6. Практическое исследование и обсуждение результатов
Заключение
Литература
Приложения
ВведениеАктуальность темы: "Современныезарубежныеконцепцииэмоций", определяется тем, что эмоции как одна из самых важнейших составляющих нашей жизни непременно привлекала к себе многих исследователей в области психологии. Ведь всё, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, окрашено чувственными переживаниями, некоторые из них мы считаем "отрицательными", другие "положительными". Эти переживания выражаются в такие сложные субъективные образования, как интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, которые влияют на наше поведение и представляют собой эмоции.Изучение данной проблемы позволит нам разобраться в содержании эмоции, т.е. разобрать эмоцию на её составные части, а также позволит лучше понять механизмы возникновения эмоций, их функции, влияние эмоции на нашу мотивацию, организацию и направленность восприятия, мышления и действии с поля зрения эмоций. Все это мы сможем осмыслить во всех представленных нам в течение всей истории концепции эмоций, с помощью которых можно приблизиться к идентификации и пониманию такого смыслового конструкта, как "человеческая эмоция". Чтобы у нас не возникало недопонимания в определении эмоций, приведем краткое и несложное описание эмоции, которое, однако, ни в коем случае нельзя считать полным.Эмоция (отлат. emoveo- потрясаю, волную) -этопсихическоеотражениевформенепосредственногопристрастногопереживанияотношенияявленийиситуацийкпотребностям [1; 175].Подчеркнем, что адекватное понимание эмоции возможно только при учете, как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолютно различные эмоции.Разработанность проблемы.Анализ научной литературы показывает, что данной проблемой занимались, ряд исследователей из них следует отметить работы таких ученых: УильямДжемс в сотрудничестве с КарломЛанге, которые рассматривали эмоцию с точки зрения физиологического процесса, такую же позицию занимали и Кэннон с Бардом, хотя не были согласны со своими предшественниками. Когнитивный компонент эмоциям добавили СтэнлиШехтер и ДжеферсонСингер, РичардЛазарус и ЛеонФестингер. Функции эмоций были рассмотрены ФеликсомКрюгером, ЭлизабетДаффи, ФредерикомБартлеттом, ПоломЯнгоми РобертомЛипером сторонником идеи об интегрирующей роли эмоций. Хотя, несомненно, ЧарльзаДарвинаможно считать первым сторонником функционализма. Базовые эмоции выявляли следующие теоретики в области психологии эмоций: УильямМак-ДугаллиВудвортс, ГарольдШлоссберг, РобертПлутчик, СилванТомкинс и КэрролИзард. Эклектические теории, которые представляют объединения принципов и идей всех предшествующих концепций представлены следующими учеными: Кампосом, КэролиномСаарни и Кемпером, КейтомОутли и ФилиппомДжонсон-Лэрдом, Карвероми Шайером, ПоломЭкманоми ДэвидомМацумото.Все эти ученые имеют свои точки зрения, и представляют различные подходы к пониманию эмоций, но в данный момент существуют три составляющие эмоции:физиологической;субъективной;экспрессивной.Это означает, что мы, во-первых, претерпеваем эмоцию какфизиологическое состояние, во-вторых, переживаем её и, в-третьих, выражаем.Цели и задачи.Целью данной контрольной работы является изучение зарубежных концепций эмоций. Исходя из поставленной цели, мы должны решить следующие задачи:Рассмотреть работы зарубежных исследователей с использованием научной литературы на тему "Современные зарубежные концепции эмоций".Выявить обобщающие характеристики появлений теорий эмоции и рассмотреть каждую концепцию в представленной теории, например, таких как эти:а) Детерминистскиетеорииэмоций;б) Когнитивныетеорииэмоций;в) Функциональныетеорииэмоций;г) Дифференциальныетеориибазовыхэмоций;д) Эклектическиетеорииэмоций.Определить главные составляющие каждой концепции и её определяющие тезисы.В качестве дополнения к данной контрольной работе мной было проведено небольшое исследование с использованием двух методики "Параметрическаяшкала" и "Шкаладифференциальныхэмоций" (поК. Изарду. Всё исследование показано во второй главе контрольной работы.1. Детерминистские теории эмоцийВ периферической концепции Джемса - Ланге и таламической концепции Кэннона - Барда будет просматриваться, тенденция расценивать эмоции человека, как контролируемое теми или иными факторами. Вообще, детерминистские ориентированные теории эмоций заметно различаются в объяснении возникновения эмоций, как физиологического процесса. Тем не менее, основным источником согласованности между перечисленными концепциями является положение о том, что эмоции человека детерминированы, т.