рефераты курсовые

Психология личности

b>2.2.5 Порядок рождения.

В системе взглядов Адлера важнейшим фактором, влияющим на стиль жизни, является порядок рождения.

Первенец. Положение старшего ребенка идеально до тех пор, пока он единственный ребенок в семье. Родители целиком посвящают себя ребенку, он находится в безмятежности. Рай заканчивается, когда в семье появляется второй ребенок. «У короля отнимают трон» - это огромная травма для ребенка. Он сначала начинает бороться за возвращение утраченной позиции, но это невозможно. Занятые родители обычно отвечают на трудное поведение наказанием. В результате старший ребенок сознательно приучает себя к изоляции, учится выживать в одиночку. Старший ребенок, по Адлеру, консервативен, стремится к власти и лидерству. Поэтому старший ребенок обычно ставится хранителем семейных ценностей и установок.

Единственный ребенок. У него нет необходимости конкурировать с братьями или сестрами, поэтому такие дети часто склонны конкурировать с одним из родителей. Ребенок долго находится «под крылышком» матери и всю жизнь ожидает от общества заботы и снисхождения. Стилем жизни такого ребенка обычно становятся зависимость и эгоцентризм. Важно, что такой ребенок никогда не делил свою позицию ни с кем, у него могут быть сложности общения со сверстниками.

Второй или средний ребенок. Перед его глазами всегда стоит пример старшего брата или сестры, поэтому он вынужден постоянно конкурировать с ними с позиции слабого. Он вынужден постоянно «догонять» старших, поэтому младшие дети обычно быстрее начинают ходить и говорить.

В результате второй ребенок вырастает честолюбивым и соперничающим. Он постоянно старается доказать, сначала в семье, затем в обществе, что он не хуже. Стилем жизни такого человека становится ориентация на достижения.

Последний ребенок. Положение младшего ребенка уникально по следующим причинам:

1. Он никогда не лишается своего привилегированного положения и всегда остается «малышом» и любимчиком. Его «обслуживают» не только родители но и старшие дети.

2. Младший ребенок, особенно в больших семьях не имеет ничего своего, ему приходится пользоваться чужими игрушками и донашивать чужие вещи.

3. Он вынужден постоянно подчиняться старшим детям, они старшие, им больше разрешено, а он должен «дорасти», поэтому младший испытывает сильное чувство неполноценности и зависимости.

Для младшего ребенка характерна самая сильная мотивация обойти других и добиться своего. В результате часто младшие дети становятся «самыми». Адлер считал, что младшие дети обычно становятся революционерами.

2.3 Аналитическая психология (Карл Густав Юнг)

2.3.1 Краткий биографический очерк

Карл Юнг родился в 1875 году в Швейцарии. Его детство прошло в Базеле, он был очень замкнутым ребенком, но прекрасно учился. Сын пастора, Юнг читал философскую и религиозную литературу, любил прогулки и природу. В школьные годы Юнг был поглощен мистикой, был уверен, что в нем существуют два разных человека.

Юнг учился в Базельском университете и получил диплом по специальности психиатрия. Он был продолжателем немецко-австрийского направления в психиатрии и учеником Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения».

В 1907 году Юнг познакомился с Фрейдом и произвел на него большое впечатление. Юнг идеально подходил для того, чтобы представлять психоанализ в научном мире - он не был евреем. Фрейд полюбил Юнга и присвоил ему символический титул «наследника и кронпринца». Юнг был избран президентом Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году. Но в 1913 году Юнг разорвал отношения с Фрейдом. Причины разрыва - и личные и теоретические, но форма разрыва - классический Эдипов комплекс.

В основе психологии Юнга лежат человеческие устремления и духовные потребности. Его теория - это фактически описание внутренней душевной борьбы, которая едва не привела его к сумасшествию.

Будучи увлеченным мистикой Юнг пережил короткий период увлечения идеями нацизма и от этого пятна Юнг пытался отмыться всю жизнь. Юнг много путешествовал и изучал разные культуры Азии, Африки и Америки и распространил полученные знания на свое понимание человека.

Юнг умер в возрасте 86 лет в Куснахте (Швейцария) в доме, который когда-то спроектировал сам и построил своими руками.

2.3.2 Структура личности

В теории Юнга синоним термина личность - душа. Душа, по Юнгу, это взаимодействие трех отдельных структур: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго - центр души. Сюда входят мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем себя, и позволяет оценивать результаты деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь забыты или подавлены. Концепция бессознательного Юнга сильно похожа на фрейдовскую, но Юнг делает упор на том, что бессознательное содержит в себе комплексы. Комплексы по Юнгу - скопление эмоционально окрашенных мыслей, чувств и воспоминаний, взятых индивидом из своего личного опыта или родовой памяти.

Юнг считал, что комплексы, окружающие обычные темы, могут оказывать очень сильное влияние на поведение человека. Например, человек с комплексом власти может расходовать большее количество психической энергии на все, что связано с властью и властной символикой. Фактически, в отличие от Адлера Юнг рассматривал не только комплекс неполноценности и превосходства, но и комплекс силы, денег, секса и любой другой области деятельности. По Юнгу комплекс формируется однажды и оказывает влияние на всю жизнь человека. Комплекс находится в бессознательном, уникален для каждого человека и оказывает влияние на человека, прорываясь в сознании.

Коллективное бессознательное. Совершенно новый компонент теории Юнга, не имеющий аналогов у Фрейда. Коллективное бессознательное - хранилище памяти всего человечества и даже наших догуманоидных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех людей и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Коллективное бессознательное складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

В теории Юнга коллективное бессознательное состоит из мощнейших психических образов, которые Юнг назвал архетипами. По-гречески это означает - первичная модель. Архетип - это врожденная идея или воспоминания, которые заставляют человека вести себя определенным образом.

Фактически архетипы - это не образы, а модели восприятия, заставляющие людей воспринимать мир относительно одинаково. Архетип имеет три компонента - эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Очевидно, что люди реагируют сходным образом на сходные события - конфликт с родителями, супругами, встречу со страшным животным или смертью человека.

Юнг считал, что архетипические идеи отражаются в сновидениях и выражаются в культуре в виде символов живописи, литературы и религии. Например, для большинства культур характерны символы мандалы - отображения душевной целостности и внутреннего единства. Количество архетипов у каждого человека бесконечно, но наиболее важными и общими являются: мать, ребенок, герой, мудрец, солнце, плут, Бог и смерть, персона, анима, анимус, тень и самость.

Персона - это социальное лицо человека, то есть то, как человек проявляет себя в отношениях с другими людьми. Персона - это инструмент социализации личности, но если этот архетип принимает слишком большое значение, то человек становится поверхностным и отчужденным от эмоций.

Тень - противоположность персоны - подавленная, темная сторона личности. В тени берут начало сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. По Юнгу тень - источник жизненной силы, творческого начала и спонтанности. Функция Эго в том, чтобы направлять энергию Тени в позитивное сознательное русло.

Анима - внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона. Анимус - бессознательная мужская сторона в женщине. Фактически это признание Юнгом бисексуальной природы человека. Основа этих архетипов двояка - биологическая (в организмах обоих полов вырабатываются гормоны и мужские, и женские) и социальная (в течение длительной совместной жизни и мужчины и женщины перенимают часть свойств друг друга).

Самость - самый важный архетип в типологии Юнга. Самость - это сердцевина личности, вокруг которой объединены все другие элементы. В теории Юнга развитие самости - главная цель развития личности. Символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности (круг, солнце, розетка и т.д.)

Эго-ориентация. В теории Юнга присутствует обоснование двух типов направленности - экстраверсия и интраверсия. Обе ориентации существуют одновременно, но одна из них становится доминирующей.

1. Экстраверсия - направленность интереса к внешнему миру. Экстраверт подвижен, разговорчив, контактен, внешние факторы для него самые важные.

2. Интраверсия - погруженность в свой внутренний мир, свои мысли и чувства. Он стремится к уединению, к созерцанию, склонен удаляться от объектов, сосредоточен на себе.

Выделение двух типов Эго-ориентации показалось Юнгу недостаточным и он ввел в свою теорию еще одну типологию, основанную на доминировании тех или иных психических функций. Четыре основные функции, выделенные им: мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мыслящий тип. Мышление по Юнгу - рациональная функция, поскольку мышление позволяет сделать суждение о жизненном опыте. Мыслящий тип строит свое поведение, основываясь на логике и сравнении аргументов.

Чувствующий тип. Чувство по Юнгу - вторая рациональная функция, противоположная мышлению. Чувство информирует нас об эмоциональной стороне жизненного опыта. Чувствующий тип сконцентрирован на эмоциональной стороне жизни и судит о вещах в категориях «плохой - хороший».

Ощущающий тип. Ощущения - первая иррациональная функция, непосредственное реалистичное восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущениях от стимулов окружающего мира.

Интуитивный тип. Интуиция - вторая иррациональная функция, опосредованное и неосознанное восприятие текущего опыта. Интуитивный тип больше полагается на предчувствия и догадки, бессознательные образы, символы и догадки.

Таким образом, каждый человек наделен всеми четырьмя психическими функциями, но одна из них всегда доминирует. Точно так же существуют у человека и обе эго-ориентации, из которых одна доминирует. Две эго-ориентации и четыре доминирующий функции образуют восемь типов личности: экстравертный мыслительный … и т.д.

2.4 Эго-психология (Эрик Эриксон)

После смерти З. Фрейда многие пытались переосмыслить ортодоксальный психоанализ, чтобы показать значение его процессов и проследить их развитие. Одним из таких ученых был Эрик Эриксон.

2.4.1 Краткий биографический очерк

Э. Эриксон родился в 1902 году в Германии в семье датчанина и еврейки. Однако, начиная с самого раннего возраста, его воспитанием занимался второй муж матери. Эриксон не получил никакого формального высшего образования, но был очень способен в области искусств и истории. Единственным образованием Эриксона было изучение психоанализа под руководством А. Фрейд в Вене с 1927 по 1933 год. В 1934 году Эриксон эмигрировал сначала в Данию, потом в США. Начиная с 1936 года Эриксон работал во многих крупнейших университетах США. Он скончался в возрасте 92 лет в Калифорнии.

2.4.2 Основные принципы Эго-психологии

Основными принципами Эго-психологии Э. Эриксона являются следующие:

а) важнейшая часть психики - Эго и его адаптивные способности;

б) любой психологический феномен есть сочетание биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов,

в) важнейшими для понимания человека является понимание изменений, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни;

г) главное - изучение нормы, а не патологии;

д) главное внутреннее чувство - чувство идентичности;

е) финансово важны и клинические наблюдения и культурологические и историографические исследования человека.

2.4.3 Эпигенетический принцип

Главным продолжением психологической теории Э. Эриксона является представление о том, что человек продолжает развиваться всю жизнь и в течение жизни проходит через несколько последовательных стадий. Это положение определяется определенным образом, который называется эпигенетическим принципом созревания: он состоит из двух частей:

1. Личность развивается ступенчато, переход от одного периода к другому определен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста.

2. Общество устроено так, что оно способствует и одобряет развитие социальных возможностей человека, поддерживает темп и направления этого развития.

Эриксон делит развитие личности на восемь последовательных стадий. Эпигенетическая концепция подразумевает, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время, и полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения через все последовательные стадии.

Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом - поворотом в жизни индивида, который возникает по достижении определенного уровня психологической зрелости и требований общества.

Каждая из восьми фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфичной эволюционной задачей - проблемой в социальном развитии, которая обязательно предъявляется человеку, но не всегда разрешается. Личность человека зависит от того, как преодолевается кризис. Каждый психосоциальный кризис содержит и негативные и позитивные компоненты. Если конфликт успешно разрешен личностью, то она обогатится новыми, позитивными чертами. Если конфликт остался неразрешенным, то в личность встраивается негативный компонент.

Качества, приобретаемые человеком на каждой стадии (или не приобретаемые) не снижают и не повышают его восприимчивость к следующим кризисам. Каждый психосоциальный кризис автономен. Эриксон предполагал, что время наступления определенной стадии задано генетически, и одинаковы для всего человечества.

2.4.4 Психосоциальные стадии развития личности

1. Младенчество: базальное доверие - базальное недоверие. Младенчество соответствует оральной стадии Фрейда и длится до 1 года жизни. В этот период ребенок испытывает абсолютное чувство доверия, или уверенности. Внешний мир для него - абсолютно спокойное и приятное чувство уверенности во многом бессознательно в этот период.

По Эриксону, степень развития у ребенка чувство доверия зависит от качества материнской любви и ласки. Доверие не зависит от пищи или родительской нежности. Оно связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства, причем младенцы должны доверять не только внешнему миру, но и внутреннему, они должны научиться доверять себе и научиться командовать своими физиологическими побуждениями. Развитие чувства доверия наблюдается тогда, когда ребенок спокойно переносит отсутствие матери.

В то же время ненадежность, несостоятельность матери, отвержение ею ребенка способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Чувство недоверия может усилится тогда, когда мать неожиданно отдаляется от ребенка (начинает работать, рождает следующего ребенка). Также чувство недоверия усиливается тогда, когда родители по разному относятся к воспитанию ребенка, он постоянно находится в состоянии неопределенности.

Укрепление чувство доверия в младенчестве нужно для того, чтобы дать человеку в дальнейшем возможность переживать фрустрации безмятежных психических последствий. Здоровое, нормальное развитие не есть просто развитие абсолютного чувства доверия. Удовлетворительное разрешение первого психосоциального кризиса это определение оптимального баланса между доверием и недоверием. Успешное разрешение кризиса и доверия - недоверия и приводит к проявлению у человека такого качества, как надежда, т.к. доверие переходит в способность человека надеяться.

2. Раннее детство: автономия - стыд. Приобретаемое чувство доверия дает ребенку некоторую самостоятельность или «автономию». Этот период соответствует анальному периоду Фрейда, т.е. возрасту 2-х - 3-х лет. До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от окружения почти полностью, зависят от окружения, но теперь у них развиваются начальные локомоторные навыки и они начинают исследовать свое окружение и действовать более независимо. Дети очень любят исследовать окружающий мир. Их установкой становятся: «Я то, что я могу».

Удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит от того, насколько родители дают детям самим контролировать свои действия. Автономия не означает, что ребенок получает неограниченную свободу. Автономия - это способность ребенка делать разумный выбор в определенных рамках.

Эриксон считал, что стыд у ребенка - это чувство, обратное автономии, это некий гнев на самого себя. Стыд появляется тогда, когда родители сами делают за детей то, что те могут сделать сами, или если родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще сделать не в состоянии.

Положительное разрешение этого кризиса приводит к развитию у человека силы воли. Человек с одной стороны имеет развитое чувство доверия, с другой - адекватно себя воспринимает в рамках функциональной автономии. Социальное выражение автономии - система правопорядка. Как и родители, закон должен быть справедливым и уважать права других, если общество хочет, чтобы его члены были в состоянии принять ограниченную автономию.

3. Возраст игры: инициатива - вина. Возраст игры соответствует дошкольному возрасту или фаллическому периоду в теории Фрейда. Общество требует от ребенка в этом возрасте активности, решения новых задач, похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется примитивная собственность и ответственность за нее.

В это время главным чувством ребенка становится: «Я - то, что я буду». Результатом этой стадии развития личности становится баланс инициативы и вины. Это зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственной воли. Если они поощряют фантазию, любознательность и творчество ребенка, то он чувствует поддержку своей инициативы. Чувство вины развивается у детей, которым не позволяют действовать самостоятельно. Кроме того, ребенок чувствует вину, если его наказывают за проявление любви к родителю противоположного пола. Эриксон соглашался с Фрейдом о сексуальной природе кризиса развития (ядерный комплекс), но его теория шире, она охватывает более широкую социальную сферу.

Социальная реализация степени инициативности это экономическая система общества. Если ребенок способен разрешить кризис этой фазы, то он будет способен плодотворно трудиться в будущем.

4. Школьный возраст: трудолюбие - неполноценность. Этот психосоциальный период продолжается от 6 до 12 лет. В начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные звания, обучаясь в школе. В этом возрасте у ребенка резко увеличиваются способность к логическому мышлению самодисциплине, а также способность выстраивать свое поведение в соответствии с социальными нормами и эффективно адаптироваться в среде сверстников.

В этом возрасте комплекс Эдипа уже в значительной степени сублимирован и выражается во внутреннем стремлении к мужественности. В понимании Эриксона ролевая идентификация в этом возрасте касается не только родителя одного с ребенком пола, но и всего социума. В этом возрасте также формируется экономическая сторона социальной жизни человека, если он будет инициативен, то в его поведении будут преобладать предпринимательские черты, он не будет просто рабочей силой.

5. Юность: Эго-идентичность - ролевое смешение. В теории личности Эриксона юность включает в себя период от 12-13 лет до 19-20 лет. В этом возрасте человек сталкивается с новыми социальными требованиями и новыми социальными ролями, которые ему приходится выполнять.

Компонент личности, который формируется при положительном решении кризиса в этом возрасте - это так называемая Эго-идентичность. Подросток должен собрать воедино знания о себе и своих социальных ролях (сын, дочь, студент, спортсмен, музыкант, пионер, хорист, друг и т.д.). Человек должен собрать эти знания в свою личную идентичность, которая представляет собой осознание себя, как в прошлом, так и в будущем.

Главное в позитивном разрешении кризиса Эго-идентичности заключается в том, чтобы подросток смог бесконфликтно собрать вместе свои социальные роли. Эго-идентичность представляет собой способность уравновешивать свои потребности со своими социальными возможностями и одаренностью. Чувство Эго-идентичности дает возможность почувствовать уверенность.

Результат кризиса, разрешившегося негативно - это ролевое смешение. В этом случае в человеке конфликтуют требования общества и внутренние возможности. Подросток ощущает свою неприспособленность, никчемность, деперсонализацию. Но не достижение Эго-идентичности на одной стадии не означает «проклятья на всю жизнь». Жизнь - это бесконечные изменения и ролевое смешение на одном этапе не обязательно приводят к необратимым последствиям.

В большинстве социальных систем существует определенный интервал между юностью и взрослостью. Таким интервалом часто является система высшего образования, которая дает подросткам попробовать себя в разных социальных ролях, чтобы решить, что им нужно. Другие примеры: в Западной Европе молодые люди много путешествуют, приобщаются к различным культурам и религиям, прежде чем найдут свое место в обществе.

Психологическое качество, которое приобретает человек в этом возрасте это верность, т.е. способность быть привязанным к определенной системе ценностей. Социальным результатом этого кризиса Эриксон считает идеологию, т.е. образ мира, необходимый для поддержания коллективного чувства идентичности.

6. Ранняя зрелость: интимность - изоляция (20-25 лет). Эта стадия соответствует периоду ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В этом возрасте люди уже встают на ноги. Как и Фрейд, Эриксон считал, что только в этом возрасте люди становятся способны к полноценным интимным отношениям, как в сексуальном, так и социальном плане.

До этого времени сексуальные отношения - это способ достижения Эго-идентичности, а теперь сексуальные отношения это способ реализации интимности. Эриксон считал, что интимность это способность разделить свою идентичность с идентичностью другого человека, не боясь, что потеряешь что-то. Именно этот социальный аспект интимности, Эриксон рассматривал, как необходимое условие прочного брака. Он считает, что настоящего чувства интимности нельзя достигнуть до тех пор, пока не достигнута ролевая идентичность. Таким образом, интимность в понимании Эриксона это больше чем сексуальная близость, это симпатия, открытость между друзьями, способность целиком отдать себя кому-то.

Обратная сторона медали - излишняя поглощенность собой или избегание отношений с людьми. Такие люди ограждают себя от интимности, так как боятся повышенных требований и риска, связанных с ней. Человек, не достигший необходимого уровня интимности, во-первых, вступает только в формальные, поверхностные контакты с сослуживцами, во-вторых, может сформироваться в антисоциальный тип личности.

Положительным качеством, которое человек может вынести из этого кризиса является любовь. По Эриксону, любовь - это способность проявлять заботу, уважение и ответственность. Социальным отражением этого периода является этика. Это уважение к интимности других людей и желание (и ожидание) сохранения своей.

7. Зрелость: продуктивность - инертность (26 - 65 лет). Продуктивность - это озабоченность человека не только благополучием следующего поколения, но и состоянием общества в будущем. Каждый человек, по Эриксону, когда-то понимает, что он ответственен за все человечество, за всю культуру. Если этого не происходит, то человек не достигает продуктивности. Таким образом, продуктивность это забота старшего поколения о тех, кто придет на смену. Те люди, у которых не возникает продуктивности, постепенно приходят в состояние самопоглащенности, при котором человек заботится только о себе.

Если у взрослого человека кризис закончился достижением продуктивности, то появляется положительное качество - забота, т.е. чувство, что кто-то или что-то имеет значение.

8. Поздняя зрелость: Эго-интеграция - отчаяние (65 лет - смерть). Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают достижения и неудачи. Здоровье уходит, и человек должен смириться.

Эго-интеграция - это способность оглянуться назад и сказать «Я доволен». Отчаяние - это обратная сторона медали.

2.5 Социокультурная теория личности (Карен Хорни)

Автором социокультурной теории личности является Карен Хорни немецко-американский психоаналитик, последователь идей Фрейда. Толчком для формирования социокультурного подхода послужили три основных соображения:

1. Хорни считала, что физическая анатомия не играет решающей роли в психологических различиях между женщинами и мужчинами. Она утверждала, что заявление Фрейда о «зависти к пенису» являются нелогичными.

2. Хорни была убеждена в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида.

3. Существуют огромные различия в личностной динамике, что явилось результатом влияния культурных факторов.

На основании этих трех предпосылок Хорни делает вывод о том, что в основе патологии личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

2.5.1 Развитие личности

Хорни соглашалась с Фрейдом в том, что детские переживания играют важную роль в формировании зрелой личности. При этом она отвергала мнение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий. Хорни считала, что решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения ребенка с родителями.

По Хорни, в детстве у человека существуют две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение включает все основные жизнеобеспечивающие функции ребенка: еда, сон и т.п. Хорни считала, что эти потребности не играют основной роли в формировании зрелой личности.

Главной в развитии личности ребенка является потребность в безопасности. Для маленького человека главное - быть любимым, желанным и защищенным от опасностей внешнего мира. В удовлетворении этих потребностей ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинное тепло и любовь в отношении к ребенку, то его потребность в безопасности будет удовлетворена. Если у ребенка происходит фрустрирование этой потребности по разной причине, то главным результатом будет формирование патологической личности - у ребенка появляется установка базальной враждебности. Ребенок как бы психологически разрывается - он зависит от родителей и в то же время испытывает к ним чувство обиды и враждебности.

Такой конфликт приводит к срабатыванию такого защитного механизма, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины. Эти мотивы играют роль психологической защиты, цель которой - выживание через подавление враждебных чувств по отношению к родителям.

Подавление чувства негодования и враждебности, изначально направленные на родителей, проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у ребенка наблюдается базальная тревога, т.е. ощущение одиночества и безопасности перед лицом опасного окружающего мира. Хорни считала, что именно базальная тревога является главной причиной формирования неврозов.

2.5.2 Невротические потребности

Чтобы справиться с базальной тревогой человек может использовать особые защитные механизмы, причем бессознательно. Эти механизмы получили название невротических потребностей.

1. В любви и одобрении - ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других, повышенная чувствительность и восприимчивость к любой критике.

2. В руководящем партнере. Чрезмерная зависимость от окружения и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве. Переоценка любви - уверенность в том, что любовь может решить все.

3. В четких ограничениях. Человек предпочитает такой жизненный стиль, когда главное значение имеют ограничения и запреты.

4. Во власти. Доминирование и контроль над другими, как самоцель, презрительное отношение к слабости.

5. В эксплуатировании других. Человек боится, что его «кто-то» использует, поэтому боится выглядеть «тупым» в глазах других. При этом не желает предпринять что-то, чтобы их перехитрить.

6. В общественном признании. Человек хочет быть объектом восхищения со стороны других, формирует свое мнение о себе в зависимости от социального статуса.

7. В восхищении собой. Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений, потребность в комплементах и лести со стороны окружающих.

8. В честолюбии. Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия. Очень сильный страх неудачи.

9. В самодостаточности и независимости. Человек избегает любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств, дистанцируется от всех и всего.

10. В безупречности и неопровержимости. Человек пытается поддерживать впечатление совершенства и добродетели, пытается быть непогрешимым и безупречным во всех отношениях.

Хорни считала, что перечисленные потребности существуют у всех людей. Они помогают нам справляться с чувствами отверженности и беспомощности, неизбежными в жизни. Здоровый человек легко меняет одну форму поведения на другую, в зависимости от обстоятельств. Невротик же принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей.

2.6 Гештальт-психология (Фриц Перлз)

Основателем гештальт-подхода к индивидуальности и психотерапии считается Фриц Перлз. Перлз получил образование нейропсихиатора в Берлинском университете и занимался психоанализом вместе с Карен Хорни начиная с 1926 г. огромное влияние на Перлза оказали теории Вильгельма Рейха о физиологических проявлениях психологических явлений.

Позже Перлз испытал влияние экзистенционализма. Тогда он пришел к выводу, что человек сам создает мир, в котором он живет и должен сам отвечать за то, что в нем происходит. Изначально взгляды Перлза базировались на фрейдистских позициях, теперь, вместо того, чтобы искать проблемы человека в его прошлом, Перлз стал исследовать то, как люди приспосабливаются к настоящему.

Гештальт-психология исходит из того, что человек не только участвует в процессе восприятия, но и сам активно влияет на этот процесс. Кроме того, гештальт-психология предполагает, что сопротивление, возникающее у человека при попытках изменения или понимания самого себя, несет не только психологические, но и физиологические, телесные проявления. Он считал, что сопротивление изменениям можно преодолеть, воздействуя на тело. Перлз считал, что сопротивление выражается в невербальном поведении, или «языке тела», при этом тесты, мимика, манеры и позы содержат информацию, о которой человек даже не подозревает.

2.6.1 Фигура и фон

Если анализировать процессы восприятия исходя из принципов гештальт-психологии, можно прийти к выводу, что люди не просто воспринимают информацию, а организуют ее определенным образом. Наиболее значимые составляющие занимают в сознании центральное место, а менее значимые отходят на задний план. Перлз предположил, что процессы в ходе которых формируется какой-то психологический феномен, например потребности, периодически сменяют друг друга.

Теория гештальт-психологии гласит, что функционирование всех организмов подчиняется принципу саморегуляции. Люди также поддерживают динамическое равновесие (гомеостаз) посредством осознания возникающих потребностей и удовлетворения по мере появления. При возникновении какой-либо потребности на нее переключается большая часть внимания, а все остальное отходит на задний план. Например, кто-то готовится к экзамену, но внезапно понимает, что пора в туалет, экзамены мгновенно отходят на второй план, потому что в туалет пора уже не идти, а бежать.

Соотношение между фигурой и фоном является важнейшим в гештальт-психологии. Считается, что процессы саморегуляции организма основаны на постоянном формировании и завершении фигур или гештальтов. Гештальт - это система или конфигурация, у которой нельзя ничего изъять, не разрушив ее при этом полностью. Гештальт всегда формируется в контексте поля или фона. Мы выбираем из поля то, что для нас значимо, что интересно, это и составляет гештальт. Фигурой может стать гнев, радость, любовь или сексуальное влечение, тогда другие аспекты существования отходят на второй план.

Как только потребность удовлетворена, гештальт теряет свое значение, уступая место новому. Если потребность удовлетворить не удается, тогда гештальт не может быть завершен. Например, если человек злится на кого-то, но не может выразить свою злость, то чувство злости остается внутри его психики. Задачей гештальт-психотерапевта является помощь человеку в осознании нереализованных гештальтов. Тогда гештальт завершается и становится возможной работа над другими важными проблемами.

2.6.2 Осознание и сосредоточенность на настоящем

Способность формировать четкие гештальты и завершать их зависит от умения сознавать свое состояние в каждый конкретный момент. Чтобы удовлетворить свои потребности индивид должен постоянно находиться в контакте со своим внутренним и внешним миром.

Внутренняя зона сознания содержит те процессы и события, которые происходят в нашем теле. Например, когда мы замерзаем - одеваемся потеплее, устаем - ложимся спать. В зонах внешнего мира происходят события, которые доходят до сознания в виде необработанных сенсорных сигналов, например, громкого шума. Информация, поступающая из внутренних или внешних зон, не интерпретируется и не фильтруется.

Кроме внутренних и внешних существуют еще и средние зоны, или зоны фантазий. Они включают мысли, фантазии, убеждения, установки и все, что поддается рассудку.

Перлз считал, что невротичность является результатом склонности фокусировать свое внимание на средних зонах в ущерб внутренним и внешним.

2.6.3 Полярности

Полярность - единичный оценочный конструкт или континуум. Полюсами такого конструкта могут быть, например, «плохое - хорошее». В соответствии с гештальт-психологией, человек организует свое восприятие внешнего мира через полярности. Каждый из нас испытывает противоречивые чувства: мы и любим, и ненавидим своих родителей, мы благодарны тем, кто нам помог и одновременно за что-то обижены на них. Полярности не являются несовместимыми, они выступают как неразрывное единство при формировании гештальта. Если человек принимает оба полюса, то он может лучше осознать себя, свои потребности. Через полярности может быть описано и функционирование отдельно взятой личности. Личность рассматривается как целостное образование, состоящее из двух компонентов: Эго и Ид.

Когда доминирует Эго, человек способен отличать то, что присуще ему, от того, что присуще внешнему миру. Когда преобладают побуждения из области Ид, индивид находится в тесном контакте с внешним миром, границы индивидуальности становятся размытыми. Таким образом, Эго выделяет фигуру из фона, а Ид завершает гештальт, после чего фигура сливается с общим фоном.

2.6.4 Защитные функции

Большинство проблем, с которыми сталкивается человек - это результат неадекватных взаимодействий Эго с внешним миром. В гештальт-психологии выделяют четыре основных механизма, используемых при контакте Эго с окружающим миром: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция.

Слияние - это невротический механизм избежания контакта. Слияние имеет место в тех случаях, когда личность не ощущает границы между собой и другими. Человек считает, что мысли и чувства окружающих такие же как и у него самого, а узнав, что это не так, чувствует себя отверженным.

Ретрофлексия буквально означает «резкий поворот на себя». При ретрофлексии граница между личностью и окружающим смещается как бы к центру личности, так, как он сам относится к другим людям или объектам. Вместо того, чтобы направить свою энергию на те обстоятельства, которые мешают удовлетворению потребностей, человек обращает ее на себя. Таким образом, первоначальный конфликт с окружением переносится на себя.

Интроекция - это восприятие чужих убеждений и установок без критики, без попыток привести их в соответствие со своими. Интроекция - это чужие мысли и чувства, которые были приняты без анализа и поэтому не стали частью личности. В результате вся энергия индивида уходит на то, чтобы примирить мысли и установки, которые непримиримы между собой. Наиболее ранние интроекции внедряются в личность родителями.

Проекция противоположна интроекции. При проекции человек переносит на окружение ответственность за то, что имеет причину в нем самом. Примером могут быть постоянные жалобы на жестокость судьбы и черствость окружающих. «Комната с зеркальными стенами».

Зрелость. Чтобы достичь зрелости, индивид должен преодолеть свою потребность в получении поддержки со стороны окружающих и найти новые источники поддержки в самом себе. В гешальт-психологии рассматривается в основном эмоциональная зрелость.

2.7 Диспозициональная теория личности (Гордон Олпорт)

В основе диспозиционального направления персонологии лежат два главных принципа:

1. Люди обладают определенным набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. Эти предрасположенности и есть диспозиции или черты личности. Это означает, что люди обладают определенным постоянством в своих поступках, мыслях и эмоциях. Черты личности люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

2. Нет двух людей, абсолютно похожих друг на друга. Главный теоретик диспозиционализма - Гордон Олпорт - считал, что каждая личность уникальна и ее уникальность лучше всего может быть понята через определение конкретных черт личности.

Главной задачей Олпорта было именно определение самого понятия личности. В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт проанализировал более 50 различных определений личности. В результате Олпорт приходит к выводу «Личность - это объективная реальность» вместе с тем, такое определение крайне неточно, поэтому Олпорт развивает его. «Личность - это динамическая организация всех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Важно, что Олпорт делает упор на динамичности личности. Таким образом, личность - не статичная сущность, поведение человека постоянно меняется и эволюционирует. Одновременно с этим Олпорт упирает на то, что в структуре личности присутствуют и чисто психические и соматические элементы. Кроме того, личность, по Олпорту - это не готовая картина, а определенное русло, в котором функционирует и развивается человек.

Олпорт отмечал, что в качестве синонимов личности часто используются термины «характер» и «темперамент».

Характер в понимании Олпорта - это социальная сторона психики, связанная, в первую очередь, с моральными стандартами или системой ценностей. Характер, по сути, есть понятие этическое.

Темперамент, наоборот, - некий первичный материал, из которого строится личность. Темперамент включает в себя в основном генетически обусловленные аспекты эмоциональности человека. Темперамент - это одна из единиц одаренности личности, поэтому он может стимулировать, а может ограничивать развитие личности.

2.7.1 Черта личности

Олпорт в своей концепции выводит понятие черты личности, которую он считал наиболее валидной единицей анализа для изучения индивидуальности. Черта личности - нейропсихическая структура, способная преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные формы поведения. Таким образом, черта личности - склонность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Например, если человек общителен, то он будет без конца болтать и дома, и на работе, и в кругу друзей. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Черты - это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обуславливающих множество похожих реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызывать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций может иметь одинаковое функциональное значение.

Черты личности характеризуются следующими свойствами:

1. Черта личности - не только обозначение, она существует в реальности и играет важную роль в жизни каждого человека.

2. Черта личности есть нечто более обобщенное, чем привычка или условный рефлекс. Фактически, черты личности предопределяют развитие привычек, а привычки, слившись воедино, образуют черту личности (например, опрятность).

3. Черта личности является определяющим элементом поведения. Черты личности побуждают такие формы поведения, в которых данные черты наиболее полно проявились бы.

4. Существование черт личности можно установить эмпирически. Несмотря на то, что черты личности нельзя наблюдать непосредственно, их можно «выследить», изучая анамнез или историю болезни, биографию, а также статистически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт, т.е. черты как бы перекрывают друг друга. Например, проницательность и чувство юмора очень связаны между собой, хотя это все же разные вещи.

6. Черта личности может выступать как индивидуальная и как типологическая характеристика. В первом случае нужно рассматривать влияние конкретной черты на жизнь индивида, а во втором - построить валидную школу по этой черте и на ее основе изучать индивидуально-типологические различия.

8. То, что поступки или даже привычка не согласуются с чертой личности, не говорит об ее отсутствии. Это несоответствие может быть обусловлено временными или казуальными факторами.

Перечисленные свойства черт относятся к так называемым общим чертам личности, которые в той или иной мере присущи всем людям и, по существу, легко изменяемы и могут быть использованы для сравнения людей между собой. Кроме общих черт существуют так называемые индивидуальные, т.е. такие, которые не допускают сравнения с другими людьми.

Олпорт предложил выделять три типа диспозиций (черт личности):

1. Кардинальные диспозиции настолько характерны для человека, что практически все поведение человека можно свести к ее влиянию. Такая черта не может оставаться скрытой, она всегда заметна для окружающих. Примерами существования кардинальных диспозиций являются т.н. харизматические личности: Скрудж, Дон Жуан, Макиавелли .

2. Центральные диспозиции. Не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие черты личности. Это особые строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции можно сравнить с теми главными качествами, которые мы приводим в резюме. Число центральных диспозиций относительно невелики. Герберт Уэллс считал, что их всего две: стремление к порядку и противоположному полу.

3. Вторичные диспозиции. Это менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и менее пригодные для характеристики личности черты. Это, например, предпочтения в еде и одежде.

2.7.2 Проприум

Конечно сами черты личности, разделяемые между собой, не дают целостной характеристики личности. Должно существовать нечто, объединяющее и цементирующее индивидуальность. Это термины такого уровня, как Эго или стиль жизни. Эти термины очень неточны и содержат очень много семантических неясностей. Поэтому Олпорт вводит новый термин - проприум.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты