p align="left">встречи школьников со специалистами по различным професси-ям (при условии специального отбора и психолого-педагогичес-кой подготовки таких специалистов по профессии);
познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
профориентационные уроки со школьниками как система заня-тий (а не как отдельные «мероприятия»);
учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень про-блематично для РФ, так как показывать почти нечего);
беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным воп-росам);
открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профкон-сУльтанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, Для клиентов, выбирающих массовые профессии, т. е. для боль-с Инства, это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);
опросники профессиональных способностей (требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдыва ют себя применительно к профессиям с особыми условиями тр\ да; для большинства же профессий «профпригодность формир5 ется в самой трудовой деятельности» -- по Е. А. Климову);
«личностные» опросники (для их использования требуется осе бая подготовка профконсультантов, понимание смысла и огранг чений применения такого типа опросников в профконсультащц По-настоящему личность нельзя «просчитать» (возникает мае проблем); настоящий личностный тест -- это поступок человек; ответственные моменты жизни (например, на «референдумах» при «голосованиях», когда испытывается способность против" стоять изощренной пропаганде); иногда о человеке можно мног сказать и по его поведению в общественном транспорте; таг-образом, получается, что тест на «личность» -- это, с одной с роны, поступок глобального масштаба, но, с другой сторо! это проявление своей нравственной позиции в «мелочах» жиз* так что очень сложно оценить личность в обыденном, «усредне ном» режиме жизни;
проективные личностные тесты (требуется особая подготов профконсультанта для их использования);
использование различных игровых и тренинговых ситуаций, моделируются различные аспекты профессиональной деятельности, что позволяет строить прогнозы относительно будущего про-фессионального поведения участников этих процедур;
исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека бе-рут на работу с «испытательным сроком»);
использование различных тренажеров, где не только отрабаты-ваются трудовые навыки, но и изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
14.Психология труда:
1.основной раздел
1.Психология труда в традиционном варианте, где изучаются психофизиологические основания труда, история развития знаний о труде, теоретико-методологические основы псих. труда, психол-кие хар-ки трудовой и конкретной проф-ной д-ти, выд-ние проф-но важных кач-в, развитие чела в труде, проф-ные кризисы и деструкции л-ти в труде и т.п.
2.Инженерная психология, изучающая информ-ное вза/дей-вие чела со сложной техникой, а также различные хар-ки и функц-ные состояния чела-оператора.
3.Психология управления (в более современном звучании - организационная психология), изучающая иерархические взаимоотн-ния работников в условиях орг-ции, а также условия оптимизации этих взаимоотн-ний в целях повышения производ-сти труда, личностного развития работников и трудовых колл-ов.
4.Профориентация. При этом сама профориентация предполагает следующие направления: профинформацию, профрекламу, профпросвещение, профдиагностику, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии, морально-эмоциональную поддержку клиента и т.п.
5.Профессиональное образование: профессиональное обучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку самоопределяющейся в труде личности.
6.эргономика-изучает труд.д-ть чела в системе «чел-техника-среда» с целью обеспечения ее эф-сти,безопас-ти и комфорта.
2.дополнительный раздел
-психогигиена труда
-психофизиология труда
-пс-гия маркетинга,менеджмента
-профориентация инвалидов
-космическая психология
СВЯЗЬ СО СМЕЖНЫМИ НАУКАМИ:
Общая псих-ия(психич.пр-сы)
Клиническая и спец.пс-гия
Соц.пс-гия
Возр.пс-гия
Экономика
Акмеология
Анатомия
15. Климов выд-л неск-ко сфер д-ти,где м.работать специалист по псих.труда:
1.отдел научной орг-ции труда предприятия
2.начно-практич.исслед-кая лаборатория
3.проектные орг-ции
4.кабинеты профориентации и проф.консульт-ния
5.метод.кабинеты проф.образ-ния в составе психол.службы
6.методич.кабинеты при школах и др.ОУ
16.Понятие эргатической системы.
Под эргатической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в более развернутом виде - это система "человек - машина - среда - социум - культура- природа".
Эргатическая система - это сложная система управления, составной элемент которой - человек-оператор (или группа операторов), например, система управления самолетом, диспетчерская служба вокзала, аэропорта.
Сложная целеустремленная
Эргатическая функция
Е.А. Климовым выделены также основные "эргатические функции", которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности (см. Климов, 1988. С. 29-39). Напомним, что под эргатической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в более развернутом виде - это система "человек - машина - среда - социум - культура- природа". Сама эргатическая функция определяется как "любое уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, т.е. - это любая трудовая функция (функция эргатической системы). Например, работник не может найти нужный инструмент (нужный документ) - у него нет порядка (условия не соответствуют работе). Следовательно, надо навести порядок, т.е. привести в соответствие цели труда, средства и условия.
Можно выделить следующие основные группы эргатических функций:
духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука);
производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, средства массовой информации - СМИ, планирование - экономика, управление крупными социально-экономическими и политическими системами);
производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем);
материальное производство (оперативно-гностическое - обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое - организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда - транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда).
Эргатическая функция - сложная функция управления, составной элемент которой - человек-оператор.
Е.А. Климовым выделены эргатические функции, которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности. Сама эргатическая функция определяется как "любое уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, т.е. - это любая трудовая функция (функция эргатической системы). Например, работник не может найти нужный инструмент (нужный документ) - у него нет порядка (условия не соответствуют работе). Следовательно, надо навести порядок, т.е. привести в соответствие цели труда, средства и условия.
17. Особенности делового общения
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
· нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
· наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.
Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
· Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
· Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
· Обсуждение интересующей проблемы;
· Решение проблемы.
· Завершение контакта (выход из него).
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
Виды делового общения.
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся:
· Приветственная речь;
· Торговая речь (реклама);
· Информационная речь;
· Доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды:
· Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
· Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
· Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
· Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
· Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.
Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию общение может быть разделено на:
· Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
· Когнитивное - обмен знаниями;
· Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
· Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
· Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
· Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
· Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
· Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Джен Ягер выделяет шесть основных принципов:
1. Пунктуальность (делайте все вовремя).
2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего).
3. Любезность, доброжелательность и приветливость.
4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе).
5. Внешний облик (одевайтесь как положено).
6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком).
18. Инвариантный образ мира -- психологическое понятие, абстрактная устойчивая модель, описывающая общие черты и видения мира различными людьми и характерная для этих лиц. Инвариантный образ мира непосредственно соотнесён со значениями и другими социально выработанными опорами, а не с личностно-смысловыми образованиями как таковыми. При этом у каждого человека может быть n-ое количество таких образов и они могут образовывать устойчивую систему внутри его собственного субъективного образа мира. С теоретической точки зрения инвариантных образов мира может быть сколько угодно -- это зависит от социальной структуры социума, культурных и языковых различий в нём и т. д.
Понятие инвариантного образа мира ввёл в современную психологию А. А. Леонтьев. В качестве примера он приводит «профессиональный образ мира», который складывается у людей, обучившихся одной и той же профессии. А сам процесс обучения им понимается как формирование инвариантного образа мира, который служит человеку опорой для социально и когнитивно адекватного восприятия мира и эффективной деятельности в нём.
Специфика профессионально-педагогического образа мира обнаруживается в наличии у него, кроме свойственных физической реальности координат пространства и времени, дополнительного квазиизмерения - системы смыслов, воплощающей в себе результаты предшествующего развития педагогики. В основе индивидуального образа мира лежит субъективный социокультурный опыт учителя. Он динамичен, не является застывшим, выступает в качестве интегратора взаимодействия педагога с действительностью.
Профессиональный образ мира нельзя сформировать. Он не может быть "задан", так как глубоко индивидуален. В отличие от профессиональной картины мира, он эмоционально наполнен, уникален, поскольку принадлежит конкретному человеку, его создавшему.
Чтобы помочь детям самоопределиться и обрести себя, каждый из нас, взрослых, по мнению Г. С. Батищева, должен научиться искать и находить свое подлинное личностное ядро. Это значит, что построение педагогической деятельности на основе профессионального образа мира ни в коем случае не может замыкаться на учебном предмете. Ее основной направленностью является взаимодействие участников образовательного процесса. Учебный предмет из цели превращается в средство педагогической деятельности как взаимодействия с Другим.
Профессиональный образ мира в статике, по Ю. В. Сенько, включает 1) ценности и смыслы образования (аксиологическая составляющая), 2) представление о взаимодействии "учитель-ученик", "преподаватель-студент" (онтологическое основание), 3) стиль педагогического мышления (методология). Три источника профессионально-педагогического образа мира обусловливают и дополняют друг друга.
Таким образом, в профессиональной педагогической деятельности составляющие образа мира педагога (ценности и смыслы, онтологические основания, методология) активно влияют на оценку наличной социокультурной ситуации, в которую педагог включен, "вычерпывание" из нее педагогической задачи, поиск и реализацию путей ее решения, анализ полученных результатов, выдвижение новой цели.
Важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является образ мира профессионала, который у разнотипных профессионалов складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире. Индивидуальный образ мира детерминируется не условиями жизни и деятельности, а структурой индивидуальной активности, то есть совокупностью реализуемых в этих условиях деятельностей (образом жизни). При этом отмечается, что большинство специалистов не только трудятся на своем посту, но и ведут профессионально специфичный образ жизни. Многие «объективно» сложные и даже экстремальные условия жизни или профессиональной деятельности трансформируются в образе мира субъекта в положительные, если субъект находит смысл пребывать в этих условиях.
Взаимовлияние индивидуального образа мира и образа жизни является психологическим механизмом их развития. Соответствие структур образа мира и образа жизни обеспечивается их адекватностью окружающим условиям жизни, а рассогласование, возможно, является психологическим механизмом различных когнитивных, личностных, операциональных и профессиональных затруднений.
Согласно модели деятельностной структуры образа мира, включающей в себя, соответственно, мотивационный и целевой слои образа мира и слой внутренних условий, интегральная система значений человека структурирована индивидуальной иерархией мотивов и мотивационно-целевыми связями
19. Е.А. Климов выделил следующие значения употребления понятия "профессия":
область приложения сил человека (как субъекта труда);
общность людей-профессионалов;
подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу;
деятельность, сам процесс реализации трудовых функций.
Позднее Е.А. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия":
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни.
2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога.
3. Профессия как деятельность и область проявления личности.
4. Профессия как исторически развивающаяся система.
5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (например, самим психологом). Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов.
"Формула профессии". Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации
Сама "Формула профессий" рассматривается как основа построения "Схемы анализа профессий". В традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности (см. Климов, 1990):
типы профессий выделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - З; художественный образ - Х;
отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; механические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф;
группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная ответственность - М; экстремальные условия - Э.
Например, с помощью "Формулы профессий" можно было бы так "закодировать" профессию "повар": предмет труда - природа (П) и художественный образ (Х), цели труда - преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда - ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н).
К сожалению, при практическом использовании "Формулы профессий" в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения
20.Понятие профессионализма в психологии. Уровни профессионализма.
Профессии - исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой ЗНУ, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.
Профессия (с тчк. зр. конкр. чел.)- это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию и средство личностной самореализации.
Специальность - один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, но направленный на достижение более частных, промежуточных результатов.(инж.-иссл., инж.-преподават., инж.- констр.)
Профессионализм - внутренняя характеристика личности, обладающей необходимым нормативным набором психических качеств, позволяющих ей осуществлять деятельность на высоком уровне и достигать значительных профессиональных результатов.
Компетентность - знания, умения и опыт руководителя в той или иной области жизнедеятельности.
Уровни профессионализма
Допрофессионал
Человек работает как новичок, не овладев еще нормами и правилами проф. деятельности, не достигая высок. и творч. результатов в труде.
Профессионал
Чел. усвоил нормы, правила проф. Д., сознательно выбирает свои цели в труде, превращая работу в свободный труд, превращаясь из деятеля, специалиста в субъект труда, в профессионала.
1 этап адаптации чел. к профессии - первичное усвоение норм, менталитетов, необходимых приемов и техник, технологии профессии.
2 этап самоактуализации в профессии - осознание своих возможностей, начало саморазвития ср-ми профессии, максимальн. самореализация в Д
3 этап свободного владения профессией, в форме мастерства, гармонизация человека с профессией, усвоение высоких стандартов, воспроизведение на выс. ур-не ранее созданных разработок, методик.
Супер-профессионал
Расцвет, высокие достижения и творческие успехи. Человек превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, профессионала-универсала, проявляется творческое обогащение профессии своим личным вкладом.
1 этап свободного владения профессией в форме творчества, обогащение специалистом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, авторский вклад в Д., достижение вершин (акме).
2 этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой
3 этап творческого самопроектирования как личности профессионала, т.е. формирование у себя ранее отсутствующих псих. и проф. качеств, самостроительство, самосозидание, достижение вершин в развитии своей личности.
Пост-профессионал
По причине пенсионного возраста человек может стать экс-профессионалом, консультантом, наставником, экспертом, щедро и ненавязчиво делящимся своим проф. опытом, опытом достижений и ошибок
Профессионал это специалист, овладевший высокими уровнями проф. деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой инд. творческий вклад в проф. деятельность, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей Д. и повышающий престиж своей профессии в обществе.
Стороны и критерии профессионализма
При анализе проф. стороны жиз-ни человека необходимо преодоление технологических и тех-нократических мифов, когда профессионализм рассматривается как овладение прежде всего новыми технологиями, средствами, разл. “ноу-хау”, и когда в тени остаются мотивы поведения человека. На самом деле при рассмотрении и оценке профессионализма чел. большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутр. ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд. В погоне за новыми технологиями мы иногда сталкиваемся с тем, что “техника” есть, а духовности (святости”) в труде нет.
СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
- мотивационная сфера проф. Д (какие мотивы побуждают чел., какой смысл имеет в его жизни проф. Д, какие цели он лично стремится достичь, насколь-ко он удовлетворен трудом и т.д.)
- операциональная сфера проф. деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет).
21.Понятие профессионально важных качеств (ПВК).
Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК.
Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: 1) у человека уже есть °пределенные качества, и при освоении профессий происходит Их перестройка в соответствии с особенностями данной профес-сиональной деятельности; 2) общая логика такой перестройки Деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с проф-ной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального си деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала.
22.Кризис проф.стан-ния-изм-ние темпа и вектора проф-ого развития л-ти.
Факторы детерминирующие кризисы:
1.возростные психофизиолог.изм-ния
2.изм-ние соц-проф.ситуации (неудовлет.статусом)
3.качет-ная перестройка способов вып-ия проф.д-ти
4.тотальная погруженность в соц-проф.среду
5.соц-экон.условия ж/д-ти
6.служебные и жизненноважные события.
Проф.кризис протекает 3 фазы (Выгодский):
1.предкритическая фаза
обнаруживается неудовл-сть проф.статусом, содер-ем д-ти,межличн.отн-ниями.Она не всегда осознается но прояв-ся в психол-ом дискомфорте,раздражит-сти.
2.собственно критич.фаза
отлич-ся осознанной неудовл-стью проф-ной сит-цией.Намечаются вариенты ее разрешения,усил-ся психич.напряж-сть.Пр/речия усугубляются и возникает конфликт.
Типы конфликтов в про.развитии л-ти:
-мотивационный(утрата перспектив)
-когнитивно деятельностный(неудов-ть содер-ем и способами осущ-ния д-ти)
-поведенческий (пр/речия межличн-х отн-ний,неудов-ть своим статусом)
3.посткритическая фаза
сопровождается разрешением конфликта
КРИЗИСЫ ПРОФ,СТАН_ИЯ (Зеер)
1.кризис учебно-проф-ной ориентации (14-15,16-17)
2.кризис проф-ого выбора (16-18)
3.криз проф-ых экспектаций (ожиданий) (18-20)
4.криз.проф.ротса (23-25)
5. криз.проф-ной карьеры (30-33)
6.криз.соц-проф-ной самоактуал-ции (40-42)
7.кризис утраты пр.д-ти(55-60)
8.криз соц-проф-ной адекватности (65-70)
23. Понятие проф.д-ти.Основные подходы к определению ее структуры.
Трудовая деятельность представляет собой единство внешних легко различимых элементов (предметно-действенный аспект): организованное рабочее место, орудия труда, действия, последовательность операций и т.д. и внутренних открытых элементов (психологический аспект): осуществление поставленной цели, проявление способностей, воли, характера и т.д.
Главным отличием понятия профессиональная деятельность от трудовой деятельности является наличие специальной подготовки человека (теоретической и практической). В дополнение к этому приводят еще один признак: наличие значительного практического опыта.
В н.вр.в пс-гии проф.д-ти сложилось 2 осн.подхода к опр-ию стр-ры проф.д-ти:
1 ПОДХОД
Структурно-морфолог-й.
Проф.д-ть рассм-тся как уровневое строение.Осн.стр-ным компонентом яв-ся дей-вие.Теория Леонтьева базир-ется на 2 осн.положениях:
Дей-вие предст-ет собой произвольную преднамеренную акт-сть,к-ая напр-ена на достижение осозн-ной цели.Дей-ие обладает 2 атрибутивными хар-ками:
1.любое дей-ие имеет не т.цель,но и цель обяз-но не совпадающую с общими целями всей д-ти
2.дей-ие состоит из осознаваемости и приозволь-ти
К содержанию и структуре деятельности существует два основных подхода: 1. Структурно-морфологический, основным структурным элементом которого и является "действие". Действие- это та же деятельность - иерархическая система действий разного уровня сложности. Действие - процесс направленный на реализацию поставленной цели, которая определяется как "образ желаемого результата" Сознательный образ, конечно.
Основные характеристики понятия "действие":
1. Сознательный акт (в виде постановки и удержания цели)
2. Поведенческий акт, то есть само движение.
3. Принцип активности (Активность находится в самом субъекте в форме цели).
4. Действие. Его вводит человек в предметный и социальный мир. Они не ограничиваются, конечно, только биологическими потребностями.
2ПОДХОД Существует еще и второй подход: Функционально-динамический. Он считается более современным.
Д-ть в силу своей сложности не м.строиться на к-либо одном компоненте.Она предпол-ет необх-сть неск-ких кач-енно разнородных психол-х компонентов,к-ые зак/мерно связаны м/у собой и образ-ют целос-ную психол-ую стр-ру д-ти.Эта стр-ра динамична,а ее функ-ние и есть пр-с д-ти.
Совок-сть осн.компон-ов д-ти обозач-ся понятием «инвариативной психол-кой стр-ры д-ти». ЕЕ осн.компоненты: мотивация,целеобраз-ние,информат-ая основа д-ти,антиципирование рез-тов д-ти(антиципация-способность чела к предвосхищению),принятие решения,планирование и программирование,контроль,коррекция,оперативный образ объекта д-ти,система инд-ых качеств субъекта,совок-сть использовательских дей-вий.
Все комп-ты предст-ны в реал. д-ти в виде скоординир-ой д-ти.Благ-ря цели все компоненты предстают как единая система
24. Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.
А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций:
1. отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
3. дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
4.низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;
5.рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает;
6.свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления;
7.искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
8.появление деформаций личности;
9.прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.
Уровни профессиональных деструкций:
1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например: для врачей - синдром "сострадательной усталости"
2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации.
3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности.
4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций.
25.ПСИХ.ТРУДА(в шир.смысле)-комплекс научн.дисциплин о труде как о кул-ной и соц-ной акт-сти чела ,выступающего в кач-ве его субъекта
ПСИХ.ТРУДА(в узк.смысле)-отросль психол-кой науки,к-ая изучает условия,пути и методы научнообоснованного решения практ-ких задач в обл-ти функ-ния и форм-ния чела как субъекта труда (климов)
предмет психологии труда - процессы,психол.факты и закономер-сти,порождаемые труд.д-тью,возм-сти и ограничения чела в реал-ции труд.задач,законы и мех-змы взаимной адоп-ции чела и орудия труда.
Под объектом труда понимается труд как соц.акт-сть чела в кач-ве субъекта труд.д-ти
ЗАДАЧИ ПС.ТРУДА:
1. Теоретические
- иссл-ние особ-тей псих.пр-сов как регуляторов труд.д-ти и их развитие в д-ти.
- изучение осн.психич.св-в субъекта труда и их стр-ры как факторов орган-ции труд.д-ти и ее эфф-сти
- из-ние особ-тей и стр-ры функ-ных состояний труд.д-ти
- иссл-ние закономер-тей развития л-ти в тр-ом пр-се
- из-ние проблемы мотивации тр.д-ти,разработка псих-ки обоснованной системы стимулировнаия труда
- из-ние эмоц-волевой сферы л-ти как регул-ра труд.д-ти,раскрытие мех-змов устой-сти л-ти к экстремальным усл.труда.
2. Практические
- разработка теор.и прикладных процедур проф.отбора,аттестации обр-ния
- разраб-ка оптимальных режимов труда и отдыха для разн.видов и типов труд.д-ти
- разработка норм,процедур техн.безоп.,содействие снижению проф.травматизма и проф.заболеваемости.
- развитие разработок по проблеме проф.ориентации.
26. Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно, профессия - это группа родственных специальностей (например, профессия - врач, специальность - врач-терапевт; профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры).
Квалификация - это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют: 1) формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и 2) реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификацией конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов.
Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому определить это понятие сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы. Иногда должность совпадает с пониманием квалификации. Более распространенное понимание должности - это любая фиксированная работа и профессия.
Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия":
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой "отпечаток" на всю жизнь человека).
2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.
3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет "производить" какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.
4. Профессия как исторически развивающаяся система.
5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов.
27.Труд.д-ть-это пр-с реал-ции чел-х ресурсов,к-ые м.б.разными и меняются в завис-ти от возраста,проф.подготов,состояния зд-я.
Труд - целесообразная д-ть чела,яв-щаяся одним из видов осозн-ной акт-ти чела,направ-ная на преобраз-ние окр.мира д/удовлет-ия потреб-ей чела,созданиематер.и дух.ценностей,личного достатка.
Ф-ции труда: познаватель,преобразоват,ценностно-ориентировочная,коммуникативная,создания и потребления разл.ценностей.
Тр.д-ть представлена двумя планами: внеш и внут.
ВНЕШНЯЯ хар-ка д-ти осущ-ся ч/з понятия объекта,предмета и субъекта труда,условий и средств д-ти.
Предмет труда:совок-сть вещей,пр-сов и яв-ний,с к-ми субъект в ходе д-ти практически/мысленно вз/дей-ет.
Средства труда: совок-сть орудий,способных усилить возмож-ти чела респознавать особ-сти предмета труда и воздей-ать на него.
ВНУТРЕННЯЯ хар-ка д-ти предпол-ет описание пр-сов и мех-змов ее психич.регул-ции,стр-ры и содер-ния,а также опре-х средств ее реал-ции.
К.Маркс заложил основу совр.понимания тр.д-ти.К осн.хар-кам труда он относил: целенапр-сть,д-ть носит практ.хар-р,труд материал-ся в предмете труда,труд носит общест.хар-р.
На основании представлений Маркса о специф-сти труда чела Шадриков выд-ет 3 вз/св аспекта тр.д-ти: предметно-действенный,физиологический,психологический
28.Понятие функционального состояния субъекта труда. Виды.
Выделяются две основные группы психических функциональных состояний: стресс (напряженность) и утомление. Функциональ-ные состояния работника определяют физиологические факторы и психологические факторы.
Проблема структуры функциональных состояний связана с пониманием того, что само состояние -- это «фиксация некоторых событий», зафиксированный «временной срез» значений си-стемы, «отображение ее структуры в каждый данный момент (интервал) времени».
Функциональные состояния психической системы человекам оператора интересны постольку, поскольку они изменяются. Изменения функционального состояния выражаются в ритмах (как регулярных изменениях системы) и в нерегулярных (чаще всего навязанных) изменениях системы.
В психологическом плане «состояния всегда реально рассматривать как реакции на внешние или внутренние возмущениям которые изменяют характеристики психической системы и организма в целом».
При психологическом проектировании деятельности следует различать: «состояние профессиональной пригодности человека» (здесь обычно оцениваются потенциальные уровни формирования и сформированности ПВК) и «Состояние профессиональной готовности субъекта труда» (здесь подразумевается, что система ПВК уже «готова» действовать эффективно в данный момент времени, в данном месте, при решении данных задач).
Особый интерес представляет проблема управления функцио-нальным состоянием работника. Проблема регуляции психического состояния работника возникла как реакция на участившие-ся сбои в работе (из-за утомления, неправильного режима труда И г. п.). Л. Г. Дикая и Л. П. Примак выделяют следующие основ-ные методы регуляции психических состояний:
рефлексологический метод (воздействие на биологически актив-ные рефлексогенные зоны и точки с помощью токов, иглоукалы-вания, лазерными технологиями);
воздействие через музыку (цветомузыку). Одно время на круп-ных предприятиях была мода на комнаты психологической раз-грузки (КПР), где активно использовались релаксационные заня-тия с успокаивающей музыкой;
психофармакологические средства. Считается, что это один из старых способов. Он применяется для стимуляции работоспособ-ности. К сожалению, обнаружилось множество проблем: не все люди одинаково переносят такие препараты; быстро вырабатыва-ется зависимость от препаратов. Со временем также эффектив-ность действия стимулирующих препаратов снижается;
постгипнотическое, аутогипнотическое внушение и метод моде-лирования особых суггестивных состояний человека (ОССП). Эти методы используются для мобилизации резервов человеческой пси-хики (лишь в особых случаях). Основные недостатки метода: пере-вод оператора в состояние постгипнотического внушения реаль-но прерывает его деятельность, нарушает ее целостность; кроме того, сроки такого воздействия достаточно непредсказуемы и силь-но зависят от особенностей конкретных людей;