е. что все наши эмоции обусловлены воздействием каких-то событий или стимулов и не проявляются свободно.Периферическая концепция Джемса - ЛангеВ 1884 году в США и в 1885 году в Копенгагене независимо друг от друга были опубликованы две работы об эмоциях: статья американского философа и психолога УильямаДжемса (1842 - 1910) и книга датского неврапатолога-физиолога КарлаЛанге, которые очень быстро приобрели всемирную известность и стали точкой отсчета в создании теории эмоций [3; 16]. Согласно этой теории, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме. Возникнув под влиянием внешних или внутренних стимулов, они затем отражаются в голове человека через систему обратных нервных связей и порождают ощущение определенного эмоционального тона. Сначала, согласно концепции Джемса - Ланге, должны произойти соответствующие органические изменения в ответ на воздействия стимулов, и только затем как их субъективно отраженное следствие возникает эмоция [2; 462].Суть концепции Джемса - Ланге с последовательностью постулируемых ею событий, приводящих к возникновению эмоций, схематически изображена на этом рисунке.
68
S - сосуды. Связывающие линии представляют нервные пути. Направление импульсов обозначено цветными стрелками:Восприятие эмоционально действующего объекта;Нервно-мышечная, сосудо-двигательная реакция организма;Восприятие центральной нервной системой (корой больших полушарий) реакции сосудов и мышц;Возникновение субъективно переживаемого эмоционального состояния, [2; 464].Основные тезисы Джемса и Ланге были просты и феноменологически убедительны. "Принято думать, что восприятие некоторого факта вызывает душевное волнение, называемое эмоциями, и что это психическое состояние приводит к изменениям в организме. Мой тезис, напротив, состоит в том, что телесныеизмененияследуютнепосредственнозаВОСПРИЯТИЕМ волнующегофактаичтонашепереживаниеэтихизменений, померетогокаконипроисходят, и ЯВЛЯЕТСЯэмоцией", - пишет Джемс. [3; 17]. Свою гипотезу Уильям Джемс подкрепил следующими аргументами:существует однозначное соответствие между определёнными переживаемыми эмоциями и типичными для них телесными реакциями;лишенная телесного выражения эмоция перестает переживаться;невозможно выполнение движений, соответствующих одной эмоции, и одновременное переживание другой [1; 189].Точно в том же плане высказывался и Ланге: "Устраните при страхе физические симптомы, возвратите бьющемуся пульсу его спокойствие, взгляду - его твердость, цвету лица - его нормальную окраску, движениям - их быстроту и верность, языку - его бойкость, мысли - её ясность - что тогда останется от страха?!".Ланге был даже последовательнее Джемса в отрицании эмоций вне состояния тела, правда, под последним он, в отличие от Джемса, понимал не столько изменения во внутренних органах и скелетной мускулатуре, сколько вазомоторную или сосудо-двигательную составляющую. "Всей эмоциональной частью нашей психической жизни, нашими радостями и печалями, счастливыми и несчастливыми минутами мы обязаны нашей сосудо-двигательной системе", - пишет Ланге. Вот как Ланге определяет некоторые эмоции:"Разочарование = уменьшение произвольной иннервации;Печаль = уменьшение произвольной иннервации + сокращение сосудов;Страх = уменьшение произвольной иннервации + сокращение сосудов + спазм гладких мышц"Парадоксальность и простота аргументов Джемса и Ланге произвели неизгладимое впечатление не только на их современников, но и на все последующие поколения исследователей эмоций [3; 17 - 18].Таламическая концепция Кэннона - БардаВ 1928 году УльямКэннони П. Бард сформировали свою таламическую концепцию эмоций, где центральной составляющей в запуске эмоциональных состояний являлся таламус. По их мнению, таламус выполняет роль "диспетчера", который при возникновении эмоциональных ситуации одновременно посылает информацию вегетативной нервной системе и коре больших полушарий мозга.Однако представление о возникновении эмоций Кэннона значительно отличались от концепции Джемса - Ланге. В результате Ульям Кэннон провел сравнение двух физиологических механизмов порождения эмоций и предложил альтернативную теорию происхождения эмоций, схематически представленную на этом рисунке.
68
Внешний стимул раздражает один или несколько рецепторов. Афферентные импульсы достигают коры (путь стрелки) и объект воспринимается. Эфферентные импульсы сразу же активируют мышцы и внутренние органы (путь стрелки). Активность этих органов раздражает рецепторы, вызывая афферентные импульсы, достигающие коры по кортикоталамическому пути (обозначено стрелкой), который имеет тормозную функцию и (путь стрелки). Восприятие этих изменений в мышцах и внутренних органах, следующее за восприятием внешнего стимула-объекта, превращает простое восприятие в эмоцию, связанную с объектом, ибо, по Джемсу, "ощущение телесных изменений, по мере того как они происходят, и есть эмоция".Как мы видим на том же рисунке, Кэннон, в свою очередь, вводит в эту схему структуры таламуса, которые опосредуют и тем самым берут на себя функцию порождения эмоциональных явлений и управления ими. Обосновывая роль коркового субстрата эмоций, Кэннон создает физиологическую основу и для когнитивных интерпретаций эмоций.Кэннон приводит следующие возражения против концепции Джемса - Ланге:полное отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоционального поведения (здесь он ссылается как на эксперименты Шеррингтона по перерезанию блуждающего нерва собаки на уровне спинного мозга, так и на собственные эксперименты по удалению узлов симпатического отдела вегетативной нервной системы у кошки);одни и те же висцеральные изменения происходят при очень разных эмоциональных и неэмоциональных состояниях (на основе своих исследований он показывает сходство этих изменений в сильном возбуждении при воздействии очень разных стимулов);структуры внутренних органов относительно малочувствительны (этот вывод он делает на основе анализа распределения в теле нервных клеток);висцеральные изменения происходят слишком медленно, чтобы быть источником эмоциональных переживаний (основанием здесь является сравнение латентного периода эмоциональных реакций индивидов на зрительные стимулы и латентного периода реакции периферических органов - так Павлов обнаружил шестиминутный латентный период при стимуляции блуждающего нерва);искусственное возбуждение висцеральных изменений, типичных для сильных эмоций, не вызывает их (инъекция адреналина не вызывала у студентов эмоций, хотя у тех из них, кто участвовал в соревнованиях, возникало специфическое ощущение "на взводе").На основании всех этих положений Кэннон (а вслед за ним и Бард) делает вывод о том, что эмоции зависят от центрального процесса, в обеспечении которого определяющее положение занимает структура зрительного бугра (таламус). Так, Барду удалось локализовать механизм мнимой ярости у декортицированных кошек в нижней части гипоталамуса, а затем и реакцию страха и полового возбуждения. При этом Бард замечает, что возникновение поведенческой ярости при разрушенном неокортексе становится возможным в силу того, что гипоталамус освобождается от коркового контроля.В дальнейшем среди физиологов высказывались весьма критические соображения и относительно таламической теории Кэннона - Барда. Тем не менее, роль таламической концепции заключается не столько в замене одного физиологического субстрата другим, сколько в утверждении роли корковых и подкорковых структур мозга, а значит и процессов переработки информации в порождении эмоций.В результате теория Кэннона - Барда переместила акцент исследований эмоций в собственно психологическую плоскость, и благодаря им произошел поворот от преимущественного физиологических воззрений на эмоции к учету когнитивного фактора [1; 183 - 184].2. Когнитивные теории эмоцийКогнитивные теории эмоций позволяют вырваться из порочного круга вопроса "Что первично - курица или яйцо?". В данном случае вопрос звучит так: что было вначале - телесное изменение (периферическая концепция Джемса - Ланге) или субъективное переживание (таламическая концепция Кэннона - Барда)? Для когнитивных теорий важна именно взаимосвязь познавательных и физиологических процессов, при этом они допускают, что одно и то же физиологическое состояние мы можем переживать, как различные эмоции в зависимости от когнитивных факторов, что подтверждается во многих исследованиях, например в таких работах, как Стэнли Шехтера и Джеферсона Сингера, Ричарда Лазаруса, Леона Фестингера.