рефераты курсовые

Психосемантические механизмы формирования "образа героя" у подростков и работников МВД Украины (на примере анализа произведений искусства)

p align="left">В этих условиях они выполняют разнообразные воспитательно-профилактические, коммуникативные, организаторские, удостоверительные и другие функции, реализация которых требует высочайшего напряжения психики, собранности в общении с участниками конфликта.

Деятельность работника правоохранительных органов многоуровневое, иерархическое явление. На каждом уровне достижение свойственных данному уровню целей обеспечивается соответствующими личностными структурами, что даёт возможность перехода к достижению целей более высокий уровень деятельности.

Выводы к первой главе

Представления выступают как одна из форм социального познания это, прежде всего, знания на уровне здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которого социально обусловлены. Представления носят системный характер и выступают как феномен, проявляющийся в определенной группе но, могут иметь свою индивидуальную специфику, включая в себя ряд компонентов. Возникновение представлений связано с определенными механизмами в нашей работе представления выступают, как область изучения психосемантики.

План содержания слов, текстов, образов объектов и явлений, действий и событий принято описывать с помощью понятия значения. Поскольку в значении фиксируются свойства объекта, где в качестве признаков значения содержатся виртуальные свойства объекта, которые могут быть раскрыты в той или иной общественно значимой деятельности субъекта или общества

Отметим, что исследование индивидуального сознания подразумевает необходимость реконструкции различных содержательных сфер обыденного, житейского сознания, описания их в системе категорий, отличных от понятийных. Одной из важнейших проблем изучения значения является исследование его невербальных форм, в частности существование значения в системе визуальных образов.

В подростковом периоде происходит важнейший психологический процесс этого возраста - становление самосознания и устойчивого формирования «Я», стремление понять себя, связано с поиском самоидентификации, с «примериванием на себя» разнообразных ролей, характерных для взрослых. Становление самопонимания личности подростка включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе.

Работники правоохранительных органов, имеющие дело с людьми, воспринимаются учениками, студентами, больными, обвиняемыми, подсудимыми, свидетелями не только как исполнители определенных ролей, но и с точки зрения их привлекательности, положительных или отталкивающих человеческих качеств. Каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в ролевое общение с работниками правоохранительных органов, ожидает от них не только квалифицированного исполнения обязанностей, но и уважительного отношения, что налагает на работника особую моральную ответственность, предъявляет к нему повышенные требования как к личности. Это становится основанием для возникновения специфических норм поведения, регулирующих выполнение людьми профессиональных обязанностей и стимулирующих их внимание к самовоспитанию.

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ «ОБРАЗА ГЕРОЯ» У ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ МЕТОДА ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

2.1 Теоретические подходы и методика исследования становления «образа героя» в онтогенезе подросткового возраста

Исследование проводилось на базе детских лагерей «Морской» и «Лазурный» Международного детского центра «Артек». В исследовании принимали участие подростки мужского пола, их возраст 13-14 лет, приехавшие на отдых со всех регионов Украины. Большинство из подростков из благополучных семей, что обуславливает, высокий уровень культуры и облегчило нам сотрудничество с ними во время проводимой исследовательской работы. Общее количество испытуемых - 40 человек, психическое развитие которых, соответствует возрастным особенностям подросткового периода.

Следует отметить, что все испытуемые к исследованию отнеслись заинтересованно. Задания выполняли тщательно, к замечаниям и советам относились критично. Вызванный интерес со стороны испытуемых позволил нам получить максимально объективные результаты.

В организации процесса исследования нам помогли психологи лагерей и педагоги-организаторы отрядов.

Основываясь на поставленные нами задачи, в исследовательской работе были использованы:

1. Метод беседы;

2. Направленный ассоциативный эксперимент;

3. Метод личностного семантического дифференциала (Ч.Осгуд.)

Описание методов исследования.

Метод беседы - это метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии, являясь основным способом введения испытуемого в ситуацию психологического экспериментирования. Во время беседы осуществляется задачи которые перед собой ставит исследователь такие как: «введение в эксперимент» - привлечение к сотрудничеству; «экспериментальная беседа», в ходе которой проверяются рабочие гипотезы. В нашей работе беседа имела цель, определить подростков, которые составят экспериментальную группу.

Ассоциативный эксперимент является, пожалуй, наиболее разработанная техника семантического анализа. Общая схема ассоциативного эксперимента такова: испытуемому предъявляется слово-стимул и требуется назвать первые пришедшие на ум ассоциации, причем возможен как свободный ассоциативный эксперимент, где испытуемый не ограничен в выборе возможных ассоциаций, так и направленный, где его ассоциативный поток ограничен по инструкции рамками некоторого грамматического класса. В нашем случае, мы, использовали свободный ассоциативный эксперимент. Принято подразделять ассоциации на парадигматические и синтагматические. Парадигматические ассоциации представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы. Синтагматическими ассоциациями называются ассоциации, грамматический класс которых отличен от грамматического класса слова - стимула. В первом приближении можно интерпретировать парадигматические ассоциации как отражающие языковые отношения, а синтагматические - речевые отношения.

Ассоциативный эксперимент проводиться на группе испытуемых, и на основе данных ими ассоциаций можно построить таблицу частотного распределения слов - реакций на слово - стимул. Мерой семантической близости (расстояние) пары слов признается степень совпадения распределения ответов, т.е. степень подобия объектов анализа устанавливается через сходство данных на них ассоциаций.

Главным преимуществом ассоциативного эксперимента является его простота, удобство применения, т.к. он может проводиться с большой группой испытуемых одновременно. Испытуемые работают со значением в «режиме употребления», что позволяет выделять и некоторые неосознаваемые компоненты значения. В нашей работе нами был использован направленный ассоциативный эксперимент. Испытуемым предлагалось слово - стимул «герой». Подростки называли характеристики, которые ассоциируются у них с этим словом.

Личностные семантические дифференциалы - являются одной из разновидностей частных семантических пространств, построенные на базе прилагательных, обозначающих черты личности и характера, и ориентированные на оценку самого себя или другого человека [33, 82 -84].

Процедура построения личностного семантического дифференциала стандартна. По множеству биполярных и униполярных шкал, образованных «личностными» прилагательными, оценивается множество реальных людей или литературных персонажей, героев кинофильмов и т.д., и на основе сходства оценок этих объектов по шкалам строится матрица сходства шкал, которая затем подвергается факторному анализу. Выделенные факторные структуры отражают присущие испытуемым структуры категоризации, через призму которых происходит восприятие другого человека или самого себя, «наивную», обыденную «теорию личности», выработанную житейской практикой испытуемых.

В нашей исследовательской работе применялся метод личностного семантического дифференциала (Ч. Осгуд.). Для оптимального достижения цели данного исследования эта методика была модифицирована. В нее были включены те категории-ассоциации, которые, по мнению испытуемых подростков, являются значимыми и необходимыми для настоящего героя (взятые после проведения ассоциативного эксперимента, как наиболее часто встречающиеся ассоциации, характеризующие всю группу испытуемых).

В нашем исследовании личностный семантический дифференциал строился на базе шкалирования испытуемыми трех образов: «Я-идеальное», «Я-реальное», «образ героя» по 21 биполярным шкалам. Полученные результаты - подверглись процедуре факторного анализа.

2.2 Различия и особенности становления «образа героя» в подростковом возрасте

На первом этапе эмпирического исследования была проведена беседа с подростками. Цель этой беседы заключалась в том, чтобы определить подростков, которые составят экспериментальную группу. Критерием, который является основным в отборе подростков в экспериментальную группу, является знакомство подростков с художественным фильмом «Бригада».

Следует отметить, что первоначально подростки шли с экспериментатором на контакт без особого желания. Когда же они узнавали цель беседы, их интерес возрастал молниеносно, а в глазах можно было наблюдать «живой огонек». Из 43-х опрошенных подростков только три подростка не смотрели кинофильм «Бригада». Поэтому в экспериментальную группу вошло 40 подростков, которые просмотрели этот кинофильм.

В ходе беседы так же было выявлено, что все подростки с интересом смотрели кинофильм «Бригада». Они очень хорошо помнят и называют главных героев этого кинофильма: «Космос», «Филл», «Пчел». Но особые симпатии они испытывают к «Белому» - главному герою кинофильма «Бригада». Как только беседа переключалась на главного героя Белова Сашу (актер Сергей Безруков), подростки с восторгом начинали говорить о нем, выделять его характерные особенности и убедительно аргументировали, почему именно так, а не иначе они относятся к нему.

Большинство подростков отметили, что при возможности они еще раз могли бы просмотреть этот кинофильм, так как для них он представляется честным, правильным и полезным.

На втором этапе эмпирического исследования был проведен направленный ассоциативный эксперимент. Испытуемым предлагалось слово - стимул «герой». Подростки называли характеристики, которые ассоциируются у них с этим словом.

Среди ассоциаций, которые приходят на ум испытуемым относительно слова - стимула «герой» чаще всего встречается такая характеристика, как «смелый» - 38 подростков (95% испытуемых). Можно сказать, что для большинства подростков поступки и действия героя ассоциируются со смелостью. По их мнению, только смелый человек может решиться на определенные поступки и стать настоящим героем.

Большинство подростков (38 испытуемых или 95%) так же проводят ассоциацию героя с такой характеристикой, как «уверенность в себе». Только уверенность в себе, в справедливости своих поступков подталкивает настоящего человека совершать геройские поступки. Можно предположить, что эти испытуемые подростки могут оправдывать применение крайних мер героем в решении сложных жизненных ситуаций, которые даже приводят к убийству другого человека. Следует отметить, что испытуемые не относят крайние меры к жестокости, а воспринимают их как один и возможно единственный способ восстановления справедливости.

«Безбашенство» как характеристика настоящего героя встречается у 36-ти подростков (90% испытуемых). Можно предположить, что этим подросткам так же свойственны спонтанные действия и поступки, как их любимому герою Саше Белому из кинофильма «Бригада». Такие действия приносят им положительные эмоции не зависимо от того, какая степень риска сопутствует подросткам в ходе принятия спонтанных, рискованных и часто не продуманных решений.

Следующей наиболее часто встречающейся характеристикой настоящего героя является «Дружелюбие» - 35 подростков (88% испытуемых). Подростки считают, что настоящая мужская дружба является одним из основных показателей взаимопомощи, которую должны проявлять настоящие друзья по отношению друг к другу. Дружба во многом определяет и направляет действия и поступки настоящего героя, стремящегося помогать своим друзьям. Можно предположить, что эти испытуемые готовы жертвовать своими интересами и личным временем ради своих друзей, помогать им в беде и вместе добиваться успеха, что способствует укреплению и закалке их дружбы.

«Рассудительность» как характеристика настоящего героя встречается у 35-ти подростков (88% испытуемых). Способность здраво рассуждать и, как следствие, находить правильные, выгодные для себя и друзей пути решения сложных жизненных ситуаций способствуют тому, что подросток может чувствовать себя настоящим героем. Рассудительность помогает им в выборе способов поведения относительно не только себя, но и тех людей, которые после смелых действий подростка могут считать его настоящим героем.

Следующей наиболее часто встречающейся характеристикой настоящего героя является «Чувство юмора» - 35 подростков (88% испытуемых). Это говорит о том, что подростки считают необходимым присутствие чувства юмора даже тогда, когда решаются жизненно важные вопросы. Возможно, по их мнению, настоящий герой никогда не должен унывать и падать духом, а в этом ему может помочь чувство юмора, благодаря которому даже в безысходных ситуациях настоящему герою удается найти выход.

«Верность» как характеристика настоящего героя встречается у 34 подростков (85% испытуемых). Настоящий герой должен быть верен своему делу, своим друзьям и, конечно же, самому себе и своим принципам справедливости. Верность способствует тому, что настоящие друзья героя, который руководствуется принципами справедливости, не смогут предать, поэтому настоящий герой может рассчитывать на понимание, преданность и верность с их стороны.

«Отважность» как характеристика настоящего героя встречается у 28-ми подростков (70% испытуемых). Отвага способствует тому, что человек бросается достигать своей цели даже тогда, когда его подстерегает опасность. Преодолеть страх, сомнения, неуверенность настоящему герою легко тогда, когда он отважно поступает, при этом руководствуясь нормами, принятыми в обществе либо в определенной группе (группа сверстников).

В характеристику настоящего героя входят любовь (24 подростка или 60%), гордость (24 подростка или 60%), крутость (24 подростка или 60%), добрый (23 подростка или 57,5%), справедливость (23 подростка или 57,5%), находчивость (23 подростка или 57,5%), мужество (21 подросток или 52,2%) и жесткость (21 подросток или 52,2%). Все эти качества, по мнению испытуемых, необходимы человеку, чтобы он стал настоящим героем, которым будут гордиться не только самые близкие люди (родители и друзья), но и окружающие.

Реже у подростков встречаются такие качества настоящего героя, как беспредельность (14 подростков или 35%), ненасытность к деньгам (13 подростков или 32,5%), вспыльчивость (12 подростков или 30%), строгость (11 подростков или 27,5%), хитрость (11 подростков или 27,5%), ненависть (11 подростков или 27,5%) и «классный» (11 подростков или 27,5%). Эти качества в меньшей мере присущи настоящему герою, но необходимы, по мнению испытуемых, для достижения цели и осуществления задуманного.

Таким образом, можно отметить, что главными характеристиками настоящего героя, по мнению подростков, являются смелость, уверенность в себе, бесшабашность, чувство юмора, дружелюбие, рассудительность, верность и отважность.

На третьем этапе эмпирического исследования нами был проведен метод личностного семантического дифференциала (Ч.Осгуд.). Для оптимального достижения цели данного исследования эта методика была модифицирована. В нее были включены те категории, которые, по мнению испытуемых подростков, являются значимыми и необходимыми для настоящего героя (по итогам ассоциативного эксперимента). Это такие категории, как смелый, уверенность в себе, безбашенность, чувство юмора, дружность, рассудительность, верность и отважность, и другие.

Был проведен факторный анализ по результатам модифицированной методики «Личностный дифференциал», где были определены 7 основных факторов (См. ПРИЛОЖЕНИЕ: Б, В, Г).

При оценке «Я - реальный» в первый фактор «Гордый» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Смелый», «Гордый» и «Справедливый». Можно сказать, что подростки стремятся к тому, чтобы чувствовать себя смелым, гордым и в то же время справедливым не только в среде сверстников, но и в отношениях с окружающими их взрослыми. Это способствует тому, что их «чувство взрослости» развивается и подкрепляется отношением к ним окружающих людей. Если отношение окружающих к подростку удовлетворяет его запросы, то подросток на самом деле стремиться проявлять свои лучшие качества личности, при этом продвигается к идеальному образу себя как взрослого человека.

При оценке «Я - идеальный» в первый фактор «Уверенный в себе» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Гордый», «Смелый» и «Уверенный в себе». По мнению испытуемых - подростков эти качества личности могут способствовать тому, чтобы подросток смог осуществить свои жизненные мечты и достичь высоких жизненных целей. Можно так же предположить, что подростки считают необходимыми эти личностные качества для того, чтобы занимать в группе сверстников именно то место и статус, которое, по их мнению, должно соответствовать их чувству достоинства.

При оценке «Героя» в первый фактор «Справедливый» сгруппированы такие личностные характеристики, как, «Смелый» и «Уверенный в себе» «Справедливый». Проводя ассоциацию с Александром Беловым (главным героем кинофильма «Бригада»), подростки склонны приписывать его действиям смелость. Только уверенный в себе герой может поступать смело и справедливо. Однако, эта справедливость определяется мировоззрением и воспитанностью самого героя, поэтому подростки воспринимают его действия и поступки как справедливые и единственно правильные и возможные в тех жизненных ситуациях, когда речь идет о жизни или смерти.

Таким образом, можно отметить, что в первый фактор при оценивании «Я - реальный», «Я - идеальный» и «Герой» сгруппированы одинаковые и близкие по своему содержанию личностные характеристики. Это говорит о том, что испытуемые подростки стремятся соответствовать идеальному образу, который сочетается с образом главного героя Александра Белова из кинофильма «Бригада». Такое совпадение может быть связано с тем, что юношеский максимализм, свойственный подросткам - мальчишкам, подталкивает их к тому, чтобы они в ходе анализа своих действий и действий окружающих стремились приблизиться к образу настоящего героя, способного совершать рискованные поступки.

Во второй фактор «Чувство юмора» при оценке «Я - реальный» сгруппированы такие характеристики личности подростков, как «Чувство юмора», «Уверенный в себе» и «Безбашенный». Можно сказать, что в жизни этих испытуемых значимое место принадлежит веселью. Уверенные в себе, эти подростки могут поступать порою необдуманно, и при этом руководствуются чувством юмора, которое может иметь не всегда положительную направленность. Они представляют реальный образ себя как человека, способного самостоятельно и уверенно выбирать тот образ жизни, который они ведут несмотря на запреты и требования взрослых, так как сами считают себя взрослыми и стремятся доказать это посредством своих поступков и действий.

Во второй фактор «Спокойный» при оценке «Я - идеальный» сгруппированы такие характеристики личности подростков, как «Справедливый», «Спокойный» и «Целеустремленный». Можно отметить, что реальный образ подростков (какими они видят себя) очень близок к идеальному. Им, возможно, не хватает спокойствия, чтобы приблизиться к идеальному образу. В сложных жизненных ситуациях и конфликтах они могут проявлять сильные эмоциональные реакции, что затрудняет поиск правильных и верных решений. Они могут быть целеустремленными и справедливыми, но если не смогут управлять своими эмоциями, могут допустить неисправимые ошибки.

Во второй фактор «Гордый» при оценке «Героя» сгруппированы такие характеристики личности подростков, как, «Гордый», «Дружелюбный» и «Целеустремленный». Образ «Героя», ассоциирующийся с образом Саши Белого из кинофильма «Бригада» приближен к идеальному образу Я подростков. Благодаря таким качествам, как гордость, дружба и целеустремленность, по мнению испытуемых, главному герою кинофильма «Бригада» удалось достичь высокого положения в обществе, и в то же время практически не зависеть от власти официальной и неофициальной. Гордость настоящего героя способствует тому, что, несмотря на трудности, настоящий герой поступает только так, как считает правильным и справедливым, как это делает Александр Белов, а целеустремленность помогает ему в достижении поставленных целей. Многие асоциальные действия Александра Белова оправдываются подростками потому, что он поступает именно так ради своих друзей, на которых может положиться сам и которые не подводят его в сложных жизненных ситуациях. Поэтому, такое сочетание характеристик Александра Белова, как гордый, дружный и целеустремленный, составляют один из основных факторов, способствующий достижению высоких жизненных целей настоящего героя.

Таким образом, можно отметить, что многие характеристики реального образа подростка приближены к идеальному образу, который сочетается и переплетается с представлениями подростков о настоящем герое, таком как Александр Белов. Подростки оценивают действия Александра Белова как гордые, мужественные и целеустремленные, поэтому и сами склонны приближать свой реальный образ к идеальному образу.

При оценке «Я - реальный» в третий фактор «Ограниченный» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Ограниченный», «Отважный», «Жесткий». Эти характеристики менее значимы для подростков и играю менее важную роль в их жизни по сравнению со смелостью, целеустремленностью, уверенностью в себе и т.д. Можно отметить, что ограниченность подростков обусловлена не его возможностями, а условиями жизни и определенной зависимостью (материальной) от взрослых. Это является значимым фактором для подростка в структуре его реального образа, так как на самом деле он стремиться к независимости и свободе, делает все возможное, чтобы самоутвердиться в среде сверстников и взрослых как взрослой личности. Для самоутверждения подростки часто используют отвагу и жесткость в принятии жизненно важных решений. Поэтому сочетание этих личностных качеств подростков составляют один из главных факторов реального образа героя.

При оценке «Я - идеальный» в третий фактор «Верный» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Безбашенный», «Верный» и «Дружелюбный». Можно предположить, что особое место в идеальном образе подростка принадлежит верной дружбе, для поддержания которой подростки готовы на безрассудные поступки и действия, при этом они руководствуются убежденностью в том, что они правы. Дружба, которая не терпит предательства, имеет особое значение для подростков, которые стремятся к общению со сверстниками. Поэтому, подростки склонны ценить преданность настоящих друзей, которые не предают их в сложных жизненных ситуациях.

При оценке «Героя» в третий фактор «Верный» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Безбашенный», «Верный» и «Отважный». Эти характеристики подростки приписывают Александру Белову, главному герою кинофильма «Бригада», так как он остается верным своим принципам и обещаниям, которые он дал своим друзьям. Александр Белов является олицетворением настоящей дружбы, ради которой человек может пойти на крайние меры, вплоть до убийства. Попадая в жестокий мир реальности, где доминирует власть и сила, чтобы выжить настоящий герой использует те приемы и методы борьбы с несправедливостью, которые применяют его враги. Эти жесткие приемы и методы являются самооправданием и приемлемы для настоящего героя, так как он руководствуется высшими мотивами: дружбой, верностью, отвагой.

Таким образом, можно выделить значительные отличия в представлениях подростка своего реального образа и идеального образа. Это связано с тем, что подростки, по - видимому, самоопределились с главными качествами, которые наиболее значимы для достижения цели. Все остальные качества для них могут изменять свою значимость в зависимости от ситуации, в которой оказались подростки. Однако, идеальный образ подростков достаточно приближен к образу «Героя», что может быть свидетельством подражания подростков поступкам и действиям Александра Белова из кинофильма «Бригада».

В четвертый фактор «Находчивый» при оценке «Я - реальный» сгруппированы такие характеристики личности подростков, как «Добрый», «Спокойный» и «Находчивый». Можно сказать, что эти качества личности не достаточно актуальны и приемлемы для подростков, так как они оказывают слабое влияние на их поступки и действия. Можно предположить, что доброта и спокойствие расцениваются подростками как слабые стороны взрослой личности, так как в реальной жизни подростки должны постоянно доказывать окружающим свою самостоятельность и взрослость. По их мнению, доброта является показателем слабости в тех жизненных ситуациях, когда речь идет о значимых для подростка событиях, требующих проявления настойчивости и уверенности в себе. Подростки могут проявлять доброту тогда, когда, по их мнению, окружающие воспримут их действия именно как добрые, а не как слабовольные.

В четвертый фактор «Строгий» при оценке «Я - идеальный» сгруппированы такие характеристики личности подростков, как «Строгий», «Безразличный к деньгам», и «Отважный». Стоит отметить, что в идеальном образе подростка строгость и отвага сочетаются с относительным безразличием подростка к деньгам. Это проявляется в том, что прежде всего в выборе своих действий и поступков подросток руководствуется не стремлением к материальному обеспечению, а принципами справедливости, которые принимает он сам. Отвага и строгость способствуют тому, что материальные ценности ставятся ниже, чем высшие идеалы, которые характеризуют идеального человека как надежного сверстника, верного товарища и преданного друга.

В четвертый фактор «Дружелюбный» при оценке «Героя» сгруппированы такие характеристики личности подростков, как «Строгий», «Безразличный к деньгам», и «Мужественный». Можно сказать, что для Саши Белого деньги не столь важны, чем дружба, верность и целеустремленность. Проявляя строгость и мужество, главный герой кинофильма «Бригада» достигает своих жизненных целей, при этом руководствуется более высокими жизненными целями, нежели материальный достаток. Для него на первом месте всегда были друзья, преданные ему и верные, поэтому он сам дорожил этой дружбой.

Таким образом, можно отметить близость идеального образа Я у подростков с представлениями образа настоящего героя на примере Александра Белого. Строгость и мужество являются характеристиками настоящего героя, поступающего справедливо по отношению к значимым для него людям - то есть друзьям.

При оценке «Я - реальный» в пятый фактор «Любовь» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Любовь», «Мужественный» и «Дружелюбный». Сочетание характеристик любовь и дружба у подростков стоят на одном уровне, что свидетельствует о преданности в равной степени как друзьям, так и девушкам, которые симпатизируют этим подросткам. Проявляя мужество, подростки могут доказать свою дружбу и любовь, при этом в совершении поступков они руководствуются собственными убеждениями. Однако, такие характеристики, как любовь, дружба и мужество не достаточно значимы для подростков, что может быть обусловлено негативным предыдущим опытом взаимодействия со сверстниками в ситуациях, когда подросток верил в дружбу и любовь, но его вера не была истинной.

При оценке «Я - идеальный» в пятый фактор «Рассудительный» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Находчивый», «Рассудительный» и «Мужественный». Сочетание этих характеристик личности подростков в одном факторе может говорить о том, что в идеальном образе «Я» эти характеристики располагаются на равных позициях по отношению к значимости их роли в достижении жизненных целей. По мнению испытуемых - подростков находчивый и мужественный человек, который здраво рассуждает, может достигать поставленных целей и принимать правильные и справедливые решения.

При оценке «Героя» в пятый фактор «Спокойный» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Находчивый», «Рассудительный» и «Спокойный». Образ героя Александра Белова для испытуемых - подростков сочетается с рассудительностью, находчивостью и спокойствием, однако это не главные черты личности, которая стремится стать настоящим героям. Можно предположить, что по мнению испытуемых, находчивость, рассудительность и спокойствие в жизни главного героя кинофильма «Бригада» уступают перед значимости для него силы, уверенности в себе и справедливости.

Таким образом, можно выделить различия между реальным и идеальным образами «Я» подростков. Идеальный образ подростка характеризуется теми же характеристиками личности подростков, что и образ настоящего героя на примере Александра Белова. Все характеристики личности, входящие в пятый фактор, имеют определенное значение в жизни испытуемых, однако назвать их главными и необходимыми для подростка нельзя. Эти характеристики в сочетании образуют пятый фактор, роль которого зависит от доминирования более значимых факторов.

В шестой фактор «Безразличие к деньгам» при оценке «Я - реальный» сгруппированы такие характеристики личности подростков, как «Верный», «Безразличный к деньгам» и «Целеустремленный». Можно отметить, что для современных подростков значимо материальное положение, так как, возможно, их статус в группе сверстников во многом зависит от показателя достатка и материального благополучия. Подростки проявляют целеустремленность тогда, когда стремятся доказать окружающим свою правоту и значимость, подтвердить верность и преданность своим друзьям, несмотря на то, позволяет ли им сделать это материальное положение подростков в среде сверстников. Сочетание этих личностных характеристик в один фактор, возможно, обусловлено и тем, что целеустремленность и верность подростков может в определенной степени компенсировать его невысокое материальной положение. В таких случаях подростка могут принимать в группе сверстников таким, какой он есть, ценить его личностные качества, а не материальное положение его родителей, которые не могут в полной мере удовлетворить потребности своего ребенка.

В шестой фактор «Чувство юмора» при оценке «Я - идеальный» сгруппированы такие характеристики личности подростков, как «Любовь», «Чувство юмора» и «Жесткий». Сочетание жесткости, чувства юмора и любви в одном факторе в идеальном образе подростков может быть показателе ситуативности и непостоянности подростка в ситуациях, которые не достаточно значимы для него. Он может поступать по - разному: либо шутить, либо жестко отстаивать свои позиции в равной степени. Можно предположить, что все зависит не столько от внутренних побуждений подростка, сколько от внешних факторов, которые на данный момент могут быть значимы для подростка в определенной ситуации и при определенных условиях.

В шестой фактор «Чувство юмора» при оценке «Героя» сгруппированы такие характеристики личности подростков, как «Добрый», «Чувство юмора» и «Жесткий». Это говорит о том, что подростки в равной степени оценивают проявление Александром Белым таких личностных характеристик, как доброта, чувство юмора и жесткость. В представлении образа настоящего героя у подростков в равной степени выражены доброта и жесткость, характеризующие противоположные стороны личности. Такое противоречие у подростков может быть обусловлено тем, что настоящий герой в жестоком современном мире может и должен переступить закон тогда, когда дело касается его друзей или близких значимых людей.

Таким образом, можно сказать, что личностные характеристики, сгруппированные в шестой фактор, оказывают меньшее влияние на процесс достижения жизненных целей, на поступки и действия самого подростка. Идеальный образ подростка отличен от реального образа «Я», но в то же время значительно приближен к образу настоящего героя. Об этом свидетельствует совпадение таких личностных характеристик, как чувство юмора и жесткость.

При оценке «Я - реальный» в седьмой фактор «Строгий» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Строгий», «Рассудительный» и «Правдивый». Можно сказать, что эти личностные качества имеют наименьший вес в реальном образе подростка потому, что они не позволяют достигать высоких жизненных целей в полной мере. Применение этих личностных качеств не достаточно, чтобы достичь успеха. Поэтому подростки могут считать, что не всегда стоит говорить правду. Иногда они могут промолчать или сказать неправду, так как считают, что это может помочь им в достижении желаемых целей. Возможно, по мнению подростков, строгость и рассудительность занимают много времени, когда нужно срочно и быстро принимать жизненно важные решения, поэтому значимость этих характеристик личности для подростков не велика.

При оценке «Я - идеальный» в седьмой фактор «Добрый» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Добрый», «Ограниченный» и «Правдивый». В идеальном образе подростка слабо выражены такие личностные характеристики, как доброта и правдивость. Такое низкое положение по сути своей справедливых характеристик может быть обусловлено тем, что в современных условиях развития подростковой субкультуры эти личностные качества не несут той полной смысловой нагрузки, которая была заложена в них изначально. Доброта и правдивость расцениваются подростками как слабые стороны личности, поэтому подростки, особенно мальчишки, стремятся избегать их.

При оценке «Героя» в седьмой фактор «Любовь» сгруппированы такие личностные характеристики, как «Любовь», «Ограниченный» и «Правдивый». Характеризуя Сашу Белого, подростки отмечают и допускают тот факт, что настоящий герой, по их мнению, может говорить неправду, если этого требует ситуация (например, своей любимой девушке, а в последствии и жене, Александр говорит неправду относительно своей работы и т. д.). Восприятие подростками любви как настоящего чувства может быть искаженным или неполным, так как они, возможно, еще не испытали этого чувства.

Поэтому «Любовь» как характеристика личности настоящего героя входит в фактор, который имеет наименьшее значение в процессе достижения жизненных целей подростков.

Особенностью реального, идеального образа подростка и образа настоящего героя является то, что во всех этих образах одно из последних мест принадлежит правдивости.

Это говорит о том, что, по мнению испытуемых, иногда, в зависимости от обстоятельств, лучше соврать, чем сказать правду.

Можно сделать вывод о том, что подростковой субкультуре свойственна подмена такой ценности, как правда, так как в реальном, и идеальном образах «правда» включается в последний фактор, играющий малую роль в достижении целей.

Таким образом, можно сказать, что реальный образ «Я» у подростков отличен от идеального образа «Я». Однако, субъективный образ «Я - идеальный» по своей сути близок к образу главного героя из кинофильма «Бригада».

Выводы ко второй главе

По итогам проведения эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

· Наиболее значимыми шкалами вошедшими в факторы для испытуемых подростков являются смелость, справедливость, уверенность в себе и гордость. Именно эти качества способствуют тому, чтобы реальный образ подростка приблизился к идеальному образу настоящего героя.

· Менее значимыми шкалами у испытуемых подростков выступают правдивость и ограниченность. Эти шкалы имеют наименьшую силу в процессе приближения реального образа подростка к его идеальным представлениям настоящего героя.

· Субъективный образ «Я - идеальный» испытуемых подростков идентичен образу главного героя художественного фильма «Бригада» Александру Белову.

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ «ГЛАВНОГО ГЕРОЯ» РАБОТНИКАМИ МВД УКРАИНЫ

3.1 Исходные положения и методика исследования «главного героя» у работников МВД Украины. Анализ полученных результатов

Исследование проводилось на базе районных отделений милиции г. Харькова и пгт. Гурзуф. В исследовании принимали участие работники правоохранительных органов мужского пола, их возраст от 20-30 лет, занимающие разные должности. Большинство из испытуемых состоят в браке, воспитывают детей, многие имеют высшее образование, что обусловило высокий уровень культуры и облегчило нам сотрудничество с ними во время проводимой исследовательской работы. Общее количество испытуемых - 40 человек, психическое развитие которых, соответствует возрастным особенностям и профессиональной направленности.

Следует отметить, что все испытуемые к исследованию отнеслись заинтересованно. Задания выполняли тщательно, к замечаниям и советам относились критично. Вызванный интерес со стороны испытуемых позволил нам получить максимально объективные результаты.

Основываясь на поставленные нами задачи, в исследовательской работе были использованы:

1. Метод беседы;

2. Направленный ассоциативный эксперимент;

3. Метод личностного семантического дифференциала (Ч.Осгуд.)

Описание методов исследования.

Метод беседы - это метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии, являясь основным способом введения испытуемого в ситуацию психологического экспериментирования. Во время беседы осуществляется задачи, которые перед собой ставит исследователь такие как: «введение в эксперимент» - привлечение к сотрудничеству; «экспериментальная беседа», в ходе которой проверяются рабочие гипотезы. В нашей работе беседа имела цель, определить работников МВД, которые составят экспериментальную группу.

Ассоциативный эксперимент является, пожалуй, наиболее разработанная техника семантического анализа. Общая схема ассоциативного эксперимента такова: испытуемому предъявляется слово-стимул и требуется назвать первые пришедшие на ум ассоциации, причем возможен как свободный ассоциативный эксперимент, где испытуемый не ограничен в выборе возможных ассоциаций, так и направленный, где его ассоциативный поток ограничен по инструкции рамками некоторого грамматического класса. В нашем случае, мы, использовали свободный ассоциативный эксперимент. Принято подразделять ассоциации на парадигматические и синтагматические. Парадигматические ассоциации представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы. Синтагматическими ассоциациями называются ассоциации, грамматический класс которых отличен от грамматического класса слова - стимула. В первом приближении можно интерпретировать парадигматические ассоциации как отражающие языковые отношения, а синтагматические - речевые отношения.

Ассоциативный эксперимент проводиться на группе испытуемых, и на основе данных ими ассоциаций можно построить таблицу частотного распределения слов - реакций на слово - стимул. Мерой семантической близости (расстояние) пары слов признается степень совпадения распределения ответов, т.е. степень подобия объектов анализа устанавливается через сходство данных на них ассоциаций.

Главным преимуществом ассоциативного эксперимента является его простота, удобство применения, т.к. он может проводиться с большой группой испытуемых одновременно. Испытуемые работают со значением в «режиме употребления», что позволяет выделять и некоторые неосознаваемые компоненты значения. В нашей работе нами был использован направленный ассоциативный эксперимент. Испытуемым предлагалось слово - стимул «герой». Работники МВД должны были дать личностные характеристики, которыми по их мнению обладает «Главный герой» художественного фильма «Бригада».

Личностные семантические дифференциалы - являются одной из разновидностей частных семантических пространств, построенные на базе прилагательных, обозначающих черты личности и характера, и ориентированные на оценку самого себя или другого человека [33, 82 -84].

Процедура построения личностного семантического дифференциала стандартна. По множеству биполярных и униполярных шкал, образованных «личностными» прилагательными, оценивается множество реальных людей или литературных персонажей, героев кинофильмов и т.д., и на основе сходства оценок этих объектов по шкалам строится матрица сходства шкал, которая затем подвергается факторному анализу. Выделенные факторные структуры отражают присущие испытуемым структуры категоризации, через призму которых происходит восприятие другого человека или самого себя, «наивную», обыденную «теорию личности», выработанную житейской практикой испытуемых.

В нашей исследовательской работе применялся метод личностного семантического дифференциала (Ч. Осгуд.). Для оптимального достижения цели данного исследования эта методика была модифицирована. В нее были включены те категории-ассоциации, которые, по мнению испытуемых работников МВД, являются значимыми и в полной мере характеризуют «Главного героя» художественного фильма «Бригада» (взятые после проведения ассоциативного эксперимента, как наиболее часто встречающиеся ассоциации, характеризующие всю группу испытуемых).

В нашем исследовании личностный семантический дифференциал строился на базе шкалирования испытуемыми трех образов: «Я-идеальное», «Я-реальное», «Главный герой» по 21 биполярным шкалам. Полученные результаты - подверглись процедуре факторного анализа.

Структура «образа героя» у сотрудников МВД Украины

На первом этапе эмпирического исследования с работниками прав МВД была проведена беседа. Цель этой беседы заключалась в том, чтобы определить работников правоохранительных органов, которые составят экспериментальную группу. Критерием, который является основным в отборе работников МВД в экспериментальную группу, является знакомство подростков с художественным фильмом «Бригада».

Следует отметить, что первоначально работники правоохранительных органов шли с экспериментатором на контакт без особого желания, сказывалась специфика работы и возраст. Из 48 - опрошенных работников МВД только восемь не смотрели кинофильм «Бригада». Поэтому в экспериментальную группу вошло 40 опрошенных, которые просмотрели этот кинофильм.

В ходе беседы так же было выявлено, что на самом деле многие этот фильм смотрели без удовольствия. НО при этом очень хорошо помнят и называют главных героев этого кинофильма: «Космос», «Филл», «Пчел». В ходе беседы был выявлен «Главный герой» им оказался Белов Саше (актер Сергей Безруков), именно этот герой оставил наиболее яркие впечатления у работников МВД.

Большинство работников правоохранительных органов отметили, что если бы была возможность ещё раз просмотреть этот фильм, это не вызвало бы у них восторга. Так как им хватает общения с такими людьми в реальной жизни, это обусловлено спецификой их работы.

На втором этапе эмпирического исследования был проведен направленный ассоциативный эксперимент. Испытуемым дать личностные характеристики «Главного героя», которые в полной мере характеризовали бы его. Работники МВД называли характеристики, которые ассоциируются у них с этим героем. Среди ассоциаций, которые приходят на ум испытуемым относительно слова - стимула «Главный герой» чаще всего встречается такая характеристика, как «Смелый» - 38 работников МВД (95% испытуемых). Можно сказать, что для большинства работников МВД поступки и действия героя ассоциируются со смелостью. По их мнению, только смелый человек может решиться на определенные поступки.

Большинство работников МВД (38 испытуемых или 95%) так же проводят ассоциацию героя с такой характеристикой, как «Жёсткий». Только жёсткость, позволяет человеку совершать поступки и не задумываться о последствиях. Жёсткость по отношению к людям, позволяет хладнокровно с ними расправляться и не сомневаться в справедливости своих поступков. Можно предположить, что этим испытуемые могут оправдывать применение крайних мер героем в решении сложных жизненных ситуаций, которые даже приводят к убийству другого человека. Следует отметить, что испытуемые не относят крайние меры к жестокости, а воспринимают их как один из способов взаимодействия между собой бандитских группировок.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты