рефераты курсовые

Социальная реабилитация детей из семей алкоголиков

/b>3.1 Система работы с детьми из семей алкоголиков в Социально-реабилитационном «Ровесник»

Сосенский муниципальный центр социальной помощи семье и детям «Ровесник» открыт Постановлением Главы МО в сентябре 2001 года. Учредителем Центра «Ровесник» является Администрация МО «г. Сосенский»

Цель создания:

Предоставление комплексной помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях и нуждающимся в социальной поддержке.

Структура Центра:

· Отделение социально-психологической реабилитации (приют, отдел дневного пребывания)

· Отделение скорой психоло-гической помощи (первичный прием граждан, консуль-тативная помощь, телефон доверия)

· Отделение профилактики безнадзорных несовершенно-летних (отдел правовой социальной помощи, семейный досуговый клуб, досуговый клуб для подростков)

· Отделение оздоровления (приемное отделение, отделение медицинского обслуживания)

Центр проводит в рамках обучения следующие занятия

1. «Клуб юных психологов» - зна-комство с основами психологии, формирование коммуникатив-ных навыков, умения разре-шать трудные конфликтные ситуации.

2. Клуб «Хозяюшка» - обучение вязанию, кройке и шитью, приготовлению вкусных блюд и знакомство с секретами кулина-рии и сервировки стола.

3. Клуб «Фантазия» - формиро-вание творческой фантазии и художественного вкуса через обучение мастерству и работе с различными материалами: природными, бумагой, соленым тестом, нитками.

4. Клуб «Экологический»

5. Клуб «Аэробика»

6. Клуб «театр-музыкального исскуства».

7. «Клуб рукопашного боя» - познакомит с искусством рукопаш-ного боя и научит защите себя и окружающих в экстремальных ситуациях.

8. Студия бального танца - обучение европейским и латино-американским танцам, граци-озности движений.

9. Мастерская художественной резьбы по дереву

Любой житель Сосенска может обратиться в центр в случае следующих проблем:

· В случает проблем на работе или в личной жизни;

· Семейные разногласия;

· Трудности в общении со сверстниками и взрослыми;

· Домашнее насилие;

· Пугают мысли о завтрашнем дне;

· Необходимо поговорить с тем, кто сможет Вас выслушать.

Если Вас волнует какая-либо проблема, приходите в наш центр «Ровесник»

Вас ждут квалифицированные специалисты: психологи, социальные педагоги, правовед. Вы получите нужную Вам консультацию по семейным, личным, производственным и юридическим вопросам.

За необходимыми консультациями Вы можете обратиться к специалистам.

В Центре проводятся социально-психологические тренинги «Познай себя». Участвуя в них,

· Вы приобретете:

· Уверенность в себе

· Умение находить выход из сложной ситуации

· Новые стереотипы поведения в социальных группах

· Способность эффективно взаимодействовать с окружающими

· Возможность самостоятельно решать внутрисемейные проблемы

· Овладеете определенными социально-психологическими знаниями

3.2 Игровая коррекция поведения детей в группе

Игровая коррекция поведения является групповой формой коррекционной работы с детьми дошкольного и младше-го школьного возраста. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррек-ция используется при различных формах нарушения по-ведения, неврозах, страхах, школьной тревожности, на-рушениях общения у детей.

Этапы психокоррекции

Развитие любой групповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для детской группы также характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс, возникаю-щий в ходе занятий игровой психокоррекции, по мнению А.С. Спиваковской (1988), проходит три отчетливо выяв-ляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и зак-репляющий. На первом этапе детям предоставляется воз-можность спонтанной игры. Тактика педагога наименее ди-рективна. На этом этапе решаются следующие задачи.

1. Выявление особенностей эмоционально-поведенчес-кой сферы, требующих коррекции.

2. Создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчеза-ют, дети становятся более активными. Тактика ведущего на втором этапе принимает целенаправленный характер, ис-пользуются специальные приемы. Задача ведущего -- проде-монстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происхо-дит эмоциональное отреагирование внутреннего напряже-ния, неприятных переживаний, широко используются сю-жетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в психике ребенка, совер-шается разрешение многих внутренних конфликтов, кото-рые носят подчас бурный и драматичный характер. Почти всегда встречаются проявления агрессии, негативизм -- протест, направленный против педагога. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой сим-патии как к взрослому, так и к партнерам по игре.

На третьем этапе дети закрепляют способность само-стоятельно находи гь нужные способы поведения. Задача ведущего -- обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обо-гагнть игровую деятельность. Целью этого периода явля-ется закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. Необходимо до-биться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь. Тактика педагога подчинена внутренней -динамике игрового процесса, ее изменения соответствуют этапам психокоррекционного процесса.

I этап. Тактика педагога наименее директивна. Он на-блюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоци-ональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ре-бенку освоится в новой обстановке; может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по по-воду игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спон-танной активности ребенка.

II этап. На реконструктивном этапе тактика изменя-ется, позиция педагога становится более активной. При-емы: интерпретация; отражение; демонстрация более адек-ватных способов поведения; внушение; создание ситуа-ций выбора, требующих от ребенка определенного способа действия; использование специальных игр.

III этап. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Педагог во всем поддерживает ребенка, де-монстрирует ему свое уважение.

Структура психокоррекционного занятия

Каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. Основная цель занятий -- сохранение психического здо-ровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Основной акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на исполь-зование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморас-слаблении. Занятия строятся, по определенной схеме и состоят из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-свое-му важных для развития детской психики. Временные характеристики зависят от возможностей ведущего и за-интересованности детей.

1-й этап. Разминка.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбро-сить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется несколько упражнений-игр на внимание или подвижная игра.

2-й этап. Мимические и пантомимические этюды. Задача: выразительное изображение отдельных эмо-циональных состояний, связанных с переживанием теле-сного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, инте-рес, гнев и др.). Дети знакомятся с элементами вырази-тельных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

3-й этап. Игры и этюды на выражение отдельных ка-честв характера и эмоций.

Задача: выразительное изображение чувств, порож-даемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персона-жей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, от-носящихся к их социальной компетентности. При изобра-жении эмоций внимание детей привлекается ко всем ком-понентам выразительных движений одновременно.

4-й этап. Игры и этюды, имеющие психотерапевтичес-кую направленность на определенного ребенка или на группу.

Используются мимические и пантомимические спо-собности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Задача: коррекция настроения и отдельных черт харак-тера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

5-й этап. Окончание занятия, психомышечная трени-ровка.

Задача: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление поло-жительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, при-ведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

3.2. Программа игровой коррекции нарушений развития свойств субъекта самосознания и общения у социально и педагогически запущенных детей

Цель данной программы: устранение искажений эмоционального реагиро-вания и стереотипов поведения, реконструкция полно-ценных контактов ребенка со сверстниками, гармониза-ция образа «Я» ребенка.

Задачи:

1. Формирование социального доверия.

2. Развитие социальной активности детей.

З. Развитие социальных эмоций.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Формирование адекватной самооценки детей.

6. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

Предмет коррекции: свойства субъекта самосознания и об-щения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Средства коррекции: детская игра, элементы психогимна-стики, специальные приемы неигрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков об-щения, способности к эмоциональной децентрации (разо-тождествлению себя с каким-либо негативным состоянием).

Этапы коррекции:

I . Ориентировочный (3--4 занятия).

II. Реконструктивный (6--7 занятий).

III. Закрепляющий (2--3 занятия).

Содержание программы I этап работы -- ориентировочный

1-е занятие.

Посвящено знакомству детей друг с другом. Дети са-дятся полукругом на стульчики около ведущего. Всем уча-стникам взрослый предлагает назвать себя любым име-нем, которое сохраняется за ребенком на все время заня-тий. Социальный педагог предлагает детям выбрать для себя любое имя или название животного (что имеет кор-рекционный и диагностический смысл).

Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую маску. Дети часто выбирают имена друзей, на-звания животных, которые бывают глубоко символичными.

В диагностическом смысле выбор не своего имени -- признак неприятия себя. Таким способом у ребенка про-является ощущение собственного неблагополучия. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта иден-тификации. Педагог также называет себя.

На первом занятии не надо выяснять, почему ребенок назвал себя по-другому, так как это может отпугнуть ре-бенка. Этот вопрос можно обсудить потом.

После такого знакомства ведущий предлагает детям игру «Жмурки». Веселая, азартная, она снимает первоначаль-ную настороженность ребенка. В то же время эта игра -- хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые отношения со-подчинения. Если дети играют активно, т.е. сами выбира-ют водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа действительно активна и взрослый занимает пози-цию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.

Затем педагог предлагает детям игру «Паровозик».

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение стра-хов, сплочение группы, усиление произвольного контро-ля, развитие умения подчиняться требованиям одного.

Ход игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с «вагончи-ками» различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая. Поэтому можно пред-ложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг дру-га за руки. Выбранная форма окончания занятий останет-ся неизменной и превратится в ритуал.

2-е занятие.

Если группа активна, то продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерар-хия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия поддержива-ет других и таким образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточне-ния психологического диагноза членов группы и для на-копления того группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя его положительные и отрицательные стороны детям.

Педагог находится в групповой комнате, но никак не вмешивается в детские игры.

Через три занятия уже можно по наблюдениям выде-лить пять стихийных ролей:

1) лидер (приветствуемый всеми);

2) товарищ лидера (прихвостень);

3) неприсоединившийся (оппозиционер);

4) покорный конформист (баран);

5) «козел отпущения» (изгой).

Это означает, что первый уровень I этапа групповой пси-хокоррекции заканчивается. Окончание этого уровня отли-чают три признака: укрепившиеся роли, стереотипные ин-теракции, появление реакций на присутствие ведущего.

Второй уровень I этапа -- это этап направленных игр, содержание осознаваемых навыков и действий, которые задаются ведущим. Тем не менее необходимо включать спонтанные игры на определенное время в каждое заня-тие» Это называется «свободное время». Обычно на него отводится 20 мин в конце занятия.

3-е занятие.

1. Игра «Жмурки».

Цель игры, создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

-- Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас, Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

2. Игра «Жучок».

Цель игры: раскрытие групповых отношений. Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

3. Свободное время.

Предложить детям сюжетнороле вые и настольные игры.

4. «Хоровод».

Ход игры: дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются. При этом основной акцент делается не на сложившиеся роли, а на устранение неравен-ства и пресечение привилегий. Есть определенные призна-ки, указывающие на то, что требуемая групповая структура сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать на-правленную на них агрессию, которая хорошо видна в та-ких играх, как «Крепость» и «Жучок». Во-вторых, возника-ют спонтанные тактильные, ласковые интеракции между членами группы. В-третьих, появилось серьезное, уважи-тельное отношение к ритуалу окончания занятия.

Тогда, когда возникла групповая структура, уравняв-шая детские индивидуальности, можно переходить к следу-ющему, второму, этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме ро-левых игр и других приемов.

II этап работы -- реконструктивный

К началу II этапа педагогу уже видны трудности обще-ния каждого ребенка, а также неадекватные компенса-торные способы поведения каждого. Индивидуальная пси-хологическая коррекция происходит тогда, когда ребенок осуществляет новые формы поведения и накапливает но-вый опыт общения. Это становится возможным лишь тог-да, если ребенок удовлетворил свои фрустрированные потребности (они часто служат источниками напряжения и обусловливают неадекватное поведение). Чаще всего это потребность в безопасности и принятии-признании. Фрустрация этих потребностей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в бе-зопасности удовлетворяется на I этапе коррекции, во время направленной игры.

Удовлетворение потребности в признании невозмож-но без построения полного образа самого себя. Чтобы это реализовать, используют такой методический при-ем, как обратная связь. Каждый ребенок получает об-ратную связь в специально организованных для этого играх: «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рожде-ния», «Фанты».

Умело организуя обратную связь, ведущий помогает детям сформировать более продуктивный образ «Я». Обычно это делается в форме словесной интерпретации игровой обратной связи с особенным акцентом на положительных сторонах личности ребенка.

Кроме того, на II этапе используются некоторые игры, помогающие преодолевать неприятные для ребенка свойства характера, например трусость. Это игры: «Необитае-мый остров», «Страшные сказки». После этих игр ребенок может сказать себе: «Вот я какой хороший. Я, конечно, не очень смелый, но зато я могу слушать страшные сказ-ки в темноте и сам их выдумывать. Я могу играть в нео-битаемый остров, владеть собой».

Ключевой момент II этапа -- это игра «День рождения». Во время этой игры происходит усвоение требуемых ка-честв, «опускание» нужной характеристики личности, аван-сом, сверху. Таким образом, очерчивается зона ближайшего развития ребенка:

Отработка новых навыков общения особенно целенап-равленно осуществляется в групповых заданиях, которые каждый именинник обязан делать.

Занятия прямо вытекают из психологического диагно-за каждого ребенка, который ставится постепенно в тече-ние всего периода работы группы. Составляя психологи-ческие портреты детей, психолог особенно внимателен к тому, чего не может сделать ребенок, что ему не удается или чего он не умеет.

4-е занятие.

1. Игра «Ассоциации».

Цель игры: воспитание наблюдательности, развитие во-ображения, формирование умения жестами изображать че-ловека.

Ход игры: ребенок жестами, мимикой изображает дру-гого ребенка, его особенности, привычки, как он их ви-дит. Остальные дети отгадывают, кого он изображает.

2. Игра «Страшные сказки».

Цель игры: развитие смелости, уверенности в себе, сни-жение тревожности. Игра направлена на объединение группы.

Ход игры: выключается свет или зашториваются окна. Дети начинают по очереди рассказывать в темноте страш-ные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте.

3. Гимнастика.

4. Спортивная игра «Турнир».

Цель игры: воспитание произвольного контроля, кор-ректировка аффективного поведения, развитие смелости, уверенности в себе, ребенок ставится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.

Ход игры: дети выбирают судью и спортсменов. Прово-дятся спортивные игры:

а) «Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть, опе-ревшись руками сзади, и согнуть ноги. Перед ногами кла-дется мяч. Ребенок должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3--4 шагов;

б) «Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они ока-зались сзади. Руки при этом необходимо держать «в зам-ке», не отпуская;

в) «Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкаясь либо пра-вым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе. Можно дер-жаться одной рукой за носок согнутой ноги. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге;

г) «Сядь-встань». Скрестив ноги, обхватив руками пле-чи, приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками.

5. Хоровод.

5-е занятие.

1. Игра «Бип».

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, сплочение группы.

Ход игры: дети сидят на стульчиках. Водящий с закры-тыми глазами ходит по кругу, присаживается по очереди на колени к детям и угадывает, у кого он сидит. Если он правильно угадал, тот, кого назвали, говорит: «Бип».

2. Гимнастика.

3. «Семейный портрет».

Цель игры: игра служит социометрии детской игровой группы, а также отражает сложившиеся отношения в соб-ственной семье, опирается на групповые взаимоотношения.

Ход игры: в семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

4. Игра «Зеркало».

Цель игры: дать возможность проявить активность пас-сивным детям.

Ход игры: выбирается один водящий, остальные дети -- зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Педагог следит за правильностью отраже-ния.

5. Свободное время.

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры.

6. Хоровод.

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются, водят хоровод.

6-е занятие.

1. Игра «День рождения».

Цель игры: для сплочения группы детям дается воз-можность высказать обиды, снять разочарование.

Ход игры: выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспом-нить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям пред-лагается пофантазировать и придумать будущее именин-нику.

2. Игра «Путаница».

Цель игры: игра поддерживает групповое единство. Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться -- кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает ее, не разнимая рук детей.

3. Гимнастика с веселыми человечками.

4. Игра «Мальчик (девочка)-наоборот».

Цель игры: в игре развивается произвольный контроль за своими действиями, снимаются двигательная растор-моженность, негативизм.

Ход игры: участники встают в круг. Ведущий показыва-ет действия, все повторяют за ним. Мальчик-наоборот должен делать не так, как все.

5. Свободное время (забавы за столом):

а) «Выдуй шарик из чашки». В чашку кладут шарик от настольного тенниса. Детям по очереди предлагается сде-лать глубокий вдох, наклониться над чашкой и дунуть в нее так сильно, чтобы шарик вылетел из чашки;

б) «Силачи». Играющие упираются локтями о стол и соединяют кисти. Каждый в паре начинает давить на руку товарища, стараясь положить ее на стол. Побеждает тот, кто, не отрывая локтя от с-юла, заставит партнера поло-жить руку на стол;

в) различные настольные игры: «Лото», «Цирк», «Ле-тающие колпачки», «Шашки», «Улицы города» и др. Играя в эти игры, надо соблюдать правила.

6. Хоровод.

Можно предложить одновременное легкое покачива-ние вправо, влево.

7-е занятие.

1. Игра «Крепость».

Цель игры: игра даст детям возможность проявить аг-ресссию. Интересна диагностика -- кто с кем захочет быть в команде.

Ход игры: группа детей делится на две команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит из мебели крепость. Одна команда защищает крепость, другая -- штурмует. Основное оружие -- надувные шарики, мячи. мягкие игрушки.

2. Гимнастика.

3. Игра «Изображение предметов».

Цель игры: воспитание наблюдательности, воображе-ния, умения видеть другого.

Ход игры: ребенок мимикой, жестами изображает пред-мет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно на-звал -- становится ведущим.

4. Игра «Щит и меч».

Цель игры: выход агрессии, эмоционального напряжения. Ход игры: ведущий держит щит, дети бьют об него мячами.

5. Свободное время.

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры, строительный материал.

6. Хоровод.

8-е занятие.

1. Игра «Чунга-Чанга».

Цель игры: коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.

Ход игры: путешественник (педагог) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова -- маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках надеты одинаковые пест-рые юбочки, на шее -- бусы, а в волосах -- перья. С весе-лой улыбкой они стали пританцовывать под музыку В.Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и петь:

Чудо-остров, Чудо-остров,

Житьна нем легко и просто, Чунга-Чанга!

Путешественник решил навсегда остаться на этом ост-рове.

2. Гимнастика.

1. Попугай.

2. Лебеди.

3. Тюлень на суше.

4. Тюлень в воде.

5. Мартышка.

6. Змея.

3. Игра «Баба Яга».

Цель игры: коррекция эмоции злости, тренировка спо-собностей воздействия детей друг на друга.

Ход игры: дети сидят на стульчиках в кругу лицом друг к другу. Педагог просит показать, какое бывает выраже-ние лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабуш-ки, воспитателя), когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2--3 сценки.) Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Гро-зят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показыва-ют.) Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, дере-тесь, боитесь? (Разыгрываются 2--3 сценки.)

4. Спортивные игры.

а) «Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребе-нок -- это голова дракона, последний -- кончик хвоста. Пока звучит музыка Д. Нуриева «Восточный танец», пер-вый играющий пытается схватить последнего -- дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракон назначается другой ребенок.

б) «Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки -- это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» -- они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из игра-ющих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех, игра кончается;

в) «Расставить посты». Дети маршируют под музыку Ф. Шуберта «Марш» друг за другом. Впереди идет коман-дир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий после-дним ребенок должен немедленно остановиться. Так ко-мандир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т.д.).

5. Хоровод.

9-е занятие.

1. Игра «Узнай по голосу».

Цель игры: игра на внимание, умение узнавать друг друга по голосу.

Ход игры: дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

2. Игра «Передай по кругу».

Цель игры: достичь взаимопонимания, сплоченности. Ход игры: дети идут по кругу, передают горячую кар-тошку, ледышку, бабочку (пантомима).

3. Гимнастика.

1. Фокусник.

2. Силач с гирями.

3. Клоуны с гирями.

4. Змея.

5. Клоун и змея.

6. Воздушные акробаты.

7. На батуте акробаты.

8. Клоун на батуте.

9. Йог ходит по разбитому стеклу, углям.

10. Игра «Два друга».

Цель игры: игра на сопоставление различных черт ха-рактера, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры: дети слушают в исполнении педагога стихот-ворение Т. Волиной «Два друга»:

Пришли два юных друга на речку загорать. Один решил купаться -э* стал плавать и нырять. Другой сидит на камушке и смотрит на волну, И плавать опасается: «А вдруг я утону?»

Пошли зимой два друга кататься на коньках. Один стрелою мчится -- румянец на щеках! Другой стоит растерянный у друга на виду. «Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»

роза дружков, застала однажды на лугу. Один пробежку сделал -- согрелся на бегу. Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:

Лежит под одеялами -- «Кха-кха!.. Апчхи!»

Дети дают оценку поведению обоих ребят, распределя-ют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пан-томимически его иллюстрируют.

5. Этюд «Так будет справедливо».

Цель этюда: эмоциональное осознание детьми отрица-тельных черт своего характера, обучение пониманию того, как оценивается то или иное поведение.

Ход этюда: ведущий предлагает детям послушать рас-сказ и оценить поступок братьев: «Мама ушла в мага-зин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться. Они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушку. Вдруг щелкнул замок -- это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быс-тро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил по-душку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачи-ваться. Мама, рассердившись, поставила провинивше-гося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

-- Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? -- спросила мама.

-- Так будет справедливо, -- серьезно ответил ей стар-ший сын. -- Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растроганно улыбнулась и простила обоих брать-ев».

6. Хоровод.

III этап -- закрепляющий

Важное место в психокоррекционной работе занимает задача по развитию навыков произвольности поведения. Она решается на III этапе.

Новый опыт общения со сверстниками в группе скла-дывается на основе доверительной атмосферы открытого общения, в которой широко применяются приемы обрат-ной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений со взрослыми.

Эффекты детской игровой психокоррекции можно раз-делить на специфические и неспецифические.

Неспецифические эффекты проявляются прежде всего в изменениях самооценки, приведении ее в соответствие с реальными возможностями, расширении представления о себе, в увеличении арсенала средств общения, снятия тревожности. В то же время есть ряд специальных индиви-дуализированных эффектов. Коррекции подвергаются му-чительные для самого ребенка особенности характера: тру-сость, неспособность владеть своими чувствами, жадность.

На III, заключительном, этапе проводятся три после-дних занятия с целью закрепления новых форм пережи-ваний, чувств по отношению к сверстникам, к самому себе, к взрослому; закрепляется уверенность в себе, при-емы общения со сверстниками.

10-е занятие.

1. Игра «Разведчики».

Цель игры: развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.

Ход игры: в комнате расставлены стулья в произволь-ном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через ком-нату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда стано-вятся другие дети.

2. Гимнастика.

Детям показывают картинки с изображением веселых человечков, их движения надо повторить.

3. Игра «Дружная семья».

Цель игры: развитие эмоционально-выразительных дви-жений руки, адекватного использования жеста, отражает сложившиеся взаимоотношения в игровой группе.

Ход игры. дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом, один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку ма-ленькие гвоздики, кто-то рисует или вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а ре-альные. Игра сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».

4. Свободное время.

Для преодоления эмоционального сближения и взаи-модействия детей психолог предлагает выполнить-совмес-тную работу: сделать общий рисунок на большом листе бумаги, который расстилается на полу. Тема рисования: «Наша дружная группа».

Цель рисования: закрепление в рисунке впечатлений, полученных от игры и общения со сверстниками, выяв-ление страхов, снятие тревожности.

5. Хоровод.

11-е занятие.

1. Игра «Четыре стихии».

Цель игры: развитие внимания, связанного с коорди-нацией слухового и двигательного анализаторов.

Ход игры: играющие сидят по кругу. Ведущий догова-ривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз; на слово «вода» -- вытянуть руки вперед, на слово «воздух» -- поднять руки вверх, на слово «огонь» -- произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

2. Гимнастика.

Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра -- дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).

На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя», пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад.

3 Этюд «Встреча с другом».

Цель этюда: развивать способность понимать эмоцио-нальное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, формировать выразительные движения.

Ход этюда: педагог рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу».

По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразитель-ные движения: объятия, улыбка грусть, эмоция радости.

4. Игра «Кораблик».

Цель игры: повышение самооценки, уверенности в себе.

Ход игры: двое взрослых (психолог и педагог) раскачи-вают за углы одеяло -- это кораблик. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» -- все дети изобра-жают хорошую погоду.

При слове: «Буря!» -- они начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

Для объяснения этой игры в первое плавание можно отправить игрушку.

5. Хоровод.

П-е занятие.

1. Игра «В магазине зеркал».

Цель игры: развитие наблюдательности, внимания, па-мяти. Создание положительного эмоционального фона. Уп-ражнение детей в уверенном и послушном поведении-

Ход игры: в магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбира-ется заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала--дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и вес обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

2. Гимнастика.

1. Ледышки.

2. Ручейки.

3.Дождик.

4. Фонтанчик.

5. Холод, лед 6 Жара, солнце.

3. Этюд «Очень худой ребенок».

Цель этюда: формирование умения выразить страда-ние и печаль.

Ход этюда: ведущий объясняет детям: ребенок плохо ест, он стал очень худым и слабым, даже муравей может повалить его с ног. Послушайте:

Это кто там печально идет? И печальную песню поет? Муравей пробежал, Повалил его с ног.

Митя из дотиу шел, до калитки дошел,

Но дальше идти он не смог!

Он каши, он каши, он каши не ел,

Худел, худел, болел, болел!

И вот он лежит одинок.

Муравей повалил его с ног! (Э. Мошковская)

Педагог предлагает детям показать по очереди, какое худое лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, Мити и муравья. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка кормит, одевает Митю и отправляет его гулять. Звучит песня 3. Левиной «Митя». Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставлен-ный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его усиком (пальцем) -- Митя падает (приседает).

4. Игра «Три характера».

Цель игры: сопоставление различных характеров, кор-рекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры: дети слушают три музыкальные пьесы Д. Ка-балевского: «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе с пси-хологом дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ре-вушки. Трос детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает.

Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изоб-ражают мальчики.

5. «Хоровод».

Педагог предлагает детям: «Хватит играть со злыми и страшными. Мы-то с вами добрые, веселые и очень друж-ные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыб-немся друг другу. До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры».

Дети водят хоровод под музыку польки из кинофиль-ма «Золушка» (или любую другую музыку):

Станьте, дети, станьте в круг, Станьте в круг, станьте в круг. Я твой друг и ты мой друг, Самый добрый друг. Ля-ля-ля…

Исследование проводилось на базе детского центра «Ровесник» пос. Сосенский Калужской области. Нами было опрошено 30 подростков от 9 до 12 лет. Из них 15 девочек, 15 мальчиков. Родители этих детей находятся в алкогольной зависимости. Из-за этого у детей произошло искажение социальных и нравственных убеждений и ориентаций, отклонение поведения, проявилась педагогическая запущенность, и вследствии всего этого - нарушение социальной адаптации. У 70 % опрашиваемых нами подростков родители стоят в на учете в наркодиспансере.

Анализируя результаты опроса детей из семей алкоголиков мы выявили следующие тенденции. Практически все подростки (100 %)оценили состояние своего здоровья как хорошее либо среднее, однако это всего лишь индивидуальная, а не объективная оценка их здоровья..

Подростки из центра реабилитации оценивают свое здоровье скорее как хорошее (23 %), либо как среднее (49 %), причем, более положительно оценивают свое здоровье представители мужского пола. Девушки менее склонны оценивать свое здоровье как хорошее, их оценка здоровья скорее как среднее или плохое.

Положительно свое здоровье (как хорошее, либо отличное) оценивает более молодые респонденты (9-10 лет), как среднее представители выборки от 11-13 лет, люди склонны оценивать свое здоровье как плохое.

4. В представлениях о внутренней картине здоровья в зависимости от образа жизни семьи и образования родителей респондентов выявились следующие тенденции подростки из семей с высшим и среднеспециальным образованием склонны оценивать свое здоровье как хорошее (приблизительно по 25 %), либо как среднее (51% и 50 %), а респонденты из семей с неполным средним и начальным образованием склонны оценивать свое здоровье как среднее, либо плохое (37 % и 48 %). Дело в том, что в таких семьях алкогольная зависимость родителей намного более сильная, дети страдают в них более всего. У самих родителей, а вслед за этим у детей отсктствует интерес к жизни.

Подавляющее большинство респондентов считают, что хобби труд является биологической необходимостью, практически в равной мере этого мнения придерживаются и девушки и ребята. Только 18 % опрошенных согласны с тем, что труд и хобби лишь отчасти есть жизненная необходимость.

По наблюдениям социальных медиков выявляются следующие тенденции 50 % подростков страдают .

В данной главе были выявлены корреляции отношения к здоровью и здоровому образу жизни, труду, работе и материальному достатку, в зависимости от пола, возраста и образования.

Заключение

Алкоголизм сегодня является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослыми спиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмирующе влияет на психику ребенка. В таких семьях полноценное воспитание и обучение детей не возможно: постоянные скандалы, негативное отношение к ребенку, включая прямое насилие, негативно влияет на его умственное и психофизическое развитие. Но даже если подобных отклонений в развитии удалось избежать, проблемой может стать проецирование ребенком модели семейных отношений его детства на свою будущую семейную жизнь. В частности, около 50 % алкоголиков росли в семьях, где хотя бы один из родителей страдал алкоголизмом.

Важным понятием, связанным с социальной работой с такими детьми, является понятие социальной реабилитации, что означает реализацию их способностей к действиям, поведению, общению в обществе, которое отвечало бы ожиданиям этого общества. Такая социальная реабилитация способна вернуть детям алкоголиков социальное достоинство.

Вопрос такой реабилитации является относительно новым в отечественной практике. Еще совсем недавно государство боролось исключительно с проблемой алкоголизма родителей. При этом, в случае неспособности этих родителей осуществлять свои прямые семейные функции, детей передавали в специализированные детские дома и интернаты. Лишь в последнее время появилось понимание того, что работа с детьми алкоголиков должна носить комплексный характер. Значительное место в этой работе должно уделяться психотерапии.

Сегодня отечественная практика социальной работы с детьми алкоголиков содержит примеры такого комплексного подхода. Содействуя с

·
различными антиалкогольными фондами, общественными и церковными организациями, государственные социальные службы осуществляют специализированные социально-психологические реабилитационные программы. Такие программы уже на первичном уровне позволяют осуществлять контакт с детьми из неблагополучных семей. Впоследствии

· для таких детей составляется индивидуальный план реабилитации.

Один из элементов программы реабилитации - обязательная трудовая

деятельность. Трудовая адаптация строится исходя из возрастных и психофизиологических особенностей детей. К сожалению, эффективность этой адаптации напрямую зависит от материальной оснащенности центра социальной реабилитации, что является значительной проблемой в условиях хронического недофинансирования подобных центров.

Наконец, практика социальной работы с детьми из семей алкоголиков должна опираться на аналогичный опыт социальных служб зарубежных стран. В частности богатый опыт решения таких проблем накоплен в США. Здесь разработаны и используются многочисленные методики и программы социальной адаптации детей из неблагополучных семей.

Литература

Алипов В.И., Корхов В.В Алкоголизм и материнство. - Л.: Знание, 1988.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Владос, 1998.

Лисицин Ю.Б., Копыт Н.Я. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты. - М.: Медицина, 1995.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная педакадемия, 1999.

Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. - М.: Просвещение, 1989.

Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация. - М.: Прогресс. 1991.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Под ред. Лебединского В.В.. - М.: Просвещение. 1990.

Ярославцев И.В. Алкоголь и семья. - М.: Прогресс, 1993.

Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В.Фирсов. М.: Сварогъ -- НВФ СПТ, 1995.

Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: Учебное пособие. М.: Институт социальной работы, 1997.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: ИНФРА-М, 1997.

Профессиональная деятельность социального работника: Содержание и организация. М.: Институт молодежи, 1993.

Социальная работа: Теория и практика / Под ред. Л.А.Арутюнян. Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1995.

Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. М.: Союз, 1994. Ч. 1-2.

Философия социальной работы / Под ред. В.И.Митрохина. М.: Союз, 1998.

Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. М.: Союз, 1996.

Шеляг Т.В. Толерантность как принцип социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2.

Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. М.: ЦОЦ, 1992.

Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. М.: ИСР, 1997.

Сорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С. 47-55.

Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В.Шеляг. М.: ИСР, 1995.

Социальная работа с семьей / Под ред. Е.И.Холостовой. М.; Тула: ИСР, 1996.

Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье / Л.С. Алексеева и др. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.

Баркер Р. Практика социальной работы / Сокр.пер.с англ.-М.: Ин-т соц.работы, 1994.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Специальная литература, 1995.

Бодалёв А.А. Личность и общение. - М., 1995.

Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/3, с.47-54.

Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с.8-15.

Теудер Ю.В., Сидоров П.И. Влияние семьи на отношение детей к потреблению спиртных напитков //Здравоохрание РФ. - 1993, №7 с. 16-19

Сборщикова К., Тереньтьева А. Развитие ребенка в алкогольное семье: возможности психокоррекции и реабилитации //Народное образование, 1999, №10, с.8-11.

Приложение 1.

Карта комплексного обследования по осуществлению социального и образовательного права ребенка

1. Общие сведения:

1.1. Ф.И.О.

1.2. Дата рождения

1.3. Домашний адрес

1.4. Дата поступления в... (ОУ, класс)_"______"

1.5. До поступления в 1-й класс посещал д/с №... или воспитывался в ...

1.6. Ранее обучался в ...

1.7. Наличие постоянного классного руководите-ля

2. Семья ребенка:

2.1. Состав семьи и взаимоотношения между чле-нами семьи

2.2. Профессиональная занятость родителей и на-личие бабушек, дедушек, других ближайших род-ственников, имеющих возможность помогать, уча-ствовать в воспитании ребенка

2.3. Состояние рабочего места ребенка, условия для культурного досуга

2.4. Материальное положение семьи

2.5. Трудные жизненные ситуации

2.6. Социальные ожидания родителей Заключение и рекомендации:

3. Физическое состояние;

3.1. Слух

3.2. Зрение

3.3. Осанка

3.4. Ведущая рука

3.5. Хронические заболевания (диагнозы) Медицинские рекомендации:

4. Психологические особенности развития личности:

4.1. Особенности интеллектуального развития:

- внимание

- восприятие и мышление

- память

4.2. Особенности психических состояний

- возбудимость и уравновешенность

- эмпатия и рефлексия

- коммуникабельность и агрессивность

4.3. Особенности характера Выводы и рекомендации;

5. Учебная деятельность;

5.1. Школьная мотивация и отношение к отдель-ным предметам

5.2. Умение учиться

5.3. Особенности речи Выводы и рекомендации:

6. Проблемы школьной жизни, т.е. трудности в обучении:

- низкая успеваемость, неусвоение учебного мате-риала

- нестабильность учебных результатов

- увеличение времени в выполнении учебных за-даний

- потеря интереса к обучению, снижение резуль-татов

- наличие в работах необъяснимых ошибок

7. Воспитанность личности:

7.1. Эмоционально-волевая сфера (характер нрав-ственной сущности отношений):

- свобода и ответственность

- заботливость и дисциплинированность

7.2. Познавательно-мирровозренческая сфера (ха-рактер информационной культуры):

- любознательность и устойчивые интересы

- кругозор и эрудиция

7.3. Действенно-практическая сфера (характер спо-собностей к деятельности ):

- самостоятельность

- активность Выводы и рекомендации:

8. Социально-культурное развитие:

8.1. Ценностно-смысловые ориентации

8.2. Самооценка социального статуса :

- " Я -- сам"

- " Я -- среди людей"

- "Я -- в сравнении с другими людьми"

8.3. Освоение социальной роли ученика и отноше-ние к жизни

Приложение 2.

Социальный паспорт (учащегося. Воспитанника ОУ)

1. Общие сведения:

Фамилия _________________

Имя ________________

Дата рождения _____________

Телефон ________________

Домашний адрес _____________________

Место учебы _________________________

2.Сведения о семье:

Отец

Мать

Фамилия

Имя

Отчество

Год рождения

Образование

Специальность

Место учебы, работы

Состояние здоровья

2.Примечание

3. Характеристика бытовых и материальных ус-ловий семьи (жилищные условия, материальная обес-печенность, санитарная культура):

квартира ________________

кол-во комнат _________________________

сан. состояние _______________________

с кем в комнате проживает ребенок _____________

наличие соседей и взаимоотношения с ними ______

материальное обеспечение семьи _____________

4. Взаимоотношения в семье, отношение к под-ростку

(характеристика приемов воспитательного воздей-ствия на подростка): _____________________

5. Семья -- образовательное учреждение взаимоотношения родителей с педагогами ______

взаимоотношения подростка с педагогами _______

6. Характеристика подростка:

7. Факторы риска:

8. Наблюдения:

10. План социально-психолого-педагогической поддержки:

№ Содержание Сроки Примечание

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты