рефераты курсовые

Семейная психология

писание типов акцентуированных личностей приводится в точном соответствии с характеристиками, которые дает К. Леонгард. Наша интерпретация касается лишь возможных вариантов поведения этих личностей в семейной жизни.

Говоря об истерическом типе, К. Леонгард замечает, что ему удается иногда пересилить физическую боль. Истерик может, например, воткнуть себе иголку в тело, не ощущая при этом ничего неприятного. Это значит, что его способность к вытеснению распространяется на физические проявления.

Как правило, женщины демонстративного типа на любые трудности во взаимоотношениях с людьми реагируют истерическими реакциями: плачем, причитаниями, упреками, ссорами, имитацией обморочного состояния.

Лица подобного типа очень часто жалуются на свою «горемычную судьбу» и очень подробно рассказывают о своих бедах, горестях, чтобы вызвать жалость к себе.

Демонстративные личности всегда озабочены тем, какое впечатление они производят на других людей, прибегая к различной тактике, быстро импровизируя и не очень долго обдумывая свою линию поведения. Психиатры отмечают прекрасные артистические способности демонстративных личностей. Их отличает богатейшая фантазия. Вполне естественно, что люди демонстративного типа весьма коммуникабельны, разговорчивы, могут легко приспосабливаться к другим, хорошо чувствуют психологическое состояние других людей.

Своеобразным путем такие личности могут выходить из тех или иных затруднительных ситуаций. Например, женщина может симулировать болезнь, «уходить в нее» от трудностей, которые встретились на пути. В благоприятных обстоятельствах и условиях демонстративная личность может весьма успешно приспособиться к своему окружению, к работе, к брачным и семейным обязанностям.

Педантические личности постоянно «тянут» с решением того или иного дела даже тогда, когда все предельно обдумано и взвешено до мелочей. Они не способны вытеснить из своего сознания сомнения, опасения, что значительно тормозит их действия, делает их весьма нерешительными. «Они хотят, прежде чем начать действовать, еще и еще раз убедиться, что лучшее решение найти невозможно, что более удачных вариантов не существует».

Лица подобного типа постоянно колеблются между «за» и «против», что только усиливает противоречивые чувства и эмоции. Последние в результате этого набирают необычайную силу. Педантические личности больше предрасположены к неврозу и навязчивым состояниям. При неврозах может возникать страх, который приводит к тому, что человек в пустячной ситуации видит зловещую угрозу. «Вследствие таких постоянных, разъедающих душу сомнений возникает болезненный страх, снедающий невротиков с навязчивыми идеями. При этом их же собственный разум считает страхи необоснованными, но преодолеть их они не в силах. Уже в периоде развития аффекта педант-ананкаст борется с навязчивыми представлениями; но поскольку его способность к вытеснению заведомо недостаточна, то именно эта борьба усиливает навязчивые представления, ведя к тому самому «раскачиванию», которое взвинчивает страх до предела».

Если брать другие наиболее характерные проявления педантической личности, то можно с полной уверенностью утверждать, что это обязательный, исполнительный, точный, пунктуальный человек. Неоспоримые преимущества этой личности -- в ее основательности, добросовестности, четкости и законченности в выполнении любых работ. Поэтому отнюдь не случайно педантические личности, как правило, образцовые, исполнительные работники. На рабочем месте у них идеальный порядок. Обычно они последними уходят с работы, еще и еще раз проверив и перепроверив, все ли в порядке. Очень часто именно им доверяют самую ответственную работу, где требуется точность, надежность, высокий класс исполнения. Люди такого типа могут даже добровольно работать сверхурочно, чтобы наверстать время, потерянное из-за каких-то других служебных обстоятельств.

«Бытовые обязанности, -- пишет далее К. Леонгарт, -- также не могут выполняться спокойно и гладко. Женщины больше мужчин подвержены чрезмерной, навязчивой аккуратности. Уборка в комнате производится дотошно и основательно, да и куда чаще, чем нужно. Особая чистота должна царить на кухне. Приготовление пищи отнимает у ананкастов много времени, ибо мытье продуктов, их чистка, перебирание овощей, крупы выполняются с предельной тщательностью. Для педантических личностей и трудовая деятельность, и бытовые заботы протекают настолько усложненно, что радости жизни, возможность ими наслаждаться как бы проходят мимо них» [38].

Естественно, что у педантической личности свои сложности как в личной, так и в семейной жизни. В доме может царить образцовейший порядок, но его ни в коем случае нельзя нарушить. Зубная паста, например, положенная не на то место, может служить поводом для конфликта. «Образцовый порядок» может быть настоящей мукой для других членов семьи, которые имеют другие типологические особенности. В подобных случаях брачная и семейная жизнь может быть затруднена сотнями мелочей и пустяков, с точки зрения постороннего наблюдателя.

Застревающие личности. Характерная черта этого типа -- необычайная, даже порой патологическая стойкость различных эмоций, чувств, аффектов. Именно из-за этого она и получила название «застревающая». Отрицательные чувства долго сохраняются в такой личности, хотя события, вызвавшие эти эмоции, давно прошли.