Двухфакторная концепция Шехтера - СингераСтэнлиШехтери ДжеферсонСингер в 1962 году выдвинули когнитивную теорию эмоций, являющуюся по сути "компромиссом" между периферической теорией Джемса - Ланге и таламической теорией Кэннона - Барда.С. Шехтер и Дж. Сингер предположили, что эмоцииестьследствиепознавательнойинтерпретациимногозначнойфизиологическойактивации [1; 191]. Логика рассуждения была следующая. Согласно всем известным источникам по психологии эмоций, включая теорию Джемса - Ланге, в появлении эмоции участвуют, по крайней мере, два компонента:физиологическое состояние (в простейшем случае - возбуждение организма);познавательные процессы (по крайней мере, на уровне восприятия) [3; 24].Благодаря этим двум компонентам данная концепция получила название "двухфакторной". После выдвижения двух составляющих Шехтер и Сингер приняли решение манипулировать этими компонентами в эксперименте как независимыми переменными. Были сформированы группы, где созданы три независимые переменные:состояниевозбуждения, вызываемоеинъекциейэпинефрина (синтетическийадреналин);информация, которуюполучаютилинеполучаютучастники;эмоциональноесостояниепартнерапоэксперименту.В действительности же всё происходило следующим образом. Испытуемым была сделана инъекция гормона адреналина (первая переменная), вызывающая активацию симпатической вегетативной нервной системы. Одной половине испытуемых сообщили о том, какие симптомы вызывает инъекция, в то время как другой половине сказали, что им введен физиологический раствор (вторая переменная). Затем каждый из испытуемых по очереди попадал в помещение, где находился актер, изображавший либо гнев (он читал некое письмо и будто бы в припадке бешенства рвал его на мелкие кусочки), либо эйфорию (он читал письмо и начинал прыгать от радости) - третья переменная. Испытуемые были отделены от актера прозрачной перегородкой и поэтому не могли вступить с ним в контакт [1; 192]. В последствии эксперимента, Шехтером и Сингером были выдвинуты три гипотезы:Участники, получившие возбуждающую инъекцию, но не информированные о последствиях этого, будут интерпретировать свое состояние в терминах, доступных им в актуальной ситуации познавательных элементов. Так, если такие элементы будут предрасполагать к радости, то участники скорее будут испытывать радость, если к гневу, то, скорее всего у них тоже будет возникать гнев; притом, что и у тех и у других будет одно и то же состояние физиологического возбуждения.Если участники, получившие возбуждающие инъекции, информированы о последствиях инъекции, то у них есть соответствующее неэмоциональное объяснение для своего состояния, то эмоции у них не будут возникать, даже, несмотря на то, что в ситуации присутствую располагающие к этому познавательные элементы.Если участникам возбуждающая инъекция не была сделана, то эмоции у них не будут возникать, даже, несмотря на то, что в ситуации присутствуют располагающие к этому познавательные элементы.Эти результаты позволили Шехтеру и Сингеру утверждать, что детерминирующим компонентом в формуле:является познавательный компонент. Как мы видим, значимые различия обнаружились не между участниками контрольного условия, которые не были возбуждены, и участниками экспериментальных условий (как следует ожидать, если верна теория Джемса - Ланге), а между участниками, получившими адекватную информацию о последствиях возбуждающей инъекции, и участниками, такой информации не получившими (в "условиях гнева") или получившими неадекватную информацию (в "условиях эйфории").Все эти факты привели Стэнли Шехтера к убеждению, что именно интерпретация доступной индивиду информации и о внешнем воздействии, и о собственном состоянии является основным фактором, определяющим и интенсивность, и длительность, и качество эмоционального явления [3; 25 - 30].Когнитивно-мотивационная концепция ЛазарусаДругим направлением исследований эмоций, также приведшим к представлению о познавательной детерминации эмоциональных явлений, стали классические исследования РичардаЛазаруса и его коллег по феномену стресса, проведенных в 1964 году.Лазарус одним из первых отметил опосредующую роль психологических процессов в возникновении стресса и, прежде всего, процессов оценки как стрессового стимула (или стрессора), так и ситуации в целом, а также процессов психологической защиты, предполагающих защитную переработку угрожающей информации.Угроза по Лазарусу представляет предвосхищение человеком некоторого будущего столкновения с какой-то опасной для него ситуацией, то есть определяется на основе процесса оценки. Ричард Лазарус был не первым в указании на роль процессов оценки в порождении эмоциональных явлений, однако он впервые попытался подвергнуть эти процессы эмпирическому изучению.В этом эксперименте в качестве стрессора использовался документальный фильм о серии грубых ритуальных хирургических операций на мужских половых органах во время обряда инициации у одного и племен аборигенов Австралии. Во время сцен, изображавших сами ритуальные операции, наблюдалось выраженное повышение активности автономной нервной системы, измеряемой на основе электропроводимости кожи (КГР), а также признаки поведенческого стресса.Исходя из посылки о том, что стрессовая реакция зависит от оценки воздействующей ситуации как угрожающей, Лазарус предположил, что при изменении основания при оценке степени приносимого вреда можно устранить или уменьшить стрессовые реакции. Для проверки этого предположения использовалось три различных звуковых сопровождения к одному и тому же документальному фильму, каждое из которых представляло свой способ интерпретации событий, заснятых на пленку.Первое звуковое сопровождение носило травмирующий характер, т.к оно подчеркивало вредные аспекты событий, второе носило отрицающий характер (где отрицался какой-либо вред изображаемого событие - "отрицание"), третье - носило характер беспристрастного поведения ("интеллектуализация"). Затем сравнивались степень угрозы и физиологические индикаторы стресса, порождаемого этим фильмом при "немом" варианте и при трех различных звуковых сопровождениях. Было обнаружено, что травмирующее звуковое сопровождение значительно увеличивало проявление стрессовых реакций по сравнению с демонстрацией "немого" фильма, в то время как остальные два сопровождения - "отрицание" и "интеллектуализация" - значительно снижали интенсивность стрессовых реакций по сравнению с демонстрацией "немого" фильма.В своих последующих работах Р. Лазарус усложняет свою модель, говоря о переоценках и двух принципиально разных видах или этапах оценки. Первичнаяоценка, относится к тому, в какой степени стимул "задевает" (в положительном или отрицательном смысле) благополучие индивида, включая "картину мира" и систему отношений индивида. Основными критериями или компонентами первичнойоценкиявляются:Релевантностьцели, относиться к тому, насколько оцениваемый стимул или ситуация затрагивает цели индивида и его образ жизни. Если её нет - нет и эмоции.Конгруэнтностьилинеконгруэнтностьцели, относится к тому, насколько оцениваемый стимул или ситуация соответствует или не соответствует желаниям, то есть облегчает или затрудняет достижение целей индивида и поддержание его образа жизни. Если облегчает, то можно говорить о конгруэнтности, а если мешает, то о неконгруэнтности.ТипЯ-включенности, относится к различным аспектам личной и социальной идентичности (ценности, идеалы, самооценка, представление о других людях и их благополучии и т.п.). Так, гнев возникает тогда, когда под угрозой оказывается наша самооценка или то, как нас оценивают другие, а чувство гордости - в противоположном случае. Чувство вины возникает при пренебрежительном отношении к моральным ценностям, а ощущение счастья - при всеохватывающем чувстве безопасности и благополучия.Вторичнаяоценка, по Лазарусу, относится к возможности индивида совершать необходимые для него реальные или воображаемые действия по отношению к стимулу, т.е. к тому, в какой степени индивид способен снизить опасность и вред угрожающего стимула или усилить контакт с привлекательным стимулом. Основными критериями или компонентами вторичнойоценки, являются:Довериеилинедоверие (может быть как внутренним, то есть направленным на себя, так и внешним) появляется при знании того, кто вызвал эту фрустрацию (или более позитивную стимуляцию), то есть, является ли произошедшее актом произвола данного лица.Потенциалпреодоленияотносится к тому, насколько и как индивид способен регулировать свое взаимодействие со стимульной ситуацией. Речь идет не о реальной регуляции и преодолении, а лишь об оценке индивидом своих перспектив в такой регуляции. Знаменитая басня "Лиса и виноград" является прекрасной иллюстрацией этого компонента. После того, как лиса убеждается в невозможности достать гроздья винограда, она производит переоценку винограда как еще недозрелого.Ожиданиянабудущеепо отношению к стимульной ситуации относятся к тому, насколько такого рода явления могут улучшить или ухудшить нашу жизнь. Охотник может долго выслеживать медведя и быть готовым к длительным усилиям, потому как "овчинка стоит выделки".В своих более поздних работах Лазарус называет свою модель когнитивно - мотивационной теорией отношений. По его мнению, теория эмоций должна определять не столько стратегию изучения и определения эмоциональных явлений и их классификацию, но и интегрировать биологические универсалии и социокультурные факторы, объясняя одновременно множество взаимозависимых причинно-следственных процессов и переменных. В то же время теория эмоций должна давать специфическое описание отдельных эмоций, соответствующее общим закономерностям.В названии "когнитивно-мотивационная теория отношений" последнее слово для Лазаруса означает, что эмоция всегда представляет взаимодействия индивида и его окружения, включая восприятие и оценку вредности (для негативных эмоций) или пользы (для положительных эмоций), а не просто воздействие внешнего стрессора или проявление интрапсихических процессов. Так каждая эмоция представляет свой "ядерный" тип отношения. "Мотивационная" - означает, что эмоции представляют реакции на возможность достижения - не достижения жизненных целей и выражают некоторую черту индивида или диспозиционную переменную в виде иерархии целей, но в то же время вызываются требованиями и возможностями окружающей индивида среды, что делает и эту сторону эмоций "интерактивной".В то же время попытки Ричарда Лазаруса найти физиологические критерии отделения эмоциональных явлений от неэмоциональных оказались не очень успешными, также как и попытки отделить рефлекторно обусловленные ощущения боли и удовольствия от собственно эмоций [3; 32 - 36].Концепция когнитивного диссонанса ФестингераСогласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, представления воплощаются в жизнь, а планы выполняются, т.е. тогда, когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным или ожидаемым, согласуются, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех условиях, когда между ожидаемыми и реальными результатами деятельности имеется несоответствие - диссонанс.Субъективное состояние когнитивного диссонанса переживается человеком как дискомфорт, и он стремится, во что бы то ни стало как можно скорее избавиться от него. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который согласовывался бы с прежними ожиданиями.В современной социальной психологии теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям [2; 468 - 469].3. Функциональные теории эмоцийВпервые функции эмоций рассматривал Чарльз Дарвин. В 1872 году он опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", в которой сформулировал три принципа выражения эмоций:принцип полезности ассоциированных привычек (полезные, т.е. удовлетворяющие определенные потребности, действия могут воспроизводиться по привычке или ассоциации при сходном возбуждении);принцип антитезиса (при возбуждении состояния, прямо противоположного исходно полезному, появляется непроизвольное стремление к прямо противоположному действию);принцип порождения действий свойствами нервной системы (предполагается прямое действие нервной системы на выражение эмоций, независимо от воли и, до известной степени, от привычки).Как известно, основное внимание Чарльза Дарвина было направлено на изменение эмоций в процессе филогенеза (в основном при переходе от высших животных к человеку), который понимался им как процесс эволюции в результате естественного отбора. Хотя Дарвин и не дал сколь-нибудь связанного представления о природе эмоций, его указания на роль специфических форм мимики и пантомимики, а также на участие нервной системы в порождении эмоций оказали заметное влияние на будущих исследователей эмоций как в конце XIX, так и в XX веке. В последующем Крюгер, Даффи, Бартлетт, Янг и Липер дали своё объяснение функций эмоции [3; 13 - 15].Комплексная концепция эмоций КрюгераЕщё до появления эмпирических и теоретических работ представителей гештальтпсихологии, ФеликсКрюгерформулирует принципы целостности психической жизни. Опираясь на введенный в австрийской школе психологии термин "гештальт-качество", отнесенное Корнелиусом к области эмоций, Крюгер вводит более широкий термин "комплекс-качество".Согласно Крюгеру, эмоциональные явления представляют собой переживаемые качества целостной психической жизни, которые в потоке непрерывного опыта могут выделяться на фоне других явлений в такие последовательные целостности, как аффекты и другие эмоциональные явления типа удовольствие - неудовольствие, возбуждение, напряжение (поВ. Вундту).Выделяются три основных свойства эмоциональных явлений:Универсальность (постояннаявключенностьэмоциональныхявленийвпсихическуюжизнь),Качественноебогатство,Изменчивостьилабильность.К сожалению, Крюгер в своих работах не только не отошел от философских традиций чисто феноменологического (неэмпирического) рассмотрения эмоциональных явлений в интроспективной "описательной" психологии, но даже и усилил эти традиции, что способствовало забвению его идей в современной психологии эмоций [3; 39].Активационная концепция эмоций ДаффиДискуссии о специфичности физиологического проявления эмоций в 1920-е годы приводят многих психологов и физиологов к описанию эмоций в контексте энергетических и фоновых процессов. Тем самым под вопрос ставился сам статус эмоциональных явлений как качественно своеобразных "сущностей", занимающих свое, особое, отдельное место в процессах жизнедеятельности. Под этим понимается, что для психологии пропадает явление эмоций самих по себе, к чему психология пришла уже к середине XX века [3; 40].Наиболее радикальной в отрицании эмоциональных явлений как качественно специфического класса психических явлений была ЭлизабетДаффи, которая в 1962 году утверждала, что физиологическое проявление эмоций настолько генерализовано, что опознать по физиологическим характеристикам конкретное эмоциональное состояние невозможно, и в принципе существование описания даже самых сильных эмоций не отличаются от описаний поведения в целом [1; 180]. "Изменения в уровне энергии, в степени организации ответов и в состояниях сознания происходят в континууме. И в этом континууме нет точки, где "неэмоциональный" уровень энергии неожиданно переходит в "эмоциональный" уровень энергии; на нем нет и точки, где "неэмоциональный" уровень дезорганизации ответов внезапно переходит в "эмоциональный" уровень дезорганизации, так же как и на нем нет точки, где "неэмоциональное" состояние сознания переходит в "эмоциональное", - пишет Даффи. Человек, по её мнению, либо "отдается ситуации", либо избегает её, в зависимости от её смысла - привлекательного или угрожающего.По мнению Даффи, все так называемые эмоциональные характеристики можно свести к трем переменным:энергетический уровень поведения,степень целенаправленности поведения,природа реакции на взаимоотношения в ситуации.Однако и другие формы поведения, не относимые обычно к "эмоциональным", также варьируют по этим переменным. Отсюда делается радикальный вывод о том, что эмоций как отдельных и специфических явлений в реальности не существует, а есть лишь дань философской традиции, выделяющей эмоции в отдельную группу явлений [3; 40 - 41].Мотивационные концепции эмоций Бартлетта, Янга и ЛипераИдея о том, что эмоции являются основными мотивами человеческого поведения, известна, по крайней мере, со времен античности.В научной психологи также неоднократно высказывались идеи о роли эмоций в мотивации поведения. Так, ФредерикБартлеттв 1962 году отмечает, что эмоции обеспечивают побуждение неспецифического характера для выполнения необходимого действия. Возникновение эмоции, по Бартлетту, означает указание организму на столкновение несовместимых тенденций к действию (отрицательные эмоции) или на происходящую или возможную интеграцию этих тенденций (положительные эмоции).Другой сторонник мотивационной трактовки эмоций ПолЯнг в 1943 году предложил рассматривать эмоцию не столько как мотив, сколько как знак того, что мотив актуализирован, заблокирован или реализован. Только в случае развития эмоций в стабильные отношения, они могут становиться мотивирующим фактором. При этом Янг выдвинул чисто гедонистическую трактовку мотивационной природы эмоций: регулирующая и направляющая функция эмоций реализуется благодаря максимизации положительных переживаний и минимизации отрицательных, что и ведет к развитию старых и формированию новых мотивов.Дискуссия конца 1940-х годов между ДональдомХеббом, сторонником идеи о дезорганизующей роли эмоций, и РобертомЛипером сторонником идеи об интегрирующей роли эмоций, приводит последнего к формулировке мотивационной теории эмоций, которую горячо поддерживают и представители смежных наук.