рефераты курсовые

Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся

b>Вывод к главе 2

Таким образом, проведенная диагностика позволила нам сделать вывод о том, что специфические возрастные особенности и социальная ситуация развития подростков способствуют их объединению в малые неформальные группы. Социальная ситуация их развития и педагогические условия определяют направленность этих групп. Социально-педагогическая работа с лидерами и участниками этих групп должна быть направлена на профилактику их антисоциальной направленности, занятия социально-приемлемой деятельностью, налаживание взаимодействия с семьей, школой.

Глава 3. Особенности работы социального педагога с малыми неформальными группами учащихся в образовательном учреждении

3.1 Специфика социально-педагогической работы в современных условиях с МНГ

Социально-педагогическая деятельность с группами различной направленности может реализовываться по нескольким направлениям:

· использование потенциала существующих просоциальных групп с целью решения задач педагогизации социальной среды, создания опосредованных условий развития, реабилитации или коррекции конкретной личности; оказание просоциальным группам необходимой поддержки;

· инициирование создания групп социальной направленности, таких как группы «Милосердия», молодежных социальных инициатив, группы взаимопомощи и взаимоподдержки; включение данных групп в систему социально-педагогической деятельности учреждения, микросоциума;

· совместная работа с организаторами детского движения по переориентации асоциальных групп в просоциальные; совместная деятельность с психологом, родителями, педагогами по выведению отдельных несовершеннолетних из групп асоциальной направленности, переориентации их установок и поведения.

Последние два направления в современной практике социальных педагогов преобладают. Остановимся на их характеристике подробнее. Возможными механизмами переориентации выступают дезорганизация и реорганизация. Дезорганизация асоциальной группы предполагает процесс, направленный на разрушение ее структуры -- связей между членами группы, внутренней дисциплины, согласованности. При этом группа распадается, но асоциальная направленность отдельных ее членов может сохраняться. Реорганизация предполагает не только перестройку структуры асоциальной группы, но и изменение направленности. Необходимо помнить, что добиться перевода всех асоциальных групп в просоциальные -- задача нереальная. Некоторые асоциальные группы, особенно криминогенные, приходится разрушать. Используемые при переориентации асоциальных групп методы целесообразно разделить на три вида: предупреждающие, пресекающие, разобщающие. Для эффективной деятельности по переориентации асоциальных групп необходимо не только знать особенности жизнедеятельности данной группы, но и иметь представление о причинах появления подобного рода групп. Специалисты считают, что успешность данной работы гарантирована лишь в том случае, когда практические работники свои усилия будут направлять не на подавление и разрушение групп, а на искоренение причин и условий, порождающих эти группы.

Необходимым условием выступает вхождение педагога в доверительные и контактные отношения с членами группы. Так как наладить подобные отношения непросто, для повышения эффективности взаимодействия следует применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц); контактировать в первую очередь с участниками, занимающими антагонистические позиции в группе (с целью изменения их потребностей, мотивов, интересов, направленностей, ценностных ориентации и т.п.).

Важно учитывать, что каждая группа оказывает сопротивление и даже принимает ответные контрмеры тем воспитательным воздействиям, которые направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры. Универсальных рекомендаций в данном случае быть не может, очевидно, лишь, что опорой должно стать то положительное, что есть в данной группе, в отдельных ее членах.

Чтобы нейтрализовать деятельность уже сложившейся группы подростков, специалисты советуют:

· выявить наиболее авторитетных лиц; изучить их направленность, интересы и склонности, роли, в которых они выступают в различных видах деятельности (учебной, игровой, спортивной, трудовой и т.п.);

· осуществлять за их поведением постоянный контроль и по возможности включать в общественно значимые виды деятельности, в некоторых случаях привлекать к руководящей работе на общественных началах;

· вести работу с лидерами групп, побуждая их к раскрытию, изменению своих взглядов, позиций, поведения; проводить воспитательную работу с членами группы с целью отрыва их от лидера и нейтрализации его влияния;

· находить способы развенчания лидеров в глазах подростков, подрывать их авторитет;

· постепенно вводить в группу положительно направленных подростков с целью разрушения группы изнутри. С этой целью можно перегруппировывать официальные группы.

Если не удается переориентировать группу, неизбежно встает вопрос о ее разрушении. По мнению И. П. Башкатова, к разрушению группы ведут:

· уменьшение взаимных выборов в группе и увеличение отрицательных выборов;

· усиление недовольства в группе в связи с распределением ролей; эмоциональная не удовлетворенность в результате постоянных неудач, ссор, конфликтов;

· ослабление межличностных связей в группе; девальвация групповых норм и ценностей;

· стремление отдельных членов выйти из состава группы.

К числу наиболее распространенных приемов воздействия при разрушении группы можно отнести:

· организацию социально полезной деятельности группы, которая рассчитана на выдвижение определенных членов группы,

· обладающих ярко выраженными знаниями, умениями и навыка

· ми в этой области, в качестве «новых» лидеров. Для этого надо

· хорошо знать интересы и склонности членов группы;

· организацию ситуаций, способствующих закреплению за «нужным» лидером на некоторое время ведущих официальных ролей;

· привлечение группы к интересным и увлекательным делам без разрушения установившихся дружеских связей между членами группы (например, выезд в военно-патриотический лагерь, участие в соревнованиях и т.п.). При этом важно, чтобы эти дела были повышенной трудности;

· искусственное создание противоречий между лидером и членами группы, что должно привести к ситуации, которая срабатывает по методу «взрыва», разбивает внутренние позиции лидера и влечет за собой его отрыв от группы; привлечение лидеров неформальных групп к участию в организации социально полезной деятельности.

Очевидно, что опасаться всех неформальных подростковых групп не стоит. Большинство из них возникает на основе потребности в общении, дружбе, понимании, как замещение не сложившихся отношений в первичных социальных группах (семье, классе, организации). Разрушение подобных групп нельзя считать панацеей. Зачастую они лишь временно приостанавливают свою деятельность, так как дезорганизуется лишь внешняя оболочка группы. Внутреннее содержание (психология группы, асоциальная направленность деятельности ее членов) остается нетронутым. Будучи живыми социальными образованиями, разрушенные группы проявляют готовность к самовоспроизводству. Они как бы делятся на более мелкие группы, которые со временем могут увеличиваться, объединяться. Чтобы приостановить этот процесс, необходимо больше внимания уделять не разрушению, а реорганизации группы, созданию социально-педагогических условий, нейтрализующих основные причины асоциального неформального поведения несовершеннолетних. [34;183]

Для наиболее эффективной работы социального педагога не просто с молодежью, а с подростками являющимися членами неформальных молодежных объединений необходимы различные пути, методы и средства воздействия. В современных условиях работы с подростками крайне необходима социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями. Рассматриваемые теоретические данные дают нам возможность выделить систему средств для оказания поддержки и помощи подросткам из неформальных молодежных объединений. При изучении характеристик неформальных молодежных объединений следует узнать, выявить: - присутствует ли иерархическая лестница; - кто является лидером; - состав неформальных молодежных объединений; - степень влияния лидера на остальных «неформалов»; - направленность неформальных молодежных объединений и другое. Для того чтобы узнать пути решения той или иной проблемы следует провести систему диагностических методик: - тесты на выявление агрессивности, коммуникативности. Этот тест проводится в неформальных молодежных объединениях, чтобы узнать насколько подростки- «неформалы» агрессивно настроены по отношению к социуму для того, чтобы понять подростков, их проблемы. Также проводится беседа с целью пополнения знаний о подростках, об их проблемах, об их перспективах и планах на будущее, эта беседа попытка «копнуть» немного глубже. [23;147]

Педагог, работающий с подростками, прежде всего, должен помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированном подходе к каждой группе. Запрещение группы может только спровоцировать противоправные действия подростков. Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении, убедить их в том, что они заблуждаются, показывая истинные ценности отечественной и зарубежной культуры. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации.

Однако в тех случаях, когда деятельность группы приобретает противоправный характер (если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм), следует применить запрет. В таких случаях необходимо разобщить группу, переориентировать ее цели на общественно полезные, нейтрализовать лидеров. При этом еще раз напомним: главное работать с каждым подростком в отдельности. [33;160]

3.2 Социально-педагогическая деятельность с малыми неформальными группами учащихся в средней общеобразовательной школе №1 имени В.П. Екимецкой г. Рязань

Пребывание подростка в неформальной группе обеспечивает ему своеобразную переработку его переживаний о себе. Консолидация пессимистических и оптимистических позиций подростков в группе позволяет выравнивать общую картину их жизни в данный период.

Замеченные вовремя отклонения в поведении детей и подростков, а также правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть решающую роль в предотвращении деформации личности подростка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Раннее выявление в школе и семье несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению, необходимо рассматривать в качестве начального этапа профилактики.

К группам особого психологического внимания можно отнести детей, имеющих: физические изъяны; различные психологические проблемы и комплексы; различия в умственных способностях (учащиеся с опережающим и отстающим развитием).

Для того чтобы школа могла выступить в качестве одного из уровней профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, став более привлекательной для учащихся, требуется:

- развитие школьного самоуправления как средства формирования демократического и толерантного уклада школьной жизни;

- изменение институциональных условий жизни школы в сторону большего многообразия и гибкости, увеличения для учащихся ситуаций самостоятельного выбора, вариативности содержания образования;

- включение в образовательную программу школы технологий, направленных на формирование социально ответственного поведения и расширения социальной практики учащихся;

- расширение возможностей системы дополнительного образования;

- создание условий для осуществления детских проектов и инициатив за рамками школы, в реальном жизненном пространстве;

- обеспечение возможностей для «встречи» с состоявшимися взрослыми;

- развитие социального партнерства школы и уход от практики взаимных претензий: социум - школе и наоборот;

- включение в содержание школьного образования программ развития функциональных умений, в том числе практических социальных умений, необходимых для реализации определенных социальных ролей.

В современных условиях очень важно чтобы специалист по социальной работе работал совместно с родителями и педагогами. Находил способы взаимодействия с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит, на каких принципах строится общение в той или иной группировке, что ценного видит подросток, участвуя в таких объединениях. Отсутствие со стороны взрослого осуждения, критики делает подростков более открытыми в общении. Социальный педагог, сумевший найти контакт с такими ребятами, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности подростков и постепенно привлечь их к участию в организованных действиях. Важное направление в работе специалиста по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье. Эти направления очень важны в работе специалиста с «неформалами». Но на данном этапе только этими направлениями ограничиваться нельзя и поэтому ученые разработали рекомендации специалисту по социальной работе, работающему с неформальными молодежными объединениями.

Другим профилактическим средством является выведение неформальных молодежных объединений из «подполья». Некоторые педагоги, социологи предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен. При работе с малыми неформальными группами учащихся возможны следующие варианты: - переориентация лидера группы и последующее воздействие через него на всю группу; в отдельных случаях не исключена изоляция «неподдающегося» вожака от группы (направление его в специальное техническое училище или в спецшколу); - включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью (спортивные команды, поисковые группы и тому подобное) и организация последующего их влияния на остальных участников группы неформальных молодежных объединений; - приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под руководством опытного, авторитетного воспитателя. Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому участнику группы и дифференцированный подход к каждой группе (В.С. Овчинский). В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер. [29;32]

Исследования ученых свидетельствуют, что силовые, жесткие методы, малоэффективны, хотя и применяются, а вот если социальный педагог находит общий язык с подростками, если «неформалы» видят, что общество пытается их понять, помочь им, то подростки идут на контакт, рассказывают о своих проблемах, об успехах и именно такая двусторонняя связь, между «неформалом» и социальным педагогам, налаженная путем подбора «ключика» к душе подростка и становится основой в профилактической работе или в социально-педагогической коррекции подростка, его поведения и взглядов.

Социально-педагогическая деятельность в качестве субъекта имеет многочисленные неформальные группы учащихся. Самостоятельным направлением этой деятельности выступает использование возможностей групповой деятельности в интересах реабилитации, поддержки личности.

Вывод к главе 3

Важным условием успешной работы с малыми неформальными группами подростков является консолидация усилий социального педагога с родителями и педагогическим составом. В зависимости от типа и характера объединения «неформалов» выделяют три основных направления социально-педагогической работы: первое - это агитация молодежи, если движение просоциально; второе - это разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом; третье направление - перенацеливание лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков- «неформалов» находящихся в непосредственной близости.

Заключение

В ходе исследования проведен анализ теоретических аспектов формирования и динамики неформальных групп. Даны общее понятие группы, рассмотрены отличия неформальных групп от формальных, а также характеристика неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования класса. Как мы выяснили, существуют два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для класса и оказывают большое влияние на членов класса. Формальные группы выделяются как структурные подразделения в классе. Они имеют формально назначенного руководителя? формально определенную структуру ролей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Неформальные группы создаются не распоряжениями классного руководителя и формальными постановлениями, а членами класса в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Они представляют собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения. Изученные нами особенности характеристик неформальных групп, а именно: социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией; тенденция к сопротивлению переменам; наличие своих неформальных лидеров, помогли нам глубже изучить данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые рычаги управления данными группами.

С целью выявления структуры МНГ в образовательном учреждении нами было проведено исследование межличностных отношений в подростковой среде в условиях школы. В практической части работы были использованы следующие методики: методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (“Социометрия”) Дж. Марено, анкета Б.А. Федоришина для определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), методика определения индекса групповой сплоченности Сишора, исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений Сакса-Сиднея, анкетирование подростков, их родителей и классного руководителя. Результаты проведенной диагностики позволили нам выделить факторы формирования МНГ в классном коллективе и предложить образовательному учреждению рекомендации по эффективному управлению неформальными группами. Основными из них являются: обеспечение лояльности учителей к классному коллективу, управление лидерами неформальных групп, использование в управлении каналов неформальной передачи информации.

Таким образом, стало ясно, что в большинстве случаев причинами вступления в неформальные молодежные объединения становятся недовольство, неудовлетворенность общением и социальным статусом в группе, а также такие факторы, как стремление к большей самостоятельности, независимости от законов, традиций, устоев мира взрослых. В большинстве случаев решающим фактором при вступлении подростков в неформальные молодежные объединения становится атрибутика «неформалов»: их одежда, знаки, символика. Когда неформальные молодежные объединения носят просоциальный характер, то это всех устраивает и родителей и педагогов, а также все общество в целом, но стоит только «неформалам» перейти границы дозволенного сразу же происходит ответная реакция от окружающего социума.

Анализ задач социально-педагогической работы с неформальными молодежными объединениями показал, что работа необходима, как с асоциальными и антисоциальными движениями, так и с просоциальными движениями, но работа не запрещающего, карающего характера, а скорее агитационного, завлекающего характера и, наоборот, с асоциальными и антисоциальными следует вести более жесткую политику, но для начала, всегда каким бы неформальным молодежным объединениям не было, не стоит сразу разобщать это движение запрещать.

При осуществлении данного исследования мы руководствовались следующей гипотезой, что содержанием социально- педагогической деятельности с малыми неформальными группами в образовательном учреждении является сопровождение социального становления учащихся в межличностном взаимодействии и профилактика отклоняющегося поведения подростков. В результате нашего исследования гипотеза подтвердилась. Однако, выработка конкретных путей сопровождения социального становления подростков в малых неформальных группах требует дальнейшего изучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в изучении научной литературы по работе с малыми неформальными группами учащихся.

Практическая значимость исследования характеризуется тем, что основные научные выводы и результаты могут использоваться в школьной практике в работе с малыми неформальными группами учащихся.

Список литературы

1.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с.

2. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982;

3. Аймаутова Н.Е., Ушнев С.В.. Специфика группового принятия решения // Вестник РУДН. 2003. № 4-5. С. 213-218.

4. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 1991. - 63с.

5. Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: Просвещение, 1994. - 83с.

6. Благонадеждиной Л.В.. О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подрост­ков. М., 1970, с. 89.

7. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. - 274с.

8. Божович А.И.. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с. 332.

9. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 160с.

10. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов педагогических Институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.

11. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 174с.

12. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967. - 156с.

13. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей.- М.: АПН СССР,1982. - 164с

14. Карпенко Л.А., Петровский А. В.Краткий психологический словарь.- М.: Просвещение, 1981. - 195с.

15. Кишкель Е.Н., В.Г.Шипунов. Основы управленческой деятельности: Учеб. для средних спец. учебных заведений.

16. Кон И.С.. Социология личности. М., 1967, с. 23.

17. Кофырин Н.В.. Проблемы изучения неформальных групп молодежи // Социологические исследования. 1991. № 1. С. 82-86.

18. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. - 168с.

19. Лапин Н.И. Проблема неформальной группы в "индустриальной социологии" // Социальные исследования. Вып. 2. М., 1968;

20. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. - 64с.

21. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х книгах. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.

22. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993. - 256с.

23. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов педагогических Институтов. - М.: Просвещение, 1978.- 117с.

24. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов педагогических Институтов. - М.: Просвещение, 1987. - 147с.

25. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1982.- 179с.

26. Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретации. Материалы международной научной конференции. Казань, 1996.

27. Сухов А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшее образование, 2001. - 456с.

28. Сухов А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшее образование, 2001. - 137с.

29. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 1985. - 32с.

30. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988.- 114с.

31. Фрадкин Ф.А., богомолов Л.И. Неформальные группы. Юношеская субкультура // Введение в педагогическую специальность. Лекции-диалоги. М., 1996

32. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -272с.

33. Шестаков Д.А.. Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя //Правоведение.-1976. - № 3. - С. 132 - 136

34. Эльконина Д.В., Драгуновой Т.В.. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967, с. 304.

35. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966, с. 137.

Приложение 1

Протокол «социоматрица» к методике Дж. Морено «Социометрия»

Кто выбирает

Ф.И. испытуемого

Кого выбирают

Сделанные выборы

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

+

-

Иван А.

-

+

-

+

+

-

3

3

6

Анастасия Б.

0

0

0

Николай Г.

+

-

-

+

+

-

3

3

6

Исмаил Г.

+

+

+

-

3

1

4

Илья Д.

+

-

+

+

-

3

2

5

Иван К.

+

-

-

+

+

-

3

3

6

Виктор К

-

+

+

-

2

2

4

Сергей Р

0

0

0

Полученные выборы

3

1

3

1

5

1

3

0

+3

0

5

0

3

0

0

0

6

-1

Приложение 2

Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» Б.А. Федоришина (КОС)

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию им вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами ли какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми?

10. Любите ли вы организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вы включаетесь в новую компанию?

12. Часто ли вы откладываете дела, которые можно сделать сегодня, на другие дни?

13. Легко ли вам устанавливать контакты с другими людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удаётся закончить новое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых вам людей?

28. Верно ли, вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. верно ли, что вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми вам людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя к окружении большой группы своих товарищей?

Протокол к методике «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей»

№ вопроса

Ф.И. Опрашиваемого

Владислав П.

Юрий П.

Екатерина Ш

Дарья Б

Ирина И

Александр Ш

Дарья К

Анастасия И

Евгения П

Ярослав Л

1.

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

2.

Нет

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

3.

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

4.

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

5.

Да

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

6.

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Да

7.

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет

8.

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Да

Да

Нет

Да

Да

9.

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

10.

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Да

11.

Да

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

Да

Да

Нет

12.

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

13.

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Да

14.

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

15.

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

16.

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

17.

Да

Нет

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

Нет

18.

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Да

19.

Да

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

20.

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

21.

Да

Да

Нет

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

Да

22.

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

23.

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

Да

24.

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

25.

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

26.

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

27.

Нет

Да

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

28.

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Нет

ДА

29.

Да

Да

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

30.

Да

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Нет

31.

Нет

Да

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

Да

Да

32.

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

33.

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

34.

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

35.

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

36.

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Да

37.

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Да

38.

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

39.

Да

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

40.

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Приложение 3

Методика «Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений» (Сакса-Сиднея)

Тест

Отношение к прошлому

1. Когда я был(а) ребенком...

2. Когда-то я...

3. Если бы снова стать ребенком...

4. Моим самым живым воспоминанием детства является...

Отношение к будущему

1. Будущее кажется мне...

2. Надеюсь на...

3. Наступит тот день, когда...

4. Когда я буду старым (ой)...

Жизненные цели

1. Я всегда хотел(а)...

2. Я мог(ла) бы стать счастливым(ой), если бы...

3. Моим скрытым стремлениям в жизни...

4. Больше всего я хотел(а) бы в жизни...

Исследование конфликтности подростков

Отношение к отцу

1. Думаю, что мой отец редко...

2. Если бы мой отец только захотел...

3. Я хотел(а) бы, чтобы мой отец...

4. Думаю, что мой отец...

Отношение к матери

1. Моя мать...

2. Моя мать и я...

3. Считаю, что большинство матерей...

4. Я люблю свою мать, но...

Отношение к друзьям и знакомым

1. Думаю, что настоящий друг...

2. Не люблю людей, которые...

3. Больше всего люблю людей, которые...

4. Когда меня нет, мои друзья...

Отношение к семье

1. По сравнению с большинством других семей моя семья...

2. Моя семья обращается со мной...

3. Большинство известных мне семей...

4. Когда я был(а) ребенком, моя семья...

Отношение к мужчинам (женщинам)

1. Идеалом женщины (мужчины) для меня является...

2. Считаю, что большинство девушек (юношей)...

3. Считаю, что большинство женщин (мужчин)...

4. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)...

Отношение к половой жизни

1. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной...

2. Супружеская жизнь мне кажется...

3. Если бы у меня была нормальная половая жизнь...

4. Моя половая жизнь...

Отношение к школе и учителям

1. Наш директор школы...

2. В школе мои учителя...

3. Когда ко мне приближается мой классный руководитель...

4. Люди, превосходство которых над собой я признаю...

Отношение к подчиненным

1. Если бы я занимал (а) руководящий пост...

2. Если кто-нибудь работает над моим руководством...

3. Мои одноклассники...

4. Когда я даю другим поручение...

Отношение к товарищам и одноклассникам

1. Лучше всего мне работается...

2. Люди, с которыми я учусь...

3. Люблю работать с людьми, которые...

4. Люди, которые учатся или работают со мной...

Страхи и опасения

1. Знаю, что глупо, но боюсь...

2. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь...

3. Хотелось перестать бояться...

4. Мои опасения не раз заставляли меня...

Сознание вины

1. Сделал(а) бы все, чтобы забыть...

2. Моей самой большой ошибкой было...

3. Когда я был(а) моложе, то чувствовал(а) себя виноватым(ой), если...

4. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это...

Отношение к себе

1. Если все против меня, то...

2. Думаю, что я достаточно способен(на), чтобы...

3. Моя небольшая слабость заключается в том...

4. Когда мне начинает не везти, я...

Протокол к методике Сакса-Сиднея

Ф.И.

Опрашиваемого

Характеристика отношений подростков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Владислав П.

+

-

+

-

+

+

-

-

-

+

+

-

-

+

-

Юрий П.

-

+

+

-

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

Екатерина Ш.

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

-

+

-

ДарьяБ.

+

-

-

+

+

+

-

+

-

+

+

-

+

+

-

Ирина И.

-

+

+

-

+

+

+

-

-

+

-

+

-

+

-

ДмитрийК.

-

-

+

-

+

-

-

-

+

-

+

-

+

+

+

ДарьяК.

+

-

+

-

+

+

-

-

-

+

+

-

-

+

-

АнастасияИ.

+

-

+

-

-

+

+

+

+

-

-

+

-

+

-

Евгения П.

-

+

+

-

+

+

-

-

-

+

-

-

-

+

+

ЯрославЛ.

+

-

-

+

+

-

-

-

+

+

+

-

+

+

-

АртемК.

+

-

+

+

+

+

-

-

-

+

+

-

-

+

-

АннаЩ.

+

-

+

-

+

-

+

-

-

+

-

+

+

+

+

АлександрШ.

-

+

+

-

+

+

-

+

-

-

+

-

-

+

-

пр.

буд.

ж.ц.

от.

м.

дру.

с.

м/ж

пол.ж

ш.у.

п.

т.о.

о.

в.

я.

8

4

11

3

11

9

4

4

4

9

8

4

4

13

4

Приложение 4

Определение приоритетов в деятельности школы по организации свободного времени учащихся

- забота о многообразии содержания, нравственном и физическом здоровье учащихся, их духовном развитии;

- сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм работы с учащимися;

- организация совместной познавательной, общественно-полезной, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной, досуговой деятельности педагогов, учащихся, их родителей;

- обеспечение гуманистических отношений детей и взрослых, нравственного микроклимата;

- организация общения учащихся как особого вида их деятельности, формирование культуры общения;

- использование игры как принципа, метода, средства организации свободного времени учащихся, специфического вида деятельности;

- создание необходимых финансово-материальных условий для включения каждого учащегося во внеучебную деятельность с учетом его интересов, возраста, пола, необходимости оказания педагогической поддержки.

Педагогический коллектив и организация свободного времени учащихся:

- отношение педагогов к данной проблеме, осознание ее педагогической актуальности (конструктивное, нейтральное, негативное, скептическое…);

- включение каждого учителя в организацию разнообразных форм работы с учащимися во внеучебное время;

- особенности деятельности классного руководителя (организатор, диагност, координатор…);

- вооруженность каждого учителя знаниями и умениями организации учебно-воспитательного процесса на основе единства учебной и внеучебной работы, организация досуговой деятельности учащихся.

Ученик (ученический коллектив и различные его объединения) и организация свободного времени:

- позиция ученика (заинтересованная, созидательная, активная, творческая, организаторская, пассивная, нейтральная, отрицательная…);

- включенность каждого учащегося в разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы;

- учащиеся - организаторы свободного времени (от выявления интересов учащихся, создания условий для их удовлетворения до определения воспитательной эффективности внеучебной деятельности);

- наличие органов ученического самоуправления, их роль в организации свободного времени учащихся;

- межвозрастное общение во внеучебной деятельности (разновозрастные объединения, сотрудничество старших и младших, поддержка формирования интереса к различным видам деятельности…);

Семья и организация свободного времени учащихся:

- формирование у родителей понимания педагогической значимости разумной организации свободного времени их детей;

- включение родителей в совместную с детьми досуговую деятельность;

- создание традиций, ритуалов, обычаев в проведении семейных праздников, торжеств в совместном чтении, посещении музеев, театров и так далее;·культивирование в семье совместной добротворческой деятельности (помощь окружающим, забота о близких, старых, больных людях…).

Взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования в организации свободного времени учащихся:

- организация кружков, клубов, творческих объединений для учащихся разного возраста, пола на базе школы;

- включение учащихся в деятельность учреждений дополнительного образования, особенно по видам творчества, организация которых затруднена в школе; - взаимодействие в организации массовых мероприятий;

- взаимодействие организаторов работы с детьми и внешкольных учреждений независимо от ведомственной принадлежности; - координация деятельности учреждений, организующих работу с детьми в целях их всестороннего развития, предупреждения перегрузки, дублирования, формализма (совместное планирование, составление единого расписания, совместный анализ и оценка…). [17;168]

Организация свободного времени учащихся содержит три основных этапа:

1 этап - организационный (сентябрь-октябрь):

· выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся;

· создание условий для организации многообразной по содержанию и формам работы (подбор кадров организаторов творческих объединений из числа педагогов школы, учреждений дополнительного образования, родителей, общественности, самих учащихся), определение места работы (кабинеты, библиотека, спортивные и актовые залы, учреждения дополнительного образования, использование возможностей семьи и окружающей среды);

· определение содержания, форм и методов организации, режима свободного времени, разработка программ кружков, клубов, других творческих объединений;·анализ организационного периода и оценка готовности (педсовет, совещание при директоре, совет школы с участием учащихся, родителей, представителей учреждений дополнительного образования, руководителей творческих объединений).

2 этап - непосредственная организация внеучебной деятельности учащихся (ноябрь-апрель).

3 этап- подведение итогов (май):·творческие отчеты коллективов, объединений, отдельных учащихся (концерты, выставки, фотогазеты, рефераты, конференции);·соотношение результатов с поставленными в начале учебного года целями и задачами (творческая конференция всех организаторов свободного времени учащихся).[5;83]

Таким образом, в ходе изучения опыта работы с «неформалами» других людей (Мудрик, Думов), можно четко обозначить линию поведения и работы с неформальными молодежными объединениями.

В зависимости от вида и характера объединения «неформалов» можно выделить три основных направления социально-педагогической работы:

· с одной стороны это агитация молодежи, если движение просоциально;

· с другой стороны - это разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом;

третье направление- переориентация в первую очередь лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков- «неформалов».

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты