Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы
p align="left">Изложенная принципиальная модель взаимодействия апробирована в 19-ти образовательных учреждениях и на 37 предприятиях Свердловской области. Благоприятными для внедрения рассмотренной модели могут быть следующие обстоятельства:
Предприятие-работодатель не имеет собственной учебной базы, испытывает настоятельную потребность в кадрах определенного профиля и в силу устойчивого финансового положения не имеет особых проблем с ресурсной поддержкой учреждения профессионального образования
Учреждение профессионального образования из-за высокой конкуренции на рынке труда испытывает затруднения в трудоустройстве своих выпускников и готово (в силу рыночной ситуации) к тесным контактам с предприятиями-заказчиками.
Особый интерес представляет опыт Москвы в области интеграционных преобразований. Создание в городе ряда укрупненных колледжей нового типа стимулировало интеграционные тенденции в профессиональном образовании, причем как во взаимодействии с внешними организациями, так и при становлении совместной деятельности внутренних подразделений. Актуальна проблема управления интеграцией в укрупненном учреждении профессионального образования, а также между учебными заведениями и предприятиями-работодателями. Можно определить ряд принципиальных методических положений, учитывать которые необходимо при управлении интегрированными колледжами.
Формальное решение вопроса об интеграции учреждений профессионального образования - лишь предпосылка повышения их конкурентоспособности. Необходимо на основе стратегических планов развития совместной деятельности учреждений добиваться их полной совместимости как в учебно-педагогическом, так и организационно-экономическом аспекте
Методически важно научиться управлять взаимодействием, используя количественные оценки фактически достигнутого и перспективного уровня интеграции. На соответствующие целевые (количественные и качественные) параметры интеграционного процесса должны быть сориентированы плановые мероприятия по реформированию деятельности отдельных структур в рамках объединения
В основу планирования совместной деятельности интегрированных колледжей должны быть положены результаты маркетингового анализа перспективных потребностей рынка труда. Как правило, органы исполнительной власти регионов имеют обобщенную информацию о текущем дефиците кадров, не владея перспективными данными. Задача учебного заведения состоит в глубоком анализе этого вопроса, совместно с заинтересованным бизнесом
На уровне руководства интегрированных учебных заведений важно получить ясное представление о возможных слагаемых синергетического эффекта интеграционного взаимодействия входящих организаций. В ряде случаев (как показывает неудачный опыт объединений) необходимо проведение реинжиниринговых мероприятий, коренным образом изменяющих профиль основной деятельности в целях получения синергетического эффекта.
Зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы свидетельствует об активных реформационно-интеграционных преобразованиях, которым способствует и государство, и бизнес. Например, поддержка интеграции бизнеса и профессионального образования в Нидерландах обеспечивается функционированием патронируемых правительством 22-х национальных организаций профессионального образования, являющихся независимыми структурами. Последние формируются из представителей промышленности, бизнеса, профсоюзов, системы профобразования и отвечают за решение таких задач, как:
мониторинг изменений на рынке труда
формирование требований к содержанию профессиональног образования
содействие компаниям в определении перспективных потребностей в профессиональной подготовке кадров
разработка долгосрочных планов и программ профессионального обучения
обновление системы национальных стандартов профессионального образования
разработка мер по повышению профессионального образования
Велика роль национальных организаций профессиональног образования в разработке стандартов обучения, что предполагает:
осуществление мониторинга развития социально-культурного сектора экономики
определение перспективных профилей ведущих профессий в рамках отрасли (работа ведется сначала представителями бизнеса, потом с привлечением образовательных структур)
разработка на базе профилей профессии работодателями и учреждениями профессионально образования профиля профессионального обучения (квалификации), который может охватывать несколько родственных профессий
Кроме того, эти организации осуществляют поиск компаний-партнеров, которые могут предоставить «ученические места» и подходящие условия для производственной практики. Между работодателями и студентами заключаются контракты, по которым молодые люди на период обучения становятся сотрудниками фирмы и получают фиксированное минимальное вознаграждение. Помимо этих затрат, работодатели оплачивают труд инструкторов производственного обучения и приобретение учебных материалов. Они содействуют (в рамках социально-культурной отрасли) предоставлению «ученических мест», организации центров производственного обучения.
Активная роль в налаживании партнерских отношений в сфере профессионального образования принадлежит Конфедерации профсоюзов страны, объединяющей как занятое население, так и безработных. Инструментом воздействия на работодателей служат коллективные договора, в которых предусматривается:
вовлечение необходимого числа работников в систему профессио-
нального образования
обеспечение должного правового статуса обучаемых
улучшение материального положения инструкторов профессионального образования
помощь людям с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной подготовке и занятости
Модели профессиональной адаптации, используемые в США, включают взаимодействие личности и среды и психические процессы, протекающие при этом в личности. Профессиональная адаптация студентов рассматривается в рамках экологической модели (У.Бронфенбреннер), культуры ровесников (А.Астин, Т.Паскарелла и другие), теории кампуса как «лягушачьего пруда» (Д.Дэвис), релятивистского подхода (У.Перри), с позиций конфликта поколений (С.Кинг) и т. д. Современный американский колледж отличается разнообразием студенческих объединений: клубов, ассоциаций, политических, религиозных, научных, волонтерских и других организаций. Такие студенческие объединения как братства и землячества выполняют функции передачи традиций и обычаев колледжа, удовлетворяют потребности студентов в референции и идентичности. Социально-культурная деятельность в колледже имеет синтетический характер, например - слияние волонтерской деятельности со студенческой учебной практикой. Ее характерной чертой является самостоятельность, самодеятельность, независимость от администрации.
Таким образом, анализ традиций и тенденций развития социально-культурной деятельности студентов в России и за рубежом позволил выявить то, что подготовка специалистов в области социально-культурной деятельности является одной из насущных задач. Поэтому необходимым и приоритетным условием в адаптации специалистов, впоследствии работающих в социально-культурной сфере, является социальный заказ. Именно в настоящее время складывается ситуация, когда институты культуры и искусств при наличии государственных программ могли бы взять на себя ответственность за интеллектуальное и духовное будущее человека и общества в целом. Процесс адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы не может быть осуществлен без наличия высокого уровня научного потенциала, учебно-методического и материально-технического обеспечения в вузе. Это предполагает:
Построение педагогического процесса как интегративного явления
Прогнозирование результата педагогического процесса и его корректировка в случае необходимости
Профессионально-педагогическая готовность студентов к будущей деятельности во многом зависит от включения в практическую социально-культурную деятельность, в которой актуализируется и формируется их профессионально творческая и педагогическая компетенция. При организации практики следует учитывать следующие положения:
Практика студентов является наиважнейшей составляющей системы высшего профессионального образования, поскольку на практике не только закрепляются и углубляются полученные теоретические знания, но и вырабатываются профессиональные навыки и умения.
В процессе практики будущий специалист получает организаторские навыки, выражающиеся в умении эффективно организовывать мероприятия, привлекать детей к участию в работе различных творческих коллективов.
практика является важным моментом в адаптации студента к новому самостоятельному виду деятельности в новых условиях
практика позволяет студенту убедиться в правильности выбора своей будущей профессии
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что выявленные условия способствуют:
социализации и адаптации будущих специалистов социально-культурной деятельности к сложившимся современным условиям жизнедеятельности
обеспечению подготовки конкурентоспособных специалистов, востребованных практикой социально-культурно деятельности
осуществлению широкого взаимодействия и диалога с различными социокультурными группами населения.
2.2 Анализ деятельности «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»
Центр студенческих инициатив существует в целях успешной социализации и развития творческого потенциала молодежи, организации тесного взаимодействия сотрудников вуза с социально активными и творческими студентами вуза, единения студенчества университета, развития межфакультетских связей, а также поддержки студенческих проектов в рамках культурно-массовых и общественно полезных инициатив.
Центр призван обеспечить методической и организационной поддержкой студентов, стремящихся реализовать свои идеи и проекты для совершенствования социальной сферы вуза. Участие в работе Центра поможет студентам:
более грамотно сформулировать и четко оформить свои проектные предложения.
ознакомиться с другими студенческими проектами и принять в них участие.
установить прямые контакты с авторами интересных для них проектов.
заинтересовать в своей работе общественные организации и учреждения.
Центр является структурным подразделением отдела воспитательной работы университета, функционирующим на общественных началах.
Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными, нормативными и информационными документами, относящимися к системе высшего профессионального образования РФ, Уставом ВГПУ и Положением.
Центр действует при студенческом совете, поэтому мы хотели бы обозначить и цели студенческого совета, как одного из органов помощи адаптации молодых специалистов в СПбГУКИ.
Целями деятельности Студенческого совета университета являются:
1) Формирование у студентов и аспирантов активной социальной позиции, желания участвовать в жизни общества, государства;
2) Создание условий для максимального раскрытия каждым студентом своих возможностей, внутреннего потенциала;
3) Развитие гражданской культуры, активной гражданской позиции студентов и аспирантов, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности;
4) Обеспечение реализации прав на участие студентов и аспирантов в управлении вузом, оценке качества образовательного процесса.
5) Формирование личной и социальной ответственности членов студенческого самоуправления за результаты принимаемых решений;
6) Осуществление эффективной связи студентов с работниками ВУЗа.
Задачами деятельности Студенческого совета университета являются:
Представление интересов и защита прав студенчества на всех уровнях;
Привлечение студентов и аспирантов как непосредственных участников образовательного процесса в университете к решению учебных и социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих их интересы;
Разработка и рекомендации к исполнению нормативные локальные документы, касающиеся вопросов организации учебно-воспитательного процесса в университете, повышающих его качество;
Организация мероприятий различного характера, способствующих формированию у студентов и аспирантов умений и навыков самоуправления, способности к самоорганизации и саморазвитию;
Содействие структурным подразделениям вуза в проводимых ими мероприятиях в рамках образовательного процесса;
Формирование у студентов и аспирантов чувства корпоративности, бережного отношения к традициям университета и его истории;
Воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности;
Содействие в реализации общественно значимых молодежных инициатив.
В Положении о Студенческом совете определены основные направления его деятельности как системы студенческого самоуправления. Каждое направление курирует один из членов Президиума Студенческого совета, который определяет состав сектора (рабочей группы, комиссии, комитета) примерное содержание деятельности по своему направлению и отвечает за работу сектора. В состав сектора (рабочей группы, комиссии, комитета) могут входить студенты и аспиранты вуза не из числа участников официальных органов студенческого самоуправления.
Действуют следующие секторы Студенческого совета:
учебно-организационный сектор;
сектор научно-исследовательской работы;
культурно-массовый сектор;
сектор труда и карьеры;
сектор гражданско-патриотической работы;
сектор спортивно-оздоровительной работы;
сектор связей с общественностью;
сектор методической работы;
сектор социально-бытовой работы.
Общие положения
1. Центр студенческих инициатив создается в целях успешной социализации и развития творческого потенциала молодежи, организации тесного взаимодействия сотрудников вуза с социально активными и творческими студентами вуза, единения студенчества университета, развития межфакультетских связей, а также поддержки студенческих проектов в рамках культурно-массовых и общественно полезных инициатив.
2. Центр призван обеспечить методической и организационной поддержкой студентов, стремящихся реализовать свои идеи и проекты для совершенствования социальной сферы вуза. Участие в работе Центра поможет студентам:
- более грамотно сформулировать и четко оформить свои проектные предложения.
- ознакомиться с другими студенческими проектами и принять в них участие.
- установить прямые контакты с авторами интересных для них проектов.
- заинтересовать в своей работе общественные организации и учреждения.
3. Центр является структурным подразделением отдела воспитательной работы университета, функционирующим на общественных началах.
4. Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными, нормативными и информационными документами, относящимися к системе высшего профессионального образования РФ, Уставом и настоящим Положением.
Основные задачи Центра
Приоритетной задачей признается воспитание у студентов гуманистических ценностей, гражданской культуры, навыков творческого мышления, активной жизненной позиции.
- содействие развитию студенческого самоуправления университета;
- содействие и оказание поддержки студенческих движений и объединений университета.
- поддерживать федеральных социальных программ, а также программ Санкт-Петербурга и области касающихся учащейся молодежи.
- установление внешних контактов и реализация совместных проектов с общественными организациями и учреждениями
Центр выполняет следующие функции:
Информационно-нормативная:
- Составление необходимой нормативной документации о деятельности студентов Центра
- Подготовка и издание необходимой литературы.
- Информационно-методическая поддержка реализации студенческих проектов.
- Систематизация материалов о студенческих проектах.
Обучающая:
- Консультирование инициативных студентов в подготовке и реализации собственного проекта.
- Организация специальных занятий для официальных представителей студенческого самоуправления университета.
- Проведение Школы студенческого актива, деловой игры «Карьера профессионала», участие в подготовке Школы молодого исследователя и пр.
Организационная:
- Организация студенческих проектов, а также плановых смотров и конкурсов Центра.
- Взаимодействие со структурными подразделениями университета (административно-хозяйственная часть, социально-бытовая часть, учебная честь и пр.)
Руководство деятельностью Центра
1. Координацию деятельности Центра осуществляет начальник отдела воспитательной работы, который организует систематическую работу Центра.
2. Непосредственное руководство осуществляют комитет руководителей инициативных студенческих групп и оргкомитетов во главе с председателем, который утверждает, принятый комитетом план работы Центра.
3. Кандидатура председателя комитета Центра утверждается начальником отдела воспитательной работы.
Структура и организация деятельности Центра
1. В деятельности Центра может принять участие любой студент университета, который заинтересован в реализации как собственной инициативы (идеи, проекта), так и инициативы других студентов исходя из собственных потребностей.
2. Действующей единицей Центра признается студенческая инициативная группа, которая может состоять из двух человек и более.
Основные направления деятельности ЦСИ
PR группа
Опросы общественного мнения
Работа с абитуриентами
Выставка «Наука, образование, карьера»
«День открытых дверей»
«Ярмарка выпускников»
IT группа
Сайт факультета
Газета «ГУКИ»
Информационные стенды факультета
Работа с документацией по внеучебной деятельности
Работа с документами по учебной работе
Группа КММ (культурно-массовые мероприятия)
«День факультета»
«Наш ответ»
«Экватор»
«День всех влюбленных»
«Последний звонок»
Международный женский день и День защитника Отечества
Структура ЦСИ
3. Предметом деятельности Центра считается студенческая инициатива (идея) оформленная в виде студенческого проекта, авторство которого принадлежит инициативной группе.
4. Студенческий проект Центра направлен в первую очередь на удовлетворение потребностей общественности университета, а также может выходить за его рамки.
5. Организация студенческого проекта предполагает вовлечение широкого круга студентов университета для его реализации.
6. Для реализации студенческого проекта может создаваться оргкомитет, привлекаться организационные и иные ресурсы отдела воспитательной работы, а также других структурных подразделений университета.
7. Реализация студенческого проекта сопровождается необходимым делопроизводством (составление, оформление, издание распоряжений, программ, буклетов, методичек и пр.).
8. Итоги деятельности Центра подводятся после завершения студенческого проекта или одного из его этапов.
9. В рамках деятельности Центра одновременно могут реализовываться несколько студенческих проектов.
10. Результат работы Центра - число студентов, выступающих в составе инициативных групп и позиционирующих себя авторами и организаторами студенческих проектов университета.
Экономические основы деятельности Центра
1. Источником финансирования деятельности Центра является добровольные пожертвования студентов для реализации собственных инициатив.
2. Иногда проекты могут финансироваться из бюджетных средств университета.
3. Студенты, осуществляющие добровольные пожертвования для реализации собственных инициатив в рамках деятельности Центра, как правило, пользуются приоритетом при назначении материальной социальной помощи.
Ответственность и реорганизация деятельности студентов Центра
1. Ответственность за реализацию студенческого проекта возлагается на студенческую инициативную группу или оргкомитет.
2. Реализация студенческого проекта может быть приостановлена или прекращена на любой стадии, в т.ч. недопущена с объяснениями причин. Данное обстоятельство не означает ремиссии проекта.
3. Реализация проекта может быть поручена любому другому структурному подразделению университета.
В воспитательной деятельности университет руководствуется концепцией профессионального воспитания студентов в системе непрерывного педагогического образования, которая предусматривает три аспекта: социальный (идентификация с социокультурным и профессиональным окружением: принятие его ценностей, в первую очередь), индивидуальный (выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореализация... и прочие «само», которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности) и коммуникативный (взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения).
Целью воспитания является организация условий для подготовки будущего специалиста с высшем образованием, способным к самореализации в основных сферах жизнедеятельности: познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической.
Воспитательная работа осуществляется по программам: творческие (фольклорный ансамбль, «Движение «Студенческий марафон», объединение КВН, СТЭМ, студия театрализованной выставки мод, оперная группа, клуб интеллектуально-творческих игр и др.); спортивные (спортивные секции разных видов спорта: баскетбол, ручной мяч, футбол, мини футбол, атлетическая гимнастика, бадминтон, настольный теннис, дартс, шахматы, шашки, волейбол, фитнес, пауэрлифтинг, гиревый спорт, армспорт, тяжелая атлетика, легкая атлетика, теннис); трудовые (движение студенческих трудовых отрядов: сельскохозяйственные, строительные и ремонтные бригады); досуговые (культурно-массовые мероприятия связанные с календарными праздничными датами и традиционные: «Конкурс на самую красивую девушку ВУза», «Конкурс на самого сильного молодого человека», Лучшая академическая группа и т.д.); организация жизнедеятельности студентов в общежитиях; патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание; социально-психологическая поддержка студентов (адаптация первокурсников к условиям вузовского обучения; проблемы молодой семьи; профилактика правонарушений, наркомании, профессиональная ориентация); образовательные (институт кураторов, семинар зам. деканов по воспитательной работе, школа студенческого самоуправления, воспитание студентов как гуманитарная образовательная практика); информационные (студенческие радиогазета и тележурнал); профессиональное воспитание (в учебном процессе, внеаудиторная воспитательная работа по учебным дисциплинам).
