рефераты курсовые

Психология карьеры для женщин

ногих женщин-руководителей, которые проявляют свою эмоциональность, не все коллеги поймут правильно, поэтому руководитель не должен быть слишком эмоционален. В результате личность женщины-руководителя подвергается деформации (она должна стать мужеподобной). Это и делает позицию руководителя-женщины непривлекательной.

Разве власть деформирует личность женщины?

Если руководитель показывает подчиненному, что он раздражен и не может контролировать свои эмоции, значит ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми. (Мишель Фадулъ)

Вступив в должность руководителя, женщина пытается приспособиться к новым условиям. Она хотела бы соответствовать, с одной стороны, требованиям, а с другой - защищается от этого перевоспитания: "Это не просто для меня! Это вообще не соответствует моей сущности! Все противится этому во мне!" Многие женщины также говорят: "Я не смогу оставаться сама собой. Не слишком ли высокая эта цена за должность руководителя?"

Это одна из причин того, что многие российские женщины с превосходным образованием не занимают руководящие посты. "Это слишком дорого мне обходится!" - аргумент, который часто можно услышать от женщин. Почему нет? Потому, что женщина при продвижении по карьерной лестнице буквально теряют свою личность, она отказывается от большинства черт своего характера. В результате такой деформации появляются типичные психосоматические симптомы: проблемы пищеварения, нарушения сна, боли в спине и головные боли, проблемы с сердцем и мн. др.

Чем большее расхождение между требованиями к руководителю и его личностью, тем серьезнее последствия.

Оставаться собой лучше, чем приспосабливаться

Если вы руководите предприятием, то у вас есть 1001 возможность испортить каждый свой рабочий день, и почти всех этих случаев можно избежать, если больше вникать в детали или проявлять больше вежливости. (Харви Маккей)

Понаблюдайте за матерями на детских праздниках, на пикниках или на семейных торжествах. Если ребенок опрокидывает стакан, например, с соком, что достаточно часто происходит, тут же несколько матерей ругают ребенка из-за его неосторожности. Возможно, это нормальная реакция. Однако есть и матери, которые не кричат, а быстро устраняют оплошность ребенка и объясняют ему, как поставить стакан таким образом, чтобы он больше не упал. В каждой ситуации есть минимум два вида реакции: стихийная реакция и обдуманная реакция.

Оставайтесь самой собой! Но всегда обдумывайте, как реагировать на возможные изменения Вашей личности. Признайте для себя право вести себя по-настоящему, так, как для Вас свойственно.

Как сдержанно вести себя при грубом ответе? Нужно ли обижаться, когда нам грубят? Не стоит. Уважайте мнение другого человека. Он имеет право быть эмоциональным. Тем не менее, Вы также имеете право оставаться самой собой! Многие женщины не признают в себе это право и просят прощение: "Извините, я не хотела Вас обидеть. Я просто хотела помочь". А за что Вы просите прощения? За то, что важно для Вас. Но при этом Вы не остаетесь верной своим принципам, теряете свою сущность. Не нужно этого делать. Останьтесь самой собой, не просите прощения, не искажайте свою личность. Просто покажите понимание и заботу о другом человеке и скажите себе: "Его реакция - исключение. Поэтому я не должна изменять своим правилам и позициям".

А что делать, если такая реакция не исключение, а правило? И такой ответ Вы слышите от большинства сотрудников? Вывод однозначен: это место работы явно не для Вас. Попробуйте найти работу по совместительству. Это в любом случае лучше, чем постоянно оставаться на этом месте и подвергать угрозе Ваше психическое здоровье.

Оставаться собой - лучший способ добиться успеха. Тот, кто приспосабливается, будет всегда и всем недоволен. Если человек остается самим собой, не изменяет своим принципам, он успешнее, чем тот, кто приспосабливается к сложившимся обстоятельствам. Руководящий работник, который использует приспособленческие тенденции, не достигнет большого карьерного успеха. Поэтому многие сотрудники пассивны и разочарованы в своей работе, за исключением актерских профессий.

Тот, кто притворяется, особого успеха не имеет и действует неуверенно. Тот, кто остается самим собой, может оказывать влияние, достоин доверия.

Познание себя как одно из условий успешности профессиональной деятельности

Кредо хорошего руководителя: "Мыслить глобально, действовать локально!"

"Всегда оставаться самим собой!" - замечательный девиз. Но всегда ли Вы точно знаете, что сейчас Вы есть Вы? Не всегда можно быть в этом уверенным. До тех пор, пока Вы не знаете, что Вам свойственно, Вы не узнаете, чего действительно хотите и что принесет Вам пользу.

Важно найти себя, свое "Я". Тот, кто нашел себя, подвержен деформации в гораздо меньшей степени. Для того, кто не знает, что он на самом деле представляет из себя, жизнь - постоянная борьба. У него возникают мысли: "Другие хотят переделать меня!"

Если Вы считаете, что должны притворяться, занимая пост руководителя, то это ошибочное мнение. Вы притворяетесь не потому, что Вы руководитель, а потому, что не знаете еще себя на все сто процентов. Сначала найдите себя. Это даст возможность понять, что принесет Вам пользу.

Отметьте крестиком то, что действительно для Вас важно, что имеет особенное значение. В результате Вы узнаете, что соответствует Вам и всей Вашей сущности:

В работе для меня важна каждая деталь.

Для меня более важна общая картина работы, чем мелкие детали.

Я бы все хотела держать под контролем.

Пусть все идет своим чередом, "плывет по течению".

Я руководствуюсь принципом: "Лучше меньше, да лучше".

Я могу без труда и вполне успешно выполнять несколько дел одновременно.

Я предпочитаю работать в спокойной обстановке.

Я серьезна во время выполнения работы.

Я предпочитаю, чтобы во время работы обстановка вокруг была веселой и непринужденной.

Я предпочитаю быстрый темп работы.

Я считаю, что работу нужно выполнять не спеша, обдумывая каждую мелочь.

Для меня важны в первую очередь результаты работы.

Мне доставляет удовольствие процесс выполнения работы.

Я люблю импровизировать.

Я предпочитаю определенную систему выполнения работы.

Мне нравится работать в одиночестве.

Мне нравится работа в группе или в коллективе.

Я охотно прислушиваюсь к мнению другого человека.

Конфликты лишают меня энергии.

Я считаю, что конфликты важны для развития отношений.

Я не стремлюсь выставлять напоказ мои достижения и результаты работы.

Я с удовольствием показываю результаты своей работы.

В моей работе для меня важен опыт других людей.

Я считаю важным и нужным делом прохождение курсов повышения квалификации.

В процессе моей работы я достигаю необходимого для меня уровня самореализации.

Я допускаю стихийность в чувствах.

Я всегда держу свои эмоции под контролем.

Если я что-то пообещаю, я обязательно это выполню.

Я всегда планирую свои действия, четко ориентируясь на цель.

Я всегда ориентируюсь в своих желаниях и целях.

Я всегда опираюсь на факты.

Я всегда опираюсь на проверенные знания и использую проверенный опыт.

Я предпочитаю работать творчески.

Посмотрите внимательно, что Вы отметили крестиком из вышеупомянутого списка ситуаций. Это поможет Вам понять, чего действительно Вы ожидаете от работы, кем Вы являетесь, что наполняет Вашу личность. Затем задайтесь вопросом: что бы отметила Ваша подруга из вышеупомянутого списка, если бы Вы попросили ее выбрать те высказывания, которые наиболее к Вам подходят. Ведь Ваше собственное восприятие может быть ошибочным.

Почему же Ваше собственное восприятие может ввести Вас в заблуждение? Потому, что мы часто видим действительность такой, какой мы бы хотели ее видеть, а на реальность закрываем глаза. Это не является чем-то отрицательным, это, на самом деле, естественно для человека. Однако иногда все же требуется коррекция нашего восприятия и представлений об окружающей действительности. И прежде всего тогда, когда мы хотим узнать, что действительно приносит нам пользу.

"У меня ничего не получится!" Разве?

Плохой руководитель знает, что надо делать. А хороший показывает, как это сделать.

Многие женщины боятся должности руководителя, у них возникают проблемы с исполнением должностных обязанностей, так как они считают, что их личность может подвергнуться деформации в результате этой работы.

Вы считаете, что не обладаете способностями, которые от вас требует Ваша должность руководителя?! Или Вы должны что-то изменить в своем характере, чтобы соответствовать требованиям?! Но на самом деле это лишь опасения, не имеющие серьезной основы под собой.

Многие женщины полагают, что они не могут выполнять все свои обязанности руководителя в полной мере, соответствовать требованиям. У женщин вербальные способности развиты гораздо лучше, чем у мужчин. Но многие женщины-руководители не используют эти способности в своей работе, полагая, что они просто не умеют ими пользоваться.

Вспомните, как вы общаетесь в обычной бытовой ситуации, в семье, в кругу друзей. Конечно, профессиональная ситуация совсем другое дело. Однако частично Вы можете позволить себе тот же стиль общения, что и в обычной для Вас ситуации.

Женщины часто чувствуют себя обессиленными, опустошенными, вкладывая все свои силы и творчество в работу руководителя: "Мне нужно разработать что-то новое и оригинальное. Но мне ничего не приходит на ум. Эта должность не для меня. Я не смогу с ней справиться". Попробуйте сравнить обстановку, например, квартиры, продуманную мужчиной и женщиной. Кто же отличается большим творчеством? Надо осознать, что творческие способности дома и на работе - это практически одно и то же. Если Ваши творческие способности позволяют Вам красиво и уютно обустроить свой дом, то значит Вы способны так же творчески подойти к выполнению своих профессиональных обязанностей. Не говорите, что у Вас это не получится! Дайте себе шанс! Используйте свои творческие возможности в профессиональной области так же, как и в частной жизни.

Помните о Ваших способностях!

Во всяком деле 80% успеха зависит от руководителя и только 20% - от подчиненных.

Почему многие женщины считают, что не могут соответствовать всем требованиям, предъявляемым к должности руководителя? Или почему при исполнении своих обязанностей они могут испытывать деформацию своей личности? Потому, что они оценивают свои профессиональные способности гораздо ниже, чем они на самом деле являются.

Чтобы избежать подобного ошибочного мнения, нужно научиться испытывать гордость за свои достижения и за свою работу. Но это должна быть здоровая гордость, а не хвастовство. Гордиться можно не открыто, а в душе. Вы можете вполне достойно выполнять свои обязанности руководителя, не подвергаясь деформации. Для этого Вам надо лишь помнить о своих способностях. Если Вы сталкиваетесь в своей работе руководителя с трудностями, которые Вам кажутся непосильными, вспомните, как Вы поступаете в частной жизни. Попробуйте вести себя также на работе. Успешные в профессиональной сфере женщины начинают делать это интуитивно.

На вопрос одной женщине-руководителю, почему она гораздо быстрее и успешнее смогла найти общий язык с сотрудником, обладающим холерической натурой, чем ее коллега мужчина-руководитель, она ответит: "Когда он теряет самообладание и ведет себя очень возбужденно, он напоминает мне моего сына в подростковом возрасте. И я отношусь к нему так же, как к своему сыну, то есть с терпением. Я даю ему возможность успокоиться, а потом решаю с ним профессиональные вопросы". Возьмем с нее пример!

Еще несколько советов

Главное качество руководителя - реализм.

Итак, дорогие женщины, пожалуйста, не отказывайтесь от должности руководителя только потому, что можете подвергнуть свою личность деформации! Если кто и подвергается деформации, то это люди, которые нездоровы физически или умственно. Быть самим собой гораздо лучше, чем приспосабливаться к ситуации и притворяться. Никогда не просите прощения за свое поведение, которое Вам присуще. Дайте себе право вести так, как Вам свойственно. Оставьте за другим человеком право реагировать на Ваше истинное поведение так, как ему удобно и легче. Если этому человеку и не нравится Ваше поведение, Вы все равно будете испытывать облегчение и удовольствие оттого, что ведете себя так, как свойственно Вам. Если не хотите доводить дело до этого, просто дозируйте Ваше отношение к другим людям. Разберитесь в себе, что значит для вас быть настоящим, что действительно принесет Вам пользу. Освободитесь от идеалов. Разберитесь в том, кем Вы хотите быть и кем Вы на самом деле являетесь. В этом Вам помогут друзья, родственники, коллеги. Будьте гибкой: оставайтесь верной самой себе и вместе с тем умейте поступать так, как другие люди.

Глава 10. Женщины и энергопоглотители

Неудача происходит чаще от недостатка энергии, чем от недостатка капитала. (А. Уэбстер)

Работа руководителя очень трудное и ответственное занятие. Иногда бывает, что женщина-руководитель в конце рабочего дня еле плетется домой. Никакого времени, желания и сил у нее не остается на личную жизнь. Вот почему должность руководителя не привлекает многих женщин. Но она потому сложная, что женщины сами ее такой делают. Это горькая правда. На первый взгляд она болезненна, ведь выходит, что во всем виноваты женщины. Однако это не совсем так. Никто не виноват. Речь идет не о вине, а об ответственности.

Работа руководителя потому такая трудная, что женщины часто сами предъявляют к себе завышенные требования. Женщины-руководители, как правило, много времени посвящают работе: они работают больше, чем позволяет их психическое и физическое здоровье, лишая себя времени и энергии. Многие женщины работают сверхурочно, предъявляют к себе немыслимые требования, а в итоге получают в "награду" стресс, усталость, раздражительность, ухудшение здоровья. Почему же женщины так расточительно тратят свое время и энергию? Ответы просты:

хотят превосходить своих коллег в профессиональном уровне, быть лучше всех;

хотят быть незаменимыми;

предпочитают лучше что-то делать, чем говорить об этом.

Главный энергопоглотитель - перфекционизм

Есть люди с такой кипучей энергией, что она успевает выкипеть еще до начала работы. (Цезарь Меламед)

Перфекционизм - это стремление все делать в совершенстве. Многие женщины склонны к перфекционизму. Например, летом часто можно наблюдать следующую картину. В детском лагере девочек и мальчиков приводят на берег реки. Девочки выбирают себе удобные места на берегу, аккуратно складывают свои полотенца и вещи и лишь потом направляются к реке. Мальчики же бросают свои вещи где попало и бегут к воде.

Иными словами, женщины с детства привыкли выполнять любое дело качественно и превосходно, а взамен они получают похвалу и признание. Таким образом, девушка учится в любом деле быть лучшей. Однако стремление к совершенству всегда полезно в нужном месте и в нужный час. К сожалению, у него есть два существенных недостатка: во-первых, оно редко вознаграждается в бизнесе и, во-вторых, требует огромных затрат как физического, так и психического здоровья.

Дорогие женщины! Уделяя слишком много времени выполнению задания, Вы лишаете себя своего личного времени и здоровья. Не остается ли у Вас и без этого задания слишком мало свободного времени? Если Вы берете на себя слишком много работы, у Вас никогда не будет свободного времени на саму себя. Всегда устанавливайте срок или дату, к которой Вам необходимо закончить выполнение данного дела.

Когда же стоит остановиться при выполнении задания? Прекращайте работу сразу, если:

дела валятся из рук, а работа стоит на месте. Спросите себя: "А стоит ли продолжать? Какую компенсацию я получу за дополнительно затраченное время?" Ведь в большинстве случаев мы получаем лишь небольшую выгоду за время, потраченное по собственной инициативе;

не находите каких-то ошибок или недочетов в выполненной работе. Многие женщины продолжают упорно искать ошибки в отчетах или другой работе, хотя несколько проверок уже исключили наличие возможных недочетов;

коллега, клиент или начальник спрашивают у Вас: "Закончили вы уже эту работу?";

Вы не уверены в себе, в своих силах, а получили задание, которое надо выполнить на высшем уровне;

у Вас катастрофически не хватает времени на выполнение уже накопившейся работы.

Учитесь вовремя останавливаться. Это должна уметь каждая женщина. Конечно, это не легко, но лучше остановиться сейчас, чем выносить пожизненно непосильные нагрузки. Тренироваться надо каждый день. Если Вы завтра работу выполните раньше обычного или немного менее качественно, то можете себя поздравить. Это настоящий прорыв! При этом Вы приостановили процесс самоистязания. Перфекционизм очень утомляет, освободитесь от него. Лишь немногим женщинам удается это сделать за короткий срок. Если Вам не удается избавиться от него, возможно, у Вас чрезмерно выраженный перфекционизм!

Неверные стереотипы и низкая самооценка

Деньги потерять - ничего не потерять, время потерять - много потерять, энергию потерять - все потерять. (Альфред де Виньи)

Любое задание можно выполнить, приложив максимум или минимум усилий. Есть разные стратегии, которые лишают сил и энергии, но при этом не приводят к желаемым результатам. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся стратегии, приводящие к потере сил.

Неумение вовремя остановиться. Многие женщины зацикливаются на заданиях, которые уже вполне успешно выполнены. Они могут продолжать часами тратить энергию, хотя делать это уже не стоит. Как только Вы чувствуете, что устали и тратите Вашу энергию впустую, остановитесь, сделайте паузу. Самые лучшие идеи и мысли приходят в тот момент, когда Ваш мозг отдыхает, например, когда Вы принимаете душ или совершаете прогулку. Но лучшие Ваши идеи никогда не придут на ум, если Вы слишком устали или пытаетесь судорожно найти гениальное решение проблемы. Учитесь вовремя останавливаться и делать паузу!

Чувство вины. Женщины в профессиональной сфере испытывают гораздо чаще чувство вины, чем мужчины. Если женщина задержалась на работе, она уже волнуется и переживает, что не сможет семье в этот вечер уделить должное внимание. Подобное чувство вины - настоящий энергетический вампир. Не зацикливайтесь на этом чувстве, а лучше поразмышляйте над тем, как организовать свое время таким образом, чтобы времени хватало на все Ваши приоритеты. Но для этого в первую очередь надо определить, что для Вас особенно важно. Многие женщины разобрались со своими приоритетами, поэтому избегают ситуаций, в которых их мучила бы совесть и чувство вины. Ваше чувство вины не нужно никому: ни вашей семье, ни шефу, ни коллегам. Постарайтесь избавиться от этого чувства. Организуйте Ваше время в соответствии с Вашими приоритетами.

Самоупреки. Многие женщины удивительно долго могут предъявлять к себе претензии. Если беседа, презентация прошли не так, как планировалось, такие женщины целыми днями упрекают себя (мужчины же, наоборот, всю вину и ответственность перекладывают на сложившиеся обстоятельства или другого человека). Такие самоупреки лишают сил и энергии.

Чувство досады. Это чувство довольно часто возникает в профессиональной деятельности: партнеры не вовремя осуществили поставку сырья, коллега не соблюдает оговоренные условия труда, сотрудник не сдал отчет в срок. Многие женщины переживают чувство досады в себе, а это в свою очередь оказывает губительный вред здоровью. Но чтобы избежать подобной проблемы, надо просто включить "энергосберегательный режим": не сердиться, а попытаться изменить ситуацию. Постарайтесь избавиться от чувства досады. Если не получается сделать это самостоятельно, поговорите с лучшей подругой или просто с хорошим коллегой.

Угнетающая рабочая обстановка. Что может поглощать Вашу энергию на рабочем месте? Иногда энергопоглотителем может быть сама рабочая обстановка. Например, если Вы творческий человек, то работа в банке не будет доставлять большого удовольствия. Вы не реализовываете свой творческий потенциал, а это тоже отнимает Вашу энергию. Не нужно пытаться получить удовлетворение от работы, которая явно Вам не нравится. Решите, какая профессиональная среда Вам по душе, и выберите именно то, что Вам нужно.

Отрицательные мысли. Женщины часто себе внушают: "У меня это не получится. Я никогда не смогу сделать это". Такие мысли мешают работе, они действуют, как тормоз. Подобные мысли тоже лишают Вас сил и энергии.

Формируем адекватную самооценку

Характеристика фиксирует не только оценку аттестуемого, но и черты личности ее автора. (В.К. Тарасов)

Как Вы представляете себе человека, который теряет свои силы и энергию во время работы? Уверенный, сильный и хорошо организованный? Конечно, нет! Скорее это неуверенный в себе человек. Однако чем более Вы уверены в себе, в своих силах, тем большей энергией Вы обладаете. Уверенность способствует формированию адекватной самооценки. Ваша самооценка состоит из трех составляющих: из отношения к себе, из знания своих сил и слабостей, из умения сказать "нет".

1. Отношение к себе. Не равняйтесь по другим. Посмотрите на себя. Кто слишком часто тратит много сил и энергии, имеет низкую самооценку. Кто же способствует снижению нашей самооценки? Мы сами. В то время как мы равняемся на других, например, на их интеллект, производительность труда, наши собственные знания и умения ускользают от нас и уже не участвуют. Чем больше мы ориентируемся на других людей, тем больше теряем свою самость, отказываемся от собственных сил. Вы говорите себе: "Ты плохо выглядишь!". Такими высказываниями Вы понижаете свою самооценку. Признайте себя такой, какой Вы являетесь на самом деле. Большинство из нас хотят быть умнее, красивее, чем есть. У каждого из нас есть свой идеал. Это хорошо. Но важно, чтобы этот идеал был досягаем, а путь к нему не повредил вашему физическому и психическому здоровью. Синди Кроуфорд в одном интервью сказала: "В жизни я выгляжу совсем иначе, чем на обложке журнала". Примите себя такой, какая Вы есть. А если Вы стремитесь к идеалу, то он должен быть досягаем для Вас. Любой человек может свободно сказать: "Я достаточно успешный человек. У меня все хорошо". Но при этом внутренний голос отвечает: "Нет, у тебя не все так хорошо. Твой нос слишком большой, ты не умеешь красиво и убедительно говорить…" Не поддавайтесь. Разберитесь в себе. Чем больше внимания Вы обращаете на себя, тем лучше Вы узнаете себя, узнаете, что для Вас главное. В конечном счете у Вас формируется адекватная самооценка.

2. Знание своих сил и слабостей. Мы часто понижаем свою самооценку тем, что видим наши маленькие слабости, но не замечаем достоинств. Есть женщины, например, которые упрекают себя за то, что они слушком самоуверенно ведут переговоры. Все партнеры по переговорам ценят их открытость, честность. А они страдают от этих качеств. Почему? Они просто не замечают своих достоинств, а видят лишь недостатки. Если Вы упрекаете себя в какой-то слабости, всегда постарайтесь найти свои достоинства. Это не значит, что надо обходить стороной Ваши недостатки. Но вместе с каждым Вашим недостатком находите достоинство. Те женщины, которые устанавливают баланс между достоинствами и недостатками, не боятся критики. Их невозможно вывести из равновесия.

3. Умение сказать "нет". Ваша сила заключается в том, что Вы можете заявить о себе, сказать, кем Вы являетесь, даже если обстоятельства будут против Вас. Вы также можете сказать "нет", можете ограничить себя. Люди с низкой самооценкой не могут сказать "нет". Они боятся, что ими будут недовольны. Люди со здоровым чувством достоинства, адекватной самооценкой могут сказать "нет" человеку, который заслужил это. Такие люди могут отказаться от признательности, хорошего отношения к себе, но при этом они останутся сами собой. Если Вы научитесь говорить "нет", то не вызовите отрицательное отношение к себе, а заставите таким образом уважать себя.

Какие еще энергопоглотители существуют?

Руководитель - не гид, не экскурсовод, не водитель автобуса, он управляет людьми, и его главным качеством является не вежливость, терпеливая снисходительная ласковость, а решительность. (Нергеш Янош)

Можно выделить еще несколько поглотителей Вашей энергии:

1. Плохая коммуникация. Женщины-руководители часто используют неверные средства коммуникации. Их высказывания мало кто понимает. Сотрудники никак не могут уяснить, кому адресовано то или иное поручение. А если кто и понимает, то, пользуясь имеющимся предлогом "недопонял", "не услышал" и т.д., наверняка решит, что выполнение поручения можно отложить. Поэтому давайте указания четко и ясно! Это не грубость, а нормальная позиция руководителя. Кроме того, устанавливайте точный срок выполнения задания. Отучитесь произносить косвенные указания, такие как: "Мне жаль, что я должна беспокоить Вас этой просьбой". При этом тот, к кому Вы обращаетесь, думает: "Прекращай извиняться. Лучше скажи, что я должен сделать". Пустыми являются фразы: "Не держите на меня зла…". "Если Вам это ничего не стоит". Они навевают идею другому человеку обозлиться на Вас. Если Вы занимаете руководящий пост, Вы не должны бояться давать указания в конкретной и ясной форме. Однако некоторые женщины считают, что так нельзя разговаривать с сотрудниками, подобная манера может вызвать обиду. Но это всего лишь опасения, не подкрепленные фактами. Наоборот, люди обижаются, если Вы держите их в неведении. Не объясняете четко то, что ожидаете от них. К Вам не будет никаких претензий, если Вы даете указания в вежливой и ясной форме.

2. Желание всем угодить. Почему женщины-руководители страдают от этого энергопоглотителя? Просто они очень хотят добиться признания других людей. Если Ваша самооценка адекватна, Вы не должны постоянно стараться кому-то угодить. То признание, в котором Вы нуждаетесь, Вы уже получаете от себя самой.

3. Желание всегда и во всем быть незаменимой. Почему многие женщины хотят все делать самостоятельно? Потому, что они хотят быть незаменимыми. Так как они незаменимы, они получают большое признание и оказываются в центре внимания. В данном случае фигурирует страх того, что их не заметят, а их заслуги не будут признаны значительными. Если этот страх спрятан очень далеко, на бессознательном уровне, и связан, например, с психологической травмой детства, то помочь здесь может лишь хороший психоаналитик. Если эта склонность осознается Вами, то Вы можете самостоятельно избавиться от нее.

4. Излишняя ориентация на мнение группы. Есть женщины-руководители, которые по любому возникшему вопросу советуются со своими коллегами. Это отнимает много времени и энергии. Более того, некоторые сотрудники начинают нервничать: "Вечно эти бесконечные обсуждения. Она может хоть раз принять решение самостоятельно?! Ведь начальник для этого и существует". Если кто-то желает поучаствовать в обсуждении вопроса, его и приобщайте. Люди не хотят участвовать в решении всех проблем, у них есть своя непосредственная работа. Всегда обращайте внимание на глобальность решаемой проблемы и настроение в группе. Если очень необходимо и важно, то принимайте решение совместно с группой. Если такой необходимости нет, то старайтесь самостоятельно прийти к какому-то мнению.

5. Много слов и мало дела. Не ведите бесконечные разъяснения о том, что должны делать Ваши сотрудники. Подумайте, что Вы провоцируете подобными наставлениями. Во-первых, Вы тратите невероятно много сил и энергии, когда объясняете все до мелочей. Во-вторых, и это еще хуже, Вы даете своим сотрудникам повод для высказываний следующего характера: "У нас замечательный начальник. Если не хочешь выполнять работу, то просто втяни ее в бесконечные обсуждения своей работы, прикинься глупым. Она за тебя сделает практически всю работу". Всегда говорите ясно и четко, что Вы ожидаете от сотрудника, никаких лишних рассуждений.

Итак, подведем итоги:

Ваша работа утомительна чаще потому, что Вы сами позволяете красть Вашу энергию и время. Ваша задача - научиться справляться с энергопоглотителями;

Вы заботитесь о формировании адекватной самооценки, не забывая ее составляющие: мое отношение к себе, я знаю свои силы и слабости, я могу сказать "нет";

говорите о том, что ожидаете, вежливо, четко и ясно;

примите себя такой, какая Вы есть;

не старайтесь всегда и во всем быть незаменимой. Лучше научите Ваших сотрудников работать не хуже, чем Вы умеете это делать;

не ориентируйтесь на группу при принятии такого решения, которое Вы должны принять самостоятельно;

избегайте излишнего обсуждения задания. Говорите коротко и ясно, что ожидаете от своего сотрудника;

не позволяйте энергопоглотителям мешать Вам полноценно выполнять свои обязанности руководителя, лишать Вас энергии, сил и здоровья.

Глава 11. Женские инструменты руководства

Как показывают многочисленные исследования причин краха малых предприятий, в 98% случаев это вызвано слабостью руководства. В 2% случаев крах предприятия вызван причинами, не зависящими от людей. (Дэвид Бэнгс)

Можете ли Вы одновременно быть электриком, пекарем или продавщицей? Вряд ли, т.к. это требует специальной профессиональной подготовки. Тот, кто не проходил соответствующего обучения, не может выполнять данные профессиональные обязанности. А можете ли Вы руководить двадцатью электриками, тридцатью пекарями или сотней продавщиц? Конечно. Иными словами, руководство не является профессией, которая требует специальной подготовки.

Однако на многих предприятиях руководители оказываются недостаточно подготовленными. Его как бы бросают в холодную воду с головой, и он учится сам плавать. Но этот так называемый "метод шоковой терапии" способствует экономическому разорению предприятия в большей степени, чем любой экономический кризис. Это касается как мужчин, так и женщин. Но последствия могут быть различными.

Мужчины, в отличие от женщин, готовятся менее тщательно к должности руководителя. Однако мужчины считаются более компетентными в деле руководства. Если они совершают какую-то ошибку, она им прощается. А вот женщины должны доказывать свою компетенцию. Если они совершают ошибки, то тут же возникает мысль: "Все было ясно с самого начала - женщина, одним словом".

Женщины, как и мужчины, оказываются недостаточно подготовленными к выполнению должностных обязанностей руководителя, и им приходится гораздо сложнее, т.к надо отстоять свое право быть начальником. Они просто сгорают, бросаются в холодную воду с головой, делают много ошибок, слышат упреки в свой адрес. В итоге их здоровье слабеет, работа не приносит желаемого удовлетворения, нет возможности заниматься своей личной жизнью, семьей. Женщина ощущает острый недостаток профессиональной компетенции. Мужчины полагают, что они прирожденные руководители. Женщины же часто терзают себя сомнениями: "Смогу ли я справиться? Все ли я сделаю правильно? Почему эта должность руководителя требует столько сил и энергии? Правильно ли я строю отношения со своими сотрудниками?" На все эти вопросы есть один ответ - техника руководства. Руководитель - это древняя профессия. Поэтому имеется много способов ее осуществления. Тот, кто хочет успешно исполнять свои должностные обязанности, должен владеть этими способами. Они дают Вам уверенность в том, что Вы на правильном пути и все делаете как положено.

Техники руководства, которые принесут Вам успех

Управлять - значит приводить к успеху других!

Обратим внимание на следующие нюансы, которые могут возникнуть в Вашей работе. Во-первых, женщины-руководители часто беспокоятся о гармоничности отношений со своими сотрудниками. Они достаточно много общаются, но все же многие вопросы остаются невыясненными: правильно ли руководитель выбрал стиль общения, довольны ли подчиненные своим начальником. Во-вторых, сотрудники часто делают не то, что Вы от них ожидаете. Прежде всего они выбирают не тот образ и способ действий. В-третьих, часто у сотрудников отсутствует мотивация к деятельности. В-четвертых, выбор стиля руководства зависит от ситуации.

Что же нужно, чтобы добиться успеха в руководстве организацией? Беседы с сотрудниками

Визитная карточка руководителя - умение расположить к себе.

С каждым сотрудником Вы должны беседовать, как минимум, два раза в год. Идеально, если Вы смогли бы это делать примерно два раза в квартал. Это занимает гораздо меньше времени, чем Вы предполагаете. Но затраченное Вами время на беседы обязательно оправдается. Что дает беседа? Она позволяет выяснить, было ли выполнено то, что намечалось; позволяет Вам реалистично оценить Вашу работу руководителя; дает возможность стабилизировать отношения, распределить время на всех равномерно.

Беседа - один из лучших способов создания мотивации, ничто так не мотивирует к работе, как простое внимание к личности. Беседа позволяет Вам достичь лучших результатов работы.

В беседе Вы заводите речь о том, о чем некогда поговорить в будни, но очень бы хотелось. Если Ваш коллега недоволен тем, что подобные беседы забирают у него много времени, знайте, Вы просто недостаточно подготовлены к разговору с ним. Чем больше времени Вы экономите на подготовку к беседе, тем больше времени потеряете во время беседы. Сэкономили 10 минут на подготовку, потеряли час в беседе. Подготовьтесь хорошо, отметьте темы и вопросы, которые Вы хотели бы обсудить. Подумайте, каких целей Вы хотите достичь, проведя эту беседу).

Кроме этого, можно также обсуждать и такие вопросы, как:

вопросы сотрудничества между Вами и Вашими коллегами;

вопросы сотрудничества в группе;

предложения по улучшению производительности;

содержание работ;

глобальные цели работы;

вопросы, касающиеся условий труда.

Если Вы достаточно хорошо подготовились к беседе, дайте возможность и Вашему сотруднику подготовиться к встрече с Вами. Если Вы его приглашаете на встречу, попросите заранее подготовить его те вопросы, какие важны и интересны для обсуждения с его точки зрения. Сотрудник должен понять, что речь пойдет не о Вас (начальнике), а о нем, подчиненном. Это поможет Вам войти в доверие к собеседнику - он будет более откровенен. Отметьте самые важные пункты беседы, чтобы не упустить их.

Постарайтесь больше говорить о положительных сторонах Вашего сотрудника. Многие руководители выделяют в большинстве случаев негативные характеристики, что очень усложняет беседу и дальнейшее взаимодействие. Поэтому беседа может превратиться в чистую формальность. Четко и ясно разъясните Вашу позицию. Выслушайте мнение собеседника.

Если есть что-то, что необходимо улучшить, скажите об этом ясно и открыто: "По этому вопросу мы должны что-то изменить в лучшую сторону". Не нужно ждать согласия сотрудника. Если он не кивает, это не значит, что он с Вами не согласен. Он просто ждет от Вас, как от руководителя, предложений.

Затем Вы обсуждаете конкретно, как улучшить, например, обстановку или условия труда, производительность труда. Обсудите это как можно более подробно. Договоритесь о последующей встрече для обсуждения результатов выполнения намеченной работы. Беседа всегда должна заканчиваться на оптимистической ноте. Выразите собеседнику благодарность за сотрудничество. В этом случае в дальнейшем он обязательно продолжит сотрудничество с Вами.

Обязательно зафиксируйте письменно дату и проведения и содержание беседы, иначе Вы можете забыть при следующей встрече то, о чем беседовали. Но записывайте не весь ход беседы, а лишь основные вопросы и результаты соглашения. Такая запись является важным материалом для подготовки к следующей беседе.

Ошибки, которые Вы можете допустить при подготовке и в ходе самой беседы:

ошибочный выбор помещения, например, прохладная комната или комната, в которой кто-то может помешать разговору;

Ваша внутренняя скованность или постоянное беспокойство, например, из-за оставленного в кабинете мобильного телефона;

неправильное начало беседы. Например, если Вы начинаете разговор с вопроса: "Как дела у Вас в семье?", то Вы отклоняетесь от выбранной Вами темы беседы. Кроме того, собеседник может обидеться на такой вопрос личного характера;

неумение дослушать собеседника до конца. Позвольте ему договорить до конца, даже если он ошибается. Каждый человек имеет право на собственное мнение;

косвенная коммуникация. Если Вы хотите чего-то добиться от сотрудника, будьте корректны, открыты и честны с ним;

использование похвалы общего характера: "Я очень доволен Вами". В этом случае у сотрудника возникнут мысли: "Она лишь хочет просто мотивировать меня, а на самом деле толком ничего не знает о моей работе". Признавайте конкретные достижения: "Я очень довольна тем, что вы закончили работу над проектом точно в срок";

нерешительность в беседе о конфликтной ситуации.

Совместное соглашение и контроль по его исполнению

Мнение начальника - аксиома для подчиненных. (Валерий Николайчук)

Если Вы чего-то особо сильно ожидаете, оно не всегда исполняется. Если сотрудники не выполняют того, что от них ожидает их начальник, или выполняет не таким образом, как он себе представляет, многие женщины-руководители разочаровываются в своих подчиненных. И напрасно. Как правило, это зависит не от сотрудников, а от ожиданий. Если Вы что-то ожидаете, в большинстве случаев это не выполняется. Кроме того, оно заставляет вас испытывать стресс, разочаровываться.

Если Вы хотите, чтобы сотрудник выполнял то, что от него ожидаете, общайтесь с ними как можно более ясно и конкретно. Женщины часто не согласны с этим: "У людей есть своя голова на плечах. Они сами должны понимать, что нужно делать". Но делают ли они это? Не всегда. Нужно воспринять это реально. Кстати, чувство реальности также относится к способностям руководителя.

Многие женщины-руководители также говорят: "Я не хочу казаться требовательным боссом". Но Вы и не делаете этого. Если Вы скажете: "Александр Васильевич, предоставьте, пожалуйста, отчет завтра во второй половине дня", это будет звучать вполне вежливо, но четко и ясно. Зато сотрудник совершенно точно знает, что от него требуется и когда. Более того, он даже ожидает от вас эту открытость, корректность и ясность.

В начале года, например, побеседуйте с каждым сотрудником, определите цели и задачи работы, а в конце года осуществите контроль выполнения, опять-таки проведя переговоры с подчиненными. Если не контролировать действия сотрудников, порядка не будет. Если подчиненный знает, что его не будут контролировать, он сочтет, что ему не надо прилагать лишних сил и энергии. Контроль стимулирует сотрудника выполнять задание более качественно. Если начальник отказывается от контроля из-за страха вызвать недовольство собой, он сам же вредит своим подчиненным, которые замечают это (в отличие от руководящих кадров!). Если не контролировать подчиненного, он будет сто раз делать одну и ту же ошибку. В итоге, Вы просто потеряете свой статус руководителя.

Принципы контроля подчиненных:

Каждый сотрудник уникален и неповторим, поэтому нуждается в особом виде и способе контроля.

Хороший сотрудник будет сам себя контролировать во время работы. Такой самоконтроль - его долг. Вы должны осуществлять контроль результатов его работы.

Не выбирайте жестких форм контроля. Подчиненный не должен постоянно чувствовать себя под контролем. Это будет очень сковывать, а результативность от этого не станет лучше. Правильно организованный контроль будет восприниматься как содействие и поддержка.

Выбор стиля руководства по ситуации

Чтобы система была устойчивой, ее надо часто трясти. (Владимир Челомей)

Многие женщины-руководители спрашивают себя, какой они должны выбрать стиль руководства. Каждая ситуация требует и разного стиля руководства. Это как в воспитании детей: каждый ребенок неповторим. Нельзя всех детей воспитывать одинаково. Самая большая ошибка руководителей - всех "свести под одну гребенку". К сожалению, большинство начальников именно так и поступают.д.аже одним и тем же сотрудником надо управлять в разных ситуациях по-разному. На самом деле это достаточно просто. Рассмотрим возможные случаи.

Первый случай: "Сотрудник хочет и может". Сотрудник хочет и может выполнить конкретное задание. Как Вы можете управлять им? Даете задание, договариваетесь о времени проверки. Но даете подчиненному возможность самому выбрать способ выполнения задания. Такому работнику это просто необходимо. В противном случае руководитель просто демотивирует своего подчиненного. Второй случай: "Сотрудник хочет, но не может". У такого сотрудника просто не хватает творчества. Как же управлять таким сотрудником? Позвольте ему поучиться у других коллег. Как это не просто звучит, но многие начальники не делают этого. Они бросают подчиненных в холодную воду с головой и надеются, что они сами смогут выплыть. К сожалению, руководители часто не думают о реальных умениях и возможностях своих подчиненных или просто не видят их. Но об этом ни в коем случае забывать нельзя. Близорукость недопустима в деле руководства.

Третий случай: "Сотрудник может, но не хочет". На первый взгляд - настоящая дерзость! Но на самом деле причиной пассивности является отсутствие мотивации. Спросите своего сотрудника, почему он не хочет выполнять работу. Многие руководители уверены, что знают причины отсутствия желания работать. Однако сколько ясновидящих появилось в деле менеджмента! Но шутки в сторону. Если считаете, что знаете абсолютно все о своих сотрудниках, то глубоко ошибаетесь. А кто знает? Ваш сотрудник. Итак, что Вы делаете? Вы просто спрашиваете его: "Есть ли у Вас проблемы с выполнением задания? Чем Вы недовольны?"

Рассмотрим три так называемых демотиватора:

Отсутствие смысла выполнения задания. Сотрудник не хочет выполнять задание, так как не проникается смыслом выполняемой работы. Разъясните ему, какие цели преследуются, дайте понятие об отдаленных результатах. Однако Вы можете совершить ошибку многих руководителей: загружаете подчиненного лишними сведениями. Когда нужно остановиться? Тогда, когда сотрудник доволен и удовлетворен Вашими объяснениями.

Отсутствие положительного отношения к работе, заданию. Многие руководители считают, что сотрудники с большим удовольст-вием жертвуют собой ради фирмы. Но каждый человек в первую очередь делает то, что выгодно ему. Как разобраться в мотивации своих подчиненных? Для этого нужно обязательно побеседовать с ним. Любое задание или поручение имеет отношение к интересам самого сотрудника. Задача руководителя - выяснить характер этого отношения.

Скрытый конфликт между Вами и подчиненным. Подумайте, не сделали ли или не сказали ли Вы нечто, что могло обидеть Вашего подчиненного. Если вспомните, просто спросите: "Вас обидели мои слова?", а если не вспомните, то будет уместен вопрос: "Сделала ли я что-то, чем Вы не довольны. Или, возможно, Вы недовольны чем-то на фирме?" Чтобы задать подобные вопросы, необходимо определенное мужество.

Четвертый случай: "Сотрудник не может и не хочет". Как руководить таким сотрудником? Четко давайте ему задание, информируйте о всех мелочах выполнения. Обращайте особое внимание на этого сотрудника. Иначе он внесет хаос в работу других сотрудников.

Библиографический список

1. Баретт, Дж. Карьера: способности и выбор: тесты [Текст] / Дж. Баретт; пер. с англ. Ю.Р. Соколова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 204 с.

2. Грошев, И. Мужчины и женщины как руководители: различия в принятии решений [Текст] / И. Грошев // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 6. - С.115-120.

3. Даньковская, О.В. Женщина-руководитель: стиль и методы управления [Текст] / О.В. Даньковская // Библиотека. - 2009. - № 9. - С.72-74.

4. Ишутина, Е.А. Успешная карьера. Максимум пользы из минимума [Текст] / Е.А. Ишутина. - М.: "НТ ПРЕСС ООО", 2007. - 336 с.

5. Калигин, Н.А. Принципы организационного управления [Текст] / Н.А. Калигин. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 272 с.

6. Квинн, В. Прикладная психология [Текст] / В. Квинн. - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.: ил.

7. Кирсанова, П. Чтобы карьера была успешной [Текст] / П. Кирсанова // Путеводная звезда. - 2008. - № 6. - С.4-5.

8. Кольцова, И.С. Формула успеха современной женщины [Текст] / И.С. Кольцова. - М.: Изд-во "Эксмо-пресс", 2007. - 272 с.

9. Комаров, Е.И. Женщины оценивают женщину-руководителя [Текст] / Е.И. Комаров // Управление персоналом. - 2008. - № 1. - С.28-31.

10. Комаров, Е.И. Качества женщины-руководителя [Текст] / Е.И. Комаров // Управление персоналом. - 2008. - № 2. - С. 19-22.

11. Комаров, Е.И. Гендерный менеджмент [Текст] / Е.И. Комаров // Управление персоналом. - 2009. - № 11-12. - С.49-53.

12. Могилевкин, Е.А. Карьерный тьюторинг - психологическое сопровождение карьеры [Текст] / Е.А. Могилевкин // Управление персоналом. - 2007. - № 21. - С.44-47.

13. Молл, Е.Г. Управление карьерой менеджера [Текст] / Е.Г. Молл. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

14. Мучински, П. Психология, профессия, карьера (издание 7-е) [Текст] / П. Мучински. - СПб.: Питер, 2009. - 544 с.

15. Петрушин, В.И. Психология карьеры [Текст] / В.И. Петрушин. - М.: "Академический проект", 2008. - 207 с.

16. Поляков, В.А. Технология карьеры: практ. рук-во [Текст] / В.А. Поляков. - М.: Дело ЛТД, 2008. - 128 с.

17. Рогов, Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 336 с.: ил.

18. Родионова, Е.10 типов руководителей-женщин [Текст] / Е. Родионова // Лидеры образования. - 2008. - № 9 (нояб). - С.48-49.

19. Рыхлевская, Е. Как выбрать профессию [Текст] / Е. Рыхлевская // Абитуриент. - 2009. - № 9. - С.14-17.

20. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.В. Самоукина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 224 с.: ил.

21. Степанов, С.С. Слагаемые карьеры: Психология делового успеха [Текст] / С.С. Степанов. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2007. - 320 с.

22. Скавитин, А. Моббинг персонала: опыт зарубежных исследований [Текст] / А. Скавитин // Управление персоналом. - 2008. - № 8-9. - С.16.

23. Хащенко, В.А. Социально-психологический портрет деловой женщины [Текст] / В.А. Хащенко, Г.В. Турецкая // Психологическое обозрение. - 2009. - № 1 (2).

24. Чирикова, А.Е. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний [Текст] / А.Е. Чирикова // СОЦИС: Социологические исследования. - 2007. - № 1. - С.73-82.

25. Юрьева, К. Фанк по-русски. Женщина в бизнесе и в жизни [Текст] / К. Юрьева. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 2007. - 192 с.

26. Berckhan, B. Die etwas intelligentere Art, sich gegen dumme Sprьche zu wehren / B. Berckhan. - Mьnchen, 2008. - 160 s.

27. Braun-Hцller, A. Mit Strategie ans Ziel. Selbstmarketing und PR fьr Frauen / A. Braun-Hцller. - Mьnchen, 2009. - 152 s.

28. Haasen, N. Mut zu klaren Worten. Wie Frauen sich in Konfliktgesprдchen behaupten / N. Haasen. - Mьnchen, 2008. - 184 s.

29. Haucke, P. Gelassen und souverдn fьhren. Die Stдrken des weiblichen Fьhrungsstils / P. Haucke, A. Krenovsky. - Mьnchen, 2007. - 152 s.

30. Hoffmman, K. Authentisch und erfolgreich. Body-Mind-Coaching fьr Frauen / K. Hoffmman, G. Mьller. - Mьnchen, 2008. - 160 s.

31. Keuthen, M. Achtung: Kollegin. Wie Frauen mit weiblicher Konkurrenz souverдner umgehen kцnnen / M. Keuthen. - Mьnchen, 2009. - 140 s.

32. Nitzsche, I. Shielregeln im Job. Wie Frauen sie durchschauen und fьr sich nutzen / I. Nitzsche. - Mьnchen, 2008. - 160 s.

33. Weiner, C. Diva, Zicke, kleines Luder Lebenskьnstlerinnen lieben die Verwandlung / C. Weiner. - Mьnchen, 2009. - 208 s.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты