"Социометрический тест, на определение коммуникативных и деловых
отношений в коллективе"
Преподаватель:
Оценка:
Подпись:
Ростов-на-Дону, 2008 / 2009 учебный год
Методика проведения социометрического опросаПроанализировать характер взаимоотношений в коллективе и принять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии. Его основу составляет социометрический опрос. 1. Социометрический опрос - одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами коллектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям. 2. Возможности метода. Позволяет анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценить психологическую совместимость и уровень его группового единства. 3. Условия и требования проведения опроса: проводить в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев; оптимальное количество членов группы 8-15 человек; все члены коллектива имеют возможность непосредственного активного общения; содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому. 4. Процедура опроса. а) Подготовительный этап: определение проблемы, выбор объекта; формулировка социометрических критериев; разработка бланка социометрического опроса; б) Основной этап: установление психологического контакта и инструктаж опрашиваемых о порядке работы; проведение социометрического опроса; построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов; в) Завершающий этап: анализ результатов опроса; формулировка выводов; разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе. 5. Социометрический критерий (СК). СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о желании опрашиваемого совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой). Уважаемый товарищ! В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке, при этом анонимность результатов опроса гарантируется. 6. Социометрическая матрица. По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах - объекты выбора (кого выбирают). Выборы обозначаются в клетках матрицы: положительный “+”, отрицательный “-”. Вариант.7. Социограмма - схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок. Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива - лидеров, изолированных элементов, “отверженных”, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер - это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент - член группы, которого не выбирают товарищи. “Отверженный” - член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного. 8. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят: а) индекс социометрического статуса (Ист) - определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критериюгде и - количество полученных положительных и отрицательных выборов соответственно; N - число испытуемых. В качестве примера, определим Ист члена коллектива “А”: б) индекс потребности в общении () - показывает степень потребности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0): В качестве примера определим члена коллектива “А”: в) индекс психологической совместимости(): где и - количество взаимных положительных и отрицательных выборов соответственно; N - число испытуемых. К групповым индексам относят: а) индекс психологической сплоченности группы () - определяет степень ее группового единства: где - сумма взаимных положительных выборов в группе; N - число испытуемых. б) индекс психологической разобщенности группы () - определяется как степень групповой разобщенности. где - сумма взаимных отрицательных выборов в группе. На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, о том что: 1. Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты “В” и “Е”, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма. 2. Наиболее высокий статус имеют респонденты “А” и “Д”, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (опрос, наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы). 3. Ярко выраженных “изолированных” и “отверженных” респондентов в группе нет. Хотя, надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между “Ж” и “Б”, первый не будет иметь не одного положительного выбора со стороны товарищей, при четырёх отрицательных. 4. Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессе индивидуально - воспитательной работы удастся преодолеть антипатию “Г” к “Б” и “З” к “Е”, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности () Тестирование проводится в организации "ЛТЛ-Ростов".Список членов группы: 1. Комарова Елена2. Гриценко Светлана3. Шаповалов Артем4. Кибасов Никита5. Бакулова Анастасия6. Шурдукова Раиса Яковлевна7. Безуглая Анна 8. Новикова ИннесаТаблица. Социометрическая матрица. Вопрос № 1 коммуникативные отношения
№
пп
Кто
выбирает
Кого выбирают
Потребность в общении
ФИО
1
2
3
4
5
6
7
8
Кп+
Кп-
Ист
1
Комарова Е.
*
+
+
-
2
1
0,14
2
Гриценко С.
+
*
+
-
2
1
0,14
3
Шаповалов А.
+
+
*
-
-
2
2
0
4
Кибасов Н.
-
+
-
+
2
2
0
5
Бакулова А.
-
+
+
2
1
0,14
6
Шурдукова Р.
+
-
1
1
0
7
Безуглая А.
+
-
+
2
1
0,14
8
Новикова И.
-
+
1
1
0
Социометрический статус
Кп+
2
3
3
0
2
0
2
2
Кп-
1
1
0
2
1
4
1
0
Ист
0,14
0,28
0,43
-0,28
0,14
-0,57
0,14
0,28
Анализ тестирования:
На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, о том что:
Потребность в общении развита у всех респондентов одинаково, кроме Шурдуковой и Новиковой. Что касается этих респондентов, чья потребность в общении меньше чем у остальных, можно сказать, что у них плохо развито чувство коллективизма.
Наиболее высокий статус имеют респонденты Гриценко и Шаповалов получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (опрос, наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы).
Ярко выражено "изолированные" и "отверженные респонденты", это Кибасов и Шурдукова. Следует провести с ними беседы, выявляющие причину их отстраненности от коллектива. Так же провести определенные мероприятия, для того что бы этих респондентов влить в коллектив.
Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессе индивидуально - воспитательной работы удастся преодолеть антипатию Комаровой к Шурдуковой, Кибасова к Комаровой и к Безуглой, и Новиковой к Гриценко, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности.
Вопрос № 2 деловые отношения
№
пп
Кто
выбирает
Кого выбирают
Потребность в общении
ФИО
1
2
3
4
5
6
7
8
Кп+
Кп-
Ист
1
Комарова Е.
*
-
-
-
-
-
-
-
0
7
-1
2
Гриценко С.
+
*
-
1
1
0
3
Шаповалов А.
+
*
-
-
1
2
-0,14
4
Кибасов Н.
*
-
+
1
1
0
5
Бакулова А.
-
*
+
1
1
0
6
Шурдукова Р.
+
-
*
+
2
1
0,14
7
Безуглая А.
-
+
*
1
1
0
8
Новикова И.
-
+
+
*
2
1
0,14
Социометрический статус
Кп+
3
0
0
1
0
2
0
3
Кп-
0
1
2
1
5
2
2
1
Ист
0,43
-0,14
-0,28
0
-0,71
0
-0,28
0,28
Анализ тестирования:
Наибольшей потребностью в деловом общении обладают респонденты Шурдукова и Новикова, которые сделали соответственно 2 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.
Наиболее высокий деловой статус имеют респонденты Комарова и Новикова, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Они по всем видимости являются лидерами.
Ярко выраженным "отверженным" респондентом является Бакулова, но также и респонденты Гриценко, Шаповалов и Безуглая тоже не получили положительных ответов.
Анализ социометрии показывает, что если в коллективе провести курсы повышений квалификации, тренинги то можно в коллективе образовать намного больше лидеров, чем в данный момент