рефераты курсовые

Социальная адаптация детей с глубоким нарушением слуха

Социальная адаптация детей с глубоким нарушением слуха

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Биробиджанский Государственный педагогический институт. Кафедра коррекционной педагогики.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.

Выполнила: студентка 4-го

Курса Еронько Ж. В.

Приняла: Шаповалова О.Е.

Биробиджан 2003

План.

Введение.

1. Социализация неслышащих.

2. Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе верботонального метода.

2.1 Верботональный метод реабилитации детей с

нарушением слуха.

2.2Сурдологическая служба Приморского края.

3. Социальная адаптация глухих детей дошкольного возраста.

4. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.

5. Опыт работы УВК № 1824 для детей с нарушением слуха Зеленоградского округа г. Москвы.

5.1 Социализация неслышащих подростков путём

проведения клубной работы.

5.2 Социальная адаптация неслышащих подростков

на основе работы клуба "Подросток".

5.3 Социальная адаптация учащихся с нарушениями

слуха в условиях интеграционного подхода.

6. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.

7. Заключение.

Введение.

Природа одарила их… превосходными качествами, которые дают им право на живейшее содействие с нашей стороны.

В.И. Флери.

История не баловала глухих. Наши предки их не любили. В Галлии глухонемых приносили в жертву языческому богу, в Спарте по закону Ликурга их сбрасывали в море с высокой скалы. В Древней Греции, как и в Риме, законы были жестокими... Только в V веке нашей эры в Риме для поздно оглохших были сняты некоторые из этих запретов. Но глухие от рождения по-прежнему оставались бесправными. Нет нужды объяснять, насколько далёк подобный подход от человеческого сострадания.

Каковы истоки пренебрежения интересами глухих? Почему к слепым или даже к людям с частичной утратой интеллекта - юродивым - отношение иное, чем к глухим? Слепых и юродивых в старину в народе называли "божьими людьми", считали их предсказателями судеб. К глухим такие определения никогда не применялись. Причина подобных отношений, очевидно, в том, что ни слепота, ни даже недостаточность умственного развития не влияют на одно из главных человеческих качеств - способность к общению.

Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха разнообразны. По данным различных исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.

Слепо-глухая Ольга Ивановна Скороходова на вопрос, что более необходимо человеку - зрение или слух, - не задумываясь, ответила: "Конечно, слух. Ведь, прежде всего надо слышать, что говорят другие. Человек живёт в обществе…"Да, главная сила человека в возможности его общения с другими людьми. Ни одно другое существо на земле не обладает такими возможностями речевого общения.

Известный французский философ, гуманист Мишель Монтель, в 16 веке писал: "Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".

Известный советский психолог Л.С. ВЫГОТСКИЙ сказал: "С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой - именно поэтому, что он создаёт трудности, он стимулирует повышенное усиленное движение вперёд".

Так, Людвиг Ван Бетховен пять симфоний из девяти сочинил, будучи глухим. Кто знает, смог бы талант Бетховена проявиться с такой поразительной силой, если бы вечная тишина не оставила его один на один с музыкой. Создал бы великий испанский художник Гойя столько мировых шедевров, если бы не одиночество, связанное с глухотой. Как повлияла тяжёлая тугоухость Циолковского на его разработки космических проблем? Он писал: "Глухота заставляла непрерывно страдать моё самолюбие, была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь".

Точная статистика слабослышащих и глухих людей отсутствует. Принято считать, что в развитых странах общее число людей с дефектами слуха составляет 4-6 % всего населения. К счастью, подавляющее большинство из них слабослышащие, слух которых может быть значительно компенсирован современными звукоусиливающими аппаратами. По приблизительным оценкам лишь 0,1 % этих людей страдает тяжёлыми формами глухоты. С потерей слуха ещё не всё потеряно в жизни. Как и обычные люди, счастливо трудятся тысячи и десятки тысяч глухих. Многие из них занимают самые различные должности. Это высококвалифицированные инженеры-конструкторы, талантливые механики, печатники, художники….Да, действительно, компенсация глухоты - сложная проблема. Как вырастить глухого ребёнка добрым, отзывчивым человеком? Как развить в нём способность к самопожертвованию, привить высокие гражданские качества? Эти важные задачи относятся не только к педагогическим, но и к социальным проблемам.

1. Социализация неслышащих.

"Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества" (Мудрик А.В.). Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответсвующих социальных ролей и функций. В процессах социализации определяющее значение имеют опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. В процессе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Успешная социализация - это не только эффективная адаптация человека в обществе, но и способность в определённой мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации. Современное общество продуцирует в той или иной мере два типа жертв социализации: человек полностью адаптированный в обществе, но не способный ему противостоять и человек не адаптированный в обществе, противостоящий ему (Мудрик А.В., 1997).

Дефект глухоты и тугоухости в обществе - проблема социальная. Л.С. ВЫГОТСКИЙ назвал дефект - "социальным вывихом". Это основная причина детской дефективности: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда повреждённый член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребёнка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган. В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребёнок не были дефективными. Человечество сможет победить слепоту, и глухоту, и слабоумие в социальном и педагогическом плане прежде, чем в плане медицинском и биологическом. Слепой останется слепым, глухой - глухим, но они перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное. Социальное воспитание победит дефективность. Тогда о слепом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он слепой и о глухом - глухой и ничего больше".

В настоящее время в проектировании социальной политики разных стран, независимо от их государственного устройства, выделяются две тенденции по отношению к этой категории населения. Приверженцы первой тенденции считают, что общество должно практически принимать проблемы глухих и слабослышащих и создавать им комфортные условия в среде слышащих. Например, всему населению страны рекомендуется изучать жестовую речь (Швеция), или каждый ученик с нарушениями слуха, обучающийся в массовой школе, должен иметь персонального ассистента - переводчика жестовой речи (США и др.), предлагаются определённые требования к артикуляции всех тех людей (специалистов, родственников, друзей, обслуживающего персонала и т.д.), которые имеют постоянное общение с глухими и слабослышащими: их речь должна быть замедленной, артикуляция утрированной (Швейцария, Германия и др.). Существуют даже модели "страны глухих" - например, университетский городок, населённый неслышащей молодёжью (США, Галлодетский университет).

Вторая тенденция предлагает рассматривать лиц с нарушениями слуха как особую социальную группу, имеющую свою систему социальных потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде. Принимая ту или другую тенденцию формирования социальной политики по отношению к лицам с нарушениями слуха, государство и общество по-разному конструируют организационные формы их обучения и социализации.

В частности, в нашей стране глухие и слабослышащие на протяжении многих лет рассматриваются как страта, автономная социальная группа, имеющая свои особые социокультурные отличия и требующая особых условий организации жизнедеятельности. Большинство детей с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в основном в закрытых специализированных образовательных учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты). В этих учреждениях в качестве обязательного средства обучения применяются пальцевая азбука (дактилология), а в последние годы - жестовая речь. Такой подход к воспитанию и обучению глухих и слабослышащих детей имеет крайне негативные последствия. Семья фактически отстранена от процесса воспитания. Дети в течение 14-16 лет находятся вне дома, бывая в родной семье лишь кратковременно в выходные дни или каникулы. Соответствующим образом формируется и психология человека с нарушениями слуха (рентные установки, иждивенческая позиция). Оторванный от семьи как от основного источника развития и социализации, от окружающего мира, от общения с обществом слышащих, ребёнок вырастает отчуждённым приверженцем замкнутого мира глухих, где царят свои, понятные ему с детства законы, где существует ставший родным особый язык общения, где определены правила поведения и образ жизни. Неудивительно, что впоследствии выпускники школ-интернатов строят собственные семьи, выбирая партнёров по браку из того же социума, стараются держаться вместе с бывшими одноклассниками, зачастую строят сообщества по типу кланов, пополняя криминальные структуры.

2.Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе верботонального метода.

2.1 Верботональный метод реабилитации детей с нарушением слуха.

В России используются различные подходы к реабилитации глухих и слабослышащих. Это билингвистическая система, обучение на основе словесной речи, верботональная система, которые способствуют решению проблемы социальной интеграции в общество лиц с нарушениями слуха.

Верботональный метод реабилитации детей с нарушением слуха разработан академиком П.Губерина, как результат научных исследований в области фонетики и лингвистики и практической работы в области речевой коммуникации. С 1961 года данный метод стал широко использоваться в Центре "СУВАГ" (Загреб, Хорватия). Одна из основных задач обучения детей с нарушением слуха по верботональному методу - интеграция их в мир слышащих. Педагогами Центра "СУВАГ" накоплен многолетний опыт интеграции глухих детей. Почти 90 % всех детей интегрируется в массовые школы. Однако важно отметить, что ни один ребёнок после интеграции не остаётся без наблюдения и внимания со стороны специалистов. Все дети после основных занятий в школе приходят на реабилитацию к специалисту, детям оказывается и психологическая помощь. Результаты реабилитации детей с нарушением слуха с использованием верботонального метода впечатляют. Глухие дети отличаются звонкими, природными голосами, речь их слитная, внятная, интонационно окрашенная. Метод получил широкое признание и распространение во всём мире. Более 500 центров в разных странах активно используют верботональный метод. К сожалению, специалистами России, данный метод стал использоваться совсем недавно. Но уже и сейчас можно говорить о положительных результатах. В России 11 учреждений используют в своей работе верботональный метод, есть специалисты, прошедшие полный курс обучения в Центре "СУВАГ" (Загреб) и получившие международный сертификат на право преподавания данного метода.

2.2 Сурдологическая служба Приморского края.

Сурдологическая служба Приморского края представлена Приморским краевым Центром реабилитации слуха и речи. Центр является единственным учреждением на Дальнем востоке, которое занимается проблемами слуха и речи в полном объёме, оказывая высококвалифицированную сурдологическую, слухопротезную и реабилитационную помощь детям-инвалидам, с использованием верботонального метода. Основа верботонального метода - мать и ребёнок. Забота о глухом ребёнке требует от родителей дополнительной работы и напряжения. Чтобы устроить его жизнь наилучшим образом, необходима настоящая мудрость. Когда ребёнок вырастает, он сам выбирает ту среду, в которой ему уютнее жить, сам выбирает средства общения. Но, если с самого начала давать малышу искусственные средства общения - дактилологию, мимику, у человека не будет выбора, так как в условиях такого воспитания в дошкольном возрасте, ребёнок будет изолирован от нормально говорящих людей, не научится естественному общению с ними, не сможет развиваться полноценным, так как не сможет получать информации из жизни. Такой метод обучения сужает и примитивизирует окружающий мир глухого человека и не даёт ему реализовать свои потенциальные способности. Многие родители не хотят, чтобы их дети "разговаривали руками", не хотят отрывать ребёнка от семьи. И их можно понять: отдавать в детский дом ребёнка, имеющего любящих родителей, - противоестественно. Поэтому родители приводят своих детей в Приморский краевой Центр реабилитации слуха и речи. Разработанный Петаром Губериной, верботональный метод позволяет формировать не только у слабослышащих, но и у глухих детей модулированную, звучную, естественную речь природным путём, опираясь на оптимальные возможности ребёнка с недостатками слуха. Тесная связь в работе индивидуальных реабилитаторов и родителей, преемственность в занятиях приводит к развитию слухового восприятия, формированию речевого общения. В результате работы на звукоусиливающей аппаратуре "СУВАГ", ношения индивидуальных слуховых аппаратов, занятий с дефектологом в центре, и дома с родителем, у ребёнка с нарушением слуха развивается слуховое восприятие, что и даёт возможность формировать естественную природную речь. Слово "слышу" начинает приобретать два значения: "физическое слышание" и "слышание социальное". "Слышать" - значит понимать ситуацию общения, участвовать в диалоге. "Слышать" - это, значит, иметь облик слушающего человека, располагать окружающих к общению. АНТУАН де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ писал: "самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения". Общение со всеми окружающими являет собой образец истинной социальной адаптации и интеграции. Это высшая форма реабилитации, в которой в равной степени заинтересованы неслышащие, семья и общество. И приходит тот день, те минуты безумной радости, когда глухой ребёнок подходит к матери, целует её и говорит: "Мамочка, я люблю тебя, спасибо тебе родная, всё у нас будет хорошо". Слышать эти слова - большое материнское счастье, расплата за её нелёгкий, кропотливый труд. И разве это не чудо видеть слёзы на лицах и слышать слова благодарности матерей слышащих детей, которые посещают центр реабилитации. И это настоящее чудо видеть результаты совместной работы индивидуального реабилитатора и родителей.

К сожалению, Приморский краевой центр реабилитации слуха и речи, не может предоставить глухому ребёнку возможности его пребывания среди слышащих сверстников полный день. Для этого в Приморском крае нужны Учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушением слуха, по своей структуре отличающиеся от традиционных школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей.

В течение длительного времени считалось, что детей с отклонениями в развитии лучше обучать в специальных учреждениях. Поэтому интенсивно развивалась система специальных учреждений. В городе Владивостоке функционирует два специализированных учреждения для детей с нарушениями слуха.

3. Социальная адаптация глухих детей дошкольного возраста.

Мир, окружающий ребёнка, не даёт ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своим разнообразием. Растущий человек всегда готов к познанию, ему хочется понять всё, что его окружает. И вот тут-то на его пути возникает препятствие. Ведь основной источник получения информации об окружающем мире у глухого ребёнка оказывается повреждённым. Именно в это время на помощь приходят педагоги специального дошкольного учреждения №178 г.Владивостока.

В связи с тем, что глухой ребёнок овладевает речью не так, как слышащий, он нуждается в специальной системе обучения и воспитания. Чем раньше обнаружена глухота, чем раньше начато обучение, тем больше шансов на успех. Младенческий возраст - самый благоприятный для начала занятий. И в этот момент на помощь ребёнку приходят родители. Но надо помнить, что мама должна быть, прежде всего, мамой, а не учительницей, достичь этого можно лишь в тесном контакте родителя с учителем- дефектологом специального детского сада (Д/С №178 г.Владивостока) или сурдологического кабинета (Приморский краевой центр реабилитации слуха и речи). . В системе дошкольного воспитания и образования необходимо начинать реабилитацию с 3-х лет. До 3-хлет у ребёнка не закончен процесс внутренней сепарации. До 3-х лет он испытывает индивидуальный, сенсорный страх. Могут появиться патологические реакции: нарушение сна, аппетита, эмоциональные расстройства. При доброжелательном и внимательном отношении педагогов эти нарушения проходят. В детском саду с детьми проводится специальная коррекционная работа по развитию у них слуховой функции и устной речи. В результате этой работы глухие дети овладевают речью. При этом закономерности её становления у неслышащих детей при условии раннего начала целенаправленных занятий те же, что и у детей с сохранным слухом. Формирование речи неслышащего ребёнка осуществляется в ходе повседневного общения и на специальных занятиях. Для ребёнка занятие всегда игра. Игра предоставляет почти неограниченные возможности для развития мышления и речи детей. Развитие речи глухого ребёнка не должно решаться в отрыве от общих задач развития личности. Важнейшую роль в воспитании глухого ребёнка играет его ознакомление с окружающим миром в процессе деятельности. Социальный опыт приобретается в деятельности. Многообразная деятельность детей, которая осуществляется во время подъёма, медицинского осмотра, гигиенических процедур, обеда, игры, подготовки ко сну, прогулки, может быть целенаправленно использована для ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира, а также и для развития речи. Большое внимание заслуживает также нравственное воспитание глухих дошкольников. Дружественная атмосфера, совместная радостная деятельность и взаимопомощь являются основой социальной адаптации глухих детей. Правильно организованная коррекционная работа в дошкольном возрасте будет способствовать всестороннему развитию глухого ребёнка.

4. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.

В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов. Современные социальные проблемы (растущая безработица, отсутствие социальной защищённости, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодёжи более раннего жизненного профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.

Государственное образовательное учреждение "Коррекционная школа-интернат" I вида г.Владивостока может помочь в этом направлении путём политехнизации школьного образования, целенаправленной профориентации, повышения качества общего образования и уровня социальной адаптированности неслышащих. Большую роль в этом играет система трудового обучения в школе глухих. На фоне трудового обучения происходит формирование положительных личностных качеств учащихся, их гражданское становление, морально-психологическая подготовка подростков к самостоятельной жизни. Педагогическим коллективом совместно с шефствующими и базовыми предприятиями проводится работа по профессионально-трудовому воспитанию, обучению детей, их профессиональной ориентации. Трудовая подготовка учащихся осуществляется по семи профилям: (швейное, столярное, слесарное, строительное, обувное, картонажно-переплётное дело, сельскохозяйственный труд). Для завершения профессионально-трудового обучения учащихся открыт класс с повышенной профессионально-трудовой подготовкой, работающий по типу филиала ПТУ. Для трудового обучения учащихся школа активно использует возможности базовых предприятий. Обучение слесарному делу организовано на судоремонтном заводе, который обеспечивает учащихся рабочими местами, выделяет оборудование, материалы. Во внеурочное время 2 раза в неделю учащиеся VI - VIII классов выполняют в цехах завода несложные ремонтные работы. В общей системе трудового обучения значительное место занимает общественно-полезный производительный труд. Он организован таким образом, что это позволяет помимо закрепления профессиональных навыков углубить понятия о производственных отношениях и дать некоторые экономические знания. Развитие всей системы обучения и воспитания глухих школьников неразрывно связано с поисками наиболее рациональных путей подготовки этих детей к жизни и труду.

Одна из задач специальной школы - помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе среди глухих учащихся. Неудачный выбор профессии отрицательным образом сказывается на формировании личности и нередко на всей последующей деятельности. Проведение профессиональной ориентации должно учитывать возможность дальнейшего трудоустройства. Профориентация ведётся в процессе изучения школьной программы, на факультативных занятиях, в кружках с помощью специальных книг, справочников, наглядных пособий, учебных фильмов. В систему профориентационной деятельности школы входит и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.

Совершенствование системы профессионально-ориентационной работы требует проведения научных исследований. Советские дефектологи (А.П. Гозова, В.Т. Дмитриев, Е.В. Соломонов, М.М. Нудельман, В.Ю. Карвялис, А.И. Иваницкий) в своих исследованиях уделяли большое внимание анализу отношения глухих к профессиям и социально-трудовой адаптации выпускников школ для глухих детей. В НИИ дефектологии ведётся большая работа по совершенствованию трудового обучения, исследуются различные формы предъявления информации глухим, разрабатываются методы обучения глухих основам информатики и вычислительной техники, рекомендации, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки глухих, занимающихся в общей со слышащими сети ПТУ, определяются программы и методы трудового обучения глухих. Исследование, проведённое сотрудниками Центрального научно-исследовательского института экспертизы и трудоустройства инвалидов, показало, что лицам с нарушением слуха может быть рекомендован широкий круг профессий. Противопоказанными для глухих являются все подземные, взрывные, подводные работы, работа на лесозаготовках, транспорте, в большинстве горячих цехов и на некоторых других производствах. Правильный выбор профессии для глухих имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане. Проблема профессионально-трудовой подготовки, профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации глухих, как отмечает Т.А. Власова, "является одной из самых актуальных и в школе, и в жизни глухих".

5. Опыт работы Учебно-воспитательного комплекса № 1824 для детей с нарушением слуха Зеленоградского округа г. Москвы.

В качестве позитивного примера можно назвать организацию работы учебно-воспитательного комплекса (УВК) № 1824 для детей с нарушением слуха Зеленоградского округа г. Москвы. Учреждение с 1996 года является городской экспериментальной площадкой и ведёт работу по социальной адаптации и интеграции детей с нарушением слуха. Все дети живут в семье и ежедневно приходят в детский сад или школу. Особенностью является также нахождение детского сада и школы в одном здании. Детский сад, помимо групп для детей с нарушением слуха, имеет и логопедические группы, что создаёт определённые условия для адаптации и временной интеграции детей. Цель этого учреждения - воспитать полноценного человека без всяких скидок на глухоту, вырастить свободного человека, не чувствующего себя зависимым от переводчика. Одним из условий выполнения этой цели - обязательное проживание ребёнка в семье. Это объясняется тем, что дети с нарушением слуха постоянно находятся в естественной речевой среде и психологически комфортных условиях. Эти условия и среда стимулируют быстрый темп развития речевого общения, что, как правило, приводит к более высоким результатам обучения детей. "Семейные дети" оказываются социально-реабилитированы уже к старшему дошкольному возрасту. Такой тесный контакт и упорный совместный труд дефектолога и родителей не предусмотрен в классическом методе обучения глухих детей в интернате. Как только родители начинают понимать, что они могут помочь ребёнку, все их физические и душевные силы направляются на дело, они становятся ТВОРЦАМИ - они творят, по мере своих сил, мир ребёнка. "Два мира есть у человека: один, который нас творил, другой, который мы от века творим по мере наших сил". Н. Заболотский.

5.1 Социализация неслышащих подростков путём проведения клубной работы.

Социализация подрастающего поколения происходит под влиянием планетарных процессов, набирающих всё большую силу - экологических, демографических, экономических, военно-политических. Сложность этих процессов также играет большую роль в том, что значительная часть подростков и юношей стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, на ценность жизни "здесь и теперь. Приоритетную роль в подростковом возрасте играют отношения подростков друг к другу. Психологи (Д.Б. Эльконин; Д.И. Фельдштейн) считают, что основными потребностями подросткового возраста являются самоутверждение и общение со сверстниками. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями.. Для подростков характерно стремление к расширению социальной среды, что является одним из позитивных аспектов его личностного становления и самоопределения. Если говорить о неслышащем подростке, то для него расширение социальной среды сопряжено с усилением фиксации на своём дефекте; среда агрессивна к нему в связи с его физическим дефектом. Этот факт крайне важен для понимания процессов социализации подростков с нарушением слуха. В работе по социализации неслышащих детей выделяют два направления: 1. Средствами учебно-воспитательной работы школы, семьи; 2. Средствами различных социальных институтов: общественные организации, внешкольные организации, средства массовой коммуникации, учреждения культуры. При социализации неслышащих подростков связующим звеном между вышеуказанными направлениями является клубная работа.

Клубная деятельность - одна из эффективных форм воспитательной и коррекционно-развивающей работы с учащимися старших классов, которые непосредственно принимают участие в деятельности клуба. Клубная деятельность призвана создать неслышащим подросткам возможность продуктивного решения центральных задач возраста (выработка собственного мировоззрения, личностного самоопределения и самопознания, проектирование в профессии). Клуб - это естественное сообщество учеников и педагогов, где встречаются и объединяются интересы обеих сторон. Клубная работа с неслышащими подростками применяется в специальных учебных заведениях как в нашей стране (например, клуб "Алые паруса" в армавирской школе глухих), так и за рубежом (например, клуб молодёжи в загребской школе для неслышащих детей "СУВАГ", Хорватия).

5.2 Социальная адаптация неслышащих подростков на основе работы клуба "Подросток".

В рамках эксперимента "Социальная реабилитация и интеграция детей с нарушениями слуха в общество в условиях интегрированного проведения внешкольных мероприятий со слышащими детьми", организованного на базе УВК №1824 (г. Зеленоград), как одно из его направлений проводится клубная работа с подростками. Клуб "Подросток" функционирует с 1996 года. Основная цель клуба - обеспечить позитивную социализацию подростков с нарушениями слуха.. В клубе используются групповая и индивидуальная формы работы. Форма общения: устная речь как основная и жестовая речь как вспомогательная. Клубная работа проводится во внеурочное время два раза в месяц. Участие в клубе добровольное. Работу в клубе "Подросток" осуществляют педагог-психолог и социальный педагог в непосредственном контакте с педагогами и воспитателями старших классов УВК. Темы занятий подбираются, исходя из интересов ребят. Занятия строятся таким образом, чтобы подростки сами активно принимали участие в процессе занятия, чтобы у них была заинтересованность в словесном общении. Важен контакт с подростком, а не авторитарное давление на него.

Основное внимание уделяется профориентационной работе и жизненному самоопределению подростков с нарушениями слуха. Это связано с тем, что основной контингент участников клуба - учащиеся выпускного класса. Исходя из этого, была подобрана тематика клубных занятий: "Устройство на работу", "Права инвалидов", "Обучение лиц с нарушением слуха". В планы клуба входит организация встреч с психологом В.В. Беляковым из общеобразовательной профессиональной школы для подростков с нарушениями слуха, с известным учёным слепо-глухим А.В. Суворовым, организация экскурсий на предприятия города Зеленограда.

В ходе клубной работы решаются следующие задачи: выявление причин и преодоление трудностей и негативных моментов при социальных контактах неслышащих подростков друг с другом и со слышащими; обеспечение оптимального микроклимата в подростковом коллективе, организация разнообразной деятельности - актуальной и интересной для неслышащих подростков; расширение знаний о внутреннем мире человека и мире окружающем его, развитие представлений о себе, о своём месте в мире; формирования личности и собственного мировоззрения; развития интереса к словесному общению, совершенствование устной речи и развитие логического мышления как условия полноценной социальной реабилитации; развитие профессиональных интересов и профессионального самоопределения. Эти задачи также реализуются в мероприятиях интегрированного типа следующих видов: совместный отдых детей в летнем оздоровительном лагере, выездном трудовом лагере; совместные встречи со слышащими во время проведения игр, конкурсов, вечеров; занятия по дополнительному образованию.

5.3 Социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха в условиях интеграционного подхода.

На базе УВК №1824 с 1997 года проводится экспериментальная работа по социальной адаптации и интеграции неслышащих в общество путём проведения внешкольных интегрированных мероприятий со слышащими. Целью эксперимента является обеспечение позитивной социализации детей с нарушением слуха .В решении вопроса социальной адаптации глухих детей УВК № 1824 большую помощь оказывает управление образования Зеленограда. Совместно разработана долгосрочная программа реабилитации и социальной адаптации глухих и слабослышащих детей. Программа включает проведение игр "Пойми меня" совместно со слышащими детьми, совместные экскурсии и встречи друзей учащихся УВК №1824 и гимназии №1528 во время школьных каникул (викторины, спортивные состязания, дискотеки и чаепития); общегородские конкурсы, например: "Путешествие в мир русской кухни", "Мой любимый город"; художественная эстафета "Эльдорадо - страна всеобщего счастья", особенностью этого конкурса являлось участие смешанных команд. В состав команды входили слышащие и неслышащие ребята. Совместная деятельность активизирует общение неслышащих. Учащиеся 8-11 классов вместе со слышащими детьми занимаются в секции подводного плавания и становятся призёрами Москвы.

Прекрасную возможность для организации совместной деятельности неслышащих со слышащими в одном коллективе предоставляет интегрированный выездной трудовой лагерь для подростков. Уже три года подряд, вместе с учащимися гимназии, ребята выезжают в трудовой лагерь на восстановление усадьбы Блока и в Михайловское. Организация деятельности учащихся в трудовом лагере способствует формированию таких качеств как коллективизм, деловитость, самостоятельность. Важно, что в трудовой деятельности неслышащие ребята учатся принимать самостоятельные решения, брать инициативу на себя, жизнь в трудовом лагере не позволяет потеряться в массе, спрятаться за чужую спину, быть беззаботным иждивенцем. Везде неслышащие стремились быть первыми и, им это чаще всего удавалось. Анкетирование среди всех участников лагеря, выявило следующие вариации высказываний друг о друге.

Слышащие о неслышащих:

Глухие ребята мне очень понравились. Мы разговаривали с ними о многих вещах, может и не так подробно, но всё же были разные темы разговоров.

Я с почтением отношусь к глухим, вполне нормально их воспринимаю и считаю их равными себе.

Нужно сказать, что общество лагеря не лелилось на слышащих и глухих.

Неслышащие о слышащих:

Этот лагерь был очень интересным. Мы уже не боялись слышащих. Они просто здорово относились к нам.

Мне кажется, это был самый лучший лагерь. Потому, что я не чувствовал себя каким-то другим, не таким как обычные люди. Мы были вместе!

В обществе, говорит слепо-глухой учёный Суворов А.В., существует опасность двух крайностей по отношению к инвалидам: чрезмерная благотворительность или милосердие, превращающее инвалида в объект жалостного обслуживания; и сверхинтеграция - когда вовлечение инвалида в жизнь общества происходит без учёта его реальных трудностей, в целях более эффективного их преодоления; и в том и другом случае происходит дискриминация инвалидов, нарушение их общечеловеческих прав и обязанностей. В трудовом лагере слышащему окружению удалось соблюсти золотую середину между двумя крайностями, была обеспечена самая разносторонняя совместная деятельность и, на её основе, общение между слышащими и неслышащими подростками. Таким образом, в общем, положительный эмоциональный фон впечатлений, которые неслышащие ребята вынесли из трудового лагеря, усилил их стремление к общению, содержательной коммуникации с окружающим миром, что значительно облегчает выполнение задач по социальной адаптации учащихся с нарушениями слуха.

В рамках эксперимента проводятся занятия по дополнительному образованию: по программе "Компьютерная грамота" в муниципальном компьютерном центре. В кружках Дворца Творчества для детей и юношества неслышащие ребята овладевают искусством лепки, рисования, учатся работать с современной фото- и видеотехникой. В спортивном клубе ребята могут заниматься подводным плаванием с последующим участием в спортивных соревнованиях. Дети с ограниченными возможностями участвуют абсолютно во всех окружных мероприятиях и никто и никогда не делает им скидку на их недуг. Помочь изменить отношение к таким детям со стороны слышащих людей помогают и средства массовой информации: радио, окружная газета "41", кабельное телевидение. Не только глухим и слабослышащим детям нужно преодолеть барьер общения, но и слышащим людям нужно тоже помочь установить контакт с такими детьми. Педагогический коллектив УВК № 1824 старается создать такие условия для детей-инвалидов, чтобы им было радостно и комфортно, чтобы ребёнок не был закомплексован на своём дефекте, чтобы вырос хорошим и достойным человеком.

6.Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.

В настоящее время большинство стран переходят на путь интеграции в обучении детей с отклонениями в развитии. Проблемы интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых детей находится в центре внимания и в нашей стране. Но если для развития интеграции в странах Западной Европы и США создана законодательная база, то этого нельзя сказать о России. Хотя определённые положительные сдвиги в решении этой проблемы есть. У родителей и детей появилась возможность выбора разных форм обучения и разработан проект закона РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями". Идеи интегрированного обучения, развиваемые в нашей стране, всегда основывались на необходимости достижения ребёнком с нарушенным слухом равного со слышащими детьми уровня развития, участия на равноправных началах во всех видах деятельности в детском саду и школе. В настоящее время изучаются возможности интеграции глухих дошкольного и школьного возраста, разрабатываются различные формы пребывания детей в массовых дошкольных учреждениях и школах. (И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова, Э.И. Леонгард, Э.В. Миронова, Н.Д. Шматко). Определение ребёнка в массовое учреждение зависит также от уровня физического развития и состояния здоровья, познавательного развития. Большое значение имеют личностные свойства ребёнка, особенно такие, как активность, самостоятельность, инициативность, которые положительно влияют на развитие общения с другими детьми и педагогами. Определять ребёнка в массовое учреждение можно только при наличии у него речи, обеспечивающей общение с детьми и педагогами. Его устная речь должна быть достаточно разборчивой и понятной окружающим детям и взрослым. Интеграция ребёнка с нарушением слуха невозможна без активного участия родителей. Им принадлежит ведущая роль в организации ежедневных занятий дома, постоянная работа по развитию речевого общения в быту. Как правило, родители проводят общеразвивающую и коррекционную работу в семье по заданиям сурдопедагога. Именно он может посоветовать родителям посещение ребёнком массового учреждения, а в некоторых случаях, наоборот, предостеречь их от этого, если ребёнок не готов к интеграции в коллектив слышащих детей. Эффективность "семейного" подхода к решению проблем ребёнка с нарушением слуха успешно доказали более 166 семей из 78 городов России и ближнего зарубежья, получающие регулярную педагогическую поддержку в Школе "Нордис".

"Нордис" - Нижегородское Объединение Родителей Детей-Инвалидов по Слуху. Так называлась общественная организация, по чьей инициативе в 1993 году была создана Школа. В основу концепции Школы была положена методика кандидата педагогических наук Эмилии Ивановны Леонгард "Система формирования речевого слуха и речевого общения" и личный опыт семей, воспитавших глухих детей вне спецучереждений. Школа стала такой, какой она есть сегодня - Школа родительского опыта. Девиз преподавателей Школы - "Мы будем вместе с Вами, но не вместо Вас!". Занятия в Школе проводятся 1-2-х недельными курсами один раз в 3-6 месяцев индивидуально с каждой семьёй или один день еженедельно. Логическим продолжением программы "Семья может всё" стало начальное общее образование, построенное на принципах интегрированного обучения. В настоящее время в Школе четыре начальных класса, включающих наряду со здоровыми детьми детей, страдающих нарушением слуха. Дети учатся в малокомплектных классах, осваивая, помимо общеобразовательных предметов по программе 1-4 классов, английский язык и художественное творчество, информационную культуру в компьютерном классе, занимаются плаванием, хореографией, играют на различных музыкальных инструментах в школьном оркестре. Совместное пребывание детей в течение всего дня, их контакт не только в учебной деятельности, но и на прогулке, в игре, бытовых ситуациях даёт здоровым детям возможность нравственного опыта общения с более слабым и принятия его как равного, а детям с физическими ограничениями - равные с их здоровыми сверстниками возможности в получении полноценного образования, необходимого для их адаптации и интеграции в обществе.

Примером истинной адаптации могут служить дети, которые занимаются в школе-гимназии № 3 г.Хабаровска. В 1991 году по инициативе родителей был открыт 2-ой класс начальной школы для глухих детей. Обучение в условиях общеобразовательной школы и коррекционно-развивающие занятия по верботональному методу способствовали устранению пробелов в знаниях, развитию высших психических функций, коммуникативных навыков, интереса к окружающей жизни, и, в конечном счёте, развитию личности ребёнка, его социальной реабилитации и адаптации. Успехи детей позволили увидеть эффективность и перспективы дальнейшего обучения детей с нарушением слуха в общеобразовательных учреждениях. Окончив 9 классов и получив аттестаты общеобразовательной школы, у детей появилась возможность продолжить учёбу в ССУЗах г.Хабаровска. В 1998 году 6 человек поступили в торгово-экономический техникум. Учащиеся техникума чувствуют себя настоящими студентами и очень серьёзно относятся к учёбе. Неслышащие учащиеся хорошо адаптировались в среднем специальном учебном заведении и хорошо осваивают учебную программу. Создавая благоприятные условия учащимся для постепенной, мягкой интеграции инвалидов по слуху в среду слышащих сверстников, помогая выбрать и освоить профессию, которая имеет спрос на рынке труда, способствуя интеллектуальному развитию и получению прочных знаний, школа решает очень важную государственную проблему социальной адаптации неслышащих детей. С каждым годом уровень интеграции детей с нарушением слуха становится более эффективным.

Несмотря на всю актуальность и важность проблемы, к вопросу интеграции надо подходить очень внимательно и обдуманно. Для какой-то части детей с отклонениями в развитии интегрированное обучение может быть эффективным. Но интеграция оказывается невозможной для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к таким детям речь может идти о социальной интеграции (совместное пребывание в учреждении, проведение досуга, внешкольные мероприятия), а не об образовательной интеграции.

Различные формы интеграции (временная, частичная-фрагментарная, комбинированная, полная) глухих детей со слышащими детьми направлены на нормализацию жизни каждого ребёнка, включение его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие. Для того чтобы интегрированное обучение целенаправленно расширялось и было эффективно, необходима специальная подготовка, как педагогов массовых учебных учреждений, так и учителей дефектологов, психологов, логопедов, а также проработка правовых вопросов интеграции. Кроме всего сказанного, большое значение имеет при интегрированном обучении - готовность нашего общества принять детей с проблемами слуха. Несмотря на все трудности, открытие и развитие подобных школ принесёт огромную пользу не только детям с отклонениями в развитии, но и здоровым детям тоже, которые от этого станут только добрее и отзывчивее.

7. Заключение.

Сформулируем теперь некоторые основные выводы, к которым можно прийти в результате анализа вышеизложенного материала. Главный из них заключается в том, что преодоление существующей проблемы глухоты в принципе возможно. Как писал Л.С. Выготский: "Проблема глухоты в обществе - проблема социальная". Глухота будет побеждена через социальное воспитание. Тогда о глухом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он глухой и ничего больше. (Пример: социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха УВК № 1824 Зеленоградского округа г. Москвы).

Социальная адаптация и интеграция человека с нарушенным слухом во многом зависит от его социокультурной идентификации, т.е. от сознания себя членом того или иного сообщества, субкультуры, определяющим фактором которой является язык. Развитие и становление личности глухого может происходить в условиях субкультуры жестового языка или в условиях сообщества слышащих, что соответственно окажет решающую роль на формирование социокультурной идентификации. Однако необходим и встречный процесс - то или иное сообщество, субкультура должны признать или не признать этого человека "своим". Поэтому в реальной жизни социальная интеграция неслышащих не всегда протекает без проблем: "говорящий глухой", не владеющий жестовым языком, не всегда бывает принят в качестве "своего" в субкультуре глухих, и он не всегда к ней стремится; в сообществе слышащих, несмотря на владение словесной речью, его также не рассматривают в качестве "своего". Проблема социокультурной идентификации и интеграции особенно остро встаёт в среде молодых людей в связи с их жизненным самоопределением, созданием семьи, формированием круга друзей.

Пробить брешь в стене безмолвия - задача, не доступная только глухим. Лишь при активном и доброжелательном содействии слышащих глухой в состоянии стать полноценным членом общества.

СЛЫШАЩИЕ! Будьте терпеливы при общении с глухими,

от нашего с Вами отношения к глухому, от уважения к нему

и стремления оказать посильную помощь в значительной мере

зависят устранение дефицита информации и трагедия одиночества,

никогда не забывайте это!

Литература:

"Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха". Сост. Астафьева В.М. - М.: АПК и ПРО, 2000.

Богданова Т.Г. "Сурдопсихология: Учеб. пособие. - М.: "Академия", 2002.

Боскис Р.М. "Учителю о детях с нарушениями слуха". - М., 1988.

"Вопросы трудовой и общественной деятельности выпусников специальных школ". (материалы научно-практического семинара). - М., 1990.

Гилевич И.М., Тигранова Л.И. "Если ребёнок со сниженным слухом учится в массовой школе…" - Дефектология. 1995. № 3.

Гозова А.П. "Трудовое обучение учащихся специальных школ". - Дефектология. 1983. № 5.

Профессиональное обучение глухих. Под ред. Гозовой А.П. - М., "Педагогика", 1975.

Крайнин В., Крайнина З. "Человек не слышит". - М., 1984.

Матвеев В. Ф. "Состояние профориентационной работы в школе для глухих детей". - Дефектология. 1982. № 4.

Миронова Э.В., Шматко Н.Д. "Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа". - Дефектология. 1995. № 4.

Рау Ф.Ф. "Проблема интеграции глухих". - М., 1981.

12. Цукерман И.В. "Глухота и проблема общения". Учеб.пособие. - Ленинградский восстановительный центр ВОР, 1980.


© 2010 Рефераты