В своей программной статье Роберт Липер категорически отвергает представление о дезорганизующей роли эмоций, считая такого рода идеи результатом влияния философии рационализма и неправомерного обобщения эмпирических данных. Липер различает две, на его взгляд принципиально различные, группы мотивационных процессов: витальные потребности и соответствующие им ощущения жажды и голода, тепла или холода, боли или духоты; эмоции и соответствующие им переживания, не ограниченные исходными потребностями.В одной из своих последних работ Липер подчеркивает роль эмоций в восприятии ситуаций, ибо именно эмоции, по его мнению, выражают наиболее значимые для человека аспекты ситуации. В частности, он ссылается на исследование восприятия проективных тестов Роршаха и ТАТ, где богатство индивидуальной интерпретации ставит в тупик традиционный для психологов восприятия анализ, или приводит ещё более известные феномены "фигуры-фона" в знаменитой вазе Рубина или в рисунке Боринга "Жена или тёща". В заключение работы он даже говорит о мотивационно-перцептивной теории эмоций.Несмотря на обилие общих тезисов о положительной роли эмоций, интерес в рамках мотивационной теории скорее представляют конкретные эмпирические работы, направленные на описание включенности эмоций в процессы регуляции, как познания, так и работы организма [3; 44 - 46].4. Дифференциальные теории базовых эмоцийТеориядифференциальныхэмоцийвосходиткбогатомунаследиюзарубежныхтеоретиков, которыевнеслинемалыйвкладвопределениебазовыхэмоций.ВчислотакихученыхпобазовымэмоциямвошликонцепцииУильямаМак-Дугалла, Вудвортса, ГарольдаШлоссберга, РобертаПлутчика, СилванаТокинсаиКэрролаИзарда. Всеэтиученые, представляяразличныедисциплиныиточкизрения, вцеломсклонныпризнаватьцентральнуюрольэмоцийвмотивации, социальнойкоммуникации, познаниииповедении.Так чтоже представляетсобойтеориядифференциальныхэмоций? Онаназываетсятакоттого, чтообъектомеёизученияявляютсячастныеэмоции, каждаяизкоторыхрассматриваетсяотдельноотдругих, каксамостоятельныйпереживательно-мотивационныйпроцесс, влияющийнакогнитивнуюсферуинаповедениечеловекавцелом.Втеорияхбазовыхэмоцийлежатследующиеключевыеположения, наосновекоторыхможноопределить, являетсялитаилиинаяэмоциябазовой:определенноеколичествофундаментальныхэмоции, которыеобразуютосновнуюмотивационнуюсистемучеловеческогосуществования;базоваяэмоцияпроявляетсебяприпомощивыразительнойиспецифическойконфигурациимышечныхдвиженийлица (мимики);базоваяэмоциявлечетзасобойотчетливоеиспецифическоепереживание, котороеосознаетсячеловеком;базовыеэмоциивозникливрезультатеэволюционно-биологическихпроцессов;базоваяэмоцияоказываеторганизующееимотивирующеевлияниеначеловека, служитегоадаптации;базовыеэмоцииимеютотчетливыеиспецифическиенервныесубстраты.Исследователивыделяютиряддругиххарактеристик, которыенеобходимоучитыватьприрешениивопросаобуниверсальноститойилиинойэмоции. Всевышеназванныехарактеристикидолжныучитываться, имогут, дополнятся, нонивкоемслучаенедолжнызаменятьинеотменятьвышеперечисленные [4; 63 - 64].Дифференциальная концепция Вудвортста - ШлоссбергаВ основном все дифференциальные теории основываются на трехмерном представлении системы чувств Вундта, в которой выделяются три пары простых чувств:удовольствие - неудовольствие,возбуждение - успокоение,напряжение - разрешение.Чувства, располагающиеся по одной прямой, исключают друг друга, т.е. одновременно они существовать не могут. Чувства, расположенные на отрезках от пересечения осей, могут сосуществовать с двумя другими измерениями, к которым они сами не принадлежат. Следовательно, всё многообразие чувств заполняет геометрическое пространство, разделенное векторами простых чувств. Сложное чувство будет формироваться из мгновенных значений изменения простых чувств [5; 27 - 28].На основе этой трехмерной схемы в 1938 году Вудвортспредложил свою двухмерную классификацию мимических выражений эмоций в виде круга с двумя осмии: "удовольствие - неудовольствие" и "принятие- отталкивание". Затем в 1941 году ГарольдШлоссберг добавил третье измерение "сон - напряжение" [3; 42].Однако последующие исследования показали, что оценки "принятие - отталкивание" и "сон - напряжение" высоко корректируют друг с другом и не является независимыми [5; 28].