Социально-педагогическое сопровождение адаптации дошкольников к условиям детского сада
p align="left">Во-первых, общение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от заведующей, медицинской сестры, воспитателей, социального педагога, психолога и т.д. В-третьих, необходимо сначала убедить их осмыслить полученные рекомендации и следовать им, предложить определенный алгоритм действий, вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.(41)
Так, предоставление родителям определенной информации (требования к одежде ребенка, выполнение режима дня в семье и т.п.) избавляет дошкольных работников от необходимости давления на них и вместе с тем помогает правильно решать важные задачи, связанные со здоровьем ребенка.
Разного рода памятки, рекомендации для родителей, предлагаемые в письменной форме, лишь дополняют устное, содержательное общение, а не заменяют его.(Приложение 16)
Наглядная информация для родителей может включать:
Визитную карточку учреждения с указанием направлений его деятельности и программы работы, дополнительных услуг и т.д.;
Информацию о достижениях (дипломы, грамоты и другие награды - как сотрудников учреждения, так и детей, даже выпускников);
Стенд о правах и обязанностях родителей, с выдержками из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон об образовании и т.д.);
График работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, наград, сведений об участии в общественной деятельности района, города и т.п.).
Встреча воспитателей совместно с социальным педагогом с родителями.
Цель встречи - расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребенке.
В процессе индивидуальной беседы воспитатели и социальный педагог проявляют заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Выражают желание увидеть его фотографию, интересуются его здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания.
Важно выяснить у родителей, каким ласковым именем они называют своего ребенка, чем он любит заниматься, какие особенности его поведения радуют родителей, а какие - огорчают.
Педагоги говорят родителям, что хотят заочно познакомить ребенка с детским садом. Предлагают вместе с ребенком рассмотреть дома заранее
подготовленный альбом с фотографиями, на которых изображены детский сад, все помещения группы (раздевальная и игровая комнаты, спальня, туалет).
Социальному педагогу следует подробно проинструктировать родителей, как организовать в семье рассматривание альбома, как привлечь внимание ребенка к игровой среде, заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми.
Потом педагогам необходимо познакомиться с ребенком в домашней обстановке и лично пригласить его в детский сад.
Посещение семьи.
Посещение семьи осуществляют один или двое воспитателей вместе с социальным педагогом дошкольного учреждения. Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя и социального педагога деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Время посещения семьи определяют родители. Воспитатель заранее подбирает игрушку или самоделку в подарок ребенку.
Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагоги должны получить определенную информацию:
Состав семьи, профессия и образовательный уровень родителей.
Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи: ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, своеобразная автономность каждого в семье.
Роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план).
На что направлены основные заботы родителей: здоровье, умственное развитие, нравственное воспитание и т.д.
Система воспитательных воздействий на ребенка: участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий или
непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком; отсутствие воспитания.
Организация совместных форм деятельности в семье: вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы; распределение обязанностей среди взрослых, периодическое возложение каких-то из них на ребенка; разногласия взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция дошкольника от домашних событий.
Создание развивающей среды в семье: игровой и книжный уголки, наличие пособий, игр и др.
Вся полученная информация тщательно анализируется социальным педагогом, воспитателями и медицинским работником. По результатам анализа определяют детей и родителей, которые в адаптационный период могут испытывать трудности.(1)
Итак, единая, согласованная с семьей система педагогических воздействий, опирающаяся на знание возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решить специалистам проблему адаптации на должном уровне.
Глава II. Программа деятельности по социально - педагогическому сопровождению адаптации дошкольников к условиям детского сада
Программа социально - педагогического сопровождения адаптации дошкольников рассчитана на детей младшего дошкольного возраста. Каждая встреча занимает 50 - 60 минут. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации психолога, логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинского работника. Целесообразно до начала цикла занятий группы организовать посещение ДОУ будущими воспитанниками вместе с родителями по принципу кратковременного пребывания в группе раннего возраста (6-7 посещений). За это время малыши и мамы привыкнут к новой для них обстановке, увидят будущих воспитателей и друзей малыша, что снизит эмоциональное напряжение родителей по поводу перспективы ребенка в дошкольном учреждении. Родители, познакомившись со взрослыми, которые будут окружать их ребенка, и режимом пребывания детей в группе раннего возраста, смогут лучше воспринимать рекомендации, предлагаемые сотрудниками ДОУ. За это время можно заполнить некоторые анкеты, предложенные в первой встрече.
Задачи:
1. Использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом.
2. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
3. Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
4. Формировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
5. Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.
Формы работы, направленные на достижение ожидаемого результата
Содержание
Ответственный
Сбор информации о семьях потенциальных воспитанников ДОУ.
Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе (ВМР).
Посещение семей дошкольников. Изучение условий обучения и воспитания в семье. Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование, диагностика).
Воспитатели, психолог, социальный педагог.
Повышение квалификации воспитателей в различных вопросах взаимодействия с родителями.
Заведующая, заместитель по ВМР.
Создание творческой микрогруппы (психолог, старшая медсестра, воспитатель, музыкальный руководитель, заместитель заведующей по ВМР).
Руководитель ДОУ.
Проведение информационных и тематических мероприятий.
Психолог, социальный педагог, логопед, старшая медсестра, воспитатель, музыкальный руководитель, заместитель заведующей по ВМР.
Проведение практических занятий.
Психолог, логопед, старшая медсестра, воспитатель, музыкальный руководитель.
Наглядные формы работы с родителями, уголки для родителей, выставки и показ детских работ, разработка памяток и рекламных буклетов учреждения, оформление информационных стендов, публикации о работе ДОУ в местной печати.
Педагоги ДОУ.
Приглашение на мероприятия и развлечения, проводимые в ДОУ.
Педагоги ДОУ.
Основными направлениями в программе являются:
1. профилактическое;
2. аналитико - диагностическое;
3. адаптационная деятельность.
На основании направлений были проведены следующие мероприятия: диагностика родителей, родительское собрание и коррекционное мероприятие.
Всю программу можно разбить на две части.
1 часть - информационная. Родители малыша участвуют в тематической беседе, организованной сотрудниками ДОУ. Результат будет эффективнее, если данная часть встречи будет построена в форме диалога.
2 - практическая часть предполагает занятия, игры, упражнения. Общая цель - заинтересовать игрой ребенка и родителей, а так же обучить их приемам вовлечения детей в игру и способам игровой деятельности.
Коррекционное мероприятие
Цель: помощь в адаптации детям, редко посещающим детский сад.
Приветствие.
Игра «Медведь и добрые зайчата»
Участники: дети, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Ведущий: инструктор по физической культуре.
Материал: шапочка для медведя, бубен, запись веселой мелодии.
Дети изображают зайчат. Они прыгают, бегают под музыку или бубен. Неожиданно появляется медведь (его роль исполняет воспитатель). Медведь проходит мимо детей и рычит. Зайчата (дети) и взрослые сочувственно спрашивают его: «Мишка бурый, отчего такой ты хмурый?» Медведь отвечает: «Я медком не угостился, вот на всех и рассердился!» Зайчата просят медведя не сердиться и поиграть с ними в прятки, и обещают угостить его медом. Зайчата прячутся, кто куда хочет. Медведь после слов: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду зайчат искать» ходит по комнате, ищет их. После того, как медведь находит зайчат, они угощают его медом. Медведь благодарит их: «Вот какие добрые зайчата, угостили меня медом. Теперь мне весело! Теперь мне стало весело» Медведь и зайчата вместе пляшут.
Игра «Волшебная палочка»
Участники и ведущий: те же.
Материал: гимнастическая палка длинной 1 - 1.5м., к которой привязаны ленточки разного цвета.
Инструктор показывает детям «волшебную» палочку с ленточками. Уточняет с ребятишками, какого цвета ленточки, а затем предлагает поиграть с ними.
Медленно отводит палочку с ленточками от протянутых к ней рук, а дети пытаются поймать ленточки. Затем он поднимает палочку с ленточками повыше, а малыши пытаются подпрыгнуть и достать ленточки. Взрослый спрашивает, какого цвета ленточку достал ребенок. Если малыш затрудняется ответить, взрослый сам называет цвет.
Игра «Коза»
Участники и ведущий: те же.
Инструктор проговаривает текст, показывает движения, соответствующие тексту, а дети повторяют за ним все движения.
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Давай коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
«Ритуал» прощания.
Родительское собрание на тему: «Как ваш ребенок адаптировался к детскому саду»
План:
1. Что такое «адаптация».
2. Особенности развития детей третьего года жизни.
3. «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…».
4. Тест для родителей: «Какой Вы родитель?».
5. Памятка для взрослых.
Привыкнуть к детскому саду не так - то просто. Никто не может подсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети и родители. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число не знакомых людей - основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью.
Адаптация - приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Что бы избежать осложнения в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход из семьи в ДОУ.(1)
Детский сад - не приют для малышей. На третьем году у ребенка еще сохраняется любопытство к сверстнику, как к весьма занятному объекту. Обратите внимание: не к человеку, а к объекту, на котором красивая одежда, который сам делает что - то необычное, которого, между прочим, можно ухватить за нос, укусить. Ребенок совершенно равнодушен к состоянию и настроению сверстника. Такие дети играют рядом, но не вместе.
Это придет позднее, к трем годам исследованиями было доказано, что игрушка и еще в большей степени взрослый, гораздо привлекательней для ребенка, чем сверстник. Заняться общим делом детям еще трудно. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику, особенно если тот принимает необычную позу или выполняет необычные движения. Малыши охотно танцуют, взявшись за руки, или прыгают, глядя друг на друга и заряжаясь весельем товарищей (музыкальные занятия).
Игры, в которые играют с детьми
«Маленькие ножки бежали по дорожке»
Участники: дети, родители, психолог.
Ведущий: психолог.
Эта игра на развитие памяти. Ребенок и взрослый стоят лицом друг к другу. Взрослый просит ребенка показать свои ножки. Ребенок поочередно поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как твои ножки бегают». Ребенок бежит и приговаривает:
Маленькие ножки бежали по дорожке,
маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем взрослый говорит, что у медведя ноги маленькие, идет он медленно:
Большие ноги шли по дороге,
большие ноги шли по дороге.
Припевка повторяется несколько раз. Ребенок в соответствии со словами и ритмом припевки то бегает, то ходит, создавая образ то быстрой и легкой, то медленной и тяжелой поступи.
«Матрешка»
Участники и ведущий: те же.
Материал: матрешка, кубики, машинка.
Эта игра на развитие мышления. Взрослый строит из кубиков лесенку, на верхнюю ступеньку ставит матрешку (или любую другую игрушку) и просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки». Или просит ребенка помочь матрешке подняться по ступенькам, покатать матрешку на машине. Если ребенок все делает правильно, взрослый обязательно хвалит его. Можно придумать и другие задания. Если ребенок отвлекается и не дослушивает до конца задание, его повторяют еще раз.
«Солнце или дождик»
Участники и ведущий: те же.
Материал: зонт, бубен, бумажные цветы.
Эта игра на развитие внимания, цветы разложены на полу, один из взрослых держит раскрытый зонт.
Ведущий. Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко и можно собирать цветы (Дети ходят по комнате, собирают цветы. Педагог начинает стучать в бубен.). Дождик пошел, бегите под зонтик, а то намочите ножки.
Игра проводится 3-4 раза.
Тест для родителей (ЧЬИ?)
«Какой Вы родитель?» ()
Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой вы родитель?» Именно по этому мы предлагаем Вам тест - игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
№
п/п
Вопросы и фразы
Баллы
1.
Сколько раз тебе повторять?
2
2.
Поссовету мне, пожалуйста.
1
3.
Не знаю, что бы я без тебя делала.
1
4.
И в кого ты такой уродился?!
2
5.
Какие у тебя замечательные друзья!
1
6.
Ну, на кого ты похож (а)?
2
7.
Я в твои годы!
2
8.
Ты моя опора и помощник (ца).
1
9.
Ну, что за друзья у тебя?
2
10.
О чем ты только думаешь?!
2
11.
Какая (ой) ты у меня умница!
1
12.
А как ты считаешь, сынок (доченька)?
1
13.
У всех дети, как дети, а ты…
2
14.
Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)
1
Оценка результатов
Подсчитайте общее число баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, Ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8-10 свидетельствуют о наличии сложностей во взаимоотношении с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Стоит задуматься над этим!
Памятка для взрослых (разработана методическим отделом)
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Вы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец.
Малыш всему учится в общении со взрослым. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.
«Годы чудес» - так называют дошкольное детство. Закладывается в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию составляют неизгладимый отпечаток ан всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
1. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
2. Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая Вам, слушая Вас, наблюдая за Вами.
3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, развивают, направляют внимание, читают ему.
4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
5. Нужно обеспечивать ребенку широкие возможности использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
6. Следует уделять ребенку больше внимания, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества являются решающими. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем - и на работе.
7. По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
8. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.
9. Старайтесь, что бы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
Заключение
Целью нашего исследования было выявление условий эффективности социально-педагогического сопровождения адаптации дошкольников к условиям детского сада.
В результате проведенного исследования нами был изучен опыт и процесс социально-педагогического сопровождения адаптации дошкольников к условиям детского сада.
В первую очередь мы рассматривали теоретический аспект по данной проблеме, т.е. - это возрастные особенности развития детей 1-3 года жизни, особенности адаптации детей к условиям ДОУ, а также взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.
Знание теоретических основ помогает специалистам ДОУ помочь детям быстрее адаптироваться к новым условиям.
Во-вторых, это практический аспект, т.е. наблюдение за вновь поступившими детьми в период адаптации (приход и уход домой из детского сада, наблюдение за детьми на занятиях, общение со сверстниками).
Также нами проводилось анкетирование родителей. Анализируя ответы респондентов, можно сделать следующий вывод:
1) большая часть детей адаптировалась к новым условиям успешно;
2) некоторые дети до сих пор испытывают тревогу по поводу расставания с родителями, но очень хорошо чувствуют себя в обществе сверстников.
Исходя из всего выше сказанного, мы считаем необходимым:
- Обеспечить реализацию прав ребенка в условиях ДОУ, учитывая возрастные особенности;
- содействовать успешной адаптации ребенка через включение в различные виды деятельности в детском саду.
Список литературы.
1.Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст]. М.: ЦГЛ, - 2003, 56 с.
2.Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2002. -230с.
3.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практич. пос. [Текст] / Авт.-сост. Белкина Л.В. - Воронеж «Учитель», - 2004, 236 с.
4.Баркан А. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. М.: 2001- 156с.
5.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития: Учеб-метод. пособие для дифектологов. М.;2001- 89с.
6.Венгер Л.А. и др. Психолог в детском саду. М.: 1995- 167c.
7.Ветрова В. Ладушки, ладушки. М.: 1995- 79 c.
8.Волина В. Учимся играя. М.: 1999-86c.
9.Волков Б.С., Волкова Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. М.: 2004-187с.
10.Ватунина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1983. -97с.
11.Волков В.Н. и др. Я иду, гуляю: прогулки с детьми в выходной день. М.: 2002- 120c.
12.Галанов А.С. Игры, которые лечат. М.: 2001- 96c.
13.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет: Пособие для работников ДОУ и родителей. М.: 2000- 250c.
14.Граббет Р. Игры для малышей от 2 до 6 лет. М.: 1999- 95c.
15.Гуров В. Н. Социальная работа ДОУ с семьей. М., 2003. -112с.
16.Дьяченко О.М., Веракса М.Е. Точка, точка, два крючка. М.: 1990- 65с.
17.Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников ДОУ.- М., 2002. -132с.
18.Дурова Н. В. Очень важный разговор. М.: Мозайка - Синтез, 2000. -95с.
19.Доронова Т. Н., Е. В. Соловьева и др. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников ДОУ.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. -87с.
20.Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М.:1996- 205с.
21. Изеркина К.П. и др. Наш взрослый детский сад. М.: 1991- 115. 7.Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1994. -161с.
22.Ильенко Л. П. Теория и практика управления методической работой в ДОУ. М., 2003. -215с.
23.Кантан В. В. Раннее физическое развитие ребенка. От 0 и старше. СПб., 2001. -146с.
24.Катаева Л.И. Коррекционно - развивающие занятия с дошкольниками. М., 2000. -96с.
25.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997. -146с.
26.Кошелева А. Л. и др. Азбука любви: Кн. Для родителей. М., 1996. -120с.
27.Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М.,2004. -267с.
28.Козлова А. В. Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: ТЦ Сфера, 2004. -185с.
29.Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 3 изд. СПб.: Речь, 2002. -146с.
30.Ласло М., Пэтэрне Пиклер Э. Справочник матери. Ижевск, 1993 -560с.
31.Лич П. Младенец и ребенок. От рождения до пяти. Красноярск, 1992. -476с.
32.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. -96с. 33.Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Просвещение, 1969. -186с. 34.Небылицин В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990. -342с.
35.Петровский В.А. и др. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. М., 1993. -146с.
36.положение о группах кратковременного пребывания детей, не посещающих ДОУ. Московский комитет образования, Московский институт открытого образования, 2002.
37.Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой. М., 2000. -118с.
38.Психология /Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. -284с.
39.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 1999. -123с.
40.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1995.-71с.
41. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмид-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. М.: Медицина, 1980. - 163с.
42.Семейный кодекс РФ от _______
43. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. - сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА - ПРЕСС. 2005г. - 136с.
44. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». М., «Родничок», 2000г. - 154с.
45.Типовая программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Подбяковой. М., 1984. -96с.
46.Тонкова-Ямпольская Р. В.,Черток Т. Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1992. -74с.
47.Третьякова П. И. Белая К. Ю. Дошкольное образованное учреждение: управление по результатам. М., 2003. -59с.
51.Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. М., 1996. -164с.
52.Честнова Н. Ю. Настольная книга методиста детского сада. М.: 2004. -121с.
53.Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М., 2003. -143с.
54.Шипицина Л. М. и др. Азбука общения. СПб., 2001. -175с.
55.Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Педагогика, 1960. - 341с.
56. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -436с.
57. Фамилия, И.О. Название [Текст]. // Название. - №. - год, С. 23-25.
Приложение 1
Сведения о ребенке
Имя и фамилия ребенка.
Как вы называете ребенка дома?
Во что ребенок любит играть дома?
Любимые игрушки вашего ребенка?
Охотно ли ваш ребенок играет с другими детьми?
Как вы отмечаете семейные праздники, какое участие в них принимает ребенок?
Любит ли ваш ребенок помогать вам? Что вы можете ему доверить?
Есть ли у вашего ребенка способности, в чем это проявляется?
Что преобладает в вашем ребенке: жизнерадостность, оптимизм, согласие с окружающим, уверенность в себе или плаксивость, раздражительность?
Как он относится к еде? Его любимая пища?
Приложение 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ РЕБЕНКА
ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ.
ИМЯ:
Дата рождения:
Когда поступил в детский сад:
Любимые игры:
Любимые игрушки:
Радуется, когда:
Боится, когда:
Поведение:
Почти всегда бывает послушным
В равной мере бывает послушным и непослушным
Чаще бывает непослушным.
Аппетит:
Ест хорошо, быстро, с аппетитом
Иногда ест хорошо, иногда плохо
Ест плохо, без аппетита.
Сон:
Быстро засыпает
Долго лежит в постели, не засыпая.
Агрессивность:
Часто обижает других детей, дерется
Иногда бывает агрессивным
Спокойный, совсем не дерется.
Обидчивость:
Обидчивый
Совсем не обидчивый.
Самостоятельность:
Сам одевается и раздевается
Делает что-то одно
Просит, чтобы ему помогли
Не хочет сам одеваться и раздеваться.
Настроение:
Радуется, смеется, не плачет
Часто смеется и часто плачет
Плаксивый, часто испытывает недовольство.
Приложение 3
Анкета для родителей
Состав семьи.
Ф.И.О. матери, место работы, телефон.
Ф.И.О. отца, место работы, телефон.
Ф.И.О. ребенка, дата рождения.
Ознакомлены ли вы с условиями воспитания в детском учреждении:
А) где;
Б) когда;
В) кто ознакомил;
Г) в какой форме.
Знаете ли вы, как проходит адаптация детей к детскому учреждению?
Из каких источников и когда вы об этом узнали?
Готовили ли вы ребенка к поступлению в детский сад? В какой форме?
Кто в основном занимался воспитанием ребенка?
Посещал ли ребенок раньше детский сад?
По какой причине вы отдаете ребенка в дошкольное учреждение?
Соблюдается ли режим дня ребенка в семье?
Есть ли у ребенка привычки? Какие?
Охотно ли вступает в общение?
Приложение 4.
Памятка для родителей.
Скоро вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
Будьте терпеливы.
Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь»
Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
Поощряйте любопытство.
Не скупитесь на похвалу.
Радуйтесь вашему ребенку!!!
Приложение 5.
Опросник для родителей.
Ф.И.О.
Дата заполнения:
Уважаемые родители!
Появились ли у вашего ребенка в период адаптации к детскому саду следующие признаки и наблюдались ли они более 6 месяцев. Принимается только ответ «да» (1 балл) или «нет» (0 баллов).
Спасибо
№
Признаки.
Баллы.
Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается.
С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо занятий.
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
С трудом ожидает очереди для вступления в игру.
Отвечает на вопросы не подумав и раньше, чем вопрос будет закончен.
С трудом исполняет инструкции других.
С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.
Часто переключается с одного незаконченного дела на другое.
Во время игр беспокоен.
Часто чрезмерно разговорчив.
В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью».
Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей.
Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома (игрушек, карандаши, книги и др.).
Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице "«без оглядки»).
Общее число баллов.
Приложение 6.
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем.
Давайте познакомимся.
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются, а во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлечет малышей.), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя и он может назвать по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно дети с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени.
Лови-лови.
Для проведения этой игры необходима палочка длиной 50-75 см с прикрепленной к ней лентой и легким мячиком на конце (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).
Все становятся в круг, ведущий с палочкой - в центре (пусть вначале это будет воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, ребенок). «Лови-лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры - схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Ловить мяч могут несколько участников одновременно.
Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянное одергивание.
Расскажи стихи руками.
В эту игру можно играть бесконечно - ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками», (всем телом), великое множество. Эта игра помогает детям раскрепоститься, почувствовать уверенность, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем («Человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!»).
Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом он читает стихотворение еще раз и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Прочитав следующие стихотворения один раз, можно предложить изобразить их самим детям, что вызывает бурю восторга и море фантазии.
Приложение 7
Игры для адаптационного периода.
Игра с собачкой.
Материал: Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав - гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол!
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачкой «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Еле - еле, еле - еле.
Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:
Еле - еле, еле - еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.
Солнечные зайчики.
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.
Игра с куклой.
Материал: кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т.д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.
Приложение 8.
Примерные планы занятий.
Занятие 1.
При поступлении детей из семьи, следует постепенно знакомить их с помещениями группы и их назначением. Можно начать с раздевальной комнаты, так как это первое помещение, куда приходят дети.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть шкафчики и задает вопросы:
Как вы думаете, для чего нужны эти шкафчики? (Складывать одежду).
А почему шкафчиков много? (Потому что детей много).
Как же узнать, где чей шкафчик? (Если дети не догадываются, воспитатель обращает их внимание на то, что на каждом шкафчике есть картинка).
После чего воспитатель предлагает:
-Сейчас выберете себе шкафчик и постарайтесь запомнить, какая картинка на нем изображена. Это будет ваш шкафчик, в него вы будете складывать свою одежду. Сейчас ее мало, а вот когда будет холодно, одежды будет много, поэтому надо ее аккуратно складывать, чтобы она поместилась в шкафчик, не маясь, чтобы ее удобно было потом надевать.
Занятие 2.
Знакомя детей с группой, воспитатель рассматривает с ними предметы, которые находятся в группе, и задает вопросы:
Что вы видите в нашей группе?
Зачем нам нужны столы и стулья? (Чтобы есть, заниматься).
Почему столов и стульев так много? (Потому что много детей).
Какие игрушки есть у нас в группе?
Что еще вы видите в группе? (Различные комнатные растения).
Затем воспитатель говорит:
-Когда растения очень украшают группу, но, чтобы были такими красивыми, за ними надо ухаживать.
Занятие 3.
Воспитатель продолжает знакомить детей с помещениями группы:
-Самая большая комната называется групповая. Посмотрите, как много всего в ней находится. Что вы видите? (Игрушки, книги, машины, куклы и т.д.) А чтобы всегда найти нужный предмет, надо запомнить, где он лежит. Куклы сидят в кукольном уголке. Когда вы с ними поиграете, их нужно вернуть туда, откуда вы их взяли.
Воспитатель предлагает детям назвать все, что находится в кукольном уголке. Обращает внимание на то, где все предметы располагаются, напоминает, что после игры все нужно поставить на место. Далее подводит детей к книжному уголку и спрашивает, что там находится. Предлагает детям почитать какую-нибудь книгу. После чтения поручает кому-либо из них отнести книгу в книжный уголок. Обращает внимание остальных на то, что их товарищ правильно положил книгу, потому что запомнил, где она лежала. В конце осмотра воспитатель напоминает, что все предметы в группе должны находиться на своих местах, тогда их легко можно найти и в группе будет порядок.
Занятие 3. По изодеятельности.
Тема «Солнышко».
Программное сожержание:
упражнять детей в круговых движениях кисточкой;
воспитывать интерес к рисованию;
учить изображать в рисунке свои наблюдения природы.
Материал: желтая краска, бумага, кисти, баночка с водой, салфетки.
Ход занятия. Обращаю внимание детей на теплое солнышко. Предлагаю посмотреть как я рисую краской яркое, теплое солнышко. Сопровождаю показ словами: «Рисую желтое круглое солнышко, а вокруг много палочек - оно так сияет.» Вызываю ребенка показать, как рисуется солнышко. Дети рисуют. Отмечаю удачные работы, хвалю своих воспитанников.
Дидактическая игра для детей 2-3 лет.
« Подарим зайке игрушки».
Цель: закрепить знания детей об основных цветах и оттенках; развивать мелкую моторику рук (застегивание кнопок); активизировать речь малышей, привлекая их к договариванию и проговариванию песенок и потешек. ( Воспитатель заранее подбирает игрушки разного цвета в соответствии с игрой и расставляет их в разных местах группы.)
Материал: игрушечный заяц, шорты и бантики разного цвета, которые легко надеваются на игрушку и закрепляются кнопками, мелкие игрушки тех же цветов, что и бантики и шортики зайца.
Ход игры.
-Посмотрите, дети, какой красивый у меня зайка, он пришел к вам в гости:
Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
«Я не бегал, я скакал».
-Какие у зайки ушки? Зайка наш любит переодеваться, у него даже есть разных цветов бантики и шорты.
Дальше воспитатель предлагает детям надеть на зайца шортики и бантики одного цвета, при этом спрашивает каждого ребенка, какого цвета одежду он выбрал для зайца.
-Но ведь зайка пришел к нам в гости, давайте подберем ему в подарок игрушку. Поищите в группе игрушки такого же цвета, как его бантик и шортики. Игра проводится несколько раз, используются игрушки и одежда разных цветов.
Закончить занятие можно загадкой:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы?
Приложение 9
Комплекс оздоровительных мероприятий после сна.
Пробуждение.
Воспитатель звонит в хрустальный колокольчик:
Колокольчик ледяной,
Он всегда, везде со мной.
«Просыпайтесь!»- говорит,
«Закаляйтесь!»- всем велит.
Комплекс закаливающих упражнений.
1. «Киски просыпаются». (Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки, перевернуться с бока на бок).
На ковре котята спят,
Просыпаться не хотят.
Вот на спинку все легли,
Расшалились тут они.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Потянуться, улыбнуться
Всем открыть глаза и встать.
2.Игры с одеялом. (Дети прячутся под одеяло, и так 2-3 раза).
5.Ходьба по «дорожкам здоровья». (1-я дорожка - обычная, 2-я дорожка - ребристая, 3-я дорожка - с плоскими пуговицами, 4-я дорожка - с камешками).
Зашагали ножки, топ, топ, топ!
Прямо по дорожке, топ, топ, топ!
Ну-ка веселее, топ, топ, топ!
Вот как мы гуляли, топ, топ, топ!
Топают ножки, топ, топ, топ!
Прямо по дорожке, топ, топ, топ!
Это наши ножки, топ, топ, топ!
6.Завершается подъем гигиеническими процедурами.
Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся, грязь смывайся!!!
Приложение 10
Пальчиковые гимнастики.
Домик.
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон.)
Очки.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Флажок.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Четыре пальца вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони- к себе.
Лодка.
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладони (как коврик).
Грабли.
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.
Приложение 11
Потешки.
Для новичков.
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший,
Ванечка - пригожий!
Наша доченька в дому,
Что оладышек в меду,
Красно яблочко в саду.
На сон грядущий.
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
Баю, баю, баюшок,
Кладу Машу на пушок,
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.
При умывании.
Ай, лады - лады - лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Кто не моет руки с мылом
От среды и до среды.
На мохнатом полотенце
Отпечатаны следы.
При кормлении.
Жили - были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет.
Все потом ложились спать.
Начинай считать опять.
Травка - муравка со сна поднялась,
Птица - синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку,
Мышка - за норку,
Детки - за молоко.
Приложение 12
Модель организации адаптационного периода через режимные процессы. Использование гибкого режима в организации адаптационного периода.
Утро
Утренний прием.Зарядка.Игры с элементами фольклора.Развивающие игры.Формирование культурно - гигиенических навыков (прием пищи, одевание, гигиенические процедуры.Завтрак.Игры - занятия, игры - упражнения в группе.Игровые ситуации, общение.
Подготовка к прогулке.
Прогулка.
Игры с элементами фольклора.Игры: сюжетно - ролевые, дидактические, подвижные, развивающие.Игры с водой и песком.Наблюдения, развлечения, беседы.Опыт и эксперементы.Закаливание: воздушные, солнечные ванны.
Формирование культурно - гигиенических навыков.
После сна.
Разминка после сна. Закаливающие процедуры.Полдник.Элементы театрализованной деятельности.Игры - драматизации, игры - инсценировки.
Прогулка.
Вечер
Формирование культурно -гигиенических навыков.Ужин.Игры -драматизации, игры - инсценировки.Элементы театрализованной деятельности.Общение детей.Уход домой.
Приложение 13Планирование совместной деятельности в группах раннего возраста.
Понедельник
вторник
Среда
Четверг
Пятница
Звуковая культура речи. Ознакомление с окружающим. Чтение сказок. Обучение детей игровым действиям.
Формирование культурно-гигиенических навыков и культуры поведения. Рассматривание картин, игрушек. Дидактические игры. Чтение художественной литературы.
Чтение рассказов. Упражнения в основных движениях. Социально-нравственое воспитание. Ситуации.
Драматизация. Пальчиковые игры. Социально-нравственное воспитание. Общение.
Активизация словаря. Заучивание стихов. Разговоры и беседы. Игры-инсценировки.
Планирование самостоятельной деятельности в группах раннего возраста.
Понедельник
Вторник
Среда
четверг
пятница
Игровые действия с игрушкой по предварительному показу воспитателя. Игры с сенсорными материалами.
Игры с двигательными игрушками.
Побуждение к играм-инсценировкам на знакомом материале.Рассматривание картинок, иллюстраций (побуждение к общению).
Упражнения в основных движениях.
Создание условий для ролевых действий с сюжетными игрушками.
Игры с дидактическими и сенсорными игрушками.
Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности.
Самостоятельное рассматривание книг и иллюстраций материала.
Игры с персонажами театра (театр игрушек, настольный театр, фланелеграф).
Упражнения в основных движениях.
Разговоры по телефону, рассматривание альбомов о семье.
Развивающие и дидактические игры.
Игры с двигательными игрушками.
Приложение 14
Модель организации адаптационного периода детей третьего года жизни
Приложение 15
Перспективный план по работе с родителями на адаптационный период.
Сентябрь.
Октябрь.
Ноябрь.
«Познай себя как родителя»
«Здоровый ребенок».
«Общение родителей и детей»
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Профилактика простудных заболеваний.
Игры и развлечения.
Как помочь родителям в период адаптации детей к детскому саду.
Система оздоровления.
Домашние игры - детские травмы.
Знание режима дня для воспитания.
Закаливание в семье.
Как организовать игровой уголок дома.
Гигиенические требования к одежде ребенка.
Нетрадиционные формы оздоровления: точечный массаж, чесночный настой, заваривание чая из лечебных трав.