Ущемление личных интересов, как правило, никогда не забывается застревающими личностями, поэтому их часто характеризуют как злопамятных или мстительных людей. Кроме того, они чувствительны, болезненно обидчивы, легко уязвимы. Часто бывают заносчивы и самонадеянны. Честолюбие -- особенно характерная черта у лиц с чрезмерной стойкостью аффекта: честолюбие сопровождается самоуверенностью, а поощрений таким людям всегда бывает мало.

Подобные мысли и переживания, связанные с «обидами», «плохим отношением», «подсиживанием», «непорядочностью» и т. д. , могут постепенно поглощать все мысли человека подобного типа, что в определенных обстоятельствах может привести к образованию сверхценных и бредовых идей, всякого рода фикций.

Людей данного типа может преследовать навязчивая идея, например мнимая измена жены (мужа). В этой связи ревность носит почти патологический характер. Естественно, что на этой почве в семье возникают ссоры, недоразумения. Как правило, у мужчины фактов измены жены как таковых нет, зато подозрений -- хоть отбавляй: « А ты действительно задержалась на работе?»; «А что в магазине действительно была очередь?»; «Ты все время была у подруги?». . .

Обычно люди такого типа могут выступать в роли «борца за справедливость» «за истину», «за правду», несмотря на то, что все факты свидетельствуют об обратном.

Личности подобного типа, не обладая склонностью к самовнушению, должны завоевать реальное признание других людей, чтобы иметь основание гордиться собой. Таким образом, их честолюбие может стать движущей силой на пути к отличным трудовым и творческим показателям.

Вероятно, что в браке, где один из супругов относится к «застревающим» личностям, будут свои особые проблемы в межличностных отношениях между супругами.

Возбудимые личности. Основной чертой их характера является чрезвычайно слабый контроль за чувствами, влечениями и побуждениями. В поведении данной личности главное не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом, не принимается во внимание. Если что им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. В результате такие личности по самому пустячному поводу вступают в ссору с начальством, с сотрудниками, грубят, подают заявления об увольнении, не отдавая себе отчета в возможных последствиях.

Мы наблюдаем специфические затруднения, с которыми сталкивается человек подобного типа. Его неуправляемый характер проявляется и во взаимоотношениях с женой, детьми. Наделав массу ошибок, такой человек может глубоко и искрение сожалеть о случившемся. Такие люди отличаются повышенной конфликтностью и дома, и на работе. Они постоянно раздражительны, нервны, возбудимы.

В спокойном состоянии эти люди отличаются привязанностью, оказывают другим любую помощь.

Гипертимические личности, по мнению К. Леонгарта, характеризуются жаждой деятельности, приподнятым настроением, повышенной словоохотливостью, тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора [38].

Они всегда смотрят на жизнь оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообще им легко живется на свете. Благодаря усиленной жажде деятельности они достигают производственных и творческих успехов. Жажда деятельности стимулирует у них инициативу, постоянно толкает на поиск нового. Отклонение от главной мысли порождает множество неожиданных ассоциаций, идей, что также благоприятствует активному творческому мышлению. В обществе гипертимические личности -- хорошие собеседники, они постоянно находятся в центре внимания, всех развлекают. Для них характерна быстрая смена настроения. «Безоблачная веселость, чрезмерная живость таят в себе опасность, ибо такие люди шутя проходят мимо событий, к которым следовало бы отнестись серьезно. У них постоянно наблюдаются нарушения этических норм, поскольку они в определенные моменты как бы утрачивают и чувство долга, и способность к раскаянию. Ярко выраженный гипоманиак легкомысленно ставит на карту свой авторитет, нередко рискует потерять имущество, пускаясь в сомнительные предприятия. Чрезмерная жажда деятельности превращается в бесплодное разбрасывание, человек за многое берется и ничего не доводит до конца. Богатство идей в подобных случаях превращается в пустое прожектерство».

Таким образом, на жизненном пути у гипертимических личностей могут быть свои трудности и проблемы. В целом же они достаточно хорошо адаптируются к брачной и семейной жизни.

Дистимические личности, по описаниям К. Леонгарда, серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. События, потрясшие их глубоко, могут довести эту серьезную пессимистическую настроенность до состояния реактивной депрессии, особенно в тех случаях, когда налицо резко выраженные субдепрессивные черты. В обществе дистимические личности почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз.

Не трудно предположить, как ведет себя подобная личность в брачной и семейной жизни. Прирожденные пессимисты, они и в семейной жизни видят гораздо больше грустных и печальных сторон, чем отрадных. Часто их безотрадность не имеет под собой никакой почвы. Им постоянно кажется, что их дети хуже других учатся, что они хуже других воспитаны. Обычно им свойственно все свое «домашнее», «семейное» занижать. Между тем материальное положение их семьи, оказывается, вполне приличное, жилищные условия нормальные, а дети проказничают не больше, чем у других. Дистимическая личность воспринимает все обстоятельства брачной и семейной жизни через призму своего сугубо пессимистического восприятия. Беда личности данного типа заключается в том, что они мало в чем могут найти радость и обрести душевный покой.

Аффективно-лабильный темперамент. Люди с таким темпераментом характеризуются сменой оптимистических и пессимистических состояний. На передний план выступает то один, то другой из полюсов, при этом без видимых на то причин и внешних мотивов. «Любопытно, что радостные события вызывают у таких людей не только радостные эмоции, но также сопровождаются общей картиной гипертимии: жаждой деятельности, повышенной говорливостью, скачкой идей. Печальные события вызывают подавленность, а также замедленность реакций и мышления.

Причиной смены полюсов не всегда являются внешние раздражители, иногда бывает достаточно неуловимого поворота в общем настроении».

Если гипертимический темперамент унаследован от одного родителя, а дистимический -- от другого, то в подобных случаях возникает взаимокомпенсация, для которой характерны ровные, нейтральные настроения.

Во многих случаях наследственные факторы не усиливают акцентуацию, а ведут к выравниванию характера. Это чаще бывает в тех случаях, когда у матери и отца акцентуации характера противоположной направленности (у одного -- демонстративные, у другого -- педантические черты). «Это наблюдение представляет интерес в первую очередь для тех, кто склонен усматривать в психопатиях нечто принципиально отрицательное. Между тем две психопатии, сложенные вместе, могут дать в результате норму».

Аффективно-экзальтированный темперамент. Этот тип характера сопровождается резкими колебаниями настроения. Люди данного типа на различные жизненные события реагируют гораздо более интенсивно и бурно, чем остальные. Они «одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От страстного ликования до смертельной тоски. . . у них один шаг» [38]. Для таких людей характерны экзальтированные реакции. Экзальтация, как правило, связана с тонкими, альтруистическими побуждениями. Радость за успехи друзей, близких, родных может быть чрезвычайно сильной, а восторженность -- даже чрезмерной. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения -- все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.

Люди подобного типа крайне впечатлительны, особенно по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным могут довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, разочарования, которое другим назавтра было бы позабыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненней, чем сам пострадавший. Даже небольшие разлады в семье воспринимаются им необычайно впечатлительно, а о больших конфликтах и говорить нечего.

В семейной жизни такие люди могут быть удивительно непрактичными.

Тревожные (боязливые) личности. В детском возрасте у них чувство страха достигает крайней степени. Они боятся засыпать в темноте, боятся других детей, неосвещенных коридоров, собак, трепещут перед грозой. Для них характерна робость, покорность, уступчивость, забитость и неуверенность в себе. В жизненных ситуациях они крайне нерешительны и робки, как бы живут в вечном страхе, тревоге перед возможными бедами, опасностями, неприятностями. Естественно, эти качества усложняют им жизнь. В семейной жизни они покорны, уступчивы, покладисты, безропотны. Время отдыха и досуга проводят в основном дома, где чувствуют себя наиболее защищенными. Такие люди везде и всегда «мишени», ибо они, как правило, не могут хоть сколько-нибудь постоять за себя. Эмотивные личности. Эмотивность, отмечает К. Леонгарт, связана с глубокими реакциями в области тонких эмоций: с гуманностью и отзывчивостью[38]. Это как бы роднит их с аффективно-экзальтированными личностями. Однако они не впадают в крайности в эмоциональном отношении. Если аффективно-экзальтированную личность можно охарактеризовать словами «бурный», «порывистый», «возбужденный», то эмотивную -- «чувствительный», «впечатлительный». Люди данного типа задушевны и мягкосердечны, очень слезливы, их легко растрогать, так как они необычайно жалостливы. Даже далеко не трагедийные фильмы они часто смотрят со слезами на глазах. Особая чувствительность натуры ведет к тому, что душевные потрясения оказывают на таких людей глубоко болезненное воздействие и вызывают реактивную депрессию. У эмотивных личностей тяжесть депрессии всегда соответствует тяжести переживания. У них отсутствует предрасположенность к депрессивным реакциям. Они легко поддаются радости, причем она также захватывает их глубже, чем других людей.

Отметим, что эмотивные личности очень тяжело переживают супружеские конфликты. Они стараются их избегать, поэтому идут на разнообразные компромиссы.

Вполне естественно, что особый интерес представляет определенное сочетание типов характера и темперамента. Поскольку, например, гипертимические личности прямолинейны, а хитрость, притворство, неискренность не вяжется с их жизненной установкой, то вряд ли возможно сочетание этого типа с демонстративным (истерическим). Особый интерес представляет сочетание демонстративных и аффективно-лабильных черт, так как те и другие имеют склонность к поэтической, художественной деятельности.

«Педантичность и тревожный темперамент относятся к разным психическим плоскостям. Однако если оба вида акцентуации наблюдаются у одного человека, возможен суммирующий эффект». Одним из таких эффектов является заикание, которое может проявляться уже с детства.

«Особым качеством обладает комбинация застревания и тревожности. Тревожность связана с принижением человеческого достоинства. Такие лица слабы, беспомощны. Застревающие личности не могут этого вынести, они всячески стараются выделиться, задеть их самолюбие очень легко. Так возникает сверхкомпенсация. Это компенсаторная реакция наблюдается и при эмотивном темпераменте, но все же чаще всего она сопровождает именно тревожность. Поскольку всякий старается скрыть свои слабости, поведение таких людей характеризуется утрированностью и некоторой настойчивостью».

В книге «Акцентуированные личности» К. Леонгарт[38] указывает и на другие возможные сочетания акцентуированных черт характера и темперамента. У человека может быть две или даже три акцентуации, а это порождает большое разнообразие вариантов человеческой личности, что мы и наблюдаем в реальной жизни.

Создание типов, основанных на каких-то общих врожденных свойствах и качествах человека, -- сложная и трудная задача современной науки. Однако такие попытки имеют большое теоретическое и практическое значение. Без подобного сведения индивидуальных случаев в определенные типы невозможна ни теоретическая, ни практическая работа. Типологические исследования, которые провел К. Леонгард, оказались крайне интересными и практически приложимыми.

Каждый человек должен прежде всего знать свои специфические особенности, свои сильные и слабые места, чтобы эффективно использовать их в установлении благоприятных контактов с другими людьми. Одному человеку требуется повышенный контроль за своими чувствами и эмоциями, другому -- больше внимания и теплоты к своим близким, третьему -- необходимо развивать навыки общения, четвертому -- более критически относиться к самому себе.

Итак, у каждого индивида имеются свои особенности, которые так или иначе будут проявляться как в супружеских взаимоотношениях, так и в отношениях с детьми. Знание характера человека, его темперамента -- это прогнозирование и предвидение реальных трудностей и проблем, что повышает возможности брачной адаптации.

Если один из брачных партнеров понимает и знает характер другого, то это помогает ему правильно реагировать на те или иные поступки.

В супружестве возможны разнообразные сочетания типов, что и создает уникальный психологический климат любой семьи. Разумеется, для каждого из описанных типов характерны свои особые конфликтные ситуации. Однако если супруги проявляют достаточно благоразумия, терпимы и уступчивы, то акцентированные черты характера не представляют угрозы для стабильности брака.

Есть и другой аспект проблемы: в брачно-семейных консультациях, куда обращаются супруги, работающему с ними специалисту требуется поставить «диагноз» каждому из них, т. е. определить их характерологические особенности. Без этого вряд ли возможно успешно и эффективно оказать помощь супругам.

Итак, знание типов характеров и темпераментов помогает нам лучше понимать как самих себя, так и других людей. Эти знания дают нам возможность более эффективно и плодотворно строить наши супружеские взаимоотношения.

2. 2 НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОСТЬ БРАКА

К сожалению, в научной литературе остались без внимания и анализа те жизненные ситуации, в которых потребности членов семьи не удовлетворяются или удовлетворяются недостаточно. В подобных ситуациях члены семьи испытывают лишения, нужду, острую нехватку средств. Возникает вопрос: в какой мере подобные лишения разрушают устойчивость брака, как они влияют на супружеские взаимоотношения, что происходит с человеком, когда не удовлетворяются его разнообразные потребности?

Отсутствие возможностей удовлетворения тех или иных потребностей личности создает чрезвычайную ситуацию, так как порождает самые разнообразные отрицательные чувства, состояние социального и психологического дискомфорта, напряжения, лишения. Например, соматические и психические изменения, связанные с хроническим голодом, известны не только медикам, но десяткам и даже сотням миллионов людей, живущих на Земле.

Во многих жарких и засушливых районах мира обеспечение пресной водой без всякого преувеличения является вопросом жизни и смерти. В этом отношении нет никакой нужды описывать психические состояния и ощущения человека, испытывающего жажду. Ощущения голода и жажды -- наиболее яркие примеры психических следствий при неудовлетворении жизненно важных потребностей личности.

Неудовлетворение других потребностей личности, особенно так называемых социогенных, возможно, и не так катастрофично, как удовлетворение потребностей в пище и воде, но тем не менее последствия могут быть самые тяжелые и мучительные для психического здоровья личности.

Если в браке не удовлетворяется сексуальная потребность хотя бы одного из супругов, то возможны различные отрицательные последствия: измена, половая холодность женщины, появление мыслей о расторжении данного брака и др. Таким образом, устойчивость семейных отношений ставится под угрозу.

Любой человек в жизни сталкивается с ситуацией, когда удовлетворение его желаний и потребностей затруднено или блокировано. Можно сказать, что всем нам хорошо известно состояние лишения, дефицита или, другими словами, депривации.

Социальная депривация -- это прежде всего те лишения и трудности, которые испытывает человек в общественно-экономическом бытии.

Иными словами, депривация -- такое состояние, в результате которого сформировавшиеся в прошлом потребности личности (семьи, коллектива и т. п. ) не удовлетворяются или удовлетворяются в минимальной степени. Блокирование удовлетворения потребностей вызывает состояние психической напряженности и часто может приводить к весьма отрицательным последствиям как для самого объекта депривации, так и для среды его ближайшего окружения. Итак, если члены семьи не могут удовлетворить свои материальные или эмоционально-психологические потребности, то возникает семейная депривация. Под ней мы понимаем объективно выраженную и субъективно оцененную резкую нехватку, или отсутствие средств для удовлетворения потребности.

Естественно, что при отсутствии той или иной потребности наличие блокирующих условий ее удовлетворения (наличие депривационной ситуации) не может вылиться в депривацию. Так, например, возросший дефицит на места в хорошие детские ясли не отразится на поведении людей, не имеющих ребенка, хотя сама по себе депривационная ситуация будет налицо. Она будет существовать в виде информированности о дефиците и определенного отношения к нему. Однако в данном случае и знание, и отношение, существуя как таковые, не значимы для личности, они не повлекут за собой изменения ее поведения. Таким образом, очевидно, что возможность удовлетворения несформированной потребности не может привести к депривации.

Следует отметить, что, говоря о депривационной ситуации и о социальной депривации как таковой, мы относим их к блокированию определенной, конкретной потребности, а не к общему состоянию личности. Совокупность тех или иных неудовлетворенных или минимально удовлетворенных потребностей личности постоянно влияет на степень удовлетворенности человека жизнью вообще и семейной жизнью в частности. Более того, комплекс неудовлетворенных потребностей, создавая мощное психическое напряжение, является питательной почвой для развития депривационной ситуации относительно комплекса других потребностей. Указанную взаимозависимость условий удовлетворения потребностей можно проследить на примере конфликтов, возникающих между супругами и родителями, детьми из-за острого дефицита времени на общение и хронических напряжений, которые в свою очередь были вызваны чрезмерной загрузкой на работе или решением бытовых вопросов.

Соотношение, комбинация потребностей, удовлетворяемых в различной степени, дифференциация влияния частных депривации на общий уровень состояния личности -- вопрос следующего, более высокого уровня изучения, анализ которого мы приведем несколько позже.

При наличии той или иной потребности возникает необходимость в ее удовлетворении, с позиции которой рассматриваются различные ситуации, представляющие собой условия реализации потребности. Условия реализации -- объективные возможности удовлетворения потребности. Но для депривационной ситуации характерно не только наличие объективно неудовлетворительных условий, но также и признание их таковыми личностью, супружеской парой.

Проиллюстрируем сказанное примером. Степень удовлетворения целого комплекса потребностей -- будь то физиологические, психологические или социальные -- находится в зависимости от размера душевого дохода. В данном случае критерием оценки условий реализации потребностей является разница между индивидуальным доходом и прожиточным минимумом. Если разница отрицательная, т. е. доход меньше прожиточного минимума, то реализация одних потребностей затрудняется, других блокируется. И наоборот, чем больше положительная разница, тем более благоприятные условия создаются для удовлетворения потребностей.

В данном случае величина душевого дохода выступает объективным, фактором депривационной ситуации. Субъективным фактором является степень удовлетворенности личности, супружеской пары данным уровнем обеспеченности, т. е. оценка достаточности уровня дохода для реализации потребностей. Одной группой лиц ежемесячный душевой доход в размере 120 у. е. может расцениваться как вполне удовлетворительный, другой -- как минимально достаточный, третьей -- как совершенно неудовлетворительный. Таким образом, самые, казалось бы, благоприятные жилищные или, допустим, материальные условия могут выступать и как достаточные и как недостаточные для реализации тех или иных потребностей.

Таким образом, одним из наименее изученных и, на наш взгляд, весьма перспективных направлений социолого-демографических исследований семьи является проблема семейного восприятия, оценки разнообразных условий жизнедеятельности. Возможно, что при углубленном анализе данного раздела мы сможем ответить на вопрос, почему при равных социально-экономических условиях одним парам удается сохранить семью, а другим нет.

Теория социальной депривации, позволяющая ответить на вопросы, какая степень ограничения и каких именно потребностей приводит к дезорганизации деятельности семьи, теснейшим образом связана с концепцией устойчивости брака. Строго говоря, семейная депривация является составной частью концепции устойчивости брака, так как последняя рассматривает систему факторов, влияющих на степень оптимальности функционирования семейной структуры. Заметим, что подобная трактовка устойчивости брака возникла из попытки дифференциации браков не только по критерию сохранения или несохранения официального брачного статуса, но и с точки зрения удовлетворенности супругов в целом семейной жизнью.

Когда мы говорим об устойчивости брака, мы выделяем две основные системы факторов, ее определяющих. Первая -- система социально-экономических факторов (жилье, материальное положение, бюджет времени, условия труда и т. п. ), которая является ведущей. Вторая -- система социально-психологических факторов, которая определяет степень успешности выполнения супружеской парой всех многообразных семейных функций, степень успешности семейного сотрудничества и кооперации, степень удовлетворенности семейной жизнью. Устойчивость брака зависит от взаимосвязанных действий факторов обоих порядков.

В том случае, когда возможность удовлетворения потребностей одной или сразу двух систем ограничена (блокирована), возникает дестабилизация брачно-семейной жизни. Таким образом, в отношении семейной депривации логично выделить те же две системы.

Социально-психологическая депривация - ограничение многообразных потребностей, связанных с семейным общением, сотрудничеством, и в первую очередь -- c дефицитом эмоционально-психологических потребностей.

Любые потребности личности могут удовлетворяться социально-приемлемым путем, в рамках сложившихся культурных норм, правил, традиций, обычаев. В условиях социального дефицита потребности могут удовлетворяться антисоциальным путем. Например, материальное благосостояние семьи можно обеспечить честным трудом в общественном производстве, но оно может быть обеспечено и через спекуляцию, хищение, другие противоправные поступки.

Социальные лишения и трудности, социальный дефицит средств и возможностей удовлетворения потребностей раскрывают нам путь к анализу и пониманию различных социальных отклонений в поведении людей.

Социальные лишения, трудности, постоянный дефицит средств и возможностей удовлетворения потребностей может вызывать в поведении людей агрессивность, наступательность, жадность, жесткую борьбу за свое «место под солнцем», карьеризм, делячество и т. д.

Таким образом, концепция социальной депривации дает нам систему социальных факторов, определяющих и объясняющих совершенно, казалось бы, различные социальные явления: хищения чужого (личного или государственного) имущества, карьеризм, вещизм, аморализм и многое другое. Данная концепция имеет широкие эвристические возможности: с ее помощью легко перебрасывается «мостик» от социологических и экономических наук к сугубо медицинским проблемам, а именно социальным проблемам психического здоровья населения. Ибо неудовлетворенные потребности различного содержания, плана, характера влияют на психическое здоровье человека, на его уравновешенность или неуравновешенность. Итак, социальная депривация вызывает различную по степени и интенсивности физиологическую, психологическую, социальную напряженность и дискомфорт. Она связана с целым рядом различных отрицательных эмоций, которые и, приводят то ли к депрессии, то ли к чувству подавленности и угнетенности. В других обстоятельствах лишения, нужда, связанные с неудовлетворенными или частично удовлетворенными потребностями, вызывают гнев, раздражение, ненависть.

Вполне естественно, что с помощью концепции социальной и психической депривации мы можем по-новому взглянуть на проблемы устойчивости семьи, более четко и ясно сознавая все те многочисленные трудности, с которыми сталкиваются мужчины и женщины в семейной жизни.

2. 3 РОЛЬ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ В СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

В течение первых двух лет совместной жизни происходит формирование супружеского стиля пары. Супружеский стиль - это способ организации жизни супружеской пары, то каким образом в ней распределены роли и обязанности. Главная задача пары в течение этого периода состоит в том, чтобы установить приемлемый для обоих стиль совместного проживания, а также достичь

Каждый супружеский стиль отражает индивидуальные наклонности и потребности супругов. Формирование каждого из этих стилей предполагает разделение определенных ценностей и представлений о супружеской жизни и соотнесение обоюдных ожиданий и потребностей. Брак партнеров с несовместимыми потребностями крайне уязвим. Например, союз жены, стремящейся к эмоционально экспрессивному браку и мужа с тенденцией сводить конфликты к минимуму изначально обречен на провал. Но даже партнеры с согласующимися представлениями и ожиданиями сталкиваются с конфликтами и не гарантированы от кризисов, поэтому для сохранения супружеских отношений крайне важны готовность признать наличие проблем и стремление к их совместному преодолению.

Существует четыре потенциально возможных супружеских стиля:

1. лучшие друзья;

2. взаимодополняющие;

3. избегающие конфликтов;

4. эмоционально экспрессивные пары.

Следует сразу оговориться, что совершенно чистые стили встречаются весьма редко и, как правило, имеет место их некоторое сочетание.

1. Лучшие друзья. Хорошо работающий брак по типу лучших друзей производит глубокое впечатление на окружающих. Эти пары характеризует высокая степень принятия, близости, уважения, доверия и безопасности. Такая пара разделяет власть в равноправной манере.

Каковы потенциальные опасности этого супружеского стиля? При столкновении с серьезными расхождениями в ожиданиях такие пары подвержены риску разочарования и отчуждения. Разочарование и утрата иллюзий - серьезное испытание, с которым в той или иной степени сталкивается любая пара. Осознание собственных ожиданий и принятие реальных качеств партнера - непростая задача, требующая серьезной душевной работы. При этом стиле достаточно высок процент разводов, вызванных неудовлетворенными потребностями, гневом и отчуждением. Этим парам недостает навыков разрешения конфликтов. Они зачастую жертвуют автономией и индивидуальностью ради ощущения себя частью пары. Нахождение определенного баланса между потребностью в одиночестве и принятии самостоятельных решений и погруженностью во взаимоотношения - вызов для любого брака. Ловушка состоит в том, чтобы жертвовать автономией, а затем обижаться и упрекать партнера.

2. Взаимодополняющие. Взаимодополняющие или подтверждающие друг друга пары имеют средний уровень близости, сохраняя баланс между автономией и чувством единения. Они подтверждают компетентность и ценность друг друга, дорожат супружескими отношениями.

Такие пары могут попасть в ловушку рутины. Такая пара может с тоской вспоминать про времена романтической любви.

3. Избегающие конфликтов. Это наиболее стабильный супружеский стиль. Такие браки организованы в соответствии с традиционными мужскими и женскими ролями. Этот стиль характеризует избегание выражения сильных чувств, особенно гнева, ограниченная близость, подчеркивание значения детей, семейных и/или религиозных ценностей. Особое значение в таких парах имеют стабильность и ощущение семьи. Для них надежность важнее близости, а семья важнее ощущения себя парой.

Интенсивные чувства, особенно гнев, неприемлемы. Выражение сильных чувств не поощряется. Избегание конфликтов - типичная реакция для таких пар.

4. Эмоционально экспрессивные. Это наиболее бурный, взрывоопасный и нестабильный супружеский стиль, но вместе с тем наиболее вовлекающий, полный веселого задора. Близость подобна аккордеону - то очень тесная, то подобна непреодолимой пропасти. Эмоции, будь это радость или гнев, переживаются и выражаются в полную силу. Эмоционально экспрессивные пары ценят «вулканическую» интимность, они не боятся конфликтов и гнева.

Таким образом, в супружеских отношениях большое значение имеет самореализация. Самореализация через обязательства перед партнером и доверительное отношение к нему - один из основных способов развития человеком своего внутреннего потенциала, для того чтобы достичь духовной целостности и испытывать удовлетворение от своей жизни. Это форма самоактуализации, которая делает возможным гармоничное объединение многих разных аспектов личности. Самореализация через обязательства и доверие - это часть психической эволюции личности, описание которой было дано многими исследователями в области теории личности, включая Юнга (1939, 1965), Гольдштейна (1939) и Адлера (1927). Имеющие обязательства и доверяющие супруги могут успешно объединить свой опыт раздельного и совместного существования вместе с чувством связанности со всем миром. Таково определение того, что значит духовная полнота в продолжительных отношениях.

Если партнеры не могут достичь самореализации посредством обязательств и доверительного отношения, чаще всего они сообщают об отсутствии чувства любви и о неспособности ощущать «связь» со своим партнером. Это представляет серьезную угрозу стабильности пары, а также способности партнеров эффективно выстаивать три остальных основополагающих принципа-устойчивости, социальной поддержки и адаптации.

В современных теориях личности по-разному описывается процесс самореализации. Самая популярная и наиболее исследованная теория личности - гуманистическая теория личности Маслоу (Maslow, 1970). Маслоу утверждал, что люди имеют мотивацию действовать определенным образом, чтобы сократить напряжение. Иногда люди пытаются удовлетворить потребности в выживании или безопасности (D-потреб-ности - «дефицитарные»). В другое время мотивацией выступает потребность в самоактуализации и реализации своего потенциала (В-потребности - «связанные с бытием»). Удовлетворение D- потребностей всегда должно предшествовать удовлетворению В-потребностей. Таким образом, когда муж устал, у него не будет мотивации вести важный разговор со своей женой - у него возникнет желание отправиться спать.

Так Маслоу описал иерархию человеческих ценностей. Самые сильные и наиболее непреодолимые - физиологические потребности в пище, питье, отдыхе, кислороде, крове и сексуальных отношениях. Эти потребности будут всегда превалировать над другими потребностями, если самоактуализированные решения человека не будут мотивировать его к воздержанию во имя более высоких целей. Далее следуют потребности в безопасности, которые требуют создания упорядоченного, стабильного и предсказуемого мира. На этом уровне мы имеем домашний комфорт и предсказуемую постоянную работу. Третий уровень потребностей - это потребность принадлежать кому-то и любить. Как только реализовываются потребности в безопасности и человек чувствует психологическое удовлетворение, он начинает стремиться реализовать потребность в любви и привязанности. Потребности в любви и привязанности удовлетворяются главным образом супругами, но группы в сообществе, друзья и родственники также очень важны. Далее возникает потребность в реализации чувства собственного достоинства. Когда удовлетворены более низкие потребности, становится важным получить уважение, признание и статус от других, а в особенности от своего супруга. Самые высшие потребности - это потребности в самоактуализации. Эти потребности варьируются у разных людей, но все они указывают на то, что человеку необходимо реализовать свой высший потенциал.

Маслоу считал, что хорошее психическое здоровье является синонимом самоактуализации. Как только все наши потребности удовлетворены, мы способны полностью реализовать свой человеческий потенциал, и мотивированы использовать этот потенциал бескорыстно, чтобы способствовать благосостоянию других. Самоактуализирующийся супруг любит и принимает любовь без всяких условий. Исследования по самоактуализации личности, которые проводил Маслоу, показали, что следующая группа личностных качеств ассоциируются с оптимальным психическим здоровьем:

1. Они могут видеть реальность - не принимают на веру кривляние других людей и понимают более глубокие мотивы других людей так же, как и свои собственные мотивы.

2. Их отличает свежесть восприятия - они живут настоящим моментом, черпая вдохновение в окружающих образах и звуках.

3. Они способны к высшим переживаниям - имеют опыт выхода за пределы своего «Я».

4. У них высокая степень этического осознания, и они способны различать добро и зло.

5. У них философское чувство юмора.

6. Их отличают глубокие социальные интересы, и они чувствуют родство с другими людьми.

7. Они способны устанавливать глубокие межличностные связи.

8. Они демократично настроены и свободны от предрассудков.

9. У них имеется потребность в уединении, и они способны быть очень обособленными от других, чтобы следовать намеченному курсу в своих исканиях.

10. Самоактуализирующиеся личности автономны и независимы.

11. Самоактуализирующиеся личности отличаются спонтанностью, скромностью и естественностью.

12. Самоактуализирующиеся личности разрешают проблемы и имеют ощущение миссии в жизни.

13. Самоактуализирующиеся личности демонстрируют высокую степень принятия самих себя, других и природы.

14. Самоактуализирующиеся личности не следуют моде. Они предпочитают идти своим путем.

15. Самоактуализирующиеся личности - личности в высшей степени творческие [9, с. 419].

Ясно, что самоактуализирующаяся личность находится в самом выгодном положении, для того чтобы развивать жизнеспособные здоровые супружеские отношения. И наоборот, супружеские отношения, которые являются в высшей степени удовлетворительными, помогают удовлетворить D-потребности так, чтобы человек мог быстрее прийти к самоактуализации.

Несмотря на то, что мы можем воспринимать многое в мире посредством пяти чувств, по мнению гуманистической психологии, нам никогда не будет доступен непосредственный опыт. Скорее, мы приходим к пониманию себя косвенно, через рефлексивные отношения с другими. Близкие другие, в особенности супруги, являются своего рода зеркалом, которое мы используем для того, чтобы увидеть наше настоящее «Я». Через это взаимодействие с другими людьми мы приходим к пониманию своей личности (например, являемся ли мы зависимыми, независимыми, веселыми - депрессивными), своих потребностей (например, каковы наши сексуальные потребности, потребности в близости, потребности в автономии, потребности в признании) и своих ценностей (например, насколько важны для нас дети, семья, ритуалы, обязательства).

Эти самые основные составляющие самопознания можно выявить только через интенсивное взаимодействие с другими. Иногда наши супруги представляют нам кривое зеркало, и тогда мы злимся и испытываем негодование из-за отражения, которое видим. Но в целом брак дает уникальную возможность узнать о том, что мы собой представляем, и осуществить необходимые изменения, чтобы стать тем, кем мы хотим быть [9, с. 420].

С развитием брака и отношений происходит и личностный рост партнеров. Процесс реализации отчасти идет параллельно с ростом духовности каждого из партнеров. Духовность можно описать как трансцендентное понимание значения и цели в жизни. Это желание подкрепить свой объективный опыт верой. Духовность рассматривается как задача когнитивного развития, стоящая перед взрослым человеком. Если человек решает задачи более низкого уровня, то есть задачи формирования личностной идентичности и близости, то приоритет отдается спектру духовного развития как важнейшей личностной задачи. Когда все происходит должным образом, у человека появляется желание понять более возвышенные цели своей жизни, чем материальные приобретения и чувственные удовольствия.

Несмотря на то, что духовный рост является личным делом человека, духовно развитых людей отличает нечто общее. Они готовы пойти на компромисс, имеют широкие взгляды и не подчиняются догмам. Здесь можно говорить о преданности идеалам. Духовно развитый человек рассматривает жизнь в более широкой палитре едва уловимых оттенков. Безоговорочные суждения черное и белое, правильно и неправильно - кажутся искусственными. Различные споры, компромиссы и кризисы в супружеской жизни помогают индивидам достичь более глубокого понимания, едва заметных уровней этого понимания [9, 475].

Брак, который длится не один год, представляет ряд уникальных путей для духовных открытий и развития. Безусловно, только сам человек может открыть для себя значение жизни. Но супруг способен помочь человеку двигаться по пути самопознания или оградить человека от тех путей, которые очень заманчивы, но могут увести в неверном направлении.

Иногда значение жизни понимается именно в супружеском союзе. Это становится основой совершенного духовного брака, т. е. таких отношений, когда происходит единение жизней партнеров. Такие люди приходят к пониманию того, что цель их жизни состоит в том, чтобы находиться рядом с человеком, с которым они связаны узами брака, и заботиться о нем. Несмотря на то, что брак дает ответ лишь немногим, почти все люди, которые духовно развиваются, уважают супружеский союз и своего партнера за ту роль, которую тот играет в выработке цели и смысла их жизни. Смыслы жизни бывают столь же разнообразными, как и сама жизнь. Тем не менее, в духовно развитых парах наблюдается тенденция к тому, что супруги не похожи друг на друга. Самое важное, что они счастливы и удовлетворены своим браком.

Проблема состоит в том, чтобы определить, что же первично. Или эти люди удовлетворены своим браком, потому что достигли определенной зрелости и выработали твердые принципы, имеют определенную дисциплинированность и эмоциональную энергию для того, чтобы обогатить отношения. Или же прочный брак культивирует эти характеристики.

Было проведено исследование среди пятнадцати пар, которые состояли в браке, по меньшей мере, тридцать лет. Исследователи поставили перед собой задачу выяснить, что же способствовало их столь долгому пребыванию вместе (Robinson and Blanton, 1993). Эти редчайшие случаи могут многому научить нас, но очень немногие исследователи обращаются к такому опыту социального контракта. В результате исследователи выявили пять факторов: близость, сексуальная совместимость, преданность, согласие и религиозная ориентация [9, с. 481].

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты