рефераты курсовые

Психология характера

Психология характера

3

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………….….3

1. Понятие и структура характера человека……………………………...4

2. Типы характеров людей………………………………………………….9

3. Формирование характера………………………………………………..17

Выводы…………………………………………………………………….….23

Список использованной литературы……………………………………..24

Введение.

Темой моей работы будет «психология характера». Актуальность данной темы обусловлена тем, что характер человека является важнейшим фактором личности. Он оказывает внимание как на поступки человека, так и на его взаимодействие с окружающим миром, а отсюда и на его социальное положение.

Следует отметить, что в психологии понятие характер (от греч. Charakter - ”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

В данной работе будет дано понятие характера и показана его структура. Также большое внимание будет уделено классификации или типологии характеров, безусловно в рамках данной работы невозможно перечислить все существующие классификации, поэтому мной будут рассмотрены одни из самых известных.

Также пристального внимания заслуживает такой вопрос как формирование характера, где будет проанализировано факторы, влияющие на характер, их взаимодействие и процесс изменения характера.

Детальное изучение и изложение приведенных выше вопросов и будет целью моей работы.

1. Понятие и структура характера.

Характер челове-ка представляет собой совокупность базисных черт лично-сти, от которых зависят устойчивые формы социального по-ведения, поступки человека, рассчитанные на оказание оп-ределенного влияния на других людей.

Когда мы говорим о характере человека, предполагаем, что речь идет о чем-то достаточно устойчивом, свойственном (характерном) только для конкретного человека. Иными словами, если человек имеет характер, то он, во-первых, проявляется у него почти всегда и почти во всем, во-вторых, человека всегда можно узнать по его характеру. Если нам опишут поступки, которые совершает некоторый человек, и если перед нами стоит задача узнать его по поступкам, то мы сможем это сделать.

Такое определение характера сложилось в психологии во второй половине XX в., когда произошла дифференциация понятий, связанных с проблематикой личности, и были раз-ведены между собой понятия «личность», «характер» и «темперамент» - наиболее близкие друг к другу по своему содержанию.

Характер человека всегда проявляется в человеческих отношениях. Вряд ли кто-либо будет демонстрировать свой ха-рактер, если никто за этим не наблюдает и не оценивает. На-против, чем больше внимания окружающие люди уделяют человеку, тем больше у него желания показать свой харак-тер. Демонстрация человеком своего характера часто пресле-дует цель произвести на других людей определенное впечат-ление добиться в общении с ними вполне определенного ре-зультата.

Характер человека состоит из нескольких групп черт личности. Среди этих черт можно выделить первичные и вторичные черты, деловые и комму-никативные черты, мотивационные и инструментальные черты. Отдельно рассматривают также нормальные и ано-мальные черты характера, а также занимающие промежу-точное положение между ними - акцентуированные черты характера человека.

Первичными называют такие черты характера, которые в процессе индивидуального развития человека появляются раньше других и на основе которых формируются и разви-ваются другие черты характера. К примеру, обычно раньше других возникают такие черты характера, как экстраверсия и интровёрсия, а далее на их основе уже могут формироваться общительность и замкнутость. Иногда пер-вичные черты характера называют базисными, как и анало-гичные черты личности. В связи с тем что характер челове-ка составляет основу его личности, одни и те же названия часто даются и чертам личности, и чертам характера.

Вторичными называют черты характера, которые форми-руются и развиваются позднее, чем первичные черты, при-чем на основе других, уже образовавшихся у конкретного человека черт характера. Обычно в качестве вторичных вы-ступают те черты характера, которые сложились в школь-ном или в более позднем возрасте.

Иногда для того, чтобы отличить эти черты характера друг от друга, пользуются терминами «базисные черты» и «ситуационные черты». С помощью этих разных терминов хотят подчеркнуть, что базисные - это черты, составляю-щие основу человеческой личности и проявляющиеся у че-ловека всегда и везде, в любых жизненных ситуациях, а си-туационные - черты, которые проявляются только в специ-фических жизненных условиях.

Деловыми называют черты характера, которые проявля-ются в работе, при выполнении какого-либо дела, не связан-ного сообщением с людьми. Это, например, трудолюбие, от-ветственность, аккуратность. Коммуникативные - это чер-ты характера, которые проявляются в общении с людьми. К таким чертам характера относятся, например, контакт-ность, общительность, доброта, внимание к людям.

Мотивационные - это черты характера, от которых зави-сят активность и направленность поведения. Как правило, в качестве таких черт характера выступают те, которые одно-временно являются потребностями или мотивами поведения данного человека. К ним относятся интересы человека, его побуждения, а также все то, что инициирует активность че-ловека, поддерживает и направляет ее в определенное русло. Когда мы ставим вопрос: «Что лежит в основе поведения че-ловека?» и пытаемся найти на него ответ, мы фактически обращаемся к выявлению актуально действующих мотивационных черт характера данного человека.

Инструментальные - это черты характера, которые при-дают поведению человека тот или иной стиль, то есть побу-ждают людей в одних и тех же жизненных ситуациях, под влиянием одних и тех же интересов и потребностей вести себя по-разному. Буквально термин «инструментальный» оз-начает «служащий средством достижения цели». Именно так и понимаются инструментальные черты характера. Зная их, мы можем ответить на вопрос о том, почему в данной ситуации конкретный человек в отличие от других людей ве-дет себя именно так.

Нормальными называют такие черты характера, которые есть у психологически здоровых людей, аномальными - те черты характера, которые свойственны людям с различны-ми заболеваниями, то есть такие, которые проявляются и наблюдаются у человека только при тех или иных заболева-ниях. Например, определенные черты характера нередко можно обнаружить у больных шизофренией, у больных ис-терией, маниакально-депрессивным психозом, а также при различного рода неврозах. У вполне здоровых людей такие черты характера обычно отсутствуют или выражены гораздо менее заметно, чем у больных.

Следует отметить, что нормальными и аномальными мо-гут быть также черты характера, которые имеют одинаковые названия. Например, тревожность может быть и нормаль-ной, и аномальной чертой характера; все дело в том, на-сколько она развита и выражена в поведении человека. Ес-ли он проявляет слабый или умеренный уровень тревожно-сти, то его характер в данном отношении находится в преде-лах нормы, если же человек проявляет повышенный или чрезмерный уровень тревожности, нарушающий его нор-мальное поведение, то соответствующая черта характера бу-дет рассматриваться уже как аномальная.

Между нормальными и аномальными чертами характера че-ловека нет таких четких границ, чтобы относительно любой черты характера можно было вполне определенно сказать, нормальная она или аномальная. Чаще всего реальные чер-ты характера человека представляют собой все возможные варианты перехода от нормы к патологии, и среди них име-ется немало черт, относительно которых нельзя определенно утверждать, нормальные они или аномальные. Иными сло-вами, есть немало черт характера, которые по степени сво-его развития и проявления в поведений человека находятся между нормой и патологией. Обычно такие черты называют акцентуированными чертами характера.

Акцентуированные - это черты характера, которые осо-бенно сильно выражены у человека на фоне его остальных черт характера. Под этим обычно понимается то, что данный человек довольно часто, в самых разнообразных ситуациях жизни демонстрирует соответствующую черту характера, причем проявляет ее гораздо сильнее, чем все остальные.

Акцентуированными также называют такие черты харак-тера, степень развитости которых у человека находится ме-жду нормой и патологией. Если уменьшить силу такой чер-ты, то она станет обычной, нормальной чертой характера; если, напротив, несколько увеличить силу проявления та-кой черты, то она превратится в аномальную черту харак-тера.

Акцентуированными могут стать любые черты характера: деловые коммуникативные, мотивационные, инструмен-тальные, первичные и вторичные. Акцентуированные черты характера довольно распространены среди людей и в той или иной форме встречаются практически у всех. Особенно много таких черт у подростков, а также у людей, склонных к неврозам, и это касается не невротических состояний, а тех особых психологических состояний, которые у них на-блюдаются в отсутствие соответствующих заболеваний. Это, например, повышенное беспокойство или тревожность.

Под влиянием каких условий акцентуированные черты характера могут появиться и сохраниться у человека. Та-ких условий несколько. Акцентуации в характере человека могут возникнуть вследствие неблагоприятных условии жизни, неправильного воспитания. При этом появляются, закрепляются и обостряются определенные отрицательные черты характера. Они могут стать, например, защитной ре-акцией на неправильное обращение с ребенком со стороны окружающих людей. Другой возможной причиной акцентуаций характера мо-жет стать врожденная склонность человека к некоторым видам нервных или психических заболеваний. Такая склонность действительно существует, например, к шизо-френии или к маниакально-депрессивному психозу. Третья возможная причина появления акцентуированных черт характера - кризисно-возрастная. Дело в том, что в определённые возрастные периоды жизни человека, а имен-но - в периоды возрастных кризисов, возникновение вре-менных акцентуаций характера более вероятно, чем в дру-гие периоды жизни. Наконец, акцентуации характера могут проявиться вследствие некоторых органических заболеваний, в частно-сти, заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечный заболеваний, а также болезней эндокринной сис-темы. В этих случаях нередко резко ухудшается самочувст-вие человека, его плохое настроение начинает проявляться в повышенной раздражительности, в обострении отношений с окружающими людьми.

В заключение следует отметить, что, хотя чаще всего ак-центуированными называют отрицательные черты характе-ра, однако в качестве них могут выступать и некоторые по-ложительные черты. По той причине, что они не ведут к ухудшению взаимоотношений с людьми и не доставляют особого беспокойства человеку, на них обычно обращается меньше внимания, чем на отрицательные черты характера.

2. Типы характеров людей.

Под типологией хара-ктеров понимают классификацию типов характеров, кото-рые чаще всего встречаются у людей. Черт характера довольно много, как минимум около 150, и они могут сочетаться друг с другом в личности че-ловека различными способами. Обычно друг с другом сочетаются, например, взаимно допол-няющие черты характера человека, скажем, открытость, по-рядочность, принципиальность и честность. Речь может ид-ти о сочетаниях черт характера, которые не противоречат друг другу. В характере человека обыч-но сохраняются, подкрепляя и поддерживая друг друга, такие черты, которые делают его целостной, гармоничной лич-ностью, а его поступки последовательными.

Следует заметить, что существует не только множество различных; черт характера, но и немалое количество их все-возможный типов.

Немецкий врач-психиатр Э. Кречмер известен как создатель типологии конституций (строения тела чело-века), в которой были выделены три основные типа консти-туции: астенический, пикнический и атлетический. Пер-вый тип конституции отличается слабым развитием всех ос-новных составляющих организма - скелета, мышц, жиро-вого покрова, люди данного типа обычно невысокого роста, худые и физически слабые. Второй тип конституции отлича-ется средним ростом, средне развитым скелетом, хорошо развитым жировым покровом и внутренними полостями организма, а также слабо развитыми мышцами. О таком че-ловеке говорят, что он полный и достаточно упитанный, но физически слабый. Третий тип отличается средним или вы-соким ростом, хорошо развитыми мышцами, большой физи-ческой силой и гармоничным телосложением.

Кречмер высказывает и обосновывает гипотезу о том, что астеникам, пикникам и атлетикам свойственны типичные для них и отличающиеся черты характера. Так появилась первая в современной пси-хологии типология характеров людей.

Астеникам Кречмер приписал следующие черты характе-ра: аналитический ум, склонность к углубленному самоана-лизу, любовь к философии, к точным наукам, к религии, ог-раниченный, избирательный круг общения, склонность к одинокому образу жизни, относительное безразличие к окру-жающим людям, слабо выраженная эмоциональность.

Пикники, по Кречмеру, напротив, представляют собой до-статочно эмоциональных людей, общительных, имеющих склонность к различного рода искусствам: живописи, музыке, театру, литературе. Они любят веселиться, развлекаться, получать от жизни удовольствия, часто являются душой разного рода компаний.

Атлетики - это люди с достаточно сильной волей, на-стойчивые, целеустремленные, упрямые. Какими-либо ины-ми способностями они, по Кречмеру, не отличаются.

Под влиянием достаточно серьезной и основательной крити-ки концепция Кречмера была к середине XX в. признана не-научной, и интерес к ней постепенно иссяк, по крайней ме-ре в научных кругах. Однако спустя примерно 30 лет, оказалось, что в целом Кречмер был все-таки прав: поскольку тип строения тела человека на самом деле яв-ляется врожденным, а люди с определенным типом строе-ния тела чаще, чем другие, страдают определенными нерв-ными и психическими заболеваниями, то можно предпола-гать, что общий генетический фактор влияет как на тип строения тела, так и на склонность человека к некоторым заболеваниям и делает весьма вероятным появление у соот-ветствующего человека определенных акцентуированных черт характера.

Немецкий врач-психиатр К. Леонгард и русский врач-психиатр А. Личко в середине XX в. предло-жили свой типологии характеров людей. Леонгард распро-странил созданную им типологию на взрослых, а Личко ад-ресовал ее подросткам и юношам. Оба врача в основу своей типологии положили представление о типичных случаях проявлений у людей акцентуированных черт характера, причем описания и терминологические определения соответ-ствующих типов характеров у обоих авторов достаточно близки.

К. Леонгард выделил 12 типов акцентуированных харак-теров, которые часто встречаются у людей, больных различ-ными неврозами:

1. Гипертимный тип. Характерны повышенная общительность, эмоциональность, нарушения логики мышления, нередкие конфликты с окружающими людьми из-за несерьезного отношения к своим обязанностям. Наиболее встречающиеся отрицательные черты характера: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, раздражительность, прожек-терство. Положительные черты характера: энергич-ность, инициативность, оптимизм.

2.Дистимный тип. Он отличается необщительностью, немногословием, преобладающим плохим настроением, избегает шумных компаний, предпочитает быть один, находиться дома, вести замкнутый образ жизни, редко вступает в конфликты с окружающими людьми. Наря-ду с этим высоко ценит дружбу, серьезен, справедлив и добросовестен.

Циклоидный тип. Отличается частой, периодической сменой настроения, манеры общения с людьми. В пе-риоды хорошего настроения люди такого типа общи-тельны и добры, а в периоды плохого настроения быва-ют замкнутыми и злыми.

Возбудимый тип. Быстро возбуждается, часто выходит из себя, склонен к хамству, причем в конфликтах с людьми является активной, провоцирующей стороной. Часто бывает раздражительным, угрюмым, необщи-тельным. Среди по-ложительных черт характера: добросовестность, акку-ратность, любит животных и маленьких детей.

5. Застревающий тип. Отличается склонностью к нраво-учениям, негибкостью мышления и упрямством. В конфликтах нередко является активной стороной, инициатором. Обидчив, подозрителен и мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, предъявляет непомер-ные требования к людям. Может обладать следующими положительными чертами: справедливостью, стремле-нием к хорошим результатам в работе.

Педантичный тип. Ведет себя как бюрократ, предъя-вляя людям много чисто формальных требований. Ино-гда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты характера: добросовестность, аккуратность, надежность и ответст-венность в делах.

Тревожный тип. Неуверенный в себе, робкий и мало-общительный, с преобладанием плохого настроения. Редко конфликтует с окружающими людьми, выступая в конфликтах в основном в пассивной роли. Положительные черты характера: дружелюбие, самокритичность, добросовестность, ис-полнительность.

Эмфтивный тип. Чрезмерно эмоционален, слезлив. Имеет достаточно узкий, ограниченный круг общения. Однако людей, с которыми близко общается, такой че-ловек понимает с полуслова. Редко вступает в конфли-кту с окружающими, обиды носит в себе. Положитель-ные черты характера: доброта, сострадание к людям, чувство долга, исполнительность.

Демонстративный тип. Самоуверенный, имеет завы-шенные притязания, провоцирует конфликты, но при этом сам активно защищается, если на него нападают. Характеризуется стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы, эгоистичен, лицемерен, хвастлив, отлынивает от работы. Среди положитель-ных черт: обходительность, способ-ность увлекать других людей, артистичность, неорди-нарность поступков и мышления.

10. Экзальтированный тип. Отличается высокой кон-тактностью и общительностью, словоохотливостью и влюбчивостью. Привязан и внимателен к друзьям и близким. Часто вступает в споры с людьми, но не доводит дело до конфликта. Подвержен сиюминутным настроениям и панике. Другие положительные осо-бенности: имеет хороший вкус, проявляет сострада-ние к людям, обладает искренними чувствами.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, имеет массу знакомых и друзей. Сло-воохотлив, проявляет интерес ко всему. Редко вступа-ет в конфликты с окружающими людьми, играя в них обычно пассивную роль. Не претендует на лидерство, уступая его другим людям, предпочитает подчинять-ся другим и находиться в тени. Неприятные черты ха-рактера: легкомыслие, необдуманность поступков, подверженность влиянию других людей, страсть к развлечениям. Располагает такими положительными черта-ми характера, как внимание к людям, готовность вы-слушать, помочь, исполнительность.

12. Интровертированный тип. Отличается замкнуто-стью, низкой контактностью, склонностью к фило-софствованию, оторванному от реальности. Любит одиночество, редко вступает в конфликты с окружающими людьми. Отри-цательные черты характера: упрямство, негибкость мышления, упорное отстаивание своих, не всегда пра-вильных, идей. Обладает также такими привлека-тельными чертами как сдержанность, на-личие твердых убеждений, принципиальность.

В типологии характеров А. Личко представлены одинна-дцать типов акцентуированных характеров подростков:

1. Гипертимный тип. Отличается общительностью, под-вижностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события вносит много шума, любит шумные компании сверстников. Неусидчив, недостаточно дис-циплинирован, учится неровно, при общих достаточно хороших способностях. Настроение всегда приподня-тое. С взрослыми людьми, с родителями и учителями, нередко провоцирует конфликты.

2. Циклоидный тип. Отличается повышенной, периодически наступающей раздражительностью, склонностью к апатии, которая также появляется время от времени. Подростки данного типа предпочитают оставаться дома вместо того, чтобы находиться в шумных компаниях среди сверстников, на улице или вне дома. На замеча-ния в свой адрес реагируют раздражительно, тя-жело переживают происходящие с ними неприятности.

Лабильный тип. Крайне изменчив и непредсказуем в своем настроении, причем поводы для смены настрое-ния: могут оказаться самыми незначительными. Вместе с тем, подростки этого типа хорошо понимают и чувст-вуют отношение к себе со стороны окружающих людей.

Астеноневротический тип. Характеризуется повы-шенной капризностью и мнительностью, утомляемо-стью и раздражительностью, особенно в моменты выполнения сложной умственной работы.

Сенситивный тип. Этому типу людей свойственна по-вышенная чувствительность к людям. Они не любят больших, шумных компа-нии, азартных игр, обычно бывают робкими и застен-чивыми и нередко производят впечатление замкнуто-сти. В действительности же бывают вполне открытыми и общительными, но только в уз-ком кругу знакомых людей. У них довольно рано обнаруживается выраженное чувство долга, высокие моральные требования к себе и к окружающим людям, повышенное старание и усердие.

Психастенический тип. Подростки такого типа отли-чаются ранним и ускоренным психологическим раз-витием, нередко обгоняя в развитии своих сверстни-ков. Они склонны к самоанализу. Самоуверенность у них нередко сочетается с нереши-тельностью, а безапелляционность суждений - с их непродуманностью и склонностью к преждевремен-ным действиям.

Шизоидный тип. Отличается повышенной замкнуто-стью, предпочитает быть один. Нередко проявляет безразличие к окружающим людям, плохо понимает их состояние, не погружается в фантазии и грезы, оторванные от реальной действи-тельности.

Эпилептоидный тип. Такие подростки часто плачут, изводят окружающих людей. Любят мучить живот-ных, дразнить младших по возрасту детей, издеваться над беспомощными. В компаниях сверстников ведут себя как диктаторы. Типичные черты: жестокость, вла-стность, эгоизм.

Истероидный тип. Обладает склонностью впадать в истерику. Отличается эгоизмом, стремлением привле-кать к себе особое внимание. Нередко наблюдается по-зерство, театральность поведения. С трудом выносит, когда кому-либо уделяют больше внимания, чем ему. Отличается чрезмерными претензиями на исключительное положе-ние среди сверстников.

Неустойчивый тип. Это - слабовольный человек, обнаруживающий склонность подчиняться складыва-ющимся обстоятельствам. Стремится к развлечениям, причем без разбора, а также к праздности и безделью. Отсутствуют какие-либо серьезные интересы и увлече-ний, практически не думает о своем, в том числе про-фессиональном, будущем.

Конформный тип. Демонстрирует постоянную склон-ность и готовность менять свои взгляды и поведение по соображениям личной выгоды, в угоду тем людям, от которых он зависит. Это - приспособленец, гото-вый ради собственных интересов предать других лю-дей, покинуть их в трудную минуту, причем почти всегда такой человек находит оправдание своим амо-ральным поступкам.

Интересно сопоставить между собой эти две типологии ха-рактеров для того, чтобы установить, что в них общее и что различное. Общее, по-видимому, говорит о том, что акценту-ации характеров у детей и у взрослых людей являются ти-пичными и достаточно устойчивыми. Различное в этих двух типологиях позволяет определить, чем акцентуации харак-теров у подростков отличаются от акцентуаций характеров взрослых людей. На основе такого сравнения можно сделать вывод о том, какие из акцентуаций характера свойственны подросткам и не присущи взрослым людям.

Э.Фромм вы-деляет и описывает следующие социальные типы характеров людей:

1. Мазохист-садист. Этот тип характера отличается склонностью человека видеть причины своих неудач или в самом себе (мазохист), или в окружающих людях (садист). Соответственно, борясь против неудач, такой человек или изводит самого себя, проявляя мазохист-ские склонности, или подавляет, издевается над други-ми людьми, демонстрируя садистские склонности. Этот тип людей обладает тщательно скрываемым от окружа-ющих людей чувством собственной неполноценности. Такие люди публично могут упиваться самокритикой, принимать на себя вину и тем самым привлекать к се-бе, вызывать сочувствие окружающих людей. Вместе с тем, получив в свои руки власть над людьми, они под-чиняют их себе, своим планам или идеям при помощи различного принуждения.

2. Разрушитель. Это тип человека, который отличается ярко выраженной агрессивностью, активным стремле-нием к уничтожению того, что, по его мнению, пред-ставляет для него серьезную угрозу, порождает его не-удачи и фрустрацию. Стремясь как-то избавиться от гнетущего чувства бессилия, люди такого типа начинают все разрушать. В периоды революций, социальных потрясений, государственных переворотов они высту-пают в качестве основной социальной силы, разрушаю-щей старое, в том числе и то, что не стоило бы разру-шать.

3. Конформист-автомат. Это человек, который, столк-нувшись с трудностями, угрожающими ему неудачей предпочитает не бороться с этими трудностями, а обхо-дить их, приспосабливаясь к сложившейся ситуации. Он бездумно и беспрекословно подчиняется обстоятель-ствам, авторитетам, любым требования и любым соци-альным влияниям, даже если они противоречат его собственным принципам и взглядам, и делает это ис-ключительно из соображений конъюнктуры и личной выгоды.

Типология социальных характеров людей, предложенная Э. Фроммом, достаточно правдиво отражает типы характеров значительной части людей, живущих в современном общест-ве, и поэтому, несмотря на то что она была разработана поч-ти 50 лет назад, представляет интерес в наши дни в связи с тем, что наше общество в настоящее время про-ходит через исторический этап своего развития, похожий на тот, в который создавалась типология социальных характе-ров Э.Фромма.

3. Формирование характера.

Формирование характера происходит в первой половине дошкольного детства, и мы можем констатировать, что примерно к 2-3 годам ребенок имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью сформировался. Они, скорее, выступают лишь как начало его формирования. Этот про-цесс продолжается еще как минимум 10-15 лет после того, как признаки первых черт характера стали реально прояв-ляться в поведении ребенка.

Вместе с тем на сформулированный выше вопрос одно-значно ответить нельзя. Дело в том, что сформированный характер человека представляет собой устойчивую, согласо-ванную систему самых разнообразных черт характера, а они появляются и начинают развиваться в разное время жизни. К примеру первые признаки наличия у ребенка простейших волевых чёрт характера действительно относятся к указан-ному выше возрасту, то есть к 2-3 годам. Первые призна-ки деловых черт характера отчетливо обнаруживаются лишь 1-2 года спустя, когда ребенок включается в игры. Нако-нец, явные признаки наличия определенных коммуникатив-ных черт характера чаще всего просматриваются в психоло-гии и поведении ребенка только в начале того периода жиз-ни, когда ребенок вступает в непосредственное деловое обще-ние с разными людьми, то есть в период появления группо-вых игр. Данный период относится к возрасту 4-5 лет.

Определенно говорить о том, что все основные черты ха-рактера появились и начали развиваться у ребенка, мы мо-жем лишь тогда, когда в его психике и поведении обнаружи-лись и волевые, и деловые, и коммуникативные черты хара-ктера, то есть когда ребенок достиг 4-5 лет. Однако это бу-дет неправильно, если иметь в виду только первые черты ха-рактера, потому что они появляются у ребенка уже в 2-3 года. Правильное решение данной проблемы видится в том, чтобы указать не точный возраст появления тех или иных черт характера, а определенный возрастной диапазон, в пре-делах которого появляются и начинают развиваться основ-ные группы черт характера. Это возраст от 2-3 до 5-6 лет.

В до-школьном возрасте только закладываются основы характера человека, вернее, черты, которые мы обозначили как пер-вичные или базисные. Когда ребенок поступает в школу, развитие его характера продолжается, в его психологии на-чинают складываться и в реальном поведении проявляться вторичные или ситуационные черты характера.

Однозначной связи или зависимости между чертами ха-рактера, которые сложились и проявились раньше, и черта-ми характера, которые складываются и оформляются позд-нее, нет. Например, на основе экстраверсии как первичной черты характера у ребенка могут появиться и развиться такие раз-ные черты характера, как общительность, контактность, внимание к людям, интерес к происходящему вокруг, склонность к профессиям, связанным с общением, и многие другие. На основе такой базисной черты характера, как интроверсия, в свою очередь, могут возникнуть замкнутость, неразговорчивость, нелюбовь к людям, интерес к професси-ям, не предполагающим общение с людьми, и т.д.

То, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие ха-рактера ребенка после того, как в его психологии и поведе-нии проявились первые черты характера, зависит от многих обстоятельств жизни. Некоторые из них будут рассмотрены далее. Сейчас же отметим, что если первичные или базисные черты характера оказались не вполне благоприятными, то это не означает, что дальнейшее развитие характера обяза-тельно пойдет по аномальному пути. Если первые черты ха-рактера ребенка оказались положительными, то вовсе не обязательно, что и последующие черты характера, сформи-ровавшиеся на этой основе, также окажутся положительны-ми.

Чаще бывает так, что на базе положительных первичных черт характера формируются положительными и вторичные черты характера, а на основе отрицательных базисных черт складываются другие отрицательные черты характера.

Вначале на форми-рующийся характер ребенка оказывает влияние то, как об-ращаются с ним взрослые. Если ухаживающие за ребенком люди часто общаются с ним, общение это эмоционально по-ложительное, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нем на-чинают формироваться положительные черты характера, та-кие, например, как открытость и доверие к людям.

Если взрослые люди, которые ухаживают за младенцем, не уделяют ему должного внимания, редко общаются с ним, не проявляют при этом положительных эмоций, не полно-стью удовлетворяют его основные потребности, то у ребенка могут формироваться противоположные черты характера, такие, как замкнутость и недоверие к людям.

В дальнейшем, когда ребенок овладеет речью и научится точно определять, за что ой получил то или иное поощрение или наказание, одобрение или неодобрение со стороны окру-жающих людей, решающее влияние на формирование хара-ктера начинает оказывать система поощрений и наказаний, применяемых в процессе воспитания. В поведении ребенка закрепляются, превращаясь затем в соответствующие черты характера, те качества личности, которые получают поло-жительные подкрепления со стороны окружающих его взрослых людей. Те психологические качества и свойства, за проявление которых ребёнок наказывается, обычно исчеза-ют вскоре после их первого проявления.

С возрастом расширяется круг значимых для ребенка лю-дей, в него постепенно включаются новые взрослые и новые сверстники. Соответственно, расширяется и социальная база поощрений и наказаний, под влиянием которых формирует-ся и развивается характер ребенка. Поскольку люди, кото-рые поощряют или наказывают ребенка, имеют большие ин-дивидуальные психологические различия и, соответственно, могут поощрять или наказывать ребенка за разные действия и поступки, в системе складывающихся у ребенка черт ха-рактера в это время могут проявляться определенные проти-воречия.

Указанная тенденция сохраняется и в период обучения в школе. В начале школьного обучения характер ребенка фор-мируется под авторитетным влиянием родителей и учителей как наиболее значимых для младшего школьника людей. Затем, начиная со средних классов школы, авторитет роди-телей и учителей снижается, и на первый план выходят ав-торитет и мнение значимых для ребенка сверстников. В это время одним из главных факторов формирования характера ребенка становится мнение и отношение к нему со стороны сверстников.

В старших классах школы, наряду с сохранением влия-ния общения со сверстниками, фактором, воздействующим на характер, вновь становится мнение и оценка взрослых людей. Однако теперь молодые люди уже не принимают на веру абсолютно все, что им говорят взрослые. Воздействие последних на формирование характера школьников стано-вится опосредствованным, во-первых, личным отношением старшеклассника к данному человеку, во-вторых, оценкой этого взрослого человека как личности, в-третьих, отноше-нием школьника к себе и его самооценкой.

Другими словами, далеко не все взрослые оказывают на характер старшеклассника одинаковое влияние: у некото-рых оно более сильное, а у других практически отсутствует. Кроме того, на развивающийся характер старшего школьни-ка начинают влиять и средства массовой информации: пе-чать, радио, телевидение, Интернет.

В дальнейшем на развитие и изменение характера челове-ка могут оказывать влияние как названные выше факторы, так и обстоятельства его личной жизни/Общие факторы, влияющие на характер человека, определяют типичные из-менения которые с возрастом могут происходить и реально происходят в характерах всех без исключения людей. Спе-цифические жизненные обстоятельства, индивидуальные и своеобразные для данного человека, определяют свойствен-ные лично ему изменения в характере, которые не наблюда-ются у большинства других людей.

В изменениях характера человека, которые происходят в те-чение его жизни (имеется в виду период взрослой жизни, на-ступающий после окончания детства, то есть после 15-16 лет), можно отметить общие, типичные, закономерные тен-денции и (специфические, индивидуально своеобразные, то есть нетипичные, изменения.

К числу общих, типичных относятся возрастные измене-ния в характере человека. Они сводятся к следующему. С возрастем человек постепенно избавляется от так называ-емых детских черт характера, которые отличают поведение ребенка от поведения взрослого человека. Это, например, безответственность, капризность, эгоцентричность, плакси-вость, детские страхи и многое другое. Напротив, с возрас-том человек приобретает новые положительные черты хара-ктера, и в его личности закрепляются специфические взрос-лые черты, такие, например, как умудренность опытом, терпимость, ответственность, разумность, расчетливость и другие.

По мере накопления жизненного опыта у человека меня-ются взгляды на происходящее и отношение к нему. Это также влияет на характер человека. Так, например, имеют-ся определенные различия в характерах людей 30-40-лет-него, 50-летнего и 60-70-летнего возраста. Эти различия можно обозначить следующим образом.

Люди, которым 30 или 40 лет, еще живут в основном сво-им будущим, их активность, мысли и представления напол-нены далеко идущими планами на будущее и подготовкой к нему. Люди 50-летнего возраста проходят рубеж, на кото-ром их сознание и реальная жизнь встречаются одновремен-но и с прошлым, и с будущим. Это означает, что их харак-тер изменяется таким образом, чтобы в наибольшей степени соответствовать интересам настоящего времени. К примеру, в их характере могут отойти на второй план черты, связан-ные с мечтами и грезами, но еще не появиться черты, каса-ющиеся ностальгии по прошлому.

Люди, достигшие 60-70 лет, уже гораздо меньше думают о будущем, чем о настоящем и прошлом. Кроме того, многие люди в это время начинают испытывать физические недомогания, их работоспособность падает, возникает необ-ходимость внимательнее следить за своим здоровьем и эко-номить силы. Это также может привести к изменению характера человека, к появлению в нем новых черт, таких, на-пример, как размеренность, неторопливость, спокойствие, умиротворенность.

Что касается специфических индивидуальных изменений характера, то, кроме того, что они связаны со своеобразны-ми событиями в жизни человека, они еще обусловлены про-шлой жизнью этого человека. Если у него со временем поя-вляются какие-то новые черты характера, то их появление и дальнейшая судьба существенно зависят от сложившегося у человека характера.

Как правило, гораздо чаще появляются и гораздо быст-рее закрепляются в характере человека такие новые черты, которые созвучны уже существующим чертам характера. Что касается совершенно новых, неожиданных изменений характера, то они после 30-летнего возраста, как правило, уже не происходят, за исключением случаев, связанных с тяжелыми заболеваниями, жизненными потрясениями и травмами.

Выводы.

На основании изучения темы «психология характера» можно сделать следующие выводы.

В целом данная тема раскрыта в юридической литературе достаточно полно и содержательно. Все авторы, научные труды которых я использовала при подготовке данной работы уделяют достаточно много внимания психологии характера, дают различные классификации характеров и анализируют факторы, влияющие на формирование характера.

Следует отметить, что выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные усло-вия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых прохо-дит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков.

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным.

Список использованной литературы:

1. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. - 206 с.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989. - 500 с.

3. Васильев В.Л. Психология: Учебник для ВУЗов - М.: Юридическая литература. 1991. - 464 с.

4. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб: Питер Пресс, 1997. - 656 с.

5. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для ВУЗов: М.: Юристъ, 1996. - 631 с.

6. Основы психологии. Учебник / Под ред Е.И. Рогова. М.: 2001 - 455 с.

7. Основы психологии / Л. Д. Столяренко - Ростов - на Дону. 1997. - 400 с.

8. Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович - Мн.: Хэлсон. 1998.

9. Психология / Р. С. Немов. М: 1998

10. Психологія. Посібник для студентів ВНЗ / за ред. В.Г. Городяненка. К.: Вид центр „ Академія”, 1999 - 384 с.


© 2010 Рефераты