К субъектам воспитательной работы относятся: совет университета по воспитательной работе; совет студенческого самоуправления; отдел воспитательной работы; студенческий клуб; спортивный клуб; музей истории; научная библиотека; учебно-производственный центр (УПЦ); центр социально-психологической помощи студентов; студия медиазаписи; редакция газеты; деканаты, кафедры; центр временного и сезонного трудоустройства; штаб студенческих отрядов; центр студенческих инициатив.
Для исследования воспитания в университете созданы творческие коллективы: научно-исследовательская лаборатория управления качеством подготовки специалистов; центр педагогических инноваций; научно-исследовательский центр современных проблем воспитания; центр мониторинга качества подготовки специалистов; институт личностно-ориентированного образования. В диссертационном совете при СПбГУКИ защищено выше 50 диссертаций по воспитательной тематике.
На наш взгляд, в центре сложилась достаточно комфортная ситуация для студентов - широкий охват тем, возможности для продвижения различных проектов, привлечение к проектам общественных организаций и объединений, а также исследовательских лабораторий. Однако, на наш взгляд, сами студенты не очень удовлетворены результатами работы центра. По результатам проведенного опроса (см. Приложение) среди студентов, которые занимаются созданием и проведением проектов в Центре и параллельно пытаются работать по специальности, мы можем сделать следующие выводы:
не хватает проектов, которые были бы связаны непосредственно с профессиональной подготовкой, непосредственно с вживанием в новый коллектив;
не хватает возможностей для того, чтобы с помощью центра найти работу по специальности;
финансирование проектов не достаточно, поэтому многие идеи просто зависают в воздухе;
выборочно проводятся проекты - зачастую менее затратный проект выбирается просто потому, что финансирования не дали. При этом ценность и важность проектов для ВУЗа не учитывается.
Слабо развито международное направление Центра, проекты по слиянию и пониманию культур практически не представлены, что создает в Вузе сложную межнациональную ситуацию.
Не проводятся конкурсы по результатам проведения проектов, что лишает Центр атмосферу конкурентности, интереса в соревновательности.
Некоторые студенты вообще не знают о существовании Центра, и не могут участвовать в проектах, хотя такая перспектива их интересует.
2.3 Проект реформы Центра студенческих инициатив
2.3.1 Пояснительная записка
Деятельность Центра студенческих инициатив должна способствовать адаптации студентов к своей будущей деятельности. выявлению их творческих способностей и творческой активности и созданию условий максимального развития творческих способностей в деятельностном самовыражении. Основными принципами работы Центра являются
Самостоятельность и инициатива участников
Обеспечения реализации разнообразных направлений деятельности в социально - культурной сфере
Привлечение возможно большего числа студентов и молодых специалистов к работе Центра
Создание и расширение материально- технической базы Центра
Формирование общей методики работы Центров студенческих инициатив как среды дополнительного образования и творческой деятельности учащейся молодежи
В настоящем проекте учитывается позитивный опыт работы Центра студенческих инициатив СПБГУКИ, наличие сформированной структуры этой организации, позитивного имиджа. Проект ориентирован на совершенствование работы Центра с максимальным использованием имеющегося потенциала, собственных средств, собственных кадровых ресурсов.
Развитие Центра предполагает расширение и развитие его как в количественном отношении, так и качественно. Это значит, что предусматривается расширение коллектива центра, развитие его материальной базы, расширение направлений работы и вовлечение в деятельность Центра студентов как СПбГУКИ, так и других вузов, занятых в первую очередь в сфере культуры.
Совершенствование работы Центра студенческих инициатив связано с сочетанием организационной деятельности, в которой получаю возможность проявить себя будущие менеджеры в сфере культуры с работой представителей работников в сфере искусства: музыки, литературы, изобразительных искусств, танцевально-хореографической деятельности, режиссуры, актерского искусства и т.п.
Реализация проекта требует владения современными техническими средствами (компьютеры, Интернет, средства мобильной связи и цифровых технологий), современными технологиями коммуникаций в том числе коммуникаций со СМИ и со спонсорами.
2.3.2 Цель проекта
Целью проекта является совершенствование организации работы Центра студенческих инициатив СПбГУКИ. Это совершенствование заключается в привлечении максимально широкого круга учащихся, предоставление им возможности раскрыть творческий потенциал и освоиться с требованиями будущей профессии и особенностями работы в реальных условиях. То есть в контексте темы дипломной работы целью является определение, какие именно творческие качества требуются для успешной адаптации в социально-культурной деятельности и как эта деятельность позволяет развить необходимый творческий потенциал.
2.3.3 Задачи проекта
Совершенствование организационной структуры Центра студенческих инициатив с целью четкой реализации поставленной цели. Сегодня основным требованием теории управления организацией является готовность к организационным изменениям. Это предопределяет предложения по модернизации организационной структуры.
Создание механизмов реализации культурных проектов. Культурные проекты - это выставки, концерты, издание литературных произведений, создание Интернет-ресурсов в сфере культуры, конкурсы и фестивали и т.п. Решение задачи связано с организационными моментами (помещение, оборудование, привлечение участников и т.п.)
Привлечение студентов к работе в Центре. Здесь важно определить и четко сформулировать предложения, которые учитывали бы мотивацию студентов
Создание механизмов исследования творческих способностей. Такими механизмами являются конкурсы, фестивали и другие мероприятия, перечисленные в задаче 2, однако необходимо приспособить мероприятия к анализу и развитию креативности
Развитие материальной базы центра. Материальную базу составляют технические средства акустические, световые, компьютерные и т.п. Требуется определиться с тем, какую технику покупать, как часто ее заменять, каким образом и кому использовать
Развитие финансовой базы Центра. Требуется определиться, каким образом Центр может зарабатывать на свое существование и как привлекать дополнительные средства
2.3.4 Целевая аудитория
Рассмотрим следующие целевые аудитории:
1. Руководители Центра. Эти руководители - преподаватели и аспиранты СПбГУКИ. Их миссия - сделать центр эффективным инструментом образования, продвигающим востребованные инновационные педагогические методики в практику работы вуза
2. Студенты СПбГУКИ и студенты других вузов социально-культурного профиля. В Санкт-Петербурге примерами таких вузов являются:
Государственный Академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина
Государственная художественно-промышленная Академия имени В. И. Мухиной
Санкт-Петербургская Государственная Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова
Санкт-Петербурская государственная академия театрального искусства
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Список может быть продолжен. Кроме того, участие в Центре студенческих инициатив не должно быть закрыто для студентов технических, экономических и других вузов. Возможно привлечение к участию в творческих мероприятиях студентов средних специальных образовательных учреждений, таких как художественное училище им Н. Рериха или училище им. Серова.
3. Посетители организованных центром мероприятий (выставок, концертов, спектаклей и др.). В первую очередь это потенциальные студенты названных выше вузов, другая молодежная аудитория, просто жители и гости Санкт-Петербурга, интересующиеся искусством и культурой.
4. Деятели культуры, имеющие известность и авторитет. Они привлекаются к участию в мероприятиях в качестве критиков, участников жюри и т.п.
2.3.5 Принципы разработки проекта
В основу разработки проекта положены следующие принципы:
1. Целесообразность с точки зрения поставленных целей и сформулированных задач. Проект разрабатывается для конкретной организации с учетом ее конкретных интересов, миссии, своего видения деятельности. В нашем случае речь идет о Центре студенческих инициатив, направленных на привлечение студентов к творческой деятельности в сфере искусств
2. Опора на ресурсы и возможности самодеятельной организации. Предполагается максимальное использование собственных ресурсов и лишь в малой степени привлечение ресурсов вуза, бюджетных средств. Что касается привлечения спонсорских средств, то формирование интересов спонсоров является одной из целей работы менеджеров в сфере культуры, а потому входит в сферу активной деятельности Центра. Не предполагается привлечение для проекта кредитов и сторонних инвесторов.
3. Использование опыта других организаций в сфере культуры. Приходится отметить, что такой опыт крайне невелик. Центры студенческих инициатив немногочисленны и разобщены. Их деятельность практически не описана в литературе. Немногочисленные материалы в сети Интернет четко привязаны к конкретной специфике вузов при которых он организованы и не носят общего характера. Тем не менее, следует попытаться обобщить эти материалы.
4. Принцип планирования. Все мероприятия по организации работы Центра студенческих инициатив должны быть спланированы как по времени, так и по ресурсам.
5. Постепенность реализации. Проект следует реализовывать поэтапно.
2.3.6 Этапы реализации проекта
1-й этап -подготовительный. На данном этапе осуществляется анализ внешних и внутренних условий необходимых для обеспечения функционирования Центра студенческих инициатив и развития этого Центра.
Внешние условия, определяются исходя из:
- анализа потребности в Центре со стороны целевых аудиторий
- анализа возможностей вуза (вузов) и образовательной системы в целом;
- анализа опыта предыдущей деятельности Центра
На основании проведенных исследований выявлены следующие направления работы Центра, и даны этим направлениям весовые экспертные оценки по 10 балльной шкале в отношении их значимости.
Таблица 2.3.1
Экспертная оценка деятельности Центра студенческих инициатив
Разработка и ведение сайта Центра и сайтостроительство в целом
9
Издательская деятельность (включая поиск молодых авторов, иллюстраторов, редактирование, корректуру и верстку, а также отношения с типографией и распространение тиража)
10
Работа по связям с общественностью:
Организация пресс-конференций
5
Проведение специальных мероприятий по привлечению спонсоров
6
Использование работы Центра как информационного повода для освещения в СМИ
7
Туристско-экскурсионное направление
Разработка оригинальных экскурсионных проектов
8
Организация и проведение экскурсий
6
Организация приема групп с обеспечением коммуникаций с организациями, занятыми в сфере гостеприимства
6
Работа по обобщению опыта деятельности Центров студенческих инициатив и установлению контактов с такими центрами
5
Приведенные экспертные оценки иллюстрируются на круговой диаграмме, в которой работа по связям с общественностью и туристско-экскурсионное направление усредняются.
Приведенный план может быть расширен, а отдельные его направления детализированы. Приведенные оценки представляются субъективными, поскольку в качестве экспертов привлекались как занимающиеся в Центре, так и студенты, лишь слышавшие о его работе, либо изредка посещавшие мероприятия Центра. Данные респондентами оценки усреднялись. Тем не менее, анализ таблицы дает основание для следующих выводов:
1. Деятельность Центра должна охватывать практически весь спектр социально-культурной деятельности
2. Работа Центра может носить не только организационный характер, но также иметь дидактическую направленность
3. Большое место в работе Центра должна занимать коммуникация, в первую очередь - коммуникация с учреждениями культуры, СМИ и потенциальными спонсорами.
Внутренние условия:
- определение ресурсных возможностей Центра студенческих инициатив;
- выявление проблем в работе Центра;
- определение наиболее сильных сторон работы Центра, на которые следует опираться при разработке предложений по совершенствованию организации;
- оценка структуры управления Центром, состава функций в управленческой деятельности, их распределения, уровень управленческой культуры и т.д.)
На данном этапе создается фактологическая база для принятия проектных решений.
Проведение данной оценки путем опроса экспертов дало следующий результат:
Таблица 2.3.2
Оценка внутренних ресурсов Центра студенческих инициатив
Потенциал организации
Оценка в 10 балльной шкале
Известность и популярность Центра студенческих инициатив в СПбГУКИ
6
Состояние материальной базы
7
Организационная структура Центра
7
Широта (спектр) программ работы Центра
6
Уровень качества мероприятий Центра
6
Уровень информационного продвижения мероприятий, проводимых Центром среди молодежи
5
Характер отношений со спонсорами
6
Характер отношений с администрацией СПбГУКИ
9
Взаимоотношения внутри коллектива (доверие к руководителям, уровень психологического комфорта)
10
Финансовое состояние организации
7
Данные таблицы иллюстрируются приведенной ниже диаграммой
Как мы видим, наиболее критичным является деятельность Центра студенческих инициатив по обеспечению своего информационного продвижения. В то же время психологический климат в коллективе и уровень доверия к руководителям (характеризующий в том числе и компетентность руководителей Центра) получил максимальную оценку.
2 этап - основной, разработка стратегии обеспечения качества функционирования концертной организации.
Данный этап включает:
- разработку общей политики Центра студенческих инициатив
- создание программы расширения функций и направлений работы Центра;
- совершенствование организационной структуры и обеспечение гибкости этой структуры;
- разработка отдельных мероприятий, которые, по мнению автора настоящего проекта, представляют особый интерес.
Рассмотрим каждую компоненту второго этапа подробнее
Политика качества функционирования концертного зала.
Данная политика ориентирована на адаптацию студентов к своей будущей деятельности путем выявления и развития их творческих способностей. Ввиду широкой направленности социально-культурной работы, включающей как собственно деятельность в сфере искусства (в том числе - с использованием современных инструментов и технологий), так и организационную и педагогическую составляющую СКД, а также мероприятия по продвижению культурных ценностей и финансовой поддержке сферы культуры, политика Центра должна быть ориентирована на как можно более широкий спектр деятельности, на привлечение студентов с различных кафедр и факультетов. Более того, деятельность Центра не должна замыкаться только студентами СПбГУКИ, но вовлекать в свою орбиту учащуюся молодежь Санкт-Петербурга, специализирующуюся в первую очередь в сфере культуры и искусств.
Деятельность Центра студенческих инициатив рассматривается как современная инновационная компонента педагогики, как педагогики сотворчества, в которой коммуникационная составляющая рассматривается как одно их направлений реализации креативного потенциала студентов.
В основе политики лежит обеспечение возможности и максимальное поощрение энергии, самостоятельности и внутренней свободы студентов в формулировке и продвижении своих идей, способностей и интересов в сфере культуры.
Известно, что сегодня большая часть студентов зарабатывает в каких-либо организациях, часто не связанных с их будущей профессией. Общая политика Центра направлена на предоставление возможности заработка за счет работы в Центре. При этом Центр студенческих инициатив является некоммерческой организацией: вся прибыль тратится на развитие Центра.
Таблица 2.3.3
Программа совершенствования организации работы Центра студенческих инициатив, разработки и реализации проектов Центра
Мероприятия и процедуры
Цели и задачи
Формы, методы и средства
Ответственные
Сроки
Совершенствование организационной структуры центра
Обеспечение оптимальных функциональных решений
Представляется оптимальным использование проектных технологий и создание временных коллективов на период работы над отдельными мероприятиями. Деятельность команд проекта должна поддерживаться постоянно действующими структурами Центра
Руководители Центра студенческих инициатив. Кураторы - представители администрации СПбГУКИ
Сентябрь - ноябрь 2010
Обеспечение мобильности и готовности к структурным изменениям
Поддержка проектных решений со стороны организационных структур
Расширение сфер деятельности Центра. Предлагаются следующие направления, которые автор рассматривает как перспективные
Литературно- издательская деятельность
Организация собственного издательского центра
Руководство Центра совместно с факультетами и кафедрами СПбГУКИ
Начало - сентябрь 2010. Постепенное развитие в дальнейшем
Туристско-экскурсионная деятельность
Создание собственного экскурсионного бюро
Интернет- коммуникации как средство общения с другими Центрами студенческих инициатив
Поиск в сети информации о Центрах студенческих инициатив, организация совместных очных и заочных мероприятий (семинаров, конференций)
Культурно-просветительская деятельность
Создание под эгидой Центра школ
Развитие финансовой базы
Расширение сфер деятельности, приносящих прибыль организации
Оказание платных услуг частным лицам и корпорациям за счет основной деятельности. Снижение значимости членских взносов. Ориентация на возможность получения студентами заработка за счет работы Центра.
Руководители подразделений Центра. Студенты, работающие в Центре на постоянной либо временной основе
Сентябрь 2010 и далее
Оказание услуг корпорациям в проведении их мероприятий
Привлечение спонсоров за счет расширения известности Центра и повышения к нему внимания со стороны СМИ
Совершенствование материального обеспечения
Регулярное обновление технического парка: компьютеров, печатающих и множительных устройств, акустических и световых устройств, парка музыкальных инструментов, лицензионного программного обеспечения
Приобретение материальных активов, их получение на спонсорской основе, получение материальных активов за счет грантов
Руководитель Центра, бухгалтерия
Работа ведется на постоянной основе, не привязана к конкретным срокам
Опыт реализации любых проектов показывает, что этап разработки является итерационным, т.е. в ходе разработки и реализации выявляются неучтенные моменты, которые приводят к доработке и корректировке проекта. Чаще всего эта корректировка связана с уточнением и детализацией позиций. Поскольку такая детализация осуществляется в ходе реализации этапа в настоящей работе она принципиально не может быть рассмотрена.
В то же время следует более детально оговорить такие направления деятельности Центра как издательская и экскурсионная.
Издательская деятельность предполагает привлечение авторов - студентов, пишущих в разных жанрах. Здесь возможен контакт также со студентами филологических факультетов Государственного университета и Педагогического университета, факультета журналистики. Представляется интересным организация тематических литературных студенческих конкурсов, лучшие работы которых публикуются. Такая организация привлекает интерес и внимание спонсоров, может также рассматриваться как информационный повод для привлечения внимания СМИ к Центру студенческих инициатив и информационному продвижению Центра.
Издательская деятельность связана также с работой художников. Она также может вовлекать в орбиту деятельности Центра студентов других вузов и реализовываться на конкурсной основе.
В ходе реализации экскурсионного направления работы Центра автор предлагает использовать фестивальную форму. Например, проведение фестиваля «усадьбы Санкт-Петербургской губернии» дают возможность исследовать весьма мало освоенное направление познавательной туристской деятельности. Туристская направленность дает возможность решать вопрос коммуникаций с другими регионами и зарубежными студентами. В ходе таких коммуникаций гости Центра обеспечиваются экскурсионной программой за счет собственных средств рассматриваемой организации.
3-й этап - заключительный. На этом этапе осуществляется обобщение, рассматриваются условия реализации, методические рекомендации по реализации.
Обобщение: Предлагаемый проект достаточно общий, а потому может быть применим к различным Центрам студенческих инициатив. При этом опыт работы Центра, организационная структура, его финансовое состояние существенны в ходе конкретизации проектных решений.
Условия реализации следующие:
Желание и осознание необходимости совершенствовать организацию и работу Центра
Наличие ресурсной базы Центра (материальной, финансовой. кадровой). Поддержка Центра авторитетными вузами, каким является СПбГУКИ представляется необходимой
Использование собственного опыта и опыта аналогичных организаций, а также творческих предложений и фантазии студентов, работающих в Центре.
2.3.7 Материально-техническое обеспечение
Работа любой организации сегодня невозможна без использования технического парка. Сегодня технические средства реализованы с использованием цифровых технологий. Модернизация техники осуществляется постоянно, поэтому можно говорить, что срок морального старения компьютеров, осветительной и акустической техники не превышает трех лет. В контексте обеспечения качества работы Центра стиденческих инициатив это означает, что необходимо планировать замену технических средств и финансирование этой замены не реже, чем раз в три года. Ориентировочная стоимость заменяемого оборудования по ценам, помещенным на сайте www.price.ru составляет 600000 рублей.
2.3.8 Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение формируется из собственных средств организации, полученных за счет проведения разнообразной социально-культурной деятельности, организации праздников, фестивалей, выставок и т.п., за счет получения грантов, предлагаемых администрацией региона, другими политическими силами, заинтересованными в культурном развитии Санкт-Петербурга и совершенствовании подготовки специалистов в сфере СКД, за счет спонсорской поддержки (как отмечают многие исследователи, например, Г.Л. Тульчинский, социально-культурная деятельность и спорт - наиболее перспективны для спонсоров, которые хотят продвигать свои имя, свои товары, формировать имидж). Предполагается, что поддержка вуза сохранится на прежнем уровне. Эта поддержка важна не только с материальной, но и с психологической стороны. Предполагается, что соотношение финансовых источников для Центра студенческих инициатив будет следующим:
Собственные средства - 52%
Поддержка СПбГУКИ финансирование - 15%
Спонсорское участие - 18%
Гранты и поддержка администрацией региона 15%
2.3.9 Ожидаемые результаты.
Повышение популярности Центра и его роли в дидактическом процессе
Расширение целевой студенческой аудитории
Развитие новых направлений деятельности Центра студенческих инициатив, дающих возможность творческой самореализации во всех сферах СКД
Развитие собственных технических средств и их постоянное совершенствование на уровне лучших мировых стандартов
Развитие коллектива, рост профессионализма специалистов, рост корпоративной культуры, в том числе - готовность к организационным изменениям (одно из основных требований современного менеджмента). Совершенствование подготовки менеджеров в сфере культуры
Развитие межвузовских связей, разработка и публикация теоретических взглядов на совершенствование адаптации студентов к будущей социально-культурной работе
Выводы ко второй главе
Центр студенческих инициатив существует в целях успешной социализации и развития творческого потенциала молодежи, организации тесного взаимодействия сотрудников вуза с социально активными и творческими студентами вуза, единения студенчества университета, развития межфакультетских связей, а также поддержки студенческих проектов в рамках культурно-массовых и общественно полезных инициатив.
Центр призван обеспечить методической и организационной поддержкой студентов, стремящихся реализовать свои идеи и проекты для совершенствования социальной сферы вуза. Участие в работе Центра поможет студентам:
более грамотно сформулировать и четко оформить свои проектные предложения.
Ознакомиться с другими студенческими проектами и принять в них участие.
установить прямые контакты с авторами интересных для них проектов.
заинтересовать в своей работе общественные организации и учреждения.
Развитие творческих способностей является важнейшей социальной задачей, решаемой в первую очередь средствами образования. Существенное место в развитии креативности занимает возможность проявить свои творческие способности на практике. Именно решению такой проблемы посвящена проектируемая в настоящей работе акция. Она особенно важна сегодня, когда в результате кризиса интерес к ряду социокультурных проектов и произведений в сфере культуры существенно снизился.
Представляется особо важным рассмотреть возможность участия студентов в различных конкурсах, выставках, организовать соревновательность образовательного процесса с тем, чтобы авторы лучших работ могли демонстрировать свои достижения максимально широкой аудитории. Именно такому практическому подходу посвящена работа ряда секций. Выступления на них сопровождаются демонстрацией собственных работ.
Предложенные мероприятия по совершенствованию деятельности СПбГУКИ дают возможность не только реализовать цели и задачи Центра, но и обеспечить возможность дополнительного заработка для студентов, обеспечить источники финансирования для дальнейшего развития Центра студенческих инициатив и регулярного обновления его материальной базы.
Значимость развития творческих способностей молодежи, значимость привлечения молодежи к культурному творчеству не может не волновать городскую администрацию. Деятельность Центра дает возможность проверить и внедрить новые педагогические идеи, существенно повысить эффективность подготовки специалистов в сфере культуры.
Заключение
Настоящая работа посвящена исследованию возможностей адаптации студентов социально-культурной специализации к своей будущей работе путем анализа и развития их творческих способностей. Рассмотрены теоретические проблемы адаптации, сущность адаптации, а также потенциал подготовки студентов через их участие в деятельности Центров студенческих инициатив
Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия.
Под психологической профессиональной адаптацией исследователь понимает процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек - профессиональная среда».
Предложены три критерия оценки психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности:
1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами группы и другими лицами, оказывающее влияние на профессиональную эффективность);
2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий);
3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья.
Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов развивается, если устанавливается соответствие между подсистемами следующих характеристик: комплекс требований, предъявляемых современным производством к личности специалиста и связанных с его готовностью к профессиональной деятельности (высокий уровень профессиональных знаний, любовь к своей специальности, инициативность, самостоятельность, организованность и другие профессионально значимые качества), и комплекс ожиданий и требований со стороны специалистов к будущему месту работы. Это ожидания, связанные как с самой деятельностью (актуальность, разнообразие, сложность решаемых задач, возможности профессионального роста, актуализации творческих способностей), так и более широкими возможностями работы: общения с коллегами, должностного роста, материальной обеспеченности, улучшения социально- бытовых условий.
Адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности начинается при определённом опыте социальной активности, что представляет собой потенциал адаптированности.
Для того, чтобы профессиональная адаптация прошла наиболее удачно, коллектив и сам молодой специалист должны понимать, что его творческие способности нуждаются в дальнейшем, послеинститутском развитии, что специалист, вышедший из Вуза имеет более творческого потенциала, нежели реальной профессиональной компетенции, так как его опыт еще достаточно мал, однако, творческие способности такого специалиста позволяют ему более свежим взглядом оценить происходящую ситуацию.
На наш взгляд, формирование достаточно трезвого взгляда молодого специалиста на собственный потенциал и знания о собственных творческих достоинствах, помогающих в процессе профессиональной адаптации, должны закладываться еще в ВУЗе, в частности, в специальных центрах студенческих инициатив, где молодым людям помогают организовывать проекты и принимать в них активное участие.
Центр студенческих инициатив существует в целях успешной социализации и развития творческого потенциала молодежи, организации тесного взаимодействия сотрудников вуза с социально активными и творческими студентами вуза, единения студенчества университета, развития межфакультетских связей, а также поддержки студенческих проектов в рамках культурно-массовых и общественно полезных инициатив.
Сегодня Центры студенческих инициатив действуют в разных регионах, при разных вузах. Однако их деятельность привязана именно к данному высшему учебному заведению. Она недостаточно обобщена, не служит в полной мере такой важной цели, как межвузовская интеграция. Представляется, что интеграция на уровне совместных социально-культурных проектов может быть реализована именно на базе деятельности Центров студенческих инициатив
Проектная деятельность в социально-культурной сфере отличается разнообразием. Разнообразие это обусловлено в частности тем, что социально-культурная деятельность многопланова и подразумевает занятия в сфере искусства, в области педагогики, в области обмена информацией и т.п.
Развитие творческих способностей в данной сфере невозможно без обеспечения свободного выхода создателей социально-культурных ценностей на потребителей. Такое обеспечение организуется средствами менеджмента в социально-культурной деятельности. При этом от менеджера требуется такая же фантазия и креативность как и от художника или артиста, т.е. создателя социально-культурных ценностей, однако дополненная знаниями в сфере управления.
Представляется, что основа эффективного управления в социально-культурной сфере должна опираться на проектный метод, который используется в первую очередь разработчиками программного обеспечения. Суть этого метода в формировании команды исполнителей, команды проекта, каждый член который является самостоятельной творческой личностью, реализующий свой потенциал в общих интересах в соответствии с общей идеей проекта.
В настоящей работе предлагаются конкретные мероприятия, связанные с расширением и развитием деятельности Центра студенческих инициатив СПбГУКИ. Эти мероприятия дают возможность не только повысить эффективность работы Центра как инструмента адаптации студентов к своей будущей деятельности но и рассматривать и обобщать работу центра как площадки внедрения и испытания инновационных педагогических технологий.
8. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994.
9. Вертягина Е.А. К проблеме изучения профессиональной адаптации молодых специалистов//Социальная психология 21 века. Сборник статей международного конгресса. - Ярославль, 2002.
10. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. - М.: Педагогика, 1987.
11. Дикая Л.Г., Журавлев А.Л. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2007.
12. Дичев Т. Теория адаптации и здоровья человека. - М.: Новый Центр, 2004
13. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002.
14. Журавлев В.Н. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Педагогика, 1990.
15. Занько Д. Адаптация, мотивация и развитие персонала отдела продаж. - М.: Вершина, 2006
16. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. - СПб.: СПбГУП, 1996.
17. Казаков Е.Л. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение. - Киев: Высшая школа, 1990.
18. Карпенко Э., Проблема формирования творческого мышления у студентов //Социология №5, 2007
19. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. - СПб.: ПЕР СЭ, 2002.
20. Курейчик В.М., Лебедев Б.К., Лебедев О.К. Поисковая адаптация: теория и практика. - М., 2006.
21. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Адаптация в коллективе, или Как грамотно себя зарекомендовать. - СПб.: Альфа-Пресс, 2006
22. Маслов Е.В.,Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 312 с
23. Михайлова Т.В., Особенности адаптации молодых специалистов //Бизнес в России и за рубежом №5, 2009
24. Муравьева И.Г., Развитие творческого потенциала студентов через изучение дисциплины "Технологии творческой деятельности", Изд. Трудов Омского педагогического университета. 2007
25. Осницкий А. В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности. - СПб.: Серебряный век, 2004.
26. Профориентация и адаптация персонала. - М.: Кордис и Медиа, 2006.
33. Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций, СПб, СПбГУП, 2005
34. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. - СПб.: Изд. Михайлова, 2002. - 317 с.
35. Муравьёва, Н.Я. Формы и виды финансирования в сфере культуры [Текст] : учебник / Муравьёв, Н.Я. - М.: Юрайт, 2004.-154с
36. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. - Омск: Омич, 2000. - 288 с.
37. Периль, Б. В. Фестивальная практика: опыт case-study // Экология культуры: Инф. бюллетень. - Архангельск, 2002. - № 3 (28). - С. 24-73
38. Рыжкова, З. П. Фестиваль как форма коммуникации: Результаты культурного проекта, поддержанного региональной администрацией // Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2003. - № 6. - С. 88-96.
39. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. - Спб.: Лань,2001. - 384с
40. Фатеева С.А., Роль творческого мышления в формировании профессиональных качеств у студентов в образовательном пространстве вуза // Сибирский государственный технологический университет, 2006
41. Хилько Н.Ф. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности молодежи. // Культурологические исследования в Сибири. - Вып.1. - Омск, 2003
42. Хилько Н.Ф., Медиатворчество в контексте субкультурных движений молодежи, Уч. пособие. - М.: Академия, 2003. - 192 с. - С. 124 -127.