично. Причем лишь первая и третья гипотезы - частично, а вторая, - относительно развития морального самосознания с учетом возрастной динамики подтвердилась полностью.
Первая гипотеза о развитии морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики: подтвердилась лишь в том, что развитие морального самосознания идет от «праморального» уровня к «моральному» уровню. Эта же гипотеза частично подтвердилась в предположении о доминирование аффективного компонента у девочек, так как эмпирически было выявлено высокое развитие и поведенческого компонента. Достаточно высокое развитие когнитивного компонента самосознания у мальчиков не подтвердилось, так как у них выявилось доминирование поведенческого компонента.
Третья гипотеза о развитии морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля как у мальчиков - подростков, так и у девочек -подростков полностью подтвердилась у девочек и лишь частично - у мальчиков. Эмпирически было выявлено, что у мальчиков по шкале интернальности в области неудач моральное самосознание формируется по мере списания с себя ответственности за неудачи в собственной жизни. Моральный уровень самосознания частично сформирован у подростков «неопределенного типа» и полностью - у экстерналов.
Таким образом, частичное подтверждение гипотез, выдвинутых на основе анализа научной психологической литературы, дает повод для дальнейших исследований морального самосознания подростков, восполнения недостатка знаний в особенностях развития морального самосознания с учетом гендерной специфики и уровня субъективного контроля психологии. А так же служит поводом для разработки программы по формированию морального самосознания с учетом социальной ситуации развития подростков, наличным уровнем развития морального самосознания.
2.4 Программа формирования морального самосознания подростков
для профилактики деликвентного поведения
В ходе анализа результатов исследования была выявлена лишь частичная сформированность морального уровня самосознания подростков, его рост по мере взросления, развития социальной зрелости. Но при этом наблюдалась инфантильность суждений, использование понятий морального уровня самосознания в качестве удовлетворения эгоистических потребностей, экспериментирование в познании и усвоении морально - правовых норм и ценностей. Что позволило нам предположить о наличии проблем у подростков при вхождении в общество, принятия его основополагающих ценностей, усвоения норм, традиций и обычаев. Для снятия амбивалентности выбора приоритетных ценностей в своем поведении, профилактики деликвентного поведения нами была предложена программа формирования морального самосознания подростков.
Развитие морально-нравственного самосознания подростков осуществляется в рамках тренинговой программы сообразно определенной последовательности в соответствии с теоретическими взглядами на природу и развитие самосознания Л.С.Выготского [10]:
Рост и возникновение собственного образа.
Перенесение собственного образа «вовнутрь».
Интегрирование. Осознание себя как единого целого.
Отграничение личности от окружающего мира, осознание отличия и своеобразия своей личности.
Переход к суждению о себе по внутренним, моральным критериям.
Нарастание интериндивидуальной вариации.
Разработанные занятия тренинга, соответствующие вышеуказанной последовательности в развитии самосознания, приведены в приложении (см. прил. 6)
Мы остановили свой выбор на создании тренинговой программы, так как тренинг - это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:
1) овладение социально-психологическими знаниями;
2) развитие способности познания себя и других людей;
3) повышение представлений о собственности значимости, ценности, формирование положительной Я - концепции.
Задача группы социально-психологического тренинга с детьми - помочь подростку выразить себя, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.
Результативность социально-психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов.
1. Не насильственность общения. При объяснении правил игры, при выборе водящего психолог исходит прежде всего из желания детей, избегая принуждения. Иногда дети пытаются принуждать друг друга к каким-то действиям, тогда психологу приходится блокировать эти попытки. Если дети говорят: «Пусть водящим будет тот-то», психолог отвечает: «только если этот человек захочет». Необходимо избегать выражений со знанием долженствования и побуждать детей заменять слова «должен» и «обязан» словами «хочу» и «могу».
2. Самодиагностика, то есть самораскрытие детей, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения и процедуры, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности.
3. Положительный характер обратной связи. Поскольку большинство детей в группе нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации. В ходе и в конце каждой игры выражается благодарность всем участникам. А входящему выражается особая благодарность.
Если в ходе игры водящий испытывает какие-то трудности, психолог подбадривает его. Большинство детей в группах очень ранимы. Поэтому психолог должен решительно пресекать попытки детей давать друг другу негативную обратную связь.
4. Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удалось создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт каждому члену группы. Поэтому все игры строятся и подбираются так, чтобы свести к минимуму, а идеале - к нулю элементы конкуренции, соревнования, победы и поражения. Дети, пришедшие на тренинг, характеризуются неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, неспособностью адекватно реагировать на собственную не успешность. Поэтому перед началом тренинга необходимо уделить особое внимание не конкретному характеру отношений в тренинге: «У нас не будет соревнования. У нас не будет победителей и побежденных. Мы не будем стараться доказать, что мы чем-то лучше других». В ходе игры подчеркивается ценность, уникальность каждого ребенка, его отличие от других. Эта идея служит одним из критериев отбора игр.
5. Минимизация лабилизация и ее опосредованность. Традиционно считается, что без лабилизации психолог не поможет детям осознать источники их трудностей, которые кроются в особенностях их характера и поведения. Для участника тренинга лабилизация - то средство познания собственных несовершенств. Это зеркало, в котором человек видит свое не приукрашенное отражение, свои слабые стороны и недостатки. Однако детям с трудностями в общении такое зеркало не только не принесет пользы, но может способствовать умножению их трудностей, снижению самооценки, повышению тревожности, укреплению внутренних барьеров. Поэтому тренинг строится так, чтобы дети получали лабилизацию в минимальных дозах и не прямую, а косвенную, опосредованную:
1) через осознание существования других, отличных от собственного способов поведения;
2) через наблюдение успешности этих способов;
3) через индентификацию с психологом и успешными членами группы;
Чтобы не допустить срыва у ребенка в трудной ситуации, не обходимо различными способами смягчать лабилизацию. Например, если водящий не может быстро справиться с заданием, психолог поддерживает его, говоря, что это задание трудное и в других группах ребята тоже справлялись не сразу. И даже такая, опосредованная и смягченная дается в минимальных дозах после тщательной ежедневной диагностики, если психолог уверен, что дети смогут ее выдержать и использовать для улучшения своих стратегий общения. Игры строятся так, чтобы не фиксировать слабые стороны ребенка, а подчеркивать сильные, не ставить ребенка в ситуацию не успешности, а укреплять его веру в себя, давая возможность ему быть успешным и поощряя его расширять репертуар способов его поведения.
6. Дистанцирование и идентификация. Ситуации не успешности неизбежны. Иногда они бывают полезными, так как побуждают ребенка отказаться от каких-либо стереотипов, освоить новые модели поведения, принять положительный опыт других членов группы. Но в других случаях ситуация не успешности может стать причиной отказа ребенка от игры или вообще от участия в тренинге. В таких случаях необходимо помочь ребенку дистанцироваться от его неудачи, например, приписав его затруднение его герою. Вместо того чтобы сказать водящему: «Ты ошибся», лучше говорить: «На этот раз великолепное чутьё разведчика мало помогло Штирлицу». Именно для облегчения дистанцирования детям предлагают в самом начале тренинга придумать себе псевдонимы. Вместе с тем психолог помогает детям идентифицироваться с их успехом, перенося положительную обратную связь с отдельных поступков на личность ребенка. Например, вместо: «Ты хорошо сообразил, догадался, придумал» психолог говорит: «Ты такой сообразительный, догадливый, изобретательный».
7. Включенность. В предлагаемой программе психолог выполняет традиционную роль участника всех игр, исключая те случаи, когда необходимо следить за временем или регулировать ход игры, а также обеспечивать безопасность в играх с закрытыми глазами. Участвуя в игре, психолог, во-первых, своим примером помогает включиться в нее детям и, во-вторых, помогает им осознать, что игры в тренинге проводятся не столько для развлечения, сколько для обучения. Уже в ходе первого дня тренинга приходится вносить коррективы, так как все игры в той или иной мере дают материал для диагностики. На этом основании вносятся изменения в программу последующих дней, расставляются акценты, появляются новые аспекты, соответствующие потребностям детей.
8. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер. Для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, дети искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенное общение. Тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы. Главная форма такой интеллектуальной деятельности - группа дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.
Соблюдение принципов социально-психологического тренинга позволяет решить двойную организационную задачу: обеспечить занятие каждым подростком позиции, которая характеризуется активностью, объективацией поведения, а также исследовательской направленностью, и дать психологу возможность избрать оптимальную тактику проведения занятий. Наиболее продуктивными в тренинге признаются ориентирование группы на подростка, поддержание совместной ответственности, работа по направлению внимания, мышления детей на определенные идеи или стороны поведения, установлению связи между детьми и психологом. Отдельный избранный вариант или сочетание в работе с подростками обеспечивает максимально эффективную реализацию возможностей социально-психологического тренинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленное в данной дипломной работе исследование особенностей морального самосознания в подростковом возрасте весьма актуально, так как отражает необходимость психологического анализа ситуации, связанной с решительным пересмотром базовых ценностей российского общества. В настоящее время наблюдается обострение проблем вхождения подростков в общество, принятия его основополагающих ценностей, усвоения норм, традиций и обычаев. Увеличивается количество людей, в особенности подростков, чьи представления, взгляды и ценности не соотнесены с общепринятыми и социально одобряемыми, а противопоставлены им. Что, в свою очередь, и служит сигналом для изучения социальной ситуации развития и создания оптимальных условий для формирования морально-нравственных ориентаций у подростков, с учетом духовно-нравственного кризиса в котором прибывает общество.
Вообще в психологии самосознание рассматривают с разных позиций. Одни исследователи подходят к данной проблеме с позиции психологии личности - «изнутри»; другие - с позиции общей психологии, - процессуально. Одни обозначают феномен самосознания в структурных терминах; другие, - с точки зрения функций, механизмов; одни рассматривают как формирование, становление; другие - как субстанцию.
Мы же под самосознанием, в частности моральным самосознанием, будем понимать процесс осознанного отношения человека к самому себе, выражающегося в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения с учетом системы норм, требований к правилам поведения и межличностным отношениям, предъявляемых человеку обществом.
Поводя итоги эмпирического исследования морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики, возрастной динамики и уровня субъективного контроля можно отметить следующее:
1) наблюдаются следующие особенности морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики: незрелость морального самосознания у мальчиков, проявляющеяся в стремлении руководствоваться эгоистическими побуждениями, стремлении быть значимыми. У девочек -сформированность «праморального» уровня самосознания, его рост в морально-нравственном плане;
2) особенности морального самосознания подростков, как девочек, так и мальчиков, с учетом возрастной динамики заключаются в развитии морального самосознания по мере взросления подростков. При этом у мальчиков при устойчивом функционировании «праморального» уровня самосознания заметен рост и в морально-нравственном плане. Однако он определяется лишь жизненным опытом, осознанием и принятием моральных норм и ценностей, а не готовностью ими руководствоваться. У девочек так же наблюдается сформированность «праморального» уровня самосознания, его рост в морально-нравственном плане: от интериоризации моральных ценностей, через экспериментирование в их выборе к руководству ими относительно собственного поведения. Но, при этом их выбор моральных ценностей не всегда однозначно одобряем обществом, так как девочки - подростки используют окружающих людей в качестве средства достижения целей;
3) особенности морального самосознания мальчиков и девочек, - подростков в зависимости от уровня субъективного контроля заключаются в том, что его развитие идет в следующем направлении: от «праморального» к частично «моральному» и лишь затем к «моральному» уровням морального самосознания по мере развития социальной зрелости по шкалам общей интернальности, интернальности в области достижений. У девочек такая же тенденция наблюдается и по шкале интернальности в области неудач. Но у мальчиков по шкале интернальности в области неудач моральное самосознание формируется в противоположном направлении, - по мере списания с себя ответственности: частично - у «неопределенного типа» и полностью - у экстерналов.
Таким образом, полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что выдвинутые ранее гипотезы относительно специфики развития морального самосознания с учетом гендерного признака, возрастной динамики и уровня субъективного контроля подтвердилась частично. Причем лишь первая и третья гипотезы - частично, а вторая, - относительно развития морального самосознания с учетом возрастной динамики подтвердилась полностью.
Первая гипотеза о развитии морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики: подтвердилась лишь в том, что развитие морального самосознания идет от «праморального» уровня к «моральному» уровню. Эта же гипотеза частично подтвердилась в предположении о доминирование аффективного компонента у девочек, так как эмпирически было выявлено высокое развитие и поведенческого компонента. Достаточно высокое развитие когнитивного компонента самосознания у мальчиков не подтвердилось, так как у них выявилось доминирование поведенческого компонента.
Третья гипотеза о развитии морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля как у мальчиков - подростков, так и у девочек -подростков полностью подтвердилась у девочек и лишь частично - у мальчиков. Эмпирически было выявлено, что у мальчиков по шкале интернальности в области неудач моральное самосознание формируется по мере списания с себя ответственности за неудачи в собственной жизни. Моральный уровень самосознания частично сформирован у подростков «неопределенного типа» и полностью - у экстерналов.
Таким образом, частичное подтверждение гипотез, выдвинутых на основе анализа научной психологической литературы, дает повод для дальнейших исследований морального самосознания подростков, восполнения недостатка знаний в особенностях развития морального самосознания с учетом гендерной специфики и уровня субъективного контроля психологии. А так же служит поводом для разработки программы по формированию морального самосознания с учетом социальной ситуации развития подростков, наличным уровнем развития морального самосознания.
В данной дипломной работе была разработана тренинговая программа формирования морального самосознания подростков для профилактики делинквентного поведения. В ней развитие морального самосознания подростков осуществляется сообразно определенной последовательности в соответствии с теоретическими взглядами на природу и развитие самосознания Л.С. Выготского:
1. Рост и возникновение собственного образа.
2. Перенесение собственного образа «вовнутрь».
3. Интегрирование. Осознание себя как единого целого.
4. Отграничение личности от окружающего мира, осознание отличия и
своеобразия своей личности.
5. Переход к суждению о себе по внутренним, моральным критериям.
6. Нарастание интериндивидуальной вариации.
Данная программа еще не была реализована, поэтому нельзя говорить о ее эффективности в формировании морального самосознания подростков, возможно, по ходу ее реализации содержательная структура и последовательность отдельных упражнений будет подлежать коррекции. И, тем не менее, мы надеемся, что в целом специфика данной тренинговой программы позволит достичь своего назначения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Абульханова - Славская К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы. // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. / Под ред. К.А.Абульхановой, А.В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - М.: Институт психологии РАН, 1997. - С. 7-38.2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред Е.Г. Трошихиной. -СПб.: «Речь», 2001. - 216 с.3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2004. - 271 с.4. Антилогова Л.К. Нравственное сознание личности (этико-психологический) аспект. - Омск: Ассоциация «Интеллектика», 1998. - 192 с.5. Архангельский Л.М. Социально - этические проблемы теории личности. - М.: Мысль, 1974. - 221 с.6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно-издательский консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 199 с.7. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. // Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. - 672 с.8. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 440 с.9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностики. - СПб.:Питер, 2002. - 460 с.10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т.4. Педология подростка: Проблема возраста. - М.: Педагогика, 1984. - 368 с.11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.12. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2002. - 159 с.13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М.: ЧеРо при участии изд-ва Юрайт, 2002. - 336 с.14. Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном проступке другого человека: нормативная лексика и психология нравственного сознания // Психол. журн. - 1993. - Т14. - №1. - С. 32-43.15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная психодиагностика в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003. - 208с.16. Келли Дж. Теория личности. - СПб.: Речь, 2000. - 249 с.17. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.18. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 293 с.19. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.20. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл, 1998. - 532 с.21. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.22. Лэнг Р. Расколотое «Я» // Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. - 672 с.23. Налчаджан А.А Социально-психологическая адаптация (фомы, механизмы, стратегия). - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. - 262 с.24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.25. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 640 с.26. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред А.А. Реана. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.27. Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. - 672 с.28. Психология. Словарь / Под общ ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.29. Реан А.А., Коломинский Я.Л.Социальная психологическая психология. - СПб.:Питер, 2000. - 413 с.30 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 720 с.31 Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. - Изд-во Ленингр ун-та,1974. - 117 с.32 Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.33. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие. - Свердловск: Изд-во Свердл. пед. ин-та, 1986. - 142 с.34. Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.С. Глуханюк. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 180 с.35. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 215 с.36. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 284 с.37. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -672 с.38. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 672 с.39. Франселла Ф., Баннистр Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ. / Общ. ред. и прдисл. Ю.М. Забродина, В.И. Похилько. М.: Прогресс, 1987. - 236 с.40. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. - №3. - С. 33-40.41. Хвостов А.А., Иванова А.А. психология морального самосознания личности: Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2001. - 130 с.42. Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности: основные положения, исследования и применение / Пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторова. - СПб.: Питер, 1997. - 606 с.43. Цековникова Н.Г. Психологические особенности нравственного самосознания подростка в процессе средовой адаптации: Автореф. дис. … канд. психол наук. Екатеринбург, 2004. - 24 с.44. Церковникова Н.Г., Зеер Э.Ф. Деформация морального сознания как одна из причин девиантного поведения подростка // Образование и наука: Известия Урал. отд-ния РАО, 2003. - № 5 (23). С. 91-99.45. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. - М.: Наука, 1997. - 143 с.46. Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы «Я» // Вестник Моск. ун-та. Сер 14. Психология. - 1999. - №2. - С. 21-23.47. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. - 480 с.ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа тренинга
Занятие 1. Знакомство, рост и возникновение собственного образа, перенос собственного образа во внутрь. (Развитие уровня 1, 2)
Цель:
1. Создание условий для установления доверительной атмосферы в тренинговой группе.
2. Создание условий для самоанализа подростков собственного «Я - образа».
Примерное содержание занятия.
Упражнение 1. «Снежный ком».
Цель: знакомство, создание доверительной рабочей атмосферы. Рефлексия участниками своего состояния.
Методика проведения: Участники тренинга сидят по кругу. Тренер говорит группе: «Начнем нашу работу со знакомства. Я попрошу каждого по очереди назвать свое имя и ассоциацию, описывающую Ваше состояние на данный момент. Например, «меня зовут Ася, я чувствую себя как кошка, греющаяся на солнышке». Каждый участник повторяет то, что говорили перед ним, а потом свое имя и ассоциацию, то есть действуем по принципу «снежного кома». Давайте будем внимательны и слушать друг друга».
Последний, как правило, это ведущий, называет имена и ассоциации всех участников группы. Если кто-то из участников затрудняется повторить все, что сказали перед ним, тренер просит членов группы помочь ему.
Упражнение 2. «Что такое тренинг?».
Цель: знакомство участников с тренинговой формой работы. Методика проведения:
Участники сидят по кругу. Тренер задает группе вопросы: «Кто-нибудь знает, что такое тренинг? Кто участвовал когда-нибудь в тренингах? А есть какие-нибудь предположения?». Групповое обсуждение.
Упражнение 3. «Правила группы» [25, С. 14-16]Цель: знакомство с правилами групповой работы в тренинге, принятие их.Методика проведения:Участники сидят по кругу. Тренер говорит участникам: «У любой группы: есть свои правила, которых придерживаются ее участники. Давайте обсудим правила тренинговой группы и примем свои». Тренер предлагает правила:1. Правило «Микрофона».2. Правило «Стоп».3. «Безоценочность суждений».4. «Конфиденциальность всего происходящего в группе».5. «Говорить в круг».6. «Активное участие в происходящем».7. «По имени и на ты».8. «Общение по принципу «здесь и теперь».9. «Я-высказывания».10. «Право тренера».Участники обсуждают предложенные правила. Коллективно принимают правила своей группы, которые записываются на ватмане. Ватман размещается на видное место в помещении, в котором проводится тренинговая программа.Упражнение 4. «Мое физическое «Я» [25].Цель: сформировать установку на восприятие себя в единстве физического и духовного начала.«На занятиях этого тренинга мы будем в основном работать над своими привычками, личностными качествами. Но человек - это не только психология, у него есть еще и тело. Знаете ли вы свое тело? Когда последний раз вы измеряли свой рост? А вес? Запишите свои основные физические показатели в таблицу.Таблица: Мое физическое «Я»
рост
вес
цвет глаз
цвет волос
объем груди
Объем талии
объем бедер
размер обуви
размер одежды
Наверное, многие из вас не смогут сразу указать точные цифры. Напишите хотя бы приблизительно. Дома вы внесете необходимые коррективы. У вас есть 5 минут на заполнение таблицы. Кто уверен в своих ответах и готов поделиться со всей группой, мы его внимательно выслушаем».После того, как все участники заполнят все показатели, необходимо объединить их в большой круг и дать возможность высказаться. При этом подчеркивается, что следует говорить не только о фактической стороне (зачитывать свои основные физические показатели), но и о тех чувствах, которые возникли во время выполнения этого упражнения.Упражнение 4. «Гимнастика» [21].Цель: снять напряжение.
Ведущий просит всех участников игры встать перед ним так, чтобы всем было удобно и его видно. Далее он предлагает всем повторять его действия. Начинает ведущий с простейших движений - поднятия руки, наклона корпуса, кивков головы. Затем движения усложняются: он изображает умывание под рукомойником, боксирование, кидание камня, поиски авторучки по карманам и пр.
Можно выполнять и мимические действия: показывать язык, мигать, гримасничать и пр. Представляется уместным в какой-то момент передать свою роль ведущего одному из игроков, потом другому. Длительность выполнения каждого действия не должна быть чрезмерной: необходимо все время поддерживать интерес к этой гимнастике. Здесь, как и в других упражнениях, стоит побуждать к участию в действиях всех членов игры, но никакого требования - «обязательно участвовать» - здесь быть не может.
Упражнение 5. «Свет мой, зеркальце, скажи» [25].
Цель: задать личностную установку на самоанализ.
«Помните сказу А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? Чтобы получить новую информацию о себе, царица время от времени доставала свое волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» А как часто вы задаете подобные вопросы самому себе? Давайте попробуем ответить на вопрос: «Кто Я?»
Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос несколько раз, Будьте искренни, не обманывайте себя. Все, что вы напишете, останется у вас. Если вы захотите, вы сможете поговорить об этом с другими членами группы. А теперь ваши 5 минут. Отвечайте на вопрос: «Кто Я?»
Упражнение 6. Мой герб.
Цель: углубление процесса самопознания, осознание своих достижений, рей, отличий от других.
Методика проведения: Участники сидят по кругу. Инструкция: «В средние века у каждого знатного человека был герб. Он олицетворял особенности данного рода. Давайте и мы создадим собственные гербы. На листах с помощью карандашей или фломастеров изобразите свой личный герб, в котором должно отражаться 4 момента:
1. Ваши достоинства или то чем Вы гордитесь.
2. Отличие Вас от других.
3. Ваше хобби, увлечения.
4. Цель Вашей жизни.
Если возникнет желание, или трудность в изображении какого то из 4 параметров, его Вы можете заменить девизом.
У нас есть стандартный контур герба, но Вы можете придать своему 1 гербу любую форму, какую пожелаете. У Вас есть 15 минут на создание Вашего герба». После окончания рисования тренер предлагает участникам группы представить собственные гербы.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства возникали в процессе создания герба?
2. Какие трудности возникали? Что было сложно изобразить, сформулировать?
После обсуждения рисунки размещаются на стенах помещения, в котором проходит тренинг.
Занятие 2. Осознание себя как единого целого, осознание отличия и своеобразия собственной личности. (Развитие уровня 3, 4).
Цель:
1. Углубление процесса самопознания. Осознание своих целей и путей их достижения. Осознание себя как единое целое.
2. Создание условий для осознание подростками отличия и своеобразия своей личности.
Примерное содержание занятия.
Упражнение 1. «Пожелания».
Цель: создание благоприятной атмосферы для работы группы.
Методика проведения: Участники садятся в круг: у ведущего в руках мяч. Ведущий говорит: «Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех и постараемся никого не пропустить».
Упражнение 2. «Карта сказочной страны» [15].Цель: Осознание себя как единое целое. Определение собственных целей и способов их достижения.Методика проведения:Материалы: 1 лист белой бумаги формата А4; набор из цветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный); тетрадь; ручка.Инструкция: «Представьте себе, что мы отправляемся с вами в путешествие в сказочную (или фантастическую) страну. Мудрецы говорят, что она находится внутри нас. Это, конечно, красивая метафора, так как из уроков анатомии нам известно, что находится внутри нас... Мудрецы подразумевают, конечно, то, что называют душой. Вы можете сказать: «Как мы отправимся туда, куда невозможно прийти, потрогать руками?» И будете правы, этой страны нет на политической карте мира, туристические агентства не продают туда путевок и не совершают экскурсий. Но в сказках есть указание на то, что некоторые герои там побывали и пришли в дальнейшем к успеху. Помните задание: «Пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю что»? Вот сейчас нам как раз и предстоит подготовиться к подобному путешествию. Итак...Без чего опытный путешественник не отправится в путь? Конечно, без карты. Но, скажите, видели вы в продаже «Карту внутреннего мира» или «Карту сказочной страны». Действительно, такие карты не продаются. Что же нам делать? Придется рисовать карту самим. С чего начнем?Сначала положим перед собой лист бумаги. Теперь задумаемся о контуре, который обозначает границы страны. Контур образует силуэт страны. На что похож силуэт внутренней страны? Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать контур сказочной страны. Чем наполнена сказочная страна, какой у нее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром. Главное, не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту страны...Итак, карта внутренней сказочной страны готова. Это прекрасно, Но, скажите, пожалуйста, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Чего не хватает? Конечно, условных обозначений! Обычно таблица условных обозначений помещается снизу или сбоку карты.Пожалуйста, сделайте на своем листе надпись «Условные обозначения, использованные на карте». Теперь вам предстоит составить таблицу условных обозначений. Для этого каждый цвет, который вы использовали при раскрашивании карты, вы несите в таблицу условных обозначений в виде небольшого цветного прямоугольника. Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы. Если вы использовали медиальные значки для обозначения рек, водоемов, болот, лесов, полей, гор, - их также необходимо представить в таблице условных обозначений. Итак, истица всего того, что можно наблюдать на карте, у нас появилась в таблице условных обозначений.Теперь необходимо присвоить каждому цветному прямоугольнику, каждому значку особое значение. Поскольку эта карта внутренней сказочной страны, то и ее ландшафт будет связан с внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями, состояниями. Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки мудрости, болота непонимания и прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль, желание будет обозначать каждый цветной прямоугольник, - решать только вам. Это ваша страна, это ваша карта. Не стоит долго думать, первое, что приходит в голову, может оказаться самым правильным...Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знаешь направление.Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь они намечают цель. Иначе зачем отправляться в путешествие?Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. Посмотрите, где она находится и как к ней лучше добраться. Теперь поставьте особый флажок в том месте, в котором вы планируйте войти в эту страну. Естественно, «точка входа» располагается на границе страны. Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути; и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь. Теперь нужно проложить маршрут до цели. Как вы пойдете, пожалуйста, обозначьте пунктиром и небольшими стрелочками.Путешествие и называется «путешествием» потому, что предполагает извращение домой. Проложив маршрут к достижению цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты обратного пути.Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, где вы планируете выйти из страны. Далее, проложите маршрут от точки цели до точки выхода из страны.Итак, у нас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность путешествия по нашей внутренней сказочной стране. И самое последнее обозначение - отметьте точка актуального состояния, то есть где, на какой территории вы находитесь сейчас. Спасибо!»А теперь давайте устроим презентацию наших «карт внутреннего мира».После того, как участники посмотрели рисунки других. Тренер организовывает обсуждение: Что Вам понравилось в работах? Что настораживает? Какие чувства возникают при виде тех или иных карт? После обсуждения тренер дает участникам ключи анализа «карт внутреннего мира».Семь ключей.1. Энергия рисунка.Энергия рисунка - это особое ощущение от рисунка: чувства, которые вызывает карта.2. Местоположение флажка цели.Флажок цели расположен на некоторой территории. Посмотрев в таблицу условных обозначений. Вы сможете узнать ее название. Название территории, на которой расположен флажок цели - это метафора неосознанного, интуитивного стремления, ваша неосознанная цель.Итак, местоположение «флажка цели» расскажет Вам о том, к какому состоянию неосознанно Вы стремитесь (гармонии, отдыха, ясности, удовлетворенности, успеха и пр.).3. Расположение флажка цели относительно центра карты.Флажок цели может быть расположен в центре карты или смещен относительно центра вправо, влево, вверх или вниз.Всю карту вы можете условно разделить на три равных части по вертикали, и три равных части по горизонтали. Каждая вертикаль и горизонталь имеет определенное символическое значение.По вертикали
Левая, «женская» часть символизирует прошлое, то, что человек уже имеет, на что может опираться. Левая часть также может символизировать внутренний мир человека, отражать его глубинные личностные процессы. Интроверсия.
Центральная часть символизирует настоящее, актуальные для человека процессы, то, о чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым.
Правая, «мужская» часть символизирует будущее, социальные процессы, взаимоотношения в социуме, устремленность будущее. Экстраверсия.
По горизонтали
Верхняя часть символизирует ментальные процессы: мысли, идеи, фантазии, планы, воспоминания
Центральная часть символизирует эмоциональные процессы
Нижняя часть символизирует сферу реальных действий, реализацию планов, землю, почву под ногами
4. Характер маршрута.Теперь область ваших исследований - маршрут от флажка входа до флажка цели. Линия маршрута и его характер расскажут Вам о том, каким образом и по какому сценарию Вы склонны добиваться желаемого, идти к своей цели.Вопросы для анализа пути к цели:1. По каким территориям пролегает маршрут к цели? Например, маршрут проходит сначала через горы Препятствий, потом через долину Разочарований, затем через пустыню Поиска к озеру Надежды и на вершину Успеха. В начале пути автор склонен «рисовать» себе препятствия, ограничения (горы Препятствий). Это приводит его к разочарованию, он может потерять веру в свои силы (долина Разочарований). Но потом он «берет себя в руки» и начинает искать выход из создавшегося положения (пустыня Поиска). Благодаря этому у него появляется надежда и энергия для достижения цели (озеро Надежды). И при условии, что он будет верить в победу, он достигнет цели (вершина Успеха).Анализ маршрута позволит вам понять, склонны ли вы «придумывать», «рисовать» препятствия на пути к достижению цели. Чаще всего человек сам изобретает ограничения и ловушки. Как говорил известный сатирик: «Мы сами себе придумываем трудности, а потом мужественно их преодолеваем». Если на маршруте нет явных ловушек и препятствий, - это означает, что Вы не склонны сами себе создавать трудности. Рассматривая свой маршрут, вы просто увидите, как будет меняться ваше состояние по мере продвижения к цели.2. Маршрут проложен по прямой, или петляет по всей стране? Это наблюдение позволит вам определить стратегию движения к цели. Есть люди, которые идут прямо, не сворачивая, не отвлекаясь. Помните, в фильме «Чародеи» Ивана учили проходить сквозь стену? Для этого было необходимо видеть цель и верить в себя. Оба условия есть у тех, чей путь проложен по прямой. Правда, у таких людей есть одна особенность: они могут быть одержимы целью. С одной стороны, это прекрасно, но, с другой - это может мешать им видеть «маленькие чудеса повседневности».Если путь петляет по стране, это означает, что автор карты человек творческий, увлекающийся, любознательный. Ему хочется везде побывать, все посмотреть в стране.3. Есть ли на маршруте территории, где наблюдается «хождение по фугу»? Территория, по которой приходится «ходить по кругу», либо является камнем преткновения», нерешенной проблемой, либо значимым для человека ресурсным состоянием.5. Расположение флажка входа и флажка выхода.Флажок входа и флажок выхода задают начало и конец пути. Они могут быть расположены в пяти основных комбинациях
Расположение
Интерпретация
1. Флажок входа и флажок выхода совпадают (или находятся в одной части
Вы приходите к тому, с чего начал, но на новом уровне, с новыми знаниями. Это символизирует завершение цикла «спирали жизни» и переход на следующий уровень. Вы умеете учиться на
2. Флажок входа находится в нижней части, флажок выхода в верхней.
Вы склонны идти от практики - к теории. Сначала действуете, пробуете, потом осмысляете. Вы исследователь, идущий эмпирическим путем, человек
3. Флажок входа находится в верхней масти, флажок выхода в нижней
Вы склонны идти от теории - к практике. Умеете сначала все обдумать, взвесить, потом перейти к делу
4. Флажок входа находится в левой части, флажок выхода - в правой
Прежде чем принять решение, начать какое-либо дело, Вы можете переживать, обдумывать стратегию, тревожиться. Но, начав движение, обретаете чувство перспективы. Умеете использовать прежние
5. Флажок входа находится в правой части, флажок выхода в левой.
Вы умеете тонко чувствовать различные новые веяния, имеете «нюх», «чутье» на нечто выгодное и перспективное.
6. Урок путешествия.Продолжите, пожалуйста, фразу: «Это путешествие научило меня, прежде всего...»Как говорили мудрецы: «Чтобы попасть в цель, нужно увидеть ее пронзенной». Каждое действие, решение, путешествие содержит некоторый урок. Если вам удастся «вычислить» его заранее, то он и явится той «пронзенной целью».Продолжая заданную фразу, вы фактически обнаруживаете смысл текущего жизненного урока. Поэтому ваш следующий шаг может быть таким: переформулируйте продолжения фразы так, чтобы получился жизнеутверждающий девиз. Например: «Это путешествие научило меня, прежде всего, верить в свои силы и добиваться успеха». В этом случае девиз может звучать так: «Веря в свои силы, добьюсь успеха!» Давайте, пусть каждый напишет свой девиз крупными буквами и повесит в том месте, куда чаще всего падает взгляд в этой комнате.7. Точка актуального состоянияЭто самое последнее задание. Точка актуального состояния покажет на какой территории вы находитесь сейчас. Если ваша точка актуального состояния находится до флажка цели, ваша энергия достижения велика. Цель, как маяк, освещает путь и придает силы. Если точка актуального состояния находится после флажка цели, это означает, что Вы пережила радость достижения и сейчас Вам нужно сформировать новую цель. Иногда этот процесс занимает много времени.Итак, имея эти семь ключей, вы сможете «прочитать» собственную карту внутренней страны.Упражнение 2. «Путаница».Цель: снять напряжение.Дети встают в круг, закрывают глаза и вытягивают перед собой правую руку. Соприкоснувшись, руки сцепляются. Затем дети вытягивают левую руку и снова ищут себе партнера. Психолог помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Дети открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» - изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.Упражнение 3. «Кто Я» [3, с. 60].Цель: осознать своеобразие собственной личности.Наше Я - одна из самых больших загадок. Иногда это Я обладает большим здравым смыслом, иногда - в нем звучит голос обиды, иногда - проявление собственного самолюбия, иногда - это голос озарения и творческой фантазии. А бывает - это проявление беззаботности и безрассудства. Некоторые же действия мы совершаем вопреки своей воле.Как же разобраться в этой многоликости собственного Я? Вполне возможно, что Я создается слоями, так же как земная кора. Совершим такую экскурсию в глубь собственного Я. Это Я можно изобразить в виде дерева с разными веточками и глубокими корнями. Одна из верхних веточек - внешнее Я. Нарисуйте ее, придумайте символ для этого Я. Это может быть и графический символ, а может быть какое-то слово. Пожалуйста.Другая веточка - Я в учебе. Изобразите словом или символом это Я. Другая веточка - Я в семье. Изобразите и этот символ. Еще одна веточка - ваше Я в кругу друзей и знакомых. Изобразите его. Можно изобразить также несколько веточек вашего Я в разном окружении и в разных ситуациях, учитывая хобби, интересы, разные виды деятельности. Пожалуйста.Получилась весьма причудливая крона. Каждый листочек на ней отображает вашу многоликость. Теперь можно изобразить корни. Изобразите в масштабе (будьте самокритичны!) ваши самобытные качества: настойчивость, доброту, романтизм, фантазию, интересы, слабости, несовершенства, наклонности, привязанности, чувство юмора - весь набор ваших фундаментальных качеств. Пожалуйста.Нарисуйте это дерево вашего Я. Обсудите рисунки со всеми. Если веточки прошуршат одобрение, а корни прочно держат дерево гордой верхушкой вверх, проглядывается какая-то гармония.Занятие 3. Переход к суждению о себе по внутренним, моральным критериям; нарастание интериндивидуальной вариации. (Развитие уровня 5, 6).Цель:1. Создание условий для формирования морально нравственных убеждений перехода к суждению о себе по внутренним моральным критериям.2. Создание условий для развития индивидуальных отличий.Примерное содержание занятия.Упражнение 1. «Послание самому себе».Цель: приветствие друг друга, создание рабочей атмосферы.Методика проведения: участники тренинга выстраиваются в одну шеренгу так, чтобы на левом фланге осталось достаточно места еще для одной такой шеренги. Правофланговый говорит своему соседу какую-нибудь фразу, которую он желал бы услышать сегодня, а сам бежит на левый фланг. Сосед передает эту фразу по цепочке, причем он должен передать смысл, а повторять все предложение дословно не обязательно. Так фраза передается по цепочке. Дождавшись, когда фраза пройдет двух-трех участников, член тренинговой группы, ставший теперь правофланговым, передает тем же путем послание для себя и перебегает на левый фланг, и так далее, пока все участники не пошлют и не получат обратно послания самим себе.Упражнение 2. «Хорошо или плохо» [2, с. 39].Цель: создание условий для обсуждения нравственных понятий.Методика проведения: Ведущий выбирает какое-либо качество. Это может быть то качество, которое называли чаще других, или более актуальное в этой группе, или можно записать несколько качеств из названных на листах бумаги и вытянуть одно из них, или спросить у ребят, какое качество взять для упражнения. По кругу каждый участник высказывает свое мнение о данном качестве. При этом первый участник свое высказывание начинает со слов «хорошо быть (выбранное качество), потому что...», а следующий участник начинает со слов «плохо быть (выбранное качество), потому что...» и гак далее попеременно. Например: «хорошо быть неряшливым, потому что можешь бросать свои вещи, где хочешь», «плохо быть неряшливым, потому что девочки не будут любить». Проводится два круга для того, чтобы каждый мог отразить и позитивную, и негативную сторону качества. Ведущий помогает и поддерживает детей в поиске позитивной и негативной сторон качества, привлекает участников к активному обсуждению и поддержке друг друга.Упражнение 3. «Комиссионный магазин».Цель: формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики, углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.Методика проведения:Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления. На упражнение отводится 20-25 минут.Упражнение 4. «Я - это Я» [3, С. 158-159].Я - это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.Поэтому все, что исходит от меня, - это подлинно мое, потому что именно Я выбрал(а) это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут увидеть; мои чувства, какими бы они ни были, - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, -вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные, мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому (самой).Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самом (самой).Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел(а) и ощущал(а), что Я говорил(а) и что Я делал(а), как Я думал(а) и как Я чувствовал(а), Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется не подходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом (самой). Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. У меня есть все, чтобы быть близким(ой) с другими людьми, чтобы быть продуктивным(ой), вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе и поэтому я могу строить себя. Я - это Я, и Я - это замечательно.Упражнение5. «Ожерелье благопожеланий».Цель: создание позитивной личностной поддержки участников тренинга.Методика проведения: Тренер заранее подготавливает длинные и короткие нити (лучше золотого, оранжевого или алого цвета). Длинные нити - примерно 70 см. Короткие - примерно 10 см. Количество длинных нитей соответствует количеству членов тренинговой группы. Коротких нитей должно быть как можно больше. Если есть возможность, включите приятную музыку и сядьте в круг. Покажите нити членам команды и скажите: - У меня в руках разноцветные нити. Есть длинные и короткие. На самом деле это не простые нити, а искры нашего творчества. Согласно легенде, если собираются вместе люди с чистыми сердцами и становятся членами одной команды, они могут превратить эти искры в удивительные ожерелья для каждого. Сейчас, пожалуйста, каждый возьмите по одной длинной нити, повесьте ее себе на шею и завяжите концы. Это - основа ожерелья. А теперь возьмите себе по охапке маленьких искр. Вам предстоит подойти к каждому члену нашей команды, сказать ему добрые слово, пожелания и в память об этом завязать узелок из маленькой искры. Так маленькие нити - искорки станут бусинами на нити ожерелья. Члены команды и вы должны обойти друг друга и завязать короткие нити на длинную нить ожерелья, говоря добрые слова и пожелания. Эта игра не обсуждается, а ожерелья бережно хранятся.